84670

Антонимы. Урок русского языка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Образовательные задачи: Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме. Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова. Развивающие задачи: Развитие умения применять новые знания на практике. Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».

Русский

2015-03-20

18.37 KB

0 чел.

Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы"

  1.  Яхина Зухра Тариковнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка

Образовательные задачи:

  1.  Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме.
  2.  Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова.

Развивающие задачи:

  1.  Развитие умения применять новые знания на практике.
  2.  Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».

Воспитательные задачи:

  1.  Воспитание осознанной потребности в знаниях.
  2.  Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: первый урок по теме.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

II. – Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску, ответы на обороте доски написаны заранее):

  1.  Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…
  2.  Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
  3.  Лексическое значение – это …
  4.  Лексическое значение слова можно узнать по…
  5.  Однозначными называются слова…
  6.  Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
  7.  Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.
  8.  Перенос названия происходит, если у предметов есть…
  9.  Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…
  10.  Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют себя по записи на доске, оценивают свою работу или работу соседа по парте.

III. Объяснение нового материала.

– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:

Крошка сын 
к отцу пришел.
И спросила кроха:
(Дети продолжают)
Что такое
хорошо
И что такое
плохо?

– А как бы вы ответили на этот вопрос?

(Примерные ответы: Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идёт; хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди здоровы, плохо, когда болеют.)

(Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика):

Ясно

 

пасмурно

счастье

 

горе

здоровье

 

болезнь

– А что ответил отец сыну в стихотворении Маяковского?

– Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках? (Лексические значения противоположны по смыслу.) Слова с противоположными лексическими значениями называются антонимами. Сегодня мы изучаем новую тему: «Антонимы». Потренируемся в подборе и употреблении антонимов в речи.

Демонстрация презентации в Power Point (с.1: Анимационные рисунки с подписью «смеяться – плакать».)Приложение 1

– Как вы думаете, могут ли быть противоположными по смыслу слова разных частей речи? (с.2: Иллюстрации из Интернет, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.)

– Рассмотрим примеры. (с.3,4,5,6,7: Иллюстрации из Интернет, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.). Какой можно сделать вывод? (В разных частях речи могут быть антонимы.)

– Запишите свои примеры антонимов в разных частях речи. (Устная проверка).

IV. – Давайте проверим, что вы усвоили. (с.8,9,10,11: Тестовые задания с самооценкой.)

V. – Вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (с.12: Найти антонимы в приведенных пословицах.) Ученики, сидящие на первом варианте, задайте вопросы по изученной теме, а те, кто сидит на втором варианте, ответьте на заданные вопросы.

– Выполним проверочное задание по теме. («Смекалочка». Тест в Excel с последующей оценкой. Выполняется на компьютерах. Состоит из пяти заданий по теме «Антонимы», в каждом из которых три варианта ответа.)

«Смекалочка»

  1.  Найдите антонимы:
    1) добрый – щедрый
    2) злой – добрый
    3) мерзнет – зябнет
  2.  Антонимами являются слова:
    1) хороший – прекрасный
    2) трудный – легкий
    3) широко – узко
  3.  Антонимами являются слова:
    1) настоящий – подлинный
    2) подальше – поближе
    3) эффектный – эффективный
  4.  В этом предложении есть антонимы:
    1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
    2) Береги платье снову, а честь смолоду.
    3) От доброго не бегай, а худого не делай.
  5.  В этом предложении есть антонимы:
    1) Век живи – век учись.
    2) Волков бояться – в лес не ходить.
    3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

VI. – Домашнее задание по желанию: Составить тестовую работу из десяти заданий, применяя знания по разделу «Лексика» или составить связный текст из 10 предложений, употребив не менее пяти антонимов.

VII. Объявление и комментирование оценок за урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47021. Обычаи международной торговли. Обычаи делового оборота 43.62 KB
  По каждому типу договоров фиксируются: права и обязанности сторон связанные с перевозкой товаров включая распределение дополнительных расходов которые могут возникнуть в процессе перевозки; права и обязанности сторон по осуществлению таможенных формальностей связанных с вывозом товара с территории одного государства и с ввозом его на территорию другого государства и транзитом через третьи страны включая уплату таможенных сборов и других обязательных платежей; момент перехода рисков с продавца на покупателя в...
47022. Стимул. Материальные методы стимулирования труда 42.5 KB
  Например премия выступает и как акт признания по отношению к работнику и как оценка его заслуг а не только материальное вознаграждение результатов труда. Материальные методы стимулирования труда Выбор рациональных форм и систем оплаты труда персонала имеет важнейшее социальноэкономическое значение для каждого предприятия в условиях рыночных отношений. Неэффективная или несправедливая система вознаграждения может вызвать у работников неудовлетворенность как размерами так и способами определения и распределения доходов что в конечном...
47025. Формы первичного туберкулеза. Особенности течения туберкулезного процесса 45.5 KB
  Характеризуется поражением лимфатических узлов лимфогематогенной диссеминацией возбудителя и высокой реактивностью организма к возбудителю заболевания. Безболезненное увеличение периферических лимфатических узлов окружённых более мелкими лимфатическими узлами. Различают следующие клинические формы первичного туберкулёза: туберкулёзная интоксикация у детей и подростков; туберкулёз внутригрудных лимфатических узлов; первичный туберкулёзный комплекс; хронически текущий первичный туберкулёз. Характерно...
47028. Вина, пересыщенные диоксидом углерода, их классификация, свойства, особенности технологии. Сорта, разрешенные в РФ для производства шампанского. Технологические требования к сортам винограда 45.83 KB
  Вина пересыщенные диоксидом углерода их классификация свойства особенности технологии. Вина пересыщенные диоксидом углерода составляют особую группу отличаются по своему внешнему виду букету и вкусовому сложению. Вина пересыщенные диоксидом углерода делятся на два основных типа: игристые и газированные шипучие. Игристые вина получают пересыщением диоксидом углерода образующимся при вторичном брожении.