84670

Антонимы. Урок русского языка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Образовательные задачи: Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме. Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова. Развивающие задачи: Развитие умения применять новые знания на практике. Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».

Русский

2015-03-20

18.37 KB

0 чел.

Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы"

  1.  Яхина Зухра Тариковнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка

Образовательные задачи:

  1.  Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме.
  2.  Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова.

Развивающие задачи:

  1.  Развитие умения применять новые знания на практике.
  2.  Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».

Воспитательные задачи:

  1.  Воспитание осознанной потребности в знаниях.
  2.  Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: первый урок по теме.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

II. – Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску, ответы на обороте доски написаны заранее):

  1.  Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…
  2.  Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
  3.  Лексическое значение – это …
  4.  Лексическое значение слова можно узнать по…
  5.  Однозначными называются слова…
  6.  Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
  7.  Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.
  8.  Перенос названия происходит, если у предметов есть…
  9.  Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…
  10.  Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют себя по записи на доске, оценивают свою работу или работу соседа по парте.

III. Объяснение нового материала.

– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:

Крошка сын 
к отцу пришел.
И спросила кроха:
(Дети продолжают)
Что такое
хорошо
И что такое
плохо?

– А как бы вы ответили на этот вопрос?

(Примерные ответы: Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идёт; хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди здоровы, плохо, когда болеют.)

(Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика):

Ясно

 

пасмурно

счастье

 

горе

здоровье

 

болезнь

– А что ответил отец сыну в стихотворении Маяковского?

– Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках? (Лексические значения противоположны по смыслу.) Слова с противоположными лексическими значениями называются антонимами. Сегодня мы изучаем новую тему: «Антонимы». Потренируемся в подборе и употреблении антонимов в речи.

Демонстрация презентации в Power Point (с.1: Анимационные рисунки с подписью «смеяться – плакать».)Приложение 1

– Как вы думаете, могут ли быть противоположными по смыслу слова разных частей речи? (с.2: Иллюстрации из Интернет, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.)

– Рассмотрим примеры. (с.3,4,5,6,7: Иллюстрации из Интернет, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.). Какой можно сделать вывод? (В разных частях речи могут быть антонимы.)

– Запишите свои примеры антонимов в разных частях речи. (Устная проверка).

IV. – Давайте проверим, что вы усвоили. (с.8,9,10,11: Тестовые задания с самооценкой.)

V. – Вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (с.12: Найти антонимы в приведенных пословицах.) Ученики, сидящие на первом варианте, задайте вопросы по изученной теме, а те, кто сидит на втором варианте, ответьте на заданные вопросы.

– Выполним проверочное задание по теме. («Смекалочка». Тест в Excel с последующей оценкой. Выполняется на компьютерах. Состоит из пяти заданий по теме «Антонимы», в каждом из которых три варианта ответа.)

«Смекалочка»

  1.  Найдите антонимы:
    1) добрый – щедрый
    2) злой – добрый
    3) мерзнет – зябнет
  2.  Антонимами являются слова:
    1) хороший – прекрасный
    2) трудный – легкий
    3) широко – узко
  3.  Антонимами являются слова:
    1) настоящий – подлинный
    2) подальше – поближе
    3) эффектный – эффективный
  4.  В этом предложении есть антонимы:
    1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
    2) Береги платье снову, а честь смолоду.
    3) От доброго не бегай, а худого не делай.
  5.  В этом предложении есть антонимы:
    1) Век живи – век учись.
    2) Волков бояться – в лес не ходить.
    3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

VI. – Домашнее задание по желанию: Составить тестовую работу из десяти заданий, применяя знания по разделу «Лексика» или составить связный текст из 10 предложений, употребив не менее пяти антонимов.

VII. Объявление и комментирование оценок за урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10579. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии 60.5 KB
  Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Определение общества. Общество как саморазвивающаяся система. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Определение общества. В отличие от при...
10580. Основные проблемы политической философии 50.5 KB
  Основные проблемы политической философии Политическая организация общества. Феномен власти в жизни общества. Государство как важнейший компонент политической организации общества. Политическая организация общества Политика от греч. poli...
10581. Философские проблемы социальной динамики 64 KB
  Философские проблемы социальной динамики Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Роль народных масс и великой личности в истории. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Глобализация как предмет
10582. Философские и ценностные приоритеты в культуре 114.5 KB
  Философские и ценностные приоритеты в культуре Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология. Традиции и новации в динамике культуры. Религия как форма духовного освоения реальности. Искусство как форма духовного осво...
10583. Общие принципы усиления основания и фундаментов в зависимости от модернизации здания 587.5 KB
  Общие принципы усиления основания и фундаментов в зависимости от модернизации здания. Работы по проектированию а также производство работ по усилению оснований и фундаментов реконструируемых зданий являются объектами сертификации и должны получать соответствующие ...
10584. Стены гражданских зданий, колонны и другие вертикальные несущие элементы. Методы усиления и капитального ремонта 233.5 KB
  Стены гражданских зданий колонны и другие вертикальные несущие элементы. Методы усиления и капитального ремонта. В процессе длительной эксплуатации а также в результате внешних воздействий силовых и не силовых в стенах колоннах и других вертикальных несущих
10585. Предпроектные мероприятия по оценке реконструируемого здания его объемно-планировочного и конструктивного состояния 396 KB
  Предпроектные мероприятия по оценке реконструируемого здания его объемнопланировочного и конструктивного состояния. Стены фундаменты определение их типов и состояния. При проектировании реконструктивных работ капитального ремонта модернизации здания необхо
10586. Основные виды архитектурно-планировочных мероприятий при реконструкции и модернизации зданий и застройки 269.5 KB
  Основные виды архитектурно-планировочных мероприятий при реконструкции и модернизации зданий и застройки. При проведении реконструктивных работ зданий или застройки территории необходимо проведение оценочного состояния здания. При оценке здания необходимо учитыват...
10587. Устройство надстроек при реконструкции здания. Конструкции надстраиваемых этажей и мансард 36.5 KB
  Устройство надстроек при реконструкции здания. Конструкции надстраиваемых этажей и мансард. Этаж мансардный мансарда этаж в чердачном пространстве фасад которого полностью или частично образован поверхностью поверхностями наклонной или ломаной крыши при этом ли...