84802

Президент Российской Федерации и его полномочия в сфере исполнительной власти

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Объясняя статус Президента РФ, нужно отметить, что он обладает большими полномочиями в области исполнительной власти. К примеру, Президент формирует Правительство РФ, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства...

Русский

2015-03-22

227.5 KB

9 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет права

Направление юриспруденция

Профиль государственно-правовой

Кафедра Административно-правовых дисциплин

                                        КУРСОВАЯ РАБОТА

                      по дисциплине «Административное право»

на тему: «Президент Российской Федерации и его полномочия в сфере                      исполнительной власти»

                                                                                                       

                                                                                           Выполнил студент

очной формы обучения

              второй курс,  группа  НБс-113

Семенов Михаил Олегович

                                                                                       Научный руководитель:

                                                                            Нескородов Борис Николаевич,

                                                                               кандидат юридических наук

Владимир 2014

Содержание

[1] Содержание

[1.1] Введение

[1.2] Глава 1. Виды полномочий Президента Российской Федерации

[1.3] 1.2. Формы осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти

[1.4] Глава 2. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

[1.5] 2.1. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти

[1.6]   2.2 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

[1.7] Глава 3. Организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации

[1.8] Заключение

[1.9] Список использованных источников

[1.10] Нормативно-правовая база:

[1.11] Использованная литература


Введение

Статус Президента зафиксирован Конституцией РФ в соответствии со ст. 80 Президент РФ является главой государства.

Объясняя статус Президента РФ, нужно отметить, что он обладает большими полномочиями в области исполнительной власти. К примеру, Президент формирует Правительство РФ, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставки Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности федеральных министров, назначает и освобождает полномочных представителей и высшее командование Вооруженных сил РФ и т.д.

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти заключаются в том, чтобы управлять деятельностью органов исполнительной власти, распределять функции между ними. То есть своими полномочиями Президент РФ руководит органами исполнительной власти.

Для Российской Федерации проблема государственного управления в настоящее время является одной из самых значимых. Одним из вопросов государственного управления является оптимизация структуры органов исполнительной власти.

Хотя Президент РФ не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной вес полномочий и их строй позволяют отнести его к особым субъектам исполнительной власти.

Объект данной работы – Конституционно-правовой институт Президента РФ.

Предмет – общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнения в сфере исполнительной власти Президентом РФ.

Цель работы – анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти

Данная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:

  •  определить виды полномочий Президента РФ
  •  проанализировать формы осуществления полномочий Президента как субъекта исполнительной власти;
  •  исследовать содержание полномочий Президента России в сфере исполнительной власти во взаимодействии как с федеральными органами исполнительной власти, так и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  •  определить организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти.

Положения выносимые на защиту:

  •  виды осуществления полномочий Президентом в сфере исполнительной власти. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти связаны с  применением наиболее подходящих, оптимальных средств, приемов, форм и методов их осуществления. Полномочия Президента РФ практически реализуются в правовых актах различного вида и содержания. В этой связи актуальной представляется проблема нормотворчества Президента РФ: особенности подзаконного нрава актов Президента РФ, юридическая природа посланий Президента РФ, соотношение указов Президента с актами федеральных органов исполнительной власти.
  •  взаимодействия Президента РФ с федеральными органами исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов РФ. Конституция РФ предусматривает возможность  Президенту РФ кардинально влиять на исполнительную  власть. В этой связи актуальной представляется проблема взаимодействия Президента РФ и Правительства, как высшего органа исполнительной власти, взаимодействие Президента и высшего должностного лица субъекта РФ, также представляется актуальным выделить особенности согласительных процедур, применяемы Президентом РФ  для разрешения разногласий и конфликтов между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.
  •   организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации. Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства предполагают существование специальных органов, создающих условия для реализации Президентом его полномочий. Представляется актуальным рассмотреть особенности правового статуса Администрации Президента РФ, особенности положения полномочных представителей.

Нормативно - правовая база курсовой работы включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Конституционного Суда Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.


Глава 1. Виды полномочий Президента Российской Федерации

За вид классификации полномочий Президента РФ можно взять субъекты права, взаимодействующие с Президентом в процессе выполнения им своих полномочий. По данному виду полномочия Президента РФ можно разделить шесть групп.

  1.  полномочия по отношению к населению страны, гражданам, избирателям.

Президент решает вопросы гражданства. Эти отношения регулируются ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»1. В нем говорится что глава государства выполняет прием в гражданство и выход из него. К правомочиям Президента относится также предоставление политического убежища. Указом Президента от 21 июля 1997 года № 746 утверждено Положение «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»2 .

Полномочием главы государства, обращенным ко всем избирателям, является назначение референдума. Порядок проведения референдумов регулируется ФКЗ от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации»3. Глава государства только назначает всероссийские референдумы, но он не вправе предложить проведение референдума.

К ведению Президента также отнесены вопросы награждения государственными наградами, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Указом Президента РФ от 02 марта 1994 года № 442 утверждено Положение «О государственных наградах Российской Федерации». 30 декабря 1995 года принят Указ Президента Российской Федерации № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации»4.

К полномочиям главы государства относится еще принятие актов о помиловании осужденных приговором суда. Президент Российской Федерации Указом от 28 декабря 2001 года № 1500 утвердил Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации5.

Также глава государства расследует адресованные ему обращения граждан. Обращения являются важной формой связи руководителя РФ, других государственных органов и органов местного самоуправления с населением. Обращения бывают трех видов: предложения, заявления и жалобы.

Предложение - любое обращение, направленное на совершенствование жизнедеятельности общества, его политической, экономической и культурной жизни, изменение законодательства. С заявлениями граждане обращаются по поводу реализации предоставленных им законодательством социально-экономических, политических и личных прав (например, о предоставлении социального жилья, назначении пенсии). Иной тип у жалоб, являющихся реакцией на предполагаемые или действительные нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.

  1.  полномочия по отношению к Российскому государству в целом, обеспечивающие его нормальную безопасную жизнедеятельность, перспективы развития.

Глава государства также ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики (пункт «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации).

Руководитель страны издает акты, в которых определяет политику по конкретным вопросам жизнедеятельности государства. К примеру, Указом от 12 декабря 1997 года № 1300 6утверждена Концепция национальной безопасности.

Действующими правовыми актами предусмотрена возможность возникновения на территории страны или в отдельных ее местностях экстраординарных ситуаций, необходимые меры к их преодолению принимает Президент Российской Федерации. Самая серьезная из них - военное положение (определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»)7. Похожие, но менее значительные меры устанавливаются в случае чрезвычайного положения (предусмотрены Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»8), которое Президент правомочен вводить на территории страны или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Будучи Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Президент творит общее руководство их использованием в качестве сил обеспечения безопасности, а также принимает оперативные решения по обеспечению безопасности в пределах компетенции, определенной законом.

  1.  полномочия главы РФ по отношению к отдельным ветвям государственной власти.

Так Президент назначает выборы в Государственную Думу, а в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, распускает ее.

Полномочия Президента РФ по отношению к отдельным ветвям власти концентрируются, главным образом, вокруг вопроса о кадрах, и, прежде всего руководящих, федеральных органов государственной власти. Президент РФ располагает рядом конституционных полномочий по воздействию на их состав: 1) единолично назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; 2) назначает в порядке, установленном федеральным законом, судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации); 3) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; 4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; 5) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении его от должности; 6) по предложению министра внутренних дел РФ назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.

  1.  полномочия Президента Российской Федерации по отношению к субъектам Федерации (рассмотрены в главе 2 настоящей работы).
  2.  составляют полномочия Президента Российской Федерации, связанные с внешнеполитическими отношениями России. Согласно статье 86 Конституции РФ Президент России проводит руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, представляет страну в международных отношениях.
  3.  полномочия Президента, связанные с его нормотворчеством. В соответствии со статьей 90 Конституции РФ глава государства издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Наряду с тем, что Президент Российской Федерации имеет собственные нормотворческие полномочия, Конституция России относит его к числу субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104). Также Президент Российской Федерации, в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации, подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая тем самым законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает юридической силы.

Анализ компетенции Президента Российской Федерации говорит о том, что его работа в большей степени схожа с исполнительной ветвью государственной власти. Представляется правильным вести речь об уточнении правового положения Президента Российской Федерации в существующей системе субъектов исполнительной власти.

1.2. Формы осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти связаны с использованием наиболее подходящих, оптимальных средств, форм и методов их осуществления.

Легче выделить наиболее общие формы реализации Президентом полномочий в сфере исполнительной власти: правовые формы, которые связаны с установлением, применением и защитой норм административного права, следовательно, это те формы управления, которые вызывают сильное отражение в юридических последствиях; неправовые формы, в которых совершение тех или иных управленческих действий не завязано с изданием юридических актов управления, а предпринимаются на их основе и в интересах их применения.

Правовые акты управления значатся основной юридической административно-правовой формой реализации задач и функций Президента. Правовой акт управления, исходящий от Президента, можно определить, как основанное законом одностороннее юридически властное волеизъявление, изданное в границах его компетенции, регулирующее общественные отношения в области государственного управления или направленное на постановку административно-правовых норм либо возникновение, изменение и расторжение административно-правовых отношений в виде реализации задач и функций исполнительной власти.

Правовые акты управления по юридическому содержанию разделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативные это те акты управления, которые содержат в себе нормы права, контролирующие общественные отношения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительный срок работы и не имеющие конкретного персонифицированного типа. В нормативных правовых актах управления находит свое выражение административное нормотворчество. В них обобщаются нормы законов и других актов высшей юридической силы и определяются нормы поведения в сфере государственного управления. Этими актами определяют правовой статус органов исполнительной власти, закрепляется порядок совершения определенных процедур и действий государственно-управленческого строя, устанавливаются запреты и ограничения, а также регулируются другие вопросы государственно-управленческой сферы. Нормативные правовые акты управления являются важнейшим источников административного права.

Индивидуальным актам приоритетен правоприменительный вид. По своему юридическому содержанию - это распорядительный правовой акт. В нем получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления субъектов исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений понимается в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела и вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы.

Правовые акты Президента являют следующие характерные черты: правовая ориентация, под законность, императивность.

Под законность акта управления означает, что этот акт не должен противоречить требованиям действующих законодательных актов и должен издаваться в пределах компетенции Президента.

Правовой строй актов управления означает их способность вызывать определенные юридические последствия. Эти последствия могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего строя или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами.

Императивность акта управления связана с государственно-властными полномочиями Президента Российской Федерации и выражается в обязательности исполнения, независимо от желания исполнителей.

Конституция Российской Федерации относит Президента к числу субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104): Президент вносит законопроекты в Государственную Думу (пункт «г» статьи 84), предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации (статья 134). Президент может внести проект любого федерального конституционного и федерального закона.

Президент России в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая, тем самым, законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает юридической силы. Президент Российской Федерации обязан принятый федеральный закон в течение 14 дней с момента поступления к нему подписать с последующим обнародованием или отклонить, применив, так называемое, право вето.

Специфической формой участия Президента в законодательном процессе следует признать процедуру возвращения им в соответствующую палату Федерального Собрания принятого федерального закона без рассмотрения9. Эта форма не предусмотрена Конституцией России, однако получила широкое распространение в практике Президента. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 22 апреля 1996 года № 10-п «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации»10 разъяснил, что возвращение Президентом принятого закона в соответствующую палату без рассмотрения не является его отклонением в смысле части 3 статьи 107 Конституции, а возможно только при нарушении палатами процедур его принятия.

В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Он принимает, также, иные акты (письма, поручения, послания, запросы, обращения), которые, как правило, не содержат правовых норм, но являются официальными юридическими документами.

Правовые акты Президента могут издаваться в пределах его конституционных полномочий. Во-первых, в соответствии с ней, указы Президента не могут противоречить Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам (статья 90). М.Г. Кубатаев считает, что данное требование Конституции Российской Федерации означает установление принципа подзаконности нормативных правовых актов Президента11. Однако, подзаконность правовых актов Президента имеет ряд особенностей.

Правовые акты Президента обладают более высокой юридической силой, чем постановления и распоряжения, например, Правительства, которые издаются на основании и во исполнение федеральных законов и нормативных указов Президента. Во-первых, указы Президента - это акты не главы исполнительной власти, а главы государства. Во-вторых, одной из конституционно установленных прерогатив Президента является определение основных направлений внутренней и внешней политики страны. В-третьих, необходимость выполнения функций гаранта Конституции также обусловливает возможность издания Президентом нормативных указов для обеспечения действия Конституции РФ . Таким образом, пока нет соответствующих законов, указы Президента остаются полноценной правовой базой для возникновения и изменения тех или иных общественных отношений12.

Особенностью подзаконного строй актов Президента является и тот факт, что, в отличие от актов Правительства, они не могут быть отменены никакими органами государственной власти. Только Конституционный Суд РФ может признать нормативные акты Президента недействительными, если те противоречат Конституции РФ.

Рассмотрим классификацию актов Президента. Традиционно первое место по значимости отводится указам. Они, в свою очередь, подразделяются на нормативные и индивидуальные (правоприменительные).

Нормативный указ Президента - это юридический акт главы государства, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, направленный на урегулирование широкого круга общественных отношений, рассчитанный на постоянное либо длительное действие и адресованный неопределенному кругу субъектов. К нормативным актам Президента следует отнести не только акты, содержащие новые правовые нормы, но и те, которыми прекращается действие правовых норм, установленных другими государственными органами или ранее самим Президентом. В этом случае действия главы государства лишают силы неконституционные акты и, в силу этого, именуются «негативным законотворчеством».

Ненормативный (правоприменительный) указ представляет собой форму выражения властных полномочий Президента Российской Федерации по конкретным вопросам, рассчитан на однократную реализацию и всегда персонифицирован. Ненормативные указы издаются по вопросам, касающимся назначения и освобождения от должности руководителей исполнительной ветви власти и Администрации Президента Российской Федерации, приобретения гражданства, предоставления политического убежища и других.

Чтобы вписать нормативные указы Президента Российской Федерации в действующую в стране иерархию нормативных актов, необходимо исходить из установки о том, что нормативные указы, принятые в отсутствие федеральных законов по вопросам, требующим законодательного урегулирования, действуют только до момента принятия соответствующего закона. Именно на такой вывод в понимании данной проблемы ориентирует Конституционный Суд Российской Федерации. В своем постановлении от 30 апреля 1996 года 13он указал: «Не противоречит Конституции Российской Федерации издание Президентом России указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается до принятия соответствующих законодательных актов»14.

Особого внимания заслуживают указы Президента Российской Федерации, которые подлежат обязательному утверждению Советом Федерации: о введении военного положения и чрезвычайного положения в стране. Такие указы не полностью укладываются в понятие нормативных указов, поскольку содержат лишь некоторые признаки нормативных актов. В литературе их условно называют правообразующими15.

Распоряжения Президента - акты, как правило, индивидуального строя. Но они могут носить и нормативный волю, однако, касающийся, в основном, внутренних вопросов Администрации Президента.

Интересна проблема соотношения указов и распоряжений главы государства по их юридической силе. В теории закрепилась точка зрения, согласно которой указы Президента следует рассматривать как нормативные правовые акты, а распоряжения - как акты правоприменительные. Однако, нормотворческая практика главы государства показывает, что данный принцип соблюдается далеко не всегда. Например, система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного хода была создана на основании Распоряжения Президента от 23 марта 2000 года № 86-рп16, хотя очевидно, что создание новых исполнительных служб должно производиться на основании указов, то есть актов нормативного строя.

Кроме актов, проанализированных выше, Президент Российской Федерации, реализуя свои полномочия, может обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (часть 2 статьи 125). Также в качестве одного из видов нормативных документов Президента могут рассматриваться его заключения на проекты федеральных законов, принятых Государственной Думой.

Представляет интерес и подготовка правовых актов Президента Российской Федерации. Оперативное значение имеет то, что проекты указов Президента нормативного строя должны проходить согласование с Министерством юстиции РФ. Акты главы государства публикуются в течение 10 дней после дня их подписания. Нормативные акты вступают в силу одновременно на всей территории России в течение 7 дней после их первого официального опубликования. Иные акты, в том числе те, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания. Однако в самих актах может устанавливаться другой срок вступления их в силу.

Интерес представляет проблема о юридической природе посланий Президента Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с которыми он ежегодно обращается к Федеральному Собранию.

Представляется, что послания - это самостоятельная форма актов Президента Российской Федерации, не подпадающая ни под указы, ни под распоряжения. В них довольно отчетливо просматриваются три относительно самостоятельных содержательных момента. Первый - президентская оценка существующего состояния российского общества, определение внутренней и внешней политики предстоящего года и ближайшей перспективы. Второй момент включает рекомендации, высказываемые законодательной и судебной властям. Третий содержит совершенно конкретные поручения, директивы, адресованные конкретным исполнителям Администрации Президента и Правительству Российской Федерации. В последнем аспекте и могут содержаться обязательные для исполнения нормы права.

С одной стороны, делается вывод об обязательной воле общих установок, конкретных поручений, содержащихся в посланиях, а с другой стороны, подчеркивается, что послания не являются нормативными актами, не могут противоречить законам, принимаемым Федеральным Собранием, и каким-либо образом ограничивать его правотворческую деятельность17

Таким образом, Президент Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, которые реализуются посредством издания им правовых актов. В заключение можно добавить, что акты Президента Российской Федерации, как и все действующие нормативные акты Российской Федерации, нуждаются в систематизации.


Глава 2. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 2.1. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти

Как правило, в систему федеральных органов исполнительной власти включают Правительство РФ; федеральные министерства и ведомства.

Конституция России 1993 года значительно повысила статус Правительства, закрепив его самостоятельность от органов законодательной власти18. С юридической точки зрения Правительство необходимо для руководства всей системой органов исполнительной власти, обеспечения их совместной деятельности.

Закрепив самостоятельность исполнительной власти, Конституция Российской Федерации, вместе с тем, сохранила за Президентом возможность кардинально влиять на руководство исполнительной властью в целом. Статус Президента Российской Федерации как главы государства призван обеспечить «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (пункт 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации), в том числе исполнительной, накладывает отпечаток на всю систему сотрудничества Президента и Правительства.

Согласно п. «а» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ.

Из рассмотрения процедуры назначения следует, что Председателем Правительства РФ будет именно то лицо, которое Президент РФ решит видеть на этой должности, независимо от согласия Государственной Думы. Ст. 111 Конституции РФ предоставляет Государственной Думе право отклонить лишь две представленные кандидатуры, поскольку в случае отклонения третьей Президент распускает Государственную Думу и самостоятельно назначает Председателя Правительства. При этом Конституционный Суд РФ в своем Постановлении №28-П от 11 декабря 1998 г. обозначил право Президента представлять Государственной Думе все три раза одну и ту же кандидатуру.

Часть 2 статьи 111 Конституции Российской Федерации установила, что предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения представленной кандидатуры Государственной Думой.

Конституции РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п. «в» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.

Однако в соответствии со ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума имеет возможность выражать Правительству РФ недоверие.

Однако, в случае выражения Государственной Думой недоверия Президент РФ решает: согласиться ему с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку или же не соглашаться с Государственной Думой и не предпринимать никаких действий.

Если Президент РФ не согласится с выдвинутым Государственной Думой недоверием, все остается на своих местах и у Государственной Думы возникает возможность выражения повторного недоверия.

В случае повторного выражения недоверия Президент РФ становится перед следующим выбором:1) согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку;2) повторно не согласиться с Государственной Думой и распустить ее.

Согласно п. 3 ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

Таким образом, обозначенная схема правомочна только по истечении года со дня избрания Государственной Думы. До истечения годичного срока у Президента РФ остается лишь один вариант в случае повторного выражения недоверия: согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку.

Но при этом активируется процедура формирования нового состава Правительства РФ, которое Президент может сформировать в прежнем составе, а если Государственная Дума не будет утверждать кандидатуру Председателя Правительства, распустить Государственную Думу (ст. 111 Конституции РФ).

Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью органов исполнительной власти.

Президент России имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ; он вправе отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента России. В предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом России. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо в случаях отказа в доверии ему Государственной Думой.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до формирования нового Правительства России. Основаниями для отставки Правительства Российской Федерации по Конституции являются: заявление Правительства Российской Федерации об уходе в отставку; инициатива Президента России о принятии решения об отставке Правительства Российской Федерации; выражение недоверия Правительству Российской Федерации Государственной Думой; постановка Правительством перед Государственной Думой Российской Федерации вопроса о доверии (при отрицательном решении).

Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия, то есть в полном составе подает в отставку, но, по поручению Президента, продолжает исполнять свои полномочия до формирования нового Правительства. Акт принятия отставки Правительства должен предшествовать акту внесения Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу для получения согласия последней, ибо пост Председателя Правительства к этому моменту должен быть свободен. Назначенный Президентом с согласия Государственной Думы Председатель Правительства выполняет действия, связанные с формированием структуры федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, то есть их перечне.

Система органов исполнительной власти - это виды органов исполнительной власти, а структура - конкретный их перечень. Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в системе исполнительных органов Российской Федерации имеются следующие виды органов: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Министерство производит правовое регулирование за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации производится исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; производит

координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координирует деятельность государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

На основе своих конституционных полномочий Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами непосредственно руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, а Правительство лишь координирует их деятельность. К таковым относятся: Министерство внутренних дел; Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел; Министерство обороны; Министерство юстиции; Федеральная миграционная служба; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная регистрационная служба; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Федеральное агентство специального строительства; Главное управление специальных программ Президента (агентство); Управление делами Президента (агентство).

Действующим федеральным законодательством регулируется совместная деятельность Правительства и Президента в области законотворчества - при подготовке как указов Президента, так и постановлений Правительства, затрагивающих пограничные сферы их деятельности19.

Формы взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере законотворчества очень разнообразны. Правительство участвует в создании ежегодных посланий Президента Парламенту.

В течении работы Президента и Правительства происходят встречи Президента Российской Федерации с Председателем Правительства, с федеральными министрами, на которых Президент получает необходимую информацию и ставит акценты на важные проблемы, как самой системы исполнительных органов государственной власти, так и отдельных отраслей управления.

Правительство и Президент Российской Федерации, владея большими полномочиями – это два самостоятельных носителя государственной власти, которые сотрудничают при выполнении возложенных на них обязанностей.

Правительство РФ самостоятельно в осуществлении поставленых за ним полномочий, но вместе с тем оно находится под контролем Президента России.

  2.2 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В органы исполнительной власти субъектов РФ входят высший орган исполнительной власти субъекта РФ; а также их органы.

Часть 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации дает Президенту России право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия их Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (Президент не обязан обращаться в суд при приостановлении действия таких актов).

Если Президент издал указ о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта России либо органа исполнительной власти, то у данного лица два варианта: 1) обратиться в суд в течении двух месяцев за решением вопроса; 2) в этот же срок отменить или внести изменения в свой акт либо в акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Если не предпринят ни один из вариантов, Президент в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»20,своим указом выносит предупреждение высшему должностному лицу об устранении установленных решением суда нарушений Конституции и федеральных законов, при этом в период действия данного указа высшее должностное лицо субъекта России или орган исполнительной власти не может издать другой акт, имеющий тот же предмет регулирования.

Полномочия высшего должностного лица могут быть окончены досрочно в случае его отрешения от должности Президентом России в случаях: 1) когда происходит недоверие законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; 2) когда утратил доверие сам Президент РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в случае:  когда он издает акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены судом, а руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не устранит указанные противоречия за месяц со дня вступления в силу судебного решения.

Важно отметить что Президент Российской Федерации при назначении временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в случаях: а) досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; б) временного отстранения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности, в том числе Президент Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством России, вправе по представлению Генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления; в) отсутствия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его самороспуска; г) непринятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в установленный срок решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; д) двукратного отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Временно исполняющий обязанности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не имеет права распускать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Данными полномочиями Президент России обладает в том случае, если при отрешении от должности конституция (устав) или закон субъекта не определяет порядок временного исполнения обязанностей должностного лица субъекта Российской Федерации.

Предложение о кандидатуре нового высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации и рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что отрешению от должности предшествует предупреждение на основе решения суда о незаконности изданного данным лицом нормативного акта, неисполнение решения суда в течение двух месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации соответствующий указ Президента в течение десяти дней со дня его официального опубликования, а Суд, в свою очередь, должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что ответственности глав регионов возникает непосредственно перед Президентом России, который, в силу закона, вправе отрешить от должности высшее должностное лицо в связи с утратой доверия и за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.

Одним из условий выполнения Президентом России своих полномочий является использование им согласительных процедур, направленных на согласованное функционирование и взаимодействие различных органов государственной власти. Проведя анализ действующего законодательства Российской Федерации, можно сделать вывод, что Президент России может использовать согласительные процедуры для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это право закреплено в части 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Важно отметить, что в законодательстве России не конкретизировано понятие согласительных процедур. В правовой же науке под согласительными процедурами понимается совместная выработка решений, взаимоприемлемых для участников конфликта, осуществляемая в рамках и на основе закона21. Причем этот факт имеет принципиальное значение, поскольку Президент получает свободу в выборе большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выработке компромиссных вариантов и, в конечном счете, достижении консенсуса. Назначение их состоит именно в достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли какие-либо разногласия. Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения. Естественно, что в процессе согласования Президент Российской Федерации выступает не как одна из сторон, а как глава государства.

Отличительная черта согласительных процедур проявляется в неформальном направлении и в возможности выбора такой процедуры, которая наиболее приемлема для данного конкретного случая. Здесь в полной мере действует принцип факультативности выбора. Наиболее частой формой использования согласительной процедуры Президентом России являются непосредственные переговоры. Их значение особенно велико потому, что в этом случае имеется возможность не только найти выход из спорной ситуации, но и предотвратить сам конфликт. Впрочем, переговоры не исключают применения Президентом России и других согласительных процедур (например, создание третейских судов). Образование согласительных комиссий и организация переговоров заинтересованных сторон используются Президентом России для достижения согласия сторон. В последнем случае переговоры проводятся либо им лично, либо с участием его представителей. Если применение согласительных процедур не приводит к согласованному решению, то Президент России, в соответствии с Конституцией, может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Выбор суда в этом случае зависит от вида спора и компетенции суда. Так, возможность обращения Президента в суд предусматривается не только статьей 85 Конституции России, но и другими федеральными актами.

Таким образом, согласительные процедуры могут применяться Президентом России практически во всех случаях обнаружившихся разногласий; вместе с тем, он уполномочен Конституцией лично принимать необходимые меры, не прибегая к согласительным процедурам, непосредственно действовать, когда это необходимо, выступая как гарант Конституции.

Одной из форм согласительной деятельности Президента Российской Федерации является создание согласительных комиссий22. Например, Распоряжением Президента Российской Федерации от 04 мая 1997 года № 163-рп23 была создана согласительная комиссия для урегулирования разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Ингушетия по некоторым вопросам Конституции Республики Ингушетия, обеспечения ее соответствия Конституции России и федеральным законам. Нужно подчеркнуть, что на практике создание такого рода согласительных органов распространения не получило.

Все же представляется, что согласительные процедуры имеют большое значение и служат для разрешения спорных вопросов, и, прежде всего в сфере межнациональных федеративных отношений. Поняв важность этого инструмента, выглядит целесообразным законодательное урегулирование процедуры применения согласительных процедур, их формы, положения сторон и, конечно, самого их определения.

Определенный интерес представляют положения Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»24. В данном акте содержится перечень показателей, включающий в себя 43 критерия оценки и показывающий, в том числе, экономическое положение в субъекте, уровень жизни населения, ситуацию в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальной сфере, дорожном хозяйстве, развитие малого бизнеса, сельского хозяйства, отношения населения и власти. При этом существует перечень дополнительных показателей, который разрабатывается Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия. Также эта Комиссия разрабатывает и утверждает методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов, форму доклада высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов России. Согласно указу, высшие должностные лица субъектов должны ежегодно представлять в указанную Комиссию доклады о достигнутых значениях показателей. В свою очередь, уже сама Комиссия представляет соответствующий доклад главе государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обеспечение единства исполнительной власти в Российской Федерации является важной функцией Президента России.


Глава 3. Организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации

Среди исполнительного аппарата Президента можно назвать следующие структуры, которые являются обязательными компонентами механизма взаимодействия Президента Российской Федерации с органами государственной власти страны: Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Государственный Совет Российской Федерации, институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, - эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его полномочий. Таким органом является Администрация Президента Российской Федерации, которая формируется в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции России.

Администрация Президента Российской Федерации - это государственный орган, статус которого регулируется, помимо Конституции России, указами Президента Российской Федерации. В частности, приняты указы: от 25 марта 2004 года № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации», от 06 апреля 2004 года № 490 «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации». Названными указами утверждены: «Перечень самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации», Положение «Об Администрации Президента Российской Федерации».

На сегодняшний день сформировано 19 самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации (состоят из департаментов), о каждом из которых указом Президента Российской Федерации утверждается соответствующее положение.

Самыми крупными из подразделений Администрации Президента Российской Федерации являются Контрольное управление, Государственно-правовое управление, Управление информационного и документального обеспечения главы государства.

В состав Администрации входят: Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, два заместителя Руководителя Администрации Президента РФ, помощники Президента, пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, полномочные представители Президента в федеральных округах, советники Президента, полномочные представители Президента в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, старшие референты, референты Президента и иные должностные лица Администрации; управления Президента.

Президенту РФ принадлежит ключевая роль в деле формирования и осуществления руководства данного органа.

Администрация Президента Российской Федерации обеспечивает деятельность главы государства. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, подготовке проектов указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию, и иных документов. Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады. Также в этом органе анализируется информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире, обращения граждан, предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. Администрация обеспечивает взаимодействие Президента РФ с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, а также государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.

В последнее время обострился вопрос о роли Администрации Президента в политической жизни страны25.

Можно констатировать, что на настоящей момент организационно-правовой статус Администрации Президента Российской Федерации полностью не определен. Суть проблемы заключается в следующем: в нормативных правовых актах главы государства Администрация показывается как государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ. Однако, в соответствии с Конституцией России, государственными могут быть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10). Естественно, что Администрация не может быть отнесена к какому-либо из названных звеньев государственного аппарата, в силу чего понимание ее подлинной организационно-правовой природы в значительной степени усложняется.

Нормативное регулирование правового положения Администрации Президента Российской Федерации нормативным актом уровня Указа Президента Российской Федерации является временным, действующим «до принятия соответствующих законодательных актов». Таким образом, можно согласиться с депутатом Государственной Думы Б.А. Виноградовым, полагающим, что основным нормативным правовым актом, призванным регулировать правовое положение Администрации Президента Российской Федерации, должен быть федеральный закон26.

Юридическая обоснованность вышеизложенных рассуждений подтверждается сложившейся в Российской Федерации практикой определения правового положения органов государственной власти, не являющихся органами ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти, в нормативных правовых актах уровня федерального закона. Следует упомянуть Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»27, Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»28, Федеральный закон от 10 июля 2002 года 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»29.

Таким образом, принятие данного Федерального закона является актуальным и направлено на установление в законодательстве правовых требований к органам власти высшего уровня и их должностным лицам.

В состав Администрации Президента Российской Федерации входит также Совет Безопасности Российской Федерации, являющийся конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Совет Безопасности также является совещательным органом, который призван обеспечивать условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности30. Совет Безопасности разрабатывает оперативные концептуальные документы в области национальной безопасности.

В настоящее время основы организации и правовой статус этого органа закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года, Указах Президента Российской Федерации: от 07 июля 1992 года № 747 «О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации», от 07 июня 2004 года № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации»31, от 14 ноября 2005 года № 1328 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации»32.

Совет Безопасности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, формирует и возглавляет Президент Российской Федерации. В его состав входит Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым является Президент РФ; Секретарь Совета Безопасности РФ (входит в число постоянных членов Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него, Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента России и имеет статус Управления.

Законодательством четко установлены задачи Совета Безопасности Российской Федерации: обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства; определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации; подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности; подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения; подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности; подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности; решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

На реализацию этих задач направлены важные полномочия, которые предоставлены этому органу.

В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет Безопасности образует межведомственные комиссии - основные рабочие органы Совета, создаваемые по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нем образован научный совет.

В соответствии с планами, утверждаемыми Председателем, на регулярной основе проводятся заседания Совета Безопасности. На заседаниях принимаются решения простым большинством голосов от общего числа членов Совета.

Решения Совета Безопасности Российской Федерации вступают в силу после утверждения Председателем Совета и оформляются указами (по важнейшим вопросам) или протоколами.

Таким образом, Совет Безопасности Российской Федерации занимает важное место в системе органов по обеспечению полномочий Президента Российской Федерации, играет заметную роль в государственной политике по обеспечению национальной безопасности России.

Администрация Президента России обеспечивает также деятельность Государственного совета Российской Федерации, который играет важную роль в обеспечении тесной и постоянной связи Президента с субъектами Федерации.

Действующий Государственный совет Российской Федерации, образован в соответствии со статьями 80, 85 Конституции Российской Федерации, на основе Указа Президента Российской Федерации от 01 сентября 2000 года № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации»33, которым было утверждено Положение о данном органе.

По своему статусу Государственный совет - совещательный орган, содействующий реализацию полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы особого государственного значения, касающееся взаимоотношений Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту.

Председателем Государственного совета является Президент РФ. Его членами - по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Также можно отметить, что по решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.

Для решения важных вопросов формируется Президиум Государственного. Для оказания консультативной помощи членам Государственного совета, Президиума по вопросам, включенным в план работы Совета, формируется консультативная комиссия Государственного совета.

Основными задачами Государственного совета являются: содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений главе государства; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, и внесение соответствующих предложений Президенту; содействие главе государства при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; рассмотрение по предложению Президента проектов федеральных законов и указов Президента, имеющих общегосударственное значение; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета, основных вопросов кадровой политики в стране, иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

Государственный совет, президиум Государственного совета могут создавать постоянные и временные комиссии и рабочие группы для подготовки материалов по вопросам, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета или его Президиума.

Совет оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета. При необходимости решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента. Решения Государственного совета принимаются на его заседании путем обсуждения и оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета. В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, а также внесения поправок в их проекты, проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы главы государства.

Государственный совет Российской Федерации заседает, как правило, один раз в три месяца, а Президиум не реже одного раза в месяц.

Проблема укрепления федеральной власти современной России, повышения эффективности управления регионами из центра - одна из наиболее значимых в деле государственного строительства. Создание в 2000 году института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах стало важным шагом на пути совершенствования системы государственного управления, позволило в короткий срок обеспечить единство правового и экономического пространства России, с наибольшей эффективностью привести региональное законодательство в соответствие с федеральным.

В настоящее время полномочие Президента РФ по назначению и освобождению от должности полномочных представителей закреплено в Конституции России (пункт «к» статьи 83). Но необходимо подчеркнуть, что в действующей Конституции России об указанном полномочии главы государства сказано только в самом общем виде. На практике Президент назначает представителей, например, в Государственную Думу, Совет Федерации, Конституционный Суд, специальных представителей по какой-либо проблеме и полномочных представителей в федеральные округа.

Указы Президента Российской Федерации составляют основу функционирования института полномочных представителей главы Российского государства в федеральных округах.

В настоящее время Федеральные округа образованы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»34.

Следует отметить, что полномочные представители по своему статусу являются должностными лицами, обеспечивающими исполнение Президентом России его конституционных полномочий (помимо такой обеспечивающей деятельности каких-либо самостоятельных полномочий представители не имеют), назначаются и освобождается им от должности и ему подчинены.

В настоящее время в российском законодательстве следующим образом определены основные задачи полномочного представителя: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту России соответствующих предложений.

Так, полномочный представитель вправе организовывать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; разрабатывать совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов России программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа. Возможно, надо было бы расширить раздел, посвященный задачам полномочного представителя, хотя перечень поставленных перед полномочным представителем задач, по-видимому, нельзя считать исчерпывающим, поскольку в нем говорится лишь об основных из них.

Из сказанного выше следует, что властными, административными полномочиями представитель не наделен. Однако он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента, ход реализации федеральных программ, имеет право беспрепятственного доступа в любые организации в федеральном округе.

Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя выполняется Администрацией Президента. Руководитель Администрации исполняет оперативное руководство деятельностью полномочных представителей. Большую роль в реализации полномочий Президента по обеспечению единства правового пространства, в устранении имеющихся в Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации многочисленных противоречий нормам Конституции Российской Федерации и федеральным законам сыграли полномочные представители Президента в федеральных округах с помощью имеющихся в федеральных округах структур Министерства юстиции Российской Федерации и Генеральной прокуратуры.

Вслед за созданием института полномочных представителей в федеральных округах Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12 августа 2000 года № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»35, вследствие чего статус представителей был укреплен посредством предоставления им возможности присутствовать на заседаниях Правительства РФ с правом совещательного голоса, а также на заседаниях создаваемых им комиссий и советов, где обсуждаются вопросы, затрагивающие соответствующие федеральные округа. Полпреды могут обращаться к Правительству России за помощью в разрешении споров и устранении разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов, для чего Правительство может создавать согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон с участием работников аппаратов полномочных представителей.

Также представляется необходимым остановится на проблемных вопросах функционирования и правового развития института полномочных представителей. Институт полпредов развивается только в рамках «президентского указного права», что определяет специфику и ограничения его легитимности. То, что институт полпредов в федеральных округах не предусмотрен федеральным законодательством, означает отсутствие у полпредов распорядительных полномочий. Таким образом, их легитимность ограничена, а функции могут относиться к сфере контроля, координации и согласования, но не к области принятия властных решений.

Необходимо отметить, что первые годы существования института показали недостаточность наделения полпредов только координационными функциями. Уже сейчас полпреды, в силу различных обстоятельств, вынуждены вмешиваться в компетенцию исполнительных органов власти.

Подводя итог, нужно сказать о том, что, кроме названных структур, большую роль в эффективности осуществления Президентом его полномочий и взаимодействия с органами государственной власти играют многочисленные совещательные и консультативные органы, образуемые главой государства из специалистов соответствующих отраслей и действующие на общественных началах (некоторые из них). Такого рода советы и комиссии создаются Президентом Российской Федерации, который утверждает своими указами положения о них, определяет задачи и цели их деятельности, состав, в том числе председателя. В настоящее время при Президенте Российской Федерации функционируют следующие советы по: реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; культуре и искусству; вопросам совершенствования правосудия; кодификации и совершенствованию гражданского законодательства; науке, технологиям и образованию; взаимодействию с религиозными объединениями; физической культуре и спорту; содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; геральдический совет. Также при главе государства работают комиссии по: вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами; военнопленным, интернированным и пропавшим без вести; вопросам федеративных отношений и местного самоуправления; вопросам гражданства; предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов; государственным наградам; правам человека; реабилитации жертв политических репрессий; вопросам совершенствования государственного управления и правосудия.


Заключение

Вопросы полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти являются одними из важнейших в государственно-правовой жизни российского общества и государства.

Нужно более детальное осмысление полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти, ведь именно он, по законодательству России, формирует всю исполнительную вертикаль в стране посредствам издаваемых им указов о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Проанализировав полномочия Президента в сфере исполнительной власти, я сделал несколько выводов:

  1.  работа Президента РФ в большей степени соподчинена с исполнительной ветвью государственной власти. Правильным будет вести речь об уточнении правового положения Президента в существующей системе субъектов исполнительной власти.

2) практика взаимодействия главы государства с органами исполнительной власти показала проблемы в процессе работы главы государства с исполнительной ветвью власти: проблема соотношения указа Президента с актами федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь с актами Правительства РФ). В условиях, когда Президент не является главой исполнительной власти, нужно, чтобы нормативная деятельность Президента не затрагивала полномочий Правительства РФ. Нужно найти правовые соотношения закона, нормативного указа и постановления правительства с тем, чтобы 1) президентские указы и постановления не занимали место, отведенное закону 2)нормативная деятельность Президента и Правительства, в условиях существующего дуализма, не вела к юридическим коллизиям.

  1.   полностью не определен организационно - правовой статус Администрации Президента. Конституция прямо указывает на возможность принятие федеральных законов по вопросам формирования федеральных органов государственно власти, одним из которых является Администрация Президента. Следовательно, представляется необходимым принятие федерального закона, регулирующего правовое. положение Администрации.  Есть проблемы правового развития института полномочных представителей.  Институт полномочных представителей не предусмотрен федеральным законодательством, это означает отсутствие у них распорядительных полномочий. Таким образом необходимо дополнительное правовое оформление института полномочных представителей в федеральных округах.

Для Российской Федерации, где Президент занимает особое положение в системе органов государственной власти, всестороннее исследование его полномочий вообще и в сфере исполнительной власти в частности, представляются весьма полезными, с точки зрения, повышения эффективности всей системы государственной власти взаимодействия между ее органами.

Таким образом, Президент Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, которые реализуются изданием им правовых актов.


Список использованных источников

Нормативно-правовая база:

  •  ФКЗ от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации»
  •  ФКЗ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
  •  ФКЗ от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»
  •  ФЗ от 10 июля 2002 года 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  •  ФЗ от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации
  •  ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
  •  ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
  •  Указ Президент РФ  от 07 июня 2004 года № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации»
  •  Указ Президент РФ от 25 марта 2004 года № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации»
  •  Указ Президента от 21 июля 1997 года № 746 «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»
  •  Указ Президента Российской Федерации: от 07 июля 1992 года № 747 «О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации»,
  •  Указ Президента РФ  от 06 апреля 2004 года № 490 «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации»
  •  Указ Президента РФ  от 14 ноября 2005 года № 1328 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации»
  •  Указ Президента РФ № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации»
  •  Указ Президента РФ от 02 марта 1994 года № 442 «О государственных наградах Российской Федерации».
  •  Указа Президента Российской Федерации от 01 сентября 2000 года № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации»
  •  Постановление конституционного суда от 22 апреля 1996 года № 10-п «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации»

Использованная литература

  •  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
  •  Бахрах Д.Н. Предмет и источники административного права России // Административное право на рубеже веков. Екатеринбург, 2003.
  •  
  •  Кубатаев М.Г. Правовые акты Президента РФ // Автореф. дисс...канд. юрид. наук. М., 2001
  •  Окуньков Л.А. Конституционное законодательство России. М., 1999.
  •  Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. 2000. № 9.
  •  Окуньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // Законодательство. 2000. № 12.
  •  Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998.
  •  Полянский В.В. О соотношении публичных и частных интересов в процессе проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2004. № 1.
  •  Попов Л.Л. Ключевые вопросы государственного управления и административного права // Проблемы административного и административно-процессуального права. М., 2005.
  •  Прокофьев Г., Скуратов Д. Проблемы классификации форм участия Президента РФ в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3. С. 5.
  •  Россинский Б.В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Закон. 2004. № 7.
  •  Слива А.Я. Роль Президента Российской Федерации в укреплении конституционной законности // Проблемы укрепления конституционной законности в республиках Российской Федерации: Материалы науч.-практ. конф. Уфа, 1998.
  •  Суворов В.П. Глава Российского государства (правовой статус, положение в системе власти). М., 2000.
  •  Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство. Экономика. 2004.
  •  Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М., 2004.
  •  Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. 2006. № 2.
  •  Хаманева Н.Ю. Проблемы совершенствования системы исполнительной власти в Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.
  •  Шаров А.В. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. 2005. № 4.

1 Собрание законодательств РФ.. 2002. № 22. Ст. 2031

2 Собрание законодательств РФ. 1997. № 30. Ст. 3601

3Собрание законодательств РФ.. 2004. № 27. Ст. 2710

4 Собрание законодательств РФ. 1996. № 2. Ст. 64.

5 Собрание законодательств РФ.РФ. 2001. № 53 (Ч. 2). Ст. 5149.

6 Российская Газета. 1997. № 247. 26 авг.

7Собрание законодательств РФ.. 2002. № 5.Ст. 375.

8 Собрание законодательств РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

9 Прокофьев Г., Скуратов Д. Проблемы классификации форм участия Президента РФ в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3. С. 5.

10 СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.

11 Кубатаев М.Г. Правовые акты Президента РФ // Автореф. дисс...канд. юрид. наук. М., 2001. С. 2.

12 Окуньков Л.А. Конституционное законодательство России. М., 1999.

13 Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. 2000. № 9.

14 Окуньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования // Законодательство. 2000. № 12.

15 Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998.

16 Полянский В.В. О соотношении публичных и частных интересов в процессе проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2004. № 1.

17 Попов Л.Л. Ключевые вопросы государственного управления и административного права // Проблемы административного и административно-процессуального права. М., 2005.

18 Россинский Б.В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Закон. 2004. № 7.

19 Слива А.Я. Роль Президента Российской Федерации в укреплении конституционной законности // Проблемы укрепления конституционной законности в республиках Российской Федерации: Материалы науч.-практ. конф. Уфа, 1998.

20 Суворов В.П. Глава Российского государства (правовой статус, положение в системе власти). М., 2000.

21 Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство. Экономика. 2004.

22 Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М., 2004.

23 Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. 2006. № 2.

24 Хаманева Н.Ю. Проблемы совершенствования системы исполнительной власти в Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.

25 Шаров А.В. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. 2005. № 4.

26 Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2004.

27 Собрание законодательств РФ.1995. № 3. Ст. 167.

28. Собрание законодательств РФ.1995. № 47. Ст. 4472.

29. Собрание законодательств РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

30 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 415.

31 Собрание законодательств РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.

32. Собрание законодательств РФ. 2005. № 47. Ст. 4906.

33 Собрание законодательства . 2000. № 36. Ст. 3633.

34 Собрание законодательства  РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

35 СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ. 2000. № 34. Ст. 3473.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13797. Сингулярное правопреемство и легаты 21.97 KB
  Сингулярное правопреемство и легаты Наряду с назначением наследника в завещании могли содержаться отказы: распоряжения о выдаче наследником известных сумм или вещей определенным лицам о выполнении наследником определенных действий в пользу третьих лиц. Таким образо
13798. СИНГУЛЯРНЫЕ ТЕРМЫ 210 KB
  Вендлер СИНГУЛЯРНЫЕ ТЕРМЫ 1. Аналитическая философия издавна стремилась постигнуть природу сингулярных термов а теорию дескрипций часто называют наивысшим ее достижением. Поскольку мы не раз читали Б. Рассела У. Куайна П. Гича П. Стросона и других философов которые у...
13799. Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию 102 KB
  Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию. Новая форма итоговой аттестации учащихся вызывает бурю споров. Мнение сторонников считающих что это наиболее объективный способ проверки знаний сталки
13800. Эссе по обществознанию. Примеры 310.15 KB
  Примеры десятков эссе по обществознанию описывающих крылатые выражения известных ученых, философов и деятелей культуры. Насколько мне известно из курса обществознания, закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно – правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни
13801. How important is appearance in my country 15.99 KB
  How important is appearance in my country Isn’t it unfortunate that people in our country judge others according to their appearance. I strongly believe that nowadays one’s opinion about you depends on your image. One more sentence to expand you introduction. In the first place many celebrities are cherished by almost everyone. But in most cases we love a picture. For example an enormous number of girls love Enrique Iglesias. He is well built tall and has an amazing short beard...
13802. Do people in your country judge by appearances 15.73 KB
  Do people in your country judge by appearances Isn’t it unfortunate that in today’s world of technology and information many people judge others by appearances and Russia is not an exception. I strongly believe that people shouldn’t be so superficial and rely on appearances at the first meeting. In the first place it often happens that one’s social position doesn’t match their appearance. For example when you come for a job interview at a new place you walk down the corrid...
13803. Opinion essay 14.71 KB
  Opinion essay Isn’t it incredible that nowadays people are mostly judged by appearance I strongly believe that in my country appearance affects the opinion of a person. One more sentence In the first place Russians judge celebrities by appearances. For example Nickolay Baskov wears shiny clothes to show . Moreover we can classify people by age social status i.e. belonging to the social groups. Logic Let us say big chains and gaudy clothes or hippy wear blue jeans and a l...
13804. The topic is different, isn’t it 27 KB
  Opinion essay The topic is different isn’t it Have you ever considered that appearance is important in our country In fact the largest number of different people in Russia often to appearance and Russian people judge by clothes figure and cost of things. I strongly believe that it is not right because in my opinion appearances often are very deceptive and don’t serve as a criterion to judge people on. In the first place many unconsciously take outward beauty as a sign of in...
13805. Do people in our country judge by appearances 28.5 KB
  Кучер А. Do people in our country judge by appearances Isn’t it disappointing that people in our country judge by appearances I strongly believe that appearance is important in our country: the largest number of people judge according to how much somebody’s clothes cost how people look like. In the first place people judge you according to your figure body build height weight haircut etc. For example more and more women girls and even men in our country dream about ch...