8453

Проблемы переходного процесса национальной экономик России и стран Восточной Европы

Доклад

Мировая экономика и международное право

Проблемы переходного процесса национальной экономик России и стран Восточной Европы РБ находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешенной соц ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало...

Русский

2013-02-11

25.36 KB

5 чел.

Проблемы переходного процесса национальной экономик России и стран Восточной Европы

РБ находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешенной соц ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало 90-х гг. XX в.) показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм.

Речь идет о наличии и вызревании множественных предпосылок развития рыночной экономики: экономических, правовых, политических, идейно-культурных, социально-психоло- гических, цивилизационных и др. И не просто об отдельных предпосылках и условиях, а о всей совокупности условий, необходимых и достаточных для успешного преобразования действующей экономической модели в перспективную (ПМЭ).

При определении предпосылок необходимо в комплексе с целевыми установками и императивами учитывать и временной фактор.

По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика решает неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. Это прежде всего:

  1.  реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры;
  2.  краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств;
  3.  максимальное использование наличных производственных мощностей;

» совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности;

  1.  ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление национальной валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экономики;
  2.  сосредоточение структур экономического управления преимущественно на оперативных вопросах сбыта продукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточности и неплатежей.

Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг, и поэтому эти инвестиции должны носить упреждающий характер.

Длительного периода времени требуют институциональные преобразования. Изменения в законодательстве, написание и ввод в действие новых законов, утверждающих правовые нормы для становления новых институтов рыночной экономики — института частной собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных рисков и других, — многолетний процесс. И еще более длительные сроки необходимы для утверждения новых неформальных институтов — традиций, обычаев, нравов, формирующих межличностные отношения, такие качества личности и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д. Этот огромный, глубокий пласт культуры нации сконцентрирован в исторически наследуемом экономическом опыте поколений, народных корнях и традиционных ценностях, сохраняющих национально-культурную идентичность. Его развитие и обогащение — долгий исторический процесс.

Долговременный характер вышеназванных процессов преобразований обусловливает их стратегический характер и придает им статус базовых предпосылок построения ПМЭ.

В число базовых предпосылок и конструктивных факторов формирования ПМЭ также входят:

  1.  выгодное экономико-географическое положение Беларуси;
  2.  развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственной инфрастуктуры;
  3.  значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
  4.  достаточно мощная строительная база;
  5.  значительный научно-технический потенциал;
  6.  многоотраслевой промышленный комплекс;
  7.  высокий общеобразовательный уровень населения при низкох^ цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
  8.  комплексность развития территорий и достаточная сфор- мированность межотраслевых комплексов;
  9.  многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;
  10.  совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.

В качестве барьеров выступают:

  1.  несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;
  2.  недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;
  3.  критический уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной инфраструктуры;

» недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;

  1.  чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.

Поэтому задачей государственной политики в области реформирования является создание такого механизма управления и регулирования, который повысит эффективность использования имеющихся факторных преимуществ и последовательно устранит препятствия, что создаст дополнительные предпосылки к построению ПМЭ.

Исходя из изложенных критериев и методологических подходов, всю совокупность необходимых предпосылок и условий следует подразделить на внешние и внутренние, а внутренние — на общесистемные, структурные, институционально- правовые и др.

К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации, информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.

Современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новой стадии прогресса человеческого общества — постиндустриальной.

Путь от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты переходного периода в Республике Беларусь. Для вступления в мировое сообщество, обеспечения населению страны достойных условий труда и быта следует усилить принципиальную ориентацию на мировые тенденции, развитой рынок, преодолеть техническое отставание, перейти на новый технологический способ производства, новую стадию социально-экономического развития — к экономике, основанной на знаниях. Сегодня в высокоразвитых странах 85—90 % прироста ВВП обеспечивают инновации в науке, технике, экономике и других сферах общества.

Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:

  1.  построение социального правового демократического государства;
  2.  эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества.

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны (внутренние системные условия):

  1.  в реальном секторе — создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;
  2.  финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов;
  3.  институционально-правовой сфере — построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики;
  4.  внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, много- векторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;
  5.  области управления и регулирования социально-экономических процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решения текущих и перспективных задач на основе новых информационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Важными системными предпосылками построения ПМЭ являются также поддержание здоровой экономической среды, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.). Особо важные предпосылки здорового экономического роста — снижение инфляции, поддержание эффективной занятости, устойчивости национальной валюты, оздоровление финансового положения субъектов хозяйствования, последовательное обеспечение социальной ориентации экономических преобразований.

Поэтому приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:

  1.  построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;
  2.  создание национальной инновационной системы;
  3.  реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства;
  4.  развитие человеческого потенциала;
  5.  оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33405. ПРИЁМ ПОСЕТИТЕЛЕЙ И ОБЩЕНИЕ С НИМИ 35.5 KB
  Хозяин офиса принимает посетителя сидя ЗА РАБОЧИМ СТОЛОМ. Он отвечает на приветствие и приглашает сесть перед своим столом. Расположение участников беседы в офисе за стандартным прямоугольным столом при четырех положениях вашего собеседника: 1. Люди не желающие взаимодействовать за столом друг с другом занимают независимую позицию.
33406. Психологическая культура делового разговора 12.94 KB
  Создание благоприятного психологического климата. Задавайте вопросы, на которые вашему партнеру приятно будет отвечать. Поощрите его к тому, чтобы он рассказывал и о достижениях своей фирмы.
33407. Культура речи. Речевой этикет в стилистике и культуре речи 14.81 KB
  Культура деловой речи общая характеристика официальноделового стиля Деловой стиль – это совокупность языковых средств функция которых – обслуживание сферы официальноделовых отношений т. Таким образом сфера применения деловой речи может быть в принципе представлена как широкая сеть актуальных официальноделовых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов. Культура деловой речи общая характеристика официальноделового стиля Деловой стиль – это совокупность языковых средств функция которых – обслуживание...
33408. Краткое изложение темы Тайм менеджмент 23.5 KB
  Таймменеджмент в переводе с английского означает управление временем. Временем понятно управлять нельзя и реальная задача таймменеджмента ТМ упорядочить использование времени и рабочего и личного времени дня и недели чтобы все важные дела успевать делать. Таймменеджмент первоначально сложился как практическая дисциплина развиваемая в большей степени консультантами по управлению нежели учеными.
33409. Цветовой тип внешности 59 KB
  Он считал что определенные сочетания тонов кожи цвета волос и глаз эффектнее всего выглядят если используемая косметика подбирается в одной цветовой гамме. Таким людям очень идут фиолетовые цвета нежные ледяные оттенки розового фисташкового голубого. Резкое противопоставление одних качеств цвета другим.
33410. HR-брендинг 26.5 KB
  Пример кокакола Ребрендинг комплекс мероприятий по изменению бренда либо его составляющих: названия логотипа визуального оформления бренда с изменением позиционирования изменение целостной идеологии бренда. Продвижения HRбренда во врешний мир.
33411. Ведение делового совещания 14.89 KB
  Деловое совещание – это деятельность связанная с принятием решения группой заинтересованных лиц соответственно особенности такого поведения распределения ролей в группе отношения между членами группы групповое давление оказывают серьезное влияние на характер выступлений участников совещания и его результаты. Подготовка к проведению совещания включает: принятие решения о его проведении определение тематики формирование повестки дня определение задач собрания и его общей продолжительности даты и времени начала состава участников...
33412. Ведение деловой беседы 17.65 KB
  Функции деловой беседы: начало перспективных мероприятий и процессов; контроль и координация уже начатых мероприятий и процессов; обмен информацией; взаимное общение работников из одной деловой среды; поддержание деловых контактов на уровне организаций объединений отраслей и целых государств совместных предприятий и т. В правилах деловой беседы самое главное это верно начать её. Условия успешной деловой беседы: умение заинтересовать своего собеседника убедить его в том что эта деловая беседа полезна обоим; создание в процессе встречи...
33413. Ведение коммерческих переговоров 35 KB
  Организационная подготовка Организационными являются вопросы связанные со временем и местом проведения переговоров их техническим оснащением. Содержательная подготовка Перед первой встречей для успешного ведения переговоров обеспечивается сбор всей необходимой информации о фирме с которой планируется сотрудничество когда и кем основана с кем сотрудничает имеет ли зарубежных партнеров и где в каких сделках имела особый успех данные о финансовом положении объеме операций и т. Поспешность здесь крайне нежелательна так как отношение к...