84777

Конспект урока обществознания: «Богатые»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Значит к теме нашего урока Богатые мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей. По каким характеристикам людей относят к страте богатых Кто такие богатые люди учащиеся предлагают характеристики На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых...

Русский

2015-03-21

33 KB

33 чел.

Конспект урока обществознания

Класс 8

Тема «Богатые»

Тип урока: комбинированный.

Цель: учиться характеризовать социальные отношения; соотносить жизненные цели с морально-нравственными нормами.

Ход урока

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация полученных знаний.

Мы начали изучение социальной сферы общества, узнали о взаимосвязанных компонентах, составляющих структуру общества. Не сомневаюсь, вам хочется показать свои знания о социальной стратификации. Для этого предлагается несколько заданий:

-составьте исторические типы стратификации (учащиеся в трех группах  по опорным листам составляют исторические типы стратификаций)

-расскажите о данном типе стратификации, отвечая на вопросы: каковы критерии деления на страты? возможен ли переход людей по стратам? (представители каждой группы у доски защищают свою работу)

-расположите типы исторических стратификаций в хронологическом порядке.

Вопрос: Какие типы стратификаций, из составленных вами, мы вряд ли встретим в современном обществе? На доске остается схема «Современная социальная стратификация».

В целом нами рассмотрена социальная стратификация, а вот об особенностях какой страты вам хотелось бы поговорить подробнее?

(Из ответов на этот вопрос учитель подводит учащихся к теме и цели урока)

  1.  Постановка цели и изучение нового материала.

Значит, к теме нашего урока «Богатые» мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей.

Из вашего жизненного опыта вам известны эти особенности, значит мы будем их систематизировать .

Проблемный вопрос (с опорой на схему «Современная социальная стратификация»): Мне бы хотелось знать в начале нашей работы ваше мнение: а в целом такое неравенство в доходах – это хорошо или плохо для развития общества? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос? Приведите несколько аргументов, обсудив их в группах.

Вывод: желательно, чтобы неравенство в доходах было справедливым, сообразным труду, таланту, образованию.

По каким характеристикам людей относят к страте богатых? Кто такие богатые люди? (учащиеся предлагают характеристики)

На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых:

1.Владеют богатством (недвижимость, машины, золото и т.п.)

2.Живут в роскоши (излишний комфорт, дорогие удовольствия)

3.Тратят много денег

4.Имеют огромный доход (за счет банков, супермаркетов, издательств, заводов, находящихся в собственности)

Вот те признаки, которые объединяют людей в страту богатых по вертикали в структуре общества. Их место в стратификации – наверху.

Вопрос: А если рассмотреть горизонтальный срез страты богатых, то есть их социальный статус, то будут ли богатые схожи по другим социально значимым критериям? (учащиеся по группам сравнивают отдельных представителей класса богатых, например, английскую королеву и современного русского миллиардера, по отдельным социально значимым критериям, при этом обязательно моделируется пространственная схема социальной структуры при помощи листов с надписями «Современная социальная стратификация» и «Социально значимые критерии».)

Вывод: В классе (страте) богатых имеются различия по отдельным социальным критериям.

Вопрос: Как стать богатым?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Вывод: Основными путями к богатству являются:

-наследство,

-удачная карьера,

- выдающийся талант,

- особое везение.

Проблемный вопрос: Как вам кажется, все ли стремятся стать богатыми? Все ли способы хороши для получения богатства?

После первоначальных ответов учащихся им предлагается дилемма для осмысления проблемы. 

Дилемма (по Л. Колбергу)

В Европе фармацевт изобрел лекарство на основе радия, которое могло лечить от одной из форм рака. Себестоимость лекарства составляла 400 долларов. Фармацевт назначил цену своему лекарству в 4000 долларов.

Вскоре в его родном городе такой формой рака заболела одна небогатая женщина, и её муж Хайнц обратился к фармацевту за помощью, имея лишь 2000 долларов. Но фармацевт сказал: «Нет, я не буду уступать в цене. Это я изобрел лекарство и собираюсь на нем хорошо заработать».

Как вы относитесь к позиции фармацевта?

Что бы мог сказать Хайнц фармацевту?

Как бы поступили вы на месте фармацевта?

Здесь хотелось бы привести высказывание Марины Цветаевой: «Сознание неправды денег в русской душе невытравимо».

Вопрос: А как же общество может всё-таки оправдать наличие огромного количества денег у богатых? Как вы считаете, заработав много денег для себя и для своих потомков, можно часть богатства потратить во благо общества? Как это можно сделать? Какие примеры из истории вы знаете?

Вопрос: Как сохранить нажитое богатство? (удачное вложение капитала, браки по расчету)

  1.  Закрепление изученного материала

Пришло время «нарисовать» свой портрет богатого человека (учащиеся в группах на листах А3 описывают и рисуют представителя класса богатых)

V.Рефлексия.

Поменяйтесь «портретами». Понятны ли вам «портреты», нарисованные участниками других групп? Попытайтесь их расшифровать и составьте рассказ о представителе класса богатых.

VI.Домашнее задание.

Параграф 19, стр.130, практикум. Желающим предлагается подготовить сообщение о меценатах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

143. Історія української державності 40.71 KB
  Трипільська культура ,як зародки державотворчих процесів на сучасних Українських землях. Українська революція,або як ми прогавили незалежність. Суспільний нігілізм, тотальне розкрадання і не бажання влади змінити життя народу (а не своє) на краще.
144. Эскизный расчет радиолокационных систем 373.5 KB
  Расчет дальности действия РЛС при самоприкрытии цели активной шумовой помехой (АШП). Дальность действия и зона обнаружения в условиях применения маскирующих пассивных помех. Выбор и обоснование передающего устройства.
145. Аппараты с перемешивающими устройствами 240 KB
  В аппарате применяется лопастная мешалка. Основная задача переме-шивания – равномерное распределение вещества или температуры в перемешивающем объёме. Привод выбирается по ОСТ 26-01-1205-75 в соответствии с частотой вращения мешалки, номинальным давлением в корпусе аппарата.
146. Перевірка організації руху дизельного тепловозу 536.5 KB
  При русі тепловоза зі складом машиніст контролює роботу всіх агрегатів і систем по приладах, встановлених на пульті керування і розподільному щиті, звертаючи особливу увагу на показання кіло-амперметра.
147. Разработка предложений по повышению эффективности маркетинговой дятельности предприятия 1.25 MB
  В условиях централизованного планирования, осуществляя плановые поставки выпускаемой продукции. Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. Предприятие вырабатывает представления о желательном уровне спроса на свою продукцию.
148. Аналіз процесу управління маркетингом на підприємстві СТОВ НВФ Насіння-сервіс 94.2 KB
  Організаційно-економічна характеристика СТОВ НВФ Насіння-сервіс. Характеристика процесу управління маркетингом на СТОВ НВФ Насіння-сервіс. Економічна ефективність маркетингової діяльності на підприємстві.
149. Основные понятия теории информации 517 KB
  Понятие информации. Виды и структура информации. Геометрическая, комбинаторная и аддитивная мера Хартли. Статистическая мера информации. Связь энтропии с количеством информации. Количество информации дискретных сообщений. Определение бита и байта.
150. Возведение подземной части здания 571 KB
  Выбор комплекта машин для производства земляных работ. Технико-экономическое сравнение вариантов. Нормативные требования к качеству производства работ и техники безопасности. Земляные работы, и работы по устройству ленточного монолитного фундамента при возведении подземной части здания в зимних условиях.
151. Создание усилителя с обратной связью 614 KB
  В настоящее время трудно назвать такую отрасль, в которой в той или иной степени не применялась бы электроника. Космические и авиационные летательный аппараты, техника, все виды транспорта, медицина, атомная физика, машиностроение используют электронику во все нарастающих масштабах.