84789

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Находясь вдали от близких и родного дома оставшись один на один с суровой и величавой природой Васютка борется за выживание. Можно ли назвать наш урок; Поединок Васютки и тайги; Нет в поединке участвуют враги противники в этом же рассказе они находят общий язык...

Русский

2015-03-21

25.03 KB

5 чел.

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1 этап: Актуализация знаний.

  1.  Ребята, сегодня на уроке мы будем говоритьО чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

•Она величественна и похожа на океан.

•Она щедра и сурова.

•Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

•Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

•Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

 

Действительно, это тайга .  А что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

•Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

•Он беззащитный и в то же время сильный.

•Он сын и одновременно хозяин.

•Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

•Он совершает ошибку и исправляет ее.

 

Вы правы: это главный герой рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро” -  Васютка.

  1.  Какое противоречие возникает из сказанного?

2 этап: Проблематизация

Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. 

Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом заветы  матери и умение разгадать тайны природы.

  1.  Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?” 

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

3 этап: Анализ (осмысление) текста. Формирование УУД через работу с текстом.

“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

  1.  Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?
  2.  На основе рассказа можно составить памятку «Законы тайги», которая пригодится всем, кто окажется в тайге.    Д Е Т И


Ответьте на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы:

1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?

2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?

3. Что предвещает вечером смену погоды?

4. В чем особенность эха в лесу?

5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

Для информации (Приметы тайги):

  1.  Почти  голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – там юг.
  2.  «Погасла звездочка — значит, жизнь чья-то оборвалась», — вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия.
  3.  Если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею.
  4.  Застонали гагары, вещая непогоду.
  5.  Заметил уходящую в глубь тайги желтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.

  1.  Начинается рассказ с рассказа о бригаде рыбаков.

Найдите эпизод, логически связанный с рассказом о рыбной ловле.

Зафиксируйте промежуточные этапы этого движения. (Почему рассказ начинается с разговора о рыбе и рыбной ловле? – Впоследствии Васютка найдет озеро, полное рыбы, и откроет его людям.): Рыбная ловля – … - озеро, полное рыбы (сюжетная линия рассказа)  Д Е Т И

Конечно, не мог Васютка погибнуть в тайге: Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда,  любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

  1.  К рассказу обращались многие художники-иллюстраторы и создавали свой изобразительный рассказ о Васютке.   Слайдовая презентация с цитатным сопровождением   Д Е Т И

  1.  А что чувствовал заблудившийся в тайге мальчик?

Передайте  эмоциональное состояние героя в разные моменты его «путешествия»,

создав цветовую палитру рассказа. Д Е Т И

4 этап: Обобщение, подведение итогов: Содержательная рефлексия.

  1.  Да, Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. А что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

-  Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких, становится добрее и мудрее.

-  Хорошую помощь Васютке оказали услышанные ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации.

-  Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой.

- Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом.

-  Он нашел озеро, полное рыбы, — настоящий подарок для рыбаков. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца. 

  1.  Рассказ заканчивается такими словами: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка.

Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером».

  1.  Путешествие Васютки благополучно закончилось. Давайте еще раз посмотрим, какой путь в шестьдесят километров пришлось проделать мальчику. (Трансформация текста в графическое изображение): посмотрим на географическую карту, с нанесенным на нее странствием Васютки. Д Е Т И
  2.  Представьте, как мог бы описать свое опасное приключение сам Васютка. Послушайте страничку из его дневника. . Д Е Т И

5 этап: Рефлексия деятельности.

Оцените свою работу и работу ваших одноклассников на сегодняшнем уроке, заполнив лист оценки (рефлексивный лист).

  1.  Домашнее задание

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.

Напишите сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”.

        Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты

Ты в сердце сохранишь навеки,

И озеро, как символ чистоты,

Тебе откроется, пусть на изломе лета.

Увидишь в струях чистого ручья

Природы первозданной отраженье,

И собственная грешная душа

Почувствует истоки очищенья.

Вольется в сердце неба синева,

И звезд на небе тихое мерцание,

И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25065. Що таке моральність 39.5 KB
  Вони насамперед виражені в поняттях добра і зла. Відповідність людських дій і вчинків категоріям добра і зла становить основу моральних відносин у суспільстві. Систему усвідомлених норм традицій правил поведінки почуттів та уявлень що віддзеркалюютіп:я через розуміння добра і зла які є наслідком усього суспільноісторичного досвіду людства ми й називаємо моральною культурою суспільства. Вона витворюється непомітно але завжди реалізується самим людським життям мірою в ньому добра і зла.
25066. Наука як феноменом культури 39.5 KB
  Поняття наука і культура не тотожні. Поняття культура значно ширше адже наука не враховує всіх сфер матеріальної і духовної культури наприклад таких як мистецтво моральні теорії і погляди. Наука є феноменом культури.
25067. Различие между Востоком и Западом 36 KB
  О чертах отличающих культуры Запада и Востока друг от друга можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Вовторых восточная культура неоднородна в гораздо большей степени чем западная; она охватывает три разных культурных мира китайский индобуддийский арабомусульманский в которых доминируют различные религии тогда как культура Запада объединяется одной религией христианством. Причины обусловившие особенности культур Запада и Востока связаны с разницей климатических исторических и социальноэкономических...
25068. Реформація в освіті 46.5 KB
  Одним з основних завдань реформування освіти незалежна держава визначила відродження і подальшу розбудову національної системи освіти її орієнтацію на задоволення потреб народу України національнокультурних та національноосвітніх прав і запитів усіх громадян незалежно від їх етнічної приналежності. Концептуальні засади реформи освіти в Україні були визначені державною національною програмою Освіта Україна ХХІ століття спрямованою на досягнення якісно нового стану навчання і виховання українських громадян що відповідатиме сучасному...
25069. Елітарна культура 33 KB
  Для масової культури характерним є загальнодоступність легкість сприйняття спрощеність розважальність.
25070. Основные культурологические школы 43.5 KB
  Малиновский; Ее главная черта стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры значительно преувеличивая ее.Парсонс; Она объединяет тех ученых которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном божественном развитии человеческого духа не в психике и не в биологической предыстории человечества а в его общественной природе и организации. Веселовский объясняла сходство материальной и духовной культуры. Основные культурологические концепции: Философия Гегеля как теория культуры...
25071. Мифология 36.5 KB
  mutos сказание сказание и logos слово рассказ совокупность мифов созданных какимлибо народом или разными народами; система знаний о мире основанная на вере в сверхъестественное; научная дисциплина изучающая мифы их особенности элементы. Современные мифы вбирают в себя элементы заимствованные из других культурных форм в том числе и из науки. В современной культуре имеют хождение мифы различного вида: Старые мифы дожившие до наших дней преданья старины глубокой рассказы о духах вроде лешего и домового о колдовстве и...
25072. Основні функції культури 32.5 KB
  Адаптаційна дає можливість кожному індивідууму який включається в процес функціонування і розвитку прилаштовуватися до існуючих в суспільстві оцінок і форм поведінки. Аксіологічна ціннісна дає можливість виробити ціннісні орієнтації людини коригувати норми поведінки та ідентифікувати себе у суспільстві. Нормативна відпрацьовування і поширення відповідних норм поведінки які суспільство диктує людині у відповідності з якими формується образ життя людей їх установки й ціннісні орієнтації способи поведінки.
25073. Християнство 52 KB
  Основу християнства становить учення про Боголюдину Ісуса Христа який щоб звільнити людей від первородного гріха прийняв смерть через розп'яття на хресті але воскрес вознісся на небо і обіцяв повернутись на землю вдруге У Судний день для того щоб судити живих і мертвих; за результатами Божого суду одних направити до Раю а інших у пекло; Християнство зародилося на сході Римської імперії території сучасного Ізраїлю в Палестині в I ст. Мудра віра Ісуса привертала до Нього кращих людей ізраїльського народу. завіт договір назва...