84779

Условный оператор на языке Pascal

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Ребенок, который имеет представление об условном операторе на языке Pascal; умеет писать простейшие программы с условным оператором на языке Pascal. Задачи: систематизация знаний по теме «Условный оператор»; выработка практических умений в разработке программ на языке Pascal...

Русский

2015-03-21

81 KB

0 чел.

Урок «Условный оператор на языке Pascal»

Класс: 9

Тип урока: метапредметный

Раздел: Программное управление работой компьютера

Цель: Ребенок, который имеет представление об условном операторе на языке Pascal; умеет писать простейшие программы с условным оператором на языке Pascal.

Задачи:

  1.  систематизация знаний по теме «Условный оператор»;
  2.  выработка практических умений в разработке программ на языке Pascal;
  3.  выработка умений применять схемы ветвления при решении задач на других предметах и в жизни.

Оборудование:

мультимедийный проектор, задания для работы в группах, карточки с номерами групп, ноутбук.

Этапы урока:

  1.  Орг. момент (1 минута)
  2.  АЗ (6минут)
  3.  ФНЗ (30 минут)
  4.  Итог урока (8 минут)


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

Оформление доски/экрана проектора

1 этап. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь

Готовятся к уроку и садятся

1 минута

Приветственный слайд

2 этап. Актуализация знаний

(включается отрывок из сказки Алеша Попович и Тугарин змей, кадры с камнем)

Смотрят видео

1 минута

На экране проигрывается видео

Ребята, скажите, какая проблема возникла у Алеши Поповича?

Алеше Поповичу нужно было сделать выбор, понять, что ему в данный момент важно, в какую сторону идти.

5 минут

Что говорилось на камне?

Повторяют надпись на камне

На слайде отображаются три надписи

Хорошо. Давайте пока проблему выбора Алеши Поповича оставим и вспомним, что было задано вам на дом.

Надо было написать программу для двух примеров:

  1.  
  2.  

Кто-то из учащихся выходит и пишет программу примеров на доске

Молодец! А теперь давай подставим разные числа, чтоб проверить работу твоей программы? (подставляем сначала 2, потом 0 и -1)

При подстановке числа 2, пример решается, при числах 0 и -1 пример не решаем

Почему не получилось решить пример?

Подкоренное выражение не может быть отрицательным

Что в математике делают, чтобы обозначить, какие числа можно подставлять, а какие нельзя?

Прописывают ОДЗ

А как вы считаете, можно ли в программировании прописать ОДЗ? Прописать, в каких ситуациях это пример решаем, а в каких нет?

Да, есть, условный оператор

Снова выводится слайд с надписями и на нем же пример из домашнего задания с ОДЗ для подсказки

Молодцы! Это и будет тема нашего сегодня урока «Условный оператор на языке Pascal» е

Слайд с темой урока

Давайте вспомним, какие 2 схемы ветвления вы уже знаете, и как они выглядят?

Полная и неполная

Какие-то два ученика выходят и составляют схемы ветвлений по очереди из блоков на доске с помощью магнитов

3 этап. Формирование новых знаний

Молодцы!

Вы сидите, поделившись на 2 команды. Перед вами кейсы с заданиями.

В первом задании необходимо по представленному стихотворению составить блок-схему и назвать ее тип. Блок-схему вы рисуете на листе ватмана

Во втором задании все наоборот, по готовой блок схеме составить фразу, а так же назвать тип ветвления.

Время выполнения 7 минут (по истечении времени капитаны команд должны по очереди выйти к доске и озвучить свое решение, а так же продемонстрировать свои блок-схемы и фразы)

Выполняют работу в командах

7 минут

На экране проектора продемонстрированы стихи и блок-схемы заданий команд для другой команды

Листы ватмана с решением команд прикреплены на магнитах к доске

Молодцы! Теперь давайте попробуем составить предложения из второго задания на языке Pascal

Скажите мне, как будет на английском языке слово «если»?

- if

На слайде появляется слово if

Как будет слово «тогда»?

- then

На слайде добавляется через промежуток слово then

А как будет слово «иначе»?

- else

На слайде добавляется через промежуток слово else

Вот эти слова и являются командами для написания условного оператора на языке Pascal. Теперь давайте заменим в ваших предложениях слова на русском языке словами на команды,и кто-то из вас запишет на доске, что получилось

Кто-то из учащихся выходит и оформляет это на доске

Скажите, что здесь у нас будет являться условием?

А что будет действием при выполнении условия? И что будет при невыполнении условия?

На слайде фразы предложения сменяются словами <условие>, <оператор1> и <оператор2>

У нас с вами получилась общая запись условного оператора на языке Pascal.

Если необходимо записать одно условие внутри другого условия, то оно записывается вместо оператора

На слайде готовая запись

Теперь, обратите внимание, перед вами лежат листочки с номерами, это номера ваших микро-групп. Разойдитесь, пожалуйста, по своим группам

(у каждой группы будет свой конверт с заданиями)

У вас в конвертах представлено по 1 задаче, вам необходимо прочитать текст задачи, написать программу и составить блок-схему и оформить все на листах ватмана. Время выполнения 15 минут.

Выполняют работу в группах (всего 4 группы)

15 минут

На слайде написаны все задачи групп

Теперь представители каждой группы выходят и демонстрируют итоги работы группы

Представители по очереди объясняют свою программу на конкретных значениях и блок-схему

8 минут

На доске прикреплен лист, с программой и блок-схемой

4 этап. Итог урока

Вы все молодцы! Отлично справились с работой! А теперь бы мне хотелось узнать, как для вас прошел этот урок. Кто-нибудь желающий, ответьте на вопросы, что вы знали, что узнали нового и где и как вы сможете эти знания применить?

Учащиеся по очереди отвечают на вопросы

На слайде написаны вопросы для самооценки учащихся:

- Что знал?

- Что узнал?

- Где и как могу применять?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67742. Функциональные и принципиальные схемы проектируемого устройства управления бытовым холодильником 378.5 KB
  Схема управления бытовым холодильником разработанная в данном курсовом проекте содержит встроенный микроконтроллер, который выполняет регулировку температуры, управление освещением, осуществляет подачу сигнала при критически высокой температуре в камере.
67743. Проектирование промышленных зданий (гараж-стоянка для грузовых и других автомобилей) 586.5 KB
  Гараж-стоянка для грузовых и других автомобилей предназначен для строительства на действующих автотранспортных предприятиях удельная площадь стоянки на одно место хранения в гараже для грузовых автомобилей составляет 33 м2 в здании предусмотрена только стоянка для автомобилей.
67744. Блок-секция поворотная 9-ти этажная на 36 квартир в п. Октябрьский 435.8 KB
  Состав комплекса работ этапа подземная часть: разработка котлована; возведение конструкций подземной части здания; устройство гидроизоляции; устройство вводов подземных коммуникаций; обратная засыпка котлована и траншей. Забивка свай: Устройство фундаментов производить...
67746. Разработка малярного отделения АТП на 411 автомобилей МАЗ-53371 3.09 MB
  Малярные работы являются завершающими при ремонте кузова автомобиля, потому в малярный участок автомобили поступают после выполнения всех видов работ. При организации работы в малярном участке наибольшее число рабочих мест создается для подготовки автомобиля к окраске.
67748. Проектирование систем отопления и вентиляции жилого дома в г.Троицкое 2.45 MB
  Цель: рассчитать толщину утепляющего слоя, термическое сопротивление ограждения и коэффициент теплопередачи. Теплотехнический расчет выполняется для наружной стены, подвального, чердачного перекрытий, наружной входной двери. Теплотехнический расчет наружной стены Определяем градусо-сутки отопительного...
67749. АРИФМЕТИКА МНОГОЧЛЕНОВ 461 KB
  Множество всех многочленов от одной переменной над полем образует коммутативное кольцо с единицей. В кольце многочленов имеет место алгоритм деления с остатком аналогичный тому который имеет место для целых чисел. Если для многочленов и в кольце существуют такие многочлены и что многочлен можно представить...