84772

Суффикс. Представление о «суффиксе»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организовать наблюдение за влиянием суффикса на значение слова. Познавательные: извлекать информацию критически оценивать понимать информацию в разных формах схемы модели ориентироваться в своей системе знаний отвечать на вопросы преобразовывать информацию проводить анализ сравнение...

Русский

2015-03-21

41 KB

1 чел.

                                                Тема: Суффикс.

Цели:

1.Актуализировать знания  детей о значении слова.

Задачи:

Создать условия для выявления нового знания:

   а) Дать представление о  «суффиксе».

   б) Организовать наблюдение за образованием однокоренных слов.

   в) Организовать наблюдение за влиянием  суффикса на значение слова.

   г) Совершенствовать умение работать с текстом.

   д) Способствовать развитию связной речи.

2. Формировать УУД

Регулятивные:

-определять и формулировать  цель на уроке в соответствии с поставленной задачей;

-планировать и действовать по плану;

-вносить коррективы.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других, выстраивать свою речь красиво и правильно,

-участвовать в диалоге,

-вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

-извлекать информацию, критически оценивать,

-понимать информацию в разных формах (схемы, модели),

-ориентироваться в своей системе знаний, отвечать на вопросы, преобразовывать информацию,

-проводить анализ, сравнение, делать выводы

 Планируемый результат:

-узнавать новую морфему в словах,

-умение находить суффиксы в словах, образовывать новые слова  при помощи суффикса.

-умение работать с текстом.

Личностные результаты:

умение проводить самооценку.

Ресурсы:

«Необычная тетрадь  по обучению грамоте   от А до Я». П.И. Бабенко. Е.Н. Вострикова. Л.В. Горшкова.

Презентация. Лист индивидуальной самооценки.

Организация пространства:

-фронтальная работа,

-индивидуальная работа.

Вводная часть: Учитель показывает  слайд с изображением  «кота», задаёт вопрос:

 У.- Кто это?

 Д.(Кот)

Под фотографией  появляется   - запись «кот».  

У.-Дайте название следующему изображению.

Д.(котенок или котик)

Появляется запись или котёнок, или котик.

У.- А это кто?

Д.(ответы детей могут быть разные, нужно выбрать слово « котище»)

 Под  фотографией  запись «котище».

(На следующем слайде слова встают друг под другом, так , что бы четко прослеживался корень)

У.-Сравните слова? Что общего в словах?

(Дети отмечают, что слова однокоренные, корень  «кот»).  

У.-Чем отличаются эти слова?

 (Ответы детей)

У.-Какая часть слова изменила значение?

 (Ответы детей)

У.-Корень мы выделяем дугой. Как можно выделить, показать эту часть слова?(Ответы детей)

У.-Предлагаю выделить эту часть слова «уголком». Такая часть слова называется «суффикс». Уголок - общепринятый знак для выделения суффикса.

У.-Подумайте, для чего нужен суффикс в словах?

(Ответы детей: для образования новых слов).

Формулировка темы и цели урока (на доске).

У.-Обозначьте тему урока.

Д.-Суффикс.

У.- Сформулируйте цель.

Д.-Познакомиться с новой морфемой (частью слова).

-Понаблюдать за изменением слов.

-Сделать выводы.

 

Работа в  парах.

- Прочитайте название. Предположите, о чём будем читать?

Путаница

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

Мяу! Мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

                                                                                                                 К. Чуковский

 У.- Работая в парах, найдите «детёнышей» в стихотворении, выделите в словах суффиксы.

Следующий слайд

- Подпишите рисунки:

                                                                                                                                                    

Домик                                          дом                                                    домище

___________                      ______________                                  _______________

У.-Сравните слова. Что общего и что отличного в словах? Какая часть слова изменила его значение?

 (Дети самостоятельно выделяют корень, суффиксы. Затем следует проверка выполнения задания)

- Укажите  место, суффикса в слове?

(После корня)

У.- Какой вывод можно сделать?

(Ответы детей: Часть слова, которая стоит после корня называется суффиксом.

Суффикс служит для образования новых слов!)

Игра: «Преврати предмет в маленький»: Двор – дворик, заяц – зайчик, зайчонок, заинька, заюшка, берёза – берёзонька, берёзка, берёзушка,  ива – ивушка, корова – коровушка, сова – совушка.

В ходе работы определяют какой суффикс даёт оттенок маленького предмета: ик, онок, к, юшу, оньк, ушк. Дети отмечают, что эти суффиксы делают слова «ласковыми».

Игра: «Преврати предмет в большой»: Хвост – хвостище, жильё – жилище, куст – кустище, слон – слонище, дуб – дубище.

В ходе работы ещё раз уточняют,  какой суффикс даёт оттенок большого предмета: ищ.

 У.-Прочитайте стихотворения.

(Первые 4 строчки дети читают хором).

Чёрный кот – котище

Выкатил глазищи…

Все слова прочтите,

Суффиксы найдите.

У.-Выделите в этих словах суффиксы (индивидуальная работа)

(Дети выделяют в словах стихотворений найденные суффиксы. Обращаем внимание на то, какой оттенок несёт каждый суффикс).

Кустик да кусточек,                   

Садик да садочек,                       

Машенька да Ванечка,                 

Шурочка да Танечка…                

Козочка и лисонька,

Курочка и кисонька,

Садик и садочек,

Папочка, сыночек –

Суффикс в слове очень нужен, знай его и будь с ним дружен!

-Прочитайте текст К. Д. Ушинского (тексты на парте у каждого ученика).

Лисонька.

У кумушки - лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте.

      Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет. А на шее белый  галстучек.

      Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

- Что узнали о лисе из этого текста? Как автор относится к лисе? Почему автор дал такое название тексту?

- В подчёркнутых словах найдите и выделите суффиксы. Найдите слова с ласкательными суффиксами.

 Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое  содержание урока,

организовать  рефлексию и самооценку   учениками собственной деятельности.

 Возврат к теме и цели урока.

У.- Какую новую часть слова  сегодня узнали? Роль суффикса в слове?

Достигли поставленных целей?

Самооценка.

(Детям выдаются индивидуальные листы с изображением  3 кошек: котенок, кот и котище.)

У. -Кто   понял, что такое суффикс, может его сам найти  в слове и объяснить товарищу, тот раскрашивает  большого кота - котище. Кто  немного сомневается, тот  раскрашивает кота, а кто сильно сомневается в своих знаниях, тот раскрашивает котенка.

Устная оценка  по схеме :  я знаю, запомнил, смог....


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39369. Россия в начале XX века: революция или реформы 78 KB
  Россия не являлась одним из промышленных или финансовых гигантов, противоречия между которыми привели к войне Россия была в целом заинтересована в сохранении территориально-политического раздела мира Россия обладала огромным военным потенциалом, значительными сырьевыми ресурсами и пользовалась большим авторитетом на международной арене
39370. Проектирование и расчет цилиндрического редуктора 564 KB
  Расчет электродвигателя и кинематический расчет привода. Расчет зубчатой передачи редуктора. Предварительный расчет валов редуктора. Конструктивные размеры шестерни и колеса. Конструктивные размеры корпуса редуктора. Первый этап компоновки редуктора
39371. Основы генетики и селекций 29.85 KB
  Ген (от греч. genos — род, происхождение) – участок молекулы геномной нуклеиновой кислоты, характеризуемый специфической для него последовательностью нуклеотидов, представляющий единицу функции, отличной от функций других генов, и способный изменяться путем мутирования.
39372. Расчет привода рабочей машины 967.5 KB
  Мощность двигателя зависит от требуемой мощности рабочей машины а его частота вращения от частоты вращения приводного вала рабочей машины.2 Определение передаточного числа привода и его ступеней Передаточное число привода определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя к частоте вращения приводного вала рабочей машины при номинальной нагрузке и равно произведению передаточных чисел закрытой и открытой передач.1 Частота вращения приводного вала рабочей машины 2.1 Определяем мощности а двигателя б быстроходного вала...
39373. М.Вебер – основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия 15.96 KB
  М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Веберу общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов.
39374. Введение в изучение культуры Италии 179 KB
  Во все эпохи Италия, Апеннинский полуостров и ближайшие острова, их природные и антропологические богатства привлекали исследователей. Начиная с мифологической эпохи, история, культура, цивилизация этой части света, находит свое отражение в устном и письменном творчестве
39375. Збільшення прибутку на підприємстві на прикладі ВАТ «Биттехніка» 910 KB
  Мета в дипломної роботи складається у вивченні економічного аналізу прибутку, витрат та обсяг виробництва на підприємстві. Визначити взаємозв’язок впливу на прибуток таких факторів як обсяг та витрати виробництва методом CVP аналізу й побудови графіку беззбитковості.
39376. Проектирование двухступенчатого механического привода 1.61 MB
  механизм лебедки по рекомендациям [Чернилевский с. Определим угловую скорость 3го вала: Определим мощность 3го вала: Для двухступенчатого привода подберем двигатель и произведем кинематический и силовой расчет если мощность и угловая скорость выходного вала известны и соответственно равны: Мощность требуемая от электродвигателя: где общий КПД привода: По ГОСТ 1952381 выбираем ближайший по мощности электродвигатель 4А200М6У3 [Чернилевский с. 227] выполняя условие для которого При данной частоте вращения общее передаточное...
39377. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 489 KB
  Общественное разделение труда предполагает специализацию, обособление отдельных видов конкретного труда (труда в особой целесообразной форме - например, труд пекаря, гончара). Развитие общественного разделения труда выражается в увеличении числа профессий и специальностей