84774

Урок чтения по теме «Сказки»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развитие связной речи путём составления развернутой фразы для ответа на вопрос; развитие умения выборочного чтения; развитие мыслительных операций анализ синтез классификация в ходе выполнения заданий на определение сказки по иллюстрации предмету; решения кроссворда.

Русский

2015-03-21

71.5 KB

4 чел.

МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 113 VIII вида» г. Перми

Урок чтения

обобщающий урок по теме

«Сказки»

Учитель: Чиркова С. В.

Пермь 2010

Тип  урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Методы:

  1.  словесные (объяснение,  беседа);
  2.  наглядные (демонстрация  предметов,  таблиц, иллюстраций);
  3.  практические (работа с учебником,  упражнение).

Цели:

1. Создание условий для  обобщения  знаний учащихся о сказках; контроль усвоения содержания народных  сказок; выполнения задания по внеклассному чтению.

2. Привитие  интереса к урокам чтения, самостоятельному чтению; развитие умения работать в команде.

3. Развитие   связной  речи  путём  составления  развернутой  фразы  для  ответа  на вопрос;  развитие  умения  выборочного  чтения;  развитие  мыслительных  операций (анализ, синтез, классификация)  в  ходе  выполнения заданий  на  определение  сказки по  иллюстрации, предмету;   решения  кроссворда.

Оборудование   учителя:  магнитофон,  проектор,  нетбук,  «предметы из сказки» (тарелка,  напёрсток, яблоко, верёвка).

Оборудование  учащихся:    бланк с  кроссвордом  для  групповой работы.

- 1 -

Ход урока

I.

II.

III.

IV.

V.

У.

У.

У.

У.

У.

У.

У.

Организационный момент. Приветствие гостей. Проверка готовности. Психологический настрой.

         Доброе утро! Сегодня у нас на уроке чтения гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь.

         Сегодня последний урок в работе над большой темой, он называется обобщающим. Что мы обычно делаем на обобщающем уроке? (…)

          Кроме того, в течение этой четверти вы выполняли  задание по внеклассному чтению. Какие произведения вы читали? (…) Почему было задано читать именно сказки? (…)

Вывод:  Тема нашего обобщающего урока «Сказки». Мы вспомним все прочитанные произведения, назовём их героев, отгадаем кроссворд.

           Урок станет интересным,   если вы будете активны на уроке, будете помогать товарищам по команде. Тогда и вы сами, и я, и наши гости смогут оценить, насколько внимательно мы изучали   сказки.         

  

Актуализация знаний о сказках.

         Вспомните, как назывался раздел учебника, который мы закончили изучать? (Народные сказки)

Почему сказки называются «народными»? (…)

Какие ещё могут быть сказки по происхождению? (авторские)

Что это значит? (…) Приведите пример авторской сказки. (…)

Вывод: сказки бывают авторскими и народными.

На какие ещё 2 группы можно разделить сказки? (…)

Назовите 3 признака волшебных сказок? (волшебство, превращения, чудеса; волшебные герои, волшебные предметы) Приведите пример. (…)

Вывод: Мы изучали волшебные сказки и сказки о животных.

Обобщение  знаний  по прочитанным сказкам из учебника.

  1.  Узнавание сказок по иллюстрациям

       Сейчас мы выполним интересное задание, которое называется «Вспомни сказку»: по предложенной иллюстрации вы должны узнать сказку. Но, чтобы усложнить вам задание, я приготовила совсем другие картинки, не из учебника; поэтому будьте внимательны, подумайте, прежде чем ответить.

(Демонстрация слайдов презентации)

  •  «Лиса и журавль».

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? Назовите главную мысль этой сказки (выражена в пословице). Как вы её понимаете?

- 2 -

  •  «Как мужик волка спас».

Возможные вопросы по сказке: К какому виду относится эта сказка: о животных или волшебная? Назовите героев сказки.  Какой герой выразил главную мысль этой сказки? (прочитайте)

  •  «Три сестры».

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? Чему учит эта сказка?  За что были наказаны старшие сёстры? Как наградила белка младшую дочь?

  •  «Кукушка»

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? В кого превратилась мать мальчиков? Куда полетела кукушка? Зачем? С какой сказкой  схожа по смыслу эта сказка?

  •  «Каждый своё получил»

Возможные вопросы по сказке: Эта сказка о животных или волшебная? Как вы понимаете название сказки? Кто что получил? Почему?

  •  «Хаврошечка» Возможные вопросы по сказке: Определите вид сказки (волшебная или о животных). Почему Хаврошечка жила у чужих людей?Как они к ней относились? Кто помогал Хаврошечке?

Вывод: Вы показали, что помните прочитанные сказки из учебника.

Физкультминутка под  музыку «Дорогою добра»

  1.  Узнавание «предмета из сказки»

      А сейчас задание немного сложнее.  Я  раздам каждой группе по одному предмету.  Вы должны узнать, «из какой сказки» этот предмет.   Найти в тексте сказки отрывок, где говориться об этом предмете. Когда команда будет готова, поднимите руки вверх. Помните, что я могу спросить любого участника команды, поэтому поднимайте руки только тогда,  когда  все  члены команды нашли нужный отрывок. Помогайте друг другу!

(Командам раздаются 3 предмета: тарелка, напёрсток, яблоко.)

Вывод: Вы справились с заданием.

Обобщение знаний по прочитанным сказкам по внеклассному чтению.

       Следующее задание покажет, как внимательно вы читали  сказки, когда выполняли задание по внеклассному чтению.

       Сейчас Вам предстоит разгадать кроссворд.  Работа будет по группам.    

Работайте без спешки, внимательно читайте загадки и отгадывайте героев сказок. Через  несколько минут  вместе проверим.

(Детям предложен кроссворд. См. приложение)

  •  Групповая работа над кроссвордом (…)

- 3 -

  •  Проверка работы (с помощью презентации)

Подведение итогов. Оценивание работы на уроке.

         Наш урок подходит к концу.  Мне приятно, что вы показали хорошее знание сказок. В 4 классе мы снова будем работать над сказками и познакомимся ещё с одним их видом.

           Поднимите, пожалуйста, руку,  кому было интересно на уроке?

           Поднимите руку, кто устал на уроке?  

           Какое задание понравилось?  

 

           Что было трудным?

        Пришло время выставить оценить вашу работу. Сегодня я думаю, что большинство из вас заслуживают хороших отметок. Посоветуйтесь, пожалуйста, в группах: кто заработал на уроке отметку «5», «4» (опора: критерии отметки на слайде презентации).

Совместное выставление отметок

Урок окончен.

-4-

Кроссворд

по    теме  «Сказки»

6

 

4

5

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

По  горизонтали:

1. Летом  бродит  без  дороги

   Между  сосен и берёз,

   А  зимою  спит  в  берлоге,

   От мороза прячет нос.

2.  На  сметане  мешен,

    На  окошке  стужен,

    Круглый  бок,  румяный  бок

    Покатился ….

3. Рыжая  плутовка,

   Хитрая  да  ловкая.

По  вертикали:

4.  Живёт  в  норке,

    Грызёт  корки.

    Короткие   ножки.

    Боится   кошки.

5.  На  овчарку  он  похож.

    Что ни  зуб – то острый нож!

    Он  бежит, оскалив  пасть,

    На овцу  готов  напасть.  

6.  

   Скачет  зверюшка,

   Не  рот,   а ловушка.

   Попадут  в  ловушку

   И  комар,  и мушка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53316. Хліб – годувальник, всьому голова 38.5 KB
  Мета: виховувати бережне ставлення до хліба повагу до хліборобів. Обладнання: у святковоприбраній світлиці на столі на вишитій скатертині скіп пшениці хлібина вироби з тіста. На землі вирощують хліб.
53318. Цілую хліб гарячий на столі, що пахне сонцем, щедрістю і полем 80 KB
  Мета: Познайомити з історією вирощування хліба з народними традиціями повязаними з хлібом. Виховувати шанобливе ставлення до хліба повагу до праці хлібороба. План заходу Хліб – символ святості радості щастя здоров’я та багатства.
53319. Хліб – осколок сонця на землі 326 KB
  Мета: розвивати допитливість кмітливість спостережливість уважність; розвиток логічного мислення; виховувати повагу до землі людей праці; шанобливе ставлення до хліба. Обладнання: хлібні вироби пшеничні колоски у вазі мультимедійний проектор презентація Хліб на нашому столі диск із записом ліричної музики. Методи і прийоми навчання: розповідь учителя елемент бесіди виразне читання віршів; інтерв’ю розгляд ілюстрацій обговорення прислів’їв про хліб.
53320. Хліб – святість рідної землі 162 KB
  Виховувати бережливе ставлення до хліба повагу до праці хліборобів до рідної землі. Хід заходу 1й ведучий Добрий день дорогі наші гості 2й ведучий Запрошуємо Вас до нашої господи на хліб та сіль на слово наше щире на бесіду мудру 1й ведучий Кожен з нас знає що головний злак землі пшениця. Мабуть звідси і пішло: Хліб усьому голова 2 ведучий Довгий і нелегкий шлях від пшеничного колоска до смачного...
53321. Нумо, хлопці! 50.5 KB
  Ви – сильна половина нашого суспільства, майбутні воїни, захисники нашої держави. На вас наші надії і сподівання. Тож вітаємо вас і для вас сьогодні вірші, пісні, конкурси.
53322. Національно-визвольна війна українського народу під проводом Б. Хмельницького (Тематичне оцінювання) 41.5 KB
  Мета: систематизувати і закріпити знання учнів з теми; домогтися розуміння учнями практичнонаслідкових звязків в основних явищах і процесах періоду Національновизвольної війни; зясувати який навчальний матеріал учні засвоїли гірше і ще раз попрацювати з ним; продовжувати виробляти в учнів вміння давати письмові відповіді на питання; здійснювати диференційований підбір у перевірці знань учнів; працювати над виробленням в учнів розуміння ролі видатних діячів у боротьбі за незалежність України; виховувати...
53323. Б.ХМЕЛЬНИЦЬКИЙ: ПОЛІТИК, ДИПЛОМАТ, ПОЛКОВОДЕЦЬ 69.5 KB
  Богдан Хмельницький одна з яскравих постатей української історії. За словами відомого українського історика Крип’якевича Хмельницький поклав печать свого духа на подальший розвиток Україниâ€. Хмельницького в історії України†Богдан Хмельницький гетьман України народився у 1595р. Хмельницький з дитинства вбирав у себе вільне повітря покозаченої України тим більше що матийого була козачкою з Переяслава.
53324. Національно-визвольна війна українського народу середини ХVII ст. під проводом Б.Хмельницького 151 KB
  Навчати давати характеристику історичній постаті на прикладі Богдана Хмельницького. Зважаючи на те що до сьогодні збереглося понад півсотні портретів Хмельницького інколи важко зрозуміти якою ж насправді була зовнішність гетьмана. Однак можна стверджувати що найточніше її відтворив на своїй гравюрі гданський майстер Гондіус адже створив він її за життя Богдана Хмельницького. Запитання для учнів: Скажіть будь ласка як на вашу думку така постать могла очолити Національну –визвольну війну відповідь учнів Зараз ми з вами послухаємо...