84664

Владимир Святославич. Принятие христианства

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: образовательные: определить основные направления внутренней и внешней политики князя Владимира; вспомнить какие существуют мировые религии выявить отличия христианства от язычества; воспитательные: дать оценку деятельности Владимира Святославовича развивающие: сформировать...

Русский

2015-03-20

64.5 KB

0 чел.

Сабада Т.С.

622 группа

Владимир Святославич. Принятие христианства

6 класс

Задачи урока:

образовательные:  определить основные направления внутренней и внешней политики князя Владимира;  вспомнить какие существуют мировые религии, выявить отличия христианства от язычества;

воспитательные: дать оценку деятельности Владимира Святославовича

развивающие: сформировать представление о причинах принятия христианства; выяснить, какое значение имело принятие христианства для Руси

Приёмы

Структура

I. Оргмомент.

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа по карточкам

Работа с классом

Вывод

II. Проверка д./з.

На прошлом уроке мы, изучая социальные и экономические процессы в древнерусском обществе IX-Xвв., затронули один из важнейших вопросов в Российской истории—историю зарождения и становления государства. До сих пор продолжаются споры о причинах его появления. Итак, давайте вспомним

1. Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

2. Что общего было в деятельности первых князей?

Карточка №1. Дать определение терминам: вервь, вече, язычество, дружина, народное ополчение.

Карточка №2. Дать определение терминам: дань, полюдье, погост, уроки, реформа.

Внимание: я прочитаю отрывки из стихотворений или исторических источников. Вы должны узнать, о ком идет речь, выйдете к доске и поставите имя правителя рядом с годами правления: 882 – 912, 912 – 945, 945 – 957, 957 – 972.

Как после, водима любимым вождем

Сражалась гуляла дружина,

По градам и селам с мечем и огнем

До града царя Константина.

Как там победитель к воротам прибил

Свой щит, знаменитый во брани,

И как он дружину свою оделил

Богатствами греческой дани. (Олег, 882-912 гг.)

Предание нарекло её хитрою, церковь – святою, история – мудрою. Мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами. (Ольга, 945-957 гг.)

Смотрите, в грозной красоте,

Воздушными полками,

Их тени мчатся в высоте

Над нашими шатрами.

Великий воин, бич древних лет,

Се твой полет орлиный.

«Погибнем! Мертвым срама нет!»

Гремит перед дружиной. (Святослав, 957-972 гг.)

Древляне же, услышав, что он идет опять, держали совет с князем Малом: «Если повадился волк к овцам, унесет все стадо, пока не перебьет его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит» (Игорь, 912-945 гг.)

Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам истории нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Тема сегодняшнего урока:«Князь Владимир Святославич. Принятие христианства»

Повествование

Работа с видео- материалами

Повествование

Вывод:

Рассуждение

Работа с историческим документом

Вывод

Работа с учебником

Повествование

Работа с документами

Объяснение

Работа с видео- материалами

Вывод:

III. Изучение нового материала

1.Начало правления Владимира Святославича

2.Причины принятие христианства на Руси.

3.Крещение Руси.

4.Русская православная церковь и значение принятия христианства.   

После смерти Святослава осталось три сына, между которыми началась борьба за власть. В 10 веке великим киевским князем стал князь Владимир(980-1015), сын Святослава. (Запись в тетради даты правления князя)

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича. Вопрос к классу: На основе видеофрагмента ответить на вопросы:

1. Какая религия была у славян до введения христианства?

2. Чем христианство отличается от язычества?

3.Почему князь Владимир, став великим киевским князем, установил языческих идолов?

Главным врагом оставались печенеги. Владимир впервые смог укрепить южные границы, построив 4 оборонительных рубежа, состоявших из крепостей, валов, сигнальных вышек. Пример такого оборонительного укрепления посмотрите на стр. 41.

Язычество регулировало отношения человека с природой, а не человека с властью, с правителем. Язычество разделяло людей.

2.Причины принятие христианства на Руси.

Владимир пришёл к выводу, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила.

Владимир пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога, ведь попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной.

– Какие религии основываются на единобожии?

(Христианство, ислам, иудаизм)

В летописи “Повесть временных лет” описана легенда о выборе князем Владимиром веры. Давайте прочитаем ее и ответим на вопросы:

1. Кто первым крестился на Руси?

2. Почему князь Владимир решил ввести христианскую религию?

 

«Корсунская легенда» (Выбор веры).

Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к болгарам, немцам и грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказали им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними». Он же сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах их службу различную, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем только. Что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве».

Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была он мудрейшей из всех людей».

И спросил Владимир: «Где примем крещение?».

Они же сказали: «Где тебе любо».

Христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Пример Византия.

3.Крещение Руси.

Задание:

Прочитать текст на стр. 43 и ответить на вопрос: какое событие предшествовало крещению Руси?

Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни 988 г, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Запись в тетради-988 г.- Крещение Руси)

Как же проходило крещение Руси? В «Повести временных лет» приводится пример о крещении (работа с документами). С. 47 Прочитать текст и ответить на вопросы.

Однако процесс христианизации на Руси затянулся надолго. На несколько веков стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианства и язычества: люди молились перед иконами и продолжали праздновать Масленицу, Колядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди продолжали верить в домовых, леших, водяных, в заговоры и обереги. Таким образом, на Руси установилось двоеверие, которое сохранилось до нашего времени.

(Запись в тетради: «Двоеверие = язычество + христианство» )

4. Значение принятия христианства.

Нам предстоит определить результаты и значение этого важного события.. Посмотрим еще один видеофрагмент.

1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.

3.Что построено при князе Владимире?

 

В чем же значение крещения Руси?

Значение крещения Руси :

  •  Объединение восточнославянских племен
  •  Укрепление власти князя
  •  Создание церковной организации
  •  Развитие просвещения и культуры
  •  Смягчение нравов (о смягчении нравов учитель говорит на примере князя Владимира до и после крещения.

Можно ли сделать вывод, что крещение Руси – явление прогрессивное? Учитель предлагает ученикам дополнить записи дома после окончания с текстом параграфа и иными материалами.

IV. Закрепление.

Учащимся можно предложить выполнить тестовое задание

1. Укажите дату крещения киевского князя Владимира:

а) 911 г.; б) 988 г.; в) 945 г.?

2. Отметьте неверную причину принятия христианства:

а) необходимость централизации страны;

б) необходимость борьбы с хазарами;

в) стремление укрепить международный авторитет Руси?

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожие; б) трехбожие; в) единобожие?

4. Первым правителем Руси, принявшим христианств, был (а):

а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?

5. При каком князе произошло принятие христианства на Руси:

а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?

V. Домашнее задание: § 5, дополнить причины принятия христианства

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84447. Налоги и сборы, зачисляемые в бюджет Омской области 119 KB
  Среди большого количества различных экономических рычагов с помощью которых происходит воздействие на рыночную экономику государством важное место занимают налоги. Налоги и вся налоговая система - это мощный инструмент управления экономикой в условиях рынка.
84448. Правопис слів із суфіксом -ар. Закріплення поняття про суфікс та його словотворну функцію 59.5 KB
  Мета уроку: Формувати в учнів уміння утворювати нові слова за допомогою суфіксів орфографічні навички; збагачувати словниковий запас розвивати мовлення вміння аналізувати синтезувати; виховувати шанобливе ставлення до людей різних професій.
84449. Урок розвитку мовлення «Прийшла зима – чарівниця» 44.5 KB
  Мета: вчити учнів самостійно складати розповідь, казку на основі допоміжних слів та даного плану; вчити правильно будувати текст, речення; розвивати спостережливість, образне мислення; усне та писемне мовлення; виховувати любов до природи, прагнення до творчості.
84450. Правильна вимова слів із глухими приголосними. Складання казки за серією малюнків 72.5 KB
  Мета: працювати над засвоєнням правил вимови слів із глухими приголосними; розвивати вміння спостерігати аналізуватибудувати текст за малюнками розвивати мовлення; виховувати повагу до народних традицій. Обладнання: картки із словами та віршами прислів’я сюжетні малюнки.
84451. Весна прийшла 52 KB
  Мета. Розвивати у дітей мислення, вміння передавати свої думки зв’язним мовленням (усним та писемним), робити узагальнення, висновки, розвивати фантазію. Виховувати любов до природи, бережливе ставлення до неї.
84452. Закріплення й узагальнення знань про прикметник 49.5 KB
  Мета: закріпити і узагальнити знання з теми, збагачувати словниковий запас учнів; розвивати творче мислення; виховувати бережне ставлення до природи. Обладнання: малюнок «Весна», квіти, ребуси, ілюстрації, індивідуальні картки, ігри, телеграма.
84453. Загальне поняття про іменник. Іменники,що означають назви істот та назви неістот 42.5 KB
  Мета: розширити знання про іменник;вдосконалювати вміння виділяти його серед інших частин мови через правильно поставлене запитання; ознайомити з термінами назви істот і назви неістот; розвивати словниковий запас учніввиховувати навички грамотного письма.
84454. Узагальнення вивченого про частини мови 33.5 KB
  Розвивати навички відрізняти частини мови за їх лексичним значенням. Сьогодні на аукціоні незвичайний товар На моєму столі лежать картки з написаними назвами частин мови. Довірена особа від кожної групи розповідає про частину мови іменник.
84455. Складання розповіді за власним спостереженням «Жовте листячко летить, під ногами шелестить» 49.5 KB
  В жовтий лист пофарбувала Урожай з полів зібрала Золотила вербам коси Чарівна цариця Осінь Такце осінь вхід під музику дівчинки-осені Читання вірша: А я ішла по жовтим килимам По золотим червоним і багряним. Я - осінь. Я - осінь золота з легким туманом. Таке високе Як не милуватись...