84772

Суффикс. Представление о «суффиксе»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организовать наблюдение за влиянием суффикса на значение слова. Познавательные: извлекать информацию критически оценивать понимать информацию в разных формах схемы модели ориентироваться в своей системе знаний отвечать на вопросы преобразовывать информацию проводить анализ сравнение...

Русский

2015-03-21

41 KB

1 чел.

                                                Тема: Суффикс.

Цели:

1.Актуализировать знания  детей о значении слова.

Задачи:

Создать условия для выявления нового знания:

   а) Дать представление о  «суффиксе».

   б) Организовать наблюдение за образованием однокоренных слов.

   в) Организовать наблюдение за влиянием  суффикса на значение слова.

   г) Совершенствовать умение работать с текстом.

   д) Способствовать развитию связной речи.

2. Формировать УУД

Регулятивные:

-определять и формулировать  цель на уроке в соответствии с поставленной задачей;

-планировать и действовать по плану;

-вносить коррективы.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других, выстраивать свою речь красиво и правильно,

-участвовать в диалоге,

-вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

-извлекать информацию, критически оценивать,

-понимать информацию в разных формах (схемы, модели),

-ориентироваться в своей системе знаний, отвечать на вопросы, преобразовывать информацию,

-проводить анализ, сравнение, делать выводы

 Планируемый результат:

-узнавать новую морфему в словах,

-умение находить суффиксы в словах, образовывать новые слова  при помощи суффикса.

-умение работать с текстом.

Личностные результаты:

умение проводить самооценку.

Ресурсы:

«Необычная тетрадь  по обучению грамоте   от А до Я». П.И. Бабенко. Е.Н. Вострикова. Л.В. Горшкова.

Презентация. Лист индивидуальной самооценки.

Организация пространства:

-фронтальная работа,

-индивидуальная работа.

Вводная часть: Учитель показывает  слайд с изображением  «кота», задаёт вопрос:

 У.- Кто это?

 Д.(Кот)

Под фотографией  появляется   - запись «кот».  

У.-Дайте название следующему изображению.

Д.(котенок или котик)

Появляется запись или котёнок, или котик.

У.- А это кто?

Д.(ответы детей могут быть разные, нужно выбрать слово « котище»)

 Под  фотографией  запись «котище».

(На следующем слайде слова встают друг под другом, так , что бы четко прослеживался корень)

У.-Сравните слова? Что общего в словах?

(Дети отмечают, что слова однокоренные, корень  «кот»).  

У.-Чем отличаются эти слова?

 (Ответы детей)

У.-Какая часть слова изменила значение?

 (Ответы детей)

У.-Корень мы выделяем дугой. Как можно выделить, показать эту часть слова?(Ответы детей)

У.-Предлагаю выделить эту часть слова «уголком». Такая часть слова называется «суффикс». Уголок - общепринятый знак для выделения суффикса.

У.-Подумайте, для чего нужен суффикс в словах?

(Ответы детей: для образования новых слов).

Формулировка темы и цели урока (на доске).

У.-Обозначьте тему урока.

Д.-Суффикс.

У.- Сформулируйте цель.

Д.-Познакомиться с новой морфемой (частью слова).

-Понаблюдать за изменением слов.

-Сделать выводы.

 

Работа в  парах.

- Прочитайте название. Предположите, о чём будем читать?

Путаница

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали:

Мяу! Мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

                                                                                                                 К. Чуковский

 У.- Работая в парах, найдите «детёнышей» в стихотворении, выделите в словах суффиксы.

Следующий слайд

- Подпишите рисунки:

                                                                                                                                                    

Домик                                          дом                                                    домище

___________                      ______________                                  _______________

У.-Сравните слова. Что общего и что отличного в словах? Какая часть слова изменила его значение?

 (Дети самостоятельно выделяют корень, суффиксы. Затем следует проверка выполнения задания)

- Укажите  место, суффикса в слове?

(После корня)

У.- Какой вывод можно сделать?

(Ответы детей: Часть слова, которая стоит после корня называется суффиксом.

Суффикс служит для образования новых слов!)

Игра: «Преврати предмет в маленький»: Двор – дворик, заяц – зайчик, зайчонок, заинька, заюшка, берёза – берёзонька, берёзка, берёзушка,  ива – ивушка, корова – коровушка, сова – совушка.

В ходе работы определяют какой суффикс даёт оттенок маленького предмета: ик, онок, к, юшу, оньк, ушк. Дети отмечают, что эти суффиксы делают слова «ласковыми».

Игра: «Преврати предмет в большой»: Хвост – хвостище, жильё – жилище, куст – кустище, слон – слонище, дуб – дубище.

В ходе работы ещё раз уточняют,  какой суффикс даёт оттенок большого предмета: ищ.

 У.-Прочитайте стихотворения.

(Первые 4 строчки дети читают хором).

Чёрный кот – котище

Выкатил глазищи…

Все слова прочтите,

Суффиксы найдите.

У.-Выделите в этих словах суффиксы (индивидуальная работа)

(Дети выделяют в словах стихотворений найденные суффиксы. Обращаем внимание на то, какой оттенок несёт каждый суффикс).

Кустик да кусточек,                   

Садик да садочек,                       

Машенька да Ванечка,                 

Шурочка да Танечка…                

Козочка и лисонька,

Курочка и кисонька,

Садик и садочек,

Папочка, сыночек –

Суффикс в слове очень нужен, знай его и будь с ним дружен!

-Прочитайте текст К. Д. Ушинского (тексты на парте у каждого ученика).

Лисонька.

У кумушки - лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте.

      Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет. А на шее белый  галстучек.

      Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

- Что узнали о лисе из этого текста? Как автор относится к лисе? Почему автор дал такое название тексту?

- В подчёркнутых словах найдите и выделите суффиксы. Найдите слова с ласкательными суффиксами.

 Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое  содержание урока,

организовать  рефлексию и самооценку   учениками собственной деятельности.

 Возврат к теме и цели урока.

У.- Какую новую часть слова  сегодня узнали? Роль суффикса в слове?

Достигли поставленных целей?

Самооценка.

(Детям выдаются индивидуальные листы с изображением  3 кошек: котенок, кот и котище.)

У. -Кто   понял, что такое суффикс, может его сам найти  в слове и объяснить товарищу, тот раскрашивает  большого кота - котище. Кто  немного сомневается, тот  раскрашивает кота, а кто сильно сомневается в своих знаниях, тот раскрашивает котенка.

Устная оценка  по схеме :  я знаю, запомнил, смог....


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48570. ОСНОВИ І МЕТОДИ АРХІТЕКТУРНОГО ПРОЕКТУВАННЯ. КУРС ЛЕКЦІЙ 476 KB
  Поняття і види архітектурного проектування МЕТОДИ АРХІТЕКТУРНОГО ПРОЕКТУВАННЯ за Б. Поняття методу і методики проектування.
48572. Промышленная безопасность во взрывном деле 3.75 MB
  Правила безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом Специальные требования по обеспечению безопасности при транспортировании промышленных ВМ разработанные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. Перечень взрывчатых материалов оборудования и приборов взрывного дела допущенных к применению в Российской Федерации [Текст] А. Положение о порядке выдачи разрешений на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и проведение взрывных работ РД 13537 03...
48573. Процеживающие решетки и усреднители сточных вод. Конструкции фильтров для сточных вод 163 KB
  Процеживание сточных вод осуществляется пропусканием воды через решетки и волокноуловители. Решетки применяют для улавливания из сточных вод крупных нерастворенных плавающих загрязнений. Грабельная механизированная решетка Решетки устанавливают на очистных станциях при поступлении на них сточных вод самотеком.
48574. Психология цвета. Курс лекций 123 KB
  Но оно не более чем попытка обосновать причины внимательного отношения в практическом использовании цвета на экране. Когда я пришел работать на телевидение областные студии еще понятия не имели о цвете. Цвет пришел к нам только в начале 80х а 16мм.
48575. Кодирующие и декодирующие преобразователи 53.24 KB
  АЦП параллельного преобразования состоит из массива компараторов, прецизионного резистивного делителя, D триггеров и приоритетного шифратора.
48576. Введение в римское частное право 361 KB
  Введение в римское частное право. Римское право это система рабовладельческого права древнего Рима включающая в себя частное право и публичное право. Римское право возникло в рабовладельческом обществе но оно могло применяться и в обществах феодальном буржуазном поскольку представлялось классическим правом общества частной собственности. Поэтому существовало два разных понятия: частное право и гражданское право.