84669

МНОГООБРАЗИЕ РЫБ. КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Продолжить работу по знакомству с многообразием рыб их приспособленностях к жизни в различных условиях водной среды; формировать умения сравнивать и описывать особенности строения рыб процессы жизнедеятельности познакомиться с наиболее распространёнными отрядами.

Русский

2015-03-20

63.5 KB

1 чел.

  УРОК ПО ТЕМЕ: «МНОГООБРАЗИЕ РЫБ. КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ.

Цель:  Продолжить работу по знакомству с многообразием рыб, их приспособленностях к жизни в различных условиях водной среды; формировать умения сравнивать и описывать особенности строения рыб, процессы жизнедеятельности, познакомиться с наиболее распространёнными отрядами.

Оборудование: таблицы «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Тип Хордовые. Класс Рыбы».

  1.  Организационный момент
  2.  Актуализация знаний

Известно, что рыб можно поделить на группы. Они будут разные, всё зависит от того, что берётся за основу классификации. Это могут быть особенности внешнего и внутреннего строения, размножения, поведения. Всё это признаки систематические.

Систематические группы – группы животных, сходные по систематическим признакам.

Экологические группы – группы животных, сходные по месту и условиям обитания, которые определённым образом приспособлены к факторам среды.

- На какие систематические группы делятся рыбы? Что лежит в основе этого деления?

- На какие экологические группы делятся рыбы? Как они приспособлены к условиям обитания?

Попытайтесь построить схему классификации рыб с помощью учителя.

Тип

                                       Хордовые

Подтип

                            Позвоночные, или Черепные

Надкласс

                                         Рыбы

Класс

Хрящевые

  рыбы

Костные

                           рыбы

Подкласс

Лучепёрые

Костно-хрящевые

Кистепёрые

Двояко - дышащие

 

Отряд

Акулы

Скаты

Сельдеобразные

Карпообразные

Тресковые

Камбалообразные

Осетровые

Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся;

1- к хрящевым рыбам  2- к костным рыбам  3- общие для всех этих классов признаки.

   

а) сохранены остатки хорды;

б) жаберных крышек нет

в) сердце двухкамерное

г) плавательного пузыря нет

д) есть плавательный пузырь

е) яйцеживорождение

ж) череп костный

з) чешуя с зубцами, покрытыми эмалью

и) тело многих рыб покрыто костными чешуйками

к) рот на нижней стороне головы

л) многие обитают в морях и пресных водоёмах

м) скелет в течение всей жизни хрящевой.

Ответы: 1-б, г, е, з, н, л, м ; 2-а, д, ж, л;  3-в.

  1.  Изучение нового материала

Для изучения нового материала организуется работа в группах по 4-5 человек. Каждая группа получает вопросник и таблицу, которую они должны заполнить.

Группа 1.

Какими характерными признаками обладают осетровые рыбы в связи с характерными особенностями строения и образом жизни? Каково их значение в природе и жизни человека?

Учащиеся заполняют таблицу «Характеристика некоторых групп рыб»

Систематические

  группы рыб.

Признаки группы

Представители

Значение в природе и жизни человека

Отряд: Осетровые

Примерный ответ: 1) Голова вытянута в длинное заострённое рыло – рострум

                                2) тело снаружи имеет несколько рядов костных     жучек.

                                3) Рот на нижней поверхности лишён зубов.

                                4) Видеть добычу не могут, но зато могут нащупать её при      помощи усиков, которые сидят у него впереди рта.

                                5) хвостовой плавник неправильнолопастной. Хвост   оканчивается загнутым кверху остриём .Верхняя доля гораздо длиннее и сильнее нижней.

                               6) Главной опорой тела служит хорда, сохраняющаяся в течение всей жизни.

                                  7) В теле рыб имеются кости; 1) жаберные крышки и покровные кости головы.

Группа делает вывод; осетровые в своём строении сохранили многие примитивные черты, сближающие их с акулами. Но у них, как и у настоящих рыб, есть костные жаберные крышки, покровные кости на голове. Поэтому их называют костно-хрящевыми.

Учащиеся работают с текстом учебника и находят признаки, характерные  для представителей этих подклассов, используя параграф 43.

 2 группа:  Каковы характерные признаки отряда карпообразные в связи со средой обитания? Каково их значение в жизни человека?

Учащиеся заполняют таблицу, пользуясь дополнительной литературой и параграфом 43.

                       «Характеристика некоторых групп рыб»

Систематические

  группы рыб.

Признаки группы

Представители

Значение в природе и жизни человека

Отряд: Осетровые

Отряд: Карпообразные

3 группа: Изучает проблему верхоплавающих рыб, обладающих особенно ярким серебристым блеском, образующих продольный брюшной киль и тем самым придающих телу рыбы покровительственную роль серебристого блеска, делая её практически невидимой для хищников. Такая особенность выражена у различных видов сельдей.

Учащиеся читают параграф 43 и приложение : «Рассказы тётки селёдки», находят в тексте биологические ошибки и заполняют таблицу.

                           

Систематические

  группы рыб.

Признаки группы

Представители

Значение в природе и жизни человека

Отряд:

Осетровые

Отряд:      Карпообразные

Отряд: Сельдеобразные

                                                                       

4группа: Пользуясь учебником  Никишова А. И. изучает древних рыб, доживших до нашего времени, но сохранивших черты примитивной организации на странице131

 

Данные заносят в таблицу.

Систематические

 группы рыб.

 Представители

Признаки группы

Место обитания

Двоякодышащие рыбы

Кистепёрые рыбы

 

4.Закрепление.

Распределите по отрядам перечисленных ниже рыб, проставив рядом с названием отряда номер, под которым обозначена рыба.

Сельдеобразные-

Лососеобразные-

Карпообразные-

Трескообразные

Осетрообразные

Двоякодышащие

Кистепёрые

1.Пикша, 2.Горбуша. 3. Сардина 4. Килька 5. Карась 6. Белуга 7. Плотва 8. Чешуйчатник. 9.Латимерия 10.Налим 11.Сазан.

5. Анализ проведённой на уроке работы и подведение итогов деятельности

Домашнее задание

Параграф 43 по учебнику под ред. Козлова М.А. и под ред. Никишова А.И.

Индивидуальное  задание; сообщение «По страницам Красной книги». Редкие и исчезающие виды рыб Костромской области.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40047. Расчёт и исследование технологической системы разгрузки космического зеркала менисковой формы с переменной толщиной мениска вдоль радиального направления 14.64 MB
  Исследование особенностей технологической системы разгрузки космического астрономического зеркала с целью обеспечения разгруженного состояния зеркала в процессе его контроля и обеспечению технологических условий с условиями эксплуатации зеркала в космическом пространстве...
40048. Комплекс технических мероприятий по эксплуатации и наладке устройства ЭСПУ электроавтоматики и электропривода согласно исходным данным 1.82 MB
  Целью дипломного проекта является приобретение навыков при эксплуатации электронных систем программного управления и выполнения наладочных операций на каждом этапе наладки электронных узлов, а также обеспечение надёжности работы электронных систем программного управления (ЭСПУ)...
40049. Робота з функціями в мові С 290.5 KB
  Программа прошла тестирование: в результате выполнения тестов программа выдала ожидаемые результаты. Программа – работоспособна.
40050. Робота з багатомірними масивами в мові С 512.5 KB
  Получить новую матрицу путем вычитания всех элементов данной матрицы из ее наибольшего по модулю элемента.
40051. Особенности развития зрительской культуры в рамках деятельности театра 345 KB
  Изучить сущность и содержание понятия «зрительская культура». Определить особенности деятельности театров в рамках развития зрительской культуры. Рассмотреть основные направления деятельности Мензелинского государственного татарского драматического театра по развитию зрительской культуры. Проанализировать результаты исследования зрительской культуры.
40052. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Е.В.Сидиряков 343.5 KB
  Информационная технология (ИТ) — совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей на основе производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.
40053. СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 87.5 KB
  2 Что такое системы программирования их состав. Языки программирования. Машинноориентированные системы программирования.
40054. Лекции по информационным системам и технологиям 162.5 KB
  Понятие Автоматизированных Информационных Систем АИС и их классификация АИС совокупность информации экономикоматематических методов ЭММ и моделей технических программных технологических средств и специалистов предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений. По видам процессов управления различают следующие их виды: АИС управления технологическими процессами АИС организационного управления АИС управления организационнотехнологическими процессами АИС научных исследований АИС обучающие По сфере...
40055. Управление информационными ресурсами предприятия и источники данных 665 KB
  Управление информационными ресурсами предприятия и источники данных. Информационные хранилища данных. Загрузка данных в хранилище. Развитие систем управления базами данных.