8452

Организационные формы управления научным комплексом

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Организационные формы управления научным комплексом Организационная структура управления научно-техническим комплексом - совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов государственного управления научно-технически...

Русский

2013-02-11

16.16 KB

7 чел.

Организационные формы управления научным комплексом

Организационная структура управления научно-техническим комплексом - совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов государственного управления научно-техническим развитием и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны.

Система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). А также научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-конструкторские организации, опытные заводы, высшие учебные заведения, промышленные организации, прочие

Государственный комитет по науке и технологиям проводит государственную политику и реализует функции государственного регулирования в сфере научной и инновационной деятельности, осуществляет охрану прав на объекты интеллектуальной собственности. ГКНТ курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.

Ответственность за осуществление социально-экономических и государственных целевых программ возложена на Министерство экономики, отраслевые министерства и концерны.

Кроме того, Министерство образования, государственные комитеты, отраслевые министерства обеспечивают организацию и координацию научных исследований и научно-технической деятельности в отраслях, планирование и подготовку кадров высшей квалификации, которую в стране курирует ВАК.

Принципы формирования научно-технической политики государства определены в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики».

Организационная структура потенциала. По состоянию на 2004 г., в республике 295 организаций и предприятий выполняли ИР, в которых было задействовано около 29 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве архитектуры и строительства, Государственном военно-промышленном

комитете (ВПК), концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 77 % организаций, 86 % работников, выполнявших ИР, 88 % внутренних текущих затрат на науку.

Традиционно научные организации распределяются по трем основным сферам, представляющим относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука).

Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 90 научных организаций и свыше 11 тыс. работников, выполняющих ИР. В 2002 г. по инициативе Президента Республики Беларусь осуществлена реорганизация научной системы страны. В состав Академии передан ряд организаций сельскохозяйственного и технического профилей. Сегодня НАН Беларуси осуществляет организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных исследований и раз­

работок с отдельными функциями республиканского органа управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Вузовская наука представлена 35 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Наряду с участием в выполнении государственных научно-технических и иных программ деятельность вузовской науки направлена на подготовку специалистов для народного хозяйства, на проведение ИР, обеспечивающих единство научного и образовательного процессов и формирующих

задел для перспективных научных направлений.  

Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности — 45 организаций и свыше 5 тыс. работников, выполняющих ИР (2004 г.). К сожалению, в последние годы сократилось количество КБ и проектно-конструкторских организаций со 106 в 1990 г., 53 — в 2000 г. до 41 — в 2004 г. (см. табл. 2.8). Снизилась и доля специалистов промышленности, выполнявших ИР (до 10,6 % в 2004 г.) в общей структуре научно-технического потенциала страны.

В то же время отраслевая наука — инновационно активная отрасль экономики, во многом определяющая конкурентоспособность последней.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9662. Стандартизация деятельность по установлению правил и характеристик 47 KB
  Стандартизация. Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение ко...
9663. Лицензирование. Государственная регистрация субъектов предпринимательства 49.5 KB
  Лицензирование. Эффективным средством воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на предпринимательство является государственная регистрация субъектов предпринимательства и лицензирование отдельных видов деятельности. Отеч...
9664. Сертификация продукции и услуг 52 KB
  Сертификация продукции и услуг. Сертификация - это деятельность специальных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию в качестве системы сертификации в порядке, установленном Госстандартом России. Сертификация устанавливае...
9665. Экспертиза и гигиеническая оценка товаров 47 KB
  Экспертиза и гигиеническая оценка товаров. Сертификация услуг представляет собой процедуру подтвержденная соответствия, посредством которой независимая от исполнителя услуг и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что...
9666. Регистрация и аттестация продукции и услуг 32 KB
  Регистрация и аттестация продукции и услуг. Государственная регистрация продукции осуществляется на основании статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ста...
9667. Правила торговли 62.5 KB
  Правила торговли Определение внешнеторговой деятельности дается в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под ней понимается предпринимательская деятельность в области междун..
9668. Товарооборот, цены и тарифы. Правовое регулирование цен 32 KB
  Товарооборот, цены и тарифы Цена - это денежное выражение стоимости продукции, работ, услуг. Разновидностью цены является тариф, который применяется при перевозке. Цены подразделяются на: свободные регулируемые. Свободная цена складывае...
9669. Маркирование товаров. Товарный знак и знак обслуживания 44.5 KB
  Маркирование товаров. Товарный знак и знак обслуживания Маркировка - это условные обозначения и данные, которые наносятся на товар и/или упаковку. Маркировка выполняет следующие функции: информационная идентифицирующая эмоциональная мотивирующая. ...
9670. Понятие оптовой торговли, ее задачи и принципы 34 KB
  Коммерческая деятельность (от лат. commercium - торговля) в широком смысле трактуется как любая предпринимательская деятельность, ориентированная на получение прибыли. Коммерческая деятельность в торговле - охватывает все виды операций, направленных...