84675

В гости к пернатым друзьям. Экологическая викторина

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оформление: заголовок мероприятия фотографии и рисунки птиц цитата: Покормите птиц зимой Пусть со всех концов К вам слетятся как домой Стайки на крыльцо. Покормите птиц. Оборудование: чёрный ящик диск Птицы средней полосы России.

Русский

2015-03-20

413 KB

4 чел.

В гости к пернатым друзьям

Экологическая викторина, посвящённая Международному дню птиц (1 апреля).

Цели:

  1.  Экологическое воспитание;
  2.  Прививать любовь к родной природе;
  3.  Помощь учебному процессу.

Место и время проведения мероприятия: читальный зал, 1 апреля 2011 года.

Участники мероприятия: 3 класс, 31 школа (26 человек).

Оформление: заголовок мероприятия, фотографии и рисунки птиц, цитата:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

А. Яшин. Покормите птиц.

Оборудование: чёрный ящик, диск «Птицы средней полосы России. Приложение к энциклопедии для детей Аванта +», музыкальный центр, ветка берёзы, кедровые орехи, еловая шишка, карточки с заданиями, жетоны, 3 колокольчика.

Музыкальное сопровождение: голоса птиц.

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал о природе «Муравейник» предложил возродить день птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля (Показать журнал «Муравейник»).

Каждый день,

Когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы

И хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых,

Хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя,

Птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири…

Все привыкли –

Не пугливы,

Хоть руками их бери!

Г. Ладонщиков. Наши друзья.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц. Для проведения викторины класс делится на три команды (по 6-9 человек). Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.

Правила игры: я зачитываю вопрос, все команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.

За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

Раунд 1. «Вспомни наше имя».

Кто изображён на фотографии? (Ведущий показывает фотографии птиц, дети говорят названия этих птиц).

Портреты птиц:

  1.  

  1.  Журавль
  2.  Дятел
  3.  Страус
  4.  Глухарь
  5.  Зимородок
  6.  Лебедь
  7.  Гусь
  8.  Сова
  9.  Сокол
  10.  Аист
  11.  Фламинго
  12.  Орёл

Раунд 2. «Чей нос лучше?»

У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Ребята, вы читали её? (Дети отвечают). Давайте сейчас проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. (Дети выполняют задания по карточкам).

Команда 1. Назовите, чьи это клювы.

 (1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

Команда 2. Назовите, чьи это клювы.

 (1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

Команда 3. Назовите, чьи это клювы.

 (1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Раунд 3. «Кто как летает?»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

Команда 1. Назовите, кто летит.

 (1 – утка; 2 – ласточка).

Команда 2. Назовите, кто летит.

 (1 – сорока; 2 – цапля).

Команда 3. Назовите, кто летит.

 (1 – ворона; 2 – гусь).

Раунд 4. «Кто как поёт?»

Угадайте птиц по голосу. (Звучат записи с диска «Птицы средней полосы России. Приложение к энциклопедии для детей Аванта +»).

1. Кукушка обыкновенная (35 запись);

2. Скворец (50 запись);

3. Свиристель (71 запись);

4. Соловей (76 запись);

5. Большая синица (86 запись);

6. Ворон (98 запись).

Раунд 5. «Что у нас сегодня на обед и ужин?»

1. В чёрном ящике лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

2. В черном ящике лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).

3. В чёрном ящике лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

4. Какая птица ест и пьёт прямо в полёте? (Стриж ловит насекомых на лету).

Раунд 6. «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

  1.  Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
  2.  С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
  3.  С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
  4.  В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
  5.  Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
  6.  В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких  лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
  7.  Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  8.  У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
  9.  Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
  10.  Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

Раунд 7. «Птицу года выбираем».

Каждый год в нашей стране Союз охраны птиц России объявляет птицу года. Это делается для знакомства и привлечения внимания людей к конкретной птице. Для этого проводятся различные мероприятия, акции, конкурсы и т. д.

Так 2007 год был годом зимородка, 2008 – снегиря, 2009 – лебедя, 2010 – чибиса. А какая птица выбрана птицей года в 2011 году вы сейчас узнаете, отгадав кроссворд.

1

С

Т

Р

А

У

С

2

К

О

Л

И

Б

Р

И

3

Д

Я

Т

Е

Л

4

С

О

К

О

Л

5

Г

О

Л

У

Б

Ь

6

П

И

Н

Г

В

И

Н

7

П

О

П

У

Г

А

Й

8

П

О

П

О

Л

З

Е

Н

Ь

9

К

И

В

И

10

П

А

В

Л

И

Н


  1.  Самая крупная птица в мире (вес до 160 кг, рост до 3 м). (Страус).
  2.  Самая маленькая птичка (вес 2 г). (Колибри).
  3.  Какая птица считается санитаром леса? (Дятел).
  4.  Самая быстрая птица в мире (скорость до 1000 км/ч) и одновременно название города в Вологодской области. (Сокол).
  5.  Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (Голубь).
  6.  Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает только в южном полушарии: на юге Австралии, Африки, Южной Америки и в Антарктиде. (Пингвин).
  7.  Амазон, ара, какаду, какапо, кеа, корелла, лорикет, неразлучник, розелла. Всё это… Кто? (Попугай).
  8.  Птица, которая умеет по деревьям передвигаться как вверх, так и вниз. (Поползень).
  9.  Название этой нелетающей птицы, живущей только в Новой Зеландии, совпадает с названием сладкой сочной ягоды. (Киви).
  10.  Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (Павлин).

По горизонтали: 1. Страус; 2. Колибри; 3. Дятел; 4. Сокол; 5. Голубь; 6. Пингвин; 7. Попугай; 8. Поползень; 9. Киви; 10. Павлин.

По вертикали: ТРЯСОГУЗКА.

Трясогузка белая – птица 2011 года. Трясогузка – маленькая размером с воробья бело-чёрная птичка с длинным трясущимся хвостиком. Из-за этой особенности в народе про трясогузку говорят: хвостом лёд разбивает, а также её зовут птицей – ледоломкой. Трясогузку часто можно встретить на асфальтовых дорожках городов, у мусорных свалок, на складах брёвен в деревнях. Там она ловко хватаем мух, пауков, жуков, гусениц и других насекомых. Белые трясогузки – перелётные птицы, на зиму улетают в Африку и на юг Европы. Гнёзда устраивают недалеко от воды в деревянных сооружениях, в дровах, между корнями деревьев и других местах. Кладка состоит их 5-6 яиц. Насиживание яиц продолжается около 13 дней. Птенцы покидают гнёзда, ещё почти не умея летать.

Известный детский писатель Николай Сладков в книге «Азбука леса» о трясогузке написал очень интересный рассказ. Послушайте его. (Ведущий читает рассказ на стр. 75).

Раунд 8. «Пословица не даром молвится».

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

  •  На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
  •  Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
  •  У каждой птицы… (своя песня).
  •  Цыплят по осени… (считают).
  •  Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
  •  Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).
  •  Старого воробья… (на мякине не проведёшь).
  •  Всякий кулик своё… (болото хвалит).
  •  Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).
  •  Одна ласточка… (весны не делает).
  •  Молодой журавль высоко взлетел… (да низко сел).
  •  Соловей месяц поёт, а ворона… (круглый год каркает).
  •  Гусь свинье… (не товарищ).
  •  Как с гуся… (вода).

Ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут все птицы? (Дети отвечают).

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случиться. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы? (Дети отвечают).

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю

Ни ловушками,

Ни в сетки.

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки,

Ни вороны,

Ни скворца,

Ни воробья

Не обидел в жизни я.

Г. Ладонщиков. Люблю птиц.

Кроме этого весной нужно устанавливать скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма –

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин. Покормите птиц.

Сейчас давайте подведём итоги викторины. (В конце игры подсчёт количества жетонов и награждение победителей. Всем участникам викторины вручаются закладки разного цвета за I, II и III места  с загадками о птицах.)

Литература

  1.  Кудряшёва Л. А. Турнир орнитологов [Текст] / Л. А. Кудряшёва // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 92-95.
  2.  Михайлов К. Е. Птицы мира / ред. группа: К. Михайлов, Т. Евсеева. – М. : Мир энциклопедий, 2006. – 184 с. : ил. – (Самые красивые и знаменитые).
  3.  Птицы средней полосы России [Электронный ресурс] : записи голосов птиц / Сост. А. Рубцов . – М. : ООО «Мир энциклопедий Аванта +», 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Энциклопедия для детей Аванта +).
  4.  Сладков Н. И. Азбука леса : рассказы, сказки, миниатюры / Н. И. Сладков. – Смоленск : Русич, 2002. – 104 с. : ил.
  5.  Терова Т. Е. «Птичьему пенью внимаем с волненьем…» [Текст] / Т. Е. Терова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 1. – С. 63-67.

 

 

       

 

  

Краткая характеристика растительного покрова Омской области


Растительность нашей области довольно разнообразна. В соответствии с изменением климатических условий с севера на юг, область расположена в нескольких растительных зонах. В северных пределах области она представлена темнохвойными таежными лесами. По мере движения на юг хвойные леса сменяются смешанными и лиственными. В центральной части области на смену смешанным лесам приходит осиново-березовая лесостепь. На крайнем юге она переходит в типичную степь, которая сливается с обширными степями Северного Казахстана.

Необходимо отметить, что сибирская хвойная тайга, и безлесная степь не типичны для области и занимают сравнительно небольшие части ее территории. Гораздо более характерны для нее смешанные леса и осиново-березовая лесостепь.

 

Покрытые лесом земли занимают около 4,5 млн. га с общим запасом древесины - 564 млн. кубических метров. Более 90% запасов леса сосредоточено в северных районах. Как и в других районах Западной Сибири, леса сильно заболочены. Лесные массивы этих районов, несмотря на их сильную заболоченность, вполне обеспечивают развитие крупных лесозаготовок и лесоперерабатывающей промышленности.

 

В лесах области преобладает береза, занимающая более половины площади лесов, затем следует сосна - более трети лесов, осинники составляют около 11 % от всех лесов, кедровники - 5 %, ельники - 2,5%, пихтовники - 1,5%. Весьма незначительные площади заняты лиственницей, липой, ольхой, ивой, тополем. Всего в области насчитывается 108 древесно-кустарниковых видов. 

 

Площадь лесов 1 группы составляет чуть более 1 млн. га. (Чернолучинский, Артынский бор и др.). Площадь лесов второй группы  чуть более 1,5 млн. га. Площадь лесов третьей группы (сконцентрирована в северной части области) - более 3 млн. га. В эксплуатационном фонде  - 12 % приходится на хвойные насаждения, а 88% - на лиственные.

 

В соответствии с лесным кодексом РФ в области проводится ежегодный и периодический (каждые 5 лет) учет лесного фонда и мониторинг лесов в целях - организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда, а также для осуществления государственного управления в  области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

 

Помимо древесно-кустарниковых растений на территории области произрастает более 1000 видов травянистых растений, из которых есть виды занесенные в Красную Книгу СССР и Красную Книгу Омской области.

 

Характер растительного покрова Омска обусловлен местонахождением его территории близ границы лесостепной и степной природных зон, а также антропогенным воздействием. Окрестности областного центра не имеют естественных лесов. Небольшие редкие леса (березово-осиновые колки) удалены от города на значительное расстояние. Прииртышская полоса к югу от Омска - почти полностью безлесная. Повсюду расстилаются открытые посевные площади. На городской территории по данным на 2003 год произрастает 689 видов сосудистых растений.

 

 В городе соседствуют городская культивируемая растительность, фрагменты естественной растительности и сообщества сорных растений, которые закрепляют субстраты, поглощают большое количество токсических веществ и способны обеспечить пейзажную ценность.

 

 Из древесных пород в лесных колках лесостепи преобладает пушистая береза, встречаются бородавчатая береза и осина. Высокий и густой травяной покров безлесных пространств отличается разнообразием видов и красочностью. Вместе с этим растительность лесостепи сильно изменяется при движении с севера на юг, а также от места к месту в зависимости от рельефа почвенного покрова, количества тепла, степени увлажнения и других условий. Нередко она значительно отличается даже на соседних участках. В северных районах лесостепи «колки» занимают значительные площади: покрывают плоские водораздельные гривы, склоны долин и местами речные террасы. Нередко, сливаясь на горизонте, они создают впечатление крупного лесного массива. Облесенность территории здесь составляет 18—20%. В густом и красочном травяном покрове безлесных участков преобладают типичные луговые растения. Часто встречаются здесь тысячелистник, гранатник, лобазник, кровохлебка, клубника и др. представители разнотравья. Из злаков больше растут костер безостый, мятлик луговой, тимофеевка степная, а из бобовых — чина, клевер, мышиный горошек. В менее богатом травяном покрове участков с засоленными почвами значительное место занимают шелковица, лисохвост солончаковый и волоснец. Из разнотравья для засоленных почв характерны полынь приморская, подорожник солончаковый, а на выцветах солей — солерос. Широко распространены в северной лесостепи займища, а в самых северных ее районах встречаются и рямы. В южных районах лесостепи колки встречаются значительно реже. Расположенные во влажных понижениях и западинах, они покрывают в целом лишь 6—8% площади. В травяном покрове безлесных пространств, менее густом и богатом, чем в северных лесостепных районах, но еще довольно разнообразном, преобладают более сухолюбивые виды злаков и разнотравья. Из злаков здесь хорошо представлены узколистные дерновинные: типчак, келерия и ковыль перистый; из разнотравья наиболее часто встречаются люцерна желтая, тимьян, вероника колосковая, подмаренник желтый и др. Несмотря на широкое распространение злаков, яркие разноцветные венчики трав в начале лета создают пестрый красочный ковер. На прииртышском увале в районе Красноярки и Чернолучья и у села Артын сохранились небольшие сосновые боры, являющиеся излюбленным местом отдыха омичей. В отличие от сосновых лесов лесной зоны они более сухие, разреженные, почти не имеют подлеска, а в травяном покрове их встречаются степные растения. На крайнем юге области в пределах Русско-Полянского, Нововаршавского, Полтавского, Одесского, а также в южных частях Черлакского, Шербакульского и Павлоградского районов колки можно встретить лишь кое-где по западинам и ложбинам; низкорослые березки в них скорее напоминают кустарники, чем деревья. Облесенность здесь не более 3—4%. Повсюду расстилаются открытые пространства, занятые посевами. Это уже типичная степь. На характере почвенно-растительного покрова степной зоны сказываются более высокие летние температуры, незначительное количество осадков, высокая испаряемость. В более однородном почвенном покрове левобережья преобладают южные черноземы, отличающиеся от типичных черноземов лесостепи меньшей мощностью гумусового горизонта (25—30 сантиметров), имеющего нередко буроватую окраску прямо с поверхности. Содержание гумуса в пахотном горизонте у этих почв лишь 4,5—6,5%. В правобережье черноземные почвы распространены лишь в приречной части, а на остальной территории преобладают различные комплексы засоленных почв. Особенно пестрым и сложным почвенным покровом выделяется Курумбельская степь. Степные пространства почти сплошь распаханы. Здесь очень редко можно встретить участки целинной степи, где бы сохранилась естественная растительность. В травяном покрове этих участков преобладают типичные степные растения — узколистные дерновинные злаки: ковыль, степной овес и типчак, и только по понижениям к ним примешиваются немногочисленные представители разнотравья. Почвенно-растительный покров лесостепных и степных районов создает богатые предпосылки для развития хозяйства. Здесь расположены обширные массивы пахотнопригодных почв, наиболее ценные из которых — черноземные — занимают площадь свыше 3 млн. гектаров. Эти черноземные почвы, как и запасы древесины, являются важнейшим природным богатством области. В лесостепных районах значительные площади занимают сенокосы и пастбища. Особенно хорошие луга встречаются в пойме Иртыша и его притоков. В травяном покрове безлесных пространств, кроме ценных кормовых растений, много таких, из которых можно получать дубители, лекарственное сырье, витамины, красители. Лесостепные и степные районы более развиты в экономическом отношении, нежели лесные. В них сосредоточена большая часть населения области, почти все города, в том числе Омск. В этих районах размещены основные посевы сельскохозяйственных культур, большая часть поголовья скота и основная масса промышленных предприятий области.

Новые фотографии на сайте:

  •  Пляж Центральный
  •  Половодье
  •  Навигация в ноябре
  •  Устье Оми
  •  

Читайте новое. Будет интересно!

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73192. Функция потребления и мультипликатор (по Кейнсу) 199.67 KB
  Мультипликатор -– это числовой коэффициент показывающий зависимость изменения ВНП в соответствии с изменением какого-либо компонента совокупного спроса. Мультипликатор инвестиций будет выглядеть следующим образом: где MR1 –- мультипликатор инвестиций...
73193. Объекты мониторинга: социум, среда, экономика 160.5 KB
  Экологический мониторинг относится к информационной структуре системы управления и регулирования. Комплексный экологический мониторинг включает в себя как биологический так геофизический аспекты в качестве результата которого должна выступать оценка и прогноз состоянии...
73194. Математические понятия 112.5 KB
  Понятия, которые изучаются в начальном курсе математику, обычно представляют в виде четырех групп. В первую включаются понятия, связанные с числами и операциями над ними: число, сложение, слагаемое, больше и др. Во вторую входят алгебраические понятия: выражение, равенство, уравнение и др.
73195. Охорона і захист права власності 85.33 KB
  Охорона власності - це вжиття власником різноманітних заходів, спрямованих на забезпечення цілісності свого майна, його схоронності від найрізноманітніших небажаних обставин: негоди, стихійного лиха, нападу зловмисника, дикого звіра тощо.
73196. Экология микроорганизмов 34.63 KB
  Данные биоценозы характеризуются относительным постоянством однако качественный и количественный состав микрофлоры организма человека меняется в течение жизни и зависит от пола возраста питания климата и др.
73197. Реальные газы и фазовые переходы 834 KB
  Учёт конечных размеров молекул и сил взаимодействия между ними позволяет ввести поправки в уравнение Менделеева-Клапейрона и получить уравнение состояния идеальных газов. Пересечение изобары с изотермой даёт точки с соответствующими параметрами состояния.
73198. Физика атомного ядра. Радиоактивность 290 KB
  Как уже известно современная физика установила что атом состоит из положительно заряженного ядра и окружающих его электронов. Каково же строение атомного ядра Ключом к изучению атомного ядра послужило открытие французского ученого А.
73199. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Элементарные частицы 272.5 KB
  Ядра атомов нельзя разрушить ни нагреванием до многих тысяч градусов, ни охлаждением до самых низких температур. Для разрушения ядер нужны значительные затраты энергии. Как же это осуществить? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить смысл ядерных реакций.
73200. Основы молекулярно-кинетической теории. Термодинамические параметры. Масса и размеры молекул 348 KB
  Все тела -– твёрдые жидкие и газообразные –- представляют собой совокупность большого числа атомов и молекул. При изучении свойств тел и физических явлений происходящих с телами возможны два направления исследований: а молекулярно-кинетическое устанавливает законы протекания различных...