84483

ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА ЦВЕТА - ПРАКТИКА СМЕШЕНИЯ КРАСОК

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Поэтому все большее количество типографий используют в своей работе смесевые краски. Смесевые краски позволяют добиться равномерной плашки без использования растра. Еще не так давно типографии смешивали краски сами используя опыт печатников. Современные типографии в основном заказывают необходимые для печати смесевые краски в фирмах специализирующихся на их изготовлении.

Русский

2015-03-19

41.79 KB

3 чел.

ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА ЦВЕТА — ПРАКТИКА СМЕШЕНИЯ КРАСОК

Для производителей полиграфической продукции большое значение имеет точное воспроизведение цвета, заданного заказчиком. Это особенно важно при печати на упаковке и этикетках при повторяющихся тиражах. Поэтому все большее количество типографий используют в своей работе смесевые краски. Помимо точного цветовоспроизведения, использование смесевых красок дает целый ряд преимуществ, например возможность выхода оттенков за пределы цветового охвата стандартной триадной печати. Смесевые краски позволяют добиться равномерной плашки без использования растра. Они помогают качественно воспроизводить цветной текст и многокрасочную векторную графику. Позволяют стабильно воспроизводить фирменные цвета на различных материалах. В конечном итоге при грамотном подходе использование смесевых красок приводит к значительной экономии.

Еще не так давно типографии смешивали краски сами, используя опыт печатников. Современные типографии в основном заказывают необходимые для печати смесевые краски в фирмах, специализирующихся на их изготовлении. Такие услуги наша компания оказывает уже боле 10 лет. Ассортимент смесевых материалов предлагаемых нашей компанией постоянно расширяется. Помимо смесевых красок для листового офсета (масляных и УФ-отверждения) мы предлагаем металлизированные водно-дисперсионные и УФ-краски для флексографии, краски для ПВХ панелей, а также специальные лаки (перламутровые и матовые Twin).

Рассмотрим основные особенности процессов подготовки заказа и производства смесевой краски.

Так как одна и та же краска на разных подложках и при разных условиях может выглядеть поразному, процесс заказа смесевого цвета не столь прост ,как может показаться на первый взгляд и обычно проходит тремя нижеперечисленными способами.

По образцу. При заказе смесевой краски необходим эталон цвета — материальный образец (оттиск), желательно изготовленный полиграфическим способом, а в идеале тем же способом печати для которого подбирается краска. В противном случае можно столкнуться с явлением метамерии или метамеризмом. Метамерией называют явление, когда два окрашенных образца цвета воспринимаются одинаковыми под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения. Также это явление встречается при подборе краски к цифровым цветопробам. Метамеризм связан с использованием различных по спектральным характеристикам пигментов в краске на эталоне и полученном в результате подбора оттиске. Пробный оттиск, рассматриваемый при дневном свете, при освещении лампой накаливания или в свете люминесцентной лампы в этом случае будет иметь разный цвет относительно эталона.

По вееру. Если цвет выбирают по системе Pantone®, следует помнить, что образцы в веерах не являются эталоном. В зависимости от редакции и номера печати веера могут значительно отличатся друг от друга. К тому же образцы в веере имеют ограниченную светостойкость, проще говоря, выцветают. Поэтому веер следует хранить в темном месте и менять не реже одного раза в год. Если же веер активно используется, то его замену следует производить еще чаще, так как образцы истираются. Для точного воспроизведения цвета по вееру необходимо уточнять характеристики конкретного экземпляра веера или воспользоваться электронной библиотекой Pantone®. Кроме того, эталон цвета по вееру нужно выбирать на подложке схожей с той, на которой будет осуществляться печать. Можно рекомендовать при заказе цвета по вееру предварительно утверждать пробный оттиск на тиражном материале, сделанный в лаборатории.

По координатам. Еще одна возможность спецификации необходимого цвета — указание координат цвета в пространстве CIELab или его спектра отражения. В настоящее время такой способ может быть осуществлен посредством формата CxF (Color Exchange Format) и может пригодиться при невозможности предоставления образца. Однако корректен он только при наличии согласуемых (соответствующая геометрия измерения, источник света, соответствующий фильтр, возможность измерения спектра), а лучше одинаковых спектрофотометров у заказчика и исполнителя. Однако абсолютное выражение цвета в координатах Lab не является удобным и информативным, так как минимизировать, или избежать явления метамеризма поможет только знание о спектре отражения.

Типичная ошибка заказчиков — мнение о том, что для составления рецепта краски достаточно данных о цветоделении на триаду (значения CMYK в процентах). В действительности же значения CMYK могут дать только общее представление о необходимом цвете, но не точно определить его.

Для подбора цвета необходимо предоставить необходимое количество образцов запечатываемого материала. Если перед печатью запечатываемая поверхность будет покрываться праймером или белилами, то необходимо предупредить об этом изготовителя или предоставить образцы с покрытием. Важно помнить, что точный подбор цвета возможен только при предоставлении тиражной основы.

В каталоге Pantone® Formula Guide представлены три типа стандартных печатных основ. Для выбора необходимого веера стандартные подложки можно условно сопоставить с широким спектром используемых материалов:

Немелованная— Solid Uncoated, к этому типу можно отнести офсетные бумаги и часть так называемых дизайнерских бумаг и картонов без мелованного покрытия.

Мелованная глянцевая — Solid Coated, к ним относятся мелованные глянцевые бумаги двустороннего мелования и этикеточные глянцевые бумаги (при печати с лица). Также обычно выбираем этот веер при печати на мелованных и макулатурных картонах. Этот веер может быть использован в качестве образца при печати по матовым мелованным бумагам.

Мелованная матовая — Solid Matte, используется редко т.к. используемая в этом веере бумага плохо соотносится с используемым ассортиментом матовых бумаг.

В случае заказа краски для печати на «не стандартных» материалах (например макулатурных картонах, дизайнерских бумагах, синтетических материалах) нужно понимать, что имеются ограничения по воспроизведению некоторых оттеков цвета вследствие физическиx и оптических особенностей этих печатных основ.

При заказе краски желательно предоставить максимум информации об используемой технологии печати и естественно в заказе нужно указать тип печатной краски — масляная, УФ-отверждаемая, воднодисперсионная и т.д.

В офсетной плоской печати получение требуемого цветового тона по образцу обычно производится так, чтобы смесевая краска соответствовала этому образцу при нормальной краскопередаче. Нужного оттенка нельзя добиваться чрезмерной подачей краски, так как печать тиража с таким слоем краски повлечет за собой ряд трудностей, вплоть до невозможности напечатать тираж. Однако насыщенные и темные цвета нередко требуют большей толщины слоя краски, чем позволяет нанести печатная машина, из-за чего заказчику приходится либо печатать в два прогона, либо изменять требования к цвету. Иногда цветовой оттенок лучше получать при минимальной подаче краски. При таком подходе устраняются технические трудности, вызываемые печатанием слишком большими слоями краски. С другой стороны при низкой краскопередаче печатнику тяжелее держать точный накат краски. Поэтому при подготовке краски для офсетной печати целесообразно договориться о желаемой минимальной и максимальной толщине красочного слоя. При печати смесевыми красками важно контролировать толщину красочного слоя, так как с данным параметром связаны оптическая плотность и светлота (яркость) L в пространстве Lab, а также насыщенность и цветовой тон.

Отдельно стоит рассматривать заказ краски со специальными оптическими эффектами. Эти краски — металлизированные, флуоресцентные, перламутровые требуют специальных инструментальных средств оценки, в противном случае возможна лишь субъективная визуальная оценка. Металлизированные пигменты делают практически невозможным инструментальный контроль традиционным спектрофотометром геометрии 0/45 или 45/0, поскольку значительная зеркальная составляющая отраженного излучения может быть учтена только при использовании приборов со сферической оптикой (геометрия 0/d или d/0), при отсутствии таких инструментов решающее значение имеет практический опыт самого колориста. Это же касается и печати по металлизированным основам.

Недавно в нашей лаборатории появился прибор со сферической оптикой X-rite SP-62. Пока предполагается его использование только для сравнения и контроля.

Использование флуоресцентных и перламутровых красок изначально предполагает субъективную оценку. В первом случае инструментальный контроль затруднен из-за преобразования части УФ излучения в видимый свет, что не всегда корректно воспринимается прибором, а во втором случае критическими параметрами являются размер интерферирующего пигмента, структура запечатываемого материала и угол, под которым наблюдается образец.

Значительное влияние на конечный цвет отпечатка оказывает лаковое покрытие. Изменение глянца поверхности может визуально изменить и цветовой тон, особенно если сам лак не является бесцветным, например масляный лак немного желтит цвет. Кроме того далеко не все пигменты обладают достаточной химстойкостью и могут разрушаться при контакте с лаком. В частности, водно-дисперсионные и УФ-отверждаемые лаки обладают щелочной реакцией и могут разрушать пигменты, не обладающие щелочестойкостью, например синий рефлекс. Для каждого пигмента известна его щелочестойкость, спиртостойкость и светостойкость, что учитывается при изготовлении рецептуры. Если есть необходимость покрыть лаком краску, пигмент которой не обладает необходимой устойчивостью, возможно изготовление того же самого цвета на основе других стойких цветов, но это сложнее и дороже.

Важно сообщить изготовителю краски и о последующем ламинировании, тиснении и другой послепечатной обработке. Повышенная светостойкость необходима также для наружной и витринной рекламы. Вообще для составления фоновых красок желательно применять исходные краски с высокой устойчивостью к свету. Наличие в смесевой краске разнородных пигментов, в различной степени поглощающих и отражающих свет, отрицательно сказывается на устойчивости к свету.

Требование высокой стойкости к истиранию может быть оправданно при печати на матовых поверхностях, поскольку этот эффект создается добавлением матирующих абразивных частиц. В этом случае применяются специальные серии красок для матовых бумаг или защитный матовый лак.

При сравнении цвета подготавливаемой краски с образцом следует обращать внимание на условия оценки оттисков. При визуальной оценке важно максимально исключить психологическую составляющую и регламентировать условия наблюдения. Необходимо сравнивать цвета при соблюдении некоторых условий: нейтрально серый фон, непосредственное соприкосновение цветов (отсутствие границы), источник света со стандартной коррелированной температурой 5000 °K (D50) или 6500 °K (D65). Эти условия могут быть созданы при использовании специальной световой кабины.

Для объективной оценки цветового различия используется показатель разности цветов ∆Е. На сегодняшний день, допустимые отклонения этого показателя при производстве смесевых красок не регламентируются международными стандартами. В результате «колориметрических тестов» было выяснено, что глаз начинает различать близкие цвета по светлоте и цветовому тону в районе ∆Е=2±0,1, для ∆Е=3,3±0,3 различие достаточно уверенное. Учитывая рекомендации поставщиков оборудования и материалов, а также учебной литературы мы предлагаем следующие критерии оценки цветовых различий:

Отклонение показателя разницы цветов пробного оттиска относительно утвержденного эталона (воспроизводимая погрешность) — ∆Е ≤2

Отклонение показателя разницы цветов между оттисками разных партий краски (приемлемая погрешность) — ∆Е ≤3

Следует уточнить, что для согласования измерений необходимо оговорить параметры измерений и формулу расчета цветовых различий ∆E.

При инструментальном контроле мы используем следующие параметры:

— спектрофотометр с линейной геометрией прибора 0/45,

— физический фильтр — поляризационный (Pol) или без фильтра (NO)

— источник света: D65 или D50

— угол наблюдения: 10° или 2⁰

Обычно мы используем формулы ∆ELab и ∆Е94, но можно использовать также ∆ЕCMC или ∆Е2000.

Эти показатели ∆Е получены при переработке ∆ЕLab и рекомендованы Международной Комиссией по Освещению (МКО).

Нужно помнить, что абсолютная оценка смесевой краски возможна лишь после полного высыхания ее на оттиске. Однако использование специального поляризационного фильтра (Pol) при измерениях позволяет объективно оценивать оттиск непосредственно после печати.

Станцию смешения красок можно разделить на два подразделения — производственную лабораторию и цех смешения краски. Самая технологичная часть — разработка рецептуры и контроль качества готовой краски — требующая высокой квалификации сотрудника, осуществляется в лаборатории. Для изготовления необходимого количества краски в цехе используются весы и специальные миксеры (мешалки).

Как же происходит процесс подготовки краски на станции смешения в нашей компании?

От заказчика поступает заявка на оказание колористических услуг. Это может быть изготовление необходимого количества краски по ранее разработанному рецепту или первичный подбор цвета по образцу или катологу Pantone® с последующим изготовлением краски. В заявке указывается наименование краски (ее название или номер) и ее тип (система смешения), необходимое количество краски и фасовка, наличие образца цвета, вид подложки, желательная толщина красочной пленки, вид отделки — лакирование (вид лака) или ламинирование. Указываются требования к светостойкости, спиртостойкости, щелочестойкости и другие требования к краске, сроки изготовления заказа, которые согласуются с координатором производства. В компьютер вводятся все данные по выполняемому заказу. Таким образом, формируется план производства краски.

Получив всю необходимую информацию, колорист приступает к работе. Изготовление краски начинается с разработки рецептуры при помощи специального оборудования. Спектрофотометр SpectroEye фирмы X-rite подключен к компьютеру, оснащенному программами Ink Formulation и Color Quality для компьютерного подбора и контроля цвета. В программе Ink Formulation колорист выбирает нужную систему смешения красок согласно ассортименту. Вводит цвет эталона, тип подложки, при этом он может воспользоваться базой данных или сделать замеры. Затем выбирает, какие базовые компоненты краски он будет использовать. При подборе цвета нужно стремиться к тому, чтобы рецептура смесевой краски получались наиболее простой, т.е. нужно работать с возможно меньшим числом компонентов. Желаемый цветовой тон при этом будет получен быстрее и при следующем смешении повторение этой работы значительно облегчается.

Далее программа просчитывает возможные комбинации базовых красок и выдает возможные рецептуры. Предлагается несколько вариантов рецептов, из которых колорист выбирает оптимальный. Полученная рецептура сохраняется в базе данных. По выбранной рецептуре при помощи лабораторных весов получают образец смесевой краски в количестве нескольких грамм. Затем переходят к следующей стадии — это пробная печать. Пробопечатное устройство Mickle или IGT C1, с раскатной и печатной системами, дает возможность получить равномерный слой краски в рабочем диапазоне толщины. Краска раскатывается необходимое время, накатывается на форму, затем наносится на полосу печатной основы. По полученному оттиску характеристики цвета сверяются с эталоном. При необходимости рецепт подвергается коррекции.

После разработки рецептуры в лаборатории мы переходим к изготовлению необходимого количества краски в цехе смешения. Из образца замешанной краски в лаборатории делается пробный оттиск и проверяется на соответствие эталону. При необходимости смесевая краска корректируется путем добавления базовых компонентов и снова проверяется. Готовая краска фасуется в соответствии с заказом, сопровождается по запросу пробным оттиском и отгружается заказчику.

В последнее время некоторые крупные типографии также устанавливают в своих стенах современные станции смешения краски. Типография при этом частично или полностью переходит на самостоятельную подготовку краски к работе, а компания-поставщик обеспечивает техническую поддержку, своевременную поставку базовых красок, доступ к базе рецептур и подготовку специалистов. Такое партнерство позволяет в сжатые сроки изготавливать смесевые краски, оперативно их корректировать, изготавливать точно под заказ необходимое количество красок, минимизируя при этом остатки готовой краски.

Однако такая организация производства имеет и некоторые недостатки. Например, типографии необходимо держать на складе базовые компоненты в достаточном для производства смесевой краски количестве. А это существенные финансовые затраты. К тому же наличие современного оборудования в лаборатории не гарантирует стабильной и качественной работы.

Решающим условием для рационального и правильного по цвету, смешения красок по прежнему остается подготовка квалифицированных технологов-колористов, обладающих правильным цветовым зрением и практическими навыками. И это, на наш взгляд, является на данный момент основной проблемой для типографий решивших установить собственную станцию смешения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20650. Марксизм в России 40 KB
  Плеханов Георгий Валентинович 18561918 русский философмарксист сторонник революционных преобразований общества. Плеханов являлся ортодоксальным последователем учения Маркса и Энгельса о закономерностях развития общества. Но несмотря на сочувствие историческому материализму в марксизме Плеханов проявлял определённую творческую самостоятельность в размышлениях о социальных процессах. Плеханов предложил монистическое единое универсальное основание для любых форм хозяйственных и товарноденежных отношений социума географическую среду.
20651. Философский смысл проблемы бытия 63.5 KB
  Одна из первых по значению проблем философского исследования состоит в попытке дать ответ на такие онтологические вопросы как: что есть бытие существует ли оно и есть ли его противоположности попытка дать качественное определение категории бытие и рассмотреть его отношение с понятиями небытие и инобытие; где и когда оно существует проблемы пространства и времени; конечно ли всё сущее и есть ли его начало; как соотносятся между собой различные формы бытия как взаимосвязаны различные по степени конкретизации уровни форм бытия...
20652. Категория «материя» в философии 46 KB
  Рассматривая материю можно выделить ряд основных проблем формирующих предмет исследования данной категории: а вопрос о единстве материи б соотношение материи и идеального в диалектика материи то есть рассмотрение её через призму закона единства и борьбы противоположностей установка диалектических противоречий например исследование таких категорий как общее и специфическое целое и часть и т. Подобное ограниченное конкретновещественное понимание материи сохранялось как парадигма на протяжении многих столетий в философии...
20653. Дифференцированность материи существование различного типа систем структур и рассмотрение бытия как 44 KB
  Материя таким образом не существует вне изменений или вне движения. Любой предмет действительности реализует в себе формулу всё пребывает в вечном стремлении к иному состоянию и бытийствует лишь в форме определённого типа движения или изменяющиеся динамичные отношений. При разрушении собственного движения образующего качество объекта он переходит в состояния движения присущего другим классам объектов. Как и материя движение абсолютно то есть несотворимо и неуничтожимо и ни одна форма движения не берется ниоткуда.
20654. Пространство и время 38.5 KB
  Движение как на элементарном так и социальном уровне предполагает изменение положения объекта в пространстве осуществляемом во времени. Характеристиками времени являются длительность последовательности смены состояний осуществляемой благодаря взаимосвязи процессам развития или деградации объектов. Для того чтобы произвести отсчёт времени мы берём в качестве эталона повторяющийся по определённым критериям какойлибо процесс и с ним сопоставляем непериодические более сложные процессы. Время как и пространство существует лишь потому что...
20655. Основные исторические этапы становления диалектического учения 39.5 KB
  Сократовский диалог хотя и на первый взгляд не отличается от первых определений диалектики но в действительности становится одной из первых гносеологических формул в постижении человека и природы. Понимание диалектики как диалога спора противоречий продлилось и в средние века где казалось бы религиозный монизм должен исключить любое возможное несогласие с божественной догматикой. Рассмотрение диалектики как искусства вести беседу актуально и сейчас при столкновении мнений в области не просто частных споров но и в решении социальных...
20656. Основные принципы диалектики 62.5 KB
  Сложные связи разнообразных явлений пронизывают абсолютно всё мироздание и неразрывны в своей основе хотя материя и разнородна. Можно дать следующее определение связи это атрибут материи являющийся общим выражением зависимости между явлениями отражением взаимообусловленности их существования и развития. Под отношением следует понимать одну из форм момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов раскрывающей существование объекта не только самого по себе но и для других речь идёт о том что отношения всегда устанавливаются между...
20657. Мировоззрение – понятие, структура и формы. Мировоззрение и философия 82 KB
  В более развёрнутом виде мировоззрение можно рассматривать как целостную самостоятельную социально детерминированную систему в которой сложно отражены и взаимосвязаны наиболее общие взгляды образы оценки принципы чувственные и рациональные представления индивида и коллектива о действительности в объективном природном общественном и субъективном индивидуальном состоянии и отношении к ним человека в его духовной деятельности. Основной проблемой мировоззрения выступает вопрос о специфики отношений связующих человека и мир. Раскрытие...
20658. Предмет, структура, функции философии. Философия и культура. Философия и наука 100 KB
  Определение философии. Подобное понимание лишает философское знание научной специфики создаёт ложное представление о философии как чистом мышлении способном существовать вне связей с объективной реальностью размывает уникальность её предмета целей задач и методов исследования а также ограничивает рамками личностного субъективного видения мира. Поэтому для определения философии можно использовать такой этимологический перевод как любовь к истине.