84790

Формирование слогового и звукового анализа и синтеза

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Коррекционные: уточнить и активизировать словарь по теме Игрушки; упражнять в согласовании количественных числительных с существительными; отрабатывать навык составления предложения; совершенствовать психические процессы логическое мышление зрительное слуховое и тактильное восприятие.

Русский

2015-03-21

2.1 MB

3 чел.

Автор: Хортиева Татьяна Владимировна, учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 49» г. Перми.

Контингент: дети с тяжелыми нарушениями речи, подготовительная группа

Тема: формирование слогового и звукового анализа и синтеза

Название: «Магазин игрушек»

Цель: совершенствование операций слогового и звукового анализа слов по лексической теме «Мы читаем. А.Л. Барто» (программа Нищевой Н.В., апрель, 4 неделя)
Задачи:

  1.  Образовательные: дать представление о работе магазина.
  2.  Коррекционные:
  •  уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;
  •  упражнять в согласовании количественных числительных  с существительными;
  •  отрабатывать навык  составления предложения;
  •  совершенствовать психические процессы (логическое мышление, зрительное, слуховое и тактильное восприятие).
  1.  Воспитательные: актуализировать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

  •  материал для совместной деятельности: компьютер, презентация «Цена игрушки»,  портрет А.Л. Барто, коробка для игрушек, комплект игрушек из различного материала, картинки с изображением игрушек, карточки-схемы, мяч;
  •  материал для самостоятельной деятельности: магниты, рабочие тетради (карточки), карандаши, фишки для звукового анализа.

    Конспект занятия:  

  

Этап  

занятия

Название метода

Описание АМО (активных методов обучения)

Инструкции педагога  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Универсальные учебные действия, которые формируются при использовании данного АМО

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

«Подари подарок»

- Цели и задачи метода: организация детей, концентрация внимания. Повторение и закрепление в речи названий игрушек. Развитие тактильного восприятия.

- Необходимые материалы: 11 игрушек из различных материалов из произведений А.Л. Барто (мишка, зайка, лошадка, грузовик, самолет, барабан, флажок, мяч, слон, кораблик, бычок); большая красивая коробка.

- Предварительная подготовка: дети собираются вокруг стола, на котором стоит красивая большая коробка.

- Технология проведения: каждый из детей, по очереди берет из коробки игрушку, на ощупь определяет ее  и «дарит» кому-либо из ребят. Тот, кому дали игрушку, достает из коробки другую и тоже дарит и т.д.

- Примечание: этот метод облегчает установление контакта между детьми и способствует концентрации внимания для последующего занятия.

- Посмотрите, какая красивая коробка стоит на столе. Хотите узнать, что там? Каждый из вас, ребята, по очереди опустит руки в коробку и попробует догадаться, что там находится.  Затем достанет этот предмет и подарит его кому-либо из вас. Тот кому подарят предмет, будет определять, что лежит в коробке. У каждого должен оказаться один подарок.

коммуникативные (отработка навыка межличностного взаимодействия),

познавательные, включая общеучебные и логические (умение различать предметы на ощупь)

регулятивные (развитие произвольности при выполнении устной  инструкции)

коммуникативная (умение общаться со сверстниками в организованной деятельности)

учебно-познавательная (актуализация ранее

полученных знаний)

социальная 

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Вхождение или погружение в тему

«Путаница»

- Цели и задачи метода: Определение темы занятия. Актуализация понятия «игрушки», развитие внимания, мышления.

- Необходимые материалы: 4 зашумленные  картинки  с изображениями игрушки, посуды, одежды, мебели.

- Предварительная подготовка: на доске вывешивается картинки  с зашумленными предметами.

- Технология проведения: воспитанникам предлагается поиграть в магазин и среди зашумленных картинок найти ту, которая подойдет к занятию (с изображением контуров игрушки). Дети должны объяснить свой выбор.

- Ребята я предлагаю поиграть в магазин. Найдите среди картинок-контуров ту, которая подойдет сегодня для занятия. Объясните свой выбор.

- Итак, мы открываем магазин игрушек. Сами игрушки у нас уже есть, надо назначить на их цену. Поможете мне?

познавательные, включая общеучебные и логические (умение различать предметы по наложенным контурам, классифицировать и анализировать),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

социальная 

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Формирование ожиданий обучающихся

«Что за   чем» или «Открываем магазин»

- Цели и задачи метода: выяснение, какой вид деятельности на занятии предпочтительнее для каждого из детей; определение структуры занятия; развитие навыка построения высказывания.

- Необходимые материалы: карточки-символы, обозначающие все этапы запланированного занятия, и несколько дополнительных не подходящих к его структуре.

- Предварительная подготовка: На столе лежат карточки с символами, обозначающими различные виды упражнений.

- Технология проведения: Каждый из детей выбирает (называет) карточку-символ, обозначающую наиболее желанный вид деятельности во время занятия. Затем в процессе общего обсуждения и выстраивается структура занятия.

- Ребята, из предложенных карточек выберите ту, которая обозначает самое интересное упражнение, которое нам понадобиться, чтобы назначить цену. Затем  мы подумаем, какие из них будем делать сначала, а какие потом.

(Отбираются следующие упражнения: просмотр фильма, самостоятельная работа  в тетради, работа в паре, игра с мячом)

знаково-символические (работа с опосредованным материалом),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым)

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

коммуникативная (умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать)

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

«Фильм»

- Цели и задачи метода: поддержание высокой мотивации к выполнению слогового и звукового анализа слов посредством визуализации и анимации.

Необходимые материалы: компьютер (или проекционная система).

- Предварительная подготовка: заранее подготавливается презентация «Цена игрушки» с элементами анимации.

- Технология проведения: дети в процессе просмотра презентации повторяют, как правильно выполнить слоговой и звуковой анализ слов. Совершенствуют  знания о гласных и согласных звуках.

Примечание: в конец презентации включается цена игрушки, переведенная из количества слогов (рубли) и звуков (копейки).

- Посмотрите на экран. Сейчас мы вместе попробуем определить цену игрушки. Количество слогов будет обозначать количество рублей, а количество звуков – количество копеек.

Познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно проводит звуковой и слоговой анализ слов)

коммуникативная (умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы с опорой на визуальный ряд)

Проработка содержания темы

«Я с соседом»

- Цели и задачи метода: закрепление навыка слогового и звукового анализа слов; развитие умения детей взаимодействовать в парах

- Необходимые материалы: доска, рабочие листы, карандаши, фишки для звукового анализа.

- Предварительная подготовка: на доске вывешиваются изображения игрушек; детям раздаются рабочие листы (у каждого своя картинка с изображением игрушки, картинки не повторяются), карандаши, фишки для звукового анализа.

- Технология проведения: детям предлагается самостоятельно определить количество слогов и звуков в слове. Затем поменяться с соседом карточками и выполнить проверку друг друга.

- Примечание: после выполненного и проверенного задания дети на доске записывают мелом  и называют цену игрушке.

- Ребята, чтобы быстрее открыть магазин, пусть каждый определит цену одной игрушки. Затем сделайте проверку вместе с соседом по столу.

Когда все будет готово, спишите цену на игрушку со своей карточки на доску.

Познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно выполнять слоговой и звуковой анализ)

Коммуникативные (умение работать в парах)

информационная (умение самостоятельно отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

коммуникативная (умение   внимательно слушать партнера)

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

«Кидаем мяч»

- Цели и задачи метода: поддержание мотивации речевой активности; упражнение в согласовании количественных числительных с существительными; закрепление навыка составления предложений.

- Необходимые материалы: мяч.

- Предварительная подготовка: на предыдущих занятиях проводится работа по развитию навыка составления предложений.

- Технология проведения. Участники встают в круг. Педагог называет число и название игрушки и бросает мяч любому воспитаннику, который должен составить  предложение. Он же дает задание для следующего предложения и кидает мяч следующему игроку.

- Примечание: внимание детей обращается на то, что участвовать должны все игроки.

- Вариант игры: мяч можно не бросать, а передавать соседу.

- Ребята, встаньте в круг. Я скажу два слова, а вы должны составить предложение, которое начинается словами: «Я купил в магазине…» или «Я продал в магазине…»  Например: грузовик, пять.  Кину мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен закончить предложение (Я купил в магазине пять грузовиков), дать задание для следующего предложения и кинуть мяч следующему игроку.

Следите за тем, чтобы все ребята ловили мяч.

познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно согласовывать количественное числительное с существительным)

коммуникативные (отработка межличностного взаимодействия участников процесса),

регулятивные (развитие произвольности при выполнении устной  инструкции)

коммуникативная (умение слушать   партнера),

учебно-познавательная

(умение  строить предложения с использованием усвоенного материала),

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Подведение итогов

«Как открывали магазин»

- Цели и задачи метода: подведение итогов занятия, получение обратной связи от воспитанников и завершение работы; развитие навыка построения высказывания.

- Необходимые материалы: карточки-символы, обозначающими этапы занятия, разноцветные магниты, портрет А.Л. Барто.

- Предварительная подготовка: на доске выставлены карточки-символы, обозначающими этапы занятия;

- Технология проведения: Каждому из детей предлагается взять магнит  и отметить те каточки, которые обозначают понравившуюся деятельность на занятии.

- Примечание: метод позволяет выяснить, какие этапы занятия детей заинтересовали больше всего, а какие оказались не интересны или сложны. После занятия можно посмотреть диафильм «Игрушки» по произведениям А.Л. Барто.

- Ребята, вернемся к работе по  подготовке к открытию магазина.  Возьмите несколько магнитов и поставьте  напротив тех карточек, которые обозначают то, что вам больше всего понравилось на занятии.

- Ребята, обо всех этих игрушках написала в своих произведениях А.Л. Барто. Вы эти стихи знаете с самого раннего возраста. Давайте еще раз об этих стихах вспомним и посмотрим диафильм.

Знаково-символические (работа с опосредованным материалом),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым)

регулятивные (развитие самоконтроля и самоанализа)

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию),

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Приложение «Рабочие листы»

 

 

Приложение «Демонстрационный материал «Игрушки»»

         

Приложение «Зашумленные картинки»

        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78868. Место проблемы человека в системе социально-гуманитарного знания 28.5 KB
  Место проблемы человека в системе социальногуманитарного знания Построить социальную онтологию отвлекаясь от человеческих индивидов как субъектов социального процесса невозможно. Поэтому главное внимание социальная философия уделяет исследованию человека как предпосылки и субъекта социальноисторического процесса. Что такое человек Каковы его природа и сущность Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека Все это суть проблемы философской антропологии учения о человеке исследующего своеобразие человеческого...
78869. Концепция социальной рациональности Макса Вебера 29 KB
  Концепция социальной рациональности Макса Вебера. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания как общая социология методология социального познания политическая социология социология права социология религии экономическая социология теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Вебер в этом плане решительно расходится с Дюркгеймом полагая что реальным действующим лицом может быть не мифическое коллективное сознание государство или класс а конкретный индивид.
78870. Феноменологическая программа исследования знания 32.5 KB
  Феномен и логос учение о феноменах явлениях это обозначение философского движения появившегося в начале 20 века а также своеобразной практики осмысления пытающейся проникнуть к истокам человеческого опыта и познания. Ее отличительными чертами являются: нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта которые в обыденной жизни остаются незримыми зачастую будучи основанием зримых; экспликация и истолкование смыслового содержания этого опыта и его сущностных структур; преимущественно...
78871. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании 29 KB
  Рикер понимает теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово герменевтика означает не что иное как последовательное осуществление интерпретации. Таким образом нужно установить соотношение между понятиями интерпретации и понимания. Цель понимания совершить переход от этого выражения к тому что является основной интенцией знака и выйти вовне через выражение. Согласно Дильтею виднейшему после Шлейермахера теоретику герменевтики операция понимания становится возможной благодаря способности которой наделено...
78872. Марксистский подход к исследованию социальной реальности 31.5 KB
  Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы производственные отношения. Производительные силы ресурсы и средства обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Классы в узком смысле слова социальные группы различающиеся по отношению к средствам производства.
78873. Образ науки в постмодернизме 13.99 KB
  Постмодернизм эту проблему пытается решить посвоему быть может осознавая себя не как конец философии а как переходное состояние между закатом и рассветом. На первый план в этой философии выходят проблемы языка новой субъективности иронии культуры цитат и кавычек. Понимание мира как хаоса сопряжено в философии постмодернизма с отказом от установки на целостность закономерность мира. Картина реальности в философии постмодерна состоит из симулякров не имеющих оснований во внешней реальности симулякры точные копии оригинал...
78874. Роль социально-гуманитарных наук в процессе соц трансформаций 13.58 KB
  Напротив ей присуща роль разрушителя мнимого всезнания и фиктивной уверенности. Используя науку по образу обыденного сознания мир с ее помощью заколдовывается вновь. Задача же социального теоретика на сегодняшний день состоит не только в производстве нового знания доставляющего новые возможности но и в разрушении фиктивных ожиданий обыденного сознания от сферы управления. Только разрушая мнимое всезнание наука может осуществить свою функцию производства нового знания.
78875. Жизнь как кактегория наук об обществе и культуре 13.83 KB
  Для Дильтея философия это рефлексия жизни на самое себя а переживание чувство жизни жизненный опыт жизненное отношение обозначают внутреннее восприятие нашей души самодостоверность внутреннего опыта единственный прочный и неприкосновенный фундамент. Он руководствовался главным принципом познать жизнь из нее самой и стремился представить мышление и познание как внутренне присущие жизни полагая что в ней самой формируются объективные структуры и связи с помощью которых осуществляется ее саморефлексия. Не менее значимым...
78876. Проблема истины в социально-гуманитарных науках 13.21 KB
  Проблема истины в социально-гуманитарных науках. При рассмотрении проблемы истины важно уяснить специфику ее классической неклассической и пост-неклассической трактовки а также особенности современного понимания ряда частных вопросов: ситуативность и объективный характер истин социально-гуманитарных наук; их взаимосвязь с социальной реальностью; экзистенциально-антропологический подход к истине в гуманитарном знании. Классическая концепция во-первых понимает под истиной соответствие наших знаний объекту; во-вторых предполагает возможность...