84680

Знатоки естественных наук

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ведущий: Добрый день Мы начинаем мероприятие Знатоки естественных наук и к нам в гости пришли две команды желающие принять участие в игре. 2 Ведущий: Сегодня мы узнаем кто же из участников игры обладает солидным багажом знаний. 1 Ведущий: На протяжении всего конкурса вас будет оценивать компетентное жюри.

Русский

2015-03-20

161.65 KB

3 чел.

Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Пензенской области

«Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательства»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Тема «Знатоки естественных наук»

г. Каменка

2013 год

Составитель: Глинская Е.А., преподаватель физики ГБОУ СПО КТПТП.

В методической разработке представлено внеклассное мероприятие, которое имеет своей  целью расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет  обращения к разным литературным источникам, создание условий для развития логического мышления, фантазии, гибкости ума, осознанного отношения к самому себе и окружающему миру.

©Издательский центр ГБОУ СПО КТПТП, 2013

Введение.

Интеллектуальная игра «Знатоки естественных наук» содержит познавательный, информационный, занимательный, исторический материал по математике, физике, биологии и химии. Игру сопровождает компьютерная презентация, позволяющая сделать мероприятие более ярким, наглядным и интересным.

Внеклассное мероприятие способствует развитию межпредметных связей, формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационно-коммуникационных компетенций, которые позволяют студентам и обучающимся:

  1.  сформировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым дисциплинам;
  2.  овладеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  3.  принимать решение и брать на себя ответственность за их последствия;
  4.   задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;
  5.  ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы;
  6.  описывать результаты, формулировать выводы;
  7.  осваивать научную картину мира;
  8.  овладеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы.

Цели мероприятия:

  1.  образовательные:
  2.  расширить и углубить знания по дисциплинам «Биология», «Математика», «Физика» и «Химия»;
  3.  проверить степень усвоения знаний обучающихся и студентов по дисциплинам математического и естественно-научного цикла;
  4.  установить всеобщий характер природы.
  5.  воспитательные:
  6.  способствовать установлению уважительного отношения к соперникам;
  7.  создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;
  8.  укрепить веру в свои знания и силы.
  9.  развивающие:
  10.  расширить кругозор обучающихся и студентов;
  11.  активизировать мыслительную деятельность обучающихся и студентов;
  12.  развить умение концентрировать внимание на основном.

Материалы технического оснащения: мультимедийный проектор, презентация, карточки задания для команд.

Ход игры.

1 Ведущий: Добрый день! Мы начинаем мероприятие «Знатоки естественных наук» и к нам в гости пришли две команды, желающие принять участие в игре. Давайте их поприветствуем: команда «Знатоки» и команда «Эрудит».

2 Ведущий: Сегодня мы узнаем, кто же из участников игры обладает солидным багажом знаний.

1 Ведущий: На протяжении всего конкурса вас будет оценивать компетентное жюри.(Озвучивается состав жюри)

2 Ведущий:    Без химии жизни, поверьте, нет.

Без химии стал бы тусклым весь свет,

С химией ездим, живём и летаем,

В разных точках Земли  обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Едим, спим, и с причёсками ходим,

Химией лечимся, клеим и шьём,

С химией мы бок о бок живём!

1 Ведущий:       Физика, физика – это наука!

Но вижу в глазах у детей только муку.

Формулы скачут, мелькают подряд,

Ох, как же трудно их выстроить в ряд!

Но без физики не объяснить

И кран подъёмный, и гвоздь как забить,

И почему самолёты летают,

И корабли в моря уплывают,

Как у нас лампочки светят в квартире,

Как мы программу смотрим в эфире,

Как в космос летаем, машины водим,

И почему по Земле так просто мы ходим.

2 Ведущий:              Математика – наука,
                                Она – гимнастика ума.
                       Есть в ней точность и смекалка,
                              Цифры, буквы и …игра.

1 Ведущий:        Не то, что мните вы, природа:
                           Не слепок, не бездушный лик –
                       В ней есть душа, в ней есть свобода,
                       В ней есть любовь, в ней есть язык…
                           Вы зрите лист и цвет на древе:
                            Иль их садовник прикрепил?
                           Иль зреет плод в родимом чреве
                           Игрою внешних, чуждых сил?..

(музыкальная пауза)

2 Ведущий:  А чтобы больше и лучше знать, надо науки эти понять. И сегодня у интеллектуального барьера встретятся ребята, имеющие определённые успехи при изучении естественных наук.  

1 Ведущий: Игра включает в себя четыре конкурса. В первом конкурсе, который называется «Интеллектуал» участникам задаётся двадцать четыре вопроса. Команда, которая знает правильный ответ поднимает карточку. Жюри оценивает правильность ответа в один балл.

2 Ведущий: Вопрос первый: что мешает обучающемуся колледжа, пойманному на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Ответ: взаимное притяжение между молекулами).

1 Ведущий: Вопрос второй: какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство? (Ответ: соляная кислота).

2 Ведущий: Вопрос третий: что находят, решая уравнение? (Ответ: корни).

1 Ведущий: Вопрос четвёртый: у слона букву «с» отнимите, и названье реки припишите – получиться столица должна, что на карте Европы видна? (Ответ: Лондон).

2 Ведущий: Вопрос пятый: в каких студентах быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (Ответ: в простуженных, так как температура тела выше).

1 Ведущий: Вопрос шестой: название какого химического элемента здесь зашифровано: ерсробе? (Ответ: серебро).

2 Ведущий: Вопрос седьмой: знаменитая теорема о треугольнике? (Ответ: Теорема Пифагора).

1 Ведущий: Вопрос восьмой: в белом сарафане встала на поляне, летели синицы, сели на косицы. (Ответ: береза).

2 Ведущий: Вопрос девятый: в ветряный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»? (Ответ: термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы).

1 Ведущий: Вопрос десятый: отгадайте загадку:

В производстве я любом,

Сколько ни было б там фракций,

Не расходуюсь при том,

Ускоряю ход реакций. (Ответ: катализатор).

2 Ведущий: Вопрос одиннадцатый: мерным цилиндром можно определить что? ( Ответ: объём).

1 Ведущий: Вопрос двенадцатый: что изменится, если руки сначала вытянуть перед собой, потом поднять вверх и вновь вытянуть перед собой? (Ответ: изменится скорость течения крови).

2 Ведущий: Вопрос тринадцатый: какие кольца нельзя надеть на пальцы? (Ответ: кольца Ньютона).

1 Ведущий: Вопрос четырнадцатый: какой химический элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле? (Ответ: гелий).

2 Ведущий: Вопрос пятнадцатый: как возвести в куб? (Ответ: умножить число на себя три раза).

1 Ведущий: Вопрос шестнадцатый: на верхушке стебелька – солнышко и облака.(Ответ: ромашка).

2 Ведущий: Вопрос семнадцатый:

Давно известна человеку,

Она тягуча и красна,

И по бронзовому веку,

Знакома в сплавах всем она. (Ответ: медь).

1 Ведущий: Вопрос восемнадцатый: какая моль не проедает одежду? (Ответ: моль – единица измерения количества вещества).

2 Ведущий: Вопрос девятнадцатый: какая теорема в старину называлась теоремой невесты? (Ответ: теорема Пифагора).

1 Ведущий: Вопрос двадцатый: как называется наука о растениях? (Ответ: ботаника).

2 Ведущий: Вопрос двадцать первый: девушка Маша, собираясь на танцы, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся? (Ответ: диффузия).

1 Ведущий: Вопрос двадцать второй: какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? (Ответ: угольную кислоту).

2 Ведущий: Вопрос двадцать третий: какое животное носит дом на спине? (Ответ: улитка).

1 Ведущий: Вопрос двадцать четвёртый: «Какой способ измерения высоких предметов описан у Жюля Верна в романе «Таинственный остров»? (Ответ: подобие прямоугольных треугольников).

2 Ведущий: А пока жюри подводит итоги первого конкурса для вас звучит музыкальная пауза.

(музыкальная пауза)

1 Ведущий: Предоставляется слово для подведения итогов по первому конкурсу предоставляется преподавателю физики Глинской Елене Александровне.

2 Ведущий: Переходим ко второму конкурсу интеллектуальной игры «Знатоки естественных наук». Конкурс, который мы сейчас проведём называется «Учёные – математики».

1 Ведущий: Каждой команде по очереди задаётся вопрос, вам необходимо назвать фамилию учёного. Если команда не знает ответа ход переходит к соперникам.

2 Ведущий: Правильность ответа оценивается в 2 балла.  Итак, начинаем второй конкурс.

1 Ведущий:               О математиках ученых
                                 Все мы слышали не раз.
                              И сегодня мы припомним
                                  Славные их имена.

2Ведущий:               Разгадал загадку круга,
                                Метод площадей нам дал,
                              Знаем мы, как в Сиракузах
                                    Родину он защищал.
                                Свой народ спасал от бед,
                                   Его имя… 
(Архимед)

1 Ведущий:               Этот греческий философ
                                     Доказательства нам дал,
                                    Воду он считал основой
                                         И началом бытия.
                                     Путешествуя по миру,
                                     Он измерял пирамиды,
                                    Но наверх он не полез,
                                   Ведь знал подобие… 
(Фалес)

2Ведущий:              На острове Самос
                               Философ сей родился.
                                     И во главу угла
                               Поставлены им числа.
                               И, говорят, за теорему
                    Принес богам быка он в жертву.
                          Был чемпион Олимпиады,
                               Имел своих учеников.
                         Надеюсь, догадался каждый,
                            Что его имя… 
(Пифагор).

1 Ведущий:               Все, что раньше люди знали,
                                  Он собрал в своих «Началах».
                                           Было их 13 книг,
                                    Написал их все… (
Евклид)

2Ведущий:              Сей французский адвокат
                               Нам дал мощнейший аппарат.
                                             И за это все его
                                        Зовут алгебры отцом.
                                          Он, служа у короля,
                                       Деньги получал не зря:
                                     Шифров разгадал секрет.
                                       Это Франсуа… (
Виет).

1 Ведущий:             Дворянин, философ, воин
                                     Нашей памяти достоин.
                                     До сих пор координаты
                                    Зовут именем… (
Декарта)

2Ведущий:              Очень слабым он родился,
                                  Но в науке все ж сгодился.
                                       Открыл не кто иной,
                                     Он притяжения закон.
                                    Интеграл дал миру он,
                                 Физик Исаак… (
Ньютон)

1 Ведущий: Это он, это он
Был в арифметику влюблен.
Он назвал ее царицей,
А мир воздал ему сторицей.
Ему присвоили не зря
При жизни титул короля.
Он безупречно вычислял,
Таблицы в памяти держал.(
Гаусс)

2 Ведущий: Математики начала
                   По обоям изучала
                  И влюбилась в ту науку.
                   Только вот какая штука.
                    Ведь в России в это время
                    Не пускали в ВУЗы женщин.
                  Чтоб в математике достичь вершин,
                    Пришлось уехать девушке в Берлин,
                     И стать для этого фальшивою невестою,
                    Такой мы знаем Софью… (
Ковалевскую).

1 Ведущий: На этом заканчивается наш второй конкурс, пока жюри подводит итоги для вас звучит музыкальная пауза.

(музыкальная пауза)

2 Ведущий: Слово для подведения итогов по второму конкурсу предоставляется преподавателю математики – Тарасовой Татьяне Александровне.

1 Ведущий: Переходим с вами к третьему конкурсу нашего мероприятия, который называется «Законы естественных наук в стихах».

2 Ведущий: Мы зачитываем вам законы в стихотворной форме, команда знающая ответ поднимает карточку. Жюри оценивает правильность ответа в один балл. Итак начинаем.

 1 Ведущий:         Когда взаимодействуют два тела,

                         Их силы действия, по Ньютону, равны

                             И противоположны. Это все умело

                           В решениях задач учитывать должны.

                               “Действуя с силой на тело другое,

                                 Помни, закон утверждает такое:

                       В ответ, несомненно, получишь всё то же.

                          Жаль, что на жизнь это мало похоже”.

                      (Третий закон Ньютона)

2 Ведущий: Пятеро нас. Мы особого сорта.
Мы - 
элементы группы четвертой.
Наш коллектив удивительно дружен,
Каждый из нас очень важен и нужен.
У элемента номер шесть 
Достоинств очень много есть.
"Людям я совсем как брат.
Много тысяч лет назад
Я уже пылал в костре, 
Освещая интерьер
Первобытных их пещер.
И украсить был я рад 
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе…
Если мягким быть решу, -
То в тетради я пишу.
Такова, друзья, природа
Элемента ……. (
углерода).

1 Ведущий:             Железa есть под желудком,
                             Выделяет 
инсулин.
                              Для обмена углеводов, 
                              Он нам всем необходим.
                           Высокий уровень глюкозы
                               Он сведет в крови на “нет”.
                            Если мало инсулина –
                            У вас будет ….. (
диабет).

2 Ведущий:            Сила тока без подвоха

                    Прямо пропорциональна напряжению и

                    Обратно пропорциональна сопротивлению.

(закон Ома)

 1 Ведущий: Поднял голову едва
Номер восемьдесят два:
"Знает каждый ученик:
Я - металл. Пусть я старик, 
Но за все берусь с отвагой,
Не сижу без дела я.
Я рисую. Где бумага?
Я стреляю из ружья.
Труба канализации,
Экран от радиации,
Балласт подводного пловца -
Моим заслугам нет конца;
Таков уж мой природный стиль:
Я ток даю в автомобиль…
Ну, догадайтесь, наконец, 
Кто я? Меня зовут….. ( 
свинец).

2 Ведущий:           Что за чудо? Вдруг не можешь
                                     Тело контролировать, 
                                       И свои движения
                                     Все координировать?
                                     Тебе трудно и ко рту
                                   Хлеба поднести кусок…
                                 Так и знай, что нарушен
                                       Твой  …… (
мозжечок).

1 Ведущий:        Что в природе всё рационально,

                               Ньютон это ясно усмотрел;

                             Ускоренье пропорционально

                          Силе и обратно – массе самих тел.

           (второй закон Ньютона)

2 Ведущий: Халькогены часто вместе,
И о ком из них ни спросим -
 
Все живут в шестом подъезде
 
"Менделеевского дома".
С ними мы давно знакомы.
"Я жилец квартиры восемь.
Я могу зажечь на спор
Спичку, печку и костер.
Кто вам всем дышать дает -
 
Атмосферный
 …… (кислород).

1Ведущий:   Есть у рыб и рака жабры,
Нам не надо объяснять:
Разное происхождение,
Одна функция – дышать.
Функция одна у них,
Строение различное.
Мы такие органы 
Зовём ……… (
аналогичными).

2Ведущий: Молодцы! Вы успешно справились и с третьим конкурсом. И для вас звучит музыкальная пауза.

(музыкальная пауза)  

1Ведущий: Слово для подведения итогов по третьему конкурсу предоставляется преподавателю биологии – Кортышковой Светлане Александровне.

2Ведущий: И мы с вами переходим к последнему конкурсу мероприятия «Знатоки естественных наук», который называется «Из истории науки».

1Ведущий: Вам задаётся вопрос, команда, которая знает ответ поднимает карточку и отвечает. Жюри оценивает правильный ответ в один балл.

2Ведущий: Какой учёный является автором слов: «Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит» (М.В.Ломоносов).

1 Ведущий: Однажды Роберт Вуд направлялся домой из лаборатории. Дорога шла через негритянский квартал. Посреди дороги стояла большая лужа, а неподалёку стояли негры. Проходя мимо них, Вуд на виду у всех плюнул в лужу и незаметно бросил какое-то вещество. Произошёл большой взрыв, большое пламя поднялось над водой. Люди испугались и стали кричать о помощи. Какое вещество упомянуто в рассказе? (натрий)

2 Ведущий: Назовите автора первого русского учебника по математике. (Л.Ф.Магницкий)

1 Ведущий: Кто является создателем неевклидовой геометрии?(Н.И.Лобачевский)

2 Ведущий: Много лет назад было открыто невидимое глазу излучение. Эти лучи нашли применение в химическом структурном и спектральном анализе, медицине и дефектоскопии. Учёный, сделавший открытие продемонстрировал его своим друзьям на Рождество. Тем самым он на века прославил руку своей жены с перстнем на одном из пальцев. Назовите имя учёного и его имя. (К.Рентген, открытие рентгеновских лучей).

1 Ведущий: Молодцы! Наше жюри подводит итоги, а для вас звучит музыкальная пауза.

(музыкальная пауза)

2 Ведущий: Сегодня на мероприятие вы показали свои знания и умения по таким дисциплинам как «Биология», «Химия», «Математика» и «Физика». И сейчас предоставляется слово преподавателю химии Петраковой Ирине Николаевне для подведения итогов по четвёртому конкурсу и для подведения итогов всего мероприятия.

1 Ведущий: Спасибо всем участникам нашей интеллектуальной игры «Знатоки естественных наук». До новых встреч друзья! И мы приглашаем всех вас на чаепитие. 

Заключение.

Внеклассное мероприятие способствовало развитию межпредметных связей, формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационно-коммуникационных компетенций, которые позволили студентам и обучающимся:

  1.  сформировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым дисциплинам;
  2.  овладеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  3.  принимать решение и брать на себя ответственность за их последствия;
  4.   задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;
  5.  ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы;
  6.  описывать результаты, формулировать выводы;
  7.  осваивать научную картину мира;
  8.  овладеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы.

Литература.

1. Мякишев Г. Я., Буховцев  Б. Б. Физика. 10 класс – М., «Просвещение», 2009.

2. Касьянов  В. А. Физика. 10-11 класс - М., «Дрофа», 2009.

3. Габриелян О. С. Химия. 11 класс – М., «Просвещение», 2009.    

4. Д.К. Беляев, Г. М. Дымшиц «Общая биология» 10–11 класс–М.,  «Просвещение», 2010.

5. В. К. Шумный, Г. М. Дымшиц, А. О. Рувинский «Общая биология» 10–11 класс– М., «Просвещение», 2010.

6. Габриелян О. С. Химия. 10 класс – М., «Просвещение», 2009.

7. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для преподавателя. – М., 2009.

8. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для обучающихся. – М., 2010.

9. Габриелян О. С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие/                    О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова – М., 2009.

10. Габриелян О. С. Настольная книга преподавателя химии: 10 класс/ О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, И. Г. Остроумов – М., 2009.

11. Кузнецова Н. Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции/ Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов. – М., 2008.

12. Бровкина Е. Т., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 10 класс. Методическое пособие. – М., 2009.

13. Ловкова Т. А., Сонин Н. И., Биология. Общие закономерности. 10 – 11 класс. Методическое пособие. – М., 2009.

Содержание.

1. Введение………………………………………………….3

2. Основная часть…………………………………………..5

3. Заключение……………………………………………...27

4. Литература……………………………………………....28



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70854. Измерение переменного электрического напряжения 593 KB
  Получение навыков измерения переменного электрического напряжения. Ознакомление с особенностями влияния формы и частоты измеряемого напряжения на показания приборов. Приобретение представления о порядке работы с электроизмерительными приборами при измерении переменного напряжения.
70855. Измерение параметров гармонического напряжения с помощью осциллографа 361 KB
  Получение навыков измерения параметров гармонического напряжения с помощью осциллографа. Приобретение сведений о характеристиках и устройстве электронного осциллографа. Ознакомьтесь с принципом работы устройством и характеристиками универсального электронного осциллографа.
70859. Этика отношений преподавателя и студента 98.5 KB
  Этические кодексы поведения запрещает преподавателю узурпировать свою власть над студентом особенно в форме эксплуатации или насилия в различных видах: сексуальном расовом религиозном интеллектуальном принуждать студентов делать то что не является предметом изучения его дисциплины.
70860. Обучение студентов и школьников навыкам изучения правовых наук 104.5 KB
  Творческие работы как элемент мотивации студентов к изучению правовых наук. Обучение студентов и школьников работе с текстом книгой Учебный текст как модель представления научных знаний это обобщенное содержание учебного процесса. Студентов следует учить как работать с текстом.
70861. Основные требования к преподавателю общественных дисциплин 89 KB
  Педагоги используют различные способы мотивирования студентов к учебе. Первый использует собственный авторитет свою личность для того чтобы привлечь студентов а затем пытается перенести интерес студентов от себя к предмету.