84777

Конспект урока обществознания: «Богатые»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Значит к теме нашего урока Богатые мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей. По каким характеристикам людей относят к страте богатых Кто такие богатые люди учащиеся предлагают характеристики На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых...

Русский

2015-03-21

33 KB

32 чел.

Конспект урока обществознания

Класс 8

Тема «Богатые»

Тип урока: комбинированный.

Цель: учиться характеризовать социальные отношения; соотносить жизненные цели с морально-нравственными нормами.

Ход урока

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация полученных знаний.

Мы начали изучение социальной сферы общества, узнали о взаимосвязанных компонентах, составляющих структуру общества. Не сомневаюсь, вам хочется показать свои знания о социальной стратификации. Для этого предлагается несколько заданий:

-составьте исторические типы стратификации (учащиеся в трех группах  по опорным листам составляют исторические типы стратификаций)

-расскажите о данном типе стратификации, отвечая на вопросы: каковы критерии деления на страты? возможен ли переход людей по стратам? (представители каждой группы у доски защищают свою работу)

-расположите типы исторических стратификаций в хронологическом порядке.

Вопрос: Какие типы стратификаций, из составленных вами, мы вряд ли встретим в современном обществе? На доске остается схема «Современная социальная стратификация».

В целом нами рассмотрена социальная стратификация, а вот об особенностях какой страты вам хотелось бы поговорить подробнее?

(Из ответов на этот вопрос учитель подводит учащихся к теме и цели урока)

  1.  Постановка цели и изучение нового материала.

Значит, к теме нашего урока «Богатые» мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей.

Из вашего жизненного опыта вам известны эти особенности, значит мы будем их систематизировать .

Проблемный вопрос (с опорой на схему «Современная социальная стратификация»): Мне бы хотелось знать в начале нашей работы ваше мнение: а в целом такое неравенство в доходах – это хорошо или плохо для развития общества? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос? Приведите несколько аргументов, обсудив их в группах.

Вывод: желательно, чтобы неравенство в доходах было справедливым, сообразным труду, таланту, образованию.

По каким характеристикам людей относят к страте богатых? Кто такие богатые люди? (учащиеся предлагают характеристики)

На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых:

1.Владеют богатством (недвижимость, машины, золото и т.п.)

2.Живут в роскоши (излишний комфорт, дорогие удовольствия)

3.Тратят много денег

4.Имеют огромный доход (за счет банков, супермаркетов, издательств, заводов, находящихся в собственности)

Вот те признаки, которые объединяют людей в страту богатых по вертикали в структуре общества. Их место в стратификации – наверху.

Вопрос: А если рассмотреть горизонтальный срез страты богатых, то есть их социальный статус, то будут ли богатые схожи по другим социально значимым критериям? (учащиеся по группам сравнивают отдельных представителей класса богатых, например, английскую королеву и современного русского миллиардера, по отдельным социально значимым критериям, при этом обязательно моделируется пространственная схема социальной структуры при помощи листов с надписями «Современная социальная стратификация» и «Социально значимые критерии».)

Вывод: В классе (страте) богатых имеются различия по отдельным социальным критериям.

Вопрос: Как стать богатым?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Вывод: Основными путями к богатству являются:

-наследство,

-удачная карьера,

- выдающийся талант,

- особое везение.

Проблемный вопрос: Как вам кажется, все ли стремятся стать богатыми? Все ли способы хороши для получения богатства?

После первоначальных ответов учащихся им предлагается дилемма для осмысления проблемы. 

Дилемма (по Л. Колбергу)

В Европе фармацевт изобрел лекарство на основе радия, которое могло лечить от одной из форм рака. Себестоимость лекарства составляла 400 долларов. Фармацевт назначил цену своему лекарству в 4000 долларов.

Вскоре в его родном городе такой формой рака заболела одна небогатая женщина, и её муж Хайнц обратился к фармацевту за помощью, имея лишь 2000 долларов. Но фармацевт сказал: «Нет, я не буду уступать в цене. Это я изобрел лекарство и собираюсь на нем хорошо заработать».

Как вы относитесь к позиции фармацевта?

Что бы мог сказать Хайнц фармацевту?

Как бы поступили вы на месте фармацевта?

Здесь хотелось бы привести высказывание Марины Цветаевой: «Сознание неправды денег в русской душе невытравимо».

Вопрос: А как же общество может всё-таки оправдать наличие огромного количества денег у богатых? Как вы считаете, заработав много денег для себя и для своих потомков, можно часть богатства потратить во благо общества? Как это можно сделать? Какие примеры из истории вы знаете?

Вопрос: Как сохранить нажитое богатство? (удачное вложение капитала, браки по расчету)

  1.  Закрепление изученного материала

Пришло время «нарисовать» свой портрет богатого человека (учащиеся в группах на листах А3 описывают и рисуют представителя класса богатых)

V.Рефлексия.

Поменяйтесь «портретами». Понятны ли вам «портреты», нарисованные участниками других групп? Попытайтесь их расшифровать и составьте рассказ о представителе класса богатых.

VI.Домашнее задание.

Параграф 19, стр.130, практикум. Желающим предлагается подготовить сообщение о меценатах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49005. Методика викладання хімії 118.32 KB
  Діяльність вчителя, яка представляє собою передачу знань, умінь та навичок учням, організація їх самостійної роботи по набуттю знань и навичок, формування наукового світогляду та поведінки, керівництво й управління процесом підготовки учнів до життя в суспільстві
49006. Саздание программы на языке программирования Паскаль 254 KB
  Результаты расчетов должны выводиться на экран и в файл. Оформление графиков и таблиц выполнять средствами математических пакетов (Maple, MathCad). Демонстрационный вариант программы подготовить в среде визуального программирования Delphi.
49007. Логистическая система предприятия ООО «Евроторг» 1.35 MB
  ООО «Евроторг» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество (его составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе организации), самостоятельный баланс
49008. АУДИТОРЛЫҚ ҚЫЗМЕТТIҢ АҚПАРАТТЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ 26.85 KB
  Аудиторлық қызметтiң компьютерлік ақпараттық жүйесiнiң (КАЖ) атқарымдық есептерi. Аудиторлық қызметтегі автоматтандырылған ақпараттық технологиялар (ААТ). Аудиторлық қызметтегі автоматтандырылған ақпараттық технологияларды (ААТ) программалық қамтамасыз ету
49009. Философия. Философские взгляды 80.54 KB
  История философии, во-первых, есть история единой попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя. Во-вторых, история философии - многогранное единство человеческого опыта.
49010. Проектування установки для наплавлення 829 KB
  Виходячи з масогабаритних показників деталі а також обраного матеріалу для наплавлення обирається тип основного та допоміжного обладнання. Потім проводиться розрахунки механізму подачі матеріалу що наплавляється механізму пересування апарату а також розрахунок механізму підйому інструменту для наплавлення. На підставі цих розрахунків обирається стандартне обладнання проектується необхідна установка для наплавлення.
49011. Технология изготовления ходовых винтов 941 KB
  В металлорежущих станках, прессах и других машинах, где винтовые механизмы служат для преобразования вращательного движения в поступательное, применяют ходовые винты. Различают ходовые винты скольжения с прямоугольной, трапецеидальной и треугольной резьбой и ходовые винты качения полукруглой или арочной формы.
49012. Вся история балета 388.5 KB
  Балет в 18 веке Балет как искусство Балет 17ый век Когда Людовика 14й был коронован его интерес к танцам сильно поддерживался рождённым в Италии кардиналом Мазарини который помогал Людовику 14му. Юный король мальчиком сделал свой дебют в балете.
49013. Социальная защита детей оставшихся без попечения родителей в Республике Казахстан 808 KB
  Для устройства дальнейшей судьбы детей-оставшихся без попечения родителей в оказания им помощи необходимо четко представлять, что это за дети, какой опыт они вынесли из жизни в семье или приобрели вне ее и конечно же какую роль играет социальный работник социальной защите ребенка.