84789

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Находясь вдали от близких и родного дома оставшись один на один с суровой и величавой природой Васютка борется за выживание. Можно ли назвать наш урок; Поединок Васютки и тайги; Нет в поединке участвуют враги противники в этом же рассказе они находят общий язык...

Русский

2015-03-21

25.03 KB

5 чел.

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1 этап: Актуализация знаний.

  1.  Ребята, сегодня на уроке мы будем говоритьО чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

•Она величественна и похожа на океан.

•Она щедра и сурова.

•Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

•Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

•Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

 

Действительно, это тайга .  А что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

•Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

•Он беззащитный и в то же время сильный.

•Он сын и одновременно хозяин.

•Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

•Он совершает ошибку и исправляет ее.

 

Вы правы: это главный герой рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро” -  Васютка.

  1.  Какое противоречие возникает из сказанного?

2 этап: Проблематизация

Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. 

Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом заветы  матери и умение разгадать тайны природы.

  1.  Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?” 

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

3 этап: Анализ (осмысление) текста. Формирование УУД через работу с текстом.

“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

  1.  Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?
  2.  На основе рассказа можно составить памятку «Законы тайги», которая пригодится всем, кто окажется в тайге.    Д Е Т И


Ответьте на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы:

1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?

2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?

3. Что предвещает вечером смену погоды?

4. В чем особенность эха в лесу?

5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

Для информации (Приметы тайги):

  1.  Почти  голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – там юг.
  2.  «Погасла звездочка — значит, жизнь чья-то оборвалась», — вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия.
  3.  Если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею.
  4.  Застонали гагары, вещая непогоду.
  5.  Заметил уходящую в глубь тайги желтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.

  1.  Начинается рассказ с рассказа о бригаде рыбаков.

Найдите эпизод, логически связанный с рассказом о рыбной ловле.

Зафиксируйте промежуточные этапы этого движения. (Почему рассказ начинается с разговора о рыбе и рыбной ловле? – Впоследствии Васютка найдет озеро, полное рыбы, и откроет его людям.): Рыбная ловля – … - озеро, полное рыбы (сюжетная линия рассказа)  Д Е Т И

Конечно, не мог Васютка погибнуть в тайге: Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда,  любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

  1.  К рассказу обращались многие художники-иллюстраторы и создавали свой изобразительный рассказ о Васютке.   Слайдовая презентация с цитатным сопровождением   Д Е Т И

  1.  А что чувствовал заблудившийся в тайге мальчик?

Передайте  эмоциональное состояние героя в разные моменты его «путешествия»,

создав цветовую палитру рассказа. Д Е Т И

4 этап: Обобщение, подведение итогов: Содержательная рефлексия.

  1.  Да, Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. А что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

-  Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких, становится добрее и мудрее.

-  Хорошую помощь Васютке оказали услышанные ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации.

-  Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой.

- Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом.

-  Он нашел озеро, полное рыбы, — настоящий подарок для рыбаков. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца. 

  1.  Рассказ заканчивается такими словами: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка.

Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером».

  1.  Путешествие Васютки благополучно закончилось. Давайте еще раз посмотрим, какой путь в шестьдесят километров пришлось проделать мальчику. (Трансформация текста в графическое изображение): посмотрим на географическую карту, с нанесенным на нее странствием Васютки. Д Е Т И
  2.  Представьте, как мог бы описать свое опасное приключение сам Васютка. Послушайте страничку из его дневника. . Д Е Т И

5 этап: Рефлексия деятельности.

Оцените свою работу и работу ваших одноклассников на сегодняшнем уроке, заполнив лист оценки (рефлексивный лист).

  1.  Домашнее задание

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.

Напишите сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”.

        Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты

Ты в сердце сохранишь навеки,

И озеро, как символ чистоты,

Тебе откроется, пусть на изломе лета.

Увидишь в струях чистого ручья

Природы первозданной отраженье,

И собственная грешная душа

Почувствует истоки очищенья.

Вольется в сердце неба синева,

И звезд на небе тихое мерцание,

И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59705. Інтегрований урок з української літератури і математики (6 клас) 66.5 KB
  Переорієнтація суспільства на розвиток людини зумовили якісно нові вимоги до вивчення шкільних предметів. Нині робота вчителів повинна бути спрямована головним чином на формування національно-мовної особистості — людини, яка володіє вміннями й навичками вільно...
59706. Від коріння – до крони…продовження традицій українського професійного театру у XX столітті 67 KB
  Мета уроку: розкрити учням традиції, які успадкував український професійний театр у XX столітті від класичного, роль Леся Курбаса у його створенні; виховувати учнів на прикладах полум’яного життя талановитого режисера в дусі патріотизму, вмінню протистояти негараздам...
59707. Узагальнення та систематизація знань з теми «Складне речення» (за повістю «Монолог перед обличчям сина» М.Г. Івасюка) 218 KB
  В. Івасюка його друзів ілюстрації критичні матеріали опорні схеми блоксхеми роздатковий матеріал сигнальні картки перфокарти схемаалгоритм визначення складного сполучникового речення ТЗН. У чому багатогранність таланту Володимира Івасюка 2 Яка пісенна спадщина В.
59708. Висока духовність «мужицького поета» 48.5 KB
  Шевченко добре знав українську народну пісню бо ж колисали його колиску звук кобзарської бандури спів поневоленого народу а ще в сповиточку колискова згорьованої матері: Мене там мати повила І повиваючи співала Свою нудьгу переливала В свою дитину.
59709. Заквітчаймо свою Україну (навчально-дидактичний матеріал для формування комунікативної компетенції учнів 5-го класу) 78 KB
  Використовуючи наступні слова і словосполучення складіть розмову яка може відбутись між квітами або квітами і людьми: квіти посланці любов здоров’я пишні гордовиті лікувальні скромні цвісти збирати милувати служити дарувати...
59710. Культура спілкування і мовленнєвий етикет українського народу (урок розвитку зв’язного мовлення для старшокласників) 46 KB
  В нашого українського народу теж є свої гарні звичаєві правила спілкування. Ці приказки і прислів’я названі вами є свідченням того що в основі спілкування українського народу лежать такі загальнолюдські моральноетичні цінності...
59711. Літературно-музична композиція «О доле в’язня і трибуна, життя твоє зрідні тайфуну» 42.5 KB
  Обладнання: портрет Василя Стуса, прибраний рушником; книги «Не відлюбив свою тривогу ранню» (про В. Стуса); «Феномен доби» — В. Стуса про П. Тичину; фотографії, газетні матеріали.
59712. Літературний вечір на тему: «Мово рідна, слово рідне...» 81.5 KB
  Багато є таємниць у світі і одна з найбільших це мова. Найбільше і найдорожче добро в кожного народу його мова ота жива схованка людського духу його багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподіванки розум досвід почування.