84789

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Находясь вдали от близких и родного дома оставшись один на один с суровой и величавой природой Васютка борется за выживание. Можно ли назвать наш урок; Поединок Васютки и тайги; Нет в поединке участвуют враги противники в этом же рассказе они находят общий язык...

Русский

2015-03-21

25.03 KB

5 чел.

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1 этап: Актуализация знаний.

  1.  Ребята, сегодня на уроке мы будем говоритьО чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

•Она величественна и похожа на океан.

•Она щедра и сурова.

•Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

•Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

•Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

 

Действительно, это тайга .  А что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

•Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

•Он беззащитный и в то же время сильный.

•Он сын и одновременно хозяин.

•Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

•Он совершает ошибку и исправляет ее.

 

Вы правы: это главный герой рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро” -  Васютка.

  1.  Какое противоречие возникает из сказанного?

2 этап: Проблематизация

Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. 

Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом заветы  матери и умение разгадать тайны природы.

  1.  Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?” 

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

3 этап: Анализ (осмысление) текста. Формирование УУД через работу с текстом.

“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

  1.  Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?
  2.  На основе рассказа можно составить памятку «Законы тайги», которая пригодится всем, кто окажется в тайге.    Д Е Т И


Ответьте на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы:

1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?

2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?

3. Что предвещает вечером смену погоды?

4. В чем особенность эха в лесу?

5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

Для информации (Приметы тайги):

  1.  Почти  голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – там юг.
  2.  «Погасла звездочка — значит, жизнь чья-то оборвалась», — вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия.
  3.  Если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею.
  4.  Застонали гагары, вещая непогоду.
  5.  Заметил уходящую в глубь тайги желтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.

  1.  Начинается рассказ с рассказа о бригаде рыбаков.

Найдите эпизод, логически связанный с рассказом о рыбной ловле.

Зафиксируйте промежуточные этапы этого движения. (Почему рассказ начинается с разговора о рыбе и рыбной ловле? – Впоследствии Васютка найдет озеро, полное рыбы, и откроет его людям.): Рыбная ловля – … - озеро, полное рыбы (сюжетная линия рассказа)  Д Е Т И

Конечно, не мог Васютка погибнуть в тайге: Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда,  любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

  1.  К рассказу обращались многие художники-иллюстраторы и создавали свой изобразительный рассказ о Васютке.   Слайдовая презентация с цитатным сопровождением   Д Е Т И

  1.  А что чувствовал заблудившийся в тайге мальчик?

Передайте  эмоциональное состояние героя в разные моменты его «путешествия»,

создав цветовую палитру рассказа. Д Е Т И

4 этап: Обобщение, подведение итогов: Содержательная рефлексия.

  1.  Да, Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. А что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

-  Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких, становится добрее и мудрее.

-  Хорошую помощь Васютке оказали услышанные ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации.

-  Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой.

- Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом.

-  Он нашел озеро, полное рыбы, — настоящий подарок для рыбаков. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца. 

  1.  Рассказ заканчивается такими словами: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка.

Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером».

  1.  Путешествие Васютки благополучно закончилось. Давайте еще раз посмотрим, какой путь в шестьдесят километров пришлось проделать мальчику. (Трансформация текста в графическое изображение): посмотрим на географическую карту, с нанесенным на нее странствием Васютки. Д Е Т И
  2.  Представьте, как мог бы описать свое опасное приключение сам Васютка. Послушайте страничку из его дневника. . Д Е Т И

5 этап: Рефлексия деятельности.

Оцените свою работу и работу ваших одноклассников на сегодняшнем уроке, заполнив лист оценки (рефлексивный лист).

  1.  Домашнее задание

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.

Напишите сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”.

        Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты

Ты в сердце сохранишь навеки,

И озеро, как символ чистоты,

Тебе откроется, пусть на изломе лета.

Увидишь в струях чистого ручья

Природы первозданной отраженье,

И собственная грешная душа

Почувствует истоки очищенья.

Вольется в сердце неба синева,

И звезд на небе тихое мерцание,

И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33559. Основы управления человеческими ресурсами 25.5 KB
  Основные направления управления: Кадровое планирование Набор и отбор персонала внешний: СМИ Службы занятости частные агенства по найму связи со школами и т. привитие новой организациоонй культуры Достижение квалификации Профессиональное обучение персонала новый. Цель кадрового планирования: Оценка имеющихся трудовых ресурсов текучесть кадров производительность труда соответствие количествен и кач состава персонала штатному расписанию простоев потерях рабочего времени нетрудоспособности персонала перевод на другие места...
33560. Требования, предъявляемые к руководителям. Оценка труда руководителя 33.5 KB
  Навыки и умения которыми должны обладать руководители могу быть объединены в 3 категории: Концептуальные; Человеческие; Технические. Руководители высшего звена Концептуальные навыки Человеческие навыки Технические навыки Руководители среднего звена Руководители низового звена Неуправленческие работники персонал Концептуальные навыки – когнитивные познавательные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в тоже время четко выделять взаимосвязи ее частей. Концептуальные навыки необходимы всем руководителям но особое...
33561. Стиль руководства. Выбор стиля руководства 48.5 KB
  Стиль руководства. Выбор стиля руководства Негативное и позитивное принуждение к труду. Влияние внешней среды на стиль руководства. Понятие стиля руководства.
33562. Предмет и основные понятия социологии управления 33 KB
  Предмет и основные понятия социологии управления Социологий управления как отрасль появилась в 20 веке в 4050ые годы.значимость управленческих процессов в обществе и накопленный общей социологией объем знаний в области управления. СУ это синтез теории управления социологии менеджмента политологии. Социология управления это наука о взаимосвязях и взаимодействиях которые складываются в системе управления с учетом различных предметных сфер и уровней деятельности а также форм методов и средств управленческих взаимодействий субъектов.
33563. Возникновение российского государства и первые этапы его эволюции 24.82 KB
  Основные теории возникновения государства. теологическая древнейшие представления о происхождении государства связывались с Божественной волей. происхождение государства основывали на законах природы рассматривая государственную структуру как живой организм: Берк Спенсер и др.
33564. Формирование русского централизованного государства и его развитие в 15-17 вв 84.5 KB
  Присоединение территорий способы: с помощью военной силы; экономическое подчинение; династический; новый порядок передачи власти – от отца к старшему сыну; единая система управления решения принимаются центральными органами власти в Москве; опора на православную церковь; появление общегосударственной национальной идеи: идея о едином великом российском государстве; появление единой финансовой системы сбор дани трасформируется в сбор налогов; отсутствие внутренних торговых таможенных барьеров; единая внешняя политика;...
33565. Государственное управление в России в период абсолютизма 41.5 KB
  Реформы государственного управления в начале XIX в. Реформы просвещения Реформы Петра I произвели коренные изменения во всей системе государственного управления в России затронули все уровни власти и все стороны государственной жизни. В первую очередь изменения затронули роль и место главы государства в системе управления. Систему государственного управления созданную при Петре I можно охарактеризовать как абсолютизм.
33566. Государственное управление в Российской империи в конце XIX века – начале XX века 53.5 KB
  Государственная Дума 1906-1917 гг. Гор Дума Гор управу которую возглавлял городской глава. Государственная Дума 1906-1917 гг. Государственная Дума созывалась по решению царя.
33567. Государственное управление в РСФСР и СССР 57 KB
  Государственное управление в РСФСР и СССР Конституция РСФСР 1918 года формирование высших органов власти. Образование СССР распределение полномочий между СССР и союзными республиками. Становление государственного управления в первые годы советской власти образование СССР. Образование СССР.