84670

Антонимы. Урок русского языка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Образовательные задачи: Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме. Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова. Развивающие задачи: Развитие умения применять новые знания на практике. Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».

Русский

2015-03-20

18.37 KB

0 чел.

Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы"

  1.  Яхина Зухра Тариковнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка

Образовательные задачи:

  1.  Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме.
  2.  Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова.

Развивающие задачи:

  1.  Развитие умения применять новые знания на практике.
  2.  Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».

Воспитательные задачи:

  1.  Воспитание осознанной потребности в знаниях.
  2.  Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: первый урок по теме.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

II. – Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску, ответы на обороте доски написаны заранее):

  1.  Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…
  2.  Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
  3.  Лексическое значение – это …
  4.  Лексическое значение слова можно узнать по…
  5.  Однозначными называются слова…
  6.  Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
  7.  Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.
  8.  Перенос названия происходит, если у предметов есть…
  9.  Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…
  10.  Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют себя по записи на доске, оценивают свою работу или работу соседа по парте.

III. Объяснение нового материала.

– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:

Крошка сын 
к отцу пришел.
И спросила кроха:
(Дети продолжают)
Что такое
хорошо
И что такое
плохо?

– А как бы вы ответили на этот вопрос?

(Примерные ответы: Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идёт; хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди здоровы, плохо, когда болеют.)

(Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика):

Ясно

 

пасмурно

счастье

 

горе

здоровье

 

болезнь

– А что ответил отец сыну в стихотворении Маяковского?

– Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках? (Лексические значения противоположны по смыслу.) Слова с противоположными лексическими значениями называются антонимами. Сегодня мы изучаем новую тему: «Антонимы». Потренируемся в подборе и употреблении антонимов в речи.

Демонстрация презентации в Power Point (с.1: Анимационные рисунки с подписью «смеяться – плакать».)Приложение 1

– Как вы думаете, могут ли быть противоположными по смыслу слова разных частей речи? (с.2: Иллюстрации из Интернет, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.)

– Рассмотрим примеры. (с.3,4,5,6,7: Иллюстрации из Интернет, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.). Какой можно сделать вывод? (В разных частях речи могут быть антонимы.)

– Запишите свои примеры антонимов в разных частях речи. (Устная проверка).

IV. – Давайте проверим, что вы усвоили. (с.8,9,10,11: Тестовые задания с самооценкой.)

V. – Вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (с.12: Найти антонимы в приведенных пословицах.) Ученики, сидящие на первом варианте, задайте вопросы по изученной теме, а те, кто сидит на втором варианте, ответьте на заданные вопросы.

– Выполним проверочное задание по теме. («Смекалочка». Тест в Excel с последующей оценкой. Выполняется на компьютерах. Состоит из пяти заданий по теме «Антонимы», в каждом из которых три варианта ответа.)

«Смекалочка»

  1.  Найдите антонимы:
    1) добрый – щедрый
    2) злой – добрый
    3) мерзнет – зябнет
  2.  Антонимами являются слова:
    1) хороший – прекрасный
    2) трудный – легкий
    3) широко – узко
  3.  Антонимами являются слова:
    1) настоящий – подлинный
    2) подальше – поближе
    3) эффектный – эффективный
  4.  В этом предложении есть антонимы:
    1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
    2) Береги платье снову, а честь смолоду.
    3) От доброго не бегай, а худого не делай.
  5.  В этом предложении есть антонимы:
    1) Век живи – век учись.
    2) Волков бояться – в лес не ходить.
    3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

VI. – Домашнее задание по желанию: Составить тестовую работу из десяти заданий, применяя знания по разделу «Лексика» или составить связный текст из 10 предложений, употребив не менее пяти антонимов.

VII. Объявление и комментирование оценок за урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65123. ПО ПОВОДУ ОДНОГО «ОТКРЫТИЯ» В ДЖУЧИДСКОЙ НУМИЗМАТИКЕ 38 KB
  На основании этих данных усугубленных грамматически ошибочным чтением строки 2 в первом издании во втором; перевод не соответствует ни тому ни другому: Да будет счастлив этот год Лебедев выстраивает следующую логическую цепочку...
65124. СТАРЫЙ И НОВЫЙ САРАЙ - СТОЛИЦА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ 61 KB
  В археологической и исторической литературе последнего столетия посвященной проблемам истории Золотой Орды и государств соприкасавшихся с ней указываются обычно две столицы Сарай и Новый Сарай. Арабский писатель Эломари ал Омари рассказывая о делах в Улусе Джучиевом приводит два описания города Сарая...
65125. ДЖУЧИДСКИЕ МОНЕТЫ В КОНТЕКСТЕ ТЮРКСКОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУР 69.5 KB
  Воины Чингизхана конем и мечём перекраивали карту континента. Кроме этого полновесные из хорошего серебра монеты должны были помочь ханам Золотой Орды в политике протекции торговле и привлечении иностранных купцов на рынки восстановленных и новопостроенных городов.
65126. О ПРАВЛЕНИИ ХАНОВ В КРЫМУ В 1419 - 1422 ГОДАХ ПО НУМИЗМАТИЧЕСКИМ ДАННЫМ 89.5 KB
  Хромов Весной 2001 года в районе поселка Коктебель АР Крым был найден комплекс золотоордынских монет первой четверти XV века. Общая численность хорошо определяемых монет большей части комплекса составила около 600 экземпляров.
65127. Об одной группе медных подражаний джучидским деньгам из Николаевской области (Украина) 206 KB
  Одним из таких районов является район нижнего Побужья вместе с выпуском подражаний медной монете Сарая ал Джедид с цветочным орнаментом выпуск нескольких серий медных монет с высокой точностью имитирующих серебряные денги Сарая ал Джедид с именами ханов Бердибека фото...
65128. Перечеканка привозных монет в Крымском улусе в XIII веке 140 KB
  Кроме того это позволяет дать в последующем ответы на некоторые вопросы метрологии ведь вес и проба серебра в монете-заготовке должны были соответствовать установленным в Крымском Улусе нормам следовательно на определенном этапе Крым начал использовать для своей монеты общепринятую в регионе весовую норму.
65130. Уточнение датировки крымского дирхема токты 704 г. Нумизматика и Фалеристика 60 KB
  При разборке новых поступлений в собственную коллекцию а также при осмотре монет из коллекций моих друзей приходится постоянно уточнять выпускные сведения некоторых монет. Причиной неудовлетворительного состояния в правильной атрибуции крымских монет Золотой Орды...