84790

Формирование слогового и звукового анализа и синтеза

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Коррекционные: уточнить и активизировать словарь по теме Игрушки; упражнять в согласовании количественных числительных с существительными; отрабатывать навык составления предложения; совершенствовать психические процессы логическое мышление зрительное слуховое и тактильное восприятие.

Русский

2015-03-21

2.1 MB

3 чел.

Автор: Хортиева Татьяна Владимировна, учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 49» г. Перми.

Контингент: дети с тяжелыми нарушениями речи, подготовительная группа

Тема: формирование слогового и звукового анализа и синтеза

Название: «Магазин игрушек»

Цель: совершенствование операций слогового и звукового анализа слов по лексической теме «Мы читаем. А.Л. Барто» (программа Нищевой Н.В., апрель, 4 неделя)
Задачи:

  1.  Образовательные: дать представление о работе магазина.
  2.  Коррекционные:
  •  уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;
  •  упражнять в согласовании количественных числительных  с существительными;
  •  отрабатывать навык  составления предложения;
  •  совершенствовать психические процессы (логическое мышление, зрительное, слуховое и тактильное восприятие).
  1.  Воспитательные: актуализировать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

  •  материал для совместной деятельности: компьютер, презентация «Цена игрушки»,  портрет А.Л. Барто, коробка для игрушек, комплект игрушек из различного материала, картинки с изображением игрушек, карточки-схемы, мяч;
  •  материал для самостоятельной деятельности: магниты, рабочие тетради (карточки), карандаши, фишки для звукового анализа.

    Конспект занятия:  

  

Этап  

занятия

Название метода

Описание АМО (активных методов обучения)

Инструкции педагога  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Универсальные учебные действия, которые формируются при использовании данного АМО

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

«Подари подарок»

- Цели и задачи метода: организация детей, концентрация внимания. Повторение и закрепление в речи названий игрушек. Развитие тактильного восприятия.

- Необходимые материалы: 11 игрушек из различных материалов из произведений А.Л. Барто (мишка, зайка, лошадка, грузовик, самолет, барабан, флажок, мяч, слон, кораблик, бычок); большая красивая коробка.

- Предварительная подготовка: дети собираются вокруг стола, на котором стоит красивая большая коробка.

- Технология проведения: каждый из детей, по очереди берет из коробки игрушку, на ощупь определяет ее  и «дарит» кому-либо из ребят. Тот, кому дали игрушку, достает из коробки другую и тоже дарит и т.д.

- Примечание: этот метод облегчает установление контакта между детьми и способствует концентрации внимания для последующего занятия.

- Посмотрите, какая красивая коробка стоит на столе. Хотите узнать, что там? Каждый из вас, ребята, по очереди опустит руки в коробку и попробует догадаться, что там находится.  Затем достанет этот предмет и подарит его кому-либо из вас. Тот кому подарят предмет, будет определять, что лежит в коробке. У каждого должен оказаться один подарок.

коммуникативные (отработка навыка межличностного взаимодействия),

познавательные, включая общеучебные и логические (умение различать предметы на ощупь)

регулятивные (развитие произвольности при выполнении устной  инструкции)

коммуникативная (умение общаться со сверстниками в организованной деятельности)

учебно-познавательная (актуализация ранее

полученных знаний)

социальная 

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Вхождение или погружение в тему

«Путаница»

- Цели и задачи метода: Определение темы занятия. Актуализация понятия «игрушки», развитие внимания, мышления.

- Необходимые материалы: 4 зашумленные  картинки  с изображениями игрушки, посуды, одежды, мебели.

- Предварительная подготовка: на доске вывешивается картинки  с зашумленными предметами.

- Технология проведения: воспитанникам предлагается поиграть в магазин и среди зашумленных картинок найти ту, которая подойдет к занятию (с изображением контуров игрушки). Дети должны объяснить свой выбор.

- Ребята я предлагаю поиграть в магазин. Найдите среди картинок-контуров ту, которая подойдет сегодня для занятия. Объясните свой выбор.

- Итак, мы открываем магазин игрушек. Сами игрушки у нас уже есть, надо назначить на их цену. Поможете мне?

познавательные, включая общеучебные и логические (умение различать предметы по наложенным контурам, классифицировать и анализировать),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

социальная 

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Формирование ожиданий обучающихся

«Что за   чем» или «Открываем магазин»

- Цели и задачи метода: выяснение, какой вид деятельности на занятии предпочтительнее для каждого из детей; определение структуры занятия; развитие навыка построения высказывания.

- Необходимые материалы: карточки-символы, обозначающие все этапы запланированного занятия, и несколько дополнительных не подходящих к его структуре.

- Предварительная подготовка: На столе лежат карточки с символами, обозначающими различные виды упражнений.

- Технология проведения: Каждый из детей выбирает (называет) карточку-символ, обозначающую наиболее желанный вид деятельности во время занятия. Затем в процессе общего обсуждения и выстраивается структура занятия.

- Ребята, из предложенных карточек выберите ту, которая обозначает самое интересное упражнение, которое нам понадобиться, чтобы назначить цену. Затем  мы подумаем, какие из них будем делать сначала, а какие потом.

(Отбираются следующие упражнения: просмотр фильма, самостоятельная работа  в тетради, работа в паре, игра с мячом)

знаково-символические (работа с опосредованным материалом),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым)

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

коммуникативная (умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать)

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

«Фильм»

- Цели и задачи метода: поддержание высокой мотивации к выполнению слогового и звукового анализа слов посредством визуализации и анимации.

Необходимые материалы: компьютер (или проекционная система).

- Предварительная подготовка: заранее подготавливается презентация «Цена игрушки» с элементами анимации.

- Технология проведения: дети в процессе просмотра презентации повторяют, как правильно выполнить слоговой и звуковой анализ слов. Совершенствуют  знания о гласных и согласных звуках.

Примечание: в конец презентации включается цена игрушки, переведенная из количества слогов (рубли) и звуков (копейки).

- Посмотрите на экран. Сейчас мы вместе попробуем определить цену игрушки. Количество слогов будет обозначать количество рублей, а количество звуков – количество копеек.

Познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно проводит звуковой и слоговой анализ слов)

коммуникативная (умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы с опорой на визуальный ряд)

Проработка содержания темы

«Я с соседом»

- Цели и задачи метода: закрепление навыка слогового и звукового анализа слов; развитие умения детей взаимодействовать в парах

- Необходимые материалы: доска, рабочие листы, карандаши, фишки для звукового анализа.

- Предварительная подготовка: на доске вывешиваются изображения игрушек; детям раздаются рабочие листы (у каждого своя картинка с изображением игрушки, картинки не повторяются), карандаши, фишки для звукового анализа.

- Технология проведения: детям предлагается самостоятельно определить количество слогов и звуков в слове. Затем поменяться с соседом карточками и выполнить проверку друг друга.

- Примечание: после выполненного и проверенного задания дети на доске записывают мелом  и называют цену игрушке.

- Ребята, чтобы быстрее открыть магазин, пусть каждый определит цену одной игрушки. Затем сделайте проверку вместе с соседом по столу.

Когда все будет готово, спишите цену на игрушку со своей карточки на доску.

Познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно выполнять слоговой и звуковой анализ)

Коммуникативные (умение работать в парах)

информационная (умение самостоятельно отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

коммуникативная (умение   внимательно слушать партнера)

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

«Кидаем мяч»

- Цели и задачи метода: поддержание мотивации речевой активности; упражнение в согласовании количественных числительных с существительными; закрепление навыка составления предложений.

- Необходимые материалы: мяч.

- Предварительная подготовка: на предыдущих занятиях проводится работа по развитию навыка составления предложений.

- Технология проведения. Участники встают в круг. Педагог называет число и название игрушки и бросает мяч любому воспитаннику, который должен составить  предложение. Он же дает задание для следующего предложения и кидает мяч следующему игроку.

- Примечание: внимание детей обращается на то, что участвовать должны все игроки.

- Вариант игры: мяч можно не бросать, а передавать соседу.

- Ребята, встаньте в круг. Я скажу два слова, а вы должны составить предложение, которое начинается словами: «Я купил в магазине…» или «Я продал в магазине…»  Например: грузовик, пять.  Кину мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен закончить предложение (Я купил в магазине пять грузовиков), дать задание для следующего предложения и кинуть мяч следующему игроку.

Следите за тем, чтобы все ребята ловили мяч.

познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно согласовывать количественное числительное с существительным)

коммуникативные (отработка межличностного взаимодействия участников процесса),

регулятивные (развитие произвольности при выполнении устной  инструкции)

коммуникативная (умение слушать   партнера),

учебно-познавательная

(умение  строить предложения с использованием усвоенного материала),

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Подведение итогов

«Как открывали магазин»

- Цели и задачи метода: подведение итогов занятия, получение обратной связи от воспитанников и завершение работы; развитие навыка построения высказывания.

- Необходимые материалы: карточки-символы, обозначающими этапы занятия, разноцветные магниты, портрет А.Л. Барто.

- Предварительная подготовка: на доске выставлены карточки-символы, обозначающими этапы занятия;

- Технология проведения: Каждому из детей предлагается взять магнит  и отметить те каточки, которые обозначают понравившуюся деятельность на занятии.

- Примечание: метод позволяет выяснить, какие этапы занятия детей заинтересовали больше всего, а какие оказались не интересны или сложны. После занятия можно посмотреть диафильм «Игрушки» по произведениям А.Л. Барто.

- Ребята, вернемся к работе по  подготовке к открытию магазина.  Возьмите несколько магнитов и поставьте  напротив тех карточек, которые обозначают то, что вам больше всего понравилось на занятии.

- Ребята, обо всех этих игрушках написала в своих произведениях А.Л. Барто. Вы эти стихи знаете с самого раннего возраста. Давайте еще раз об этих стихах вспомним и посмотрим диафильм.

Знаково-символические (работа с опосредованным материалом),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым)

регулятивные (развитие самоконтроля и самоанализа)

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию),

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Приложение «Рабочие листы»

 

 

Приложение «Демонстрационный материал «Игрушки»»

         

Приложение «Зашумленные картинки»

        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69891. Алгоритми і форми його представлення. Основні структури алгоритмів 572.12 KB
  Мета: набуття навичок побудови блоксхем при розв’язуванні алгоритмічних задач. Блоксхеми. Побудувати блоксхему. Теоретичні відомості Основні форми представлення алгоритмів: словесний опис алгоритму; графічне представлення алгоритму блоксхема; мова псевдокодів...
69892. Дослідження ефективності алгоритму 3.19 MB
  Мета: набуття навичок визначення часової складності алгоритму. Теоретичні питання план Функція складності алгоритму. Види функції складності алгоритмів. Часова функція складності.
69893. Алгоритми сортування даних в оперативній пам’яті 59.5 KB
  Під сортуванням розуміють процес перестановки об’єктів даної множини в певному порядку. Мета сортування – полегшити подальший пошук елементів у відсортованій множині. В цьому значенні сортування присутнє майже у всіх задачах обробки інформації.
69894. Програмування задач обробки структур даних, розташованих на зовнішніх носіях 94 KB
  Мета: ознайомитися з поняттям файлу навчитися створювати і читати файли. Теоретичні питання план Поняття файлу. Основні типи файлових структур. Особливості роботи з текстовими файлами.
69895. Циклические вычислительные процессы 145 KB
  Вычислить значения функции a=1.6x3-1.5 на интервале (-1,1) с шагом изменения аргумента 0.25. Выдать на печать отрицательные значения функции с соответствующими им значениями аргумента. Вычислить и вывести на печать таблицу значений функции
69896. Создание псевдонима базы данных 1.11 MB
  При работе с таблицами локальных БД или СУБД сама база размещается либо в каталоге на диске и хранится в виде отдельного набора файлов, либо на удаленном сервере. Обращение к базе данных происходит по ее псевдониму (Database Alias).
69897. ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА EXCEL. ЭЛЕМЕНТЫ ОКНА.НАСТРОЙКА ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ. ВВОД И РЕДАКТИРОВАНИЕ ДАННЫХ 465.5 KB
  Создайте электронные таблицы для расчета оплаты труда рабочих строительной бригады пропорционально отработанному времени, разряду и тарифам. Данные для расчетов разместить на разных листах.
69898. Термометры расширения и термометры манометрические 281 KB
  Самые старые устройства для измерения температуры жидкостные стеклянные термометры используют термометрическое свойство теплового расширения тел. Основные достоинства стеклянных жидкостных термометров простота употребления и достаточно высокая точность измерения...
69899. Безусловная одномерная оптимизация 503.5 KB
  Цель работы: знакомство с оптимизационными задачами, изучение различных методов одномерной оптимизации и сравнение эффективности их применения для конкретных целевых функций.