84781

Начало Отечественной войны 1812 года

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Сформировать у обучающихся представления о Отечественной войне 1812 года как героической странице российской истории. Образовательные: проанализировать причины цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году; охарактеризовать основные события войны...

Русский

2015-03-21

161.5 KB

1 чел.

Методическая разработка урока истории в 8 классе

                                                      Выполнила Старкова Т.В.,

                                                                      учитель истории и обществознания

                                                            МБОУ «СОШ №65» г. Перми

Тема урока: «Начало Отечественной войны 1812года»

Цель урока: Сформировать у обучающихся представления о Отечественной войне 1812 года, как героической странице российской истории.

Задачи:

1. Образовательные:

  •  проанализировать причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году; 
  •  охарактеризовать основные события войны;
  •  дать оценку действиям участников войны.
  •  раскрыть значение Бородинского сражения.

2. Развивающие: 

  •  развитие умения составлять характеристику войн на основе плана - памятки
  •  развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;
  •  развитие устной речи учащихся
  •  развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

3.Воспитательные:

  •  формирование способности к духовному развитию;
  •  способствовать эстетическому воспитанию школьников;
  •   применение полученных знаний в жизни, воспитание чувства уважения к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.
  •  овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

4.Социализации:

  •  приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты:

Личностные  

  •  воспитание чувства гордости за славную историю нашего Отечества;
  •  формированию истинного патриотизма на примерах героизма россиян в Отечественной войне 1812 года
  •  развитие сотрудничества при работе в парах;
  •  формирование устойчивого познавательного интереса  к истории как предмету

Межпредметные  

  •  способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  •  выработка умений работать с учебной информацией;
  •  готовность к сотрудничеству с соучениками;
  •  стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.
  •   формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия

Предметные 

  •  развитие умений работать с учебником, овладение понятиями;
  •  развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  •  освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
  •  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Средства обучения:

  •  §4 учебника (авторы Д.Д. Данилов и др.);
  •  карта « Отечественная война 1812 года и заграничные походы 1813-1814 годов»;
  •  презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  •  исторические документы;
  •  план-памятка «Характеристика войны».

Методы и приемы обучения: кейс-метод,  выполнение проблемных и познавательных заданий,  использование ИКТ, составление сравнительной таблицы.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Межпредметные связи: всеобщая история, литература.

Основные понятия: Отечественная война, ополчение, генеральное сражение, мародерство, флеши, редуты, маневр, инфантерия, арьергард.

Основные даты и события:

1812 год: 12 июня - вторжение наполеоновской армии в Россию, 22 июля - соединение русских армий в Смоленске, 4-6 августа - Смоленское сражение, 8 августа - назначение Кутузова главнокомандующим, 24 августа - Шевардинский бой, 26 августа - Бородинское сражение,1 сентября – Военный совет в Филях, 2 сентября – оставление Москвы французам, 2-6 сентября – Тарутинский маневр.

Выдающиеся личности: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н. Раевский, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Александр I, Наполеон, Мюрат, Ней.

Опережающее задание:  ознакомительное чтение §4, индивидуальные задания - подготовка сообщений, работа с терминами с использованием словаря.

Структура урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Подготовка к восприятию нового материала: актуализация знаний посредством литературных произведений, озвучивание темы урока, постановка целей совместно с учащимися, ознакомление с планом.
  3.  Проверка изученного материала (фронтальная и индивидуальная).
  4.  Изучение нового материала с использованием ТРКМЧП.
  5.  Закрепление изученного материала.
  6.  Подведение итогов урока.
  7.  Рефлексия.
  8.  Самооценка учащихся.
  9.  Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодняшний урок  мы начнем с прослушивания аудиозаписи. Пожалуйста, внимательно послушайте ее, и скажите, как она может быть связана с историей России. (Запись)

II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Что вы услышали? (Басню Крылова.) (слайд 2)

- Как она может быть связана с историей отечества?  О чем она? Что вы можете о басне рассказать? (слайд 3)

- Сформулируйте тему урока. («Отечественная война 1812года»). (слайд 4) Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.

- Какие цели  на урок мы можем поставить? (Выяснить причины, цели и характер, дать характеристику событиям войны1812 года.) (слайд 5)

- Все правильно. Вспомните, по какому плану мы изучаем  и характеризуем войны (можно воспользоваться памяткой). Верно. Исходя из этого можно составить план урока. Предлагаю его составить. (Мы определяем причины, цели участников войн. Исходя из целей и того, кто начал войну первым, определяем характер войны, помня о том, что войны бывают справедливые и несправедливые, оборонительные и наступательные. …..)  (Слайд 6)

- Что вы знаете об этом событии из курса всеобщей истории? (Наполеон Бонапарт, став императором в 1804 году, стремился к мировому господству, однако осуществлению его планов мешала независимая политика России. В июне 1812 года Великая армия Наполеона перешла русскую границу и направилась на Москву. В генеральном сражении у Бородино Наполеон не смог разгромить армию Кутузова. Заняв Москву, Наполеон так и не дождался мира со стороны России и вынужден был покинуть город. Русские войска, партизаны и морозы преследовали французов на всем протяжении обратного пути в Европу. Сам Наполеон после переправы через реку Березина, бросив остатки своей армии, умчался в Париж.)

III. Проверка домашнего задания.

- Скажите, пожалуйста, как эта война связана с событиями, происходящими в это время в России? (Это итог антифранцузских коалиций и внешней политике проводимой Александром I).

Экспресс-опрос по следующим вопросам:

  1.  Каковы цели и основные направления внешней политики Александра I?
  2.  Каковы причины военных неудач России в кампаниях 1805-1807г.?
  3.  Каково содержание Тильзитского мира?
  4.  Был ли выгоден Тильзитский мир России?
  5.  Какие противоречия возникли между Россией и Францией после заключения Тильзитского договора?

Проверочное задание. Установите соответствие:

1 вариант – названия мирных договоров и год их подписания.

2 вариант – названия мирных договоров и страна-участница договора. (Слайд 7)

Время на выполнение работы - 4 минуты.

Время истекло, проведем взаимопроверку. На экране – ключ для проверки:

1 вариант – А- 4, Б - 3, В - 2, Г - 1, Д - А.

2 вариант – А - В, Б - Б, В - А, Г - Г, Д - А.

Нормы отметок:

1 ошибка - «4».

2 ошибки - «3».

3 ошибки - «2». (Слайд 8)

IV. Изучение нового материала.

- Мы с вами сегодня вспомнили о причинах обострения противоречий между Францией и Россией после заключения Тильзитского мира. Это противостояние привело в 1812 году к началу войны между ними.

Скажи-ка, дядя,

Ведь недаром Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие,

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

(М.Ю. Лермонтов)

Итак, начнем. К концу  изучения темы вы должны заполнить таблицу «Отечественная война 1812 года», соответствующую пунктам плана нашего  урока (слайд 9).

- Первый пункт нашего плана требует от нас определения причин, целей и характера войны 1812 года.

- Для определения причин войны поработаем с документами (распечатки на каждой парте) (слайд10).

Задание: прочитайте внимательно приказ Наполеона при переходе армии через Неман и выдержки из высказываний Наполеона. Выясните, каковы причины войны с Россией, по словам Наполеона?

Вопросы для анализа документа:

  •  Как Наполеон определяет причины вторжения в Россию?
  •  Опираясь на высказывание Наполеона (слайд 11) приложение определите планы Наполеона. Наполеон рассчитывал завершить военную кампанию в отношении России в течение месяца. Как вы думаете, на чём были основаны его расчёты? Ответить на этот вопрос вам поможет карта (слайд 12).

Задание: Для выяснения причин и целей войны для России проведём работу с приказом Александра I, изданным на второй день войны (слайд 13). 

Вопросы для анализа документа:

  •  Какие способы, в отношениях с Францией использовала Россия?
  •  Какова была цель России в войне с Францией?
  •  Какова причина войны со стороны России?
  •  Исходя из причин и целей, определите характер войны.
  •  Почему война стала называться Отечественной?
  •  Какие войны, из истории нашей страны, имеют аналогичное название?
  •  Как вы думаете, действительно ли в развязывании войны виноват только Наполеон? Можно ли, всю ответственность возложить только на него?
  •  Прочтя высказывание Александра I (слайд 14), определите его позицию в отношении войны с Францией.

- Итак, мы рассмотрели 1 пункт нашего плана. Повторим причины войны (слайд 15)

- Переходим ко 2 пункту нашего плана «Характеристика начального этапа: соотношение сил, планы военных действий, события от Немана до Бородино».

- Какая сила является главной в войне? (Армия.)

- Что должны мы выяснить в отношении армий и почему? (Количество и качество армий для определения соотношения сил.)

- На основе диаграммы сравните военно-экономический потенциал России и Франции? (слайд 16). 

Подведение итогов:

1. численное превосходство у французов, по артиллерии  - у русских.

2 в русской армии -  на основе рекрутской повинности (с определенного количества дворов служил в армии один человек, большинство мужчин не было обучено военному делу), во французской армии - на основе всеобщей воинской повинности, но французы составляли только половину, остальные солдаты набраны на основе принудительного принципа из покоренных народов Европы, т.е. были не надежны.

3. по вооружению и составу войск армии были примерно одинаковы.

Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий, давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? (Победа французов.) (Слайд 17-18).

Определяя планы войны, Александр I рассчитывал на то, что силами армии Барклая де Толли удастся задержать французов, а Багратион со своей армией ударив в тыл французам, заставит их отступить. Не удалось этим планам осуществиться, т.к. силами одной только армии удержать Наполеона было невозможно. Было решено, что первая армия Барклая де Толли и вторая Багратиона, отступая, соединяться в Вильно и дав здесь сражение разобьют Наполеона. Но Багратион не успел подойти к Вильно в назначенное время и отступление продолжалось. Но даже отступление русских армий не дало возможности Наполеону быстро одержать победу над Россией.

Барклай-де-Толли. (Слайд 19) Министр военных дел 1810-1812гг.

Багратион Петр Иванович. (Слайд 20) Участвовал в русско - турецкой войне 1787-1791 годов, в Итальянском и Швейцарском походах Суворова.

Tормасов Александр Петрович. (Слайд 21) Был главнокомандующим русскими войсками в Грузии и в войнах с Турцией (1806 - 1812 годы) и Персией (1804 - 1813 годы).

Однако события, как вам известно, из уроков всеобщей истории, литературы, кинофильмов, развернулись по-иному. (Слайд 22)

Работа с документами «Начало войны» (Слайд 23)

Главные цели для русских: (Слайд 24)

  •  избежать приграничных сражений;
  •  отступление армий с целью их соединения для будущего контрнаступления.

- В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны, (слайд 6)."Великая армия" Наполеона насчитывала около 420 тыс человек. Ей противостояла русская армия из 210 человек. К тому же она была разделена на три части. Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, хорошо обучена, но она была ненадежна, т. к. состояла наполовину из покоренных народов, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы, из-за сохранения рекрутской повинности большинство мужчин не были обучены военному делу.

Итак, чтобы продолжить работу распределитесь по группам.

22 июля у Смоленска две армии, армия Барклая де Толли и армия Багратиона соединились. Руководство армиями взял на себя Барклай де Толли, т.к он в то время занимал пост военного министра. В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение. Город удержать не удалось, но французы под его стенами потеряли около 20 тыс. человек. (Слайд 25)

- Каково, по вашему мнению, значение Смоленского сражения для французов? (Наполеон понес большие потери, 6 дней он провел в тяжелых раздумьях о дальнейших планах и ждал ответа от Александра I на свое предложение о мире, не дождавшись ответа, принял решение о наступлении на Москву.) 

Запись на доске и в тетради: (Слайд 26)

12(24) июля 1812 г. — французская армия вторглась в Россию.

М Барклай де Толли - военные министр, командующий Первой армии. Багратион - командующий Второй армии.

22 июля 1812 г. - Первая и Вторая армии соединились у Смоленска.

Перед Александром встал вопрос: кому быть главнокомандующим. (слайд27). 

- Почему после Смоленска был смещен главнокомандующий русской армией Барклай-де-Толли? (Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, принял решение об отступлении в целях сохранения армии. Его тактика вызвала резкое недовольство в армии и в обществе. За Смоленском русские до самой Москвы не имели больше укрепленных пунктов.)

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

В это время, завершив войну с Турцией, в Россию вернулся М.И Кутузов.  И Александр подписал указ о назначении Кутузова главнокомандующим русской армии.

Работа с документами «Бородино» Док.1 (Слайд 28)

I 8 августа назначил Кутузова главнокомандующим русской армией. Он был встречен общим ликованием. Офицеры поздравляли друг друга. Осматривая войска, Кутузов сказал: "Разве можно с такими молодцами отступать?", и тут же отдал приказ к отступлению.

- Предположите почему?.

Сообщение о М.И. Кутузове (опережающее задание). (Слайд 29)

- Переходим к рассмотрению следующего пункта нашего плана «Бородинское сражение». (Слайд 30) Вам хорошо известно, что это сражение, являясь одним из самых героических событий российской истории, истории российского оружия, вызывало и вызывает к себе интерес, восхищение, чувство гордости, и в тоже время с ним связано существование спорных вопросов. Оно официально признано на основе закона РФ Днем Воинской славы России. Не мало литературных произведений и произведений искусства, посвящены Бородино. Современники, историки, писатели ставили вопрос о его необходимости. Оригинально ответил на него в своем романе Л.Н.Толстой (Слайд 31)

- Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.

Работа с документами «Бородино» Док.2 (Слайд 32)

Просмотр анимации о Бородинском сражении - (Слайд 33)

Задание: внимательно по схеме проследите за диктором о ходе Бородинского сражения, выделяя для себя основные моменты битвы. (Слайд 34) Составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов по битве.

Предположительно: «Тонкие»:

- когда была битва

- кто командовал войсками;

- где она произошла;

«Толстые вопросы»:

- Сколько атак по подсчетам историков предприняли французы на Багратионовы флеши? Назовите места наиболее ожесточенных действий.

- Каково значение битвы?

Задание: выполните задание 4 в рабочей тетради.

Запись на доске и в тетради: (Слайд 35)

Август 1812 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

26 августа (7 сентября) 1812 г. - Бородинское сражение.

Соотношение сил:  русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы – 130- 135 тыс. человек,  587 орудий.

Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 35 тыс. человек.

-Давайте подведем итоги битвы. (Слайд 36)

- Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием.

(Слайд 37) «Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой», - писал позже Наполеон. Ценой огромных потерь французы потеснили русские войска, но решающего успеха не получили. В Бородинском сражении между французами и русскими существовал уже примерный численный паритет, чем и можно объяснить, что ни одна из сторон в этом сражении не добилась решающих результатов. (Слайд 38)Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, «в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми». (Слайд 39) По мнению академика Е.В.Тарле, исследователя наполеоновской эпохи, «моральная победа была на стороне русских, т.к. французам не удалось прорвать их оборону.  В свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось победой все-таки больше русской, чем французской».

Подведем итоги Бородинской битвы (высказывания учащихся).

Подводя итог Бородинской битвы необходимо отметить: (Слайд 40)

1) В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

2) Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армий;

3) Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода;

4) Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу. 

V. Закрепление. Подведение итогов урока.

- Решила ли эта битва итог войны? Она закончилась? (Нет)

Как разворачивались военные события далее, что определило исход войны мы выясним на следующем уроке.

Давайте подведем итоги урока и проверим вашу таблицу. (Слайд 41) Сравнительная таблица «Начало войны 1812 года»                  

Вопросы для сравнения

Россия

Франция

1.Цели в войне

Защита своей веры, Отечества, свободы

Подчинение России, превращение ее в зависимое государство, захват ее территории

2.Характер войны

Справедливый, оборонительный, Отечественный

Захватнический, несправедливый, наступательный

3.Соотношение сил

в начале войны

400 тыс. чел.+ 150 тыс. казаков,1600 пушек

678 тыс. чел., 1372 орудия

4. Планы сторон

Избежать приграничных сражений, отступать с целью соединения армий, уничтожая продовольствие, фураж, ценности.

Разгромить русские войска по отдельности  в приграничных  сражениях, заставить Александра I просить о мире.

5.Ход войны до Бородина

Отступление,

22 июня - соединение 1 и 2 русских армий в районе Смоленска

4-6 августа - Смоленское сражение

8 августа – назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.

Преследование русских,

срыв плана не допустить соединения русских армий, захват Смоленска, предложение о мире (без ответа), проблемы с продовольствием и фуражом.

6.Соотношение сил перед Бородинской битвой

154 тыс. чел.

640 пушек

134 тыс. чел.

587 пушек

7.Итоги сражения

Убито и ранено  -

44 тыс. чел (30%);

Цель - остановить продвижение врага, защитить Москву - не достигнута.

Убито и ранено  -

58 тыс. чел. (40%)

Цель - разгромить русскую армию, вынудить Россию подписать мир - не достигнута, но Москва занята.

8.Последствия сражения

Продолжение отступления, оставление Москвы, сохранение армии, Тарутинский маневр

Продолжение наступления, захват Москвы, проблемы с обеспечением армии.

VII. Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Причины войны с Наполеоном? (Агрессивная политика Франции, стремление Наполеона в мировому господству, нарушение Россией условий Тильзитского мира.)

Ученики получают в конвертах названия основных сражений событий войны, написанные на отдельных листочках; должны разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах.

Итоги начала войны? Французы продвинулись вглубь страны, но их планы не были реализованы

Заполняем лист самооценки:

«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?» Записываем их в листы самооценки

«На что обратить внимание дома?»

VIII. Домашнее задание.

  •  Ответить на вопрос: «Каково было значение Бородинской битвы?» (задается при не достатке времени на уроке), изучив параграф 4.
  •  Составить исторические загадки о людях или событиях Отечественной войны 1812 года.

Исторические загадки (задаются учащимся при объяснении домашнего задания)

1.При взятии крепости Измаил он отличился храбростью и умением. Суворов в своем донесении о нем говорил: « Он шел у меня на левой руке, но был моей правой рукой» Он был назначен командующим русской армии в самую трудную минуту, когда решалась судьба России. Он с честью, присущей русскому офицеру, исполнил долг перед Отечеством. ( М.И.Кутузов)

2.Он был главным лицом, определяющим судьбу государства. В памяти потомков он остался, как человек просвещенный, искренне стремящийся к процветанию России. К началу Отечественной войны 1812 года он был верховным  главнокомандующим русской армии. Он получил    имя- Победитель. После смерти потомки дали ему еще одно высокое имя- Благословенный. ( Александр 1)

3.Этот полководец лично повел своих солдат в атаку во время сражения. Его подвиг навеки остался в памяти благодарных потомков. В Бородинском сражении ему очень хотелось победить. Его армия во время сражения приняла главный удар. Тяжело раненого его увезли с поля боя. Его прах похоронен на Бородинском поле. ( Багратион)

4.Почти вся жизнь этого поэта прошла в армии, молодые годы- в гусарском полку. В начале войны он возглавил партизанский отряд, состоящий из гусаров и казаков. Отряд успешно действовал на Смоленском тракте, громил отряды противника, захватывал обозы, пленных. ( Д. Давыдов)

5.Блестящий полководец, необыкновенный умница, обаятельная личность. Для всей Европы- он герой номер один. Сделал стремительную военную карьеру. Это стремительное возвышение вскружило ему голову и заставило поверить в собственную гениальность, в предназначении управлять судьбами и государствами. Европейские государства падали к его ногам одно за другим. ( Наполеон)

6.В начале Отечественной войны этот человек занимал пост военного министра России. Он же фактически командовал в момент отступления к Москве русской армии. Эта операция требовала от полководческого мастерства, выдержки, хладнокровия. Он справился со своей задачей блестяще. Он сохранил целостность и боеспособность армии, что в итоге привело к избавлению России от грозного нашествия. ( Барклай- де- Толли)

Использованная литература:

  1.  Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века. Т.6. - М.,1962.
  2.  Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России ХIХ века, 8 класс. - М., 2005.
  3.  Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. - М., 2004.
  4.  Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России ХIХ.- М., 2005.
  5.  Энциклопедия для детей. Т.5. - М., 2000.

Интернет-ресурсы:

  1.  http://www.mes.ru/works st/1812/main.html. Авторский сайт о войне 1812 года, содержит богатый иллюстративный материал, имеет музыкальное оформление.
  2.  http://www.ovsen.com/user/svntr/2.shtml. На сайте рассказывается о стратегии войны Наполеона и тактике обороны русских войск.
  3.  http://ru.wikipedia.org/
  4.  http://www.1812panorama.ru

Приложение

«Начало войны. Вторжение»

Документ 1

Сегюр: "С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война — с их стороны; все спокойно в этой чужой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», - было ответом. «Что нужно вам и зачем пришли вы в Россию?» - продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу!» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдаты».

Жоли: «...Им (Наполеоном - Сост.) овладело беспокойство и удивление: он понял, что  безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления».

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте- нами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил  мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу..."

М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».

  Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию ? Удалось ли ему выполнить ее?

Документ 2  

Г.Роос: "Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко,вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки».

Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, условия театра войны  и характер действия противника дали себя почувствовать с первых же шагов по переправе через Неман.

Дороги, сами  по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими  при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми.  Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.

    С какими трудностями столкнулась французская армия в России?

Документ 3

С. Селивановский: «Одни уходили в леса, другие следовали за армией, со всеми их имуществами, семействами и скотом, предавая пламени все то, что могло быть полезным неприятельской армии».

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М. Барклай де Толли: «По соединению обеих армий состояло под ружьем около 110 тысяч, противу коих между Двиной и Днепром стоял Наполеон с 250 ООО. Атаковать его при таких несоразмерных силах было бы совершенное сумасшествие; почему я и должен был удовлетвориться только тем, чтобы беспокоить его одними легкими войсками».

М. Барклай де Толли: «...Еще ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые облечены были полномочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился воспользоваться этим правом...»

    Какой тактики ведения боевых действий придерживалась русская армия? В чем заключалась трудность положения военного министра М. Барклая де Толли?

Документ 4

А. Ермолов: «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление».

А. Ермолов: «...солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеялся найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование были у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

    Как относились русские воины к тактике «отступления»

«Бородинское сражение» 26 августа (7 сентября) 1812 г.

Документ 1

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим ими русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».

   Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812 г.?

   Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Документ 2

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у ри гкнх было примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.

 Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы. - Схематично изобразите расположение основных сил противников. Выясните, что такое инфантерия, флеши, пехота, кавалерия, батарея, редут (посмотрите в словаре)?

Документ 3

И. Т. Радожицкий: «На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несметною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удерживая   стремление превосходящих сил неприятеля».

Г. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

С. Селивановский: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 ООО человек и более 35 ООО лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время переживающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал последние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешивав лось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, составил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

Н. Муравьев: «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в ко тором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпущено французами 70 ООО... Во всей России отслужили благодарственные молебствия.."

   Приведите примеры героизма русских воинов.

   Почему обе армии считали себя победоносными и обе разбитыми?: Как вы понимаете смысл этой фразы?

ЛИСТ    САМООЦЕНКИ  Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:

PAGE   \* MERGEFORMAT 17


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41713. Классы. Основные понятия 260.14 KB
  Основные понятия Цель работы: Познакомиться с понятием класса. Продемонстрировать работу с классом создание экземпляра класса изменение значений полей вызов перегруженных методов Выполнить требования к лабораторным работам см. Контрольные вопросы: Что такое метод Что такое возвращаемый тип каким он может быть Что значит void Что такое параметры метода какие параметры бывают Что такое перегрузка методов и для чего она нужна Что такое класс Какие члены класс может содержать Что такое конструктор для чего служит...
41714. Таблицы, сортировка таблиц, вычисление в таблицах в редакторе Word 54.82 KB
  С помощью Microsoft Grph можно создавать высококачественные информативные диаграммы и включать их в документы Word. Создание диаграммы Диаграммы строятся на основе данных содержащихся в таблице данных также внедряемой в документ Word. Можно создавать диаграммы четырнадцати основных и двадцати дополнительных типов. Тип диаграмм Правильный выбор типа диаграммы позволяет представить данные самым выигрышным образом.
41715. Ввод-вывод. Ветвления 168.52 KB
  Цель работы: Разработать алгоритм и написать программу на языке С++ для выполнения задания согласно номера бригады. Программа должна обеспечивать обмен с оператором, выдавая необходимые сообщения и позволяя вводить исходные данные и просмотреть результат выполнения программы.
41717. Снятие ВАХ стабилитрона 95.61 KB
  Стабилитроном-это диод, предназначенный для стабилизации уровня постоянного напряжения. По конструкции стабилитроны всегда плоскостные и кремниевые. Принцип действия стабилитрона основан на том, что на его вольт-амперной характеристике имеется участок, на котором напряжение практически не зависит от величины протекающего тока.
41718. Технология разборки автомобильных генераторов переменного тока 512.4 KB
  Оценка технического состояния отдельных деталей генератора и его работы в целом. До введення цієї системи позначення генератора містило букву Г Г250 і тому подібне а регулятора напруги – букви РР РР24 і тому подібне.5 Технологія розбирання генератора: Отримати набір інструментів необхідних для розбирання і збирання генератора типу Г–221.
41719. АНАЛИЗ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗВЕНЬЕВ 52.99 KB
  Определить влияние коэффициентов входящих в описание каждого звена на характеристики ЧХ. Использование пакета MtLb Построение частотных характеристик звеньев с помощью программы MtLb Построение частотных характеристик в программе MtLb 7.0 1 выполняется аналогично построению временных характеристик в той же программе.
41721. ДИОДНЫЕ ОГРАНИЧИТЕЛИ И ФИКСАТОРЫ УРОВНЯ 340.36 KB
  В зависимости от схемы включения и режима работы нелинейного элемента ограничителя различают 3 вида ограничения: по максимуму ограничение сверху –рис.5 Диод ограничителя включается между входом и выходом схемы последовательно с нагрузкой. Если напряжение входного сигнала Uвх меньше напряжения смещения Е диод работает на обратной ветви характеристики где его внутреннее сопротивление велико и разделяет вход схемы от выхода. Форма напряжений на входе и выходе схемы иллюстрируется на рис.