84772

Суффикс. Представление о «суффиксе»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организовать наблюдение за влиянием суффикса на значение слова. Познавательные: извлекать информацию критически оценивать понимать информацию в разных формах схемы модели ориентироваться в своей системе знаний отвечать на вопросы преобразовывать информацию проводить анализ сравнение...

Русский

2015-03-21

41 KB

1 чел.

                                                Тема: Суффикс.

Цели:

1.Актуализировать знания  детей о значении слова.

Задачи:

Создать условия для выявления нового знания:

   а) Дать представление о  «суффиксе».

   б) Организовать наблюдение за образованием однокоренных слов.

   в) Организовать наблюдение за влиянием  суффикса на значение слова.

   г) Совершенствовать умение работать с текстом.

   д) Способствовать развитию связной речи.

2. Формировать УУД

Регулятивные:

-определять и формулировать  цель на уроке в соответствии с поставленной задачей;

-планировать и действовать по плану;

-вносить коррективы.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других, выстраивать свою речь красиво и правильно,

-участвовать в диалоге,

-вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

-извлекать информацию, критически оценивать,

-понимать информацию в разных формах (схемы, модели),

-ориентироваться в своей системе знаний, отвечать на вопросы, преобразовывать информацию,

-проводить анализ, сравнение, делать выводы

 Планируемый результат:

-узнавать новую морфему в словах,

-умение находить суффиксы в словах, образовывать новые слова  при помощи суффикса.

-умение работать с текстом.

Личностные результаты:

умение проводить самооценку.

Ресурсы:

«Необычная тетрадь  по обучению грамоте   от А до Я». П.И. Бабенко. Е.Н. Вострикова. Л.В. Горшкова.

Презентация. Лист индивидуальной самооценки.

Организация пространства:

-фронтальная работа,

-индивидуальная работа.

Вводная часть: Учитель показывает  слайд с изображением  «кота», задаёт вопрос:

 У.- Кто это?

 Д.(Кот)

Под фотографией  появляется   - запись «кот».  

У.-Дайте название следующему изображению.

Д.(котенок или котик)

Появляется запись или котёнок, или котик.

У.- А это кто?

Д.(ответы детей могут быть разные, нужно выбрать слово « котище»)

 Под  фотографией  запись «котище».

(На следующем слайде слова встают друг под другом, так , что бы четко прослеживался корень)

У.-Сравните слова? Что общего в словах?

(Дети отмечают, что слова однокоренные, корень  «кот»).  

У.-Чем отличаются эти слова?

 (Ответы детей)

У.-Какая часть слова изменила значение?

 (Ответы детей)

У.-Корень мы выделяем дугой. Как можно выделить, показать эту часть слова?(Ответы детей)

У.-Предлагаю выделить эту часть слова «уголком». Такая часть слова называется «суффикс». Уголок - общепринятый знак для выделения суффикса.

У.-Подумайте, для чего нужен суффикс в словах?

(Ответы детей: для образования новых слов).

Формулировка темы и цели урока (на доске).

У.-Обозначьте тему урока.

Д.-Суффикс.

У.- Сформулируйте цель.

Д.-Познакомиться с новой морфемой (частью слова).

-Понаблюдать за изменением слов.

-Сделать выводы.

 

Работа в  парах.

- Прочитайте название. Предположите, о чём будем читать?

Путаница

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

Мяу! Мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

                                                                                                                 К. Чуковский

 У.- Работая в парах, найдите «детёнышей» в стихотворении, выделите в словах суффиксы.

Следующий слайд

- Подпишите рисунки:

                                                                                                                                                    

Домик                                          дом                                                    домище

___________                      ______________                                  _______________

У.-Сравните слова. Что общего и что отличного в словах? Какая часть слова изменила его значение?

 (Дети самостоятельно выделяют корень, суффиксы. Затем следует проверка выполнения задания)

- Укажите  место, суффикса в слове?

(После корня)

У.- Какой вывод можно сделать?

(Ответы детей: Часть слова, которая стоит после корня называется суффиксом.

Суффикс служит для образования новых слов!)

Игра: «Преврати предмет в маленький»: Двор – дворик, заяц – зайчик, зайчонок, заинька, заюшка, берёза – берёзонька, берёзка, берёзушка,  ива – ивушка, корова – коровушка, сова – совушка.

В ходе работы определяют какой суффикс даёт оттенок маленького предмета: ик, онок, к, юшу, оньк, ушк. Дети отмечают, что эти суффиксы делают слова «ласковыми».

Игра: «Преврати предмет в большой»: Хвост – хвостище, жильё – жилище, куст – кустище, слон – слонище, дуб – дубище.

В ходе работы ещё раз уточняют,  какой суффикс даёт оттенок большого предмета: ищ.

 У.-Прочитайте стихотворения.

(Первые 4 строчки дети читают хором).

Чёрный кот – котище

Выкатил глазищи…

Все слова прочтите,

Суффиксы найдите.

У.-Выделите в этих словах суффиксы (индивидуальная работа)

(Дети выделяют в словах стихотворений найденные суффиксы. Обращаем внимание на то, какой оттенок несёт каждый суффикс).

Кустик да кусточек,                   

Садик да садочек,                       

Машенька да Ванечка,                 

Шурочка да Танечка…                

Козочка и лисонька,

Курочка и кисонька,

Садик и садочек,

Папочка, сыночек –

Суффикс в слове очень нужен, знай его и будь с ним дружен!

-Прочитайте текст К. Д. Ушинского (тексты на парте у каждого ученика).

Лисонька.

У кумушки - лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте.

      Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет. А на шее белый  галстучек.

      Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

- Что узнали о лисе из этого текста? Как автор относится к лисе? Почему автор дал такое название тексту?

- В подчёркнутых словах найдите и выделите суффиксы. Найдите слова с ласкательными суффиксами.

 Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое  содержание урока,

организовать  рефлексию и самооценку   учениками собственной деятельности.

 Возврат к теме и цели урока.

У.- Какую новую часть слова  сегодня узнали? Роль суффикса в слове?

Достигли поставленных целей?

Самооценка.

(Детям выдаются индивидуальные листы с изображением  3 кошек: котенок, кот и котище.)

У. -Кто   понял, что такое суффикс, может его сам найти  в слове и объяснить товарищу, тот раскрашивает  большого кота - котище. Кто  немного сомневается, тот  раскрашивает кота, а кто сильно сомневается в своих знаниях, тот раскрашивает котенка.

Устная оценка  по схеме :  я знаю, запомнил, смог....


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35581. История Руси от древних времен до ХХ столетия 221 KB
  Древние славяне - большая этническая группа: Восточные (русские, украинцы, белорусы); Западные (Чехи, Поляки); Южные (болгары, сербы, хорваты, македонцы). Соседи с севера: угро-финские племена, норманны, балты. С норманнами были напряженные отношения т.к. они промышляли грабежами, плавали во Францию, Испанию, Италию. Славяне часто платили им дань.
35582. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 138.5 KB
  Административное право как отрасль современного права появилась тогда когда в правовой системе достаточное место заняли нормы закрепляющие права личности гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина разделения властей контроля за государственной администрацией необходимое условие превращения полицейского права в административное. Административное право очень важная отрасль права так как роль государственной администрации в России очень велика.
35583. Общее понятие экономической безопасности страны 97 KB
  Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны оно включает оборонную экологическую энергетическую безопасность и т. Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов социально направленное развитие страны в целом достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Мировая практика показывает что даже при существенном...
35584. Предмет и функции гражданского права 175 KB
  Например: возможно заключение договора который предусматривает ежемесячные поставки в определенном законе если покупатель не сообщит о своем отказе от получения товара в течение какоголибо срока до начала очередного срока молчание €œДА€. Так общества с ограниченной или дополнительной ответственностью ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества договора о совместной деятельности хотя существует и мнение о том что это...
35585. Система макроэкономических показателей 232 KB
  Поскольку суммирование разнородной по физическим единицам измерения и целям использования продукции возможно только в стоимостном выражении значения таких показателей будут сильно зависеть от рассматриваемых цен. Различают три вида цен используемых для расчета объемностоимостных показателей: а текущие цены т. цены в которых осуществлялись товарные операции отраженные в статистических данных и на основе которых рассчитывались показатели; б сопоставимые цены т. цены приведенные к определенному моменту времени и зафиксированные на...
35586. Спрос и его факторы. Функция спроса 142.5 KB
  Функция спроса. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: Цена данного товара Р; Цены других товаров субститутов и комплиментов Рs Рc; Текущие доходы потребителей V; Вкусы и предпочтения потребителей Z; Объективные внешние условия потребления N; Ожидания потребителей Е. Зависимость Д от указанных факторов называется функцией спроса: QД = f Р Рs1 Рsn Рc1 Рcm V Z N E где QД объем спроса. Функция спроса от цены: QД = f P.
35587. Правовое регулирование товарных бирж 202 KB
  Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. В России истоки зарождения института несостоятельности можно найти в €œРусской Правде€. Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности содержится только в Соборном уложении 1649 года хотя и оно практически повторяет то что было заложено в €œРусской правде€. Переломным моментом в регулировании отношений несостоятельности стал ХVIII век.
35588. Сущность и периодизация НТП, концепция его прогнозирования 109 KB
  При разработке частных научнотехнических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные напрвления НТП а также основные стадии инновационного цикла.2 Задачи и методы прогнозирования НТП на различных стадиях его развития. Специфика стадий определяет характер структуру целей и задач прогнозирования и выбор методов их решения.
35589. Субъекты трудового права, система оплаты труда по трудовому праву 84.5 KB
  Субъектом трудового права в лице работника является тот с кем заключается трудовой договор т. В статье 2 КЗоТ устанавливает основные права и обязанности работника. Предприятие независимо от фирмы собственности должно обеспечтиь своим работникам минимальное количество гарантированных законом условий касающихся оплаты труда условий труда меры соц. Однако следует иметь в виду что установление дополнительных условий не должно ухудшать положение работника по сравнению с законодательством соглашением любого уровня и коллективным договором.