84774

Урок чтения по теме «Сказки»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развитие связной речи путём составления развернутой фразы для ответа на вопрос; развитие умения выборочного чтения; развитие мыслительных операций анализ синтез классификация в ходе выполнения заданий на определение сказки по иллюстрации предмету; решения кроссворда.

Русский

2015-03-21

71.5 KB

4 чел.

МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 113 VIII вида» г. Перми

Урок чтения

обобщающий урок по теме

«Сказки»

Учитель: Чиркова С. В.

Пермь 2010

Тип  урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Методы:

  1.  словесные (объяснение,  беседа);
  2.  наглядные (демонстрация  предметов,  таблиц, иллюстраций);
  3.  практические (работа с учебником,  упражнение).

Цели:

1. Создание условий для  обобщения  знаний учащихся о сказках; контроль усвоения содержания народных  сказок; выполнения задания по внеклассному чтению.

2. Привитие  интереса к урокам чтения, самостоятельному чтению; развитие умения работать в команде.

3. Развитие   связной  речи  путём  составления  развернутой  фразы  для  ответа  на вопрос;  развитие  умения  выборочного  чтения;  развитие  мыслительных  операций (анализ, синтез, классификация)  в  ходе  выполнения заданий  на  определение  сказки по  иллюстрации, предмету;   решения  кроссворда.

Оборудование   учителя:  магнитофон,  проектор,  нетбук,  «предметы из сказки» (тарелка,  напёрсток, яблоко, верёвка).

Оборудование  учащихся:    бланк с  кроссвордом  для  групповой работы.

- 1 -

Ход урока

I.

II.

III.

IV.

V.

У.

У.

У.

У.

У.

У.

У.

Организационный момент. Приветствие гостей. Проверка готовности. Психологический настрой.

         Доброе утро! Сегодня у нас на уроке чтения гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь.

         Сегодня последний урок в работе над большой темой, он называется обобщающим. Что мы обычно делаем на обобщающем уроке? (…)

          Кроме того, в течение этой четверти вы выполняли  задание по внеклассному чтению. Какие произведения вы читали? (…) Почему было задано читать именно сказки? (…)

Вывод:  Тема нашего обобщающего урока «Сказки». Мы вспомним все прочитанные произведения, назовём их героев, отгадаем кроссворд.

           Урок станет интересным,   если вы будете активны на уроке, будете помогать товарищам по команде. Тогда и вы сами, и я, и наши гости смогут оценить, насколько внимательно мы изучали   сказки.         

  

Актуализация знаний о сказках.

         Вспомните, как назывался раздел учебника, который мы закончили изучать? (Народные сказки)

Почему сказки называются «народными»? (…)

Какие ещё могут быть сказки по происхождению? (авторские)

Что это значит? (…) Приведите пример авторской сказки. (…)

Вывод: сказки бывают авторскими и народными.

На какие ещё 2 группы можно разделить сказки? (…)

Назовите 3 признака волшебных сказок? (волшебство, превращения, чудеса; волшебные герои, волшебные предметы) Приведите пример. (…)

Вывод: Мы изучали волшебные сказки и сказки о животных.

Обобщение  знаний  по прочитанным сказкам из учебника.

  1.  Узнавание сказок по иллюстрациям

       Сейчас мы выполним интересное задание, которое называется «Вспомни сказку»: по предложенной иллюстрации вы должны узнать сказку. Но, чтобы усложнить вам задание, я приготовила совсем другие картинки, не из учебника; поэтому будьте внимательны, подумайте, прежде чем ответить.

(Демонстрация слайдов презентации)

  •  «Лиса и журавль».

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? Назовите главную мысль этой сказки (выражена в пословице). Как вы её понимаете?

- 2 -

  •  «Как мужик волка спас».

Возможные вопросы по сказке: К какому виду относится эта сказка: о животных или волшебная? Назовите героев сказки.  Какой герой выразил главную мысль этой сказки? (прочитайте)

  •  «Три сестры».

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? Чему учит эта сказка?  За что были наказаны старшие сёстры? Как наградила белка младшую дочь?

  •  «Кукушка»

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? В кого превратилась мать мальчиков? Куда полетела кукушка? Зачем? С какой сказкой  схожа по смыслу эта сказка?

  •  «Каждый своё получил»

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? Как вы понимаете название сказки? Кто что получил? Почему?

  •  «Хаврошечка» Возможные вопросы по сказке: Определите вид сказки (волшебная или о животных). Почему Хаврошечка жила у чужих людей?Как они к ней относились? Кто помогал Хаврошечке?

Вывод: Вы показали, что помните прочитанные сказки из учебника.

Физкультминутка под  музыку «Дорогою добра»

  1.  Узнавание «предмета из сказки»

      А сейчас задание немного сложнее.  Я  раздам каждой группе по одному предмету.  Вы должны узнать, «из какой сказки» этот предмет.   Найти в тексте сказки отрывок, где говориться об этом предмете. Когда команда будет готова, поднимите руки вверх. Помните, что я могу спросить любого участника команды, поэтому поднимайте руки только тогда,  когда  все  члены команды нашли нужный отрывок. Помогайте друг другу!

(Командам раздаются 3 предмета: тарелка, напёрсток, яблоко.)

Вывод: Вы справились с заданием.

Обобщение знаний по прочитанным сказкам по внеклассному чтению.

       Следующее задание покажет, как внимательно вы читали  сказки, когда выполняли задание по внеклассному чтению.

       Сейчас Вам предстоит разгадать кроссворд.  Работа будет по группам.    

Работайте без спешки, внимательно читайте загадки и отгадывайте героев сказок. Через  несколько минут  вместе проверим.

(Детям предложен кроссворд. См. приложение)

  •  Групповая работа над кроссвордом (…)

- 3 -

  •  Проверка работы (с помощью презентации)

Подведение итогов. Оценивание работы на уроке.

         Наш урок подходит к концу.  Мне приятно, что вы показали хорошее знание сказок. В 4 классе мы снова будем работать над сказками и познакомимся ещё с одним их видом.

           Поднимите, пожалуйста, руку,  кому было интересно на уроке?

           Поднимите руку, кто устал на уроке?  

           Какое задание понравилось?  

 

           Что было трудным?

        Пришло время выставить оценить вашу работу. Сегодня я думаю, что большинство из вас заслуживают хороших отметок. Посоветуйтесь, пожалуйста, в группах: кто заработал на уроке отметку «5», «4» (опора: критерии отметки на слайде презентации).

Совместное выставление отметок

Урок окончен.

-4-

Кроссворд

по    теме  «Сказки»

6

 

4

5

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

По  горизонтали:

1. Летом  бродит  без  дороги

   Между  сосен и берёз,

   А  зимою  спит  в  берлоге,

   От мороза прячет нос.

2.  На  сметане  мешен,

    На  окошке  стужен,

    Круглый  бок,  румяный  бок

    Покатился ….

3. Рыжая  плутовка,

   Хитрая  да  ловкая.

По  вертикали:

4.  Живёт  в  норке,

    Грызёт  корки.

    Короткие   ножки.

    Боится   кошки.

5.  На  овчарку  он  похож.

    Что ни  зуб – то острый нож!

    Он  бежит, оскалив  пасть,

    На овцу  готов  напасть.  

6.  

   Скачет  зверюшка,

   Не  рот,   а ловушка.

   Попадут  в  ловушку

   И  комар,  и мушка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19675. Основные черты развития Италии во второй половине 20-21 вв 19.51 KB
  Основные черты развития Италии во второй половине 2021 вв. Преобразования 1945 1947 гг. Италия была одной из тех стран которые потерпели поражение в войне. В конце апреля 1945 г. на севере Италии началось восстание которое привело освобождению части страны еще до подхода с юг...
19676. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ основные черты внутренней и внешней политики во второй половине 20- начале 21 в. 18.44 KB
  ВЕЛИКОБРИТАНИЯ основные черты внутренней и внешней политики во второй половине 20 начале 21 в. Ситуация после второй мировой войны. Распад колониальных империй главная проблема в послевоенной истории Англии и Франции. Великобритания вышла из войны ослабленной. Ей при...
19677. ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события ,характерные черты социально-экономического развития 21.11 KB
  ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события характерные черты социально-экономического развития. Положение страны после второй мировой войны. Летом 1944 г. в освобожденной Франции было создано временное правительство во главе с генералом де Голлем ру...
19678. Творческий путь Тургенева 28 KB
  Творческий путь Тургенева. И. С. Тургенев 1818 1883 родился в богатой дворянской семье. Детство провел в родовой усадьбе. В 1833 г. поступил в Московский университет в 1834 перевелся в Петербургский который и заканчивает в 1837 г. по словесному отделению философского факультета. ...
19679. Романы Тургенева: поэтика, проблематик, эволюция жанра 26.5 KB
  Романы Тургенева: поэтика проблематик эволюция жанра. Тургенева справедливо считается лучшим стилистом русской прозы XIX в. и тончайшим психологом. Как писатель Тургенев прежде всего классичен в самых разнообразный смыслах этого слова. Лучшие тургеневские вещи пора...
19680. Творческий путь Гончарова 27 KB
  Творческий путь Гончарова. И. А. Гончаров 1812-1891 обратился к литературному творчеству в годы учебы в Московском университете на филологическом словесном отделении. Но в литературу он вошел спустя тринадцать лет как автор романа Обыкновенная история который был
19681. Романы Гончарова: поэтика, проблематика 39 KB
  Романы Гончарова: поэтика проблематика. Замечательный роман И. А. Гончарова €œОбломов€ вышел в свет в 1859 году. В простом лишенном внешних эффектов сюжете романа глубоко и правдиво отразилась русская действительность. Роман интересен тем что образ Ильи Ильича Обломов
19682. Творческий путь Герцена 41 KB
  Творческий путь Герцена. Герцен родился 25 марта 6 апреля 1812 г. в Москве в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева 1767 1846; мать 16летняя немка ГенриеттаВильгельминаЛуиза Гааг дочь мелкого чиновника. Брак родителей не был оформлен и Герцен носил фамилию пр...
19683. «Былое и думы» А.И. Герцена: поэтика, историческая концепция 35.5 KB
  Былое и думы А.И. Герцена: поэтика историческая концепция В 1854 году в Вольной русской типографии в Лондоне вышла в свет книга под названием Тюрьма и ссылка. Из записок Искандера. Это были первые печатные страницы Былого и дум А. И. Герцена. В свете общепринятых пре