84777

Конспект урока обществознания: «Богатые»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Значит к теме нашего урока Богатые мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей. По каким характеристикам людей относят к страте богатых Кто такие богатые люди учащиеся предлагают характеристики На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых...

Русский

2015-03-21

33 KB

33 чел.

Конспект урока обществознания

Класс 8

Тема «Богатые»

Тип урока: комбинированный.

Цель: учиться характеризовать социальные отношения; соотносить жизненные цели с морально-нравственными нормами.

Ход урока

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация полученных знаний.

Мы начали изучение социальной сферы общества, узнали о взаимосвязанных компонентах, составляющих структуру общества. Не сомневаюсь, вам хочется показать свои знания о социальной стратификации. Для этого предлагается несколько заданий:

-составьте исторические типы стратификации (учащиеся в трех группах  по опорным листам составляют исторические типы стратификаций)

-расскажите о данном типе стратификации, отвечая на вопросы: каковы критерии деления на страты? возможен ли переход людей по стратам? (представители каждой группы у доски защищают свою работу)

-расположите типы исторических стратификаций в хронологическом порядке.

Вопрос: Какие типы стратификаций, из составленных вами, мы вряд ли встретим в современном обществе? На доске остается схема «Современная социальная стратификация».

В целом нами рассмотрена социальная стратификация, а вот об особенностях какой страты вам хотелось бы поговорить подробнее?

(Из ответов на этот вопрос учитель подводит учащихся к теме и цели урока)

  1.  Постановка цели и изучение нового материала.

Значит, к теме нашего урока «Богатые» мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей.

Из вашего жизненного опыта вам известны эти особенности, значит мы будем их систематизировать .

Проблемный вопрос (с опорой на схему «Современная социальная стратификация»): Мне бы хотелось знать в начале нашей работы ваше мнение: а в целом такое неравенство в доходах – это хорошо или плохо для развития общества? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос? Приведите несколько аргументов, обсудив их в группах.

Вывод: желательно, чтобы неравенство в доходах было справедливым, сообразным труду, таланту, образованию.

По каким характеристикам людей относят к страте богатых? Кто такие богатые люди? (учащиеся предлагают характеристики)

На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых:

1.Владеют богатством (недвижимость, машины, золото и т.п.)

2.Живут в роскоши (излишний комфорт, дорогие удовольствия)

3.Тратят много денег

4.Имеют огромный доход (за счет банков, супермаркетов, издательств, заводов, находящихся в собственности)

Вот те признаки, которые объединяют людей в страту богатых по вертикали в структуре общества. Их место в стратификации – наверху.

Вопрос: А если рассмотреть горизонтальный срез страты богатых, то есть их социальный статус, то будут ли богатые схожи по другим социально значимым критериям? (учащиеся по группам сравнивают отдельных представителей класса богатых, например, английскую королеву и современного русского миллиардера, по отдельным социально значимым критериям, при этом обязательно моделируется пространственная схема социальной структуры при помощи листов с надписями «Современная социальная стратификация» и «Социально значимые критерии».)

Вывод: В классе (страте) богатых имеются различия по отдельным социальным критериям.

Вопрос: Как стать богатым?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Вывод: Основными путями к богатству являются:

-наследство,

-удачная карьера,

- выдающийся талант,

- особое везение.

Проблемный вопрос: Как вам кажется, все ли стремятся стать богатыми? Все ли способы хороши для получения богатства?

После первоначальных ответов учащихся им предлагается дилемма для осмысления проблемы. 

Дилемма (по Л. Колбергу)

В Европе фармацевт изобрел лекарство на основе радия, которое могло лечить от одной из форм рака. Себестоимость лекарства составляла 400 долларов. Фармацевт назначил цену своему лекарству в 4000 долларов.

Вскоре в его родном городе такой формой рака заболела одна небогатая женщина, и её муж Хайнц обратился к фармацевту за помощью, имея лишь 2000 долларов. Но фармацевт сказал: «Нет, я не буду уступать в цене. Это я изобрел лекарство и собираюсь на нем хорошо заработать».

Как вы относитесь к позиции фармацевта?

Что бы мог сказать Хайнц фармацевту?

Как бы поступили вы на месте фармацевта?

Здесь хотелось бы привести высказывание Марины Цветаевой: «Сознание неправды денег в русской душе невытравимо».

Вопрос: А как же общество может всё-таки оправдать наличие огромного количества денег у богатых? Как вы считаете, заработав много денег для себя и для своих потомков, можно часть богатства потратить во благо общества? Как это можно сделать? Какие примеры из истории вы знаете?

Вопрос: Как сохранить нажитое богатство? (удачное вложение капитала, браки по расчету)

  1.  Закрепление изученного материала

Пришло время «нарисовать» свой портрет богатого человека (учащиеся в группах на листах А3 описывают и рисуют представителя класса богатых)

V.Рефлексия.

Поменяйтесь «портретами». Понятны ли вам «портреты», нарисованные участниками других групп? Попытайтесь их расшифровать и составьте рассказ о представителе класса богатых.

VI.Домашнее задание.

Параграф 19, стр.130, практикум. Желающим предлагается подготовить сообщение о меценатах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27784. Социализирующие функции религиозных организаций 18.38 KB
  В социализации человека религия и религиозные организации общности верующих при молитвенных центрах были важнейшим после семьи фактором. Кроме того различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций а также через различные формы контроля в одних конфессиях более в других менее жесткого за соответствием жизни верующих...
27785. Личностно-ориентированные педагогические технологии 15.04 KB
  В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностноориентированного обучения. Якиманской признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностноориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностноориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
27786. Социально-педагогическая технология 16.42 KB
  Она может рассматриваться: как обоснование описание этапов методов и средств социальнопедагогической деятельности обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная оптимальная последовательность деятельности направленная на достижение определенной социальнопедагогической цели. Мардахаев полагает что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить: Социальнопедагогическую цель к чему стремиться чего следует добиваться; Условия ее реализации; Особенности и возможности объекта; ...
27787. Джон Локк (1632-1704) 20.34 KB
  Из всех людей с которыми мы встречаемся девять десятых становится тем что они есть: добрыми или злыми полезными или нет благодаря воспитанию говорил Локк. Джентльмен должен получить физическое нравственное и умственное воспитание но не в школе ибо школа по мнению Локка это учреждение где собрана пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния. Локк исходя из практики аристократических семейств рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному солидному воспитателю.
27788. ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ 115 KB
  Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка различные соматические заболевания личностные и эмоциональные нарушения социальные последствия. Нарушения физического и психического развития У большинства детей живущих в семьях в которых тяжелое физическое наказание брань в адрес ребенка являются методами воспитания или в семьях где они лишены тепла внимания например в семьях родителейалкоголиков имеются признаки задержки физического и...
27789. ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ 56 KB
  Общие сведения о профессии: Краткая характеристика отрасли народного хозяйства где применяется профессия краткий исторический очерк и перспективы развития профессии основные специальности связанные с данной профессией. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научнотехническом прогрессе ее перспективность; предмет средства и продукт труда; содержание и характер функция трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии моральные...
27790. ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 96 KB
  ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ Какие права связаны с правом на образование Право на образование следует рассматривать как совокупность прав: 1 на выбор образовательного учреждения или образовательной программы; 2 на получение образования в соответствии с установленными стандартами; 3 на обучение в условиях гарантирующих безопасность ребенка; 4 на уважение своего человеческого достоинства уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; 5 на обучение осуществляемое на современной учебноматериальной базе; 6 на...
27791. Советы подросткам при временном трудоустройстве 31.5 KB
  А именно в порыве найти хоть какуюто работу и получить дополнительные карманные средства молодежь хватается за любое предложение реальной работы даже на миг не задумываясь об юридическом аспекте оформления всех отношений с работодателем. И эти случаи довольно часты и заканчиваются печально невыплатой зарплаты психологическом расстройстве молодого индивидуума Поэтому юные работники знайте: прежде чем преступить к заинтересовавшей вас работе требуйте официального оформления ваших отношений непосредственно с работодателем;...
27792. Методы планирования эксперимента 77.5 KB
  Уточнение условий проведения эксперимента имеющееся или доступное оборудование сроки работ численность и состав группы для исследования и т. Структурные характеристики малой группы Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы необходимо прежде всего подчеркнуть что понятие структура теснейшим образом сопряжено с понятием система. Реализация членами группы определенных институционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы по решению задач поставленных перед ней в рамках более широкой социальной...