84774

Урок чтения по теме «Сказки»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развитие связной речи путём составления развернутой фразы для ответа на вопрос; развитие умения выборочного чтения; развитие мыслительных операций анализ синтез классификация в ходе выполнения заданий на определение сказки по иллюстрации предмету; решения кроссворда.

Русский

2015-03-21

71.5 KB

4 чел.

МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 113 VIII вида» г. Перми

Урок чтения

обобщающий урок по теме

«Сказки»

Учитель: Чиркова С. В.

Пермь 2010

Тип  урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Методы:

  1.  словесные (объяснение,  беседа);
  2.  наглядные (демонстрация  предметов,  таблиц, иллюстраций);
  3.  практические (работа с учебником,  упражнение).

Цели:

1. Создание условий для  обобщения  знаний учащихся о сказках; контроль усвоения содержания народных  сказок; выполнения задания по внеклассному чтению.

2. Привитие  интереса к урокам чтения, самостоятельному чтению; развитие умения работать в команде.

3. Развитие   связной  речи  путём  составления  развернутой  фразы  для  ответа  на вопрос;  развитие  умения  выборочного  чтения;  развитие  мыслительных  операций (анализ, синтез, классификация)  в  ходе  выполнения заданий  на  определение  сказки по  иллюстрации, предмету;   решения  кроссворда.

Оборудование   учителя:  магнитофон,  проектор,  нетбук,  «предметы из сказки» (тарелка,  напёрсток, яблоко, верёвка).

Оборудование  учащихся:    бланк с  кроссвордом  для  групповой работы.

- 1 -

Ход урока

I.

II.

III.

IV.

V.

У.

У.

У.

У.

У.

У.

У.

Организационный момент. Приветствие гостей. Проверка готовности. Психологический настрой.

         Доброе утро! Сегодня у нас на уроке чтения гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь.

         Сегодня последний урок в работе над большой темой, он называется обобщающим. Что мы обычно делаем на обобщающем уроке? (…)

          Кроме того, в течение этой четверти вы выполняли  задание по внеклассному чтению. Какие произведения вы читали? (…) Почему было задано читать именно сказки? (…)

Вывод:  Тема нашего обобщающего урока «Сказки». Мы вспомним все прочитанные произведения, назовём их героев, отгадаем кроссворд.

           Урок станет интересным,   если вы будете активны на уроке, будете помогать товарищам по команде. Тогда и вы сами, и я, и наши гости смогут оценить, насколько внимательно мы изучали   сказки.         

  

Актуализация знаний о сказках.

         Вспомните, как назывался раздел учебника, который мы закончили изучать? (Народные сказки)

Почему сказки называются «народными»? (…)

Какие ещё могут быть сказки по происхождению? (авторские)

Что это значит? (…) Приведите пример авторской сказки. (…)

Вывод: сказки бывают авторскими и народными.

На какие ещё 2 группы можно разделить сказки? (…)

Назовите 3 признака волшебных сказок? (волшебство, превращения, чудеса; волшебные герои, волшебные предметы) Приведите пример. (…)

Вывод: Мы изучали волшебные сказки и сказки о животных.

Обобщение  знаний  по прочитанным сказкам из учебника.

  1.  Узнавание сказок по иллюстрациям

       Сейчас мы выполним интересное задание, которое называется «Вспомни сказку»: по предложенной иллюстрации вы должны узнать сказку. Но, чтобы усложнить вам задание, я приготовила совсем другие картинки, не из учебника; поэтому будьте внимательны, подумайте, прежде чем ответить.

(Демонстрация слайдов презентации)

  •  «Лиса и журавль».

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? Назовите главную мысль этой сказки (выражена в пословице). Как вы её понимаете?

- 2 -

  •  «Как мужик волка спас».

Возможные вопросы по сказке: К какому виду относится эта сказка: о животных или волшебная? Назовите героев сказки.  Какой герой выразил главную мысль этой сказки? (прочитайте)

  •  «Три сестры».

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? Чему учит эта сказка?  За что были наказаны старшие сёстры? Как наградила белка младшую дочь?

  •  «Кукушка»

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? В кого превратилась мать мальчиков? Куда полетела кукушка? Зачем? С какой сказкой  схожа по смыслу эта сказка?

  •  «Каждый своё получил»

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? Как вы понимаете название сказки? Кто что получил? Почему?

  •  «Хаврошечка» Возможные вопросы по сказке: Определите вид сказки (волшебная или о животных). Почему Хаврошечка жила у чужих людей?Как они к ней относились? Кто помогал Хаврошечке?

Вывод: Вы показали, что помните прочитанные сказки из учебника.

Физкультминутка под  музыку «Дорогою добра»

  1.  Узнавание «предмета из сказки»

      А сейчас задание немного сложнее.  Я  раздам каждой группе по одному предмету.  Вы должны узнать, «из какой сказки» этот предмет.   Найти в тексте сказки отрывок, где говориться об этом предмете. Когда команда будет готова, поднимите руки вверх. Помните, что я могу спросить любого участника команды, поэтому поднимайте руки только тогда,  когда  все  члены команды нашли нужный отрывок. Помогайте друг другу!

(Командам раздаются 3 предмета: тарелка, напёрсток, яблоко.)

Вывод: Вы справились с заданием.

Обобщение знаний по прочитанным сказкам по внеклассному чтению.

       Следующее задание покажет, как внимательно вы читали  сказки, когда выполняли задание по внеклассному чтению.

       Сейчас Вам предстоит разгадать кроссворд.  Работа будет по группам.    

Работайте без спешки, внимательно читайте загадки и отгадывайте героев сказок. Через  несколько минут  вместе проверим.

(Детям предложен кроссворд. См. приложение)

  •  Групповая работа над кроссвордом (…)

- 3 -

  •  Проверка работы (с помощью презентации)

Подведение итогов. Оценивание работы на уроке.

         Наш урок подходит к концу.  Мне приятно, что вы показали хорошее знание сказок. В 4 классе мы снова будем работать над сказками и познакомимся ещё с одним их видом.

           Поднимите, пожалуйста, руку,  кому было интересно на уроке?

           Поднимите руку, кто устал на уроке?  

           Какое задание понравилось?  

 

           Что было трудным?

        Пришло время выставить оценить вашу работу. Сегодня я думаю, что большинство из вас заслуживают хороших отметок. Посоветуйтесь, пожалуйста, в группах: кто заработал на уроке отметку «5», «4» (опора: критерии отметки на слайде презентации).

Совместное выставление отметок

Урок окончен.

-4-

Кроссворд

по    теме  «Сказки»

6

 

4

5

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

По  горизонтали:

1. Летом  бродит  без  дороги

   Между  сосен и берёз,

   А  зимою  спит  в  берлоге,

   От мороза прячет нос.

2.  На  сметане  мешен,

    На  окошке  стужен,

    Круглый  бок,  румяный  бок

    Покатился ….

3. Рыжая  плутовка,

   Хитрая  да  ловкая.

По  вертикали:

4.  Живёт  в  норке,

    Грызёт  корки.

    Короткие   ножки.

    Боится   кошки.

5.  На  овчарку  он  похож.

    Что ни  зуб – то острый нож!

    Он  бежит, оскалив  пасть,

    На овцу  готов  напасть.  

6.  

   Скачет  зверюшка,

   Не  рот,   а ловушка.

   Попадут  в  ловушку

   И  комар,  и мушка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2507. Понятие, сущность, функции и цели международного права 26.24 KB
  Международное право – это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов по средствам юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.
2508. Соціальна історія українських земель у польсько-литовський період (14 – 17 ст.) 187.36 KB
  Державний устрій та суспільний лад Великого князівства Литовського та Речі Посполитої. Соціальна структура українського населення у складі Великого князівства Литовського та Польського королівства. Правова система. Особливості розвитку української культури в 14 – 17 ст.
2509. Оптика и атомная физика 10.06 MB
  Определение показателя преломления стекла с помощью микроскопа. Определение радиуса кривизны линзы с помощью колец Ньютона. Изучение поляризации света. Проверка закона Малюса. Определение концентрации раствора сахара поляриметром. Изучение сериальных закономерностей в спектре излучения атомарного водорода и определение постоянной Ридберга. Исследование явлений дифракции и поляризации света.
2510. Вращательные движения твердого тела и их законы 292.5 KB
  Проверка зависимости углового ускорения ε от момента силы М при постоянном моменте инерции J. Проверка зависимости момента инерции J грузов от расстояния до оси вращения.
2511. Введение в физику низкотемпературной плазмы 839.85 KB
  Основные понятия физики плазмы. Экранирование зарядов в плазме. Дебаевский радиус. Элементарные процессы в плазме. Термоядерная плазма. Критерий Лоусона. Лазерный термоядерный синтез. Движение заряженных частиц в электромагнитных полях. Магнитный момент частицы в магнитном поле.
2512. Физика в биологических обследованиях лабораторные и семинарские занятия 692.35 KB
  Изучение механических колебаний. Изучение аппарата для ультразвуковой терапии. Определение скорости звука в воздухе методом стоячих волн. Изучение физической основы аускультативного метода измерения артериального давления крови. Изучение механических моделей биологических тканей. Биоэлектрическая активность биологических объектов.
2513. Определение удельного заряда электрона магнетрона 153 KB
  Непосредственное измерение массы электрона представляет значительные трудности ввиду ее малости. Легче определить удельный заряд электрона, т.е. отношение величины заряда к массе (е / m), а по величине заряда е и удельному заряду можно найти массу m электрона. Для определения е / m могут применяться различные методы. В данной работе применен метод магнетрона.
2514. Исследование свойств плоскостного полупроводникового триода (транзистора) 609 KB
  Изучить устройство и принцип действия полупроводникового триода, Снять вольт − амперные характеристики триода; Вычислить коэффициенты усиления триода по току, напряжению и мощности.
2515. Определение волны световой волны при помощи дифракции от щели 386 KB
  Рассмотрим прохождение волны через узкую прямоугольную щель. Согласно принципу Гюйгенса каждая точка фронта волны, достигающей щели, является источником вторичных волн, распространяющихся во все стороны. Поверхность, огибающая эти волны и представляющая фронт прошедшей через щель волны.