84637

Социальное партнерство (социальный диалог) в охране труда

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальное партнерство как принцип законодательного и нормативно правового обеспечения охраны труда. Социальное партнерство решает следующие вопросы: достижение консенсуса по вопросам обеспечения занятости; Создание дополнительных рабочих мест; Применение наемного труда с соблюдением...

Русский

2015-03-20

87.5 KB

8 чел.

Тема 1. Социальное партнерство(социальный диалог) в охране труда.

1. Социальное партнерство как принцип законодательного и нормативно - правового обеспечения охраны труда.

2. Социальный диалог в Европейском Союзе.

1. Социальное партнерство - система отношений между нанятыми работниками и собственниками средств производства, при которой признаются разногласия экономических интересов разных социальных групп и право каждой из них отстаивать свои интересы через поиск компромиссов, путей взаимопонимания и сотрудничества.

На практике социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуры класса или особы и есть цивилизованным (мирным) методом решения социальных конфликтов. Метод решения социальных конфликтов в границах социального партнерства - компромисс, согласование интересов работодателей и наемных работников путем мирных переговоров и взаимных уступок.

Словосочетание"социальное" означает общественное, т.е. то, что относится к жизни людей и их отношений в обществе, "партнер" ( от фр. партия) - участник совместной деятельности. Функционирование системы социального партнерства  осуществляется на трехсторонней основе сотрудничества органов государственной власти, предпринимателей и профсоюзов, которая направлена ​​на согласование интересов и решения проблем в социально-трудовой деятельности людей.

Главной функцией системы социального партнерства является недопущение разрушительных забастовок и создания условий для динамичного развития производства и обеспечения надлежащего уровня доходов наемных работников.

Основой социального партнерства является принцип сотрудничества между работодателями и наемными работниками, который реализуется в форме ведения переговоров, заключении коллективных договоров, согласовании проектов нормативно-правовых актов, консультаций при принятии решений между субъектами социального партнерства на всех уровнях (национальном, региональном, отраслевом и местном уровнях). Социальное партнерство решает следующие вопросы: - достижение консенсуса по вопросам обеспечения занятости; - Создание дополнительных рабочих мест; - Применение наемного труда с соблюдением требований техники безопасности и требований охраны здоровья, вопросы оплаты труда, прав работников на своевременное получение заработной платы; - Обеспечение нормального режима труда и отдыха; - Обеспечение права работников на участие в управлении трудом на предприятии. Основными задачами системы социального партнерства в Украине можно считать: - преодоление монополии в распределении созданного продукта путем привлечения всех субъектов общественных отношений к управлению производством; - Повышение мотивации к труду с целью обеспечения высоких конечных результатов работы, что будет способствовать повышению уровня жизни в стране; - Устранение факторов социальной напряженности в обществе и уменьшение на этой основе негативных экономических последствий.

2. В Европейском Союзе социальный диалог стал прогрессивной частью общей стратегии, которая обеспечила конкурентоспособную позицию Европы в отношениях с основными партнерами в мире.
Одной из наиболее характерных особенностей развития политических и социальных процессов в странах, принявших ориентацию на членство в ЕС, стало широкое применение уже успешно опробованных на практике форм социальной демократии с участием граждан в принятии политических и экономических решений, контроля за их реализацией в важных направлениях политической деятельности властных институтов.
Эта тенденция все более становится выразителем критического взгляда на перспективы развития парламентской демократии и ее возможности удовлетворять интересы различных социальных групп. Проблемы форм регулирования отношений в обществе больше сосредоточиваются сегодня в сфере экономики, ведь в основе благосостояния должны быть такие механизмы регуляции, которые способствовали бы эффективному решению экономических вопросов в интересах всего общества. В сфере социально-трудовых отношений такой формой демократического регулирования, принятой для всех ее субъектов, стал социальный диалог.

Структура и деятельность национальных трехсторонних органов в странах Европейского Союза
В Украине, согласно закону «О социальном диалоге в Украине», который вступил в силу с 18.01.2011 г.., Предусмотрено формирование порядка образования, состав и организацию работы Национального трехстороннего социально-экономического совета и территориальных социально-экономических советов в регионах.
Социальный диалог по закону, - процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятия согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социальной и экономической политики , регулирования трудовых, социальных, экономических отношений.

Одной из их характеристик является развитие демократии в основных сферах социально-экономической жизни государства, систематическое участие граждан в разработке приоритетных для региона решений и контроль за их реализацией в важных, с точки зрения интересов граждан, направлениях деятельности.
В большинстве стран ЕС действуют главный национальный трехсторонний орган и несколько аналогичных органов, работающих над отдельными вопросами. Роль трехстороннего органа преимущественно консультативный и совещательный, только в отдельных случаях он имеет полномочия принимать решения (Латвия, Литва, Польша, Словакия, Венгрия, Чешская Республика).
Во всех странах главный трехсторонний орган действует при поддержке постоянного секретариата, полностью финансируемого правительством. Участие в трехсторонних заседаниях не всегда предусматривает компенсацию дополнительными суточными. Повестка дня заседаний, как правило, принимается тремя сторонами совместно, иногда - министром самостоятельно. Трехсторонние встречи проходят регулярно, а их результаты широко распространяются. Однако официальная реакция на дальнейшую деятельность ограничена.

Институциональная структура в большинстве стран сформирована для регулярного- проведения трехсторонних заседаний. Несмотря на многообразие критериев, минимальные требования в основном удовлетворены, удостоверяющий определенное зрелость всех сторон, вовлеченных в социального диалога в регионе.
Поскольку формирование политики - процесс, который постоянно развивается, институциональное и административное среда должна всегда оставаться актуальным и быть приспособленным к проблемам современности. Например, в Эстонии, кроме официальных сторон (правительство - профсоюзы - работодатели), к категории участников социального диалога включено добровольные профессиональные союзы, представители общественных организаций, а также инспекций труда и судебных органов.

Практика ведения социального диалога
Политика занятости
Страны Европейского Союза избрали чрезвычайно широкие рамки национального социального диалога, выходящие далеко за рамки обсуждения более традиционных вопросов. В центре политических интересов государств-членов ЕС находится вопрос занятости. Высокий уровень занятости признан главным элементом изобретения путей решения наиболее насущных национальных проблем, скажем, старения населения, стабильность пенсионного обеспечения, конкурентоспособность или социальное единство.

Роль социальных партнеров в реализации стратегии занятости является решающим. Они несут главную ответственность за проведение модернизации методов организации труда: ведение переговоров и выполнения на всех соответствующих уровнях соглашений, направленных на модернизацию методов организации труда, содействие достижению необходимого баланса между гибкостью и гарантией работы, повышения качества рабочих мест (внедрение новых технологий, новых форм работы и т.д.).
Социальные партнеры всегда владеют информацией о рынке труда, что очень важно для успешного проведения политики занятости, и являются главными участниками эффективного выполнения согласованной политики. Все вовлеченные стороны имеют доступ к надежным статистических данных, другой необходимой информации и технические возможности для выполнения возложенных на них задач.

Политика оплаты труда
Страны Европейского Союза еще в самом начале экономических реформ отказались от административных и центральных плановых механизмов и методов установления заработной платы, чем открыли широкую дорогу социальному диалогу. Вопрос заработной платы решается путем коллективных переговоров или индивидуально, на уровне предприятия.

Национальный социальный диалог помогает работодателям и работникам в ведении переговоров о повышении уровня заработной платы на отраслевом или производственном уровне с учетом национальных интересов. Примеры такой политики является во многих промышленно развитых странах и часто закреплены среднесрочными социальными пактами. Большинство государств с переходной экономикой, в том числе и Украины, до сих пор применяют несколько традиционные методы - ежегодные генеральные соглашения, которые часто являются перечнем поставленных целей и не представляют реальных, согласованных между правительством и социальными партнерами стратегий.

Политику оплаты труда ЕС рассматривает как часть макроэкономической политики, направленной на сохранение стабильности цен, особенно с введением еврозоны. Рост заработной платы в указанных государствах должно отражать различные экономические ситуации и ситуации в сфере занятости. Правительство обязано создавать благоприятные условия для ведения социальными партнерами переговоров о заработной плате, которые должны очень ответственно действовать и заключать сделки в соответствии с общими принципами, предусмотренных принципами экономической политики.
Поскольку заработная плата признана основой обеспечения семьи кормильца, одним из традиционных средств социальной защиты наемных работников, является конвенции, направленные на защиту их требований в случае неплатежеспособности работодателя. Введен новый инструмент защиты таких требований - гарантийные фонды.

Поскольку все аспекты защиты заработной платы составляют общий интерес, социальные партнеры привлекаются к принятию решений по вопросам:
 общей правовой базы защиты заработной платы и, в частности, гарантийных фондов, включая необходимые изменения и дополнения с трудовым законодательством, законов о банкротстве, процедур общественного права;
• финансирование гарантийных фондов, в частности, его источников и размеров взносов государства и работодателей, использование уже имеющихся фондов и т.д.;
 организации и управления гарантийными фондами (включая возможное использование имеющихся учреждений, таких, как служба занятости или администрация социального обеспечения, и роль социальных партнеров в управлении этими учреждениями), а также процедур компенсации;
• определение требований работников и размеров и условий выплат из указанных фондов;
 регулярной оценки функционирования фондов и повышения их эффективности.

Политика развития трудовых ресурсов и профессиональной подготовки
В большинстве стран европейского содружества развитие трудовых ресурсов и профессиональная подготовка в долгосрочной перспективе стали одним из главных вопросов диалога между социальными партнерами. Однако масштабы эффективности социального диалога и партнерства в обеспечении профессиональной подготовки на сегодня ограничены возможностями и имеющимися ресурсами участников. Они отличаются в зависимости от страны, отрасли, масштабов предприятий.

Важную роль играют национальные трехсторонние органы, обеспечивают политические ориентиры для национальной, экономической, социальной и трудовой политики.
Общая тенденция заключалась в создании национальной базы (при поддержке социальных партнеров) для развития человеческих ресурсов и профессиональной подготовки, предоставляет общие рекомендации для реформирования систем образования и профессиональной подготовки в новой перспективе постоянного обучения. Всего правительство инициировало создание такой базы, но при поддержке и участии социальных партнеров. Под разными названиями были созданы трехсторонние и двусторонние институты (учебные совета или правления) для регулирования вопросов обучения и профессиональной подготовки.
Следует отметить, что такой форум существует на европейском уровне в форме Европейского фонда обучения, созданного еще в 1990 году постановлением Совета Европейского Сообщества, где социальные партнеры тесно взаимодействуют с ним и представлены консультативным форумом.

Социальная защита
Практически все западноевропейские государства совершенствовали свои системы социального страхования. Например, немецкая модель социальной политики предусматривала тесную связь социального страхования и рынка труда с активной инициативой государства и работодателей в экономических процессах. Это и был путь к обеспеченности по-немецки. Во Франции главной целью такой политики стало распространение солидарности. Не случайно именно французская стратегия впоследствии доказала свою перспективность и со временем начала преобладать в концепциях стран ЕС.

На рубеже ХХ-ХХI веков понимание сути процесса социального обеспечения неизменно основывается на нормах международного права, одним из главных источников которого считается Европейская хартия об основных социальных правах трудящихся, статьей 10 здесь закреплены права в сфере социального обеспечения. Итак, граждане, работают, имеют право на адекватный к полученного дохода социальную защиту и социальное обеспечение в случае потери заработка, наступающую в результате социального риска. Гражданам, которые не работают, не имеют средств к существованию, гарантированное право на социальную помощь в размере прожиточного минимума.
Очень важно, чтобы социальные партнеры, как застрахованные работники и работодатели, которые делают взносы в финансирование, привлекались к разработке систем социального обеспечения и управления ими.
Есть ряд положений для ведения трехстороннего диалога по вопросам социальной защиты и для участия социальных партнеров в управлении социальным обеспечением:

 социальная защита должна основываться на широком консенсусе, который должен быть признан справедливым и беспристрастным;
 социальная защита всегда обеспечивается путем достижения компромисса между социальными, экономическими и политическими взглядами;
 системы социальной защиты полностью или в большей степени финансируются за счет взносов работодателей и работников и из дополнительных поступлений;
 во многих странах ответственность за социальную защиту, особенно за выплату пенсий по возрасту, возложена на предприятия;
 объединение защищенных лиц в управление системами социальной защиты способствует повышению прозрачности и общественного доверия к институтам социальной защиты, а также уменьшению политического влияния на их деятельность.
Однако универсальной модели социального диалога не существует, поэтому все постоянно действующие или специализированные мероприятия ведения такого диалога должны быть приспособлены к национальным условиям и к конкретной ситуации, особенно в сфере социальной защиты.

Трудовое законодательство
Все страны-кандидаты для вступления в Евросоюз провели реформирование трудового законодательства для согласования с нормами ЕС и для его большей адаптации к изменяющимся потребностям рынков труда. Такая адаптация является постоянным процессом, в котором должны активно участвовать социальные партнеры.
Членство в ЕС и экономическая глобализация означает, что работники предприятий и их руководство должны быстро приспосабливаться к требованиям международной конкуренции, а также к циклическим и структурным изменениям. Мобильность рабочей силы и новые модели организации труда в полной мере влияют на гарантию занятости.

Такая ситуация, которая является реальной и неизбежной, должна сопровождаться созданием новой законодательной базы, отвечающей потребностям работодателей и наемных работников. Баланс интересов обеих сторон социально-трудовых отношений обеспечивается путем серьезного и длительного диалога. Это полностью признается в Директивах ЕС о занятости, которые призывают социальных партнеров «вести переговоры и выполнять соглашения на всех соответствующих уровнях, модернизировать методы организации труда, включая гибкий график работы для повышения производительности и конкурентоспособности предприятия, достижения необходимого баланса между гибкостью и гарантией работы и повышением качества рабочих мест ».

Еще одним важным вопросом для социального диалога является внедрение и широкое использование так называемых нетипичных трудовых отношений, таких, как неполный рабочий день / неделю, контракты занятости с определенным сроком действия, испытательные контракты. Правовые рамки таких видов трудовых отношений определяются после консультаций и по согласованию с социальными партнерами для согласования интересов сторон. Такие системы, в случае их надлежащего использования, также могут служить полезным инструментом для согласования профессиональных и семейных обязанностей или для облегчения охвата категорий работников, находящихся в неблагоприятном положении (молодежь, пожилые люди, инвалиды и т.д.) на рынке труда.

Если страны вступают в Европейского Союза, социальные партнеры будут участвовать в консультативном и законотворческом процессах, которые также охватывает трудовое законодательство. После вступления в силу Римского договора был создан ряд механизмов, способствующих более активному участию социальных партнеров. На основании Маастрихтского договора, а именно его социальных положений, на комиссию возложили обязанность проводить консультации с социальными партнерами до принятия законодательных предложений по таким вопросам, как безопасность и охрана труда, условия труда, информирование и консультирование работников по вопросам равенства мужчин и женщин в предоставлении возможностей на рынке труда и др.

После завершения консультативного процесса организации могут представить на рассмотрение комиссии свою точку зрения и рекомендации или информировать его о своих намерениях начать переговоры по вопросам, обсуждаемых в ходе консультаций. В этом случае социальные партнеры девять месяцев начального периода для достижения цели.
Эти положения достаточно регулярно применяют с 1993 года, и они включены в перечень других новых правовых инструментов ЕС, посвященных вопросам отпуска по уходу за ребенком, введение неполного рабочего дня / недели, контрактов с фиксированным сроком, удаленная работа и др.

Безопасность и гигиена труда
В ЕС около 50 процентов международных норм МОТ, принятых Международной конфедерацией труда, так или иначе касающиеся здравоохранения.
К решениям, которые принимаются после проведения консультаций на национальном уровне, относятся:
 воплощение в жизнь законодательства с помощью соответствующей системы инспекции;
 руководящие принципы деятельности работодателей и работников, помогают им соблюдать правовых обязательств;
• проведение комплекса мер по осуществлению национальной политики безопасности и гигиены труда;
 принятие мер к тем, кто разрабатывает, производит, поставляет или передает механизмы, оборудование или вещества для профессионального использования;
 внесение вопросов безопасности и гигиены труда и производственной среды в программы образования и профессиональной подготовки на всех уровнях;
• обеспечение согласованной национальной политики посредством создания центрального органа с наиболее представительными организациями работодателей и наемных работников.

В 1974 году создан Консультативный комитет по вопросам безопасности, гигиены труда и охраны здоровья на рабочих местах, имеет трехстороннюю структуру, задача которого заключается в оказании помощи Европейской комиссии и активизации сотрудничества между национальной администрацией, профсоюзами и организациями работодателей.

Результаты социального диалога в странах ЕС
По данным синтетической оценки социально-трудовых отношений Европейской комиссии (2000 год), в течение последнего десятилетия социальные партнеры согласовали на европейском уровне более 100 различных совместных документов и 6 общих согласий. Три из последних был включен с директивами, и, следовательно, они стали обязательными в системе европейского права.
Дальнейшие переговоры на европейском уровне значительно поспособствовали умеренному росту оплаты, с уменьшением реальных единичных средств труда на 6 процентов (1991-1998 гг.) Открыло дорогу для значительного снижения уровня инфляции, который сегодня находится на уровне двух процентов (до половины 90-х лет этот показатель достигал 10 процентов).
Социальный диалог на уровне секторов сыграл существенную роль в проведении реструктуризации многих отраслей экономики, которые столкнулись с серьезными вызовами новых технологий и сильным конкурентным давлением вследствие глобализации.

Основой трехстороннего диалога стало создание Постоянного комитета по делам занятости (проблематика занятости до сих пор служит своеобразным скелетом общего процесса социального диалога).
Весомый результат деятельности трехстороннего механизма - подписание в 90-х годах социальных пактов по делам занятости в большинстве стран-членов Европейского Союза, стали попыткой решения проблем содействия трудоустройству и контроля над инфляцией. С помощью таких пактов социальные партнеры разрабатывают рамочные формы регулирования тенденций роста оплат и функционирования рынка труда. Сегодня социальные партнеры в странах ЕС проводят дебаты над «пактами второго поколения», чтобы дать ответ на такие вопросы, как глобализация рынков, рост конкуренции и давление на конкурентоспособность, развитие гибких схем рабочего времени и т.п..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2278. Проект художественного изделия в технике войлоковаляния 29.61 KB
  Изучить литературу по проблеме исследования. Ознакомиться с разновидностью технологий художественной обработки войлока. Освоить технику фильцевания. Разработать и выполнить проект изделия в технике художественной обработки войлока.
2279. Проект производства работ по сооружению земляного полотна 68.78 KB
  Требования СНиП, ВСН и СН к проектированию земляного полотна. Определение помассивных земельных работ и профильная кубатура. Выбор ведущей землеройной машины. Календарный график производства работ.
2280. Проектирование детского сада 23.18 KB
  АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ЗДАНИЯ. ЗАПОЛНЕНИЕ ОКОННЫХ И ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ. ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ. РАСЧЕТ НАРУЖНЫХ СТЕН. РАСЧЕТ ЛЕСТНИЧНОГО МАРША.
2281. Педагогічна майстерність учителя 105.42 KB
  Визначити складові творчості учителя, створити креативне середовище, виховувати почуття відповідальності і гордості за обрану професію.
2282. Анализ потребительских качеств 94.94 KB
  Природа поведения потребителей. Влияние усовершенствования сервисного процесса на лояльность потребителей. Варианты действий клиентов, недовольных качеством обслуживания.
2283. Зведення і групування статистичних даних 18.04 KB
  Суть статистичного зведення та його види. Основні завдання і види групувань. Принципи і техніка побудови статистичних групувань. Ряди розподілу. Вторинне групування. Класифікація статистичних зведень.
2284. Політична ситуація в Україні 17.77 KB
  Характеризуючи політичну ситуацію в Україні, яка склалася на даний момент, можна сказати багато чого. Насамперед, головна зміна (а тепер і проблема міжнародного масштабу – не побоюсь цього виразу) – це зміна суспільного ладу на території нашої держави.
2285. Особенности благодарности и извинения в английском языке 20.16 KB
  Совершенствование навыка диалогической речи; Знакомство с страноведческим материалом, сравнение русской культуры с культурой англоговорящих стран, совершенствование навыка работы с текстом.
2286. Философия античности 21.51 KB
  Философия Платона. Философия Аристотеля. Концепция общества и государства в философии Платона и Аристотеля. Проблема мира, человека, познания в философии Эпикура, Стоиков и скептиков. Неоплатонизм.