84772

Суффикс. Представление о «суффиксе»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организовать наблюдение за влиянием суффикса на значение слова. Познавательные: извлекать информацию критически оценивать понимать информацию в разных формах схемы модели ориентироваться в своей системе знаний отвечать на вопросы преобразовывать информацию проводить анализ сравнение...

Русский

2015-03-21

41 KB

1 чел.

                                                Тема: Суффикс.

Цели:

1.Актуализировать знания  детей о значении слова.

Задачи:

Создать условия для выявления нового знания:

   а) Дать представление о  «суффиксе».

   б) Организовать наблюдение за образованием однокоренных слов.

   в) Организовать наблюдение за влиянием  суффикса на значение слова.

   г) Совершенствовать умение работать с текстом.

   д) Способствовать развитию связной речи.

2. Формировать УУД

Регулятивные:

-определять и формулировать  цель на уроке в соответствии с поставленной задачей;

-планировать и действовать по плану;

-вносить коррективы.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других, выстраивать свою речь красиво и правильно,

-участвовать в диалоге,

-вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

-извлекать информацию, критически оценивать,

-понимать информацию в разных формах (схемы, модели),

-ориентироваться в своей системе знаний, отвечать на вопросы, преобразовывать информацию,

-проводить анализ, сравнение, делать выводы

 Планируемый результат:

-узнавать новую морфему в словах,

-умение находить суффиксы в словах, образовывать новые слова  при помощи суффикса.

-умение работать с текстом.

Личностные результаты:

умение проводить самооценку.

Ресурсы:

«Необычная тетрадь  по обучению грамоте   от А до Я». П.И. Бабенко. Е.Н. Вострикова. Л.В. Горшкова.

Презентация. Лист индивидуальной самооценки.

Организация пространства:

-фронтальная работа,

-индивидуальная работа.

Вводная часть: Учитель показывает  слайд с изображением  «кота», задаёт вопрос:

 У.- Кто это?

 Д.(Кот)

Под фотографией  появляется   - запись «кот».  

У.-Дайте название следующему изображению.

Д.(котенок или котик)

Появляется запись или котёнок, или котик.

У.- А это кто?

Д.(ответы детей могут быть разные, нужно выбрать слово « котище»)

 Под  фотографией  запись «котище».

(На следующем слайде слова встают друг под другом, так , что бы четко прослеживался корень)

У.-Сравните слова? Что общего в словах?

(Дети отмечают, что слова однокоренные, корень  «кот»).  

У.-Чем отличаются эти слова?

 (Ответы детей)

У.-Какая часть слова изменила значение?

 (Ответы детей)

У.-Корень мы выделяем дугой. Как можно выделить, показать эту часть слова?(Ответы детей)

У.-Предлагаю выделить эту часть слова «уголком». Такая часть слова называется «суффикс». Уголок - общепринятый знак для выделения суффикса.

У.-Подумайте, для чего нужен суффикс в словах?

(Ответы детей: для образования новых слов).

Формулировка темы и цели урока (на доске).

У.-Обозначьте тему урока.

Д.-Суффикс.

У.- Сформулируйте цель.

Д.-Познакомиться с новой морфемой (частью слова).

-Понаблюдать за изменением слов.

-Сделать выводы.

 

Работа в  парах.

- Прочитайте название. Предположите, о чём будем читать?

Путаница

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

Мяу! Мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

                                                                                                                 К. Чуковский

 У.- Работая в парах, найдите «детёнышей» в стихотворении, выделите в словах суффиксы.

Следующий слайд

- Подпишите рисунки:

                                                                                                                                                    

Домик                                          дом                                                    домище

___________                      ______________                                  _______________

У.-Сравните слова. Что общего и что отличного в словах? Какая часть слова изменила его значение?

 (Дети самостоятельно выделяют корень, суффиксы. Затем следует проверка выполнения задания)

- Укажите  место, суффикса в слове?

(После корня)

У.- Какой вывод можно сделать?

(Ответы детей: Часть слова, которая стоит после корня называется суффиксом.

Суффикс служит для образования новых слов!)

Игра: «Преврати предмет в маленький»: Двор – дворик, заяц – зайчик, зайчонок, заинька, заюшка, берёза – берёзонька, берёзка, берёзушка,  ива – ивушка, корова – коровушка, сова – совушка.

В ходе работы определяют какой суффикс даёт оттенок маленького предмета: ик, онок, к, юшу, оньк, ушк. Дети отмечают, что эти суффиксы делают слова «ласковыми».

Игра: «Преврати предмет в большой»: Хвост – хвостище, жильё – жилище, куст – кустище, слон – слонище, дуб – дубище.

В ходе работы ещё раз уточняют,  какой суффикс даёт оттенок большого предмета: ищ.

 У.-Прочитайте стихотворения.

(Первые 4 строчки дети читают хором).

Чёрный кот – котище

Выкатил глазищи…

Все слова прочтите,

Суффиксы найдите.

У.-Выделите в этих словах суффиксы (индивидуальная работа)

(Дети выделяют в словах стихотворений найденные суффиксы. Обращаем внимание на то, какой оттенок несёт каждый суффикс).

Кустик да кусточек,                   

Садик да садочек,                       

Машенька да Ванечка,                 

Шурочка да Танечка…                

Козочка и лисонька,

Курочка и кисонька,

Садик и садочек,

Папочка, сыночек –

Суффикс в слове очень нужен, знай его и будь с ним дружен!

-Прочитайте текст К. Д. Ушинского (тексты на парте у каждого ученика).

Лисонька.

У кумушки - лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте.

      Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет. А на шее белый  галстучек.

      Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

- Что узнали о лисе из этого текста? Как автор относится к лисе? Почему автор дал такое название тексту?

- В подчёркнутых словах найдите и выделите суффиксы. Найдите слова с ласкательными суффиксами.

 Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое  содержание урока,

организовать  рефлексию и самооценку   учениками собственной деятельности.

 Возврат к теме и цели урока.

У.- Какую новую часть слова  сегодня узнали? Роль суффикса в слове?

Достигли поставленных целей?

Самооценка.

(Детям выдаются индивидуальные листы с изображением  3 кошек: котенок, кот и котище.)

У. -Кто   понял, что такое суффикс, может его сам найти  в слове и объяснить товарищу, тот раскрашивает  большого кота - котище. Кто  немного сомневается, тот  раскрашивает кота, а кто сильно сомневается в своих знаниях, тот раскрашивает котенка.

Устная оценка  по схеме :  я знаю, запомнил, смог....


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30446. Личные (гражданские) права, свободы, обязанности в зарубежных странах 17.2 KB
  Защита человека от произвола государства состоит в признании таких прав и свобод как достоинство личности право на жизнь неприкосновенность личности свобода частной жизни гарантии на справедливый суд процессуальные гарантии и некоторых других. Этим понятием охватывается качество человека равнозначное праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство личности это прежде всего запрет подвергать человека пыткам насилию другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию а также без...
30447. Политические права, свободы, обязанности в зарубежных странах 16.25 KB
  Политические права свободы обязанности в зарубежных странах. Эти права и свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах. Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально так и через объединение с другими людьми. Реально проявляют себя только крупные политические партии профсоюзы объединения предпринимателей религиозные общества творческие союзы спортивные клубы и т т Суть свободы демонстраций и собраний состоит в...
30448. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности в зарубежных странах 15.82 KB
  Экономические социальные и культурные права свободы и обязанности в зарубежных странах. Экономические права призваны гарантировать человеку возможность удовлетворить свои жизненные потребности получить от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах связывает эти права с идеалом свободной человеческой личности свободной от страха и нужды. Экономические права.
30449. Общественный строй как конституционно-правовой институт в зарубежных странах 14.12 KB
  Такими подсистемами являются: экономические отношения социальные отношения в узком смысле слова духовнокультурные отношения политические отношения. Не всегда можно провести четкую грань между этими отношениями. Его рассматривают как общество в котором существуют развитые экономические культурные правовые политические отношения между составляющими его индивидами которые не опосредованы государством.
30450. Государство как конституционно-правовой институт в зарубежных странах 13.3 KB
  Государство как конституционноправовой институт в зарубежных странах Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. Государство это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство это феномен человеческой мысли и человеческого труда. Государство основной институт политической системы общества организующий направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей общественных групп...
30451. Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах 16.29 KB
  Усложнение форм и методов деятельности политических партий возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституцищшпзации то есть включении в конституции основных принципов их статуса и законодательной институционализации в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально. Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование...
30452. Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах 17.92 KB
  Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах. Форма правления внешнее выражение содержания государства определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти. Характер формы правления существующей в данном государстве зависит от организации верховной государственной власти точнее от определения правового положения одного высшего органа государственной власти главы государства. И в зависимости от того осуществляется ли эта власть одним лицом по наследству или...
30453. Принципы избирательного права в зарубежных странах 16.46 KB
  Принципы избирательного права: 1 Всеобщность избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами Тем не менее всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов требований к потенциальному избирателю: возрастной ценз; ценз оседлости ценз пола имущественный профессиональный ценз Моральный ценз расовый 2 Свободное участие в выборах избиратель сам решает участвовать ли ему в избирательном процессе и если да то в какой мере.