84777

Конспект урока обществознания: «Богатые»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Значит к теме нашего урока Богатые мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей. По каким характеристикам людей относят к страте богатых Кто такие богатые люди учащиеся предлагают характеристики На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых...

Русский

2015-03-21

33 KB

53 чел.

Конспект урока обществознания

Класс 8

Тема «Богатые»

Тип урока: комбинированный.

Цель: учиться характеризовать социальные отношения; соотносить жизненные цели с морально-нравственными нормами.

Ход урока

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация полученных знаний.

Мы начали изучение социальной сферы общества, узнали о взаимосвязанных компонентах, составляющих структуру общества. Не сомневаюсь, вам хочется показать свои знания о социальной стратификации. Для этого предлагается несколько заданий:

-составьте исторические типы стратификации (учащиеся в трех группах  по опорным листам составляют исторические типы стратификаций)

-расскажите о данном типе стратификации, отвечая на вопросы: каковы критерии деления на страты? возможен ли переход людей по стратам? (представители каждой группы у доски защищают свою работу)

-расположите типы исторических стратификаций в хронологическом порядке.

Вопрос: Какие типы стратификаций, из составленных вами, мы вряд ли встретим в современном обществе? На доске остается схема «Современная социальная стратификация».

В целом нами рассмотрена социальная стратификация, а вот об особенностях какой страты вам хотелось бы поговорить подробнее?

(Из ответов на этот вопрос учитель подводит учащихся к теме и цели урока)

  1.  Постановка цели и изучение нового материала.

Значит, к теме нашего урока «Богатые» мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей.

Из вашего жизненного опыта вам известны эти особенности, значит мы будем их систематизировать .

Проблемный вопрос (с опорой на схему «Современная социальная стратификация»): Мне бы хотелось знать в начале нашей работы ваше мнение: а в целом такое неравенство в доходах – это хорошо или плохо для развития общества? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос? Приведите несколько аргументов, обсудив их в группах.

Вывод: желательно, чтобы неравенство в доходах было справедливым, сообразным труду, таланту, образованию.

По каким характеристикам людей относят к страте богатых? Кто такие богатые люди? (учащиеся предлагают характеристики)

На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых:

1.Владеют богатством (недвижимость, машины, золото и т.п.)

2.Живут в роскоши (излишний комфорт, дорогие удовольствия)

3.Тратят много денег

4.Имеют огромный доход (за счет банков, супермаркетов, издательств, заводов, находящихся в собственности)

Вот те признаки, которые объединяют людей в страту богатых по вертикали в структуре общества. Их место в стратификации – наверху.

Вопрос: А если рассмотреть горизонтальный срез страты богатых, то есть их социальный статус, то будут ли богатые схожи по другим социально значимым критериям? (учащиеся по группам сравнивают отдельных представителей класса богатых, например, английскую королеву и современного русского миллиардера, по отдельным социально значимым критериям, при этом обязательно моделируется пространственная схема социальной структуры при помощи листов с надписями «Современная социальная стратификация» и «Социально значимые критерии».)

Вывод: В классе (страте) богатых имеются различия по отдельным социальным критериям.

Вопрос: Как стать богатым?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Вывод: Основными путями к богатству являются:

-наследство,

-удачная карьера,

- выдающийся талант,

- особое везение.

Проблемный вопрос: Как вам кажется, все ли стремятся стать богатыми? Все ли способы хороши для получения богатства?

После первоначальных ответов учащихся им предлагается дилемма для осмысления проблемы. 

Дилемма (по Л. Колбергу)

В Европе фармацевт изобрел лекарство на основе радия, которое могло лечить от одной из форм рака. Себестоимость лекарства составляла 400 долларов. Фармацевт назначил цену своему лекарству в 4000 долларов.

Вскоре в его родном городе такой формой рака заболела одна небогатая женщина, и её муж Хайнц обратился к фармацевту за помощью, имея лишь 2000 долларов. Но фармацевт сказал: «Нет, я не буду уступать в цене. Это я изобрел лекарство и собираюсь на нем хорошо заработать».

Как вы относитесь к позиции фармацевта?

Что бы мог сказать Хайнц фармацевту?

Как бы поступили вы на месте фармацевта?

Здесь хотелось бы привести высказывание Марины Цветаевой: «Сознание неправды денег в русской душе невытравимо».

Вопрос: А как же общество может всё-таки оправдать наличие огромного количества денег у богатых? Как вы считаете, заработав много денег для себя и для своих потомков, можно часть богатства потратить во благо общества? Как это можно сделать? Какие примеры из истории вы знаете?

Вопрос: Как сохранить нажитое богатство? (удачное вложение капитала, браки по расчету)

  1.  Закрепление изученного материала

Пришло время «нарисовать» свой портрет богатого человека (учащиеся в группах на листах А3 описывают и рисуют представителя класса богатых)

V.Рефлексия.

Поменяйтесь «портретами». Понятны ли вам «портреты», нарисованные участниками других групп? Попытайтесь их расшифровать и составьте рассказ о представителе класса богатых.

VI.Домашнее задание.

Параграф 19, стр.130, практикум. Желающим предлагается подготовить сообщение о меценатах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32639. Технико-экономическое обоснование проекта: содержание, назначение 27 KB
  Техникоэкономическое обоснование проекта: содержание назначение ТЭО Основным документом обосновывающим целесообразность и эффективность проекта является ТЭО проекта. Эти задачи решаются с помощью ТЭО. ТЭО является обязательным документом в случае если финансирование капитальных вложений в основные фонды осуществляется полностью или на долевых началах из Государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных фондов централизованных фондов министерств и ведомств а также собственных финансовых ресурсов государственных предприятий....
32640. Бизнес- план инвестиционного проекта: содержание, назначение 51 KB
  Бизнес план инвестиционного проекта: содержание назначение Бизнес план Бизнесплан это подробный четко структурированный и тщательно подготовленный документ описывающий цели и задачи которые необходимо решить предприятию компании способы достижения поставленных целей и техникоэкономические показатели предприятия и или проекта в результате их достижения. Содержание бизнесплана Вводная часть резюме проекта Вводная часть как правило пишется уже после того как составлен весь план. в ней содержатся основные положения всего...
32641. Принципы и процессы планирования проекта. Уровни планирования 62.5 KB
  Принципы и процессы планирования проекта. Принципы и процессы планирования Сущность планирования состоит в задании целей и способов их достижения на основе формирования комплекса работ мероприятий действий которые должны быть выполнены применении методов и средств реализации этих работ увязки ресурсов необходимых для их выполнения согласовании действий организаций участников проекта. Основная цель планирования состоит в построении модели реализации проекта. Она необходима для координации деятельности участников проекта с ее помощью...
32642. Формирование статей затрат проекта. Калькуляция расходов, сметы, бюджет проекта 27.5 KB
  Формирование статей затрат проекта. Калькуляция расходов сметы бюджет проекта. Бюджет проекта предназначен для планирования расхода средств проекта по временным периодам год квартал месяц в течение всего времени его осуществления. Обычно расход средств проекта первого года планируется более подробно показывается поквартальное и помесячное распределение денежных средств.
32643. Управление качеством в проекте 40 KB
  Управление качеством в проекте. Управление качеством Одной из ключевых функций управления проектом наряду с такими как управление стоимостью и временем является управление качеством проекта. Качество это целостная совокупность характеристик объекта относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Понятие качество следует отличать от понятия градация сорт класс.
32644. Проектные риски и их основные виды 39.5 KB
  Вероятность рисков это вероятность того что в результате принятия решения произойдут потери для предприятия то есть вероятность нежелательного исхода. Проектные риски это совокупность рисков угрожающих реализации инвестиционного проекта или способных снизить его эффективность коммерческую экономическую бюджетную социальную и т. Виды инвестиционных рисков многообразны. В отдельных источниках также выделяют такие риски как: риск связанный с отраслью производства вложение в производство товаров народ ного потребления в среднем...
32645. Методы анализа и прогнозирования риска и неопределенности в проекте 274.5 KB
  Анализ рисков процедуры выявления факторов рисков и оценки их значимости по сути анализ вероятности того что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей проекта. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных с ним неблагоприятных последствий. Назначение анализа рисков дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия ре шений о целесообразности участия в проекте и выработки мер по защите от воз можных финансовых потерь. Анализ рисков можно...