84669

МНОГООБРАЗИЕ РЫБ. КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Продолжить работу по знакомству с многообразием рыб их приспособленностях к жизни в различных условиях водной среды; формировать умения сравнивать и описывать особенности строения рыб процессы жизнедеятельности познакомиться с наиболее распространёнными отрядами.

Русский

2015-03-20

63.5 KB

1 чел.

  УРОК ПО ТЕМЕ: «МНОГООБРАЗИЕ РЫБ. КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ.

Цель:  Продолжить работу по знакомству с многообразием рыб, их приспособленностях к жизни в различных условиях водной среды; формировать умения сравнивать и описывать особенности строения рыб, процессы жизнедеятельности, познакомиться с наиболее распространёнными отрядами.

Оборудование: таблицы «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Тип Хордовые. Класс Рыбы».

  1.  Организационный момент
  2.  Актуализация знаний

Известно, что рыб можно поделить на группы. Они будут разные, всё зависит от того, что берётся за основу классификации. Это могут быть особенности внешнего и внутреннего строения, размножения, поведения. Всё это признаки систематические.

Систематические группы – группы животных, сходные по систематическим признакам.

Экологические группы – группы животных, сходные по месту и условиям обитания, которые определённым образом приспособлены к факторам среды.

- На какие систематические группы делятся рыбы? Что лежит в основе этого деления?

- На какие экологические группы делятся рыбы? Как они приспособлены к условиям обитания?

Попытайтесь построить схему классификации рыб с помощью учителя.

Тип

                                       Хордовые

Подтип

                            Позвоночные, или Черепные

Надкласс

                                         Рыбы

Класс

Хрящевые

  рыбы

Костные

                           рыбы

Подкласс

Лучепёрые

Костно-хрящевые

Кистепёрые

Двояко - дышащие

 

Отряд

Акулы

Скаты

Сельдеобразные

Карпообразные

Тресковые

Камбалообразные

Осетровые

Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся;

1- к хрящевым рыбам  2- к костным рыбам  3- общие для всех этих классов признаки.

   

а) сохранены остатки хорды;

б) жаберных крышек нет

в) сердце двухкамерное

г) плавательного пузыря нет

д) есть плавательный пузырь

е) яйцеживорождение

ж) череп костный

з) чешуя с зубцами, покрытыми эмалью

и) тело многих рыб покрыто костными чешуйками

к) рот на нижней стороне головы

л) многие обитают в морях и пресных водоёмах

м) скелет в течение всей жизни хрящевой.

Ответы: 1-б, г, е, з, н, л, м ; 2-а, д, ж, л;  3-в.

  1.  Изучение нового материала

Для изучения нового материала организуется работа в группах по 4-5 человек. Каждая группа получает вопросник и таблицу, которую они должны заполнить.

Группа 1.

Какими характерными признаками обладают осетровые рыбы в связи с характерными особенностями строения и образом жизни? Каково их значение в природе и жизни человека?

Учащиеся заполняют таблицу «Характеристика некоторых групп рыб»

Систематические

  группы рыб.

Признаки группы

Представители

Значение в природе и жизни человека

Отряд: Осетровые

Примерный ответ: 1) Голова вытянута в длинное заострённое рыло – рострум

                                2) тело снаружи имеет несколько рядов костных     жучек.

                                3) Рот на нижней поверхности лишён зубов.

                                4) Видеть добычу не могут, но зато могут нащупать её при      помощи усиков, которые сидят у него впереди рта.

                                5) хвостовой плавник неправильнолопастной. Хвост   оканчивается загнутым кверху остриём .Верхняя доля гораздо длиннее и сильнее нижней.

                               6) Главной опорой тела служит хорда, сохраняющаяся в течение всей жизни.

                                  7) В теле рыб имеются кости; 1) жаберные крышки и покровные кости головы.

Группа делает вывод; осетровые в своём строении сохранили многие примитивные черты, сближающие их с акулами. Но у них, как и у настоящих рыб, есть костные жаберные крышки, покровные кости на голове. Поэтому их называют костно-хрящевыми.

Учащиеся работают с текстом учебника и находят признаки, характерные  для представителей этих подклассов, используя параграф 43.

 2 группа:  Каковы характерные признаки отряда карпообразные в связи со средой обитания? Каково их значение в жизни человека?

Учащиеся заполняют таблицу, пользуясь дополнительной литературой и параграфом 43.

                       «Характеристика некоторых групп рыб»

Систематические

  группы рыб.

Признаки группы

Представители

Значение в природе и жизни человека

Отряд: Осетровые

Отряд: Карпообразные

3 группа: Изучает проблему верхоплавающих рыб, обладающих особенно ярким серебристым блеском, образующих продольный брюшной киль и тем самым придающих телу рыбы покровительственную роль серебристого блеска, делая её практически невидимой для хищников. Такая особенность выражена у различных видов сельдей.

Учащиеся читают параграф 43 и приложение : «Рассказы тётки селёдки», находят в тексте биологические ошибки и заполняют таблицу.

                           

Систематические

  группы рыб.

Признаки группы

Представители

Значение в природе и жизни человека

Отряд:

Осетровые

Отряд:      Карпообразные

Отряд: Сельдеобразные

                                                                       

4группа: Пользуясь учебником  Никишова А. И. изучает древних рыб, доживших до нашего времени, но сохранивших черты примитивной организации на странице131

 

Данные заносят в таблицу.

Систематические

 группы рыб.

 Представители

Признаки группы

Место обитания

Двоякодышащие рыбы

Кистепёрые рыбы

 

4.Закрепление.

Распределите по отрядам перечисленных ниже рыб, проставив рядом с названием отряда номер, под которым обозначена рыба.

Сельдеобразные-

Лососеобразные-

Карпообразные-

Трескообразные

Осетрообразные

Двоякодышащие

Кистепёрые

1.Пикша, 2.Горбуша. 3. Сардина 4. Килька 5. Карась 6. Белуга 7. Плотва 8. Чешуйчатник. 9.Латимерия 10.Налим 11.Сазан.

5. Анализ проведённой на уроке работы и подведение итогов деятельности

Домашнее задание

Параграф 43 по учебнику под ред. Козлова М.А. и под ред. Никишова А.И.

Индивидуальное  задание; сообщение «По страницам Красной книги». Редкие и исчезающие виды рыб Костромской области.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18898. Психогенетика, шпаргалка 402 KB
  Большинство направлений в науке возникает в связи с запросом общества или рождается в результате практической деятельности человека. Если говорить о генетике в целом, то совершенно очевидно, что практическая генетика уходит корнями в глубокую древность
18899. Связи с общественностью: предмет, объект, цели и задачи, понятийный аппарат 60 KB
  Связи с общественностью: предмет объект цели и задачи понятийный аппарат Существует ок. 500 определений PR. Налицо много самых разных толкований данного понятия. Классическое определение ПР С. Блэка звучит так: ПР это искусство и наука достижения гармонии посредством в...
18900. Связи с общественностью: предмет, объект, цели и задачи, понятийный аппарат 40.5 KB
  Связи с общественностью: предмет объект цели и задачи понятийный аппарат Public Relations коммуникативная активность компании направленная на формирование гармоничных отношений с обществом установление и поддержание результативных отношений с полезными аудиториями из
18901. ЗАНЯТИЯ ЛЕПКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 172.5 KB
  Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности
18902. Процедурные технологии PR: переговоры, фасилитация и медиация 77 KB
  Процедурные технологии PR: переговоры фасилитация и медиация Любое сообщение является попыткой влияния стремлением заставить человека смотреть на мир глазами коммуникатора. Уже софисты пытались с помощью приемов риторики изменить в нужном направлении мнение и пост...
18903. ПРОЦЕДУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ PR: ПЕРЕГОВОРЫ, ФАСИЛИТАЦИЯ И МЕДИАЦИЯ 44.5 KB
  ПРОЦЕДУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ PR: ПЕРЕГОВОРЫ ФАСИЛИТАЦИЯ И МЕДИАЦИЯ Любое сообщение является попыткой влияния стремлением заставить человека смотреть на мир глазами коммуникатора. Уже софисты пытались с помощью приемов риторики изменить в нужном направлении мнение и пост...
18904. Привлечение инвестиций, спонсоринг, фандрайзинг 28.5 KB
  Привлечение инвестиций спонсоринг фандрайзинг Тема привлечения инвестиций является всеобъемлющей. Основными инструментами привлечения инвестиций являются нормативные финансовые и политические рычаги. Но без грамотной информационной поддержки все эти меры не пр...
18905. PR-ТЕХНОЛОГИИ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ. СПОНСОРИНГ И ФАНДРАЙЗИНГ 138 KB
  PRТЕХНОЛОГИИ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ. СПОНСОРИНГ И ФАНДРАЙЗИНГ Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним чтобы совершить благое дело другим чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы третьим чтобы да