84681

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Образовательная: познакомить с основными этапами развития информационного общества, углубить понятие информационная культура; познакомить с этапами развития технических средств и информационных ресурсов; ввести понятие информационного ресурса, познакомить с видами информационных ресурсов.

Русский

2015-03-20

60.78 KB

38 чел.

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

Цель урока:

Образовательная:

  1.  познакомить с основными этапами развития информационного общества, углубить понятие "информационная культура;
  2.  познакомить с этапами развития технических средств и информационных ресурсов;
  3.  ввести понятие информационного ресурса, познакомить с видами информационных ресурсов

Развивающая: развитие интереса к предмету.

Воспитательная: способствовать развитию информационной культуры.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, презентация «Основные этапы развития информационного общества», презентация «История развития ВТ», опорный конспект.

Ход урока

1.Организационный момент (проверка явки, посадки, готовности)

2.Усвоение нового материала

Содержание урока.

Обзор и цели изучения предмета «Информатика и ИКТ»

Вы поступили в наше учебное заведение, чтобы получить среднее специальное об-разование. Цель образования – получение новых знаний, практических навыков их при-менения в сфере профессиональной деятельности, повышение, развитие культуры. Основ-ная цель наших занятий – обладание знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, развитие информационной культуры.

Основные этапы информационного развития общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Современное общество часто называют информационным. В наше время информа-ция стала базовым ресурсом общества наряду с традиционными – земля, труд, капитал.

Дадим определение понятия «информация» (позже, на следующих занятиях мы ос-тановимся подробнее на этом понятии):

Информация – это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас ми-ре, зафиксированные на материальных носителях.

Не только в современном обществе, но и самого появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым ресурсом общества. Рассмотрим основ-ные этапы информационного развития общества в виде следующей таблицы :

Время

Этап

Достоинства

Материальные носи-

тели

2-3 млн. лет назад*

Речь

Формирование трудово-

Мозг человека

го коллектива,

способ

сохранения

и передачи

накопленного опыта

30 тыс. лет назад

Письменность

Накопление

и распро-

Камень,  кость,  дере-

странение знаний

во,  глина,  папирус,

шелк, бумага

Середина XVI века

Книго-

Массовая доступность к

К н и г а

печатание

информации

про-

мышленная революция

С конца XIX века - …

Средства связи

Быстрая передача ин-

Электро-магнитные

формации

на

любые

колебания

расстояния

С середины ХХ века -

Информатика

Компьютерные

сети

Перфоленты, перфокар-

принципиально

изме-

ты, магнитные карты и

нили обработку, хране-

ленты,  диски (гибкие,

ние и передачу инфор-

жесткие,   оптические),

мации.

flash-накопители, …

* Это время до сих спорный вопрос среди ученых

В середине ХХ века возникает новая наука «Информатика»:

Информатика  наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения,

обработки, передачи.

Основной причиной изобретения компьютера и появления информатики является

информационный кризис,

развившийся к середине ХХ века.

Информационный кризис

имеет две стороны: резко возросший объем информации (сейчас удваивание каждые два

года) и информационный «голод», т.е невозможность быстро найти нужную информацию.

Информатика возникает на стыке многих наук : математика, кибернетика, физика,

химия, электроника, философия, история, лингвистика.

Роль информационной деятельности

в современном обществе

Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и

появление новых информационных и коммуникационных технологий изменили социаль-

но-экономический характер современного общества.

Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный ха-

рактер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рас-

сматривая его в качестве переходного к информационному обществу.

Переход от индустриального общества к информационному характеризует пере-

распределение трудовых ресурсов в сферу обслуживания и информационную сферу.

Таким образом, общество обладает информационными ресурсами.

Информационные ресурсы общества

  1.  состав информационных ресурсов входят : 

  1.  Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);

  1.  центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий),
  2.  архивы (идет перевод в электронный вид),

  1.  отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по об-работке информации и управлению),
  2.  социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионый фонд, система страхования, туризм и т.д.).

В связи с возрастающим значением информационных ресурсов предприняты ряд пра-вовых мер для их охраны и защиты.

Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и банковских систем, т.е. используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей.

О важности проблемы информационно безопасности свидетельствуют многочисленные факты. Более 80% компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном масштабе.

Перечислим некоторые виды компьютерных преступлений, когда компьютер является инструментом для совершения преступления, а объектом преступления является информация:

  1.  Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации. Лицо получает доступ к секретной информации, например, путём подбора шифра (пароля).

  1.  Нарушение работоспособности компьютерной системы. В результате преднамеренных действий ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается её работоспособностью. Примером такого рода преступлений является создание и распространение компьютерных вирусов.

  1.  Подделка (искажение или изменение), т.е. нарушение целостности компьютерной информации. Эта деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации. К подобного рода действиям можно отнести подтасовку результатов голосования на выборах, референдумах и т.д. путем внесения изменений в итоговые протоколы.

Меры обеспечения информационной безопасности

  1.  Организационные

Повышение квалификации персонала, контролируемые каналы распространения информации , разделение прав доступа, уничтожение ненужных копий документов, соблюдение коммерческой тайны персоналом.

  1.  Юридические

В России действуют Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и Закон «Об авторском праве и смежных правах».

     Уголовный Кодекс содержит статьи:

  1.  Ст. 272 «О неправомерном доступе к компьютерной информации»

  1.  Ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»
  2.  Ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или сети ЭВМ»
  3.  Программно-технические.
  4.  Защита от компьютерных вирусов

  1.  Шифрование данных
  2.  Резервное копирование данных
  3.  Ограничение доступа к устройствам и файловой системе
  4.  Контроль трафика с помощью межсетевых экранов (брандмауэров)

3. Домашнее задание:

  1.  Учить конспект

  1.  Уметь ответить на

Контрольные вопросы:

  1.  Назовите этапы информационного развития общества и укажите их достоинства.
  2.  Охарактеризуйте письменность как этап развития информации.
  3.  Охарактеризуйте первую информационную революцию.
  4.  Назовите материальные носители информации на каждом этапе информационного развития общества.
  5.  Какой этап в развитии информации называют второй информационной революцией и почему?
  6.  Перечислите и поясните базовые ресурсы общества.
  7.  Что называется информатикой?
  8.  Дайте определение информации.
  9.  Перечислите основные виды общества по занятости разными видами труда.

  1.  Что входит в состав информационных ресурсов общества.
  2.  Назовите основные законы, относящиеся к информации.
  3.  Назовите статьи Уголовного Кодекса, относящиеся к информации.
  4.  Перечислите и поясните виды мер по защите информации.
  5.  В чем заключается переход к информационному обществу?
  6.  Связь информатики с другими науками: перечислите и поясните.
  7.  Назовите причины изобретения компьютера и возникновения информатики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55362. Народна казка як скарбниця духовних надбань людства у процесі адаптації п’ятикласників до навчання в середній школі 142.5 KB
  Гідним прикладом для згуртування нового учнівського колективу є дії, вчинки, кращі риси ментальності українського характеру – доброта, милосердя, взаєморозуміння, взаємодопомога – героїв народних казок, творів, які вивчаються саме в цей важливий адаптивний період.
55363. Наша школа + енергозбереження 67 KB
  Актуальність даного проекту полягає в тому що проблема сьогодення енергетика й енергозбереження є актуальною не лише для нашої школи а й для нашої країни загалом. В цьому переконалися наші учні приймаючи вже кілька років участь в Міжнародному конкурсі Енергія і середовище мета якого знайти нові шляхи енергозбереження в нашій країні.
55364. Володимир Сосюра – співець землі донецької 100 KB
  Мета проекту: дослідити, вивчити й узагальнити факти з життя В.Сосюри; ознайомитись із творчим доробком поета, тематикою його творів; на основі цих досліджень розробити урок літератури рідного краю
55366. Та сторона мила, де мати народила 35 KB
  Мета проекту: - виховати почуття поваги до звичаїв та обрядів; - відчуття належності до України; - сформувати у школярів гуманістичні громадянські орієнтири.
55367. ЧОРНОБИЛЬ-ДОВГИЙ СЛІД ТРАГЕДІЇ 68 KB
  За 25 років після Чорнобильського вибуху світ принципово змінив свої підходи як щодо використання ядерної енергії, так і щодо ядерної та радіаційної безпеки. На даному етапі розвитку людства ядерну енергетику не можна розглядати як безпечну та перспективну...
55368. Інтернет. Соціальні мережі 232.5 KB
  Мета уроку: підвести підсумки роботи над проектом Інтернет. В цьому навчальному році в школі відбулись великі зміни ми маємо підєднання шкільної мережі до швидкісного Інтернету.
55369. У душах людських хай палає тепло, людське милосердя хай творить добро 138.5 KB
  Мета: розвивати в учнів доброзичливість вміння співчувати милосердя; виховувати дітей у дусі відродження українських традицій благодійності; залучати школярів до практичної благодійності. Бесіда на тему Що таке милосердя?
55370. ФОРМУВАННЯ ЖИТТЄВОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ УЧНІВ ЧЕРЕЗ ОРГАНІЗАЦІЮ РОБОТИ ОРГАНІВ УЧНІВСЬКОГО САМОВРЯДУВАННЯ «ШКІЛЬНОГО МІСТЕЧКА» 169 KB
  Принцип самоврядування є основним в діяльності будь якої дитячої громадської організації яка призвана захищати права та інтереси дітей і підлітків; розвивати їх здібності.