84773

Кодирование и обработка звуковой информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: знакомство учащихся со звуковой информацией, способами кодирования и обработки звуковой информации в компьютере. Познавательные: осмыслить и усвоить принципы двоичного кодирования при оцифровке звука, формировать умения оценивать числовые параметры информационных объектов.

Русский

2015-03-21

61.5 KB

10 чел.

Тема урока: «Кодирование и обработка звуковой информации».

Форма проведения: урок информатики 10 класс.

Тип  занятия: урок изучения нового материала.

Цель: знакомство учащихся со звуковой информацией, способами кодирования и обработки звуковой информации в компьютере.

Задачи:

Познавательные: осмыслить и усвоить принципы двоичного кодирования при оцифровке звука, формировать умения оценивать числовые параметры информационных объектов. 

Развивающие: формировать умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни. 

Воспитательные: формировать коммуникационную культуру, воспитывать толерантность. 

Методы: 

объяснительно-иллюстрационный при объяснении нового материала;

репродуктивный, при работе с карточками;

частично-поисковый, при выполнении практической работы;

сотрудничество.

Технические и программные средства:

Компьютеры, проектор.

Программы: PowerPoint, Audacity 

Дидактический материал: 

презентация "Кодирование и обработка звуковой информации";

инструкционные карты для самостоятельной работы учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса.

2. Актуализация знаний учащихся.

(слайд 1)

У вас имеется кодовая таблица, с помощь которой расшифруйте, какое слово закодировано на экране. (ответ учеников) (Приложение1)

Вы отгадали ключевое слово темы урока. Вы знаете, что каждый символ в компьютере кодируется, представляется в двоичном коде. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы учеников) Кодирование и обработка звуковой информации.

- Что такое звук? (ответы учеников)

- Каким образом звук преобразуется из аналогово в цифровой? (ответы учеников)

- С помощью каких устройств происходит преобразование звука? (ответы учеников)

- Какие вы знаете форматы звуковых файлов. В чем их сходство и отличие? (ответы учеников) Сегодня на уроке мы подтвердим или опровергнем ваши предположения.

3. Новый материал.

(слайд 2)

Из курса физики вам известно, что звук - это волнообразное давление воздуха. Если бы не было воздуха, мы бы не слышали никакого звука. В космосе нет звука.

Мы слышим звук потому, наши уши чувствительны к изменению давления воздуха - звуковым волнам. Когда вы хлопаете в ладоши, воздух между ладонями выталкивается и создается звуковая волна. Повышенное давление заставляет молекулы воздуха распространяться во все стороны со скоростью звука, который равен 340 м/с. Когда волна достигает уха, она заставляет вибрировать барабанную перепонку, с которой сигнал передается в мозг и вы слышите хлопок. Хлопок - это короткое одиночное колебание, которое быстро затухает.

(слайд 3)

Для человека звук тем громче, чем больше амплитуда сигнала, и тем выше тон, чем больше частота сигнала.

(слайд 4)

Компьютер - устройство цифровое, поэтому непрерывный звуковой сигнал должен быть преобразован в последовательность электрических импульсов (нулей и единиц). Оцифровку звука выполняет специальное устройство на звуковой плате. Называется оно аналого-цифровой преобразователь (АЦП). Обратный процесс - воспроизведение закодированного звука производится с помощью цифро-аналогового преобразователя (ЦАП).

(слайд 5)

Весь процесс кодирования и декодирования можно представить в виде следующей схемы.

В процессе кодирования непрерывного звукового сигнала производится его дискретизация по времени, или, как говорят, "временная дискретизация".

(слайд 6)

Рассмотрим плоскость, на которой графически представлена звуковая волна, она разбивается на горизонтальные и вертикальные линии. Горизонтальные линии - это уровни громкости, а вертикальные - количество измерений за 1 секунду или частота дискретизации (Гц). Такой способ позволяет заменить непрерывную зависимость на дискретную последовательность уровней громкости, каждой из которых присваивается значение в двоичном коде.

Таким образом, гладкая кривая заменяется на последовательность "ступенек". Каждой "ступеньке" присваивается значение громкости звука. Чем больше "ступенек", тем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, и тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и более качественным будет звучание.

(слайд 7)

Качество звука зависит от двух характеристик - глубины кодирования звука и частоты дискретизации. Рассмотрим эти характеристики.

Глубина кодирования звука (b) - это количество бит, используемое для кодирования различных уровней сигнала или состояний. Тогда общее количество таких состояний или уровней (K) можно вычислить по формуле:K=2b.

Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука, и тогда общее количество различных уровней будет: K = 2 16= 65536.

Частота дискретизации (H) - это количество измерений уровня звукового сигнала в единицу времени. Эта характеристика показывает качество знания и точность процедуры двоичного кодирования. Измеряется в герцах (Гц).

Одно измерение за одну секунду соответствует частоте 1 Гц, 1000 измерений за одну секунду - 1 килогерц (кГц). Частота дискретизации звукового сигнала может принимать значения от 8 до 48 кГц. При частоте 8 кГц качество дискретизированного звукового сигнала соответствует качеству радиотрансляции, а при частоте 48 кГц - качеству звучания аудио-CD.

Высокое качество звучания достигается при частоте дискретизации 44 кГц и глубины кодирования звука, равной 16 бит. Для мрачного, приглушенного звука характерны следующие параметры: частота дискретизации - 11 кГц, глубина кодирования - 8 бит.

Параметр Качество звука

Глубина кодирования

Частота дискретизации

Радиотрансляция

8 бит

До 8 кГц

Среднее качество

8 бит или 16 бит

8-48 кГц

Звучание CD-диска

16 бит

До 48 кГц

(слайд 8)

Для того, чтобы найти объем звуковой информации, необходимо воспользоваться следующей формулой:

I= H*b*t*k,

где H - частота дискретизации (в Гц),

b - глубина кодирования (в битах),

t - время звучания (в секундах),

k - режим (моно-1, стерео-2).

K=2 b,

где K - количество уровней громкости,

b - глубина звука (бит)

(слайд 9)

Задача: Рассчитайте объем стереоаудиофайла длительностью 20 секунд при 20-битном кодировании и частоте дискредитации 44.1 кГц.

Решение (слайд 10):

20 бит * 20 * 44100 * 2 = 35280000 бит = 4410000 байт = 4.41 Мб

(слайд 11)

Стандартные форматы звуковых файлов: MIDI, WAV, MP3. У каждого формата есть свои достоинства и недостатки.

(слайд 12)

Программы для работы со звуком.

Звуковые редакторы осуществляют запись, воспроизведение, редактирование звука, микширование (наложение звуковых дорожек друг на друга), применение звуковых эффектов (эхо, воспроизведение в обратном направлении и т.д.)

4. Обобщение и закрепление полученных знаний

(слайд 13)

Задача (самостоятельно). Учебник [1], показ решения на презентации.
Определить информационный объем цифрового аудио файла длительностью звучания которого составляет 10 секунда при частоте дискретизации 22,05 кГц и разрешении 8 битов.

Запись условия

t=10 сек

b=8 бит

H = 22,05 кГц

k =1

I=?

Решение

I= t ×b × H × k

I=10 ×8 × 22,05 × 1=

10 × 8 × 22 050 бит/8 = 220500 байт/1024 = 215,332/1024 Кбайт = 0,21 Мбайт

5. Практическая работа

Работа в группах. Класс делится на 2 группы. Первая группа работает за компьютерами, выполняя практическую работу 2), вторая, за партами работая с карточками (Приложение3).

6. Рефлексия

Учащимся предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке.

7. Домашнее задание. (Приложение4)

Решить задачи (проверка на следующем уроке)

Учебник [1]

№ 90

Определить объем памяти для хранения цифрового аудиофайла, время звучания которого составляет две минуты при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрешении 16 битов.

Запись условия

t=2 мин

b= 16 бит

H = 44,1 кГц

k =1

I=?

Решение

I= t ×b× H  × 1

I=2×60 ×16 × 44,1 × 1=

(120 × 16 × 44 010) бит = 84672000 бит/8= 10584000байт/1024 = 10335,9375 Кбайт/1024 = 10,09 Мбайт

№ 91

В распоряжении пользователя имеется память объемом 2,6 Мб. Необходимо записать цифровой аудиофайл с длительностью звучания 1 минута. Какой должна быть частота дискретизации и разрядность?

Запись условия

I=2,6 Мб

t=1 мин

k =1

b= ?

H = ?

Решение

I= t ×b × H × 1; b × H = I / t

b × H = 2,6 Мб/1 мин. = 2,6×1024×1024×8 бит/ 60 сек=21810380,8/60=

363506,237

363506,237/8=45438,3

363506,237/16=22719,15

Ответ.

Если b=8 ,бит, то H =44,1 кГц.

Если b=16 бит, то H =22,05 кГц.

№ 92

Объем свободной памяти на диске — 5,25 Мб, разрядность звуковой платы — 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 22,05 кГц?

№ 93

Одна минута записи цифрового аудиофайла занимает на диске 1,3 Мб, разрядность звуковой платы - 8. С какой частотой дискретизации записан звук?

№ 94

Какой объем памяти требуется для хранения цифрового аудиофайла с записью звука высокого качества при условии, что время звучания составляет 3 минуты?

№ 95

Цифровой аудиофайл содержит запись звука низкого качества (звук мрачный и приглушенный). Какова длительность звучания файла, если его объем составляет 650 Кб?

№ 96

Две минуты записи цифрового аудиофайла занимают на диске 5,05 Мб. Частота дискретизации — 22 050 Гц. Какова разрядность аудиоадаптера?

№ 97

Объем свободной памяти на диске — 0,1 Гб, разрядность звуковой платы — 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 44 100 Гц?

Ответы

№ 92. 124,8 секунды.

№ 93. 22,05 кГц.

№ 94. Высокое качество звучания достигается при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрядности аудиоадаптера, равной 16. Требуемый объем памяти — 15,1 Мб.

№ 95. Для мрачного и приглушенного звука характерны следующие параметры: частота дискретизации — 11 кГц, разрядность аудиоадаптера — 8. Длительность звучания равна 60,5 с.

№ 96. 16 битов.

№ 97. 20,3 минуты.

8. Источники информации:

  1.  Информатика, задачник-практикум 1 том, (под редакцией И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера )
  2.  Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 10 класса
    Авторы: Семакин И. Г., Шеина, Т.Ю., Шестакова Л. В.
    Год издания: 2011
  3.  www.5byte.ru/9/0009.php 
  4.  www.inf777.narod.ru/inf_posobie_popova/razdel_4/4.6.3.htm 

втор: Калиниченко Н.Н.    МАОУ «Лицей №8»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71079. ДИЛАТОМЕТРИЧНИЙ МЕТОД ДОСЛІДЖЕННЯ ЯК МЕТОД ВИВЧЕННЯ ФАЗОВИХ ПЕРЕТВОРЕНЬ І ДЕФЕКТІВ У МЕТАЛАХ І СПЛАВАХ 265 KB
  В твердих тілах і рідинах теплове розширення пов’язано з несиметричністю (ангармонізмом) теплових коливань атомів. Завдяки цьому міжатомні відстані з підвищенням температури зазвичай збільшуються. Прості співвідношення (1)-(3) є справедливими для металів і сплавів в температурних інтервалах, в яких відсутні фазові перетворення 1-го роду...
71080. Социально-психологический климат в семье 235 KB
  Интегрированные и дезинтегрированные семьи различаются по степени включенности членов семьи в семейную группу по их духовной и эмоциональной спаянности по степени их сплоченности. В интегрированных семьях каждый член семьи идентифицируется с семейной группой рассматривая себя в качестве ее обязательного и полноправного...
71081. Причины и мотивы разводов. Роль разводов, статистик разводов 34.28 KB
  От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов. Католическая церковь отрицает саму возможность расторжения брака до смерти одного из супругов; в православии допускался развод вследствие тяжелого заболевания одного из супругов бесплодия...
71082. Влияние семьи на развитие ребенка. Семья как фактор психического развития ребенка 65.42 KB
  Появление в семье ребенка всегда радость. Новый член семьи обогащает семейные отношения, задает новые цели развития личности своих родителей. Меняется структура общения, меняется содержание ролей мужа и жены, появляются новые роли – роли матери и отца. Огромное значение имеет и обратное воздействие, то есть – влияние семьи на развитие ребенка.
71083. Цели и задачи обучения информатике в школе. Общие и конкретные цели обучения основам информатики в школе 81 KB
  Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностей информатики как науки ее роли и места в системе наук в жизни современного общества. Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе – дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики включая представления...
71084. Компетентностный подход к формированию целей образования 34.5 KB
  Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности знаний умений навыков способов деятельности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение обладание человеком соответствующих...
71085. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы 36 KB
  Отличительными особенностями этой новой структуры является с одной стороны омоложение и снижение содержания обучения на самое младшее звено начальную школу а с другой вычисление так называемого базового содержания школьного образования в области информатики.
71086. Варочное оборудование 53.5 KB
  Режим 3 котлы типа КЭ доведение содержимого варочного сосуда до кипения на полной мощности затем автоматическое переключение на 1 6 часть мощности а в случае снижения давления в пароводяной рубашке до нижнего заданного предела переключение на 1 2 мощности нагрева. В настоящее время на предприятиях...