8466

Регулирование функций государства в период перехода к новым экономическим отношениям

Доклад

Политология и государственное регулирование

Регулирование функций государства в период перехода к новым экономическим отношениям Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, котора...

Русский

2013-02-11

16.01 KB

3 чел.

Регулирование функций государства в период перехода к новым экономическим отношениям

Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).

В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

Функции государственного регулирования экономики

В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.

Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:

обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);

ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);

поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).

Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:

разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;

демонополизация и поощрение конкуренции;

приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).

 

Средства государственного регулирования экономики

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).

По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

Институты государственного регулирования переходной экономики

В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления - министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование, Возникают специфические для переходного периода институты - ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8888. Банківське кредитування як основа діяльності банку Тестові завдання 26.75 KB
  Банківське кредитування як основа діяльності банку Тестові завдання 1. Які з наведених тверджень найбільш повно відображають суть кредиту: а) надання грошей чи товарів у борг б) тимчасове користування позичальником цінностями кредитора в) механізм...
8889. Інвестиційна діяльність банків Тестові завдання 22.54 KB
  Інвестиційна діяльність банків Тестові завдання 1. Найбільш повно відображає зміст терміна інвестиції їх визначення а) будь-яке вкладення коштів (засобів), яке не призводить ні до зростання капіталу, ні до отримання прибутку б) короткострокове вкл...
8890. Банківське кредитування як основа діяльності банку 99.64 KB
  Банківське кредитування як основа діяльності банку 1. Суть, призначення та функції кредиту. Класифікація банківських кредитів 2. Порядок видачі та погашення банківських кредитів юридичним особам 3. Банківське споживче кредитування. 4. Форми забезпеч...
8891. Інвестиційна діяльність банків 52.51 KB
  Інвестиційна діяльність банків 1. Суть, значення та класифікація банківських інвестицій 2. Інвестиційний портфель банку та його класифікація 3. Концепція формування інвестиційного портфеля банку 1. Суть, значення та класифікація банківських інвестиц...
8892. Банківське обслуговування зовнішньоекономічної діяльності 213.44 KB
  Банківське обслуговування зовнішньоекономічної діяльності 1. Суть, значення та загальна характеристика валютних операцій банку 2. Неторговельні операції банків в іноземній валюті 3. Характеристика основних форм міжнародних розрахунків 4. Порядок зді...
8893. Банківське обслуговування зовнішньоекономічної діяльності. Тестові завдання 25.93 KB
  Банківське обслуговування зовнішньоекономічної діяльності Тестові завдання 1. Ліцензії, які надають комерційним банкам для здійснення валютних операцій поділяють на: а) одноразові б) внутрішні в) генеральні г) усі відповіді правильні. 2. Внутрішн...
8894. Економічний аналіз діяльності банку 210.32 KB
  Економічний аналіз діяльності банку 1. Інформаційне забезпечення фінансово-економічного аналізу банків 2. Аналіз пасивів банку 3. Аналіз активів банку 4. Аналіз доходів, витрат і прибутку банку 5. Основні показники ефективності діяльності банку 1. І...
8895. Економічний аналіз діяльності банку Тестові завдання 25.76 KB
  Економічний аналіз діяльності банку Тестові завдання 1. До складу фінансової звітності входить бухгалтерський баланс та: а) звіт про прибутки та збитки б) звіт про прибутки та збитки, звітність про депозитні та кредитні операції в) звіт про прибут...