8453

Проблемы переходного процесса национальной экономик России и стран Восточной Европы

Доклад

Мировая экономика и международное право

Проблемы переходного процесса национальной экономик России и стран Восточной Европы РБ находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешенной соц ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало...

Русский

2013-02-11

25.36 KB

5 чел.

Проблемы переходного процесса национальной экономик России и стран Восточной Европы

РБ находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешенной соц ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало 90-х гг. XX в.) показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм.

Речь идет о наличии и вызревании множественных предпосылок развития рыночной экономики: экономических, правовых, политических, идейно-культурных, социально-психоло- гических, цивилизационных и др. И не просто об отдельных предпосылках и условиях, а о всей совокупности условий, необходимых и достаточных для успешного преобразования действующей экономической модели в перспективную (ПМЭ).

При определении предпосылок необходимо в комплексе с целевыми установками и императивами учитывать и временной фактор.

По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика решает неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. Это прежде всего:

  1.  реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры;
  2.  краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств;
  3.  максимальное использование наличных производственных мощностей;

» совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности;

  1.  ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление национальной валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экономики;
  2.  сосредоточение структур экономического управления преимущественно на оперативных вопросах сбыта продукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточности и неплатежей.

Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг, и поэтому эти инвестиции должны носить упреждающий характер.

Длительного периода времени требуют институциональные преобразования. Изменения в законодательстве, написание и ввод в действие новых законов, утверждающих правовые нормы для становления новых институтов рыночной экономики — института частной собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных рисков и других, — многолетний процесс. И еще более длительные сроки необходимы для утверждения новых неформальных институтов — традиций, обычаев, нравов, формирующих межличностные отношения, такие качества личности и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д. Этот огромный, глубокий пласт культуры нации сконцентрирован в исторически наследуемом экономическом опыте поколений, народных корнях и традиционных ценностях, сохраняющих национально-культурную идентичность. Его развитие и обогащение — долгий исторический процесс.

Долговременный характер вышеназванных процессов преобразований обусловливает их стратегический характер и придает им статус базовых предпосылок построения ПМЭ.

В число базовых предпосылок и конструктивных факторов формирования ПМЭ также входят:

  1.  выгодное экономико-географическое положение Беларуси;
  2.  развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственной инфрастуктуры;
  3.  значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
  4.  достаточно мощная строительная база;
  5.  значительный научно-технический потенциал;
  6.  многоотраслевой промышленный комплекс;
  7.  высокий общеобразовательный уровень населения при низкох^ цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
  8.  комплексность развития территорий и достаточная сфор- мированность межотраслевых комплексов;
  9.  многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;
  10.  совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.

В качестве барьеров выступают:

  1.  несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;
  2.  недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;
  3.  критический уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной инфраструктуры;

» недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;

  1.  чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.

Поэтому задачей государственной политики в области реформирования является создание такого механизма управления и регулирования, который повысит эффективность использования имеющихся факторных преимуществ и последовательно устранит препятствия, что создаст дополнительные предпосылки к построению ПМЭ.

Исходя из изложенных критериев и методологических подходов, всю совокупность необходимых предпосылок и условий следует подразделить на внешние и внутренние, а внутренние — на общесистемные, структурные, институционально- правовые и др.

К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации, информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.

Современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новой стадии прогресса человеческого общества — постиндустриальной.

Путь от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты переходного периода в Республике Беларусь. Для вступления в мировое сообщество, обеспечения населению страны достойных условий труда и быта следует усилить принципиальную ориентацию на мировые тенденции, развитой рынок, преодолеть техническое отставание, перейти на новый технологический способ производства, новую стадию социально-экономического развития — к экономике, основанной на знаниях. Сегодня в высокоразвитых странах 85—90 % прироста ВВП обеспечивают инновации в науке, технике, экономике и других сферах общества.

Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:

  1.  построение социального правового демократического государства;
  2.  эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества.

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны (внутренние системные условия):

  1.  в реальном секторе — создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;
  2.  финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов;
  3.  институционально-правовой сфере — построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики;
  4.  внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, много- векторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;
  5.  области управления и регулирования социально-экономических процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решения текущих и перспективных задач на основе новых информационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Важными системными предпосылками построения ПМЭ являются также поддержание здоровой экономической среды, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.). Особо важные предпосылки здорового экономического роста — снижение инфляции, поддержание эффективной занятости, устойчивости национальной валюты, оздоровление финансового положения субъектов хозяйствования, последовательное обеспечение социальной ориентации экономических преобразований.

Поэтому приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:

  1.  построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;
  2.  создание национальной инновационной системы;
  3.  реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства;
  4.  развитие человеческого потенциала;
  5.  оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10406. Сущность, основные черты и типы демократии 30.5 KB
  Сущность основные черты и типы демократии. В переводе с греческого термин демократия означает власть народа. Полное и четкое определение понятия демократия сформулировать достаточно сложно тем не менее можно выделить ряд характерных признаков присущих всем де...
10407. Современная система международных отношений: проблемы и противоречия 37.5 KB
  Современная система международных отношений: проблемы и противоречия. Международные отношения более сложное явление чем внешняя политика Это совокупность экономических политических идеологических правовых военных информационных дипломатических и других
10408. Глобальный и региональный аспекты международной безопасности в мире 42 KB
  Глобальный и региональный аспекты международной безопасности в мире. В наши дни в условиях все возрастающей взаимозависимости и взаимосвязи государств на мировой арене становится необходимым изучение не только политических систем отдельно взятых государств но и м...
10409. Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ. 40 KB
  Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ. Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройству. Растет многообразие политического экономического и культурного развития стран идет поиск на национальном и ре...
10410. Проблемы политической социализации личности 26 KB
  Проблемы политической социализации личности. Среди множества факторов способствующих сохранению политической системы социализация индивида занимает важное место поскольку ни одна система не сможет достигнуть достаточного уровня интеграции и стабильности если ...
10411. Политическое поведение личности как категория в политологии 35.5 KB
  Политическое поведение личности как категория в политологии. В самом общем виде действие социальных норм состоит: а в установлении типов образцов общественно значимого поведения; б в установлении границ в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществл...
10412. Проблемы политического лидерства в обществе. Основные типы политических лидеров 29 KB
  Проблемы политического лидерства в обществе. Основные типы политических лидеров. Понятие лидер€ происходит от английского leader что означает ведущий управляющий другими людьми. Становление и функционирование лидеров объективное и универсальное явление. С понят...
10413. Социально-политические и этнические конфликты 51.5 KB
  Социальнополитические и этнические конфликты. Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества приводящего к столкновениям различных сил и общностей обостряются социальные проти
10414. Социальная дифференциация общества: классовая теория, теория социальной стратификации 23.5 KB
  Социальная дифференциация общества: классовая теория теория социальной стратификации. Социально-классовая стр. Маркса: Появление классов связано с историческими определениями фазами развития производства Классовая борьба ведет к диктатуре пролеториата ...