84619

НАЦИОНАЛИЗМ КАК СУБЪЕКТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗЖИГАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Предыстория осетино-ингушского конфликта. Динамика и последствия осетиноингушского конфликта. Причины осетино-ингушского конфликта. Возможные варианты урегулирования осетинО-ингушского конфликта.

Русский

2015-03-20

64.52 KB

2 чел.

26

               

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

Факультет политико-правового управления

Направление подготовки 034000.62  «Конфликтология»

Кафедра  социальных коммуникаций

Курсовая  работа

по дисциплине «Введение в конфликтологию» на тему:

«НАЦИОНАЛИЗМ КАК СУБЪЕКТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗЖИГАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ»

Автор работы:

Студент очной формы обучения

1 курса 115 группы

Базырова  Гилана  Александровна  __________

Руководитель работы:

доктор социологических наук,

профессор

                                                    Черняева Татьяна Ивановна _______________

Проверил:

кандидат философских  наук,

доцент

Федорова Анна Валерьевна ________________

                                                  Саратов, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

ГЛАВА  I:  Национализм……………………………………………………….6

1.1.Национализм: возникновение и развитие…………………………………6

1.2.Национализм как социальный  феномен…………………………………..7

1.3.Межэтнические  отношения  и  конфликты  в  Российской Федерации…9

1.4.Разработка  оптимальной  национальной  политики. Преодоление  национализма……………………………………………………………………11

ГЛАВА  II: Этнические  конфликты  на   Северном  Кавказе………………..14

2.1  Предыстория   осетино-ингушского  конфликта………………………….14

2.2. Динамика  и  последствия   осетино-ингушского  конфликта…………...16

2.3. Причины  осетино- ингушского  конфликта   …………………………….17

2.4.Возможные варианты    урегулирования  осетино-ингушского конфликта………………………………………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25

ВВЕДЕНИЕ

                  Актуальность  данной  курсовой  работы  обусловлена  тем, что   в  современном  мире  происходят   процессы  интенсивного   взаимодействия  различных  народов  и  культур, границы  становятся  все  более  открытыми.  В  мире  практически  не  осталось  моноэтнических  государств.  Но  наряду  с этим  активно  развиваются  и противоположные  тенденции – усиливается  национальное  обособление  и  межнациональное  противостояние. Все  чаще  высказываются  предположения, что межэтнические   конфликты, дополненные  межрелигиозными  противоречиями, станут  одной  из главных  и глобальных  проблем XXI  века. Именно поэтому  в настоящее   время  принципиально  важно   заниматься исследованием  межнациональных  конфликтов. Современная   Россия  сталкивается  со  схожими  проблемами.  Российское  общество  всегда  было  и  остается  полиэтничным, однако  в  российской  политической  традиции  явно  присутствуют  черты  «национального  государства»,  сформированного  доминирующим  русским  этносом. При  этом  сегодня  Россия  быстро  движется  к тому  состоянию, которое  в  западной  научной  литературе  называется «иммигрантским  обществом». И  этот  процесс неизбежен. Уже  сейчас Москва, другие большие  города и   некоторые   регионы  России  постепенно  превращаются  в  многонациональные  сообщества,  в  которых  доля  иммигрантов  непрерывно  увеличивается. При  этом в среде  доминирующего  в стране  русского  этноса  националистические  настроения  усиливаются  не  только  на  бытовом, но и на  политическом  уровне. Лозунги  вроде  «Россия  для  русских», «Москва  для  москвичей», «Кубань для кубанцев» на массовом  уровне   получают все  больший  отклик.

Таким  образом,  рост  националистических  настроений в  российском  обществе  усиливается  и  перерастает  в  межнациональное  противостояние .

     Все  это  свидетельствует  о  том, что сегодня  феномен  национализма  отнюдь  не  утратил  ни  актуальности, ни остроты.

       Целью  данной  курсовой  работы  является  исследование   проявления националистического  характера  в  общественной  жизни  Российской  Федерации.

  В  соответствии  поставленной  целью  решаются  следующие  задачи:

1.Рассмотреть  национализм  как  социальный  феномен

2.Исследовать  национальный  состав  Российской  Федерации

3.Выявить  причины  этнических  конфликтов

4.Исследовать  предысторию, динамику  и  последствия  осетино-ингушского конфликта

5.Выявить основные  причины  осетино-ингушского  конфликта

6.Рассмотреть  возможные  варианты  урегулирования  осетино-ингушского  конфликта

   Для  успешного  решения  поставленных  задач  определим  объект  исследования:  национализм  как  субъективное  основание  для  разжигания  этнических  конфликтов.

     Практическая  ценность  работы  состоит  в  том, что  результаты  исследования  могут  быть  использованы  для  исследования  проблем  национального  характера   в  Российской  Федерации.

      Предметом  исследования  данной  темы  является  осетино – ингушский  конфликт  на  Северном  Кавказе.

     Научная  новизна курсовой  работы  заключается   в анализе  актуализированных   на  сегодняшний  день  методов  урегулирования  межэтнических  конфликтов.

     В  данной  работе   использованы  следующие  методы  исследования:  метод  анализа  и  синтеза  социологической,  философской,  политической  литературы,  метод  обобщения,  метод  сравнения  и структурирования   данных , метод  экспертных  оценок.

           Теме  национализма, его  исследованию  посвящено  огромное  количество  работ. В  них определяются  его  виды   и  проявления  на  различных  этапах  исторического  развития  человечества, а  также   роль  и  значение  в  общественной  жизни. Необходимо  отметить  такие  работы,

как: «Национализм. Теории  и  политическая  история» Т.Ю. Сидорина, Т.Л.  Полянников; «Нации, этносы и  национализм» С.Г.Кагинян ; «Понаехали  тут. Очерки  о  национализме,  расизме  и  культурном  плюрализме» В.Малахов;  «Проблемы  управления  в  сфере  межнациональных  отношений»  С.И.Замогильного; «Русский  национализм. Социальный  и  культурный  контекст» М. Ларюэль; «Верхи  и  низы  русского  национализма» А. Верховский.    Данные  работы  посвящены  исследованию  и  трактовке  проблемы  национализма,  его  сущности.

    

                                   

                                           ГЛАВА I: Национализм

                       

                        1.1Национализм  возникновение  и  развитие

            Понятия    «нация» и  «национализм» в   их   современном   значении, возникли   в  Европе  в   конце 18 века. Несмотря  на  то,  что  слово  «нация»  существует в  европейских  языках  давно  и  происходит от  латинского слова  natio  (племя), долгое время  оно  не  имело   определенного  значения.  Им  могли  обозначать  как  государственные  объединения   наподобие  Священной  Римской  Империи  германской нации,  так  и сообщества  студенческих  землячеств,    в   средневековых  университетах.

     Ситуация  изменилась  со  времен  Французской  революции   конца  XVIII-го  столетия,  когда  французы,  свергнув  королевскую власть,  стали  считать себя  свободными  гражданами  и  потребовалось  обозначить  ту социальную  реальность,  которая  образовалась  в  результате  этих  революционных  процессов  именно  ими  термин  «нация»  впервые  был  применен  для  определения  людей  одного  государства. Деятелями  Французской  революции было  пущено  в ход и понятие  «национализм»,  которое  понималось  тогда  сугубо  положительно  и  трактовалось  как  любовь   к  Родине. 2

       Влияние  Французской  революции  на  европейские  страны  было  огромно,  и  французская  «национальная»  терминология  распространилась в   других  странах  Европы.  В  дальнейшем,  на  протяжении  XIX века,  буржуазные  революции,  промышленные  перевороты и  колониальная  экспансия  способствовали  формированию  и  становлению  наций  и  национального  самосознания  у  европейских  народов.

      Однако  свое  глобальное  значение  национальный  вопрос   приобрел в  XX столетии.  За короткий  период  после  первой   мировой  войны  на  обломках  рухнувших  империй  в  Европе  сложились  новые  национальные государства,  возникло  множество  националистических  теорий и  движений,  а  национализм  стал    весомым  фактором  политической  и  международной  жизни. После  второй  мировой  войны  и  разгрома  фашистского  блока  национальный  вопрос  временно  отодвинулся  на  второй  план,  и  термин  «национализм»  приобрел  негативный  оттенок,  так  как  он  стал  ассоциироваться  у  большинства  народов  как  с деятельностью  фашистских  режимов  Европы и  Японии. Национализм  был  объявлен  анахронизмом,  а  национальный  вопрос  на  фоне  начавшейся  интеграции  европейских  народов  на  официальном  уровне  перешел  в  область  второстепенного и  утратившего  свою  актуальность.3

       Однако,  начиная  с  60-х  годов,  на  Западе  происходит  процесс  так  называемого  «этнического  возрождения».  Он  выразился  в  значительном повышении  роли  этничности  во  внутригосударственной  и  международной  жизни,  а  так  же  в  пробуждении  интереса  к  этнической  культуре,  языку  и  обычаям  на  фоне  интернационализации  экономических  и  политических  отношений.  

      

                            1.2. Национализм  как  социальный  феномен

 Феномен  национализма   понимается  в  современном  мире  как  явление  общественно - политической  жизни,  в  котором  нация  рассматривается  как  некая  высшая  основополагающая  категория.  Эта  категория  включает  в  себя  идеи  уникальности  и  исключительности  своей  нации и  доказывает  ее превосходство  над  другими  этносами  и  народностями.

        Традиционно  ученые  выделяют  два  вида  национализма: государственный  или  гражданский  национализм  и  национализм  этнический. Первый  основывается  на  идее  согражданства  и  понимает  нацию  как  политическую  общность.  Второй   рассматривает  нации  как  этническую  категорию,  как  определенное  сообщество,  имеющее  общие  исторические  корни,  социально – психологическую  или  даже  генетическую  природу.

        Гражданский  национализм  является  в  определенной  мере   естественным  фактором,   присутствующим  в  политической  и  социально - психологической  жизни  многих  государств  и  народов.  Очень  часто  он  принимает  форму  различных  стереотипов, существующих  на  уровне  массового  сознания.  Сюда,  к  примеру,  можно  отнести  убежденность  среднего  американца  в  том,  что  «Америка  является  самой  свободной  страной  мира»  или  среднего  англичанина  -  в  превосходстве  английской  политической  системы  над  политическими  системами  других стран.4

       В своих  крайних  проявлениях  гражданский  национализм  может  приобретать  формы  государственной  агрессивности,  великодержавного шовинизма  или  изоляционизма.

       Национализм  этнический  так  же  присутствует  в  латентной  форме  в  сознании  большинства  народов  и  имеет  тенденцию  проявляться  в  экстремальных  для  этносов  ситуациях  (войны, нашествия, оккупация и т.д.). Но  выходя  за  рамки  теории  и  становясь  политической  программой,  он  может  служить  для  различных  этнических  групп  средством  доступа  к  власти  и  ресурсам,  подавления  частных  инициатив  и  интересов,  а  также  приводит  к  ущемлению  прав  других  национальностей  и  народов. Наиболее  ярким  примером  здесь  могут  служить  политические  реалии и  жизнь  нацистской  Германии  в  30-е годы  нашего  века.

1.3. Межэтнические  отношения  и  конфликты в Российской  Федерации

      Если  обратиться  к  карте  административного  деления  Российской  Федерации,  то  можно  увидеть,  что  из 89  ее субъектов  лишь  32  имеют в своем  названии  национальный  элемент.  21  административная  единица  из  них  имеет  статус  республики, 10 – статус  автономных  кругов, и одна - автономной  области.  Все  они  сильно   отличаются  друг  от  друга  как  количественными  пропорциями  проживающих  на этих  территориях национально-этнических  общностей,  так  и  характером  взаимоотношений  между  ними.

      Наиболее  многочисленной  из  национальных  групп,   проживающих  в России,  являются  татары,  следующие  по  численности  башкиры  и  мордва.  Кроме  того,  на  территории  Российской  Федерации  проживает  множество  представителей  других  этносов,  не  имеющих  каких-либо  территориально-административных  единиц.  Это  украинцы,  белорусы,  немцы,  армяне,  азербайджанцы, грузины и  многие  другие.5

       Современная  Россия  является   полинациональной,  многоэтничной  страной,  в  которой  живут   народы,  различающиеся  уровнем  социально-экономического  и  культурного  развития.  Очевидно,  что  в  таких  условиях  национальный  вопрос  является  одним  из  важнейших  вопросов  государственной  и  политической  жизни  страны.

     Распад  Советского  Союза  и  обострение  межнациональных  отношений  на  пространстве  СНГ в  значительной  степени  затронули  и Россию.  Во  многих  субъектах  Федерации  проявились  центробежные,  а  в  некоторых  и  сепаратистские  тенденции. В  национально-территориальных  республиках  и  округах  стали  возникать  и  действовать  националистически  ориентированные  движения  и  организации.  Фактически  весь  период  1991-1993  годов  прошел  под  знаком    усиливающейся  суверенизации  российских  регионов. В  отдельных   случаях  эгоистическая  позиция,  занятая  руководством  некоторых  территориально-административных   единиц,  приводила  к  действиям  противоречащим  интересам  не  только  соседних  регионов,  но  и  всей  Федерации  в  целом.  Подобные  действия  неизбежно  приводили  к  двум  негативным  последствиям:  во-первых,  к  возникновению  и  развитию  конфликтов  между  отдельными  регионами  и  национальностями;  во-вторых,  к  конфликтам  между  центральной  и  регионально-национальной  властями.6  Анализ  этих  конфликтов  позволяет  разделить  их  на  три  категории:

    1.Конфликты,  доминирующую  роль  в  которых  играют  территориальные  притязания.  Они  касаются  соседствующих  народов  и  этнических  групп  и  могут  приобретать  весьма  острый  характер.  Наиболее явный  пример  такого  конфликта  -  осетино-ингушский.  Напряженность  в  связи  с  территориальными  спорами  имела  место  и  в  Кабардино- Балкарии.

  2.Конфликты,  вызванные  требованиями  выхода  из  России  и  полной государственной  самостоятельности. Такого  рода  конфликты  называются  «сецессионными». Здесь  наиболее  ярким  примером  является  Чечня. «Сецессионные»  тенденции  имели  место  и  в  Татарстане  до  заключения  договора  о  разграничении  полномочий  между федеральными  и  республиканскими  властями в 1994 году.

   3.Наконец,  статусные  конфликты,  в  основе  которых  лежит  желание  расширить  административно-управленческие  полномочия  в  соответствующем  регионе. Такой  конфликт, может  быть,  и  не  связан  с  национальными  интересами  каких-либо  этнических  образований.  Национальный  аспект  здесь  раскрывается  лишь  в  отношении к  проблеме  целостности  России  и  авторитета  государства.  Примером  такого  конфликта  может  служить  попытка  провозглашения  Уральской  республики.

         Однако,  следует  отметить,  что  открытые  национальные  конфликты  коснулись  пока  только  трех  субъектов  Федерации: Чеченской  Республики, Республики  Северной   Осетии – Алании  и  Ингушетии.

      Татарстан, Тува,  Дагестан,  Кабардино-Балкария,  Республика  Саха (Якутия)  относятся  к  числу  территорий, где  была  напряженность  в  национальных  отношениях. Однако  напряженность  не  переросла  в  открытый конфликт  с  насильственными  действиями  сторон. Конфликтность  и  нестабильность  здесь  определенным  образом  локализованы.  В  этом  смысле  они  носят  ограниченный  характер.7

      Таким образом, в целом,  несмотря  на  значительную  национальную  напряженность  имевшую  место  во  многих  регионах,  конфликтность  все  же  не  является  доминирующей  чертой  межнациональных  отношений  в  Российской  Федерации.  Но  межнациональные  отношения  -  это  легковоспламеняющийся  материал.  Зоны  напряженности  при  сравнительно  небольших  ошибках  способны  быстро  трансформироваться  в  зоны  конфликтов,  и  если  в  этих  конфликтах  применяется   насилие,  то  неизбежно  возникновение  кризиса ,  который  может  приобрести  затяжной  характер . Наглядным  примером  этого  служит  Чеченский  кризис (1993-1996 гг.)8

1.4.Разработка  оптимальной  национальной  политики. Преодоление  национализма

         Национализм,  национальный  вопрос  и  межэтнические  отношения  -  это  те  проблемы,  без  адекватного  решения  которых  невозможно  построение  новой  государственности  в   России.  При  этом  следует   заметить,  что  доля  национализма,  присутствующая  в  общественном  сознании,  напрямую  соответствует  состоянию  всего  общества  в  целом.  В  период  кризиса,  экономической  и  политической  нестабильности,  доля  национализма,  как  своего  рода  защитной  этнопсихологической  реакции  на  ухудшение  обстановки,  заметно  возрастает.  В  периоды  относительной  стабильности  и  равновесия  националистически  настроенным  остается  лишь  определенный,  сравнительно  немногочисленный    процент   населения.

          Но  социальное  спокойствие  и  межэтническое  сотрудничество   в   стране  зависят  во  многом  от  той  позиции,  которую  занимает  государство  в  национальном  вопросе.  Основной  задачей  государства  здесь   является   не  столько  борьба  с  национализмом  в  его  различных   формах  и  проявлениях,  сколько  выработка  оптимальной  национальной  политики,  способной    урегулировать   межэтнические  споры  и   притязания.  Очевидно,  что  такая  политика  с  необходимостью  должна  основываться   на  идеях   взаимопонимания,  диалогах  межэтнического  сотрудничества,  приоритете   политических      методов   решения   этнонациональных    проблем,  а  также  актуализацией  роли   рационального,  а  не  эмоционального  компонента  в  политике.9

              Таким образом, целями   этой   политики  должно  явиться,  во-первых,   создание   оптимальных  условий  для  свободного  развития   всех   народов,  проживающих   на    территории    Российской   Федерации;   во-вторых,    обеспечение   межнационального   мира  в  стране,  налаживание    сотворчества   и   сотрудничества    этносов,    как   в  масштабах  всей   Российской   Федерации,   так  и   в  рамках   отдельных  регионов;  и,  наконец,  постепенное   формирование   единой  российской  национальной   идеи,  создание   такого  менталитета,  при   котором  чувство   принадлежности   к   российскому   государству  будут   играть  все  большую  роль.

            Очевидно,  что  осуществление  этих  задач  способно  будет  разрешить  большинство  межэтнических  противоречий  и  национальных  конфликтов,  существующих   сейчас  в  России.  Одновременно   перестанет    быть    актуальной     и    злободневной   проблема    национализма,  которая,   не   имея  питательной   среды   в  виде   политической   нестабильности,  экономического   кризиса  и  межэтнических   противоречий,  перестанет  быть  серьезным  фактором,  влияющим  на  общественную  и  политическую  жизнь   страны.

              

               ГЛАВА  II :Этнические  конфликты  на  Северном  Кавказе

                  2.1. Предыстория  осетино  -  ингушского   конфликта

           Распад СССР, спровоцировавший   политико- идеологический кризис, актуализировал   массу   социально-политических и   межэтнических противоречий, в   том  числе и   территориальных притязаний,  обладающих значительным деструктивным потенциалом.

          Среди   основных   межэтнических   конфликтов  именно  территориальные споры   отличаются   наибольшей   остротой.  Все   они   резко   актуализировались  в  условиях стремления  этносов   к  государственной самоорганизации   и  суверенизации.

         Осетино-ингушский конфликт был первым на территории   Российской  Федерации, перешедшим в открытую фазу. Кратковременное вооруженное столкновение привело к разрушительным последствиям, окончательно ликвидировать которые не удается доныне. Однако,  ни разу за весь постконфликтный   период   между  сторонами   не   произошло   новых вооруженных столкновений. Именно осетино-ингушский конфликт оказался единственным в отечественной истории, урегулирование которого происходит на основе переговорного процесса  до сих  пор. Актуальность  данного  конфликта   заключается      в  необходимости   исследования   переговорного процесса    как   механизма   урегулирования конфликта и разрешения осетино-ингушских противоречий.10

            Осетино  -  ингушский  конфликт  подобно  другим  этническим  конфликтам  на  постсоветском  пространстве,   имеет  глубокие  исторические  корни.  До  революции  территория  осетино  -  ингушского  противостояния  административно  входила   в  состав   Терской  области,  занимавшую  в  то  время  значительную  территорию  Северного  Кавказа.  В  1907  году    из  состава   этой  области  был  выделен  Назрановский  округ  с  местом  пребывания  его   управления  в  г. Владикавказ.  К  1917  году  территория  Назрановского   округа   была  заселена  преимущественно  казачьим  населением.

           В  ходе  гражданской  войны  на  юге  России  (1918-1920 гг.),  Советская  власть,  видевшая  в  казаках  своих  потенциальных  врагов,  осуществила  массовое  выселение  казачьих  станиц  и   заселила  на  освободившиеся  места  жителей   горных  ингушских   сообществ.   С  создание  СССР  эта   территория,  получившая  название  Пригородного  района,  вошла   в  состав  Чечено- Ингушской  автономной  республики.

        В  1944  году,  по  постановлению   Советского  правительства  Чечено- Ингушская  АССР  была  ликвидирована,  а  чеченский  и  ингушский  народы,  обвиненные  в  измене  Родине  и  политическом  бандитизме,  насильственно  выселены  с  мест  своего  проживания.  Территория  бывшей  республики  была  поделена   между  Ставропольским  краем,  Дагестаном  и  Грузией.  Пригородный  район  вошел  в  состав  Осетии. 11

       В  1957  году  государственность  чеченского  и  ингушского  народа  была  восстановлена   и  из  Северной  Осетии  воссозданной   автономии  были  возвращены  4  района.  Однако  в  связи  с   тем,  что  Пригородный  район  территориально   и  экономически   слился  со  столицей  Северной  Осетии,  он  не  был  передан  Чечено -  Ингушетии.  В  качестве  компенсации    Чечено- Ингушская  республика  получила  три  района   Ставропольского  края.  Однако  это  территориальное  размежевание  не  удовлетворило  ингушскую   сторону,  так  как  оно  не  полностью  восстановило  границу,  существовавшую  до  депортации  ингушей  в  1944 году.  Пригородный  район,   оставшийся  в  составе   Северной  Осетии,  стал  объектом  негласных  притязаний  ингушской  стороны.  Долгое  время  эти  притязания  носили   скрытый  характер,  и  до  конца   советского   периода   почти  никак  не  проявлялись  наружу.  Но  с  1991  года  эта  проблема   впервые  была   вынесена   ингушской   стороной   на  официальный   уровень.

        2.2.  Динамика  и  последствия   осетино-ингушского  конфликта

    

       К  осени  1992  года   обстановка   в  Пригородном  районе   постепенно  накалялась.  Участились  конфликты   и  столкновения   между  ингушским  и   осетинским  населением,  проживающем   в  этом  регионе.  В  конце  октября  1992  года    ингушская  сторона   провела   спланированную  вооруженную  операцию  по   отторжению  Пригородного  района.   2  ноября   1992  года  указом  президента  РФ   Б.Н. Ельцина  в   зоне   вооруженного  конфликта   было  введено чрезвычайное  положение.  Активная  фаза  конфликта  продолжалась  с  31  октября  по  6  ноября  1992  года.  По  данным   объединенной    следственной  группы   Российской  Федерации,  шесть   дней  боев  в  зоне  конфликта  погибло  407  ингушей ,  105  осетин  ,  17  военнослужащих  российской  армии.  Было  ранено  более  650  человек.  В  целом  в  ходе  противостояния   пострадало  более  8  тысяч  человек. 12

      Следствием   вооруженного   противостояния   явилась  проблема  беженцев,  которая  чрезвычайно    остро   стояла  перед  руководством   обеих  республик  после  1992  года.  Из  33  тысяч  ингушей,  проживавших  на  территории  Северной  Осетии  до  осени  1992  года,  республику  покинуло   более  25  тысяч  человек,  нашедших  прибежище  в  Ингушетии.  Из  25  тысяч  русских,  проживавших  в  Ингушской  республике,  около  10  тысяч   человек    покинули   ее   еще  до   середины  1992  года  и  около  1,5  тысяч  человек  -  в  ходе  самого  конфликта.  Несколько  сот   осетин   бежали  из  Пригородного  района  во  внутренние  области  своей  Республики.

        Переговоры  между  лидерами  Северной  Осетии  и  Ингушетии А. Галазовым  и  Р. Аушевым,  неоднократно  проходившие  на  протяжении  1993-1997  годов,  позволили   вернуться  на  места   прежнего  проживания   нескольким  десяткам  семей  как  с  той , так  и  с другой  стороны. Однако  и   по  настоящее  время  данная  проблема  далека  от   своего  полного  разрешения:  обе  стороны   то  и  дело   производят  захваты  заложников,  теракты.

                      2.3.  Причины  осетино -  ингушского  конфликта

          Анализируя  приведенные  факты,  стоит   выделить    следующие  причины  осетино –  ингушского  конфликта.  Во-  первых,  наследие  советских  времен,  когда  образовывались  и  ликвидировались  различные  республики,  границы  которых  проводились  зачастую  без  учета  реального   этнического  ареала  расселения  горских  народов.  Во-  вторых,  поспешность  принятия  федерального  закона  « О  реабилитации  репрессированных  народов»  и  отсутствие  механизмов  его  реабилитации.  В -  третьих,  усиление  националистических  сил  в  обеих   республиках,  и,  наконец, в – четвертых,   неправомерные действия  с  обеих  сторон  по  созданию  вооруженных  формирований.

      По  мнению  отечественных  политологов,  в  начале  90-х гг.  существовало  3  возможных  варианта  урегулирования  осетино-ингушского  конфликта.13

       Вариант  первый   предусматривал  сохранение   спорной  территории  Пригородного  района  за  Северной  Осетией.  Такое  решение   имеет правовую  основу  в  статьях  Конституции  РФ  и   Федеративного  договора,  гарантирующих   неприкосновенность  границ  субъектов  Российской  Федерации.  В   перспективе   данный    вариант  мог  сыграть   определенную  роль  для  стабилизации   внутриполитической  обстановки  в  Северной  Осетии  и  способствовал  бы   сохранению   республики  в   фарватере  российской  политики.  Вместе  с  тем  этот  вариант  способствовал  бы  усилению  антирусских  настроений  в   Ингушетии,  охлаждению   отношений    между  руководством   этой  республики  и  федеральным  центром.

          Вариант  второй  -  передача  Пригородного  района  Ингушетии.  Единственным  правовым  основанием  для  существования  подобного  варианта  являлся  упомянутый  закон  «О  реабилитации  репрессированных  народов»,  находившийся  в  противоречии  с  основными  положениями  Федеративного  договора  и   Конституцией  Российской   Федерации.  Вследствие  этого,  подобное  решение  было  бы  довольно   сомнительным  с  юридической  точки  зрения  и  оставило  бы  веские  основания  для  его  последующего  обжалования.  Но  такой  вариант  на  первых порах  может благоприятно  отразиться   на  общественно - политической  ситуации  в  Ингушетии,  дав  ей  возможность  в  кратчайшие  сроки  разрешить  проблему  беженцев  и  мигрантов   и  устранив  реваншистские   националистические  устремления,  возникшие  после  политико - правового  поражения  осенью  1992  года.14

          Однако,  с  другой  стороны,  это  фактически  будет  означать  потерю  для  Российской  Федерации   республики  Северная   Осетия,  где  наверняка  пройдет   волна   антирусских  выступлений  и  эксцессов.  Не  исключено,  что  руководство  республики  может   потребовать  расторжения   Федеративного  договора  и  выхода  из  состава   Российской  Федерации  со  всеми  вытекающими  отсюда  последствиями.  Таким  образом,  этот  вариант  способствовал  бы  новому  обострению  этнополитической  ситуации  на  Кавказе.

            Вариант  третий:  раздел  спорной  территории  между  конфликтующими  сторонами.  Теоретически  решение  о  разделе  территории  между  Осетией  и  Ингушетией  могло  быть  принято  в  результате  прямых  переговоров  между  делегациями  двух  республик.  На  практике  это  означало  бы  создание  в  рамках    Пригородного   района    двух  изолированных  кордоном   российских   войск  этнических  зон  -  ингушской  и  осетинской.   Решающими  факторами,  способными  подтолкнуть  стороны  на  подобный    компромисс,  могло  стать   для  Ингушетии  -  стремление  разрешить  проблему  беженцев,  для  Осетии -  избавиться  от  опеки  федерального   правления  в  Пригородном  районе.

           Но  реализация  этого  варианта   требовала   значительного  времени  и  усилий,  так  как  в  условиях  национальной  неприязни   между  осетинами  и  ингушами   всякие  поспешные  решения   в  этой  области   способны  вызвать   новую  вспышку  национализма  и  заметно  обострить   ситуацию в  регионе. 15

          Таким образом,    на  сегодняшний  день  федеральная  сторона  не определила  четко   свою  позицию  в  этом  вопросе,  но  склоняется  скорее  к  первому   варианту   разрешения  проблемы.  Пригородный  район  юридически  остается  за  Северной  Осетией,  однако  вместе  с  тем  российское  правительство   пытается  не обострять   отношений  с  Ингушетией,  способствуя  возвращению  ингушских  беженцев  в  места  прежнего  проживания.  Эта  неопределенность,  с  одной  стороны,  вполне  объяснима  сложностью   этнополитической  ситуации  в  регионе  и  нежеланием   какими-либо  конкретными  действиями   ее  осложнять.  С  другой    стороны,  это  способствует  некоторой  настороженности  общественного  мнения  Северной  Осетии  по  отношению  к  федеральному  центру  и  совсем  не  удовлетворяет  ингушскую  сторону,  которая  склоняется   к  дружескому  сотрудничеству  с  Чеченской  республикой.                        Конечно,  постепенно  и  осетинская,  и  ингушская  сторона   осознают,  что  жить  в  состоянии  негласного  конфликта,   будучи  историческими  соседями,  просто  бесперспективно.  На  многочисленных  переговорах,  проходивших  после  1992 года   между  руководителями  и   делегациями  обеих   республик,  были  достигнуты  договоренности  по  многим  важным   вопросам:  в  урегулировании  взаимоотношений,  в  разрешении  проблемы  беженцев  и  вынужденных  переселенцев,  однако   осетино –  ингушский  конфликт   все  еще  далек  от  своего  полного  разрешения.16

           

  2.4. Возможные варианты   урегулирования  осетино –  ингушского  конфликта

        Проанализировав  ситуацию   в  теоретическом плане,  можно   было  бы предложить   следующие   варианты   разрешения    конфликта:

                                    1.Уступка ингушской стороны

        Республика Ингушетия отказывается от территориальных притязаний на соответствующую часть Пригородного района и закрепляет этот отказ в Конституции, отменяя статью 11-ую. Такое решение конфликта является долгосрочным. Оно снимает все формальные препятствия, выдвигаемые осетинской стороной относительно возвращения вынужденных переселенцев, и позволяет на практике перейти к нормам отношений, основанных не на этнических интересах, а на соблюдении гражданских прав личности безотносительно к национальной принадлежности.

2. Уступка осетинской стороны

          Осетинская сторона отказывается от спорной части Пригородного района в пользу Ингушетии, восстанавливает возможность проживания ингушей во Владикавказе и открывает перспективы свободного перемещения населения между республиками. Тем самым осуществляется компенсация по отношению ко всей  совокупности исторических несправедливостей и происходит "возвращение" к ситуации до событий 1992 года. Осетинский народ приобретает в глазах кавказских  народов и всего человечества образ миротворческой нации, отказывающейся от  насилия не только по отношению к настоящему, но и по отношению к прошлому.

3. Возможный компромисс

           Осознавая утопичность первой и второй моделей разрешения конфликта, следует задуматься над вариантами его компромиссного решения. Нынешняя практика по сути дела строится на основе компромисса. Суть его в том, что вопрос о территории и границах  снимается с обсуждения и решается только два другие  аспекта конфликта  - вопрос о возвращении вынужденных переселенцев и проблема формирования благоприятного морально-психологического климата в зоне  конфликта. Однако этот компромисс постоянно взрывается в силу нерешенности   первого вопроса. Поэтому не исключается возможность нахождения компромиссной линии по основному вопросу конфликта. Например, осетинская сторона могла  бы предложить в целях умиротворения ситуации передачу некоторых сел под  юрисдикцию Ингушетии. Речь идет, например, о селе  Майском. Как известно, для ингушской стороны особое значение имеет вопрос о Тарском (Ангушт). Вариант компромисса, предлагаемый в настоящее время ингушской стороной о передаче спорной части   Пригородного  района   в   федеральное   управление вряд  ли   может  быть  принят  осетинской стороной  - этот вариант близок ко второй модели разрешения конфликта.  В то же время может быть рассмотрен действительно новаторский вариант  создания зоны совместного осетино-ингушского управления на территории Пригородного района.  Преимущества такого решения вопроса состоят в том, что:

а) вопрос о спорных территориях снимается;

б) образуется зона совместной осетино-ингушской деятельности, в рамках которой идет накопление положительного опыта, постепенно преодолевающего   психологическое наследие этнической войны и территориального конфликта;

в) движение в этом направлении может осуществляться одновременно как сверху  - от государственных инстанций, так и снизу  - органами местного самоуправления.

 4. Разрешение  конфликта  путем  заключения   общественного  договора

         Для того чтобы выработать стратегию управления этническими отношениями, необходимо на всем полиэтническом пространстве найти общие взаимоприемлемые ценности и нормы. Необходимо выработать общие правила игры, которые, с одной стороны, были бы достаточно универсальными, чтобы охватить ценностно-нормативным полем все многоэтническое общество, а с другой - не ущемляли бы частных традиций, обычаев, ценностей и интересов входящих в полиэтническое пространство этносов.   Поэтому возникает вопрос о заключении своего рода "общественного договора" между государством и всеми входящими в состав государства этносами. Такой договор не может регламентировать все детали межэтнического взаимодействия, но он должен содержать основополагающие нормы и принципы: гарантии безопасности личности и этноса, равноправие, запрет на применение насилия при возникновении противоречий, решение конфликтов мирными способами.  При этом правила игры не должны отдавать предпочтение одному из участников конфликта. Только в этом случае они будут эффективными.

5. Диалог  как  способ  разрешения  конфликта

       Абсолютно   необходимо   перевести   конфликтное    взаимодействие сторон  в   форму  диалога. Существует  два   уровня  диалога: диалог как цель   взаимодействия   и   диалог    как    средство достижения цели. Если диалог между субъектами    конфликта    по тем или иным причинам невозможен, то   возникает   необходимость  привлечения посредников. Посредничество является  наиболее   мягкой   формой   участия   третьей стороны   в   урегулировании   конфликта.   

                                                     Заключение

           Итак,  целью  нашей  курсовой  работы  было  исследование  национализма,  характер    его  проявления  в  Российской  Федерации.  На  примере  осетино – ингушского  конфликта  мы  наглядно  проиллюстрировали   межэтнический  конфликт,  причины которого  заключаются  в  националистических  противоречиях, этническом противостоянии.  Нарастание социальной напряженности, политическая борьба, крушение прежних идеологических ориентиров - вот общие черты конфликтов на этнической почве. Национальные трения существовали, и будут существовать до тех пор, пока сохранятся национальные различия. Многонациональное общество изначально менее стабильно, чем этнически однородное общество, и суть национального вопроса сводится к тому, какая из двух противоположных тенденций возьмет верх и окажется доминирующей.  В социально-политическом плане пути к преодолению межэтнических  конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. Но есть еще и другая, очень важная, эмоционально-когнитивная сторона проблемы. Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

     Полагаем, что вопросами межнациональных отношений в Российской Федерации должны шире заниматься   и   местные власти. Таким образом, работу по совершенствованию законодательства в области национальных отношений нужно вести по различным направлениям.

                             Список   использованной  литературы

Книги   и   учебные  пособия:

1.Авдеев М.Д. Национальная политика сегодня-М.,2009.377 с

2. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 2008. № 12

2.Агаларов Б.С. Осетино – ингушский конфликт. История и современное состояние – М.,2008.198 с

3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 2003. (Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. –М.,1999.)

4. Андерсон Б. и др. Нации и национализм. – М.,2002.354 с

5.Верховский А.Д.Верхи и низы русского  национализма-М.,2007.256 с.

6.Дзагоева Б.З. Причины осетино-ингушского конфликта-Спб.,2010 . 305 7.Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999.

8.Здравомыслов А.Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации-М.,1998.127 с.

9..Кагинян С.Д. Нации , этносы и  национализм: социально-философский  анализ этно- национального  дискурса – С.,2005. 320 с.

10.Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов- М., Юнити- Дана: Закон  и право,2009.287 с.

11.Кулаковский А.В., Соловьев В.А.  Северная   Осетия   и   Ингушетия. Опыт конфликтного  строительства- М.,2007.234 с.

12.Ларюэль М.Национализм. Социальный  и  культурный  контент-М.,2008.448с.

13. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. – М.,1997.

14.Малахов С.В.Понаехали тут. Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме-М.,2011.200 с.

15. Рязанов А.В. Этнос и коммуникации-М.: Лабиринт ,2007.112 с.

16.Сидорина Т.Ю., Полянников Т.Л.Национализм. Тоерия и политическая история- М.,ГУ ВШЭ,2011.366 с

17. Цуциев  Л.А. Осетино-ингушский   конфликт (1992). Причины и последствия- М.,2005. 244 с.

18. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. / Пер. с англ. А.А. Васильева- С-Пб.: Алетейя, 1998.

Журналы  и  газеты:

1. Акулов Л.В. Глобализм  и   национализм.  «Противоречие движет» 2012 .

2.Алленова О.С. Пригородный тупик  (рус.), Журнал «Власть» (02.05.2011)

3. Альперович  В.А. Национализм – 2012. Полит-Ру.  ИАЦ «Сова», 2012

4. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 75-86.

5.Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания. //Психологический журнал, 1996. – Т.17. - №6. – С.72-81

6.Стефаненко Т.Г., Солдатенков А.Н. Мастерская «Культурный асссимилятор». //Век толерантности. –2001. - №3-4.

7. Провинция. Обстановка в Северной Осетии  (рус.), Газета «Коммерсантъ» (03.11.1999)

        

 

2 Замогильный С.И. Проблемы управления  в  сфере  межнациональных  отношений (предпосылки  и  формы  разрешения  межнациональных конфликтов)- С.2009, 389 с.

3 Сидорина Т.Ю,  Полянников Т.Л. Национализм. Теории и политическая история- М .: Издательский дом ГУ ВШЭ,2010.366 с.

4 Малахов С.В. Понаехали тут. Очерки о национализме, расизме  и культурном плюрализме-М. : Новое литературное обозрение,2011,200с.

5 Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов- М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право ,2009.287 с.

6 Кагинян С.Д. Нации, этносы и национализм: социально- философский анализ этно-национального дискурса- С,2005.-320 с.

7  Ларюэль М. Национализм. Социальный и культурный контент-М,2008-448 с.

8   Авдеев М.Д. Национальная политика сегодня-М,2009-377 с.

9  Верховский А.Д. Верхи и низы  русского  национализма-М,2007-256 с.

10 Кулаковский А.В, Соловьев В.А . Северная Осетия и Ингушетия: Опыт постконфликтного строительства - М,2007-234 с.

11 Цуциев Л.А. Осетино-ингушский конфликт(1992).Причины и последствия-М,2005-244 с.

12 Агаларов Б.С. Осетино- ингушский  конфликт .История  и  современное  состояние-М,2008-198 с.

13  Дзагоева Б.З. Причины  осетино-ингушского конфликта-Спб,2010-305 с.

14  О ситуации в Пригородном районе Северная Осетия  (рус.), Информация Представительства ПЦ "Мемориал" в Назрани. (01.10.2001).

15 Провинция. Обстановка в Северной Осетии  (рус.), Газета «Коммерсантъ» (03.11.1992).

16  Алленова О.С. Пригородный тупик  (рус.), Журнал «Власть» (02.05.2011).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52024. Повторення таблиць множення числа 2 і ділення на 2. Розв’язування задач 434 KB
  Розв’язування задач. Хмельницький Мета: Повторити таблиці множення числа 2 і ділення на 2; формувати вміння розв’язувати прості і складені задачі; розвивати увагу творче мислення пам’ять; виховувати інтерес до математики. а Пояснити розв’язання задачі № 678. в Пояснити розв’язання задачі яку виконували за бажанням за карткою.
52025. Збірник прикладних задач «Математика навколо нас» 3.75 MB
  Анотація Ідея створення цього збірнику виникла з приводу того що розвиток математичних знань у розумово відсталих дітей має виключно практичну важливість оскільки людині в повсякденному житті постійно доводиться оперувати арифметичними виразами здійснювати рахунок і різні операції з числовими величинами. Скільки грошей він отримає пропрацювавши 20 днів Який розфасовки пральний порошок вигідніше купити господині якщо відомо що пакет вагою 2кг 400 г коштує р. Скільки...
52026. Вправи і задачі на засвоєння таблиць додавання і віднімання числа Порівняння виразу і числа 58.5 KB
  Діти в народі говорять: Добрий гість – дому радістьâ€. 2 слайд Математична розминка Інтерактивна вправа Мозковий штурм Як називається геометрична фігура у якої три кути Який день настає після суботи Скільки сторін у квадрата Скільки місяців триває зима Як називається лінія у якої є початок і кінець  Закінч речення: тиждень триває  Скільки паличок потрібно щоб викласти 2 квадрати Молодці 2. Математичний диктант Слайди 412....
52027. Таблица умножения и деления на 7 72 KB
  Гномики обожают число 7 и надеются что его полюбите и вы Что в вашей жизни связано с числом 7 Чего бывает в жизни только 7 Вы знаете что число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Братья Гримм Умницы Первый гномик еще мал и любит играть. Гномик хочет познакомиться с вами. 21 : 3 = 7 21 : 7 = 3 назовите компоненты Третий гномик любит решать уравнения.
52028. Наш край у 1932-1933 роках. Історія Маньківщини 57.5 KB
  Хід уроку: Епіграф: Нагадай мені інший народ щоб він зазнав такої чорної недолі як народ український Учитель української мови і літератури Відкосили косами Жниварі з ЦК А ми хліба просимо Аж болить рука Встали під закопами Ух тверді лоби.Проценко Голодомор Учитель історії: Радянське керівництво взявши курс на модернізацію промислового потенціалу країни одразу зіткнулося з трьома проблемами: коштів сировини й робочих рук для розвитку індустрії. Учитель української мови та літератури: Перед вами картина...
52029. По следам бременских музыкантов. Числа от 11 до 20 173.5 KB
  И был у мельника осёл хороший осёл умный и сильный. Долго работал осёл на мельнице таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.Чтение отрывка из сказки Видит хозяин: ослабел осёл не годится больше для работы и выгнал его из дому. Испугался осёл: “Куда я пойду куда денусь Стар я стал и слабâ€.
52030. Множення дробів. Піднесення дробу до степеня 239 KB
  Мета: домогтися засвоєння учнями правил множення раціонального дробу на цілий вираз на дріб а також правила піднесення раціонального дробу до натурального степеня та виконання сумісних дій піднесення дробу до степеня та множення раціональних дробів; формувати вміння відтворювати вивчені правила та застосовувати їх під час виконання завдань на множення раціональних дробів та піднесення дробу до степеня; вдосконалювати вміння виконувати скорочення раціональних дробів та знаходити ОДЗ дробового виразу; розвивати мислення...
52031. Короткі історичні відомості (від абака до нетбука) 1.09 MB
  Обладнання: мультимедійне обладнання: проектор екран або мультимедійна дошка; програмний комплекс презентація PowerPoint Як винайшли комп’ютер підручник робочі зошити інструкція з правил техніки безпеки. Робота за комп’ютером 8 хв. Саме в Києві був створений перший в Європі комп’ютер який умів швидше за всіх рахувати А чи завжди існували комп’ютери Якими вони були в давнину Про це ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці. Вчитель презентує у електронному вигляді новий матеріал Як винайшли комп’ютер.