84786

Координатная плоскость

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивающие: развивать умения сравнивать выделять главное анализировать и делать выводы; развивать умение самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развивать навыки применения компьютерных технологий при изучении математики; развивать речь; развивать внимание...

Русский

2015-03-21

132 KB

3 чел.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №107»

Методическая разработка интегрированного урока

по математике и информатике в 6 классе

тема «Координатная плоскость» 

Учитель математики

Галинова Инна Николаевна

Учитель информатики I категории

Симонова Ирина Борисовна

г. Пермь, 2013

Тема урока: «Координатная плоскость».

Тип урока:  интегрированный.

Класс: 6

Роль и место данной темы в курсе:

В курсе математики и информатики тема «Координатная плоскость» стала одной из важных тем. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме графиков, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.

Основные вопросы темы:

  •  координатная плоскость;
  •  построение точек и фигур в координатной плоскости;
  •  формулы площади.

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках:

Из курса математики в 6 классе учащимся известно: понятие о координатной плоскости; построение точек в координатной плоскости, нахождение площадей простейших геометрических фигур.

Из курса информатики в 5 классе учащимся известно: понятие о координатной плоскости; построение точек в координатной плоскости.

Цели урока:

Образовательные:  

• закрепить у учащихся знания, умения и навыки по теме «Координатная плоскость»;

• научить строить многоугольники  в координатной плоскости на компьютере;

• научить вычислять площади многоугольников.

Развивающие:

• развивать умения сравнивать, выделять главное, анализировать и делать выводы;

• развивать умение самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

• развивать навыки применения компьютерных технологий при изучении математики;

• развивать  речь;

• развивать внимание;

• развивать память;

• развивать познавательный интерес;

• развивать умение ставить цели.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к предметам математики и информатики;

• воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду;

• воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

Межпредметные связи:

история, геометрия.

Оборудование:

  •  интерактивная доска SmartBoard;
  •  персональные компьютеры;
  •  мультимедийный проектор;
  •  магнитная доска.

Необходимые ресурсы, материалы:

  •  карточки с заданиями;
  •  листы для работы;
  •  наглядные пособия.

Программные средства:

  •  операционная система  Windows XP;
  •  Microsoft Word;
  •  Smart Notebook11;
  •  программа KOODRAW.

Блок УУД

Метапредметный результат

Регулятивный

умение определять учебную задачу;

умение соотнести то, что уже известно и то, что еще неизвестно;

умение планировать собственную деятельность;

умение планировать последовательность действий.

Познавательный

умение работать с объектами, объединять отдельные объекты в группы;

умение строить точки в координатной плоскости;

умение выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнения;

умение задавать вопросы разного вида;

умение формулировать выводы;

умение кратко формулировать свои мысли.

Личностный

умение устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативный

умение сотрудничать при решении учебных задач;

умение вести диалог;

умение использовать монолог для выражения и доказательства своей точки зрения.

Тема урока: «Координатная плоскость»

Ход урока

  1.  Начало урока.

Здравствуйте, садитесь. У нас сегодня урок по математике и информатике.

Слайд 1

Вести его будут два учителя. (Представляют друг друга)

  1.  Актуализация знаний.
  2.  Приём «Связи»

Вид деятельности учащихся: наблюдение

Обеспечение: слайд 2 с группами объектов

Посмотрите на слайд.

Слайд 2

Рене

Декарт

S=a×b

(2;1)→(8;1)→

→(2;5)→(2;1)

S=В+Г/2-1

S=a×b:2

(4;3) → (-3;3)→

(-3;-2)→(4;-2)→

→(4;3)

Георг

Пик

(1;1)→(5;1)→

→(5;4)→(3;5)→

→(1;1)

Разделите на группы изображения. (Ученики высказывают предложения и выходят к доске)

Сколько получилось групп? (3)

Какие? Дайте название каждой группе.

  1.  Ученые   2) Координаты   3) Формулы площади

1 группа Учёные

Рене

Декарт

Георг

Пик

2 группа Координаты

(2;1)→(8;1)→

→(2;5)→(2;1)

(4;3) → (-3;3)→

(-3;-2)→(4;-2)→

→(4;3)

(1;1)→(5;1)→

→(5;4)→(3;5)→

→(1;1)

3 группа Формулы площади

S=a×b

S=В+Г/2-1

S=a×b:2

Результат: нахождение связи между объектами в системе.

  1.  Работа с группами объектов

Вид деятельности учащихся: беседа

Обеспечение: слайд 2 с группами объектов

1 группа Учёные

Вы знаете кого-нибудь из учёных, и чем они знамениты?

Если не знаете, то узнаете позже. Перейдём к другой группе.

Если вспомнят Рене Декарта, то спросить, чем знаменит.

Рене Декарт

Рене́ Декарт (1596 — 1650) — французский математик, философ, физик и физиолог. Именно он придумал в 1637 году координатную плоскость, которая используется во всем мире. Ее называют также «Декартова система координат».

Как вы думаете с какой группой связан этот учёный? (С группой координат)

2 группа Координаты

Точнее сказать точки. Для чего между точками стрелка? (точки соединяются)

Где строятся эти точки? (В координатной плоскости)

Умеете строить?

3 группа Формулы площади

Какие формулы вам знакомы?

Результат: установление связи между объектами в системе.

  1.  Сообщение темы и цели урока.

Вид деятельности учащихся: беседа

Обеспечение: слайд 3

Слайд 3

Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Координатная плоскость)

Чем мы будем заниматься на уроке?

А какая цель урока? (Научиться строить………………..).

Запишите в тетради число тему урока.

Результат: определение темы и цели урока.

  1.  Повторение ранее изученного материала.
  2.  Построение точек в координатной плоскости на интерактивной доске.

Слайд 4

Вид деятельности учащихся: практическая работа с интерактивной доской

Обеспечение: слайд 4 с координатной плоскостью

Что умеем, знаем с того и начнем

  1.  группа Координаты

Вспомним, как строятся точки и рисунки в координатной плоскости.

Возьмём первый набор координат.

(4;3)→(-3;3)→(-3;-2)→(4;-2)→(4;3)

Дети выходят по одному к доске и строят заданные точки в координатной плоскости. (работа с интерактивной доской)

Какая фигура получилась? (Прямоугольник)

Какую задачу можно решить по этому рисунку?

(Найти площадь)

Как?

А) по формуле.

По какой?   (S=a×b)

Вычислите площадь этого прямоугольника.

S=7×5=35кв.ед.

Б) сосчитать клетки S=? (□ – 1 кв. ед.)

Что ещё можно вычислить? (периметр)

Результат: построение точек в координатной плоскости на интерактивной доске.

  1.  Самостоятельная работа в парах

Вид деятельности учащихся: практическая работа в парах

Обеспечение: листы с координатной плоскостью, маркеры, линейки

Возьмём второй набор координат

(2;1)→(8;1)→(2;5)→(2;1)

Постройте на листах самостоятельно. (Дети строят самостоятельно на листах)

Дети выходят с рисунками и вывешивают на магнитную доску.

Проверим, у меня получилось так! (Ответ вывешивается на магнитную доску)

Сравниваем. Смотрим, где ошиблись.

Результат: умение строить фигуры в координатной плоскости

  1.  Вычисление площади треугольника

Слайд 5

Вид деятельности учащихся: решение задачи

Обеспечение: слайд 5

Что можно вычислить по этому рисунку? (Площадь треугольника)

По какой формуле?

S=a×b:2

S=6×4:2=12кв.ед.

Результат: умение вычислять площадь прямоугольного треугольника

  1.  Изучение нового материала
  2.  Мотивация к изучению нового материла

Вид деятельности учащихся: наблюдение и беседа

Обеспечение: слайд 5

Слайд 5

А Ирина Борисовна тоже нарисовала.

У неё получилось так! (Рисунок прямоугольного треугольника на интерактивной доске)

Как у нее так ровно получилось?

Где она делала? (На компьютере)

Как вы думаете, с помощью, какой программы? (Эта программа называется KOODRAW)

Хотите научиться? (Да)

Результат: определение границ нового

  1.  Работа на компьютере.

Вид деятельности учащихся: самостоятельная работа

Обеспечение: компьютер, программа KOODRAW

Возьмём третий набор координат

(1;1)→(5;1)→(5;4)→(3;5)→(1;1)

Построение рисунка с помощью специальной программы на компьютере.

Полученный результат показываем для сравнения на интерактивной доске.

Слайд 6

Результат: умение строить точки в координатной плоскости с помощью специальной программы на компьютере

  1.  Изучение новой формулы

Вид деятельности учащихся: коллективная работа

Обеспечение: слайд 6

Слайд 6

Какую задачу можно решить по этому рисунку?

Можем мы найти площадь этой фигуры?

Каким способом? (Сосчитать, разбить)

В чем сложность? (Долго)

Как вы думаете, как еще можно найти площадь? (По формуле)

Как вы думаете, по какой формуле?

S=В+Г/2-1

Запишите формулу в тетради

Вы знаете что такое В и Г?

В - количество целочисленных точек внутри многоугольника.

Г - количество целочисленных точек на границе многоугольника.

Показать на конкретном примере.

Слайд 6

В=7

Г=8

S=7+8/2-1=10кв.ед.

А кто придумал эту формулу? (Георг Пик в 1899 году)

Слайд 7

Георг Пик

Георг Пик (1859–1942)-австрийский математик, родился в еврейской семье.

Этой формулы нет ни в одном учебнике по математике.

Результат: знакомство с новой формулой

  1.  Закрепление изученной формулы. Решение задач

Вид деятельности учащихся: коллективная работа

Обеспечение: иллюстрации на магнитной доске

Вычислим площадь нашего четырёхугольника по этой формуле.

S=7+10/2-1=11кв.ед.

Как вы думаете, подходит ли эта формула для прямоугольника и треугольника которые мы рисовали?

Проверим.

Ученик выходит и на примере прямоугольника проверяет формулу.

S=В+Г/2-1=24+24:2-1=35кв.ед. верно

Для треугольника

S=В+Г/2-1=7+12:2-1=12кв.ед. верно

Итак, эта формула справедлива для любого многоугольника в системе координат.

Результат: умение решать задачи по формуле Пика

  1.  Контроль знаний. Решение задач из ЕГЭ.

Вид деятельности учащихся: самостоятельная работа

Обеспечение: карточки с заданием

Слайд 8

Прочитайте нашу пословицу:

«Готовь сани с лета, а ЕГЭ с 5 класса!»

Как вы понимаете эту пословицу?

(ЕГЭ - единый государственный экзамен.)

Как вы думаете, где встречаются такие задания, которые мы сегодня выполняли?

Верно, такие задания встречаются на экзаменах по математике в 11 классе.

Давайте попробуем решить задания из ЕГЭ.

Задача из сборника ЕГЭ

№2197

Найдите площадь четырёхугольника, вершины которого имеют координаты (1;7), (4;5), (4;7), (1;9).

(Решают в тетради.)

Решение: S=В+Г/2-1=4+6:2-1=6кв.ед.

Ответ:6

Результат: решение экзаменационных задач 

VIII. Домашнее задание.

Вид деятельности: самостоятельная работа

Обеспечение: техническое задание

  1.  Найдите площадь четырёхугольника, вершины которого имеют координаты (3;7), (9;6), (9;9), (3;10).
  2.  Найдите площадь четырёхугольника, вершины которого имеют координаты (8;0), (10;4), (2;8), (0;4).
  3.  Найдите площадь четырёхугольника, вершины которого имеют координаты (1;3), (10;3), (8;9), (4;9).
  4.  Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (2;7), (10;7), (3;9).
  5.  Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (1;7), (7;7), (4;9).

Результат: умение решать экзаменационные задачи

  1.  Итог урока.

Какую тему изучали сегодня на уроке?

Что научились с вами делать?

Что нового узнали?

Как лучше строить фигуры на координатной плоскости?

(Самим или с помощью компьютера)

С помощью, какой программы, можно строить координатную плоскость?

Где пригодятся полученные знания?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25310. Строение и классификация нейронов 35.5 KB
  Место отхождения аксона от тела нервной клетки называют аксонным холмиком. Дендриты это многочисленные ветвящиеся отростки функция которых состоит в восприятии импульсов приходящих от других нейронов и проведении возбуждения к телу нервной клетки. В центральной нервной системе тела нейронов сосредоточены в сером веществе больших полушарий головного мозга подкорковых образований мозжечка мозгового ствола и спинного мозга.
25311. Строение и работа синапсов 28 KB
  Они образуются концевыми разветвлениями нейрона на теле или отростках другого нейрона. В структуре синапса различают три элемента: 1пресинаптическую мембрану образованную утолщением мембраны конечной веточки аксона; 2синаптическую щель между нейронами; 3постсинаптическую мембрану утолщение прилегающей поверхности следующего нейрона. В большинстве случаев передача влияния одного нейрона на другой осуществляется химическим путем.Для возбуждения нейрона необходимо чтобы ВПСП достиг порогового уровня.
25312. Рефлекс. Рефлекторный процесс 63.5 KB
  У животных обладающих нервной системой развился особый тип реакций рефлексы. Рефлексы это реакции организма происходящие при обязательном участии нервной системы в ответ на раздражение воспринимающих нервных окончаний рецепторов. Павлова делят на две большие группы: на рефлексы безусловные и условные. Безусловные рефлексы это врожденные наследственно передающиеся реакции организма.
25313. Свойства нервных центров 39 KB
  Проведение волны возбуждения от одного нейрона к другому через синапс происходит в большинстве нервных клеток химическим путем с помощью медиатора а медиатор содержится лишь в пресинаптической части синапса и отсутствует в постсинаптической мембране. В связи с этим поток нервных импульсов в рефлекторной дуге имеет определенное направление от афферентных нейронов к вставочным и затем к эфферентным мотонейронам или вегетативным нейронам. Суммация возбуждения В ответ на одиночную афферентную волну идущую от рецепторов к нейронам в...
25314. Торможение в центральной нервной системе 28.5 KB
  Сеченовым опыт: у лягушки делали разрез головного мозга на уровне зрительных бугров и удаляли большие полушария после этого измеряли время рефлекса отдергивания задних лапок при погружении их в раствор серной кислоты.раздражение на эту область мозга то время рефлекса резко удлиняется. На основании этого он пришел к заключению что в таламической области мозга у лягушки существуют нервные центры оказывающие тормозяшие влияния на спинномозговые рефлексы. мозга наряду с возбуждающими нейронами существуют и тормозящие аксоны кот.
25315. Строение мышечного волокна 32 KB
  В состав волокна входят его оболочка сарколемма жидкое содержимое саркоплазма ядро митохондрии рибосомы сократительные элементы миофибриллы а также замкнутая система продольных трубочек и цистерн расположенных вдоль миофибрилл и содержащих ионы Са2 саркоплазматический ретикулум. Поверхностная мембрана клетки через равные промежутки образует поперечные трубочки входящие внутрь мышечного волокна по которым внутрь клетки проникает потенциал действия при ее возбуждении. Миофибриллы тонкие волокна содержащие 2 вида...
25316. Физиология спинного мозга 30 KB
  В составе серого вещества спинного мозга человека насчитывают около 13. Из них основную массу 97 представляют промежуточные клетки вставочные или интернейроны которые обеспечивают сложные процессы координации внутри спинного мозга. Среди мотонейронов спинного мозга выделяют крупные альфамотонейроны имелкие гаммамотонейроны.
25317. Значение промежуточного мозга 33 KB
  Она формирует положительные и отрицательные эмоции со всеми двигательными вегетативными и гормональными их компонентами. Электрические раздражения различных участков лимбической системы через вживленные электроды выявили наличие центров удовольствия формирующих положительные эмоции и неудовольствия формирующих отрицательные эмоции. ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ Эмоции это выражение реакции возбуждения от фр. Если этой мобилизации оказывается недостаточно для отражения опасности или удовлетворения внутренней потребности вспыхивают стенические...
25318. Ретикулярная формация ствола мозга 40 KB
  Дейтерс впервые описавший ее строение во второй половине прошлого столетия назвал ее сетчатой или ретикулярной формацией. Близкие по структуре к ретикулярной формации ядра имеются и в таламусе; нервные волокна идущие от них к коре образуют так называемые неспецифические пути. Физиологическое значение ретикулярной формации было выявлено в сравнительно недавнее время путем исследования изменений электрической активности больших полушарий и спинного мозга в опытах с точно локализованным разрушением или раздражением разных участков...