84790

Формирование слогового и звукового анализа и синтеза

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Коррекционные: уточнить и активизировать словарь по теме Игрушки; упражнять в согласовании количественных числительных с существительными; отрабатывать навык составления предложения; совершенствовать психические процессы логическое мышление зрительное слуховое и тактильное восприятие.

Русский

2015-03-21

2.1 MB

5 чел.

Автор: Хортиева Татьяна Владимировна, учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 49» г. Перми.

Контингент: дети с тяжелыми нарушениями речи, подготовительная группа

Тема: формирование слогового и звукового анализа и синтеза

Название: «Магазин игрушек»

Цель: совершенствование операций слогового и звукового анализа слов по лексической теме «Мы читаем. А.Л. Барто» (программа Нищевой Н.В., апрель, 4 неделя)
Задачи:

  1.  Образовательные: дать представление о работе магазина.
  2.  Коррекционные:
  •  уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки»;
  •  упражнять в согласовании количественных числительных  с существительными;
  •  отрабатывать навык  составления предложения;
  •  совершенствовать психические процессы (логическое мышление, зрительное, слуховое и тактильное восприятие).
  1.  Воспитательные: актуализировать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

  •  материал для совместной деятельности: компьютер, презентация «Цена игрушки»,  портрет А.Л. Барто, коробка для игрушек, комплект игрушек из различного материала, картинки с изображением игрушек, карточки-схемы, мяч;
  •  материал для самостоятельной деятельности: магниты, рабочие тетради (карточки), карандаши, фишки для звукового анализа.

    Конспект занятия:  

  

Этап  

занятия

Название метода

Описание АМО (активных методов обучения)

Инструкции педагога  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Универсальные учебные действия, которые формируются при использовании данного АМО

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

«Подари подарок»

- Цели и задачи метода: организация детей, концентрация внимания. Повторение и закрепление в речи названий игрушек. Развитие тактильного восприятия.

- Необходимые материалы: 11 игрушек из различных материалов из произведений А.Л. Барто (мишка, зайка, лошадка, грузовик, самолет, барабан, флажок, мяч, слон, кораблик, бычок); большая красивая коробка.

- Предварительная подготовка: дети собираются вокруг стола, на котором стоит красивая большая коробка.

- Технология проведения: каждый из детей, по очереди берет из коробки игрушку, на ощупь определяет ее  и «дарит» кому-либо из ребят. Тот, кому дали игрушку, достает из коробки другую и тоже дарит и т.д.

- Примечание: этот метод облегчает установление контакта между детьми и способствует концентрации внимания для последующего занятия.

- Посмотрите, какая красивая коробка стоит на столе. Хотите узнать, что там? Каждый из вас, ребята, по очереди опустит руки в коробку и попробует догадаться, что там находится.  Затем достанет этот предмет и подарит его кому-либо из вас. Тот кому подарят предмет, будет определять, что лежит в коробке. У каждого должен оказаться один подарок.

коммуникативные (отработка навыка межличностного взаимодействия),

познавательные, включая общеучебные и логические (умение различать предметы на ощупь)

регулятивные (развитие произвольности при выполнении устной  инструкции)

коммуникативная (умение общаться со сверстниками в организованной деятельности)

учебно-познавательная (актуализация ранее

полученных знаний)

социальная 

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Вхождение или погружение в тему

«Путаница»

- Цели и задачи метода: Определение темы занятия. Актуализация понятия «игрушки», развитие внимания, мышления.

- Необходимые материалы: 4 зашумленные  картинки  с изображениями игрушки, посуды, одежды, мебели.

- Предварительная подготовка: на доске вывешивается картинки  с зашумленными предметами.

- Технология проведения: воспитанникам предлагается поиграть в магазин и среди зашумленных картинок найти ту, которая подойдет к занятию (с изображением контуров игрушки). Дети должны объяснить свой выбор.

- Ребята я предлагаю поиграть в магазин. Найдите среди картинок-контуров ту, которая подойдет сегодня для занятия. Объясните свой выбор.

- Итак, мы открываем магазин игрушек. Сами игрушки у нас уже есть, надо назначить на их цену. Поможете мне?

познавательные, включая общеучебные и логические (умение различать предметы по наложенным контурам, классифицировать и анализировать),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

социальная 

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Формирование ожиданий обучающихся

«Что за   чем» или «Открываем магазин»

- Цели и задачи метода: выяснение, какой вид деятельности на занятии предпочтительнее для каждого из детей; определение структуры занятия; развитие навыка построения высказывания.

- Необходимые материалы: карточки-символы, обозначающие все этапы запланированного занятия, и несколько дополнительных не подходящих к его структуре.

- Предварительная подготовка: На столе лежат карточки с символами, обозначающими различные виды упражнений.

- Технология проведения: Каждый из детей выбирает (называет) карточку-символ, обозначающую наиболее желанный вид деятельности во время занятия. Затем в процессе общего обсуждения и выстраивается структура занятия.

- Ребята, из предложенных карточек выберите ту, которая обозначает самое интересное упражнение, которое нам понадобиться, чтобы назначить цену. Затем  мы подумаем, какие из них будем делать сначала, а какие потом.

(Отбираются следующие упражнения: просмотр фильма, самостоятельная работа  в тетради, работа в паре, игра с мячом)

знаково-символические (работа с опосредованным материалом),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым)

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

коммуникативная (умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать)

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

«Фильм»

- Цели и задачи метода: поддержание высокой мотивации к выполнению слогового и звукового анализа слов посредством визуализации и анимации.

Необходимые материалы: компьютер (или проекционная система).

- Предварительная подготовка: заранее подготавливается презентация «Цена игрушки» с элементами анимации.

- Технология проведения: дети в процессе просмотра презентации повторяют, как правильно выполнить слоговой и звуковой анализ слов. Совершенствуют  знания о гласных и согласных звуках.

Примечание: в конец презентации включается цена игрушки, переведенная из количества слогов (рубли) и звуков (копейки).

- Посмотрите на экран. Сейчас мы вместе попробуем определить цену игрушки. Количество слогов будет обозначать количество рублей, а количество звуков – количество копеек.

Познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно проводит звуковой и слоговой анализ слов)

коммуникативная (умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы с опорой на визуальный ряд)

Проработка содержания темы

«Я с соседом»

- Цели и задачи метода: закрепление навыка слогового и звукового анализа слов; развитие умения детей взаимодействовать в парах

- Необходимые материалы: доска, рабочие листы, карандаши, фишки для звукового анализа.

- Предварительная подготовка: на доске вывешиваются изображения игрушек; детям раздаются рабочие листы (у каждого своя картинка с изображением игрушки, картинки не повторяются), карандаши, фишки для звукового анализа.

- Технология проведения: детям предлагается самостоятельно определить количество слогов и звуков в слове. Затем поменяться с соседом карточками и выполнить проверку друг друга.

- Примечание: после выполненного и проверенного задания дети на доске записывают мелом  и называют цену игрушке.

- Ребята, чтобы быстрее открыть магазин, пусть каждый определит цену одной игрушки. Затем сделайте проверку вместе с соседом по столу.

Когда все будет готово, спишите цену на игрушку со своей карточки на доску.

Познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно выполнять слоговой и звуковой анализ)

Коммуникативные (умение работать в парах)

информационная (умение самостоятельно отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию)

коммуникативная (умение   внимательно слушать партнера)

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

«Кидаем мяч»

- Цели и задачи метода: поддержание мотивации речевой активности; упражнение в согласовании количественных числительных с существительными; закрепление навыка составления предложений.

- Необходимые материалы: мяч.

- Предварительная подготовка: на предыдущих занятиях проводится работа по развитию навыка составления предложений.

- Технология проведения. Участники встают в круг. Педагог называет число и название игрушки и бросает мяч любому воспитаннику, который должен составить  предложение. Он же дает задание для следующего предложения и кидает мяч следующему игроку.

- Примечание: внимание детей обращается на то, что участвовать должны все игроки.

- Вариант игры: мяч можно не бросать, а передавать соседу.

- Ребята, встаньте в круг. Я скажу два слова, а вы должны составить предложение, которое начинается словами: «Я купил в магазине…» или «Я продал в магазине…»  Например: грузовик, пять.  Кину мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен закончить предложение (Я купил в магазине пять грузовиков), дать задание для следующего предложения и кинуть мяч следующему игроку.

Следите за тем, чтобы все ребята ловили мяч.

познавательные, включая общеучебные и логические (актуализация умения правильно согласовывать количественное числительное с существительным)

коммуникативные (отработка межличностного взаимодействия участников процесса),

регулятивные (развитие произвольности при выполнении устной  инструкции)

коммуникативная (умение слушать   партнера),

учебно-познавательная

(умение  строить предложения с использованием усвоенного материала),

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Подведение итогов

«Как открывали магазин»

- Цели и задачи метода: подведение итогов занятия, получение обратной связи от воспитанников и завершение работы; развитие навыка построения высказывания.

- Необходимые материалы: карточки-символы, обозначающими этапы занятия, разноцветные магниты, портрет А.Л. Барто.

- Предварительная подготовка: на доске выставлены карточки-символы, обозначающими этапы занятия;

- Технология проведения: Каждому из детей предлагается взять магнит  и отметить те каточки, которые обозначают понравившуюся деятельность на занятии.

- Примечание: метод позволяет выяснить, какие этапы занятия детей заинтересовали больше всего, а какие оказались не интересны или сложны. После занятия можно посмотреть диафильм «Игрушки» по произведениям А.Л. Барто.

- Ребята, вернемся к работе по  подготовке к открытию магазина.  Возьмите несколько магнитов и поставьте  напротив тех карточек, которые обозначают то, что вам больше всего понравилось на занятии.

- Ребята, обо всех этих игрушках написала в своих произведениях А.Л. Барто. Вы эти стихи знаете с самого раннего возраста. Давайте еще раз об этих стихах вспомним и посмотрим диафильм.

Знаково-символические (работа с опосредованным материалом),

коммуникативные (навык делового взаимодействия со взрослым)

регулятивные (развитие самоконтроля и самоанализа)

информационная (умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию),

социальная

(дети с нарушениями речи получают возможность повышать свою самооценку)

Приложение «Рабочие листы»

 

 

Приложение «Демонстрационный материал «Игрушки»»

         

Приложение «Зашумленные картинки»

        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31803. Стратегии управления риском 24.5 KB
  При принятии страт решений необходимо проводить анализ рисков: 1Качественный анализ определение факторов риска и обстоятельств приводящих к рискованным ситуациям. 2Количественный анализ позволяет вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. Способы измерения риска: 1Стаитстическая оценка 2Экспертаная 3Оценка на основе моделей принятия решений.избежание риска.
31804. Технология принятия решений в условиях стохастического риска 24 KB
  Изменение величины риска или степени риска: Среднее ожидаемое значение. Среднее значение: 1Средневзвешенное для всех возможных резв где вероятность каждого реза используется в качестве частоты или вес соотвго значения. 2Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действующих результатов от средних ожиданий 3Среднее ожидаемое значение отклонений прибыли от ее средне ожидаемых значений или среднеквадратическое отклонение рассчитывается по формуле.
31805. Технология принятия решений в условиях поведенческого риска 23 KB
  Формируется когда существуют др лица принимающие решение и основное ЛПР опасается их т.к либо интересы основного ЛПР столкнулись с интересами др ЛПР либо сущ различия в позициях точках зрения традиций основного лица и др ЛПР либо ЛПР считает природу в кот принимаемое решение неопределенной непредсказуемой и поэтому агрессивной.
31806. Формы разработки и реализации управленческих решений 36.5 KB
  Указание решение носящее методический технологический характер. Акт решение широкого круга государственных и общественных организаций. Приказ письменный или устный это решение руководителя обличенного властью в организации или крупном ее подразделении. Распоряжение это решение руководителя не наделенного административными функциями.
31807. Сущность, функции, виды и методы контроля управленческого решения 30 KB
  Контроль организации исполнения УР система наблюдения проверки оценки и коррекции положения дел на основе критерия. Виды контроля: 1Постоянный ежедневно 2Регулярный еженедельно 3Промежуточный ежемесячно 4Переодический составление отчета 5Детальный 6Факторный Контроль как функция управления. Контроль УР как на стадии разработки так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.
31808. Сущность и виды ответственности руководителей за принятие управленческого решения 30.5 KB
  Ответственность мера соответствия действий человека групп людей или обва взаимным требованиям нормам. Ответственность это необходимость обязанность отдавать комулибо отчет в своих действиях поступках. Ответственность может быть официальная и личная чувство ответственности как черта характера. Виды ответственности: 1Внутрифирменная: аадминистративная выговор бэкономическая лишение премии впрофессиональная понижение в должности 2Внешняя: аюридическая арест бсоциальная вморальная Юридическая ответственность частично или...
31809. Планирование и прогнозирование в процессе принятия управленческих решений 25 KB
  Метод прогнозирования способ исследования объекта прогноза направленный на разработку прогнозов. Состояние объекта в будущем определяется закономерностями выявленным по частным результатам опыта его проведения в прошлом и настоящем. Осущся от имеющегося уровня знаний а конечные результаты развития объекта составляют содержание прогноза. Ориентирован на то что задается цель развития объекта в будущем а содержанием прогнозов становится определение частных путей.
31810. Экспертные методы прогнозирования решения 27 KB
  Экспертные методы базируются на информации которую поставляют специалистыэксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения этого мнения. Например при проведении экспертного опроса участникам представляют цифровую информацию об объекте или фактографические прогнозы либо наоборот при экстраполяции тенденции наряду с фактическими данными используют экспертные оценки. Экспертные методы разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения...
31811. Фактографические методы прогнозирования решения 26 KB
  Фактографические методы прогнозирования решения. Фактографические методы базируются на фактически имеющемся информационном материале об объекте прогнозирования и его прошлом развитии. Экспертные методы базируются на информации которую поставляют специалистыэксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения этого мнения. Комбинированные методы выделены в отдельный класс чтобы можно было относить к нему методы со смешанной информационной основой в которых в качестве первичной информации используются фактографическая и...