84750

Основные классы красителей для ткани

Курсовая

Косметология, дизайн и стилистика

Во время обучения в школе Уильям увлекся химией. Особенно ему нравились опыты, когда на глазах у изумленных учеников преподаватель получал из одного вещества другое. Конечно, это увлечение не нравилось отцу, но сын был очень настойчив, и в 15-летнем возрасте, окончив школу...

Русский

2015-03-21

98.3 KB

12 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российского государственного профессионально - педагогического университета»

в г. Кемерово

Курсовая работа

по дисциплине «Технология художественной росписи по ткани»

на тему «Основные классы красителей для ткани»

                                                                                                Выполнила: ст-ка

                                                                                                Максимова Е.А.

                                                   гр. КР 111СИД

     Проверила доцент:

                                                                                                Сурнина Э.В.

                                                                                                 

.

Кемерово 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...   3

ГЛАВА 1. История открытия первого синтетического красителя……………....5

  1.  Основные классы красителей для ткани………………………………………...8
  2.  Анилиновые красители……………………………………………………….....8
  3.  Активные красители…………………………………………………………......9
  4.  Дисперсные красители…………………………………………………………..9
  5.  Прямые красители……………………………………………………………...11

ГЛАВА3. Способы печати и крашения основными красителями для ткани…12

3.1. Технология окрашивания анилиновыми красителями……………………...12

3.2. Технология окрашивания активными красителями…………………………14

3.3. Технология окрашивания дисперсными красителями………………………16

3.4.Технология окрашивания прямыми красителями……………………………17

3.5. Печатание на ткани…………………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 23

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….. 24

ВВЕДЕНИЕ

Число синтетических красителей сейчас превышает 10 тысяч. По своим свойствам они превосходят природные, стоят значительно дешевле, и получать их гораздо проще. Основным сырьем для производства красителей служат продукты переработки нефти и коксования каменного угля. Исторически первые синтетические красители были получены из анилина, и со временем за ними так и осталось название анилиновых, а отрасль химической промышленности, выпускающая красители, называется анилинокрасочной.

В настоящее время применяют следующие группы красителей:

1) кислотные — растворимые в воде, окрашивают белковые и полиамидные волокна;

2) кислотно-протравные — растворимые в воде, окрашивают белковые волокна;

3) прямые (субстантивные) — растворимые в воде, окрашивают целлюлозные, белковые и полиамидные волокна;

4) кубовые — нерастворимые в воде; с помощью восстановителей их переводят в лейкосоединение, хорошо растворяющееся в щелочах, и после этого они легко усваиваются волокнистыми материалами; окрашивают главным образом целлюлозные волокна;

5) сернистые — нерастворимые в воде, но при восстановлении легко растворяются в щелочах, окрашивают целлюлозные волокна;

6) азокрасители — нерастворимые в воде; окрашивание производится путем синтеза красителя непосредственно на волокне; окрашивают целлюлозные волокна;

7) черный анилин — окрашивание производится путем образования красителя на волокне при окислении анилина в присутствии катализатора; окрашивают главным образом целлюлозные, реже белковые волокна;

8) активные (проционовые) — растворимые в воде; окрашивают целлюлозные волокна;

9) красители для ацетатных, синтетических и других волокон.

Из-за того что химическая природа волокон различна, создать подлинно универсальные красители, пригодные для окраски всех видов тканей, невозможно.

Цель курсовой работы заключается в ……………….

Задачи………….

1………………..

2……………….

3……………….

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ПЕРВОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО КРАСИТЕЛЯ

12 марта 1838 года, в семье английского строителя Перкина родился сын, названный Уильямом в честь великого драматурга Шекспира. Так настояла мама малыша, которой очень нравился театр. Отец прочил ему лавры архитектора или строителя. Но судьба распорядилась иначе.

Во время обучения в школе Уильям увлекся химией. Особенно ему нравились опыты, когда на глазах у изумленных учеников преподаватель получал из одного вещества другое. Конечно, это увлечение не нравилось отцу, но сын был очень настойчив, и в 15-летнем возрасте, окончив школу, поступил в Королевский химический колледж, где его наставником стал Август Вильгельм фон Гофман.

В этом колледже Уильям решил открыть новое средство для борьбы с малярией. До этого главным антималярийным препаратом считался хинин, который добывали из коры дерева. Но так как процесс его получения был очень трудоемким, получаемое средство оказывалось очень дорогим. Он упорно проводил опыт за опытом, получая вместо хинина густую черную массу, очень похожую на деготь. Каково же было его удивление, когда из этой смолы удалось выделить вещество красивого лилового цвета. Во время работы Перкин нечаянно капнул на свою белую рубашку, и на ней образовалось лиловое пятно, которое ни чем не стиралось.

Так он открыл один из первых искусственных красителей - мовеин. Несмотря на юный возраст - в момент открытия ему было всего 18 лет, - Перкин был человеком решительным, предприимчивым.

Производство мовеина оказалось недорогим и семя Перкиных построили первый не только в Англии, но и во всем мире завод по получению лилового красителя. Уильям покинул колледж, его учитель до конца своих дней считал, что ученик совершил непростительную ошибку. Но в 1862 году, когда на Королевской выставке королева Виктория вышла к подданным в шелковом халате, окрашенном мовеином, цвет, полученный Перкиным, стал очень модным. 

Следующей ступенькой для Перкина стало производство красного синтетического красителя, получаемого химическим путем с добавлением корня марены. В 1868 году химику удалось найти способ гораздо более дешевый, и он обеспечил работу своему заводу на несколько лет вперед.

До тех пор люди применяли только природные красящие вещества. Добывать их научились еще в Древнем Египте. Кампешевое дерево и корни марены, сок акации и ягоды черники, цветы шафрана и резеды - вот что было источником красителей. Даже из высушенных тел насекомых кошенили получали красивый алый краситель кармин.

Знаменитый красный краситель древности - античный пурпур добывали из специальных желез особых морских моллюсков - багрянок. Доставался он очень дорогой ценой. Чтобы получить всего один грамм красителя, надо было достать из морских глубин несколько десятков тысяч раковин. Зато и ценился пурпур буквально на вес золота. Знаменитый оратор и политический деятель Цицерон, занимавший должность первого консула, носил дважды окрашенные пурпуром одежды в честь признания его выдающихся заслуг. А египетская царица Клеопатра, огромные богатства которой давали ей право на самые безрассудные поступки, приказала выкрасить пурпуром паруса своих кораблей. Один такой парус стоил золотого слитка. Богата событиями история индиго - "короля" красителей. С древних пор его добывали из стеблей и листьев растения индигоферы, произрастающего в тропических странах Азии. В Европу индиго в VIII веке завезли арабские купцы, но против него восстали европейские красильщики. Они красили ткани в синий цвет соком растения вайды, часто встречавшегося по берегам рек, и заморский краситель был им не нужен. В германских городах индиго при поддержке церкви объявили "новоизобретенной мошеннической едкой и разрушительной краской, называемой также дьявольской краской". Немецкий химик Адольф Байер после упорных пятнадцатилетних исследований установил строение индиго и в 1882 году получил его искусственным путем. Поначалу синтетический индиго был дорогим, но уже в первые годы нашего столетия искусственный краситель стал почти в три раза дешевле натурального. Потерпевшие крах торговцы природным индиго пытались опять с помощью церкви восстать против синтетического красителя. Но прогресса науки не остановить. Сейчас индиго производится в больших количествах. Особенно высоким спросом он пользуется в последнее десятилетие как лучший краситель для джинсовых тканей.

В относительно короткое время синтетические красители практически полностью вытеснили натуральные.

  1.  Основные классы красителей для ткани
  2.  Анилиновые красители

Получение натуральных красителей для ткани трудоемко и  затратно, поэтому наука движется вперед в своих разработках по производству красителей искусственным путем.

Так появилась первая большая группа красок для тканей – анилиновые красители. Немецкий химик в 1826 году получил анилин путем перегонки индиго с известью. Искусственные красители для ткани, произведенные на основе этого компонента – анилина – получили название: анилиновые красители. Сейчас анилин получают путем восстановления нитробензола.

Анилиновые красители — органические соединения, образующиеся при окислении анилина или его солей; широко используются в гистологической технике, обладают бактерицидным, а некоторые — канцерогенным действием.

Анилин является сильным ядом. Красители, полученные на его основе – тоже не безопасны. Если работать не с концентратом (подготовленным раствором), а с порошками – пересыпая пигмент, надо быть осторожным, стараясь не вдыхать улетучивающиеся микрочастички. Попадая на кожу или ткань, анилиновые красители оставляют пятна, которые очень трудно удалить.

Преимущества анилиновых красителей:

1. Не засыхают безвозвратно на палитре. После испарения воды, вновь добавленная возвращает прежние свойства.

2. При чрезмерной насыщенности цвета на росписи есть возможность размыть и убрать лишнее.

Анилиновые красители дают очень яркие, сочные и красивые цвета, но, к сожалению, быстро выцветают.

  1.  Активные красители

Активные красители — сравнительно новые и пока выпускаются для окраски хлопчатобумажных, льняных и вискозных тканей. Они красят без нагревания, окраска получается яркой и стойкой.

Активными называются красители, в молекулах которых содержатся группировки атомов, образующие в процессе крашении ковалентную связь с функциональными группами макромолекул окрашиваемых волокнистых материалов. Этим активные красители отличаются от всех остальных классов красителей, закрепляющихся на волокне ионными или водородными связями, связями за счет сил Ван-дер-Ваальса и др.

В результате крашения активный краситель становится частью макромолекулы волокна, поэтому такие окраски отличаются высокой устойчивостью к мокрым обработкам, трению, химической чистке и другим внешним воздействиям.

В настоящее время уже насчитывается свыше 200 торговых марок красителей с широкой гаммой цветов и оттенков.

  1.  Дисперсные красители

Дисперсные красители — это различные по свойствам нерастворимые красители, предназначенные для окраски ацетатных и триацетатных волокон, не окрашивающихся красителями других, рассмотренных ранее, классов. Дисперсные красители окрашивают также полиамидные, полиэфирные и полиакрилонитрильные волокна.

Красители по своим свойствам принципиально отличны. Они обладают способностью окрашивать волокнистые материалы в ваннах, где краситель находится не в растворе, а в виде взвешенных в воде мельчайших частиц, т. е. в тонкодисперсном состоянии.

Выпускаются красители данного класса в виде порошков для крашения и паст для печатания. На тканях из различных химических волокон можно получать разнообразные по яркости, сочности и прочностным показателям оттенки окраски.

Различают пять групп дисперсных красителей, отличающихся между собой по свойствам и степени устойчивости получаемых окрасок.

  1.  Дисперсные красители для производственого окрашивания из ацетатных, триацетатных, капроновых, лавсановых и других синтетических волокон.

Получаемые окраски обладают удовлетворительной устойчивостью к действию света и мокрым обработкам. Хотя они и неодинаковы по показателям применительно к различным волокнам, все же из ассортимента этих красителей могут быть отобраны наиболее рекомендуемые для изделий из различных волокон.

  1.  Диазотирующиеся дисперсные красители

Красители даной группы применяются для получения очень темный окраски хорошей устойчивости к мокрым обрабюоткам. В результате химического процесса молекула красителя на волокне увеличивается и прочно удерживается, что обеспечивает высокую прочность окраски (темных оттенков) к мокрым обработкам на изделиях из ацетатных волокон, капрона и лавсана.

Из отечественного ассортимента две марки дисперсных диазокрасителей — дисперсный диазосиний 3 и дисперсный диазочерный С — наиболее широко применяются.

  1.  Дисперсные металлсодержащие красители

Группа данных красителей рекомендуемые исключительно для крашения изделий из капрона. При их использовании получаются окраски высокой устойчивости к действию света и мокрым обработкам. Металлсодержащие красители рекомендуют применять при крашении непрерывным способом на специальных аппаратах по термозольному способу.

  1.  Водорастворимые производные дисперсных красителей

Водорастворимые производные дисперсных красителей используются  при крашении и печатании изделии из ацетатных волокон.

  1.  Активные дисперсные красители

Активные дисперсные красители фиксируются на синтетических волокнах в результате реакции химического взаимодействия между красителем и волокном. Красители этой группы могут быть эффективно использованы при крашении изделий из ацетатных, полиамидных и полиэфирных волокон.

  1.  Прямые красители

Прямые красители - это один из наиболее многочисленных по количеству марок класс красителей. Он наиболее универсален по способу применения. Самая широкая цветовая гамма - от желто-лимонных до темных, черных цветов. Прямые красители очень хорошо растворяются в воде, и волокна ткани красятся непосредственно в водном растворе. Красители хорошо смешиваются между собой, что позволяет значительно расширить цветовую гамму.

При изготовлении краски для росписи рекомендуется использовать прямые обыкновенные и прямые светостойкие красители. Ими можно расписывать хлопчатобумажные, вискозные, капроновые ткани и натуральный шелк.

Однако краски, изготовленные на основе прямых красителей, имеют ряд недостатков:

1. При расписывании тканей растворами комнатной температуры они могут давать недостаточную яркость цвета, довольно плохо выравниваться и растекаться по ткани.

2. Концентрированные растворы некоторых красителей при охлаждении или при долговременном отстое могут сгущаться (желатинизироваться). Однако при нагревании эти красители опять переходят в раствор и могут применяться при росписи.

  1.  Способы печати и крашения основными красителями для ткани

Крашение — процесс нанесения красителя на текстильный материал, в результате чего материал изменяет свой цвет.

Согласно современной теории процесс крашения состоит из нескольких фаз: 1) адсорбции, 2) диффузии, 3) фиксации красителя на волокне. В первый момент после погружения текстильного материала в раствор красителя отдельные молекулы или ионы красителя адсорбируются на внешней поверхности волокон. Затем одновременно с адсорбцией происходит медленная диффузия красителя внутрь волокон и фиксация его на внутренней поверхности волокон. Чем меньше размер частиц красителя и чем больше набухает волокно, тем скорее частицы красителя проникают в толщу волокна.

Крашение текстильных материалов является сложным процессом, зависящим от целого ряда факторов: структуры материала, вида волокна, диффузионной способности красителя, добавок электролита, температуры красильной ванны и др.

Крашение текстильных материалов производится главным образом синтетическими красителями, которые обеспечивают сочную, глубокую и прочную окраску; являются безвредными для человека; не ухудшают свойств волокон.

3.1. Технология окрашивания анилиновыми красителями

Анилиновые красители нельзя наносить на одну и ту же поверхность два раза, то есть проводить кистью по одному и тому же месту более одного раза. При этом нужно помнить, что при нанесении анилиновых красителей двух разных цветов на одну поверхность они смешиваются и дают третий цвет. Этот эффект можно использовать, но там, где необходимо получить чистый цвет, наносить краску следует непосредственно на чистую поверхность.  

Советские хозяйки активно использовали анилиновые красители для бытовых целей (рис.1): преобразить старую одежку (например, потертые джинсы) в новую — методом окрашивания изделия в другой, насыщенный цвет. Был только один недостаток у такого метода: обновленные вещи быстро теряли цвет — выцветали на солнце, теряли колор при стирке.

         

Рис.1 Окрашивание ткани в домашних условиях

Со временем качество таких красителей улучшилось, современная промышленность делает анилин более устойчивым к свету и воде.

У анилина отличная способность сильно растекаться, что позволяет автору легко и быстро сделать беспредметный рисунок, чтобы получить всевозможные переходы и слияния цветов. Опытные художники советуют работать с такой краской мягкими кистями — колонковыми, беличьими или хорьковыми.

Для избежания растекания рисунка, существует способ — использование трагантового клея.

Трагант — застывший сок кустарника типа каучуконосных. Имеет вид маленьких лепестков. Их растворяют в обыкновенной холодной воде, причем на один стакан воды нужно положить 10-15 листков траганта и дать постоять сутки. Если через сутки не все растворится, то эту клейкую жидкость пропускают сквозь редкую тряпочку и нераспустившиеся частицы опять заливают водой. Такой клей необходимо добавить к жидкой анилиновой краске для ткани, в соотношении 1:3.

Есть еще один способ избежать подтеков на ткани — это метод грунтовки. Он осуществляется с использованием желатина. На один литр горячей воды необходимо 2-3 г. желатина. После его полного растворения ткань  вымачивается в полученном растворе. Поле этого ткань сушится, гладится и натягивается на раму. Теперь можно работать — грунтовка спасет от подтекания краски.

3.2.Технология окрашивания активными красителями

При построении рациональной технологии крашения и составлении рецептуры необходимо подбирать такие параметры (температура, рН, длительность операций, концентрации электролитов, ТВВ и катализаторов), которые при высокой скорости крашения обеспечивают максимальную фиксацию красителя и минимальные потери его в результате гидролиза.

Все активные красители хорошо растворимы в теплой воде (при температуре 30—40° С), но чувствительны к присутствию щелочей; поэтому при растворении красителей добавки щелочи, а также кипячение должны быть исключены. Красители удовлетворительно комбинируются в смесях, хорошо выравнивают, окраски получаются ровными даже на изделиях, изготовленных из неравномерного по свойствам сырья.

Крашение можно проводить в ваннах, красильных барках и роликовых красильных машинах, в плюсовках. Крашение высокоактивными красителями осуществляют при более низкой температуре (50°С для вискозного волокна и 50—60°С для натурального шелка).

Красители с низкой реакционной способностью рекомендуются для плюсовочных методов крашения, так как в этом случае они дают наивысшую степень фиксации. Красители с большой реакционной способностью еще более пригодны для плюсовочных методов крашения, так как для их фиксации волокном требуется мало времени. Они дают высокую степень фиксации как при периодических, так и при непрерывных методах крашения. Последние обеспечивают высокую производительность при низких капитальных затратах, однородность оттенка па протяжении больших партий тканей и высокое качество получаемых окрасок.

Полунепрерывные способы крашения активными красителями

Плюсовочно-роликовый способ.

Крашение плюсовочно-роликовым способом ведут по двум вариантам, отличающимся один от другого температурой и продолжительностью процесса:

1) плюсование раствором, содержащим краситель, бикарбонат натрия и смачиватель, с последующим выдерживанием накатанной на ролик нагретой ткани. Для хлопчатобумажных тканей время выдерживания ролика составляет 2 ч при температуре 50—60 °С, для ткани из вискозных волокон—1 ч при температуре 60—70 °С;

2) плюсование раствором, содержащим краситель, щелочной агент и смачивающее вещество, с последующим выдерживанием без нагревания-накатанной на ролик ткани в течение 1—24 ч. Широкого практического применения этот вариант не нашел.

Плюсово-проявительный способ.

Данный способ применяется главным образом для крашения тканей из вискозного и льняного волокна, а также для крашения очень плотных тканей. При этом способе ткань в плюсовке пропитывается нейтральным раствором красителя, а затем на красильно-роликовой машине обрабатывается раствором, содержащим поваренную соль и кальцинированную соду. Получаются ровные и интенсивные окраски.

Непрерывные способы крашения активными красителями

Введение в практику крашения активных красителей в значительной степени изменило установленные экономические соотношения между периодическими и непрерывными процессами. Активные красители обладают свойствами, которые дают возможность применять их в высокоскоростных непрерывных методах без введения специального оборудования.

 Однованный и двухванный способ

При однованном способе крашения в одном плюсовочном растворе предусмотрено совмещение красителя и щелочи, необходимой для его фиксации волокном. Двухванный способ крашения заключается в последовательной обработке ткани нейтральным раствором красителя и раствором щелочного реагента.

Плюсовочно-сушильный способ

Среди однованных способов при получении окрасок слабой и средней интенсивности для красителей, быстро реагирующих с волокном, применяется плюсовочно-бикарбонатный или плюсовочно-сушильный способ. Они осуществляются по следующим схемам:

плюсование — сушка;

плюсование — сушка — запаривание;

плюсование — запаривание.

3.4. Технология окрашивания дисперсными красителями

Механизм процесса окрашивания ацетатных и триацетатных волокон дисперсными красителями в полной мере еще не установлен. В настоящее время существуют две гипотезы. Одна из них объясняет механизм окрашивания как растворение красителя в массе волокна; другая рассматривает крашение ацетатных волокон дисперсными красителями как процесс, аналогичный крашению целлюлозных волокон, когда молекулы красителя адсорбируются волокном из водной среды и затем диффундируют изнутри волокна (поскольку дисперсный краситель не находится в растворе, адсорбироваться волокном могут только частицы красителя, размеры которых близки к размерам молекул). В любом варианте, каким бы ни был механизм окрашивания, одним из решающих факторов крашения дисперсными красителями является степень дисперсности этих красителей в водной среде. Данный показатель определяет качество окрасок и прежде всего ровноту окрашивания.

При использовании красителей в виде порошков для достижения лучшего диспергирования краситель перед введением его в красильную ванну тщательно замешивают с поверхностно-активным диспергирующим препаратом (неионогенным диспергатором НФ или препаратом ОП-10) при температуре 50—60оС. В ванну добавляют также поверхностно-активные вещества, стабилизирующие степень дисперсности красителя в процессе крашения или оказывающие диспергирующее действие на красители в ванне.

3.4. Технология окрашивания прямыми красителями

Прямые красители непосредственно окрашивают текстильные материалы. Причем целлюлозные волокна хорошо окрашиваются в слабощелочной среде, белковые — в слабокислой. Крашение хлопчатобумажных материалов в темные тона производится обычно на роликовых красильных машинах (рис.2). Материал в расправку накатывается на один из валов роликовой машины и одновременно замачивается в барке с теплой водой. Затем в барку машины вливают раствор красителя и перекатывают ткань через барку с красителем с одного вала на другой и обратно в течение 40—60 мин. После этого ткань промывают.

Рис. 2. Роликовая красильная машина.

Крашение хлопчатобумажных тканей в светлые тона производится на плюсовках. Ткань 1 (рис. 3) проходит через ящик 2 с красителем, затем под прижимные валы 3 и далее поступает на сушку.

             

          Рис. 3. Плюсовка.

При крашении шерстяных тканей ванну с красителем доводят до кипения и красят 1—1,5 ч. Затем ванну охлаждают, а ткань промывают. Прочность окраски невысокая. Чаще всего прямые красители применяют для крашения полушерстяных тканей. Для получения равномерной окраски применяют двухванный способ. При этом вначале ткань красят кислотным красителем для шерсти, а затем прямым для хлопка.

Наиболее широко прямые красители применяют для крашения натуральных шелковых тканей, так как они дают более прочную окраску, чем кислотные.

Шелковые ткани красят в нейтральной среде (в средние и темные цвета) или слабощелочной (в светлые цвета) при температуре 90—95°С в течение 1 ч. Затем ткань промывают умягченной водой и обрабатывают в ванне, содержащей 5 г/л уксусной кислоты.

При крашении прямыми красителями ткани получают окраску яркую, сочную, но неустойчивую к мокрым обработкам и к свету. Поэтому в последнее время для тканей, окрашенных прямыми красителями, в целях повышения прочности окраски применяют обработку закрепителями ДЦУ или ДЦМ.

3.5. Печатание на ткани

Печатание — нанесение и закрепление красителя на отдельных определенных участках материала.

Для печатания используются рассмотренные выше красители, но приготовленные особым образом и имеющие густую, вязкую консистенцию.

Получение рисунчатых расцветок на тканях может быть выполнено одним из следующих способов.

Ручная набивка. Печатание осуществляется с помощью деревянных форм — манер, на нижней поверхности которых вырезан выпуклый рисунок. Применяется этот способ для набивки штучных изделий — платков, салфеток и т. п.

Печатание сетчатыми шаблонами (фотофильмпечать). При этом способе печатания основным рабочим инструментом является шаблон, представляющий собой раму с натянутой на нее тонкой сеткой (капроновой или медной). При изготовлении шаблона сетку на определенных участках покрывают пленкой, не проницаемой для краски, с таким расчетом, чтобы не закрытые пленкой участки образовывали определенный заранее заданный рисунок.

При печатании ткань расстилают на длинном столе, накладывают на нее шаблон так, чтобы сетка плотно прилегала к ткани и с помощью резиновой пластинки — ракли протирают краску. Последовательно перемещая шаблон по длине ткани, производят печатание на всем полотне ткани. Для получения многоцветных рисунков требуется применять столько шаблонов, сколько цветов имеется в рисунке. Этот способ печатания довольно трудоемкий и малопроизводительный. Однако в силу того, что этим способом возможно воспроизводить на ткани самые сложные рисунки с фотографической точностью, его широко применяют для печатания креповых, шелковых тканей.

Аэрографный способ. При печатании этим способом на ткань накладывается картонный шаблон с вырезами в виде определенного рисунка. При помощи пульверизатора через вырезы в шаблоне на ткань наносят краситель. Меняя положение пульверизатора и время обработки получают окраску любой интенсивности. Этим методом можно получать окраску с плавными переходами от одного тона к другому. Аэрографный способ печатания применяется для шелковых и ворсовых тканей.

Машинная печать. Этот способ печатания наиболее распространенный и применяется для получения одноцветных и многоцветных рисунков на ткани. Печатающим органом печатной машины служит полый медный цилиндр (печатный вал), на поверхности которого выгравирован рисунок (узор). Печатные машины бывают одновальные для печатания на ткани одноцветных рисунков и многоовальные (до 16 валов) для получения многоцветных рисунков (количество цветов в рисунке всегда соответствует количеству печатных валов машины, так как каждый вал печатает только одним цветом определенную часть рисунка).

При работе трехвальной печатной машины на вращающийся печатный вал 1 (рис. 4) с помощью валика или щетки 2, из корыта 3 наносится краска, удерживающаяся в углублениях вала, полученных при гравировке. Излишек краски с выступающей гладкой поверхности печатного вала снимается остроотточенной пластинкой — раклей 4.

Рис. 4. Схема печатной машины.

Печатный вал сильно прижимается к грузовику 5 и краска из углубленной части вала отпечатывается на ткани 6.

Для лучшей упругости грузовик обтянут плотной шерстяной тканью и, кроме того, между тканью и грузовиком пропускают еще плотную кирзу 7, которая одновременно предохраняет изнанку ткани от загрязнений. По выходе из машины кирза промывается горячей водой, высушивается и обратно подается в печатную машину.

Напечатанная ткань поступает в сушилку для подсушивания при температуре 60—70°С.

Различают три вида печати: прямую, вытравную и резервную.

При прямой (накладной) печати краску наносят непосредственно на ткань. В зависимости от площади, занимаемой рисунком, различают белоземельные — цветной рисунок на белой ткани занимает до 40% ее площади; полугрунтовые — 40—60%; грунтовые — цветной рисунок занимает более 60% площади ткани. Для прямой печати используются азокрасители, кубовые и другие красители.

Процесса печатания азокрасителями может проходить двумя способами, широко применяемыми для печатания хлопчатобумажных материалов. При первом способе печатания ткань предварительно обрабатывают щелочным раствором азосоставляющей (так же, как и при гладком крашении) и высушивают. Затем на печатной машине на ткань наносят диазосоставляющую. В момент печатания происходит сочетание азо- и диазосоставляющих с образованием красителя на ткани.

При втором способе ткань обрабатывают диазоаминолами, представляющими собой смесь азо- и диазосоставляющих. Причем диазосоставляющая находится в неактивной стойкой форме и не реагирует с азосоставляющей ни до печатания, ни во время печатания. При последующей тепловой обработке ткани в зрельнике в кислой среде происходит сочетание азо- и диазосоставляющих с образованием красителя.

Вытравная печать позволяет получать вытравные рисунки путем нанесения на гладкокрашеную ткань вытравки — вещества, разрушающего краситель и, таким образом, обесцвечивающего ткань на этом участке. Применяют также цветные вытравки, представляющие собой вещества, в состав которых кроме вытравки входит краситель, устойчивый к действию вытравки. Вытравные рисунки получают обычно на тканях, окрашенных прямыми, кубовыми, сернистыми или азокрасителями.

Резервная печать состоит в том, что на ткань обычно перед гладким крашением наносят (печатают) вещество — резерв, предохраняющее ее на определенных участках, по заданному рисунку, от окраски при крашении. Такой вид печатания применяется для хлопчатобумажных и вискозных тканей, которые в дальнейшем идут на крашение черным анилином или азокрасителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все предметы, окружающие человека: мебель, шторы на окнах и обои на стенах, всевозможные изделия из пластмасс, кожаные и резиновые вещи, детские игрушки, одежда, окрашены синтетическими красителями. У этих предметов разное назначение, разный состав, свойства материалов, из которых они сделаны, они имеют ряд отличий, и поэтому каждый материал требует особенных, только для него пригодных методов крашения.

В Заключении указываются выводы по всем вашим главам, примерно на 1 стр.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Семечкина Е.В. Реставрация тканей. Крашение текстильных материалов. Методические рекомендации [Текст] / Е.В. Семечкина //М.: ВХНРЦ, 1990. - 64 с.
  2.  Жолобова А.Я. Подарки из батика [Текст] / А.Я. Жолобова //М.:  АСТ, Сталкер, 2006-80 с.
  3.  Венкатараман К.Н. Химия синтетических красителей [Текст] / Венкатараман К.Н., Вульфсон Н.С. – М: Химия,1956. – 77 с.
  4.  Горелик М.В. Аналитическая химия синтетических красителей [Текст] / Горелик М.В., Эфрос Л.С – М: Химия 1979;
  5.  Чекалин М.А. Технология органических красителей и промежуточных продуктов [Текст] / Чекалин М.А., Пассет Б. В., Иоффе Б. А. – М: Химия,1980;
  6.  Степанов Б.И., Введение в химию и технологию органических красителей [Текст] / Б.И. Степанов //  М.: Аист - 1984;
  7.   Гордон П., Грегори П., Органическая химия красителей [Текст] / Гордон П., Грегори П. -  М.: Логос -  1987;
  8.  Лисицын В.Н., Химия и технология промежуточных продуктов [Текст] / Б.И. Степанов //  М.: Химия - 1987;
  9.  Мельников Б.Н. Применение красителей. [Текст] / Мельников Б.Н., Морыганов П.В. -  М., 1971
  10.  Мельников Б.Н., Теоретические основы технологии крашения волокнистых материалов [Текст] /  Мельников Б.Н., Блиничева И.Б.  - М., 1978
  11.  Манджини А. Цвет и красители [Текст] / А. Маджиев //  М., 1983
  12.  Степанов Б.И. Введение в химию и технологию органических красителей [Текст] / Б.И. Степанов //   М., 1984
  13.  

Нужно примерно 20-25 литературных источников


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67791. Дослідження електричних кіл з послідовним, паралельним та змішаним з’єднанням опорів 279.5 KB
  Вивчити експериментальні методи дослідження електричних кіл з послідовним, паралельним і змішаним з’єднанням опорів. Навчитись визначати еквівалентні опори при різних способах їх з’єднання та потужності, що споживають окремі опори та електричні кола.
67792. Дослідження складних кіл постійного струму 275 KB
  Вивчити методи розрахунку складних електричних кіл і експериментально перевірити метод еквівалентного генератора. Використовувати описані вище методи у цьому випадку недоцільно бо розроблено метод еквівалентного генератора метод холостого ходу і короткого...
67793. Дослідження впливу навантаження на режими роботи джерела постійного струму. Нелінійні електричні кола 278.5 KB
  Дослідити вплив навантаження на основні характеристики передачі енергії джерелом постійного струму. Навчитися досліджувати нелінійні електричні кола. Короткі теоретичні відомості Будь-яке електричне коло складається з джерела електричної енергії, споживача та лінії передачі і його можна представити електричною схемою...
67794. Дослідження магнітного кола постійних струмів 576.5 KB
  Вивчити методи та прилади вимірювання магнітної індукції і магнітного потоку та дослідити веберамперні характеристики магнітних кіл постійного струму. Короткі теоретичні відомості Частину електротехнічного пристрою призначеного для створення в його робочому об’ємі магнітного поля заданої...
67795. Дослідження послідовного кола змінного струму 423 KB
  Перевірка закону Ома при аналізі послідовних кіл змінного струму, які складаються з активного опору, індуктивності і ємності, і вивчення явища резонансу напруг. Короткі теоретичні відомості Змінним називається струм, який періодично змінює свій напрямок. Напруга змінного синусоїдного струму описується функцією...
67796. Дослідження електричного кола змінного струму з паралельним з’єднанням віток 333.5 KB
  Дослідити режим роботи електричного кола з паралельним з’єднанням котушки індуктивності і ємності при різних частотах вивчити вплив С і L на явище резонансу струмів та його використання для регулювання коефіцієнта потужності. Короткі теоретичні відомості На відміну від кола...
67797. Дослідження трифазної системи при з’єднанні споживачів зіркою 515.5 KB
  Вивчити основні властивості і застосування трифазних кіл при з’єднанні джерела і споживачів зіркою. Дослідити роботу трифазної системи струмів при рівномірному і нерівномірному навантаженні фаз а також роботу системи при обриві фазного і нульового проводів.
67798. РЕНТГЕНОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРИЕНИРОВКИ НЕОГРАНЕННЫХ МОНОКРИСТАЛЛОВ МЕТОДОМ ЛАУЭ 2.04 MB
  В методе Лауэ дифракционная картина получается от неподвижного монокристалла при облучении его непрерывным спектром рентгеновского излучения. Образцом может служить как изолированный кристалл, так и достаточно крупное зерно поликристалла.