84681

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Образовательная: познакомить с основными этапами развития информационного общества, углубить понятие информационная культура; познакомить с этапами развития технических средств и информационных ресурсов; ввести понятие информационного ресурса, познакомить с видами информационных ресурсов.

Русский

2015-03-20

60.78 KB

38 чел.

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

Цель урока:

Образовательная:

  1.  познакомить с основными этапами развития информационного общества, углубить понятие "информационная культура;
  2.  познакомить с этапами развития технических средств и информационных ресурсов;
  3.  ввести понятие информационного ресурса, познакомить с видами информационных ресурсов

Развивающая: развитие интереса к предмету.

Воспитательная: способствовать развитию информационной культуры.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, презентация «Основные этапы развития информационного общества», презентация «История развития ВТ», опорный конспект.

Ход урока

1.Организационный момент (проверка явки, посадки, готовности)

2.Усвоение нового материала

Содержание урока.

Обзор и цели изучения предмета «Информатика и ИКТ»

Вы поступили в наше учебное заведение, чтобы получить среднее специальное об-разование. Цель образования – получение новых знаний, практических навыков их при-менения в сфере профессиональной деятельности, повышение, развитие культуры. Основ-ная цель наших занятий – обладание знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, развитие информационной культуры.

Основные этапы информационного развития общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Современное общество часто называют информационным. В наше время информа-ция стала базовым ресурсом общества наряду с традиционными – земля, труд, капитал.

Дадим определение понятия «информация» (позже, на следующих занятиях мы ос-тановимся подробнее на этом понятии):

Информация – это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас ми-ре, зафиксированные на материальных носителях.

Не только в современном обществе, но и самого появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым ресурсом общества. Рассмотрим основ-ные этапы информационного развития общества в виде следующей таблицы :

Время

Этап

Достоинства

Материальные носи-

тели

2-3 млн. лет назад*

Речь

Формирование трудово-

Мозг человека

го коллектива,

способ

сохранения

и передачи

накопленного опыта

30 тыс. лет назад

Письменность

Накопление

и распро-

Камень,  кость,  дере-

странение знаний

во,  глина,  папирус,

шелк, бумага

Середина XVI века

Книго-

Массовая доступность к

К н и г а

печатание

информации

про-

мышленная революция

С конца XIX века - …

Средства связи

Быстрая передача ин-

Электро-магнитные

формации

на

любые

колебания

расстояния

С середины ХХ века -

Информатика

Компьютерные

сети

Перфоленты, перфокар-

принципиально

изме-

ты, магнитные карты и

нили обработку, хране-

ленты,  диски (гибкие,

ние и передачу инфор-

жесткие,   оптические),

мации.

flash-накопители, …

* Это время до сих спорный вопрос среди ученых

В середине ХХ века возникает новая наука «Информатика»:

Информатика  наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения,

обработки, передачи.

Основной причиной изобретения компьютера и появления информатики является

информационный кризис,

развившийся к середине ХХ века.

Информационный кризис

имеет две стороны: резко возросший объем информации (сейчас удваивание каждые два

года) и информационный «голод», т.е невозможность быстро найти нужную информацию.

Информатика возникает на стыке многих наук : математика, кибернетика, физика,

химия, электроника, философия, история, лингвистика.

Роль информационной деятельности

в современном обществе

Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и

появление новых информационных и коммуникационных технологий изменили социаль-

но-экономический характер современного общества.

Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный ха-

рактер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рас-

сматривая его в качестве переходного к информационному обществу.

Переход от индустриального общества к информационному характеризует пере-

распределение трудовых ресурсов в сферу обслуживания и информационную сферу.

Таким образом, общество обладает информационными ресурсами.

Информационные ресурсы общества

  1.  состав информационных ресурсов входят : 

  1.  Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);

  1.  центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий),
  2.  архивы (идет перевод в электронный вид),

  1.  отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по об-работке информации и управлению),
  2.  социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионый фонд, система страхования, туризм и т.д.).

В связи с возрастающим значением информационных ресурсов предприняты ряд пра-вовых мер для их охраны и защиты.

Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и банковских систем, т.е. используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей.

О важности проблемы информационно безопасности свидетельствуют многочисленные факты. Более 80% компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном масштабе.

Перечислим некоторые виды компьютерных преступлений, когда компьютер является инструментом для совершения преступления, а объектом преступления является информация:

  1.  Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации. Лицо получает доступ к секретной информации, например, путём подбора шифра (пароля).

  1.  Нарушение работоспособности компьютерной системы. В результате преднамеренных действий ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается её работоспособностью. Примером такого рода преступлений является создание и распространение компьютерных вирусов.

  1.  Подделка (искажение или изменение), т.е. нарушение целостности компьютерной информации. Эта деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации. К подобного рода действиям можно отнести подтасовку результатов голосования на выборах, референдумах и т.д. путем внесения изменений в итоговые протоколы.

Меры обеспечения информационной безопасности

  1.  Организационные

Повышение квалификации персонала, контролируемые каналы распространения информации , разделение прав доступа, уничтожение ненужных копий документов, соблюдение коммерческой тайны персоналом.

  1.  Юридические

В России действуют Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и Закон «Об авторском праве и смежных правах».

     Уголовный Кодекс содержит статьи:

  1.  Ст. 272 «О неправомерном доступе к компьютерной информации»

  1.  Ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»
  2.  Ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или сети ЭВМ»
  3.  Программно-технические.
  4.  Защита от компьютерных вирусов

  1.  Шифрование данных
  2.  Резервное копирование данных
  3.  Ограничение доступа к устройствам и файловой системе
  4.  Контроль трафика с помощью межсетевых экранов (брандмауэров)

3. Домашнее задание:

  1.  Учить конспект

  1.  Уметь ответить на

Контрольные вопросы:

  1.  Назовите этапы информационного развития общества и укажите их достоинства.
  2.  Охарактеризуйте письменность как этап развития информации.
  3.  Охарактеризуйте первую информационную революцию.
  4.  Назовите материальные носители информации на каждом этапе информационного развития общества.
  5.  Какой этап в развитии информации называют второй информационной революцией и почему?
  6.  Перечислите и поясните базовые ресурсы общества.
  7.  Что называется информатикой?
  8.  Дайте определение информации.
  9.  Перечислите основные виды общества по занятости разными видами труда.

  1.  Что входит в состав информационных ресурсов общества.
  2.  Назовите основные законы, относящиеся к информации.
  3.  Назовите статьи Уголовного Кодекса, относящиеся к информации.
  4.  Перечислите и поясните виды мер по защите информации.
  5.  В чем заключается переход к информационному обществу?
  6.  Связь информатики с другими науками: перечислите и поясните.
  7.  Назовите причины изобретения компьютера и возникновения информатики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76837. Матка и ее строение 182.07 KB
  При нарушениях процесса срастания зачатков формируются аномалии и пороки развития выражающиеся в образовании седловидной двурогой матки; удвоения шейки матки и влагалища. У новорожденной матки самой длинной 35 см является шейка. К 10 годам общая длина матки равняется 5 см шейка и тело по длине одинаковы. Треугольной формы полость матки переходит в шеечный канал с внутренним и наружным отверстиями в нем.
76838. Маточная труба: строение, отношение к брюшине, кровоснабжение и иннервация 181.1 KB
  Маточная труба туба утерина салпинкс фаллопиева труба имеет длину в 1012 см просвет в 0204 см. Труба имеет маточное и брюшное отверстия и сообщает женскую брюшную полость с полостью матки влагалища и наружной средой. Маточная труба одета брюшиной со всех сторон с образованием брыжейки из прилегающего к трубе отдела широкой маточной связки от которой и зависит подвижность органа.
76840. Женские наружные половые органы, их строение, кровоснабжение, иннервация 182.75 KB
  Наружные половые органы у женщин genitli extern vulv cunnus pudendum muliebre включают лобок большие и малые половые губы клитор преддверие влагалища с вестибулярными железами и луковицей девственную плеву. Они развиваются с 3го месяца из индифферентного полового бугорка мочеполовой борозды половых валиков которые под хромосомным и гормональным влиянием превращаются: половой бугорок в клитор половые валики в малые и большие половые губы мочеполовая борозда в половую щель и преддверие влагалища. Большие половые губы ...
76841. Мышцы и фасции мужской и женской промежности, их кровоснабжение и иннервация 182.78 KB
  Под кожей жировой клетчаткой и поверхностной фасцией располагаются мышцы фасции клетчатка образующие мочеполовую и тазовую диафрагмы седалищнопрямокишечную ямку. Поверхностная и глубокая поперечные мышцы и фасции образуют мышечносухожильный центр промежности натянутый между противоположными седалищными ветвями и буграми. Часть волокон глубокой мышцы входит в состав наружного уретрального сфинктера.
76842. Тазовая брюшина 180.6 KB
  Париетальная брюшина выстилает стенки малого таза изнутри образуя тазовый этаж брюшной полости. Без видимой границы париетальная брюшина переходит в висцеральную покрывающую органы в виде трех анатомических вариантов интраперитонеального со всех сторон мезоперитонеального с трех сторон экстра ретроперитонеального с одной стороны. Между пупком и лобковым симфизом париетальная брюшина образует парные правые и левые складки медиальную и латеральную пупочные умбиликальные и непарную пупочную срединную.
76843. Общее строение кровеносных сосудов 185.59 KB
  Большой круг начинается восходящей аортой из левого желудочка далее аорта разветвляется на многочисленные артерии переходящие в органах и тканях в микроскопические сосуды из которых формируются вены последовательно они сливаются в верхнюю и нижнюю полую впадающие в правое предсердие где и заканчивается большой круг. Малый легочный круг начинается легочным стволом из правого желудочка ствол распадается на правую и левую легочные артерии которые после многократных разделений внутри легких на уровне ацинуса переходят в микрососуды....
76844. Сединения артерий и вен 179.99 KB
  Межсистемные и внутрисистемные артериальные соединения возникают между артериями головы и шеи между ветвями грудной и брюшной аорты между артериями конечностей. Артериальный круг мозга находится на основании головного мозга и образуется задними мозговыми артериями из базилярной и позвоночных артерий подключичной системы передними и средними мозговыми артериями из внутренней сонной система общих сонных артерий. Вокруг и внутри щитовидной железы образуются межсистемные анастомозы между верхними щитовидными артериями из наружной сонной и...
76845. Подмышечная и плечевая артерии 181.8 KB
  Артерия лежит в подкрыльцовой впадине глубоко и латерально. Аксиллярная артерия условно подразделяется на три отдела: Первый на уровне клавикулопекторального треугольника между ключицей и малой грудной мышцей. В нем начинаются ветви: подлопаточные верхняя грудная к пекторальным мышцам и первым двум межреберным промежуткам; грудоакромиальная артерия к грудиноакромиальному и плечевому суставам подключичной и дельтовидной мышцам большой и малой грудным мышцам.