84778

Основы религиозных культур и светской этики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ключевые понятия: семья, род, родословная, имя рода - фамилия, семейные роли, семейные ценности. Цель: иметь представление о себе как части рода и осознавать, что семья - носитель нравственных ценностей, на основе которых формируются нравственные отношения.

Русский

2015-03-21

35.5 KB

0 чел.

Курс:  «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль:  Основы светской этики.

Тема занятия: Род и семья- исток нравственных отношений (урок №20).

Ключевые понятия: семья, род, родословная, имя рода - фамилия, семейные роли, семейные ценности.

Цель: иметь представление о себе как части рода и осознавать, что    семья - носитель нравственных ценностей, на основе которых  формируются нравственные отношения.

Задачи:

1. Определить существенные признаки семьи и рода.

2. Понимать главную задачу семьи как передачу нравственных ценностей.

3. Почувствовать себя частью рода.

4. Уточнить семейные роли.

5. Формировать интерес к истории фамилий своего рода.

6. Осуществить межпредметные связи.

Ресурсы: учебники М.Т.Студеникин  «Основы светской этики», В.А.Никонов «Словарь русских фамилий», презентация, ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал (листы (слайды) №8,11,13).

Ход занятия:

1.Определение понятия семьи.

Слайд №3.

- Что вы видите? (Семья, несколько поколений, …)

- Что значит для тебя твоя семья? Выбери одно из мнений. Слайд №4.(Дети рассуждают. Приходят к мнению №1.)

- Найдите главные слова в первом мнении.

- Дайте определение семьи.

Слайд №5(такое определение дает белорусский философ).

2. Построение иерархии понятий.

- Родные, родители, родственники  … Что объединяет эти слова? (однокоренные слова)

- Назовите еще слова с корнем  - род -.

Дети получают лист №1.

–Расположите слова от большего понятия к меньшему.

Слайд №6 (проверка задания).

- Куда определим семью?

3.Имя рода.

- Каждый в семье имеет три имени. Назовите их? (Личное имя, имя отца- отчество, имя рода - фамилия.)

- А знаете ли вы, что означает ваша фамилия? (Ответы детей.)

- Рассмотрите следующий слайд (слайд №7).

- Что можете сказать об информации на слайде?

- Сделайте вывод. (От одного имени образуются несколько фамилий.)

Дети получают листы №8. –Какое предложено задание? (Составь пары.) Проверка задания. Сделайте вывод.

- Откройте учебник на стр. 98 абзац 3, стр.99 абзац 1, 2. От чего еще произошли фамилии? Кто хочет узнать больше информации на эту тему, может обратиться к «Словарю русских фамилий» В.А.Никонова (показ словаря).

Слайд №9. В Пермском крае в 2012 году из детских домов были определены в семьи 608 детей. Приемные дети могут стать родными и обрести семью.

4.Семейные ценности. Определение темы занятия.

Слайд №10. Что видите? (Вы, ваши родители, все ваши родственники образуют род. Род - не только те, кто живет сейчас. Это и те, кто жили до тебя и даже задолго до твоих родителей. Если представить род как большое ветвистое дерево, корнями этого дерева будут основатели рода. Историю всякой семьи – ее родословие – представляют в виде «родословного древа».)

- Каждый в семье имеет свою роль. Глава семьи заботиться о достатке и благополучии, а также о поведении домочадцев. Взрослые учат детей различным ремеслам. Женщины ведут хозяйство. Бабушки и дедушки передают свой опыт и заботу младшим поколениям. А в свою очередь внуки уважают и опекают старших.

- Что является главной задачей рода и семьи. ( Главная задача рода и семьи - дать жизнь детям, вырастить и воспитать их.)

- Слайд №11. Народная мудрость гласит: родители и дети как сообщающийся сосуд, из которого перетекают все нравственные ценности человечества. Что это за ценности? (Ответы детей.) Где эти нравственные ценности можно услышать, увидеть, прочитать? (Ответы детей.)

- Слайд №12. Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

Дети получают лист №13. Слайд №13.

- Обозначьте сосуды.

- Под сосудом «я» запишите 3 своих имени.

- Выберите пословицу, наиболее близкую вашей семье. Соедините ей два сосуда.

- Какое главное  чувство объединяет родителей и детей в семье? Покажите символом. Слайд №16.

- Назовите тему нашего занятия. Запишите ее на листе. Проверка: слайд №14.

Можно оформить выставку на доске.

5. Домашнее задание. Слайд №15. Предлагаем на выбор:

А) Составить родословную своей семьи,

Б) Придумать герб своей семьи,

В) Узнать о традициях своей семьи,

Г) Узнай историю своей фамилии.

В помощь учебник стр.97-99.

Урок построен с учетом требований ФГОС  II поколения  в системно - деятельностном  подходе. На занятии  используются фронтальная, парная и индивидуальная виды работ. Основная форма работы с учащимися – учебный диалог.

На протяжении занятия идет формирование метапредметных  УУД:

1.Регулятивные (постановка цели, планирование собственной деятельности, ее реализация, контроль, оценивание и корректировка),

2.Коммуникативные (умение работать с информацией (текст учебника, слайды, раздаточный материал), выстраивание монолога, вступление в диалог с одноклассниками и учителем, умение выслушать собеседника),

3.Познавательные (восприятие текста, его анализ, синтез, обобщение, нахождение главного и второстепенного, выведение понятия, фиксация своих выводов).

В данном занятии содержание заданий с использованием вышеперечисленные УУД  оказывают влияние   на личностные результаты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40723. Прогрессивные формы организации инновационной деятельности :бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы 31 KB
  Инновационная деятельность это процесс направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработку иных научно технических достижений интеллектуального продукта. Отличительные черты: комплексность по научнопроизводственному циклу научные учреждения вузы промышленные предприятия компактность расположения ограниченность площади расположение в экологически чистых районах. Технополис научнотехнический комплекс соединяющий научнотехническую деятельность с наукоемким производством с хорошо развитой...
40724. Экономическая безопасность государства и механизм ее реализации 43 KB
  Проблемы обеспечения экономической безопасности страны стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социальноэкономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны российского общества и каждого гражданина в отдельности. Например США разрабатывают доктрину концепцию и стратегию своей национальной безопасности где особое место уделено вопросам экономической...
40725. Предпринимательство как вид экономической деятельности. Виды предпринимательства 35 KB
  Виды предпринимательства. Рыночная экономика экономика свободного предпринимательства. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности объекта приложения капитала и получения конкретных результатов связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: 1. Коммерческое торговое предпринимательство Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного так как предприниматель выступает...
40726. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности 25 KB
  Cистема общих условий воспроизводства предпринимательского типа представляющая собой совокупность техникотехнологических организационноэкономических и социальных взаимосвязей тех элементов инфраструктуры которые обеспечивают обслуживание процесса предпринимательства на уровне макро мезо и микроэкономики. являются научность и системность в формировании и развитии предпринимательства и его инфраструктуры а также постепенность и многообразие моделей инфраструктурного обеспечения предпринимательства. Прежде всего нужна трансформация...
40727. Виды и формы предпринимательской деятельности 39 KB
  Рыночная экономика экономика свободного предпринимательства. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности объекта приложения капитала и получения конкретных результатов связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: 1. Коммерческое торговое предпринимательство Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного так как предприниматель выступает непосредственно в роли...
40728. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 28.5 KB
  Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: разработка принятие и контроль за законодательством обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; повышение эффективности государственного регулирования и снижение...
40729. Малое предпринимательство, его фин-экон и организационные особенности 41.5 KB
  В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет. Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса: Придает рыночной системе необходимую гибкость активизация структурных сдвигов процессов разгосударствления и приватизации. Социальные функции малого бизнеса: Обеспечивает рост занятости. Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически.
40730. Среднее и крупное предпринимательство 30.5 KB
  Формы взаимодействия малого среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики В современной развитой рыночной экономике малый бизнес оказывается подчинен крупному бизнесу через систему подрядов и субподрядов. Крупному бизнесу как правило обеспечивает гарантию возврата кредита и обеспечивает устойчивые долгосрочные отношения с подрядчиком или субподрядчиком . С помощью франчайзинга малый бизнес получает возможность стабилизировать внешнюю среду обеспечить конкурентные преимущества. Крупный бизнес расширяет сферу контроля над рынком и...
40731. Критерии выделения малого бизнеса в России 28.5 KB
  В реальный сектор экономики входят как отрасли материального производства так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг. В результате научнотехнической революции и роста производительности труда резко изменилось соотношение в нем между отраслями материального производства и сферой услуг. В индустриально развитых странах доля занятых в сфере услуг почти в два раза превышает эту долю в отраслях материального производства составляя более двух третей общей численности занятых. Информатизация экономики порождая дальнейшие...