84740

Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше зависит от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений. При этом большое значение придается полноте и достоверности информации.

Русский

2015-03-21

51.39 KB

5 чел.

21

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

                                             

                                                  ЕРЕВАНСКИЙ ФИЛИАЛ

              МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра ‘'Экономических наук''

Курсовая работа

По дисциплине: Технология составления бухгалтерской отчетности .

На тему: Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации 

              Группа  ДЛЭ-201  

Студент: Мартиросян Арутюн

       (И.Фамилия)

  ___________________

                                     (Подпись )          (Дата)

Руководитель работы  Калайджан А.А.

                                        (И.Фамилия, степень, звание)

                                         _____________________________

                                                            (Подпись )         (Дата)

Зав. Кафедрой                       Г.С.Каракозов  

ЕРЕВАН 2014 г.

Введение

 Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше зависит от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений. При этом большое значение придается полноте и достоверности информации. Самым распространенным источником такой информации является бухгалтерская финансовая отчетность.

 В современных условиях бухгалтерская (финансовая) отчетность служит одним из основных источников информации не столько для менеджмента различного уровня самой организации, сколько для внешних пользователей.

 Внешние пользователи бухгалтерской отчетности имеют деловые отношения ни с одной, а с несколькими организациями. При этом они принимают решения о взаимодействии с ними на основе сопоставления данных по таким организациям. Для того чтобы отчетная информация была сопоставима, она должна быть составлена по единым правилам и нормам.

 Цель данной работы - подробно раскрыть содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассмотреть порядок ее составления.

 Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

· определение понятия бухгалтерской отчетности;

· изучение основных нормативных документов;

· выяснение требований к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;

· раскрытие содержания бухгалтерской отчетности;

· рассмотрение порядка составления бухгалтерской отчетности.

 Курсовая работа по своей структуре разделена на три части. В первой главе дана общая характеристика понятия отчетности, ее сущности и значения. Во второй главе представлено подробное описание содержания бухгалтерской отчетности, т.е. раскрытие ее форм. В третьей главе описан порядок составления бухгалтерской отчетности.

 Теоретической основой изучения данной темы, послужили нормативные документы, учебные пособия современных российских экономистов, материалы, опубликованные в сети Интернет.


Глава 1. Сущность и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1 Понятие и нормативные документы отчетности

 Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она является завершающим этапом всего учетного процесса в целом.

 Согласно Закону о бухгалтерском учете в РФ, все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

 Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.


1.2 Классификация отчетности

 Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

 По видам отчетность подразделяется на:

· бухгалтерскую;

· статистическую;

· оперативную;

· налоговую.

 Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

 Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу организации за определенный период времени. При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.

4

 Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца.

 Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу установлено, что бухгалтерская отчетность разделяется на индивидуальную бухгалтерскую отчетность, консолидированную финансовую отчетность и управленческую отчетность.

 Индивидуальная бухгалтерская отчетность выполняет две функции - информационную (характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности организации) и контрольную (обеспечивает системный контроль достоверности данных бухгалтерского учета по каждому циклу). Поэтому организации должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

 Консолидированная финансовая отчетность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Она выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.

 Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом. В связи с этим ее содержание, сроки, формы и порядок составления определяются организацией самостоятельно.

 Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, установленными законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем ее корректировки по правилам налогового законодательства.

 По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность - это отчеты за год.

 По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

1.3 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

 Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления.

 Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

 Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

 Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

 Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

 В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

 Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например для отчетности за январь - февраль в високосные годы - 29 февраля).

 Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте РФ (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

Глава 2. Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.1 Состав бухгалтерской отчетности

 Составление бухгалтерской отчетности возможно только на основе данных синтетического и аналитического учета, обобщенных и сгруппированных в соответствии с действующими нормативными документами. Таким образом, бухгалтерская отчетность является завершающим этапом всего учетного процесса в целом.

 В настоящее время организация должна составить бухгалтерскую отчетность за квартал, полугодие, 9 месяцев и год нарастающим итого с начала отчетного года. Представление бухгалтерской отчетности контрольным органам осуществляется в той же периодичности. В соответствии с этим отчетность может быть промежуточной (квартальной) и годовой.

 Бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

· бухгалтерского баланса (форма № 1);

· отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

· приложений к ним, предусмотренных нормативными актами (пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах);

· отчета об изменениях капитала (форма № 3);

· отчета о движении денежных средств (форма № 4);

· приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и др.;

· аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

· пояснительной записки, в которой предприятие объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

 Следует отметить, что бухгалтерский баланс (ф. № 1) и отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) являются обязательными элементами бухгалтерской отчетности и составляются как при формировании промежуточной, так и годовой отчетности.

2.2 Содержание бухгалтерского баланса (форма № 1)

 Бухгалтерский баланс является основой бухгалтерской отчетности. В нем отражаются на первое число каждого отчетного периода в денежном выражении состав и размещение хозяйственных средств предприятия (актив баланса) и источники их образования (пассив баланса).

 Бухгалтерский баланс имеет форму двусторонней таблицы: одна сторона - активы, то есть требования и вложения; вторая - пассивы, то есть обязательства и капитал (Приложение 1).

 Баланс составляется по данным остатка по дебету и кредиту синтетических счетов на начало и конец периода, взятым из книги учета хозяйственных операций или Главной книги.

 Часть статей баланса полностью отражают данные синтетических счетов (уставный капитал, резервный капитал и др.).

 Другие статьи баланса отражают сгруппированные данные ряда синтетических счетов. По балансовой статье «Денежные средства», например, пишется сумма остатков всех денежных счетов (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»).

 В России форма бухгалтерского баланса разрабатывается Минфином РФ и носит рекомендательный характер. Организации могут дополнять, сокращать и видоизменять типовую форму баланса.

 В типовой форме бухгалтерского баланса активы баланса состоят из двух разделов:

I. Внеоборотные активы;

II. Оборотные активы.

 В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела:

III. Капитал и резервы;

IV. Долгосрочные обязательства;

V. Краткосрочные обязательства.

 Типовая форма баланса построена по возрастанию степени ликвидности активов и по сроку использования. При этом именно степень ликвидности служит основой для деления активов на оборотные и необоротные.

 Под внеоборотными активами понимаются активы организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам, доходным вложениям в материальные ценности и другим активам, включая расходы, связанные с их строительством (незавершенное строительство) и приобретенное. Отличительным признаком и критерием отнесения активов к внеоборотным является срок их полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

 Оборотные активы - раздел бухгалтерского баланса, в котором отражаются запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства и другие активы, срок обращения (погашения) которых менее 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

 Таким образом, к внеоборотным активам относятся малоликвидные долгосрочные активы, а к оборотным - более ликвидные краткосрочные активы.



2.3 Содержание отчета о прибылях и убытках (форма № 2)

 Основное назначение отчета о прибылях и убытках заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период.

 Отчет о прибылях и убытках состоит из двух разделов:

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.

II. Прочие доходы и расходы.

 В каждом разделе приводится информация по показателям за отчетный и за аналогичный период предыдущего года (Приложение 2).

 В отчете формы № 2 дается информация по следующим показателям по разделам.

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.

10

1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

3. Валовая прибыль (1 - 2).

4. Коммерческие расходы.

5. Управленческие расходы.

6. Прибыль (убыток) от продаж (3 - 4 - 5).

II. Прочие доходы и расходы

7. Проценты к получению.

8. Проценты к уплате.

9. Доходы от участия в других организациях.

10. Прочие операционные доходы.

11. Прочие операционные расходы.

12. Внереализационные доходы.

13. Внереализационные расходы.

14. Прибыль (убыток) до налогообложения (6 + 7 - 8 + 9 + 10 - 11 + 12 - 13).

15. Отложенные налоговые активы.

16. Отложенные налоговые обязательства.

17. Текущий налог на прибыль (14 + 19 + 15 - 16) * 20%.

18. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (14 + 15 - 16 -17).

2.4 Содержание отчета об изменениях капитала (форма № 3)

 Отчет об изменениях капитала представляет собой расшифровку изменений сумм показателей раздела III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса.

 Этот отчет состоит из двух разделов: изменения капитала и резервы.

 Первый раздел показателей характеризует причины, обусловившие увеличение уставного, добавочного и резервного капиталов и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а так же его уменьшение.

 Первый раздел (об изменения капитала) содержит следующие показатели за отчетный и предшествующий год:

1. Величина капитала на начало периода.

2. Увеличение капитала - всего, в том числе за счет:

· дополнительного выпуска акций;

· увеличения номинальной стоимости акций:

· реорганизации юридического лица(слияния, присоединения);

· переоценки имущества;

· перерасчета иностранных валют;

· доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала.

3. Уменьшение капитала - всего, в том числе за счет:

· уменьшения наминала акций;

· уменьшения количества акций;

· реорганизации юридического лица (разделения, выделения);

· переоценки имущества;

· перерасчета иностранных валют;

· расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета и отчетности относятся непосредственно к уменьшению капитала.

12

4. Величина капитала на конец отчетного периода.

 Второй раздел (резервы) содержат следующие показатели за отчетный и предыдущий год (остаток на начало периода, поступления, использование и остаток на конец периода):

1. Резервы, образованные в соответствии с законодательством.

2. Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами.

3. Оценочные резервы.

4. Резервы предстоящих расходов.

 Справочно в форме № 3 отражается информация о стоимости чистых активов и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах на расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

2.5 Содержание отчета о движении денежных средств (форма № 4)

 Отчет о движении денежных средств составляется в рублях. Если у организации есть средства в иностранной валюте, то сначала составляют расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитывают в рубли по курсу Банка России на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы.

 При составлении отчета о движении денежных средств используется информация о денежных средствах со счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».

 Отчет о движении денежных средств содержит следующие показатели за отчетный и предшествующий годы:

1. Остаток денежных средств начало отчетного года.

2. Движение денежных средств по текущей деятельности.

3. Движение денежных средств по инвестиционной деятельности.

4. Движение денежных средств по финансовой деятельности.

5. Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

 В отчете отражается движение денежных средств в целом по организации, а также, по видам ее деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

 Под текущей деятельностью понимается деятельность организации, направленная на получение прибыли в качестве основной цели.

 Инвестиционная деятельность организации связана с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей.



2.6 Содержание приложения к бухгалтерскому балансу (форма№5)

 Приложение к балансу расшифровывает наиболее важные показатели Бухгалтерского баланса. Форму № 5 можно разбить на десять разделов.

 В разделе «Нематериальные активы» приводятся сведения о первоначальной стоимости по основным видам нематериальных активов на начало и конец года с учетом их поступления и выбытия. Отдельно приводится сумма начисленной амортизации на начало и конец периода в целом и по основным видам.

 В разделе «Основные средства» сначала показываются данные на начало и конец периода о первоначальной стоимости всех основных средств по бухгалтерскому балансу с разбивкой по основным группам. Отражается движение основных средств. В отдельной таблице приводится сумма начисленной амортизации по всем основным средствам и по основным видам.

 В разделе «Доходные вложения в материальные ценности» рассматривается имущество, сданное во временное пользование другим фирмам или гражданам для получения дохода. Могут быть приведены сведения об основных средствах, переданных в лизинг, и ценностях, предоставляемых по договору проката. Сумма амортизации, начисленная по этим материальным ценностям, отражается в последней строке раздела. Сведения приводятся на начало и конец периода.

 Для заполнения раздела «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструктивные и технологические работы» применяют ПБУ 17/02. Для учета таких расходов используется счет 08 вложения во внеоборотные активы», к которому открывают специальный субсчет «Выполнение НИОКР и о суммах, не давших положительных результатов по НИОКР, отнесенных на внереализационные расходы.

 В разделе «Расходы на освоение природных ресурсов» приводятся данные о затратах организации на разведку и оценку природных месторождений, полезных ископаемых, на пробное бурение скважины и т.п. Этот раздел заполняется аналогично предыдущему.

 В разделе «Финансовые вложения» отражаются данные о различных видах долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений на начало отчетного года и конец отчетного периода.  

 В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» указываются сведения об основных видах краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности на начало отчетного года и конец отчетного периода, а в разделе «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» - данные о затратах по элементам за отчетный и предшествующий годы.

 В разделе «Обеспечения» указываются полученные и выданные обеспечения, данные об имуществе, находящемся в залоге и переданном в залог на начало года и на конец отчетного периода.

 В разделе «Государственная помощь» содержатся данные за отчетный период и аналогичный период прошлого года о полученных бюджетных средствах и бюджетных кредитах, полученных и возвращенных на начало отчетного года и конец отчетного периода.

 Приложение к бухгалтерскому балансу призвано обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс: они представляют собой детализацию и расшифровку отдельных статей бухгалтерского баланса.

2.7 Содержание аудиторского заключения

 Важнейшими средствами оценки «качества» бухгалтерского отчета перед ее представлением заинтересованным пользователям - это аудит.

 Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ от 7.08.2001 г. № 119-ФЗ « Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

 Аудируемыми лицами могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели.

 Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах решения.

 Аудит годовой бухгалтерской отчетности организации проводится независимыми физическими лицами - аудиторами (гражданином-предпринимателем или работником аудиторской организации), имеющими соответствующий аттестат.

 Независимость означает полную самостоятельность аудитора, отсутствие его подчиненности или какой-либо иной связи с экономическим субъектом, чья отчетность подвергается аудиту. Тем самым гарантируется свобода аудитора в выражении своего мнения.

 Данный вид аудита называется внешним, в отличие от внутреннего, организуемого непосредственно руководителем организации и входящего в систему внутреннего контроля.

 Аудиторское заключение в состав годовой бухгалтерской отчетности обязаны включать только те организации, которые подлежат обязательному аудиту. Обязательный аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

 К экономическим субъектам, которые попадают в сферу обязательного аудита, относятся:

· организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

·   кредитные, страховые организации, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды;

· организации, объем выручки которых от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тыс. раз превышает установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса на конец отчетного года в 200 тыс. раз превышает установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

· организации, если обязательный аудит в отношении них предусмотрен федеральным законом.

 Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Однако любой экономический субъект вправе провести индивидуальную аудиторскую проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности на добровольных началах.

 Результаты аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 Заключение составляется с соблюдением единых требований к его форме и содержанию, установленных Федеральным правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696, и включает три основные части:

1. вводную;

2. описывающую объем аудита;

3. содержащую мнение аудитора.

 В вводной части содержатся данные о составе отчетности, подвергнутой аудиторской проверке, и указание на орган управления аудируемого лица, ответственный за подготовку и представление отчетности.

 В части, описывающей объем аудита, содержатся перечень нормативных актов, которыми аудитор руководствовался при проведении проверки, описание применяемых процедур аудита, а также заявление аудитора относительно того, что аудит проводился на выборочной или сплошной основе и дает достаточные основания для выражения мнения о достоверности отчетности.

 В части, содержащей мнение аудитора, излагается информация о том, насколько достоверно во всех существенных отношениях финансовая (бухгалтерская) отчетность отражает финансовое положение и результаты деятельности аудируемого лица за определенный период.

 Данным Стандартом предусмотрено, что аудитор может выдать:

· либо заключение, содержащее безоговорочно положительное мнение, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении

· либо модифицированное заключение, если возникли:

- факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемы в аудиторском заключении в целях привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- факторы, влияющие на аудиторское мнение, которое могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или к отрицательному мнению.

2.8 Содержание пояснительной записки к бухгалтерскому отчету

 Пояснительная записка содержит расшифровку отдельных показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также комментарии к ним. Кроме того, в ней приводятся дополнительные сведения, необходимые пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового состояния организации.

 Пояснительная записка является одной из составляющих бухгалтерской отчетности. Как правило, пояснительную записку представляют в составе бухгалтерской отчетности за год. Но иногда она может входить и в состав промежуточной бухгалтерской отчетности.

 Пояснительную записку вправе не представлять субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ.

 При рассмотрении норм различных документов , в которых отражаются требования к содержанию Пояснительной записки, получается следующая картина.

 Во-первых, в Пояснительной записке должны сообщаться сведения:
· о существенных способах действующей учетной политики, в том числе информация об отклонениях в системе допущений, принимаемых при формировании учетной политики, а также отклонения от установленных норм и правил с соответствующими пояснениями и обоснованиями;

· об изменениях учетной политики на следующий за отчетным год;

· об изменениях формата отчетности;

· о сопоставимости показателей отчетности по отчетным периодам;

· о методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности;

· об информации, подлежащей раскрытию в соответствии с ПБУ.

 Во-вторых, в Пояснительной записке раскрывается следующая информация об организации:

· юридический адрес организации, основные виды деятельности, среднегодовая численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;

· краткая характеристика деятельности организации;

· основные показатели деятельности (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.) и их динамика; факторы, повлиявшие на показатели деятельности организации в отчетном году;

· оценка результатов хозяйственной деятельности организации, в том числе оценка деловой активности, финансового состояния на краткосрочную и долгосрочную перспективу, оценка состояния на рынке ценных бумаг;

· планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских, опытно-конструктивных и технологических работ; природоохранные мероприятия;

· иная полезная информация.

Глава 3. Порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности

 Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:

· полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

· полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

· осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

· правильная оценка статей баланса.

 Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации) проверена правильность этих записей.

 Обобщение накопленного опыта позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности.

 В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».    

 Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».

 Если отчетность еще не была представлена заинтересованным лицам, то события после отчетной даты должны быть в ней отражены. При этом события, подтверждающие факты, возникшие на отчетную дату (банкротство крупного должника организации, снижение стоимости ее активов и т. п.) отражают в учете дважды: на 31 декабря отчетного года и на дату, когда они фактически произошли. События, возникшие после отчетной даты (стихийное бедствие, резкое изменение курсов валют и т. п.), в бухгалтерском учете не отражаются. Сведения о них сообщаются в пояснительной записке к годовому отчету.

 После составления бухгалтерской отчетности необходимо:

· осуществить аудиторскую проверку отчетности;

· утвердить отчетность у участников или акционеров организации;

· сдать отчетность в налоговую инспекцию и Росстат;

· опубликовать отчетность в печати (определенными организациями).

 При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, изложенных в приказе Минфина РФ № 67-н (13).

 Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

 Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

 Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

 Организации обязаны представить квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 Бухгалтерская отчетность составляется, хранится, представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством РФ.

 Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения либо дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности.

 Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.


Заключение

 В результате написания курсовой работы, опираясь на нормативные документы и учебные пособия, можно сделать следующие выводы.

 Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

 Бухгалтерская отчетность составляется только на основе данных синтетического и аналитического учета. Таким образом, бухгалтерская отчетность является завершающим этапом всего учетного процесса в целом.

 В настоящее время организация должна составить бухгалтерскую отчетность за квартал, полугодие, 9 месяцев и год нарастающим итого с начала отчетного года. В соответствии с этим отчетность может быть промежуточной и годовой.

 По содержанию отчетность состоит из форм (бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу), а также, аудиторского заключения и пояснительной записки.

 Следует отметить, что бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках являются обязательными элементами бухгалтерской отчетности и составляются как при формировании промежуточной, так и годовой отчетности.

 Бухгалтерская отчетность составляется, как правило, по данным Главной книги. Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа.

 В курсовой работе рассматриваются важнейшие процедуры составления бухгалтерской отчетности, а также необходимые действия после ее составления (осуществление аудиторской проверки отчетности, ее утверждение у участников или акционеров организации, сдача отчетности в налоговую инспекцию и Росстат, публикация отчетности в печати (определенным организациям).

 Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии.


Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 03.11.2006 г.)

2. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ». Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в редакции от 26.03.2007 г.)

3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, Утверждено Приказом Минфина РФ от 6.07.1999 г. № 43н (в редакции от 18.09.2006 г.)

4. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в редакции от 18.19.2006 г.)

5. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник для вузов - Москва: Проспект, 2004. - 255 с.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебник / О.В. Ефимова, Н.Н. Клинов; под ред. В.Д Новодворского. - М.: Омега-Л, 2009. - с 608.

7. Дмитриева Л.Н. Бухгалтерская финансовая отчетность: учебное пособие/ Л.Н. Дмитриева, О.И. Шалопанова - Петрозаводск: ПетрГУ, 2007. - 127 с.

8. Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет для вузов: учебник /Н.А. Кириллова, В.М. Богаченко - М.: Проспект: ТК Велби, 2008. - 456 с.

9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 717 с.

10. Нечитайло А.И. Теория бухгалтерского учета. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

11. Рассказова-Николаева С.А., Калинина Е.М. Годовая отчетность организации. - М.: АКДИ«Экономика и жизнь», 2009. - 448 с.

12. Кузьмина Ж.В. Что отразить к пояснительной записке к годовому отчету (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://www.rnk.ru. - Номер №4, 10.2010 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34646. Процедуры и функции 85.5 KB
  Пользовательские функции. В Паскале имеется два вида подпрограмм: процедуры PROCEDURE и функции FUNCTION. В программе процедуры и функции описываются после раздела описания переменных программы но до начала ее основной части то есть до оператора Begin начинающего эту часть.
34647. Рекурентные выражения. Рекурсия 73.5 KB
  При первом вызове функции fib5 определяется через fib4fib3; вычисление fib4 осуществляется через fib3 fib2 fib3 через fib2 fibl fib2 через fib1 fib0. Согласно условию прекращения рекурсии fibl и fib0 равно 1. Соответствующий рекурсивный процесс должен быть осуществлен и для fib4 и т. Решение: Vr n:byte; function fibk:byte :longint; begin if k = 1 then fib : = 1 else fib: =fibk l fibk 2 {рекурсивный вызов} end; BEGIN redlnn; writelnn 'e число Фибоначчи'...
34648. Сортировка. Усовершенствованные алгоритмы сортировки 142.5 KB
  Усовершенствованные алгоритмы сортировки. Имеется два вида алгоритмов сортировки. Изза этих отличий методы сортировки существенно отличаются для этих двух видов сортировки. В общем случае при сортировке данных только часть информации используется в качестве ключа сортировки который используется в сравнениях.
34649. Страница Dialogs 227.84 KB
  Пусть ваше приложение включает окно редактирования Memo1 в которое по команде меню Открыть вы хотите загружать текстовый файл а после какихто изменений сделанных пользователем сохранять по команде Сохранить текст в том же файле а по команде Сохранить как.FileNme; Memo1.FileNme сохраняется в переменной FNme и файл загружается в текст Memo1 методом LodFromFile. Обработка команды Сохранить выполняется оператором Memo1.
34650. Страница System 215.58 KB
  Пиктограмма Имя Назначение Timer Таймер. Timer Компонент DelphiTimer очень простой компонент который не виден на экране но тем не менее TimerDelphi выполняет очень важные функции в программе. DelphiTimer позволяет вводить необходимые задержки между выполнением тех или иных действий.
34651. Символьные переменные и строки. Множества. Записи 92 KB
  Символьные переменные Строки Множества Записи Символьные переменные Значением символьного типа Chr является множество всех символов ПК. PRED X возвращает предыдущее значение порядкового типа значение которое соответствует порядковому номеру ORDX 1 т. ORDPREDX = ORDX 1; SUCC X возвращает следующее значение порядкового типа которое соответствует порядковому номеру ORDX 1 т. 10 Перевод строки; при выводе его на экран все последующие символы будут выводиться начиная с той же позиции но на следующей...
34652. Структура программного модуля. Состав интегрированной программной среды 154 KB
  В ТурбоПаскале применяются следующие условные знаки и служебные слова для описания различных операций: Приоритет операции Условный знак Выражение Название операции Тип переменных в выражении Тип результата выполнения опрации ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ 1 not not Логическое не Логический целый Логический целый 2 nd nd b Логическое и Логический целый Логический целый 3 or or B Логическое или Логический целый Логический целый 3 xor xor B Логическое исключающее или Логический целый Логический целый МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ 2 xy Умножение Целый Целый...
34653. Введение в теорию графов 56 KB
  Граф – это множество вершин V и множество ребер(дуг) Е. Вершины графа - объекты любой природы; поскольку их должно быть конечное число, то мы будем обозначать их натуральными числами. Ребра (дуги) графа соединяют некоторые из его вершин. Если ребра имеют направление, то граф называется ориентированным (орграфом) – рисунок А; в противном случае он неориентированный.
34654. Технологический цикл обработки информации на компьютере 49.5 KB
  Также стадия разработки может отражать количество реализованных функций запланированных для определённой версии программы. Также так называются программы не вышедшие еще в стадию альфа или бета но прошедшие стадию разработки для первичной оценки функциональных возможностей в действии. В отличие от альфа и бета версий преальфа может включать в себя не весь спектр функциональных возможностей программы. В этом случае подразумеваются все действия выполняемые во время проектирования и разработки программы вплоть до тестирования.