84779

Условный оператор на языке Pascal

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Ребенок, который имеет представление об условном операторе на языке Pascal; умеет писать простейшие программы с условным оператором на языке Pascal. Задачи: систематизация знаний по теме «Условный оператор»; выработка практических умений в разработке программ на языке Pascal...

Русский

2015-03-21

81 KB

0 чел.

Урок «Условный оператор на языке Pascal»

Класс: 9

Тип урока: метапредметный

Раздел: Программное управление работой компьютера

Цель: Ребенок, который имеет представление об условном операторе на языке Pascal; умеет писать простейшие программы с условным оператором на языке Pascal.

Задачи:

  1.  систематизация знаний по теме «Условный оператор»;
  2.  выработка практических умений в разработке программ на языке Pascal;
  3.  выработка умений применять схемы ветвления при решении задач на других предметах и в жизни.

Оборудование:

мультимедийный проектор, задания для работы в группах, карточки с номерами групп, ноутбук.

Этапы урока:

  1.  Орг. момент (1 минута)
  2.  АЗ (6минут)
  3.  ФНЗ (30 минут)
  4.  Итог урока (8 минут)


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

Оформление доски/экрана проектора

1 этап. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь

Готовятся к уроку и садятся

1 минута

Приветственный слайд

2 этап. Актуализация знаний

(включается отрывок из сказки Алеша Попович и Тугарин змей, кадры с камнем)

Смотрят видео

1 минута

На экране проигрывается видео

Ребята, скажите, какая проблема возникла у Алеши Поповича?

Алеше Поповичу нужно было сделать выбор, понять, что ему в данный момент важно, в какую сторону идти.

5 минут

Что говорилось на камне?

Повторяют надпись на камне

На слайде отображаются три надписи

Хорошо. Давайте пока проблему выбора Алеши Поповича оставим и вспомним, что было задано вам на дом.

Надо было написать программу для двух примеров:

  1.  
  2.  

Кто-то из учащихся выходит и пишет программу примеров на доске

Молодец! А теперь давай подставим разные числа, чтоб проверить работу твоей программы? (подставляем сначала 2, потом 0 и -1)

При подстановке числа 2, пример решается, при числах 0 и -1 пример не решаем

Почему не получилось решить пример?

Подкоренное выражение не может быть отрицательным

Что в математике делают, чтобы обозначить, какие числа можно подставлять, а какие нельзя?

Прописывают ОДЗ

А как вы считаете, можно ли в программировании прописать ОДЗ? Прописать, в каких ситуациях это пример решаем, а в каких нет?

Да, есть, условный оператор

Снова выводится слайд с надписями и на нем же пример из домашнего задания с ОДЗ для подсказки

Молодцы! Это и будет тема нашего сегодня урока «Условный оператор на языке Pascal» е

Слайд с темой урока

Давайте вспомним, какие 2 схемы ветвления вы уже знаете, и как они выглядят?

Полная и неполная

Какие-то два ученика выходят и составляют схемы ветвлений по очереди из блоков на доске с помощью магнитов

3 этап. Формирование новых знаний

Молодцы!

Вы сидите, поделившись на 2 команды. Перед вами кейсы с заданиями.

В первом задании необходимо по представленному стихотворению составить блок-схему и назвать ее тип. Блок-схему вы рисуете на листе ватмана

Во втором задании все наоборот, по готовой блок схеме составить фразу, а так же назвать тип ветвления.

Время выполнения 7 минут (по истечении времени капитаны команд должны по очереди выйти к доске и озвучить свое решение, а так же продемонстрировать свои блок-схемы и фразы)

Выполняют работу в командах

7 минут

На экране проектора продемонстрированы стихи и блок-схемы заданий команд для другой команды

Листы ватмана с решением команд прикреплены на магнитах к доске

Молодцы! Теперь давайте попробуем составить предложения из второго задания на языке Pascal

Скажите мне, как будет на английском языке слово «если»?

- if

На слайде появляется слово if

Как будет слово «тогда»?

- then

На слайде добавляется через промежуток слово then

А как будет слово «иначе»?

- else

На слайде добавляется через промежуток слово else

Вот эти слова и являются командами для написания условного оператора на языке Pascal. Теперь давайте заменим в ваших предложениях слова на русском языке словами на команды,и кто-то из вас запишет на доске, что получилось

Кто-то из учащихся выходит и оформляет это на доске

Скажите, что здесь у нас будет являться условием?

А что будет действием при выполнении условия? И что будет при невыполнении условия?

На слайде фразы предложения сменяются словами <условие>, <оператор1> и <оператор2>

У нас с вами получилась общая запись условного оператора на языке Pascal.

Если необходимо записать одно условие внутри другого условия, то оно записывается вместо оператора

На слайде готовая запись

Теперь, обратите внимание, перед вами лежат листочки с номерами, это номера ваших микро-групп. Разойдитесь, пожалуйста, по своим группам

(у каждой группы будет свой конверт с заданиями)

У вас в конвертах представлено по 1 задаче, вам необходимо прочитать текст задачи, написать программу и составить блок-схему и оформить все на листах ватмана. Время выполнения 15 минут.

Выполняют работу в группах (всего 4 группы)

15 минут

На слайде написаны все задачи групп

Теперь представители каждой группы выходят и демонстрируют итоги работы группы

Представители по очереди объясняют свою программу на конкретных значениях и блок-схему

8 минут

На доске прикреплен лист, с программой и блок-схемой

4 этап. Итог урока

Вы все молодцы! Отлично справились с работой! А теперь бы мне хотелось узнать, как для вас прошел этот урок. Кто-нибудь желающий, ответьте на вопросы, что вы знали, что узнали нового и где и как вы сможете эти знания применить?

Учащиеся по очереди отвечают на вопросы

На слайде написаны вопросы для самооценки учащихся:

- Что знал?

- Что узнал?

- Где и как могу применять?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28473. Матриці та дії над ними 25.77 KB
  Матрицею або m × nматрицею називається прямокутна таблиця m × n чисел розташованих вт рядках і n стовпцях: де а.Матриця називається прямокутною якщо m ≠ n і квадратною якщо m = n. В останньому випадку число n називається її порядком.Нульовою нульматрицею називається матриця О псі елемент якої нулі.
28474. Визначники та їх властивості 23.28 KB
  Введемо в розгляд нове поняття визначник квадратної матриці порядка n .Для цього попередньо покажемо як шукаються визначники І 3 порядків тобто визначники квадратних матриць 1 3 порядків.Визначник першого порядку це сам елемент аll :Визначником другого порядку називається число В 1 добуток елементів основної діагоналі береться із знаком а побічної діагоналі із знаком .Обчислення визначників порядку n ≥ 4 можна звести як покажемо нижче до знаходження визначників...
28475. Обернена матриця 17.08 KB
  Оберненою до даної квадратної матриці А називається така матриця А1 що А1А =АА11=Е. Для кожної невиродженої квадратної матриці існує єдина обернена. Можна довести що А1 = А 1 де А приєднана до А матриця тобто матриця того ж порядку елементами якої є алгебраїчні доповнення відповідних елементів матриці А' транспонованої до А. Визначник дає інформацію про виродженість чи невиродженість тільки квадратної матриці.
28477. Предмет математичного програмування 11.64 KB
  Для будьякої технікоекономічної задачі кожного рівня наприклад керування роботою підприємства характерними є багатоваріантність вибору тих чи інших рішень а також наявність того чи іншого критерію доцільності прийняття чи відкидання рішень наприклад мінімізація собівартості максимізація прибутку то що. При розв'язуванні будьякої задачі економічного змісту із застосуванням методів математичного програмування необхідно: 1 побудувати математичну модель задачі і проаналізувати її адекватність економічній задачі; 2 з допомогою...
28478. Найпростішіоматематичніомоделі математичного програмування 17.03 KB
  Побудова математичної моделі: Позначимо: хі - кількість одиниць продукції виду Пі, заплановано: до випуску (і=1,2); z - сумарний прибуток при реалізації запланованої виробничої програми. Для змінних x1, x2, очевидно, виконуються нерівност
28480. Стандартні форми задач лінійного програмування 27.15 KB
  Існуючі методи розв'язування ЗЛП передбачають певні вимоги на систему основних обмежень в силу чого розрізняють дві стандартні форми ЗЛП: Іа з обмеженнямирівняннями в такому вигляді розв'язуються задачі з допомогою універсальних методів реалізованих на персональних комп'ютерах; ІІа з обмеженняминерівностями використовується в теоретичних дослідженнях і для геометричної ілюстрації; Лема 1. Будьяка задача ЛП може бути приведена до рівносильної задачі ЛП яка записана в 1й стандартній формі. Будьяка ЗЛП може бути зведена до...
28481. Основні властивості розв’язків задач лінійного програмування 19.37 KB
  Основні властивості розв’язків задач лінійного програмування. Множина розв'язків нерівності заповнює суцільно одну із півплощин на які ділить площину гранична пряма аі1 x1 ai2 Х2= b Леми 1 та 2 дозволяють сформулювати:Властивість 1. Сукупність допустимих розв'язків задачі ] 2 заповнює опуклий многокутник або є порожньою множиною. Оптимальним розв’язком задачі ] 2називається такий її допустимий план на якому цільова функція 1 досягає екстремального найбільшого або найменшого значення.