84704

Место дипломатической службы в системах государственной власти мира

Доклад

Международные отношения

В одних из ведущих стран мира например США и Великобритании дипломатическая служба имеет следующее место: она выделена в особый вид государственной службы со своими правилами набора кадров рангирования продвижения по служебной лестнице и другими собственно кадровыми характеристиками; прием на службу производится практически исключительно через открытый конкурс с обязательной сдачей претендентами специальных квалификационных экзаменов; несмотря на провозглашенный принцип...

Русский

2015-03-20

14.19 KB

0 чел.

Вопрос 10. Место дипломатической службы в системах государственной власти мира.

Исторически использование дипломатии, ее форм и методов своими корнями уходит в глубокую древность, к тем времена, когда на нашей планете происходило формирование государств. Формировались отношения этих государств, они не могли жить изолированно. Эту деятельность впоследствии назвали политикой. Вскоре политика приобрела два аспекта: внутренний и внешний. Происходило их взаимодействие. В некоторых условиях начинались войны. Государства начали искать иной путь выхода из ситуации. Так возникла дипломатия. Современная дипломатическая служба государств – продукт длительного исторического развития.                                                                 

В одних из ведущих стран мира, например, США и Великобритании дипломатическая служба имеет следующее место:

-она выделена в особый вид государственной службы, со своими правилами набора кадров, рангирования, продвижения по служебной лестнице и другими собственно кадровыми характеристиками;

-прием на службу производится практически исключительно через открытый конкурс с обязательной сдачей претендентами специальных квалификационных экзаменов;

-несмотря на провозглашенный принцип равных возможностей для поступления на службу для всех граждан, дипломатические службы США и Великобритании сохраняют исторически свойственный им корпоративный, элитарный характер;

-работа дипломатических служащих организована на профессиональной основе, т.е. на основе заключения пожизненного (реже долговременного) контракта нанимателем, отбора профессионально подготовленных кадров на принципах конкурентного прохождения службы.

-карьерным дипломатам запрещено участвовать в публичной политической деятельности;

Наряду с вышеперечисленными общими признаками и чертами в организации, формах и стиле деятельности, дипломатические службы Англии и США имеют немало существенных различий.

Британская дипломатическая служба  занимает монопольные позиции в осуществлении дипломатического курса, в подготовке внешнеполитических решений для правительства. Последнее не принимает ни одной важной международной акции без учета мнения постоянных, несменяемых дипломатических кадров.

В США ситуация иная: кадры профессиональной дипломатии («заграничная служба США») – лишь один из многочисленных инструментов осуществления внешнеполитической линии. Президент США может принять во внимание, а может и игнорировать мнение профессиональных дипломатов, в том числе точку зрения руководителя центрального дипломатического ведомства и американских послов за рубежом.

В Великобритании профессиональные кадры занимают 85-90% вакансий оперативного характера во всех дипломатических ведомствах в Лондоне и на зарубежных постах. В США эта цифра не превышает 15-20%.

После формирования нового правительства руководством победившей на парламентских выборах партии в центральное дипломатическое ведомство Великобритании назначается всего несколько новых политических руководителей. Весь прежний аппарат остается на своих местах. Каковы бы ни были различия во внешнеполитической  программе и  в дипломатической линии между старым и новым правительством, кадровый состав ведомства не меняется, что во многом обеспечивает преемственность, стабильность, предсказуемость внешней политики и уверенность чиновников в прочном своем положении. Этот подход по сути не имеет аналогов в мировой практике.

В США вновь избранный президент заменяет, как правило, главу центрального дипломатического ведомства (государственного секретаря), почти всех его заместителей, руководителей ведущих оперативных  подразделений, а также не меньше половины всех послов. В целом в США при обычных обстоятельствах только две трети глав дипломатических представительств за рубежом – карьерные дипломаты. Остальные – политические назначенцы, т.е.лица, близкие к руководству победившей на выборах политической партии и пользующиеся личным доверием главы государства. В Англии, напротив, назначение на пост посла кого-либо извне дипломатической службы – явление исключительное.