84780

«В очаровании русского пейзажа». Природа в очерках Константина Паустовского

Конспект урока

Педагогика и дидактика

А природу нашей земли Константин Паустовский знал хорошо. Как была открыта эта земля Паустовский описал в очерке Коротко о себе. Что обозначает этот термин Поэтический прием при котором один предмет или явление сравнивается с другим Давайте вспомним их: Мещерские леса величественны...

Русский

2015-03-21

73 KB

3 чел.

«В очаровании русского пейзажа»

Природа в очерках Константина Паустовского.

Он учил улавливать ясную праздничность природы, заставлял верить, что мир, окружающий тебя, прекрасен, как прекрасны живущие в нем люди, чистые душой, чуждые злобы и ненависти.

Владимир Тендряков

Этапы урока

Выразительное чтение стихотворения подготовленным

учеником.

Презентация слайды № 1 - 14

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки.

Здесь звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
Здесь все ускользает

От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Слово учителя

Слайд № 17

Не случайно прозвучали прекрасные стихи Николая Рыленкова, посвященные «застенчивой русской природе», потому что тема сегодняшнего урока «В очаровании русского пейзажа». Внимательно посмотрите на доску. Все ли слова в названии темы вам понятны?

Словарная работа

Слайд № 18

  •  Очарованье – чарующая сила, прелесть чего-нибудь.
  •  Русского – национального, нашего.
  •  Пейзаж – описание природы (а в живописи  - изображение природы).

Слово учителя

Слайд № 19

Ребята, дома вы прочитали несколько произведений из цикла «Мещерская сторона». Определите жанр произведений, входящих в эту книгу.

(Очерк, т.к. в основу книги легли личные впечатления автора. Нет единства впечатлений, интриги.)

Очерк – эпический жанр, в основу которого положены подлинные события, в которых участвовали реальные люди.

Попробуйте самостоятельно сформулировать цель сегодняшнего урока.

Формулировка цели

Слайд № 20

Цель сегодняшнего урока – закрепить понятие «очерк», показать своеобразие изображения художественного мира в очерках Паустовского.

Ребята, а что вы знаете об этом писателе?

Слово об авторе

(доклад 2 учеников)

Слайд № 21 - 23

Константин Паустовский вошел в литературу в 20-е годы. Читателю сразу полюбились его книги. Писатель обладал необыкновенным даром описывать природу. Он писал: «Ничего нет в мире милее для меня, чем мой народ, волшебный русский язык и трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и  радостью наша природа».

А природу нашей земли Константин Паустовский знал хорошо. Еще в юности им овладела «муза дальних странствий». Он побывал в разных уголках нашей страны. В юности он впервые узнал и всем сердцем полюбил среднюю полосу России, с низкими и, как ему казалось, сиротливыми небесами, с молочным дымком деревень и удивительными городами.

Был он и на Урале, работал корреспондентом в городе Березняки, который находится в Пермском крае. Здесь в 1932 году он работал над книгой об уничтожении пустынь «Кара-Бугаз».

Примерно в это же время он открыл для себя неведомую и заповедную землю с поэтическим названием «Мещера». Она находится между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы. На географической карте этот край называется «Мещерская низина». Как была открыта эта земля, Паустовский описал в очерке «Коротко о себе». Послушайте…

«Открыл я ее случайно, рассматривая клочок карты, - в него мне завернули в соседнем гастрономе пачку чая.

На этой карте было все, что привлекало меня еще с детства, - глухие леса, озера, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы.

Я в тот же год поехал в Мещеру, и с тех пор этот край стал второй моей родиной. Там до конца я понял, что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине.

Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край. Там впервые я понял, что образность и волшебность (по словам Тургенева) русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотаньем родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра.»

Путевые заметки, вобравшие в себя наиболее сильные и яркие впечатления Паустовского, путешествующего от Владимира до Рязани, составили книгу очерков «Мещерская сторона».

Викторина

Слайд № 24 - 31

Дома вы прочитали эти очерки. Какое впечатление они на вас произвели?

Давайте проверим, насколько внимательно вы читали.

Закончите предложения:

  1.  «Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать…» (приметы)
  2.  «Безветрие и теплоту предсказывает вечерняя роса. Чем обильнее роса, тем…» (жарче, будет завтрашний день)
  3.  «На западе Мещерского края лежат в Мелколесье восемь боровых озер. У этих озер одно очень странное свойство…» (чем меньше озеро, тем оно глубже).
  4.  «Поганое озеро было таинственное. Бабы рассказывали, что по берегам его растут…» (клюква величиной с орех и поганые грибы чуть побольше телячьей головы)
  5.  При изображении пейзажа автор часто пользуется сравнениями. Что обозначает этот термин? (Поэтический прием, при котором один предмет или явление сравнивается с другим) Давайте вспомним их:
  •  Мещерские леса величественны, как … (соборы)
  •  По сухим сосновым борам идешь, как … (ковру)
  •  А вечером блеснет озеро, как черное, косо поставленное … (зеркало)
  •  Внезапно вынырнула громадная спина черной рыбы с острым плавником, похожим на … (кухонный нож)
  1.  Какого цвета озера в Мещерском крае, почему? (Черные, так как на дне торф, но прозрачные) А еще какого цвета встречается вода? (В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая)
  2.  Константин Паустовский пишет: «Леса в мещере «разбойничьи». Это какие, подберите синонимы. (волшебные, старые, густые, темные)  Какой синоним больше подходит, «страшные» или «сказочные»?

Беседа с лингвистическим анализом текста

Слайд №  32

Работа с репродукциями

Музыкальная пауза

Слайд № 34

Слайд № 35 – 37

Слайд № 38

Вы прочитали всю книгу, но сегодня мы поподробнее поговорим о двух очерках. Книга «Мещерская сторона» открывается очерком «Обыкновенная земля». Что подразумевает Константин Паустовский под  выражением «обыкновенная земля»

(в ней нет ничего особенного, нет никаких особенных красот)

А в чем заключена притягательная сила Мещерского края?

(Он очень скромен – так же, как картины Левитана)

Как вы понимаете это выражение?

(Неяркий, неброский, раскрывающийся не сразу, постепенно, если с ним поближе познакомиться).

Подтвердите это словами самого Паустовского.

(«Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу»)

Понимать природу помогает Паустовскому умение видеть и слышать. Что видит человек, впервые очутившийся в Мещерском крае?

(обыкновенные луга, боры, озера, стога, и т. д.)

Паустовский же обладал редкостным даром находить драгоценные крупицы поэзии в самых, казалось бы, прозаических предметах. Используя различные художественные приемы, он позволяет нам насладиться красотой русской природы. Найдите в тексте примеры сравнений.

(трава на рассвете покрывается инеем, как солью; спал в стогу, будто в запертой комнате; леса шумят океанским гулом)

Для чего автор использует сравнения? (чтобы картина стала ярче, образнее)

Действительно, Паустовский умел так ярко и точно запечатлеть природу, что его словесные картины впору заключить в раму и повесить на стену.

На доске вы видите репродукции картин русских художников. Какие из них вам знакомы? Подберите к любой, понравившейся вам, цитату из текста.

А что можно услышать в Мещерском крае?

(гул ветра, бубенчик заблудившейся коровы, пение птиц, плач гармоники и т.д.)

Ребята, а мог бы композитор, прочитав очерк Паустовского, написать к нему музыку?

Тогда закройте глаза. Постарайтесь увидеть и услышать то, о чем вы прочитали.

Звучит «Утро в лесу» Эдварда Грига

Что увидели, услышали?

Описывая природу, Паустовский умело пользуется эпитетами. Что обозначает этот термин?

Приведите примеры эпитетов.

(суетливый стук дятла, разноголосое пение птиц, безветренные дни, заглохшая река, глубокая нора, холодный дождь, косые удары ветра)

Давайте понаблюдаем, как изменится текст, если из него исключить все художественные определения.

Выразительное чтение отрывка со слов «В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой….» до слов «...под всеми широтами звезды»

А теперь я прочитаю тот же самый текст без эпитетов: «В Мещерском крае можно увидеть озера с водой, болота, избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и звезды».

Какой текст вам больше понравился, чем?

(Текст, в котором присутствуют эпитеты, красивее, образнее, поэтичнее.  Эпитеты придали тексту особую выразительность)

Кто является главным героем очерков Паустовского? (природа)

Паустовский по-своему изображает природу, раскрывая ее душу, приписывает ей свойства человека. Как называется этот прием? (олицетворение)

Найдите в тексте примеры олицетворений. (Гармоника плачет, дождь шелестит, лес шумит)

Как вы понимаете выражения «обугленные от старости» (потемневшие от в времени, постаревшие), «сосны гнутся вслед облакам» (кланяются им, тянутся, чтобы улететь)

Почему Паустовский подчеркивает, что природа живая?

(она чувствует так же, как человек. Она не просто существует, она живет, у нее свои законы, но она может и умереть, если ее не понять, не почувствовать)

Какое место занимает человек в очерках Паустовского?

(Человек – часть живого мира. Человек – разумное существо, и поэтому он в ответе за все)

Итак, человек и природа в очерках Паустовского неразделимы. Воспевая в своих очерках красоту родного края, автор подчеркивает зависимость её от поступков и мыслей человека. Не случайно эпиграфом к уроку стали слова русского писателя Владимира Тендрякова, сказанные им о Паустовском: «Он учил улавливать яркую праздничность природы, заставлял верить, что мир, окружающий тебя, прекрасен, как прекрасны живущие в нем люди, чистые душой, чуждые злобы и ненависти».

Так давайте же учиться у наших писателей и поэтов любить природу, видеть и понимать ее. Именно к этому призывает Константин Паустовский в очерке «Бескорыстие».

Что такое корысть? (Корысть – это выгода, стремление к наживе. Корыстный человек – это человек, во всем ищущий себе выгоду).

Что же такое бескорыстие? (отсутствие корыстных интересов) Подберите синонимы к слову бескорыстие. (Щедрый)

Выразительно прочитайте очерк «Бескорыстие». Подумайте, в каких строчках заключается основная мысль текста.

Цель книги «Мещерская сторона» Паустовский определил, как пробуждение у читателя добрых чувств, воспитание любви к Родине. А любовь к родной стране для него невозможна без любви к природе.

Какое чувство пронизывает не только очерк «Бескорыстие, но и всю книгу «Мещерская сторона»» (любовь, восхищение, очарование)

О какой никогда незабываемой любви говорит автор?

(О любви к Родине, какой бы она ни была, бедной или богатой. Человек не может жить без Родины. Когда он вдали от нее, он тоскует, страдает.)

А за что, ребята, мы любим родной край?

(За то, что она вырастила нас, подарила свет неба, воздух, поля, холмы. Уже за это мы любим свою Родину)

Итог урока

Слайд № 40

Закончим урок самостоятельной работой.

Продолжите высказывания….

  1.  Книга «Мещерская сторона»- это_________________________
    1.  Писатель пытается пробудить в читателе чувства____________
      1.  Это достигается при помощи таких поэтических средств, как ________________________________________________________
        1.  Это придает описанию природы ________________________

Домашнее задание на выбор

  1.  Сегодня на уроке звучали стихи русских поэтов о природе. Самостоятельно найдите и выучите стихотворение, которое, на ваш взгляд, передает настроение прочитанных глав из книги «Мещерская сторона»
  2.  В газете «Комсомольская правда» на протяжении нескольких лет печатались очерки о природе Виталия Пескова. Прочитайте 1-2 очерка. Подготовьте отрывки, которые вам понравились. Устно ответьте на вопрос: «Чем близки очерки Паустовского и Пескова»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47704. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ. ОХОРОНА ПРАЦІ 166.5 KB
  Методичні вказівки по виконанню розділу Охорона праці дипломної роботи бакалавра для студентів інженерних і інженернопедагогічних спеціальностей Уклад. Методичні вказівки роз'ясняють зміст і структуру розділу Охорона праці у дипломній роботі бакалавра. У них приводяться загальні організаційні моменти по роботі над розділом правила оформлення чернетки й роботи над зауваженнями консультанта кафедри Охорони праці й навколишнього середовища.
47705. Методические указания. Маркетинг в сфере услуг 360 KB
  Экономика предприятия всех форм обучения Севастополь 2013 УДК 33 Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине Маркетинг в сфере услуг для студентов специальности Целью методических указаний является оказание помощи студентам при выполнении контрольной работы по дисциплине Маркетинг и сферы услуг. Вопросы к итоговому контролю зачету по учебной дисциплине Маркетинг в сфере услуг.
47706. Методические указания. Экономика туризма 452 KB
  030504 Экономика предприятия всех форм обучения Севастополь 2013 УДК 33 Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине Экономика туризма для студентов направления 6. Целью методических указаний является оказание помощи студентам при выполнении контрольной работы по дисциплине Экономика туризма. Цель выполнения контрольной работы состоит в закреплении и углублении теоретические знаний полученных студентами в процессе изучения курса Экономика туризма и выработке умения применять их в практическом решении вопросов...
47707. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ РАБОЧИХ МЕСТ 498.5 KB
  С освещенностью связаны следующие вредные и опасные факторы: ее чрезмерная или недостаточная величина пульсация светового потока несоответствие спектрального состава света условиям работы и искажение цветопередачи объектов неравномерность освещения рабочего места чрезмерная или недостаточная контрастность рассматриваемого объекта с фоном ослепление прямым попаданием в глаза возможность появления стробоскопического эффекта. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Изучить методы измерения и принципы нормирования естественного и искусственного освещения промышленных...
47708. ОЦЕНКА ЗАПЫЛЕННОСТИ И ЗАГАЗОВАННОСТИ ВОЗДУХА РАБОЧЕЙ ЗОНЫ 751.5 KB
  ОЦЕНКА ЗАПЫЛЕННОСТИ И ЗАГАЗОВАННОСТИ ВОЗДУХА РАБОЧЕЙ ЗОНЫ Методические указания к лабораторной работе № 2 Кострома КГТУ 2011 УДК 658. Оценка запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны : методические указания к лабораторной работе №2 Т. Загрязнение воздуха химическими веществами оказывает вредное воздействие на здоровье работоспособность и производительность работающего В лабораторной работе используются приборы и устройства питающиеся от сети напряжением 220 В: стенд с пылевой камерой для создания пылевой...