84681

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Образовательная: познакомить с основными этапами развития информационного общества, углубить понятие информационная культура; познакомить с этапами развития технических средств и информационных ресурсов; ввести понятие информационного ресурса, познакомить с видами информационных ресурсов.

Русский

2015-03-20

60.78 KB

43 чел.

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

Цель урока:

Образовательная:

  1.  познакомить с основными этапами развития информационного общества, углубить понятие "информационная культура;
  2.  познакомить с этапами развития технических средств и информационных ресурсов;
  3.  ввести понятие информационного ресурса, познакомить с видами информационных ресурсов

Развивающая: развитие интереса к предмету.

Воспитательная: способствовать развитию информационной культуры.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, презентация «Основные этапы развития информационного общества», презентация «История развития ВТ», опорный конспект.

Ход урока

1.Организационный момент (проверка явки, посадки, готовности)

2.Усвоение нового материала

Содержание урока.

Обзор и цели изучения предмета «Информатика и ИКТ»

Вы поступили в наше учебное заведение, чтобы получить среднее специальное об-разование. Цель образования – получение новых знаний, практических навыков их при-менения в сфере профессиональной деятельности, повышение, развитие культуры. Основ-ная цель наших занятий – обладание знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, развитие информационной культуры.

Основные этапы информационного развития общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Современное общество часто называют информационным. В наше время информа-ция стала базовым ресурсом общества наряду с традиционными – земля, труд, капитал.

Дадим определение понятия «информация» (позже, на следующих занятиях мы ос-тановимся подробнее на этом понятии):

Информация – это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас ми-ре, зафиксированные на материальных носителях.

Не только в современном обществе, но и самого появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым ресурсом общества. Рассмотрим основ-ные этапы информационного развития общества в виде следующей таблицы :

Время

Этап

Достоинства

Материальные носи-

тели

2-3 млн. лет назад*

Речь

Формирование трудово-

Мозг человека

го коллектива,

способ

сохранения

и передачи

накопленного опыта

30 тыс. лет назад

Письменность

Накопление

и распро-

Камень,  кость,  дере-

странение знаний

во,  глина,  папирус,

шелк, бумага

Середина XVI века

Книго-

Массовая доступность к

К н и г а

печатание

информации

про-

мышленная революция

С конца XIX века - …

Средства связи

Быстрая передача ин-

Электро-магнитные

формации

на

любые

колебания

расстояния

С середины ХХ века -

Информатика

Компьютерные

сети

Перфоленты, перфокар-

принципиально

изме-

ты, магнитные карты и

нили обработку, хране-

ленты,  диски (гибкие,

ние и передачу инфор-

жесткие,   оптические),

мации.

flash-накопители, …

* Это время до сих спорный вопрос среди ученых

В середине ХХ века возникает новая наука «Информатика»:

Информатика  наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения,

обработки, передачи.

Основной причиной изобретения компьютера и появления информатики является

информационный кризис,

развившийся к середине ХХ века.

Информационный кризис

имеет две стороны: резко возросший объем информации (сейчас удваивание каждые два

года) и информационный «голод», т.е невозможность быстро найти нужную информацию.

Информатика возникает на стыке многих наук : математика, кибернетика, физика,

химия, электроника, философия, история, лингвистика.

Роль информационной деятельности

в современном обществе

Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и

появление новых информационных и коммуникационных технологий изменили социаль-

но-экономический характер современного общества.

Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный ха-

рактер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рас-

сматривая его в качестве переходного к информационному обществу.

Переход от индустриального общества к информационному характеризует пере-

распределение трудовых ресурсов в сферу обслуживания и информационную сферу.

Таким образом, общество обладает информационными ресурсами.

Информационные ресурсы общества

  1.  состав информационных ресурсов входят : 

  1.  Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);

  1.  центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий),
  2.  архивы (идет перевод в электронный вид),

  1.  отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по об-работке информации и управлению),
  2.  социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионый фонд, система страхования, туризм и т.д.).

В связи с возрастающим значением информационных ресурсов предприняты ряд пра-вовых мер для их охраны и защиты.

Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и банковских систем, т.е. используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей.

О важности проблемы информационно безопасности свидетельствуют многочисленные факты. Более 80% компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном масштабе.

Перечислим некоторые виды компьютерных преступлений, когда компьютер является инструментом для совершения преступления, а объектом преступления является информация:

  1.  Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации. Лицо получает доступ к секретной информации, например, путём подбора шифра (пароля).

  1.  Нарушение работоспособности компьютерной системы. В результате преднамеренных действий ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается её работоспособностью. Примером такого рода преступлений является создание и распространение компьютерных вирусов.

  1.  Подделка (искажение или изменение), т.е. нарушение целостности компьютерной информации. Эта деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации. К подобного рода действиям можно отнести подтасовку результатов голосования на выборах, референдумах и т.д. путем внесения изменений в итоговые протоколы.

Меры обеспечения информационной безопасности

  1.  Организационные

Повышение квалификации персонала, контролируемые каналы распространения информации , разделение прав доступа, уничтожение ненужных копий документов, соблюдение коммерческой тайны персоналом.

  1.  Юридические

В России действуют Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и Закон «Об авторском праве и смежных правах».

     Уголовный Кодекс содержит статьи:

  1.  Ст. 272 «О неправомерном доступе к компьютерной информации»

  1.  Ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»
  2.  Ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или сети ЭВМ»
  3.  Программно-технические.
  4.  Защита от компьютерных вирусов

  1.  Шифрование данных
  2.  Резервное копирование данных
  3.  Ограничение доступа к устройствам и файловой системе
  4.  Контроль трафика с помощью межсетевых экранов (брандмауэров)

3. Домашнее задание:

  1.  Учить конспект

  1.  Уметь ответить на

Контрольные вопросы:

  1.  Назовите этапы информационного развития общества и укажите их достоинства.
  2.  Охарактеризуйте письменность как этап развития информации.
  3.  Охарактеризуйте первую информационную революцию.
  4.  Назовите материальные носители информации на каждом этапе информационного развития общества.
  5.  Какой этап в развитии информации называют второй информационной революцией и почему?
  6.  Перечислите и поясните базовые ресурсы общества.
  7.  Что называется информатикой?
  8.  Дайте определение информации.
  9.  Перечислите основные виды общества по занятости разными видами труда.

  1.  Что входит в состав информационных ресурсов общества.
  2.  Назовите основные законы, относящиеся к информации.
  3.  Назовите статьи Уголовного Кодекса, относящиеся к информации.
  4.  Перечислите и поясните виды мер по защите информации.
  5.  В чем заключается переход к информационному обществу?
  6.  Связь информатики с другими науками: перечислите и поясните.
  7.  Назовите причины изобретения компьютера и возникновения информатики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23004. ЗАВДАННЯ ЛІНГВІСТИЧНОЇ ТЕОРІЇ ПЕРЕКЛАДУ 28.67 KB
  Однак за останні десятиліття масштаби перекладацької діяльності настільки виросли що є всі підстави говорити про початок нового етапу в історії перекладу. Виникли нові підвиди перекладу синхронний переклад переклад кінофільмів телепередач судовий переклад тощо. Перекладач повинен крім того добре розбиратися в предметі перекладу.
23005. Романські мови 42.5 KB
  Романські мови як державні чи офіційні вживають 66 країн у т. Ще декілька романських мов мають статус парціальної часткової мови у відповідних країнах: галісійська каталанська та окситанська у формі аранської говірки в Іспанії ретороманська у Швейцарії. романські мови зазнали світового поширення Нова Романія або Латинська Америка та численні країни Африки.
23006. Мовознавство – наука про мову. Об’єкт та предмет мовознавства 32 KB
  Мовознавство наука про мову. Обєкт та предмет мовова. Мовознавство або лінгвістика наука про природну людську мову загалом і про всі мови світу як її індивідуальних представників. Обєкт це те що вивчається природна мова основним обєктом мовова є мова.
23007. Мова, її визначення, основні ознаки і властивості 35 KB
  Мова її визначення основні ознаки і властивості. Мова основний обєкт мовова. Мова система знаків яку ми використовуємо для спілкування комунікації передачі та сприйняття інформації. Мова це звукове вираження думки Шлейхер.
23008. Зв’язок мовознавства з іншими науками 43 KB
  Звязок мовова з іншими науками. Такі кардинальні проблеми загального мовознавства як зв'язок мови і мислення взаємовідношення між мовою і суспільством специфіка відображення людиною довкілля в мові знаковість мови мовні універсалії методи і методики лінгвістичного дослідження не можуть бути розв'язані без філософії. Зв'язок мовознавства з історією як і з іншими науками є обопільним. Зв'язок мовознавства з логікою яка вивчає форми вираження одиниць мислення понять суджень умовиводів полягає в тому що проникнути в...
23009. Мовознавство загальне і конкретне (часткове) 34 KB
  Мовознавство або лінгвістика наука про природну людську мову загалом і про всі мови світу як її індивідуальних представників. Конкретне мовознавство вивчає окремі мови україністика полоністика богемістика русистика або групи споріднених мов славістика германістика романістика тощо. Окремі мови різняться ступенем унормованості стилістичною диференціацією мовних засобів багатство словника. Загальне мовознавство вивчає загальні особливості мови як людського засобу спілкування а також структуру й закономірності функціонування...
23010. Мовознавство теоретичне і прикладне 31.5 KB
  Мовознавство або лінгвістика наука про природну людську мову загалом і про всі мови світу як її індивідуальних представників. Прикладне мовово напрям у мовознавстві який опрацьовує методи вирішення практичних завдань повязаних із використанням мови. Теоретичне мовознавство включає лише лінгвістичні проблеми що стосуються найсуттєвіших ознак мови як суспільного явища в її відношенні до інших явищ дійсності. У такому разі загальне мовознавство лінгвістична дисципліна яка вивчає всі мови світу і є ніби узагальненням конкретних...
23011. Основні проблеми загального мовознавства 30.5 KB
  Основні проблеми загального мовова Мовознавство або лінгвістика наука про природну людську мову загалом і про всі мови світу як її індивідуальних представників. Загальне мовознавство вивчає загальні особливості мови як людського засобу спілкування а також структуру й закономірності функціонування всіх мов світу. До них належать суть мови її природа походження закони розвитку звязок із мисленням культурою. Цей курс охоплює такі основні проблеми: природу і сутність мови в науці немає єдиного розуміння цієї проблеми різні напрями...
23012. Методи дослідження в мовознавстві 35 KB
  Методи дослідження в мовові Термін метод від гр. дослідження вчення шлях пізнання неоднозначний: він уживається в загальнонауковому філософському значенні у спеціальнонауковому що стосується певної галузі науки: в значенні прийом спосіб дії яке звичайно позначається словом методика. їх часто називають методами. наведення метод дослідження згідно з яким на підставі знання про окреме роблять висновок про загальне.