84778

Основы религиозных культур и светской этики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ключевые понятия: семья, род, родословная, имя рода - фамилия, семейные роли, семейные ценности. Цель: иметь представление о себе как части рода и осознавать, что семья - носитель нравственных ценностей, на основе которых формируются нравственные отношения.

Русский

2015-03-21

35.5 KB

0 чел.

Курс:  «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль:  Основы светской этики.

Тема занятия: Род и семья- исток нравственных отношений (урок №20).

Ключевые понятия: семья, род, родословная, имя рода - фамилия, семейные роли, семейные ценности.

Цель: иметь представление о себе как части рода и осознавать, что    семья - носитель нравственных ценностей, на основе которых  формируются нравственные отношения.

Задачи:

1. Определить существенные признаки семьи и рода.

2. Понимать главную задачу семьи как передачу нравственных ценностей.

3. Почувствовать себя частью рода.

4. Уточнить семейные роли.

5. Формировать интерес к истории фамилий своего рода.

6. Осуществить межпредметные связи.

Ресурсы: учебники М.Т.Студеникин  «Основы светской этики», В.А.Никонов «Словарь русских фамилий», презентация, ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал (листы (слайды) №8,11,13).

Ход занятия:

1.Определение понятия семьи.

Слайд №3.

- Что вы видите? (Семья, несколько поколений, …)

- Что значит для тебя твоя семья? Выбери одно из мнений. Слайд №4.(Дети рассуждают. Приходят к мнению №1.)

- Найдите главные слова в первом мнении.

- Дайте определение семьи.

Слайд №5(такое определение дает белорусский философ).

2. Построение иерархии понятий.

- Родные, родители, родственники  … Что объединяет эти слова? (однокоренные слова)

- Назовите еще слова с корнем  - род -.

Дети получают лист №1.

–Расположите слова от большего понятия к меньшему.

Слайд №6 (проверка задания).

- Куда определим семью?

3.Имя рода.

- Каждый в семье имеет три имени. Назовите их? (Личное имя, имя отца- отчество, имя рода - фамилия.)

- А знаете ли вы, что означает ваша фамилия? (Ответы детей.)

- Рассмотрите следующий слайд (слайд №7).

- Что можете сказать об информации на слайде?

- Сделайте вывод. (От одного имени образуются несколько фамилий.)

Дети получают листы №8. –Какое предложено задание? (Составь пары.) Проверка задания. Сделайте вывод.

- Откройте учебник на стр. 98 абзац 3, стр.99 абзац 1, 2. От чего еще произошли фамилии? Кто хочет узнать больше информации на эту тему, может обратиться к «Словарю русских фамилий» В.А.Никонова (показ словаря).

Слайд №9. В Пермском крае в 2012 году из детских домов были определены в семьи 608 детей. Приемные дети могут стать родными и обрести семью.

4.Семейные ценности. Определение темы занятия.

Слайд №10. Что видите? (Вы, ваши родители, все ваши родственники образуют род. Род - не только те, кто живет сейчас. Это и те, кто жили до тебя и даже задолго до твоих родителей. Если представить род как большое ветвистое дерево, корнями этого дерева будут основатели рода. Историю всякой семьи – ее родословие – представляют в виде «родословного древа».)

- Каждый в семье имеет свою роль. Глава семьи заботиться о достатке и благополучии, а также о поведении домочадцев. Взрослые учат детей различным ремеслам. Женщины ведут хозяйство. Бабушки и дедушки передают свой опыт и заботу младшим поколениям. А в свою очередь внуки уважают и опекают старших.

- Что является главной задачей рода и семьи. ( Главная задача рода и семьи - дать жизнь детям, вырастить и воспитать их.)

- Слайд №11. Народная мудрость гласит: родители и дети как сообщающийся сосуд, из которого перетекают все нравственные ценности человечества. Что это за ценности? (Ответы детей.) Где эти нравственные ценности можно услышать, увидеть, прочитать? (Ответы детей.)

- Слайд №12. Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

Дети получают лист №13. Слайд №13.

- Обозначьте сосуды.

- Под сосудом «я» запишите 3 своих имени.

- Выберите пословицу, наиболее близкую вашей семье. Соедините ей два сосуда.

- Какое главное  чувство объединяет родителей и детей в семье? Покажите символом. Слайд №16.

- Назовите тему нашего занятия. Запишите ее на листе. Проверка: слайд №14.

Можно оформить выставку на доске.

5. Домашнее задание. Слайд №15. Предлагаем на выбор:

А) Составить родословную своей семьи,

Б) Придумать герб своей семьи,

В) Узнать о традициях своей семьи,

Г) Узнай историю своей фамилии.

В помощь учебник стр.97-99.

Урок построен с учетом требований ФГОС  II поколения  в системно - деятельностном  подходе. На занятии  используются фронтальная, парная и индивидуальная виды работ. Основная форма работы с учащимися – учебный диалог.

На протяжении занятия идет формирование метапредметных  УУД:

1.Регулятивные (постановка цели, планирование собственной деятельности, ее реализация, контроль, оценивание и корректировка),

2.Коммуникативные (умение работать с информацией (текст учебника, слайды, раздаточный материал), выстраивание монолога, вступление в диалог с одноклассниками и учителем, умение выслушать собеседника),

3.Познавательные (восприятие текста, его анализ, синтез, обобщение, нахождение главного и второстепенного, выведение понятия, фиксация своих выводов).

В данном занятии содержание заданий с использованием вышеперечисленные УУД  оказывают влияние   на личностные результаты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27578. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК). Отличие этого преступления от вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК) 34 KB
  Отличие этого преступления от вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий ст. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления 150 Преступления против семьи и несовершеннолетних. Объективная сторона: вовлечение н летнего в совершение преступления т.
27580. Государственная измена 30 KB
  Предметом государственной измены являются сведения составляющие государственную тайну. Перечень сведений составляющих государственную тайну – совокупность категорий сведений в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке установленных федеральным законодательством. Объективная сторона состоит в государственной измене которая включает в себя следующие альтернативные действия: – шпионаж – передача собирание похищение или хранение в целях передачи иностранному государству...
27582. Грабеж и его признаки 35.5 KB
  Понятие насильственного грабежа его отличие от разбоя ст. Объект грабежа 161 отношения собственности при квалифицирующих признаках грабежа появляется дополнительный факультативный объект телесная неприкосновенность потерпевшего. Кроме того следует учитывать момент окончания этих преступлений материальный состав грабежа предполагает завладение чужим имуществом тогда как состав разбоя нет. При разграничении разбоя и грабежа важен и способ действия виновного применение ОРУЖИЯ или предметов используемых в качестве оружия всегда...
27583. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона и её пределы. Действие уголовного закона в пространстве, его принципы (территориальный, гражданства, реальный, универсальный). Выдача лиц, совершивших преступление 42 KB
  Уголовный закон это нормативноправовой акт принимаемый высшими органами государственной власти и состоящий из взаимосвязанных норм определяющих основания и принципы уголовной ответственности а также какие деяния признаются преступлениями порядок назначения наказания за их совершение либо в определенных случаях указывающих условия для освобождения от уголовной ответственности и наказания. Законом усиливающем наказание является закон вводящий в санкцию статьи Особенной части более суровый вид наказания чем был предусмотрен. Усиление...
27585. Заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 307 УК). Заведомо ложный донос (ст. 306 УК) и его отличие от клеветы (ст. 129 УК) 30.5 KB
  Объективная сторона данного преступления выражается в том что названные в ч. Комментируемое деяние становится квалифицированным если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Круг субъектов данного преступления определен в самой норме это свидетель потерпевший эксперт специалист и переводчик. Подозреваемый обвиняемый и подсудимый не могут быть привлечены к ответственности Субъективная сторона этого преступления характеризуется только прямым умыслом.