84727

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью.

Русский

2015-03-21

178 KB

2 чел.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Выполнила:

студентка 3 курса группы 221-з

специальности «Правоведение»                      ________________А.О.Жосан

Зачетная книжка № 1138136

Научный руководитель:

доцент, кандидат юридических наук,

доцент                                                               __________________Т.К.Бритова

Минск 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ

[2] 1.1. Понятие материальной ответственности

[3] ГЛАВА 2
ОГРАНИЧЕННАЯ И ПОЛНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

[4] 2.1. Ограниченная материальная ответственность

[5] 2.2. Полная материальная ответственность

[6] 2.3. Случаи полной материальной ответственности

[7] ГЛАВА 3
КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

[8] 3.1. Коллективная материальная ответственность

[9] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[10] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью. Актуальной проблемой социально-экономического развития общества на современном этапе является обеспечение эффективного финансового контроля, то есть поиск путей его совершенствования. Это связано с тем, что от эффективности работы контрольных органов зависит возможность государства выполнять свои функции. Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Беларусь, которое является центральным органом управления финансами. Министерство финансов не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Являясь центральным органом управления финансами и проводя свою деятельность через департаменты и финансовые управления областных и городских исполкомов, Министерство финансов обеспечивает эффективное использование финансов и воплощение бюджетной и налоговой политики, а также совершенствование форм финансовых взаимоотношений юридических и физических лиц с централизованной сферой финансовой системы, контролирует соблюдение государственной и валютной дисциплины и финансового законодательства, разрабатывает методологию, отчетность и порядок контроля за состоянием отраслевого контроля, обеспечивает финансами подведомственные учреждения и организации.

Цель данной курсовой работы – изучить особенности контрольной дятельности Министерства финансов Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели в работе были обозначены следующие цели:

1. Рассмотреть историю образования Министерства финансов Республики Беларусь;

2. 


ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ

1.1. Понятие материальной ответственности

Материальная ответственность – это вид юридической ответственности, предусматривающий обязанность работника возместить в установленных законодательством случаях, порядке и размере ущерб, причиненный нанимателю. Нормы о материальной ответственности обеспечивают соблюдение дисциплины труда, профилактику неправомерного поведения. Установление специальных мер ответственности работника в виде возмещения вреда работодаелю создает гарантии сохранности имущества работодателя от порчи, уничтожения, утраты и т.д., а также дисциплинирует работника добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, бережно относиться к имуществу работодателя (в т.ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если он несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников. Таким образом, к материальной ответственности за ущерб, причиненный организации, может быть привлечен только работник, чьим противоправным виновным действием (либо бездействием) причинен ущерб при выполнении им трудовых обязанностей. Следует отметить, что не имеет значения, сосотоит ли этот работник в трудовых отношениях с организацией, которой он причинил ущерб, на момент возмещения данного ущерба или нет.

Работник может привлекаться к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:

  •  причинение ущерба нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;
  •  противоправность поведения (действия или бездействия) работника;
  •   прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;
  •  вины работника в причинении ущерба.

В зависимости от размера возмещения ущерба материальную отвественность можно классифицировать по следующим основаниям:

  •  полная – ущерб возмещается в полном объеме;
  •  ограниченная – ущерб возмещается частично (в размере не свыше одного либо трех средних месячных заработков)

В зависимости от субъектного состава материальная помощь подразделяется на:

  •  индивидуальную материальную ответственность – ущерб возмещается одним работником;
  •  коллективную материальную ответственность – ущерб возмещается коллективом (бригадой) работников.

1.2. История образования Министерства финансов Республики Беларусь.

 За годы своей богатой истории штаб финансовой системы именовался по-разному. В зависимости от ситуации. После Октябрьской революции территория Беларуси стала ареной сложных политичесвких и военных конфликтов, вызванных немецкой и польской оккупацией. 1 января 1919 года на I съезде Компартии большевиков Белоруссии образовано Временное рабоче -крестьянское правительство. Постановлением Временного рабоче –крестьянского правительства от 7 января 1919 года учрежден Комиссариат финансов республики, реорганизованный по решению 1 съезда Советов в феврале 1919 года в Народный комиссариат финансов БССР.

В феврале была образована Литовско-Белорусская ССР (Литбел). С образованием Литовско-Белорусской ССР Наркомфин БССР в марте 1919 года ликвидируется, его функции передаются Народному комиссариату финансов Литовско-Белорусской ССР. В 1920 году создается отдел финансов Мингубревкома, который с 1 августа 1920 года переименовывается в Отдел финансов Военревкома БССР, а с 26 августа в Комиссариат фтнансов Военревкома БССР.

В соответствии с принятыми II съездом Советов БССР дополнениями к Конституции Белорусской ССР Комиссариат финансов Военревкома БССР стал называться Народным комиссариатом финансов Белорусской ССР. Наркомфин БССР в этот период деятельности руководил организацией финансовых учреждений на местах, рассматривал представленные наркоматами сметы расходов, выявлял бескредитные расходы, разассигнование и перевод кредитов, контролировал деятельность сметно-расчетных и кассовых учреждений, проводил налоговую политику в ремпублике.

Для осуществления указанных функций в наркомате были созданы: налоговое управление, бюджетно-расчетное управление, страховое управление, информационно-инструкторский отдел, сметная комиссия и управление делами. Кроме этого, непосредственно наркому подчинялся Комитет цен.

3 ноября 1924 года III сессия ЦИК БССР 6-го созыва на основании ст. 67 Конституции СССР и согласно Конституции БССР утвердила Положение о Народном комиссариате финансов БССР. В соответствии с этим Положение Наркомфин БССР являлся органом Народного комиссариата финансов СССР и подчинялся непосредственно ЦИК БССР, его президиуму, СНК и Экономическомусовешанию БССР. Во главе наркомата стоял нарком, избираемый ЦИК БССР. Местными органами Наркомфина БССР были окружные финансовые отделы, финансово-налоговые части райисполкомов и приписные приходно-расходные кассы.

В связи с утверждением положения о Наркомфине БССР и в соответствии со статьями 50-55, 67 и 68 КонституцииСоюза ССР Президиум ЦИК БССР постановил 30 ноября 1924 года ликвидировать Управление уполномоченного Наркомата финансов РСФСР. Положение ввело новую структуру наркомата в составе управлений: общего, бюджетного, налогового, государственных доходов, местных финансов и финансово-контрольного, валютного отдела и финансово-экономического бюро. При Наркомфине БССР действовали Управление государственного страхования и Главная сберегательная трудовая касса.

В течение 1925-1927 гг.,функции, компетенции и структура Наркомата не претерпелисущественных изменений. 27 декабря 1927 года ЦИК и СНК БССР приняли постановление «О реорганизации и упрощении советского аппарата и расширении прав местной власти». Постановление предусматривало упростить и удешевить советский государственныз аппарат, усилитьборьбу с бюрократизмом, расширить права местных органов, а высвободившиеся средства использовать на индустриализацию страны.

В соответствии с этим постановлением Наркомфин БССР часть своих функций передал финансовым отделам окружных исполкомов, Белорусской конторе Госбанка и т.д. В их ведение перешли функции по надзору и контролю за низовым звеном финансовых учреждений, по составлению окружных бюджетов, ревизионной работе в области налогов и т.д.

Постановлением СНК БССР от 22 августа 1928 года при Наркомфине создается плановая комиссия. В связи с ликвидацией в 1930 году окружного деления местными органами Наркомата стали районные финансовые отделы.

В 1930-1931 гг. проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение структуры Наркомата. В основу ее построения был положен производственно-отраслевой принцип.

Вместо ранее существующих управлений и отделов созданы секторы: контроля, сводно-плановый, научно-экономический, промышленности и товарооборота, сельского хозяйства, культуры, массовых платежей, массовой работы и мобилизации средств, кадров, спецсектор и секретариат.

В 1935 году секторы были переименованы в отделы и создана штатная комиссия для контроля за соблюдением установленных штатов. В 1937 году вводится должность главного контролера-ревизора ревизионного управления НаркомфинаСССР по БССР, отделы реоганизуются в управления, а в 1939 году организована Главная бухгалтерия по учету выполнения республиканского и местного бюджетов. В 1938 году система местных финансовых органов изменяется соответственно новому административно-территориальному делению. Создаются финансовые отделы областных, районных и городских исполнительных комитетов.

В июне 1941 года в связи с немецко-фашистской оккупацией Белоруссии Наркомфин БССР прекратил свою деятельность. В начале 1942 года в Москве была создана оперативная группа Наркомфина БССР в составе 5, а затем 8 человек, которая осуществляла розыск и учет работников финансовых органов, эвакуировавшихся из БССР. 11 ноября 1943 года Совнарком БССР утвердил структуру Наркомата в составе: бюджетного управления, управления финансирования народного хозяйства, управления налогови сборов, управления государственных доходов, управления по штатам, 1-го управления, управления кадров и учебных заведений, бухгалтерии по бюджету, секретариата и административно-хозяйственного управления.

С освобождением территории Белоруссии в декабре 1943 года Нркомат финансов перемещается в г. Гомель, а в июле 1944 года в г. Минск. В Минске Наркомфин БССР развернул свою деятельность в составе: бюджетного управления, отдела центральной бухгалтерии, управления налогов и сборов;управления госдоходов, штатного управления; отдела финансирования промышленности, торговлии кооперации; отдела финансирования сельского, лесного и водного хозяйства; отдела финансирования комунально-жилищного, дорожного хозяйства, автотранспорта и связи; отдела финансирования культуры и здравоохранения; отдела кадров и подготовки кадров; отдела спецработ; административно-хозяйственного отдела.

В соответствии с законом «О преобразовании Совета Комиссаров СССР и Совет Министров СССР и Советов народных комиссаров союзнвх республик и автономных республик в Советы Министров» Указом Президиума Верховного Совета БССР от 26 марта 1946 года Народный комиссариат финансов БССР был преобразован в Министерство финансов БССР.

В течение 1952-1965 гг. структура Министерства финансов БССР претерпела ряд изменений. Так, в соответствии со штатным расписанием, утвержденным Советом Министров БССР, повтановлением № 1021 от 25 августа 1953 года был создан отдел финансирования сельского хозяйства, ликвидировано управление по госпособиям многодетным и одиноким матерям, функции которого перешли к управлению финансирования культуры, здравоохранения и социального обеспечегия. В 1956 году управление налогов и сборов переименовано в управление налогов и сборов переименовано в управление налогов и заготовок, а в 1959 году оно было объединено с управлением госдоходов.

ГЛАВА 2
ОГРАНИЧЕННАЯ И ПОЛНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

2.1. Ограниченная материальная ответственность

Одним из видов материальной ответственности является ограниченная материальная ответственность. В соответствии со статьей 403 Трудового кодекса Республики Беларусь суть такой ответственности заключается в том, что она ограничена определенным, заранее установленным пределом возмещения ущерба. Кроме этого, ограниченная материальная ответственность устанавливается коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с Трудовым кодексом Репсублики Беларусь предусматривается два предела ограниченной материальной ответственности , которые применяются по отношению к среднему месячному заработку работника. К ним относятся следующие:

1. Средний месячный заработок. Согласно пункту 1 статьи 403 Трудового Кодекса Репсублики Беларусь материальная ответственность работника в пределах своего среднего месячного заработка наступает при одновременном наличии следующих условий:

  •  ущерб причинен материалам, полуфабрикатам, изделиям (продукции), в том числе при их изготовлении, инструментам, измерительным приборам, специальной одежде и другим предметам. При этом материалами считаются основные и вспомогательные материалы, сырье, топливо и пр. К полуфабрикатам относятся начатая, но не полностью законченная технологической обработкой продукция, находящаяся на различных стадиях изготовления (незавершенное производство), а также продукция другой организации, служащая сырьем для данной организации или используемая последней для комплектования более сложного вида продукции. Под изделиями понимается готовая продукция данной организации;
  •  вышеназванные предметы выданы работнику в пользование для осуществления трудового процесса. Следует учитывать, что в число вышеназванных объектов не входят здания, сооружения и иное имущество нанимателя, которое обслуживается работником, но не выдается в его пользование. В соответствии с частью 1 статьи 402 Трудового Кодекса Республики Беларусь в этих случаях работники, как правило, несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по их вине и, как правило, ответственность является полной.

2. Трехкратный средний месячный заработок. В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Трудового Кодекса Репсублики Беларусь руководители предприятий, учреждений, организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители несут материальную ответственность в пределах трехкратного среднего месячного заработка. Названные должностные лица несут ответственность за ущерб, который возник вследствие:

  •  неправильной постановки учета и хранения материальных или денежных ценностей;
  •  непринятия необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.

Если должностное лицо допустило несколько случаев причинения ущерба по указанным выше основаниям либо по одному из них, суд вправе взыскать в возмещение ущерба за каждый такой случай денежные суммы в пределах трехкратного среднего месячного заработка виновного лица. Установленную ответственность руководители предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений и их заместители несут лишь за ту часть ущерба, которая не возмещена непосредственными виновниками, которые обязаны в свою очередь возместить ущерб в установленных пределах. При этом общая сумма, подлежащая взысканию с виновных, не должна превышать размер причиненного ущерба. Что касается ущерба, причиненного излишними денежными выплатами (штраф, пеня и др.), то при наличии вины должностные лица несут полную материальную ответственность. причиненного ущерба, если иное не предусмотрено коллективными договорами, соглашениями. В соответствии с Трудовым Кодексом Республики Беларусь, коллективными договорами, соглашениями могут быть предусмотрены и иные пределы ограниченной материальной ответственности. Однако на практике в коллективные договоры, соглашения подобные положения (по причине незаинтересованности в них нанимателя) включаются достаточно редко.

2.2. Полная материальная ответственность

За ущерб, причиненный нанимателю, работники при наличии их вины, как правило, несут полную материальную ответственность при наличии следующих оснований, а именно:

  •  ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;
  •  противоправности поведения (действия или бездействия) работника;
  •  прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;
  •  вины работника в причинении ущерба.

К полной материальной ответственности по общим правилам привлекаются все категории работников, в том числе несовершеннолетние. При этом следует отметить, что письменные договоры о полной материальной ответственности не могут быть заключены нанимателем с работниками, не достигшими 18 лет. Следовательно, несовершеннолетние не несут материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных им для хранения или для других целей. По другим основаниям несовершеннолетние могут нести как ограниченную, так и полную материальную ответственность. Материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет, несет сам несовершеннолетний, а лицо, давшее письменное согласие на заключение трудового договора, - субсидиарную ответственность. Несовершеннолетние, достигшие 16 лет,  такую  ответственность  несут самостоятельно.

2.3. Случаи полной материальной ответственности

Полная материальная ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю, может быть классифицирована в зависимости от того, кто должен доказать наличие или отсутствие вины в причинении вреда.

1. Наниматель должен доказывать вину работника в следующих случаях:

  •  по общему правилу, за исключением оснований полной материальной ответственности, если между работником и нанимателем заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей; имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам; ущерб причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; ущерб (с учетом неполученных доходов) причинен не при исполнении трудовых обязанностей.
  •  ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса. В данном случае полная материальная ответственность наступает при одновременном наличии следующих условий:
  •  ущерб причинен материалам, полуфабрикатам, изделиям (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментам, измерительным приборам, специальной одежде и другим предметам;
  •  вышеназванные предметы выданы работнику в пользование для осуществления трудового процесса;
  •  ущерб вызван недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей.

2. Работник обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба в любом из следующих случаев:

  •  между работником и нанимателем заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей. Согласно части 1 статьи 405 Трудового кодекса Республики Беларусь с работником может быть заключен договор о полной материальной ответственности, если он занимает должность или выполняет работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей. Целью заключения такого договора является возмещение нанимателю ущерба в полном размере. Отсутствие данного договора обязывает нанимателя доказывать вину работника в причинении ущерба с целью привлечения последнего к полной материальной ответственности. Работники, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, обязаны доказать отсутствие своей вины в причинении вреда. Для заключения с работником договора о полной материальной ответственности согласно части 1 статьи 405 Трудового кодекса необходимо наличие следующих условий:
  •  достижение работником возраста 18 лет;
  •  работник занимает должность или выполняет работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей.

Заключение такого договора является правом нанимателя, а не обязанностью. Незаключение таких договоров с работниками не означает освобождение последних от обязанности нести полную материальную ответственность.

Форма примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности утверждена законодательством. Наниматель может включить в примерный договор дополнительные условия или отдельные обязанности для работника или использовать собственную форму договора. Издавать приказ о заключении договора о полной индивидуальной материальной ответственности при этом не нужно. Действие договора распространяется на все время работы с вверенными работнику материальными ценностями.

  •  имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам. В соответствии с пунктом 2 статьи 404 Трудового кодекса Республики Беларусь полная материальная ответственность наступает, если получение работником имущества и других ценностей под отчет носило разовый характер и не является основным содержанием его трудовых обязанностей. Получение имущества по разовому документу может быть поручено различным категориям работников, состоящим в штате организации. При этом для освобождения от материальной ответственности указанные работники должны доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.

Необходимость оформления доверенности или иного документа возникает в том случае, когда работник привлекается для получения или передачи материальных ценностей. Поручение должно носить срочный и разовый характер, и в круг обязанностей работника не должна входить работа, связанная с непосредственным обслуживанием денежных или иных материальных ценностей. Если работник должен делать это систематически, следует заключать договор о полной материальной ответственности.

Особенность получения материальных ценностей по разовой доверенности и другим разовым документам заключается в том, что работник получает их для целей совершения каких-либо разовых операций.

Необходимо учитывать, что получение материальных ценностей по разовому документу предполагает наличие согласия работника на осуществление таких действий. Отказ работника от получения товарно-материальных ценностей по разовым документам для совершения операций, не входящих в круг его обязанностей, нарушением трудовой дисциплины не является. Работник, которому выдана разовая доверенность, до передачи товарно-материальных ценностей в организацию (например, на склад) несет ответственность за их сохранность.

  •  ущерб причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Пунктом 4 статьи 404 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено такое основание для привлечения работника к материальной ответственности, как причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Для привлечения к ответственности по данному основанию необходимо наличие следующих обстоятельств:
  •  ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;
  •  противоправности поведения (действия или бездействия) работника;
  •  нахождение работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в момент причинения нанимателю прямого действительного ущерба;
  •  прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом. При этом для наступления полной ответственности по данному основанию необходимо, чтобы ущерб был причинен вследствие нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Предполагается, что наступившие последствия не могли возникнуть, если бы работник совершил те же действия, не находясь в состоянии опьянения;
  •  вины работника в причинении ущерба.

Следует обратить внимание, что при возникновении судебного спора наниматель обязан будет представить суду доказательства как по факту причинения ущерба, так и по факту нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического  опьянения.

  •  ущерб (с учетом неполученных доходов) причинен не при исполнении трудовых обязанностей. В данном случае полная материальная ответственность наступает, когда правонарушение совершается в свободное от работы время либо в рабочее время, но работник не выполняет при этом свои трудовые обязанности. Наниматель должен иметь доказательства, что ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей и действия работника, повлекшие наступление ущерба, совершались не в интересах нанимателя.

Доказательством того, что ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей, может служить:

  •  приказ об отпуске, если работник на момент причинения вреда находился в отпуске;
  •  правила внутреннего трудового распорядка и (или) трудовой договор работника. В них указывается график работы (сменности).
  •  ущерб причинен преступлением. В соответствии с пунктом 3 статьи 404 Трудового кодекса Республики Беларусь полная материальная ответственность работника вследствие совершения им преступления не зависит от характера трудовой деятельности виновного лица.

В соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь преступление - совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания. В то же время не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания. Преступление же является основанием для наступления уголовной ответственности.

Правила пункта 3 статьи 404 Трудового кодекса применяются в случаях совершения работником преступления, если его последствием явилось нанесение ущерба нанимателю, у которого он работает. Преступлением, совершение которого причинило материальный ущерб нанимателю, может быть хищение путем злоупотребления служебным положением, присвоение либо растрата, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, служебная халатность, разглашение коммерческой тайны и др.

Приговор суда или постановление следственных органов является доказательством причинения работником материального ущерба нанимателю и достаточным основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности. Справки, протоколы, акты этих органов не могут служить основанием для полной материальной ответственности по данному основанию

Следует обратить внимание, что наниматель  не вправе самостоятельно решать вопрос о том, имеются или не имеются в деянии работника признаки преступления.

Работник может быть освобожден от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь таким основаниям согласно относятся:

  •  истечение сроков давности;
  •  акт амнистии;
  •  деятельное раскаяние;
  •  применение мер административного взыскания и т.п.

Освобождение работника от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям не освобождает его от материальной ответственности.

Если работник будет освобожден от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям, то это освобождает его и от материальной ответственности по пункту 3 статьи 404 Трудового кодекса. При этом освобождение работника от полной материальной ответственности не исключает привлечения его к материальной ответственности по иным основаниям, предусмотренным нормами Трудового кодекса.

3. Вина работника устанавливается компетентным органом, когда ущерб причинен преступлением. При этом освобождение работника от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям не освобождает его от материальной ответственности


ГЛАВА 3
КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1. Коллективная материальная ответственность

Коллективная (бригадная) материальная ответственность (далее - коллективная материальная ответственность) является разновидностью полной материальной ответственности. Ее правовым основанием является письменный договор о коллективной материальной ответственности.

Работники, с которыми заключены такие договоры, являются материально ответственными лицами. При введении этой ответственности материальный ущерб нанимателю возмещается коллективом (бригадой) в полном объеме. Коллективная (бригадная) материальная ответственность может быть установлена только лицам, достигшим 18 – летнего возраста.

Коллективная материальная ответственность может быть установлена при одновременном наличии следующих условий:

  •  совместное выполнение работниками работ;
  •  выполняемые работы должны быть связаны с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
  •   невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним индивидуальный договор.

При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной материальной ответственности, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады). Наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии - самостоятельно утверждать перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Следует отметить, что алгоритм введения коллективной (бригадной) материальной ответвтсенности происходит в несколько этапов:

  1.  принятие решения о введении коллективной (бригадной) материальной ответственности и мер по обеспечению такого введения;
  2.  формирование коллектива (бригады);
  3.  заключение договора о полной материальной ответственности;
  4.  инвентаризация и передача материальных ценностей.

1. Наниматель в зависимости от вида деятельности, количества работников и других обстоятельств может выбрать соответствующую политику в области материальной ответственности работников, а именно: выбор профессии и работ, по которым заключаются договоры о полной материальной ответственности, применение индивидуальной и (или) коллективной материальной ответственности, выбор контрактной формы найма как повышения материальной ответственности работников и т.д.

Как правило, введению коллективной (бригадной) материальной ответственности предшествуют подготовительные мероприятия, которыми могут быть подготовка локальных нормативных правовых актов, регламентирующих условия и порядок привлечения к коллективной (бригадной) материальной ответственности, порядок формирования коллективов (бригад) с коллективной (бригадной) материальной ответственностью, перечень профессий и должностей, при которых с работниками заключаются договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности и т.д. Необходимость введения коллективной (бригадной) материальной ответственности определяется нанимателем. Решение нанимателя об установлении коллективной (бригадной) материальной ответственности согласовывается с профсоюзным комитетом. Решение профсоюза о даче согласия на установление коллективной (бригадной) материальной ответственности принимается на заседании с участием ответственного представителя нанимателя, бригадира, представителей бригады.

Согласованное с профсоюзной организацией решение об установлении коллективной (бригадной) материальной ответственности  оформляется приказом (распоряжением) и объявляется коллективу (бригаде) на общем собрании. Обязательной формы такого приказа (распоряжения) законодательством не установлено. Приказ об установлении коллективной (бригадной) материальной ответственности и решение профсоюза или выписка из него вместе со списочным составом членов бригады прилагаются к договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности.

2. Процедура введения коллективной (бригадной) материальной ответственности зависит от того, на каком этапе она осуществляется: при приема на работу или, при необходимости, в процессе трудовой деятельности. Если работник выразил свое согласие на установление коллективной материальной ответственности либо установление такой ответственности не являлось изменением существенных условий труда, то нанимателю следует оформить приказ (распоряжение) об установлении коллективной материальной ответственности. Об этом необходимо объявить бригаде на общем собрании.

Приказ (распоряжение), как правило, содержит:

  •  перечень лиц, которым устанавливается коллективная материальная ответственность;
  •  фамилия, имя, отчество и должность руководителя бригады материально ответственных лиц и лица, его заменяющего;
  •  срок, с которого устанавливается коллективная материальная ответственность.

Приказ (распоряжение) прилагается к договору о коллективной материальной ответственности, поэтому его следует оформлять в двух экземплярах (один - для хранения вместе договором (экземпляр бригады), другой - для хранения в деле "Приказы по личному составу").

Если же процедура введения коллективной (бригадной) материальной ответственности осуществляется в процессе трудовой деятельности, то в соответствии со статьей 32 Трудового кодекса Республики Беларусь необходимо соблюсти дополнительные требования, которые являются изменением существенных условий труда. Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц. В случае, если работник согласен с изменением существенных условий труда, издается приказ (распоряжение) об установлении коллективной материальной ответственности (за исключением случаев, когда работник включается в состав действующей бригады материально ответственных лиц), после чего заключается (вносятся изменения) в договор о коллективной материальной ответственности.

При отказе работника от продолжения работы с изменившимися условиями труда наниматель должен предложить работнику другую работу, соответствующую его профессии, специальности, квалификации, должности, не связанную с установлением коллективной материальной ответственности (при ее наличии). Если работник согласен с предложенной ему работой, соответствующей его профессии, специальности, квалификации, должности, не связанной с установлением коллективной материальной ответственности, наниматель издает приказ о переводе работника на другую работу, соответствующую его профессии, специальности, квалификации, должности, не связанную с установлением коллективной материальной ответственности.

При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по пункту 5 статьи 35 Трудового Кодекса Репсублики Беларусь «Отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда».

В случае, если наниматель не может предложить работнику другую работу, соответствующую его профессии, специальности, квалификации, должности, не связанную с установлением коллективной материальной ответственности трудовой договор также прекращается по пункту 5 статьи 35 Трудового Кодекса Репсублики Беларусь «Отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда».

Одним из этапов введения коллективной (бригадной) ответвтенности является формирование соответствующего коллектива (бригады). По договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности ценности вверяются заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственностьза их недостачу.

Если в приказе (распоряжении) об установлении полной коллективной (бригадной) материальной ответственности содержится только указание о введении ответственности и не решен вопрос о комплектовании коллектива (бригады), а также назначения руководителя (бригадира), то процедура комплектования обычно начинается со сбора группы паботников, которых планируется включить в состав коллектива (бригады).

На собрании работников знакомят с приказом (распоряжением) о введении коллективной (бригадной) иатериальной ответственности, рассматривают численный и персональный составколлектива (бригады) и избирают или подбирают руководителя коллектива (бригады).

Руководство коллективом (бригадира) возлагается на руководителя коллектива (бригады) (его заместителя), который является старшим по должности (профессии) в коллективе (бригаде) и должен иметь соответствующее образование, достаточную квалификацию и опыт работы, необходимые организаторские способности и пользоваться доверием нанимателя и членов коллектива (бригады). Руководитель коллектива (бригадир) и его заместитель назначается приказом директора организации с учетом мнения коллектива (бригады). Если руководитель коллектива (бригадир) является одновременно руководителем структурного подразделения, а  заместитель руководителя коллектива (бригадира) – заместителем руководителя структурного подразделения, то они назначаются также с учетом мнения профсоюза.

В организациях, не имеющих секционного (цехового) деления, руководитель входит в состав коллектива (бригады) и возглавляет его.

Работники имеют возможность отказаться от вхождения в конкретный коллектив (бригаду) или не согласиться с включением в комплектуемый коллектив (бригаду) работника, которому они не доверяют. В последнем случае работникам рпедлагается путем голосования выразить свое отношение к включаемому в коллектив (бригаду) работнику. Если коллектив (бригада) сомневается в своем решении, он может запросить в отделе кадров документы на этого работника. Отдел кадров должен предоставить информацию в необходимом объеме и с учетом требований действующего законодательства по защите персональных данных физического лица. При окончательном комплектовании коллектива (бригады) наниматель должен учиывать высказанное группой работников мнение и решить вопрос с работником, которому отказано в доверии. В случае отказа работника войти в состав коллектива (бригады) или отказа коллектива (бригады) от включения в ее состав данного работника наниматель переводит работников в установленном порядке в другие структурные подразделения организации или пересматривает отдельные составляющие трудовой фунцции этого работника, например, исключает операции, связанные с вверяемыми коллективу (бригаде) ценностями.

Если в состав коллектива (бригады) включаются не все работники структурного подразделения, то в приказе (распоряжении), как правило, приводится пофамильный список работников, включаемых в коллектив (бригаду), с указанием наименований должностей и профессий работников, в случае если отдельно не издается приказ о формировании коллективов (бригад) с коллективной (бригадной) материальной ответственностью.  В случае, если коллектив (бригада) формируется не в отдельном структурном подразделении, а в связи с своместным выполнением конкретной работы работниками различных структурных подразделений, то в приказе (распоряжении) об установлении материальной ответственности должны приводиться сведения о работниках, входящих в коллектив (бригаду), - их фамилии, имена, отчества, должности или профессии.

Численный состав коллектива (бригады) зависит от конкретных условий труда, объема выполняемой работы, нагрузки на одного работника, возможности взаимного контроля членов коллектива (бригады) за сохранностью вверенных ценностей, количества рабочих смен и мест и т.д. На торговых объектах организаций, функционирующих в две и более смены, члены коллектива (бригады), работающие посменно, входят в состав одного коллектива (бригады). Как правило, создание раздельных бригад по сменам не практикуется, это возможно только в том случае, если по окончании и при приеме смены оформляется приемка-передача ценностей и производится промежуточный учет.  При определении численного состава необходимо исходить из того, что минимальное количество работников, включаемых в коллектив (бригаду) – 2 человека. Максимальное количество работников зависит от того, сколько человек имеет доступ к материальным ценностям. Следует исходить из того, что включать в состав коллектива (бригады) свыше 15-25 человек нецелесообразно, поскольку превышение этого числа чревато конфликтами, с затруднениями с управлением и контролем. Если в структурном подразделении или группе, которой по производственному принципу вверяются материальные ценности, больше работников, то материальные потоки разделяются и комплектуются в более мелкие коллективы (бригады).

Комплектация коллективов (бригад) осуществляется:

  •  по организационно-структурному принципу, то есть в пределах одного структурного подразделения;
  •  по производственному принципу, то есть в рамках комплекса работ, выполняемых объединенными в коллектив (бригаду) работниками по договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Например, в розничной торговле основным является торгово-производственный принцип, при котором коллективы комплектуются на самостоятельных участках работы с бригадной организацией труда в отделах, секциях, торговых залах, цехах и подсобных помещениях на складах и в других структурных подразделениях организации.

Как правило, в организациях, структурированных на подразделения, вводится бригадная материальная ответственность. Если в составе организации нет выделенных структурных подразделений, осуществляющих строго определенные операции с материальными ценностями, или же полная материальная ответственность устанавливается для группы работников разных структурных подразделений, вводится коллективная материальная ответственность, комплектуется один коллектив. Исходя из этого, соответственно меняются формулировки в договоре о материальной ответственности – «бригада» или «коллектив».

Существуют различные условия введения бригадной ответственности. К одинм из таких относятся следующие:

  •  обеспечение раздельного бухгалтерского учета ценностей по каждому структурному подразделению, в котором комплектуется бригада;
  •  ограничение доступа к вверенным ценностям или операциям с ними посторонним работникам либо установление разрешительного порядка такого доступа или допуска, то есть в каждом конкретном случае бригадир контролирует доступ к материальным ценностям или операции, выполняемые с ними.

В состав коллектива (бригады) с коллективной материальной ответственностью не могут входить:

  •  работники, работающие в развозной и разносной торговле в палатках, киосках и т.д., в том числе обособленно расположенных в торговом зале, а также другие лица с которыми заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности;
  •  лица, принятые на работу с неполным рабочим днем и на неполную рабочую неделю, если они совместно с другими работниками не рапоряжаются товарными ценностями. Указанные лица не могут направляться на самостоятельные участки работы с полной индивидуальной материальной ответственностью;
  •  работники вспомогательных профессий (гладильщики, закройщики и т.д.);
  •  младший обслуживающий персонал, грузчики подсобные рабочие, сторожа;
  •  лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  •  практиканты учреждений образований, обучающиеся непосредственно на торговых объектах организации.

Конкретный порядок оформления коллективной (бригадной) материальной ответственности, установления факта ущерба, определения самого ущерба, процедура его возмещения работниками, порядок формирования бригады, назначения ее руководителя и иные вопросымогут устанавливаться локальным нормативным правовым актом согласно законодательству, например положением о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности работников. Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности утверждается, изменяется и оменяется по решению руководителя организации на основании изданного приказа, не имеет обратной силы и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Наниматель обязан знакомить коллектив (бригаду) с действующим законодательством о материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю, а также с действующими инструкциями и правилами приемки, хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства ценностей и их учета. Процедура такого ознакомления законодательством не урегулирована, однако можно предложить следующий варианты:

  •  подпись работника об ознакомлении проставляется на лицевой стороне последнего листа документа;
  •  возможность использования листов ознакомления различных форм, которые нумеруются вместе с документом. Лист ознакомления должен быть рассчитан на количествоработников, до сведения которых будет доводиться документ в течение времени его действия. Кроме того, возможно ведение журнала ознакомления работников с такими документами;
  •  возможность вести специальный журнал по ознакомлению работников с локальными нормативными правовыми актами.

3. Заключение договоров о полной материальной ответственности.

Следуя из вышесказанного, договор о полной материальной ответственности заключается при приеме на работу или, при необходимости, в процессе работы. Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности является главным условием о возложении материальной ответственности на коллектив (бригаду), а также о возмещении нанимателю ущерба, причиненного вверенному имуществу.

Основными условиями для заключения договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности являются следующие:

  •  работник, с которым может заключаться указанный договор, должен быть совершеннолетним;
  •  должность, занимаемая работником, или выполняемая им работа должна быть непосредственно связана с обслуживанием или использованием денежных, товарных ценностей или иного имущества;
  •  должность (профессия) работника или выполняемая им работа должна быть предусмотрена в специальном (локальном) перечне;
  •  невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Письменный договор о коллективной (бригадной) иатериальной ответственности за причинение ущерба заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады).

4. Инвентаризация и передача материальных ценностей.

Согласно Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, инвентаризация проводится, в частности, при коллективной (бригадной) материальной ответственности в случае смены руководителя (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.

Согласно трудовому законодательству размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности. Если ущерб причинен совместно несколькими лицами, то может наступить долевая либо солидарная ответственность.

В основном наступает долевая ответственность, когда каждый из причинителей вреда отвечает за свои деяния. Бригадная материальная ответственность является разновидностью долевой ответственности.

Солидарная материальная ответственность возлагается в случае причинения ущерба уголовно наказуемыми деяниями при условии, что они были совместными и имелся умысел.

Наличие института материальной ответственности мотивирует работника исполнять свои трудовые обязанности надлежащим образом и в полном объеме, не допуская повреждения, порчи или хищения имущества нанимателя, поэтому заключение в организациях договоров о материальной ответственности является важным этапом трудовых взаимоотношений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 05.01.2013);

2. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (в ред. поставлений Пленума Верховного Суда от 24.06.2004 г. № 10, от 22.12.2005 г. № 13);

3. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»;

4. Декрет Президента Республики Беларусь от 26.06.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

5. Инструкция о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц: утвержденная Министерством финансов Республики Беларусь от 24.03.2003 г.

6. Важенкова, Т.Н. Трудовое право: учеб. пособие/ Т.Н. Важенкова.- Минск: Амалфея, 2008 г.;

7. Лемеш, В.Н. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю/ В.Н. Лемеш// Кадровик. Управление персоналом. 2009. – №3;

8. Шишко, Г.Б. Дисциплина труда на производстве / Г.Б. Шишко. – Минск: СООО “ИПА “Регистр”, 2008. – 352 с.

Финансовое право республики беларусь Л.Я.Абрамчук


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27533. Презумпции и фикции в праве 27.5 KB
  Все приёмы законодательной техники делятся на 2 группы: 1 юридические средства – это допустимые правом предметы и явления с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей и получения результатов юридические термины и понятия; юридические конструкции; юридические символы; перечисления; юридические презумпции; юридические фикции; 2 юридические способы – пути достижения намеченных целей с помощью конкретных юридических средств и при наличие условий и предпосылок законодательной практики способы структуризации; способы...
27534. Приведите примеры юридических фактов-действий 30 KB
  Юридический факт конкретные социальные обстоятельства события действия вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение изменение или прекращение правовых отношений. Классификация: 1 по характеру наступающих последствий: а правообразующие поступление в вуз; б прамоприменяющие перевод с очной формы на заочную; в правопрекращающие окончание вуза; 2 по связи с волей участников правоотношений: а события обстоятельства независящие от воли субъекта стихийное бедствие...
27535. Принципы права: понятие, классификация и значение 28 KB
  Принципы права исходные нормативноруководящие начала императивные требования определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. Принципы права обусловлены рядом факторов: уровень экономического развития; особенности политической системы; социальноклассовые природы государства. Принципы российского права: 1 принцип справедливости; 2 принцип равноправия равенство перед законом и судом; 3 единство прав и обязанностей; 4 гуманизм основан на уважении человека его достоинства и прав; 5...
27536. Проиллюстрируйте соотношение норм права и статьи закона на примере ст.8.13 КоАП РФ 30 KB
  Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого что перед нами логическая норма или норма предписание. Если это норма предписание то она полностью содержится в статье. В одной статье может содержаться две или более нормы предписания. Логическая норма может находиться в составе трех ее элементов и одной целой статье но тогда диспозицию или санкцию нужно выводить в статье логическим путем.
27537. Публичная (политическая власть) признак государства 23.5 KB
  Имеется в виду то что: 1 государство является властью которая не сливается с обществом а выделяется из него будучи относительно самостоятельной по отношению к обществу в определенном смысле над ним; 2 государственная власть внешне и официально представляет все общество выступает в качестве особого органа управления обществом; 3 эта власть призвана обеспечить поддержание правопорядка нормальной жизнедеятельности людей; 4 публичная власть как разновидность политической власти означает наличие у нее особого аппарата включающего...
27538. Разделение власти как принцип организации деятельности правового государства 27 KB
  Правовое государство можно определить как организацию политической власти в обществе основанную на верховенстве правового закона. Государство возлагает на граждан юридические обязанности запрещая совершать противоправные и обязывая совершать правомерные действия и в случае их неисполнения привлекает их к юридической ответственности. В свою очередь государство приобретая ряд монопольных прав на правотворчество на применение государственного принуждения на сбор налогов на эмиссию денежных знаков и др. Государство должно не просто...
27539. Рассмотрите отличия государственной власти от власти общественной 28 KB
  Рассмотрите отличия государственной власти от власти общественной. Таким образом можно выделить две основные особенности общественной власти характерные для первобытнообщинного строя: 1. Главными органами власти являлись: род собрание старейшина при необходимости военачальник. Эта власть по существу сливалась с населением так как не существовало разграничения между субъектом и объектом власти общество одновременно было и объектом и субъектом власти.
27540. Рассмотрите соотношение права и религиозных норм 29.5 KB
  Рассмотрите соотношение права и религиозных норм. Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты что и сходство норм права и норм морали и выражается в нормативности совокупность определенных норм являющихся образцом масштабом поведения людей универсальности эти нормы распространяются на общественные отношения общности права и религии в нормативноценностных критериях правомерного и неправомерного. В настоящее время принято выделять семьи религиозного права где в качестве основных источников права выступают...
27541. Система права: понятие и основные элементы 31 KB
  Система права: понятие и основные элементы. Система права – явление объективное хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. Таким образом система права – это внутреннее строение права деление его на отрасли подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.