84616

Маркетинговые службы в системе управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса, их функции и задачи

Курсовая

Маркетинг и реклама

На Западе о маркетинге заговорили лишь начиная с середины девятнадцатого века. Первым, кто высказал предположение о том, что маркетинг должен быть центральным направлением деятельности предприятия, а работа с собственным кругом потребителя – задачей менеджера, был Сайрус Маккормик.

Русский

2015-03-20

72.32 KB

2 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова

Факультет гостинично-ресторанной, туристической и спортивной индустрии

Кафедра технологии и организации предприятий питания

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Управление предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса»

на тему: «Маркетинговые службы в системе управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса, их функции и задачи»

Исполнитель:

Студентка 5 курса

очной формы обучения

51 группы ГРТСИ

Крейза А. С.

Научный руководитель:

Доцент Жоров Ю.В.

                            

Москва 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Маркетинговые службы в системе управления предприятием………7

  1.  История возникновения и развития маркетинга…………………………7
  2.  Сущность  и значение маркетинговых служб…………………………..11
  3.  Функции и задачи маркетинговых служб……………………………….18

Глава 2. Анализ деятельности предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»………………………………………………………….21

2.1. Общая характеристика предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»………………………………………………………….21

2.2. Характеристика маркетинговой службы предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом» ……………………………………….25

Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию работы маркетинговой службы предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»………………………………………………………………………...28

3.1. Разработка мероприятий для увеличения эффективности работы предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»….……28

3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий на предприятии общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»……………………………………………….………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………...34

Введение

В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют маркетинговую деятельность. В рыночной экономике, когда предложение, как правило, превышает спрос, постоянно идет конкурентная борьба среди производителей за существующие рынки сбыта. Крупные компании могут вкладывать средства в создание новых рынков, однако наиболее привлекательными для большинства фирм остаются существующие рынки с устоявшимися приоритетами потребления и правилами обслуживания клиентов. 

Народнохозяйственная проблема своевременного доведения товаров от производства до населения, формирование спроса на них с учетом социально-демографических особенностей отдельных групп потребителей, воспитание рациональных потребностей людей требуют применения различных методов продвижения товаров и услуг. 
Их роль особенно возрастает в условиях рыночной экономики, конкурентной среды, постоянного обновления ассортимента товаров, усложнения устройства и конструкций многих технически сложных изделий, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.

«Производство - сбыт - обращение - покупка - потребление» должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как единая система бизнеса. Рынок, как категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и потребителями (покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос, является важнейшим составным фактором этой маркетинговой системы. 

Содержание понятия «маркетинговая деятельность» определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики России вопросам продвижения продукции стало уделяться пристальное внимание и профессиональный подход к разработке рекламной и PR-кампании ( англ. Public Relations - связи с общественностью) имеет очень важное значение.

Для эффективной конкурентной борьбы предприятия используют маркетинг, как инструмент увеличения доли рынка и более полного удовлетворения потребностей населения предоставляемыми услугами. То есть, маркетинг является одним из наиболее важных элементов деятельности предприятия, которому должно уделяться достаточно внимания.

Для того чтобы добиться лидерства в конкурентной борьбе маркетингом необходимо управлять, то есть осуществлять в рамках маркетинга целенаправленное воздействие на рынок с целью продвижения своих товаров.

Безусловно, рекламная политика организации зависит от той сферы, к которой относится данное предприятие - каждый рынок имеет свои особенности, соответственно, и реклама на этом рынке тоже. В данной работе рассматривается вопрос об особенностях маркетинга на предприятиях ресторанного бизнеса.

Объектом исследования является предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом».

Предметом исследования является маркетинговые службы в системе управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса, их функции и задачи.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности маркетинговых служб в системе управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса и повышение эффективности предприятия питания путем усовершенствования его деятельности, за счет разработанных мероприятий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  изучить теоретические аспекты маркетинговых служб, их функции и задачи;
  2.  проанализировать работу маркетинговых служб предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»;
  3.  выявить недостатки в работе предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»;
  4.  разработать предложения по устранению выявленных недостатков «кафе-гриль-бар на Медовом»;
  5.  рассчитать экономическую эффективность разработанных предложений.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы работы, описаны объект и предмет, а так же поставлены цель и задачи исследования.

В первой главе представлены теоретические основы маркетинговых служб, описаны их функции и задачи.

Во второй главе дана характеристика предприятия общественного питания «кафе-бар-гриль На медовом» и выявлены недостатки в работе данного предприятия.

В третьей главе представлены мероприятия по устранению недостатков и  увеличению эффективности работы предприятия, а так же рассчитана их экономическая эффективность.

В курсовой работе были использованы работы следующих выдающихся ученых: Котлер Ф. К., Маслова Т. Д., Петушков А. В., Мартынов В. В., Васильева Г. В., Голубков Е.П.  и многих других. Так же были использованы журнал «Маркетинг в России и за рубежом»  и интернет ресурсы.

Глава 1. Маркетинговые службы в системе управления предприятием

  1.  История возникновения и развития маркетинга

Большинство ученых определяют маркетинг как вид деятельности человека, который направлен на удовлетворение возникающих нужд и потребностей с помощью обмена. И хотя отношения обмена возникли практически одновременно с возникновением человечества, становление маркетинга как отдельной науки стало происходить только после «великой депрессии», царившей на западе в 1923-1933 годах.

Американский ученый, экономист Питер Друкер считал, что родиной маркетинга стала Япония. В 1690 году в Токио поселился основатель в будущем знаменитого рода Мицуи, и открыл первый универсальный магазин. В этом магазине господин Мицуи проводил торговую политику, которая опережала своё время примерно на 250 лет. Впервые в истории торговли хозяин магазина ориентировался на своих покупателей, закупая только то, что было востребовано, предоставляя систему гарантий за качество товара, постоянно расширяя ассортимент товара.

На Западе о маркетинге заговорили лишь начиная с середины девятнадцатого века. Первым, кто высказал предположение о том, что маркетинг должен быть центральным направлением деятельности предприятия, а работа с собственным кругом потребителя – задачей менеджера, был Сайрус Маккормик. Этого человека более знают как изобретателя первого комбайна, однако именно он создал такие направления маркетинга, как ценовая политика, изучение рынка, сервисное обслуживание.

Как академическая наука маркетинг возник в Америке. Впервые курсы маркетинга стали преподавать в Иллинойском и Мичиганском университетах в 1901 году. Поэтому родиной современного маркетинга принято считать США. [5]

В истории маркетинга ученые выделяют четыре основные эры:

  1.  эру производства;
  2.  эру продаж;
  3.  эру непосредственно маркетинга;
  4.  эру взаимоотношений.

Эра производства длилась до 1925 года. В это время даже самые развитые компании Европы основное внимание уделяли только производству качественных товаров, а для их реализации нанимали сторонних людей. Считалось, что хороший продукт вполне способен продать себя сам.

Наиболее ярким представителем бизнеса тех лет был Генри Форд, знаменитая фраза которого: «Потребители могут иметь тот цвет автомобиля, который они хотят, до тех пор, пока он остается черным» как нельзя лучше характеризует отношение к маркетингу того времени. Большая часть промышленников считала, что достаточно производить лучший товар, чтобы обойти конкурентов. Однако это оказалось не совсем так, и эра производства закончилась, не достигнув своего пика.

Эра продаж (начиная с 1925 г.) - в Европе и США совершенствовались производственные приемы, росли объемы производства. Производителям уже приходилось думать о более эффективных способах сбыта производимой продукции. Это было время великих открытий, и на рынке появлялись совершенно непривычные потребителям товары, в необходимости которых население ещё требовалось убедить. В крупных компаниях стали появляться специалисты по продажам, однако им всё ещё отдавалась второстепенная роль.

Эра собственно маркетинга началась после «великой депрессии». Потребность населения в товарах начала расти, значимость отделов продаж тоже. Выживали лишь те компании, которые умели учитывать потребительский спрос и ориентироваться на него. На период Второй мировой войны возникла пауза в развитии маркетинговых отношений.

После войны маркетинг уже не рассматривался как дополнительная или второстепенная деятельность. Маркетинг стал играть ведущую роль в планировании товара. Маркетологи совместно с инженерами, разрабатывающими продукты, определяли потребительские запросы и старались их удовлетворить. Ориентация на рынок помогла быстро достичь финансового успеха, потребители с большой охотой принимали новые продукты. Так появлялся маркетинг, определяемый потребителем.

Эра взаимоотношений появилась к концу двадцатого века и продолжается по сей день. Её характерная особенность – стремление маркетологов установить и поддержать с потребителями стабильные взаимоотношения. Постоянные отношения компании стремятся сохранить и с поставщиками. Потенциальные конкуренты создают совместные предприятия, торговые марки соединяются в одном общем продукте. Основная цель в условиях жесткой конкуренции – поддержать и увеличить продажи, остаться на плаву.

Периодизация развития маркетинга в России имеет существенные отличия. Первый период развития маркетинга начался в 1880 году и длился до октября 1917 года. Это было время активного развития промышленности России на основе крупного предпринимательства. Уже тогда использовались различные маркетинговые инструменты, в частности формирование общественного мнения путём выпуска печатной и настенной рекламы, участия в международных выставках и ярмарках, меценатства.

Отечественные предприниматели с успехом использовали приемы стимулирования сбыта и персонала. Существовала индустрия производства упаковки для товара. Но единой маркетинговой системы еще не было. Тогда как в крупных университетах Европы и Америки маркетинг уже преподавался как отдельная дисциплина, в России отдельные знания по маркетингу можно было получить лишь в общем курсе экономической теории, которая преподавалась в коммерческих училищах.

Революция прервала развитие маркетинга в России. В течение пяти лет страна нуждалась в большей части промышленных и продовольственных товаров. Производство было остановлено и разрушено. Гражданская и первая мировая войны отодвинули проблему маркетинга далеко на второй план.

С наступлением эпохи НЭПа происходит новый виток развития маркетинга в России. В Москве появился Конъюнктурный институт, первое учреждение в советской России, изучающее маркетинг. Н.Д. Кондратьевым создается теория «Деловых циклов», первый научный труд по маркетингу. Однако с приходом 1929 года и жесткой распределительной системы товаров развитие маркетинга снова замирает вплоть до хрущёвской оттепели.

При Хрущёве маркетингом заинтересовались советские ученые-экономисты, дав отрицательную оценку маркетингу как явлению совершенно чуждому экономике советской России.

В 1970-е годы Россия стала выходить на внешний рынок, и незнание отечественными специалистами самых простых основ маркетинга приводило к провалам торговых отношений. Поняв свою ошибку, руководство страны в срочном порядке реабилитировало маркетинг, введя новую учебную дисциплину в ряде ВУЗов страны.

Новый этап в развитии отечественного маркетинга начался в 1992-1993 годах. Экономические реформы тех лет оцениваются по-разному, но именно они привели к формированию рыночных отношений и подстегнули развитие маркетинга.

Многие предприятия оказались на грани банкротства и были вынуждены прибегать к инструментам маркетинга, чтобы наладить продажи на фоне быстро меняющейся экономической ситуации в России. Одни в срочном порядке перепрофилировали свою деятельность, ориентируясь на потребительский спрос, другие - закрывались, объявляя о банкротстве.

Сегодня важность маркетинга в России признана всеми теми, кто связан с рынком и занимается экономической деятельностью. [14]

  1.  Сущность и значение маркетинговых служб

Управление маркетингом предполагает построение организационной структуры службы маркетинга.

Служба маркетинга в условиях рыночной экономики - это то звено в управлении предприятием, совместно с производственной, финансовой, сбытовой, технологической, кадровой и другими видами деятельности создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли. [3]

Для установления реальных связей производителя с рынком прежде всего необходимо добиться, чтобы организационно-управленческая структура предприятия, каждая его хозяйственная единица ориентировалась на маркетинговую, а не сбытовую деятельность, что предполагает создание маркетинговой службы и организацию ее работы. [2]

Маркетинговая служба предприятия представляет собой подразделение, действующее на основе принципов и методов маркетинга. Основные задачи маркетинговой службы - комплексное изучение рынка, анализ ситуации, производственно-сырьевых и товарных ресурсов предприятия; выбор рынка; разработка и осуществление стратегии и тактики маркетинга; разработка маркетинговых программ и обеспечение их выполнения; обоснование рекомендаций по управлению качеством товара; разработка комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой политики и политики формирования спроса и стимулирования сбыта) и обеспечение его рационального функционирования. [7]

Успешное функционирование маркетинговой службы предприятия предполагает комплексную деятельность экономического, валютно-финансового, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера, что предопределяет высокие требования к уровню теоретической подготовки персонала этой службы. [1]

Существует несколько ориентаций организационных структур маркетинговых служб на предприятии. Из многочисленных вариантов структур службы маркетинга наибольшее распространение имеют структуры следующих ориентаций: 

  1.  Функциональная;
  2.  Товарная;
  3.  Региональная;
  4.  Сегментная.

Функциональная ориентация структуры является  самой простой и считается предпочтительной в том случае, когда разнообразие продаваемых фирмой товаров и количество обслуживаемых рынков невелико. В этом случае работники четко разделены по функциям и ответственности. Обычно они выполняют функции, показанные на рисунке 1 соответствующими подразделениями. [13]

Руководитель предприятия

Руководитель службы маркетинга

 

подразделения

Рыночных исследований

Рекламы и стимулирования сбыта

Товародвижения и продаж

Рисунок 1. Функциональная ориентация структуры маркетинга.

Количество этих подразделений, а также численность работников в них зависит от объемов производства и сбыта. Так, при больших объемах продаж в структуру могут входить кроме вышеуказанных также менеджер по обслуживанию покупателей и менеджер по маркетинговой логистике. Подразделению рыночных исследований вменяются  следующие обязанности. Оно исследует производство, спрос на товар, конкурентоспособность товара, состояние в конкурирующих фирмах, положение потребителей, конъюнктуру рынка; собирает и анализирует информацию, представляет руководству информативно-аналитические сводки по установленным формам; совместно с другими подразделениями службы маркетинга и руководством предприятия разрабатывает планы маркетинга. 

Подразделение     рекламы и стимулирования сбыта определяет задачи рекламы,  обосновывает рекламный бюджет для каждого товара, разрабатывает рекламное обращение своими силами или с помощью рекламного агентства, выбирает средства массовой информации, составляет график проведения рекламных мероприятий, осуществляет оценку рекламной деятельности, использует другие формы формирования спроса, разрабатывает предложения по стимулированию потребителей, посредников и собственных торговых агентов, принимает участие в разработке планов маркетинга. [6]

Подразделение товародвижения и продаж занимается организацией  товародвижения и складского хозяйства; следит за своевременностью поставок товаров; организует работу посредников и транспорта,  связь с торгующими организациями; совершенствует способы и условия поставок товаров; совершенствует условия продажи товаров и взаимоотношения с покупателями; организует сервисное обслуживание потребителей товаров производственно-технического назначения; принимает участие в разработке планов маркетинга.

Положительным рассматриваемого варианта структуры маркетинга является то, что в данном случае: 1) потоки движения исходной и управляющей информации четко определены; 2) взаимоотношения между работниками ясны и не дают повода для конкуренции (простота управления).

Однако чем больше расширяется номенклатура товаров, тем труднее становится определить, какое из маркетинговых подразделений внесло большую лепту в достигнутые успехи или провалы коммерческой работы.

Затруднительной становится и  оценка эффективности различных рекламных мероприятий по каждому товару. Возникают проблемы  о выходе с новыми товарами на рынок. Когда количество товаров и рынков  становится чрезмерным, возникает реальная опасность того, что некоторым товарам и рынкам не будет уделено достаточно внимания. Все это побуждает предприятия преобразовывать функциональную структуру в товарную или региональную (рыночную). [11]

Товарная ориентация структуры заключается в том, что по  каждому товару или группе сходных товаров создается подразделение службы маркетинга. Оно занимается  исследованием рынков сбыта, рекламой и стимулированием сбыта, товародвижением и продажами, сервисным обслуживанием. Следует отметить, что термин  «товар» понимается здесь в самом широком смысле. Он охватывает не только материальные ценности, но и услуги. Изобразим этот вариант структуры схематически.

Руководитель службы маркетинга

Руководитель предприятия

подразделения

Товара А

Товара В

Товара Б

Рисунок 2. Товарная ориентация структуры маркетинга.

При  такой организации маркетинга работники специализируются по товарам и имеют возможность хорошо координировать свои усилия в плане общих целей и задач предприятия. Организацию по товарам имеет смысл вводить в том случае, когда предприятие выпускает разнообразную продукцию или когда функциональная организация не позволяет контролировать ее разработку и продвижение. Организация по товарам имеет следующие преимущества:

  1.  каждый менеджер получает возможность сконцентрировать усилия на разработке эффективного маркетинга для своего продукта;
  2.  менеджер быстрее, по сравнению с группой функциональных специалистов, реагирует на рыночные проблемы;
  3.  управление отдельным продуктом - отличная база для обучения молодых специалистов.

Товарная ориентация особенно проявляет свои  положительные свойства, когда существенно различны для каждого товара требования к рекламе, организации сбыта и обслуживания, упаковке и другим мероприятиям маркетинга. К некоторым недостаткам этой ориентации относится тот факт, что существует много дублирующих друг друга (в функциональном смысле) подразделений.[4]

Региональная (рыночная) ориентация по своей структуре аналогична товарной. Однако в основу берется специализация подразделений не по товарам, а по рынкам.

Руководитель предприятия

Руководитель службы маркетинга

подразделения

По продаже товаров в регионе В

По продаже товаров в регионе Б

По продаже товаров в регионе А

Рисунок 3. Региональная ориентация структуры маркетинга.

Региональная ориентация позволяет более глубоко изучать потребности покупателей; национальные, политические, экономические и иные особенности регионов; формировать спрос и стимулировать сбыт; учитывать региональные особенности при разработке внешнего вида товаров, их упаковки и т.д. недостатки данной организации маркетинга те же, что и при товарной организации.

Стремясь свести к минимуму недостатки и воспользоваться достоинствами товарной и региональной ориентации, некоторые предприятия прибегают к сегментной (направленной на покупателя) ориентации службы маркетинга, которая заключается в том, что с каждым определенным сегментом потенциальных покупателей (независимо от того, на каком географическом рынке этот сегмент находится) работает отдельный специалист. При такой весьма сложной организации можно обеспечить лучшую координацию подразделений и служб предприятия.

Руководитель предприятия

Руководитель службы маркетинга

подразделения

По продаже товаров сегменту В

По продаже товаров сегменту Б

По продаже товаров сегменту А

 

Рисунок 4. Сегментная ориентация структуры маркетинга.

Под сегментацией, как известно, понимается деление всех покупателей, где бы они не находились, на определенные группы (сегменты), характеризующиеся общностью основных требований к товару, а также единой мотивацией покупок. Благодаря разделению рынков на сегменты открывается возможность приводить в соответствие емкость рынка (точнее, емкость суммы сегментов всех рынков) и производственные мощности предприятия. Более достоверным становится и прогнозирование.[9]

Для осуществления маркетинговой деятельности могут создаваться временные организационные подразделения в форме целевых рабочих коллективов или рисковых групп, дающих возможность гибко и оперативно решать неординарные комплексные задачи и задачи повышения новизны. В отличие от других структурных подразделений они самостоятельны в оперативной работе и выборе путей решения задач. [5]

При обосновании ориентации маркетинговых служб необходимо учитывать требования к их функционированию. Создаваемые структуры должны обеспечивать:

  1.  гибкость, адаптивность и мобильность системы;
  2.  прямую и обратную связь между маркетинговыми функциональными службами общего управления предприятием;
  3.  относительную простоту структуры;
  4.  соответствие структуры маркетинговой службы степени ее эффективности и объему продаж предприятия, специфике ассортимента производимой продукции и услуг, числу и объему рынков сбыта и их характеристикам. [10]

1.3.Функции и задачи маркетинговых служб

Служба маркетинга призвана обеспечить выполнение всех функций маркетинга в компании.

1. Комплексное изучение рынка:

  1.  исследование и анализ основных показателей рынка (емкость, конъюнктура, конкурентная среда);
  2.  прогнозы развития спроса (долгосрочные и краткосрочные);
  3.  изучение потребителей (отношение к товару, фирме, мотивы поведения, предпочтения);
  4.  анализ конкурентов (маркетинговая политика, сильные и слабые стороны и т.п.);
  5.  сегментирование рынка, выбор целевых сегментовпозиционирование;
  6.  определение ключевых компетенций компании;
  7.  разработка маркетинговой стратегии и оперативных планов, проведение анализа и контроля на целевых рынках.
  8.  Формирование ассортиментной политики предприятия:
  9.  разработку продуктовых линий и ассортимента;
  10.  оценку состояния и повышение уровня конкурентоспособности продуктов;
  11.  подготовку предложений по разработке новых продуктов;
  12.  управление торговыми марками.
  13.  Определение ценовой политики предприятия и управление ценообразованием:
  14.  выбор методов ценообразования;
  15.  разработку системы скидок;
  16.  разработка маркетинговой политики.
  17.  Создание  маркетинговых каналов и выбор методов продажи продуктов компании:
  18.  формирование маркетинговых каналов;
  19.  выбор торговых посредников;
  20.  анализ и прогноз объема и структуры продаж;
  21.  разработку форм и методов реализации товаров.
  22.  Развитие маркетинговых коммуникаций:
  23.  разработка и проведении рекламных и PR кампаний;
  24.  участие в престижных некоммерческих мероприятиях;
  25.  проведение выставок, презентаций, демонстраций;
  26.  поощрение покупателей;
  27.  стимулирование работников сбыта и продавцов;
  28.  формирование положительного имиджа компании.

Таким образом успешное выполнение всех функций и задач приведет к повышению эффективности работы предприятия и достижению поставленных им целей. [15]

Маркетинговые службы предприятия должны заниматься решением следующих задач:

  1.  постоянный мониторинг рынка и анализ всей внешней среды (ближнего и дальнего окружения) с целью определения возможных направлений развития предприятия в перспективе;
  2.  организация постоянного сбора, хранения и обработки данных о покупателях с целью выявления тенденций развития рынка и прогнозирования объема продаж в зависимости от состояния внешней среды и возможностей предприятия;
  3.  определение номенклатуры товаров для производства, которые найдут сбыт на рынке, а также потребительных свойств этих товаров;
  4.  разработка товаров рыночной новизны;
  5.  определение наступления стадии спада по морально устаревшим товарам и разработка рекомендаций по их выведению с рынка;
  6.  разработка рыночных стратегий развития предприятия и планов конкретных действий по продвижению товаров на рынок;
  7.  контроль осуществления технологических процессов и их корректировка в случае выявления отклонений, обеспечивающих снижение качества выпускаемой продукции и, как следствие, трудности сбыта;
  8.  создание систем внешних коммуникаций, проведение рекламных кампаний, организация связей с общественностью;
  9.  разработка мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта и рекомендаций по их выполнению;
  10.  участие в создании и развитии миссии предприятия, формирование и поддержание на высоком уровне ее имиджа.

Содержание перечисленных задач, которые должны решаться специалистами маркетинговых служб, безусловно, носит общий характер. Поэтому каждая из них может быть трансформирована в соответствии со спецификой конкретного предприятия. Это творческая работа, которая необходима для высокоэффективной маркетинговой деятельности. [8]

Таким образом успешное выполнение всех функций и задач приведет к повышению эффективности работы предприятия и достижению поставленных им целей.

Глава 2. Анализ деятельности предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»

2.1. Общая характеристика предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»

«Кафе-гриль-бар на Медовом»  находится по адресу: г. Москва, Медовый переулок д. 5.

Целью предприятия является удовлетворение спроса населения в услугах общественного питания.

Кафе-гриль-бар начинает работу в 11:00 а заканчивает в 24:00, и осуществляет свою деятельность в рамках:

- кафе;

- гриль - бара.

Перечень основных услуг, оказываемых предприятием, включает следующие позиции:

- обслуживание банкетов, свадеб, корпоративов;

- организация культурного досуга населения.

Данное предприятие является юридическим лицом с моментом его государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать и иные реквизиты.

Кафе было образовано в форме общества с ограниченной ответственностью с целью оказания услуг в сфере общественного питания.

«Кафе-гриль-бар на Медовом» - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления.

В данном кафе представлена европейская кухня.

Оно оснащено инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция,  телефонная связь, пожарная сигнализация.

Предприятие имеет вывеску с указанием его типа и фирменным названием, информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

В интерьере зала используются оригинальные декоративные элементы. Предусмотрена небольшая танцевальная площадка.

Кафе-бар имеет один зал на 50 посадочных мест. В зале имеется наличие столов различной вместимости (2,4,6 мест).

В состав здания входят: производственные помещения, административные помещения, бытовые помещения для персонала,  торговый зал.

В состав производственных помещений входят; горячий цех, холодный цех, цех доработки полуфабрикатов, овощной цех, моечная кухонной посуды, моечная столовой посуды, сервизная столовой посуды.

Средняя стоимость счета составляет 700-1000 рублей.

Меню отпечатано типографским способом, и сведено в книжку, с кожаной обложкой.

Весь производственный персонал предприятия одет в санитарную одежду и обувь установленного образца, находящуюся в хорошем состоянии, без загрязнений, повреждений и заметных следов ремонта и изготовленную из материалов, разрешенных Госкомсанэпиднадзором.

В «кафе-гриль-бар на Медовом» применяется функциональная организационная структура управления. [16]

Она  характеризуется тем, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.  

Учредитель

Повар

Уборщик

Бармены

Официанты

Кладовщик

Мойщик посуды

Шеф-повар

Менеджер

Директор

Бухгалтер

Рисунок 5. Организационная структура кафе-гриль-бар на Медовом

Кафе-гриль-бар на Медовом  признан одним из самых интересных проектов в сфере ресторанного бизнеса ВАО, и пользуется отличной репутацией среди истинных ценителей хорошего мяса, домашнего сервиса и по-настоящему теплого интерьера. [16]

Но для того, чтобы понять насколько эффективно работает предприятия, необходимо рассмотреть динамику основных экономических показателей за 2 года. Данные представлены ниже в таблице.

Наименование показателя

Единица измерения

2012 год

2013 год

Отклонение

Темп роста/снижения в %

Выручка предприятия

Тыс. руб.

35204

34560

644

98,2

Издержки предприятия

Тыс. руб.

20350

19540

810

96

Товарооборот

Тыс. руб.

25160

24860

300

98,8

Прибыль от продаж

Тыс. руб.

10652

9720

932

91,2

Рентабельность затрат

%

94,7

81,4

13,3

85,5

Рентабельность продаж

%

38,02

34,15

3,87

89,8

Таблица 1. Показатели экономической эффективности предприятия общественного питания «кафе гриль-бар на Медовом».

Исходя из выше рассчитанных показателей видно, что выручка предприятия в 2013 году по сравнению с 2012 снизилась на 644 тыс. руб. и составила 34560 тыс. рублей.  Произошло уменьшение  издержек предприятия в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 810 тыс. руб., что несомненно положительно влияет на деятельность предприятия. Товарооборот 2013 года был снижен по сравнению с 2012 годом на 300 тыс. руб., что говорит о снижении спроса потребителей. В связи с этим прибыль от продаж так же снизилась, на 2013 год она составила 9720 тыс. руб., это на 932 тыс. руб. меньше, чем в 2012 году. Рентабельность затрат и рентабельность продаж так же имеют негативную динамику, так как на 2013 год по сравнению с 2012 происходит снижение.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что предприятие на 2013 год имеет довольно негативную динамику, так как показатели, которые должны расти – снижаются, а показатели, которые должны снижаться – наоборот увеличиваются. Это несомненно отрицательно отражается на деятельности предприятия, что в дальнейшем может привести к его неэффективности и неспособности выжить на рынке услуг.

Для того ,что бы данное предприятия в дальнейшем смогло улучшить свое положение, необходимо предпринять срочные меры по усовершенствованию этого предприятия.

2.2. Характеристика маркетинговой службы предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»

В данном предприятии  отсутствует единая служба маркетинга, а затраты на рекламу и стимулирование сбыта носят разовый и бессистемный характер. Отдельные маркетинговые функции выполняются менеджером предприятия. Общее руководство маркетинговой деятельностью на предприятии отсутствует.

На 2013 год,  в ходе анализа предприятия, была выявлена негативная динамика его развития. Все важные экономические показатели имеют тенденцию снижения,  что несомненно отрицательно отражается на деятельности предприятия.

Из данных таблицы мы видим что выручка предприятия снизилась.  Выручка зависит от многих факторов, но одним из самых важных является объем реализованной продукции. Исходя из выше рассчитанных показателей мы видим, что товарооборот предприятия  снизился, что говорит о снижении спроса потребителей.

Можно сделать вывод, что менеджер предприятия не в компетенции выполнять работу маркетолога, так как именно на него были возложены обязанности определения спроса на конкретный вид товара и привлечение потребителей за счет различных методов продвижения предприятия и его продукции. Ему не хватает определенных знаний и навыков в данной области.

Результаты анализа состояния дел в области управления маркетинговой деятельностью  кафе бар-гриль на Медовом свидетельствуют о том, что сложившаяся ситуация достаточно типична для российских предприятий. Среди общих недостатков маркетинговых технологий можно назвать следующие:

  1.  отсутствие единой службы маркетинга на предприятии и целенаправленной деятельности в области управления маркетинговой деятельностью;
  2.  недостаточная деятельность компании в области рекламы и стимулирования сбыта.

Решение вышеперечисленных недостатков улучшит деятельность предприятия и приведет к повышению его конкурентоспособности и эффективности.

Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию работы маркетинговой службы предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»

3.1. Разработка мероприятий для увеличения эффективности работы предприятия общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»

Причиной всех приведенных во второй главе недостатков и упущений является недопонимание и игнорирование руководством компании роли и места маркетинга в управлении предприятием. Главным и решающим мероприятием по преодолению сложившейся ситуации должно быть принятие на работу маркетолога, с достаточно высокой квалификацией.

Его обязанностями будут:

  1.  изучение рынка, потребностей и предпочтений потребителей (продукции, имиджа, деятельности компании в целом),
  2.  оценивать какая продукция будет пользоваться спросом и почему;
  3.  предлагать пути продвижения нового товара или возможности увеличения продаж уже существующих;
  4.  собирать и анализировать статистическую информацию
  5.  оценивать действия конкурентов
  6.  проводить мониторинг отрасли
  7.  выяснение предпочтений потенциальных покупателей, обработка полученной информации и подготовка рекомендаций.

Эффективная работа маркетолога поможет ресторану не только решить возникшие проблемы с товарооборотом и выручкой, но и так же вывести его на новый уровень.

Так же, исходя из вышеперечисленных проблем можно предложить мероприятие, которое заключает в себе разработку специальных дисконтных карт для гостей ресторана.

Данные карты являются накопительными. Выдают их только постоянным клиентам, достигших 21 года, после заполнения анкеты о персональных данных. Скидка автоматически начинает действовать при достижении суммы:

От 10000 руб. - 3%

От 15000 руб. - 6%

От 30000 руб. - 10 %

Данные карты помогут привлечь новых, и не упустить уже давно ставших постоянными посетителей.

Так же для устранения вышеперечисленных недостатков можно предложить проводить развлекательное мероприятие каждые субботу и воскресенье. К 22-00 до 24-00 на площадке будет играть ди-джей. Помимо основной программы, можно будет лично заказать песню за отдельную плату (плата составит 250 рублей). А у стола, общий счет которого будет свыше 3000 тыс. рублей есть возможность заказать 5 песен бесплатно.

Данное мероприятие повысит приток гостей в выходные дни и послужит привлекательной рекламой для будущих гостей предприятия.

3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий на предприятии общественного питания «кафе-гриль-бар на Медовом»

На предприятии была создана комиссия из авторитетных специалистов, которые прочитав наши предложения и рассчитав их эффективность высказали свое мнение о том, что предложенные мероприятия повысят прибыль предприятия на 12%.

Для того, чтобы понять насколько эффективны предложенные мероприятия, необходимо рассчитать затраты, которые пробуются на их реализацию.

  1.  Принятие на работу маркетолога.

В среднем заработная плата маркетолога по Москве составляет 50000 рублей. Следовательно, за год затраты на заработную плату маркетолога составят: 50000 руб. * 12 мес. = 600000 рублей.

  1.  Введение дисконтных карт.

Предполагается раздать 3000 дисконтных карт за год.

При заказе 3000 карт, стоимость 1 карты составляет 4,5 рубля.

Следовательно, общие затраты на карты составят: 3000 * 4,5 = 13500 рублей.

  1.  Музыкальная программа ди-джея

Так как у ресторана не имеется специального оборудования для данного мероприятия, его необходимо взять в аренду. Аренда оборудования на день составляет 3500 рублей.

Аренда за год составляет: 96 * 3500 = 336000 рублей.

Услуги ди-джея за 2 часа составляют 2500, за год: 9 * 2500 = 240000рублей. Следовательно,  затраты на данное мероприятие составят 576000 рублей.

Таким образом, рассчитав затраты по каждому мероприятию, можно вывести общую сумму затрат: 600000 + 13500 + 576000 = 1189500 рублей.

Зная общую сумму затрат на мероприятия, можно рассчитать их эффективность.

Группой экспертов было выявлено, что от проведения предложенных мероприятий прибыль предприятия увеличится на 12%. Для того, чтобы рассчитать экономическую эффективность, необходимо разницу между ожидаемой прибылью, и той, которая есть на самом деле поделить на себестоимость затрат, таким образом мы получаем: 10886,4 - 9720 / 1189,5 = 0,98.

Так же необходимо рассчитать срок окупаемости предложенных мероприятий. Исходя из расчетов срок окупаемости составит: 1 / 0,98 = 1,02. Таким образом предложенные мероприятия окупятся через 1 год и 2 месяца.

Исходя из проведенных расчетов, мы видим, что предложенные нами мероприятия эффективны, а следовательно принесут выгоду для предприятия.

Заключение

В первой главе курсовой работы были рассмотрены такие аспекты, как история возникновения и развития маркетинга, сущность и значение маркетинговых служб, а так же их функции и задачи.

Во второй главе курсовой работы было рассмотрено предприятие общественного питания кафе бар-гриль на Медовом. Была приведена общая характеристика предприятия, организационная структура, рассчитаны основные экономические показатели предприятия. Так же была рассмотрена маркетинговая служба на предприятии, и выявлены недостатки в деятельности данного кафе, такие как:

- снижение выручки за счет уменьшения товарооборота;

-отсутствие единой службы маркетинга на предприятии и целенаправленной деятельности в области управления маркетинговой деятельностью;

-недостаточная деятельность компании в области рекламы и стимулирования сбыта.

В третьей главе курсовой работы были предложены мероприятия для устранения выявленных недостатков и повышения  эффективности деятельности предприятия.

К данным мероприятиям относятся:

  1.  Принятие на работу маркетолога
  2.  Введение дисконтных карт
  3.  Музыкальная программа ди-джея по выходным дням

С помощью коэффициента экономической эффективности и срока окупаемости мы выяснили, что предложенные мероприятия будут эффективны и принесут в дальнейшем прибыль предприятию.

Подводя итоги, можно сказать о том, что несомненно маркетинг в управление предприятием общественного питание имеет огромную роль, так как изучение рынка и предпочтений потребителей, сбор и анализ статистической информации, предложения по продвижению нового товара и многое другое – все это несомненно будет повышать эффективность деятельности предприятия и поддерживать его долгое время «на плаву»

Список использованной литературы

  1.  Алексунина В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности – М.: Маркетинг, 2011
  2.  Васильева Г. В. Управление маркетингом - М.:Экономика, 2010
  3.  Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. Теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 2009
  4.  Гончарук В.А. Развитие предприятия. – М.: Дело, 2009
  5.  Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: «Финпресс», 2009
  6.  Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. Учебное пособие. - М.: Академия, 2012
  7.  Исаенко Е.В., Васильев А.Г. Организация и планирование рекламной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2012
  8.  Котлер Ф. К. , Келлер Л. Маркетинг. Менеджмент. Серия: Классический зарубежный учебник, 2010
  9.  Крюков А.Ф. Управление маркетингом. - М.: КноРус, 2012.
  10.  Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. Издательство: Питер, 2010
  11.   Мартынов В. В. Вопросы модернизации маркетинговых служб в российском ретейле: проблемы, технологии и пути решения / Маркетинг услуг, 2010
  12.   Моисеева Н.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пос. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 187 с.
  13.   Петушков А. В. Организации службы маркетинга на предприятии / Маркетинг и маркетинговые исследования, 2010
  14.   Журнал «Маркетинг в России и за рубежом»
  15.   http://marketopedia.ru
  16.   http://www.kgb-grill.ru

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37430. Идентификация и распознавание фальсификации товаров. Виды и способы фальсификации товаров 19.35 KB
  Идентификация – установление соответствия наименований товара, указанных на маркировке и/или в сопроводительных документах, предъявляемым к ним требованиям. Это установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описание.
37431. Экономика фирмы 879 KB
  Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.
37432. Анализ доходности и минимизации риска с вексельными операциями ПАО «УкрСиббанк» 92.12 KB
  ТБД автоматизированная система инвентаризации и машинного представления терминологической лексики и ее семантизации в системах машинного и человекомашинного речевого общения. Научные задачи: моделирование терминологической системы РЯ как системы подсистем построение общенаучных и общетеоретических тезаурусов исследование русской терминологии Типы традиционного использования ТБД: справочноинформационное обслуживание специалистов различных областей знания обеспечение традиционного перевода научнотехнической литературы обеспечение АСОТ...
37433. Оценка недвижимости 174.5 KB
  Оценка недвижимости - наука прикладного экономического анализа, цель которого заключается в выявлении наиболее эффективного с экономической точки зрения использования объекта, в исследовании спроса и предложения на соответствующем рынке, а также в разработке модели оценки объекта, которая прогнозировала бы наиболее вероятную цену его продажи.
37434. Разработка замкнутой (бессбросной) системы производственного водообеспечения техногенного комплекса 1.13 MB
  Результатом выполнения курсового проекта является составление замкнутой схемы производственного водообеспечения техногенного комплекса. В этой схеме исключён сброс сточных вод в водный объект и значительно уменьшен расход воды, забираемой из источника водоснабжения.
37435. Організація обліку готової сільськогосподарської продукції 239.83 KB
  Визначити, класифікувати та описати порядок оцінки готової сільськогосподарської продукції; визначити основні завдання організації обліку готової сільськогосподарської продукції; визначити нормативно-правове регулювання обліку готової сільськогосподарської продукцції; визначити особливості документування господарсьих операцій повʼязаних з випуском готової сілльськогосподарської продукції...
37436. Управління пасажирським судном 233.5 KB
  Старший бортпровідник безпосередньо підкоряється помічникові капітана по пасажирській частині, керує роботою бортпровідників, днювальних, що обслуговують пасажирські приміщення, і забезпечує стан пасажирських приміщень у належному порядку.
37437. История России. Шпаргалка 228.68 KB
  Империя – это конгломерат народов, которые образуют экономическую, политическую и в зачатке культурную систему, где ведущая определяющая, объединяющая роль принадлежит одному или нескольким народам, в то время как остальные народы находятся в состоянии зависимости и подчинения, хотя и извлекают определенные выгоды из своего положения в рамках данного конгломерата.
37438. Икемділік ұғымы. Сұраныс пен ұсыныс икемділігі 154 KB
  Рыноктық экономика – бұл сұраныс пен ұсыныстың үздіксіз арақатынасы. Мұндай қарым-қатынасты қарапайым моделінің тууы, экономикалық ғылым тарихында үлкен маңызды дәуір болып саналады. Сол мезеттен бері екі ғасырдан астам уақыт өтсе де, рыноктық экономикамен теориялық танысу осыдан басталады. Өйткені осы модель арқылы барлық экономикалық процестер ашылып көрсетіледі.