84790

Формирование слогового и звукового анализа и синтеза

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Коррекционные: уточнить и активизировать словарь по теме Игрушки; упражнять в согласовании количественных числительных с существительными; отрабатывать навык составления предложения; совершенствовать психические процессы логическое мышление зрительное слуховое и тактильное восприятие.

Русский

2015-03-21

2.1 MB

3 чел.

Автор: Хортиева Татьяна Владимировна, учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 49» г. Перми.

Контингент: дети с тяжелыми нарушениями речи, подготовительная группа

Тема: формирование слогового и звукового анализа и синтеза

Название: «Магазин игрушек»

Цель: совершенствование операций слогового и звукового анализа слов по лексической теме «Мы читаем. А.Л. Барто» (программа Нищевой Н.В., апрель, 4 неделя)
Задачи:

  1.  Образовательные: дать представление о работе магазина.
  2.  Коррекционные:
  •  уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;
  •  упражнять в согласовании количественных числительных  с существительными;
  •  отрабатывать навык  составления предложения;
  •  совершенствовать психические процессы (логическое мышление, зрительное, слуховое и тактильное восприятие).
  1.  Воспитательные: актуализировать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

  •  материал для совместной деятельности: компьютер, презентация «Цена игрушки»,  портрет А.Л. Барто, коробка для игрушек, комплект игрушек из различного материала, картинки с изображением игрушек, карточки-схемы, мяч;
  •  материал для самостоятельной деятельности: магниты, рабочие тетради (карточки), карандаши, фишки для звукового анализа.

    Конспект занятия:  

  

Этап  

занятия

Название метода

Описание АМО (активных методов обучения)

Инструкции педагога  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Универсальные учебные действия, которые формируются при использовании данного АМО

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

«Подари подарок»

- Цели и задачи метода: организация детей, концентрация внимания. Повторение и закрепление в речи названий игрушек. Развитие тактильного восприятия.

- Необходимые материалы: 11 игрушек из различных материалов из произведений А.Л. Барто (мишка, зайка, лошадка, грузовик, самолет, барабан, флажок, мяч, слон, кораблик, бычок); большая красивая коробка.

- Предварительная подготовка: дети собираются вокруг стола, на котором стоит красивая большая коробка.

- Технология проведения: каждый из детей, по очереди берет из коробки игрушку, на ощупь определяет ее  и «дарит» кому-либо из ребят. Тот, кому дали игрушку, достает из коробки другую и тоже дарит и т.д.

- Примечание: этот метод облегчает установление контакта между детьми и способствует концентрации внимания для последующего занятия.

- Посмотрите, какая красивая коробка стоит на столе. Хотите узнать, что там? Каждый из вас, ребята, по очереди опустит руки в коробку и попробует догадаться, что там находится.  Затем достанет этот предмет и подарит его кому-либо из вас. Тот кому подарят предмет, будет определять, что лежит в коробке. У каждого должен оказаться один подарок.

коммуникативные (отработка навыка межличностного взаимодействия),

познавательные, включая общеучебные и логические (умение различать предметы на ощупь)

регулятивные (развитие произвольности при выполнении устной  инструкции)

коммуникативная (умение общаться со сверстниками в организованной деятельности)

учебно-познавательная (актуализация ранее

полученных знаний)

социальная 

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Вхождение или погружение в тему

«Путаница»

- Цели и задачи метода: Определение темы занятия. Актуализация понятия «игрушки», развитие внимания, мышления.

- Необходимые материалы: 4 зашумленные  картинки  с изображениями игрушки, посуды, одежды, мебели.

- Предварительная подготовка: на доске вывешивается картинки  с зашумленными предметами.

- Технология проведения: воспитанникам предлагается поиграть в магазин и среди зашумленных картинок найти ту, которая подойдет к занятию (с изображением контуров игрушки). Дети должны объяснить свой выбор.

- Ребята я предлагаю поиграть в магазин. Найдите среди картинок-контуров ту, которая подойдет сегодня для занятия. Объясните свой выбор.

- Итак, мы открываем магазин игрушек. Сами игрушки у нас уже есть, надо назначить на их цену. Поможете мне?

познавательные, включая общеучебные и логические (умение различать предметы по наложенным контурам, классифицировать и анализировать),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

социальная 

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Формирование ожиданий обучающихся

«Что за   чем» или «Открываем магазин»

- Цели и задачи метода: выяснение, какой вид деятельности на занятии предпочтительнее для каждого из детей; определение структуры занятия; развитие навыка построения высказывания.

- Необходимые материалы: карточки-символы, обозначающие все этапы запланированного занятия, и несколько дополнительных не подходящих к его структуре.

- Предварительная подготовка: На столе лежат карточки с символами, обозначающими различные виды упражнений.

- Технология проведения: Каждый из детей выбирает (называет) карточку-символ, обозначающую наиболее желанный вид деятельности во время занятия. Затем в процессе общего обсуждения и выстраивается структура занятия.

- Ребята, из предложенных карточек выберите ту, которая обозначает самое интересное упражнение, которое нам понадобиться, чтобы назначить цену. Затем  мы подумаем, какие из них будем делать сначала, а какие потом.

(Отбираются следующие упражнения: просмотр фильма, самостоятельная работа  в тетради, работа в паре, игра с мячом)

знаково-символические (работа с опосредованным материалом),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым)

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

коммуникативная (умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать)

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

«Фильм»

- Цели и задачи метода: поддержание высокой мотивации к выполнению слогового и звукового анализа слов посредством визуализации и анимации.

Необходимые материалы: компьютер (или проекционная система).

- Предварительная подготовка: заранее подготавливается презентация «Цена игрушки» с элементами анимации.

- Технология проведения: дети в процессе просмотра презентации повторяют, как правильно выполнить слоговой и звуковой анализ слов. Совершенствуют  знания о гласных и согласных звуках.

Примечание: в конец презентации включается цена игрушки, переведенная из количества слогов (рубли) и звуков (копейки).

- Посмотрите на экран. Сейчас мы вместе попробуем определить цену игрушки. Количество слогов будет обозначать количество рублей, а количество звуков – количество копеек.

Познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно проводит звуковой и слоговой анализ слов)

коммуникативная (умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы с опорой на визуальный ряд)

Проработка содержания темы

«Я с соседом»

- Цели и задачи метода: закрепление навыка слогового и звукового анализа слов; развитие умения детей взаимодействовать в парах

- Необходимые материалы: доска, рабочие листы, карандаши, фишки для звукового анализа.

- Предварительная подготовка: на доске вывешиваются изображения игрушек; детям раздаются рабочие листы (у каждого своя картинка с изображением игрушки, картинки не повторяются), карандаши, фишки для звукового анализа.

- Технология проведения: детям предлагается самостоятельно определить количество слогов и звуков в слове. Затем поменяться с соседом карточками и выполнить проверку друг друга.

- Примечание: после выполненного и проверенного задания дети на доске записывают мелом  и называют цену игрушке.

- Ребята, чтобы быстрее открыть магазин, пусть каждый определит цену одной игрушки. Затем сделайте проверку вместе с соседом по столу.

Когда все будет готово, спишите цену на игрушку со своей карточки на доску.

Познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно выполнять слоговой и звуковой анализ)

Коммуникативные (умение работать в парах)

информационная (умение самостоятельно отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

коммуникативная (умение   внимательно слушать партнера)

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

«Кидаем мяч»

- Цели и задачи метода: поддержание мотивации речевой активности; упражнение в согласовании количественных числительных с существительными; закрепление навыка составления предложений.

- Необходимые материалы: мяч.

- Предварительная подготовка: на предыдущих занятиях проводится работа по развитию навыка составления предложений.

- Технология проведения. Участники встают в круг. Педагог называет число и название игрушки и бросает мяч любому воспитаннику, который должен составить  предложение. Он же дает задание для следующего предложения и кидает мяч следующему игроку.

- Примечание: внимание детей обращается на то, что участвовать должны все игроки.

- Вариант игры: мяч можно не бросать, а передавать соседу.

- Ребята, встаньте в круг. Я скажу два слова, а вы должны составить предложение, которое начинается словами: «Я купил в магазине…» или «Я продал в магазине…»  Например: грузовик, пять.  Кину мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен закончить предложение (Я купил в магазине пять грузовиков), дать задание для следующего предложения и кинуть мяч следующему игроку.

Следите за тем, чтобы все ребята ловили мяч.

познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно согласовывать количественное числительное с существительным)

коммуникативные (отработка межличностного взаимодействия участников процесса),

регулятивные (развитие произвольности при выполнении устной  инструкции)

коммуникативная (умение слушать   партнера),

учебно-познавательная

(умение  строить предложения с использованием усвоенного материала),

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Подведение итогов

«Как открывали магазин»

- Цели и задачи метода: подведение итогов занятия, получение обратной связи от воспитанников и завершение работы; развитие навыка построения высказывания.

- Необходимые материалы: карточки-символы, обозначающими этапы занятия, разноцветные магниты, портрет А.Л. Барто.

- Предварительная подготовка: на доске выставлены карточки-символы, обозначающими этапы занятия;

- Технология проведения: Каждому из детей предлагается взять магнит  и отметить те каточки, которые обозначают понравившуюся деятельность на занятии.

- Примечание: метод позволяет выяснить, какие этапы занятия детей заинтересовали больше всего, а какие оказались не интересны или сложны. После занятия можно посмотреть диафильм «Игрушки» по произведениям А.Л. Барто.

- Ребята, вернемся к работе по  подготовке к открытию магазина.  Возьмите несколько магнитов и поставьте  напротив тех карточек, которые обозначают то, что вам больше всего понравилось на занятии.

- Ребята, обо всех этих игрушках написала в своих произведениях А.Л. Барто. Вы эти стихи знаете с самого раннего возраста. Давайте еще раз об этих стихах вспомним и посмотрим диафильм.

Знаково-символические (работа с опосредованным материалом),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым)

регулятивные (развитие самоконтроля и самоанализа)

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию),

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Приложение «Рабочие листы»

 

 

Приложение «Демонстрационный материал «Игрушки»»

         

Приложение «Зашумленные картинки»

        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76198. Мінливий образ великого гетьмана: Б. Хмельницький у історіографічній спадщині 71.96 KB
  Керівник Хмельниччини — повстання проти панування шляхти в Україні, котре, переросло у загальну, очолену козацтвом, визвольну війну проти Речі Посполитої. Перший з козацьких ватажків, котрому офіційно було надано титул гетьмана.
76199. Історичні передумови виникнення християнства 135.5 KB
  Слово завіт означає договір союз Бога з обраним народом і всім людством. Відповідно ту частину в якій ідеться про союз Бога з іудейським народом називають Старим Завітом іудеї Танахом. У Новому Завіті йдеться про союз Бога з усім людством.
76200. Демократичні принципи правової організації та функціонування Верховної Ради України в системі органів державної влади 40 KB
  E тезах досліджуються принципи роботи Верховної Ради України, проблеми представництва інтересів громадян та порушення регламенту роботи парламенту, можливі способи відновлення довіри до ВРУ.
76202. Оптимизация системы полноценного кормления высокопродуктивных молочных коров 79.78 KB
  Рубцовое пищеварение - из всех сельскохозяйственных животных желудок у жвачных самый сложный. Он многокамерный и состоит из четырех отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга. Первые три отдела служат преджелудками и лишь последний — сычуг — выполняет роль истинного желудка.
76203. Косвенный иск: понятие и общая характеристика 134.5 KB
  Нарушение интересов общества может выражаться в причинении обществу убытков в результате сделок заключенных единоличным исполнительным органом самостоятельно или по указанию контролирующего участника.
76204. Биологические ритмы и работоспособность 79.44 KB
  Целью являлось рассмотрение динамики работоспособности человека. Биологические ритмы или биоритмы -– это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов.
76205. Стандартизація 33.72 KB
  Різко зростають вимоги до сировини матеріалів комплектуючих виробів і готової продукції. У виконанні народногосподарських завдань підвищенні ефективності суспільного виробництва і поліпшенні якості продукції стандартизація відіграє суттєву роль адже вона акумулює найновіші досягнення науки...