8452

Организационные формы управления научным комплексом

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Организационные формы управления научным комплексом Организационная структура управления научно-техническим комплексом - совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов государственного управления научно-технически...

Русский

2013-02-11

16.16 KB

7 чел.

Организационные формы управления научным комплексом

Организационная структура управления научно-техническим комплексом - совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов государственного управления научно-техническим развитием и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны.

Система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). А также научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-конструкторские организации, опытные заводы, высшие учебные заведения, промышленные организации, прочие

Государственный комитет по науке и технологиям проводит государственную политику и реализует функции государственного регулирования в сфере научной и инновационной деятельности, осуществляет охрану прав на объекты интеллектуальной собственности. ГКНТ курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.

Ответственность за осуществление социально-экономических и государственных целевых программ возложена на Министерство экономики, отраслевые министерства и концерны.

Кроме того, Министерство образования, государственные комитеты, отраслевые министерства обеспечивают организацию и координацию научных исследований и научно-технической деятельности в отраслях, планирование и подготовку кадров высшей квалификации, которую в стране курирует ВАК.

Принципы формирования научно-технической политики государства определены в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики».

Организационная структура потенциала. По состоянию на 2004 г., в республике 295 организаций и предприятий выполняли ИР, в которых было задействовано около 29 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве архитектуры и строительства, Государственном военно-промышленном

комитете (ВПК), концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 77 % организаций, 86 % работников, выполнявших ИР, 88 % внутренних текущих затрат на науку.

Традиционно научные организации распределяются по трем основным сферам, представляющим относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука).

Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 90 научных организаций и свыше 11 тыс. работников, выполняющих ИР. В 2002 г. по инициативе Президента Республики Беларусь осуществлена реорганизация научной системы страны. В состав Академии передан ряд организаций сельскохозяйственного и технического профилей. Сегодня НАН Беларуси осуществляет организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных исследований и раз­

работок с отдельными функциями республиканского органа управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Вузовская наука представлена 35 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Наряду с участием в выполнении государственных научно-технических и иных программ деятельность вузовской науки направлена на подготовку специалистов для народного хозяйства, на проведение ИР, обеспечивающих единство научного и образовательного процессов и формирующих

задел для перспективных научных направлений.  

Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности — 45 организаций и свыше 5 тыс. работников, выполняющих ИР (2004 г.). К сожалению, в последние годы сократилось количество КБ и проектно-конструкторских организаций со 106 в 1990 г., 53 — в 2000 г. до 41 — в 2004 г. (см. табл. 2.8). Снизилась и доля специалистов промышленности, выполнявших ИР (до 10,6 % в 2004 г.) в общей структуре научно-технического потенциала страны.

В то же время отраслевая наука — инновационно активная отрасль экономики, во многом определяющая конкурентоспособность последней.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53343. Doing housework (Робота по дому) 143 KB
  How are you? Are you ready for the lesson? Please, mark your mood before starting our lesson. If you are fine, raise green cards. If you’re so-so, raise yellow cards. If you’re bad, raise red cards. (Учні підіймають свої картки відповідного кольору.) Cl: We are fine. We are ready for the lesson. Teacher: I am glad to hear you are fine. Today we are happy to have our English lesson in this classroom where you will do a lot of different tasks.
53344. Изготовление из бумаги макетов архитектурных сооружений. Творческий проект 351.5 KB
  Поэтому предлагаю выполнять полуобъемные макеты которые просты и удобны в изготовлении. Такие макеты удобны тем что их можно переносить и хранить в тетради в книге они не мнутся и хорошо складываются. Можно пофантазировать и готовые макеты скомпоновать между собой склеить. На уроках изобразительного искусства и художественной культуры можно выполнять подобные макеты нескольких видов разделив класс на группы.
53345. Сценарій спортивно – розважальної гри «Хрестики – Нулики» 91 KB
  Вчитель фізкультури у початкових класах Сценарій спортивно розважальної гри Хрестики Нулики Мета: розвивати у дітей рухові здібності увагу кмітливість уміння швидко реагувати на поставлені запитання і чітко давати відповідь; виховувати почуття дружби взаємоповаги та взаємо підтримки один за всіх всі за одного; зміцнювати здоровя дітей. Загальні відомості про гру Хрестикинулики†матеріал взято з Вкіпедії Хрестикинулики гра для двох гравців. Тому у хрестикинулики частіше всього грають малі діти. Існує 26 830 можливих...
53346. Історичне значення запровадження християнства 48.5 KB
  Історичне значення запровадження християнства Очікуванні результати: визначити історичні корені хрещення Київської Русі; визначити значення хрещення для історії держави та людства; розвивати вміння логічного мислення; порівнювати історичні факти; впроваджувати в практику щоденного життя моральноетичні і духовні цінності християнства; виховувати повагу до історичних постатей та православної віри. Тип уроку: комбінований Форма уроку: урокподорож Обладнання: відеофільм Хрещення Русі портрет В. Великий почав князювати Яку...
53347. Основні принципи будови та функціонування World Wide Web, протокол НТТР, адресація в мережі 395.5 KB
  Для учнів які мають уявлення про мову HTML: розшукати історичні відомості про мову НТМL. Але для того щоб створити Webсторінку необхідно знати мову гіпертекстової розмітки тобто HTML. Отже тема уроку: â€Створення структури HTML документа. На попередньому уроці учням було завдання відшукати історичну довідку про створення мови HTML.
53349. Берегиня вроди – хустка 219 KB
  Впродовж століть хустка була на Україні найдорожчим подарунком який уособлював для кожної людини рідну Україну рідний дім рідну матір. Де ж вона сьогодні щира українська хустка що її серед тисячі інших вирізняє щось невимовно рідне Де весела та барвиста хустка щедро оспівана в народних піснях та іграх Хочеться щоб вона сьогодні стала не просто модною деталлю на деякий час а одним з національних символівоберегів. І учениця: Українська хустка з давніхдавен це основний і улюблений головний убір української молодиці.