84772

Суффикс. Представление о «суффиксе»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организовать наблюдение за влиянием суффикса на значение слова. Познавательные: извлекать информацию критически оценивать понимать информацию в разных формах схемы модели ориентироваться в своей системе знаний отвечать на вопросы преобразовывать информацию проводить анализ сравнение...

Русский

2015-03-21

41 KB

1 чел.

                                                Тема: Суффикс.

Цели:

1.Актуализировать знания  детей о значении слова.

Задачи:

Создать условия для выявления нового знания:

   а) Дать представление о  «суффиксе».

   б) Организовать наблюдение за образованием однокоренных слов.

   в) Организовать наблюдение за влиянием  суффикса на значение слова.

   г) Совершенствовать умение работать с текстом.

   д) Способствовать развитию связной речи.

2. Формировать УУД

Регулятивные:

-определять и формулировать  цель на уроке в соответствии с поставленной задачей;

-планировать и действовать по плану;

-вносить коррективы.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других, выстраивать свою речь красиво и правильно,

-участвовать в диалоге,

-вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

-извлекать информацию, критически оценивать,

-понимать информацию в разных формах (схемы, модели),

-ориентироваться в своей системе знаний, отвечать на вопросы, преобразовывать информацию,

-проводить анализ, сравнение, делать выводы

 Планируемый результат:

-узнавать новую морфему в словах,

-умение находить суффиксы в словах, образовывать новые слова  при помощи суффикса.

-умение работать с текстом.

Личностные результаты:

умение проводить самооценку.

Ресурсы:

«Необычная тетрадь  по обучению грамоте   от А до Я». П.И. Бабенко. Е.Н. Вострикова. Л.В. Горшкова.

Презентация. Лист индивидуальной самооценки.

Организация пространства:

-фронтальная работа,

-индивидуальная работа.

Вводная часть: Учитель показывает  слайд с изображением  «кота», задаёт вопрос:

 У.- Кто это?

 Д.(Кот)

Под фотографией  появляется   - запись «кот».  

У.-Дайте название следующему изображению.

Д.(котенок или котик)

Появляется запись или котёнок, или котик.

У.- А это кто?

Д.(ответы детей могут быть разные, нужно выбрать слово « котище»)

 Под  фотографией  запись «котище».

(На следующем слайде слова встают друг под другом, так , что бы четко прослеживался корень)

У.-Сравните слова? Что общего в словах?

(Дети отмечают, что слова однокоренные, корень  «кот»).  

У.-Чем отличаются эти слова?

 (Ответы детей)

У.-Какая часть слова изменила значение?

 (Ответы детей)

У.-Корень мы выделяем дугой. Как можно выделить, показать эту часть слова?(Ответы детей)

У.-Предлагаю выделить эту часть слова «уголком». Такая часть слова называется «суффикс». Уголок - общепринятый знак для выделения суффикса.

У.-Подумайте, для чего нужен суффикс в словах?

(Ответы детей: для образования новых слов).

Формулировка темы и цели урока (на доске).

У.-Обозначьте тему урока.

Д.-Суффикс.

У.- Сформулируйте цель.

Д.-Познакомиться с новой морфемой (частью слова).

-Понаблюдать за изменением слов.

-Сделать выводы.

 

Работа в  парах.

- Прочитайте название. Предположите, о чём будем читать?

Путаница

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

Мяу! Мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

                                                                                                                 К. Чуковский

 У.- Работая в парах, найдите «детёнышей» в стихотворении, выделите в словах суффиксы.

Следующий слайд

- Подпишите рисунки:

                                                                                                                                                    

Домик                                          дом                                                    домище

___________                      ______________                                  _______________

У.-Сравните слова. Что общего и что отличного в словах? Какая часть слова изменила его значение?

 (Дети самостоятельно выделяют корень, суффиксы. Затем следует проверка выполнения задания)

- Укажите  место, суффикса в слове?

(После корня)

У.- Какой вывод можно сделать?

(Ответы детей: Часть слова, которая стоит после корня называется суффиксом.

Суффикс служит для образования новых слов!)

Игра: «Преврати предмет в маленький»: Двор – дворик, заяц – зайчик, зайчонок, заинька, заюшка, берёза – берёзонька, берёзка, берёзушка,  ива – ивушка, корова – коровушка, сова – совушка.

В ходе работы определяют какой суффикс даёт оттенок маленького предмета: ик, онок, к, юшу, оньк, ушк. Дети отмечают, что эти суффиксы делают слова «ласковыми».

Игра: «Преврати предмет в большой»: Хвост – хвостище, жильё – жилище, куст – кустище, слон – слонище, дуб – дубище.

В ходе работы ещё раз уточняют,  какой суффикс даёт оттенок большого предмета: ищ.

 У.-Прочитайте стихотворения.

(Первые 4 строчки дети читают хором).

Чёрный кот – котище

Выкатил глазищи…

Все слова прочтите,

Суффиксы найдите.

У.-Выделите в этих словах суффиксы (индивидуальная работа)

(Дети выделяют в словах стихотворений найденные суффиксы. Обращаем внимание на то, какой оттенок несёт каждый суффикс).

Кустик да кусточек,                   

Садик да садочек,                       

Машенька да Ванечка,                 

Шурочка да Танечка…                

Козочка и лисонька,

Курочка и кисонька,

Садик и садочек,

Папочка, сыночек –

Суффикс в слове очень нужен, знай его и будь с ним дружен!

-Прочитайте текст К. Д. Ушинского (тексты на парте у каждого ученика).

Лисонька.

У кумушки - лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте.

      Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет. А на шее белый  галстучек.

      Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

- Что узнали о лисе из этого текста? Как автор относится к лисе? Почему автор дал такое название тексту?

- В подчёркнутых словах найдите и выделите суффиксы. Найдите слова с ласкательными суффиксами.

 Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое  содержание урока,

организовать  рефлексию и самооценку   учениками собственной деятельности.

 Возврат к теме и цели урока.

У.- Какую новую часть слова  сегодня узнали? Роль суффикса в слове?

Достигли поставленных целей?

Самооценка.

(Детям выдаются индивидуальные листы с изображением  3 кошек: котенок, кот и котище.)

У. -Кто   понял, что такое суффикс, может его сам найти  в слове и объяснить товарищу, тот раскрашивает  большого кота - котище. Кто  немного сомневается, тот  раскрашивает кота, а кто сильно сомневается в своих знаниях, тот раскрашивает котенка.

Устная оценка  по схеме :  я знаю, запомнил, смог....


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42407. Работа с режимом редактирования маски 476 KB
  Нажмите [D] чтобы установить foreground цвет в черный. Нажмите [CtrlI] чтобы инвертировать выделение после чего нажмите [Del] чтобы удалить ненужное выделение. Нажмите [CtrlD] чтобы снять выделение. Нажмите OK.
42408. Работа с простыми объектами в Corel Draw 66 KB
  Порядок выполнения работы Для того чтобы нарисовать линию необходимо воспользоваться горячей клавишей [F5] или иконкой на панели инструментов. Для того чтобы вставить прямоугольник можно воспользоваться иконкой на панели инструментов или горячей клавишей [F6]. Для того чтобы вставить окружность можно воспользоваться горячей клавишей [F7] или воспользоваться иконкой на панели задач. Как и с прямоугольником можно воспользоваться дополнительными клавишами [Ctrl и или Shift].
42409. Работа с текстом и заливкой в Corel Draw 383.5 KB
  Для того чтобы залить объект заливкой можно воспользоваться одним из инструментов: Fill Color Dilog [ShiftF11] Fountin Fill Dilog [F11] Pttern Fill Dilog Texture Fill Dilog PostScript Fill Dilog Not Fill. Fill Color Dilog Fountin Fill Dilog Pttern Fill Dilog Texture Fill Dilog PostScript Fill Dilog Not Fill – убирает заливку Содержание отчета Тема и цель лабораторной работы Отчет о проделанной работе Вывод Контрольные вопросы Как с помощью горячих клавиш вставить текст Какие параметры текста можно выставить на...
42410. Создаем иллюзию стекла в Corel Draw 356.5 KB
  Создайте продолговатый треугольник. Выделите созданный вами треугольник откройте панель Effects Extrude выдавливание и нажмите кнопку Edit редактирование. Под вашим треугольником пунктирной линией будет отображаться копия. Если вы точно следовали инструкциям ваш осколок должен быть похож на тот что изображен на рисунке: Теперь выделите исходный треугольник на созданном вами осколке.
42411. КОМПОЗИЦИЯ. Симметричные и ассиметричные композиции 81 KB
  Характеристики композиции Вы можете грамотно построить тени и перспективу подобрать цветовые сочетания шрифтовое оформление но работа не станет своеобразной и выразительной. Это и есть характеристики композиции. Формы элементов композиции и форма композиции в целом могут оказывать огромное эмоциональное воздействие.
42412. Композиция в технике 149 KB
  Например литая несущая конструкция должна быть такой формы чтобы не возникало сомнений это именно литье а не сварная или какаялибо иная конструкция. Поэтому можно говорить о тектонике литой формы тектонике легких штампованных несущих элементов и тектонике пластмассовых конструкций. Образно говоря тектоника это искренность формы в отношении конструкции и материала. Объемнопространственную структуру можно определить как эстетически осмысленную взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством рассмотрите...
42413. Построение изображения на плоскости 183.5 KB
  Точка съемки определятся следующими параметрами координатами: а удаленностью от объекта т. расстоянием с которого ведется съемка; б высотой установки фото или видеокамеры; в смещением фото или видеокамеры в сторону от ее центрального положения относительно снимаемого объекта определяющем направление съемки. Удаленность от объекта определяет масштаб изображения который увеличивается с приближением точки съемки к объекту и уменьшается с увеличением расстояния между точкой установки камеры и снимаемым объектом.
42414. Компьютерная дискретная математика 180.5 KB
  Высказывание  повествовательное утверждение которое имеет значение истинности т. Простое высказывание называется атомом сложное молекулой. Например: не Р это высказывание земля не плоская; Р или Q земля плоская или Маша доктор; Р и Q земля плоская и Маша доктор. Обозначим через Р высказывание логика забава а через Q сегодня пятница.
42415. Логика и доказательство. Доказательство: прямое, обратное, от противного. Метод математической индукции 73 KB
  Метод математической индукции. Рассмотреть метод математической индукции. Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Принцип математической индукции  это следующая теорема: Пусть мы имеем бесконечную последовательность утверждений P1 P2 .