84807

Разработка программы на языке Free Pascal

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Цель работы: разработать программы на языке Free Pascal. Данные программы должны решать математическую формулу с использованием нестандартных функций, находить значение определенного интеграла и находить максимум и минимум функции.

Русский

2015-03-22

280 KB

1 чел.

PAGE  16

Оглавление

[1] Оглавление

[2]         
Введение

[3]
1. Анализ технического задания и постановка задачи проектирования

[4]
2. Разработка алгоритма программы

[5] 3. Описание программ

[6] 4. Инструкция оператору

[7] В данном окне пользователь вводит значения всех переменных. После заполнения всех полей и нажатия клавиши Enter программа выдает значения:

[8] Для завершения данной программы необходимо нажать клавишу Enter

[9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[10]
Приложение А

[11] Блок-схема программы № 2

[12] Код программы №1

[13] end.

[14] Код программы №2

[15] end.

[16] Код программы №3

[17] end.
Приложение В

        
Введение

Цель работы: разработать программы на языке Free Pascal. Данные программы должны решать математическую формулу с использованием нестандартных функций, находить значение определенного интеграла и находить максимум и минимум функции.

В первом разделе курсовой работы выполнен анализ технического задания, выделены функции, которыми должны обладать разрабатываемые программы, а также сформулированы требования к ним. Во втором разделе выполняется анализ задачи проектирования, анализируется вид исходных данных, приводится словесный алгоритм работы программы. В третьем разделе рассматриваются алгоритмы разработанных процедур и функций, а также приводятся их описания. К реализованной программе разработана инструкция пользователя, которая приведена в четвертом разделе.

Данный курсовой проект был разработан в среде Free Pascal. Среди множества языков он является наиболее легко изучаемым языком. При этом его удобно использовать для создания различных приложений.


1. Анализ технического задания и постановка задачи проектирования

Согласно заданию необходимо разработать программы для решения математической формулы с использованием нестандартных функций, нахождения значения определенного интеграла, а также нахождения максимума и минимума функции.

Дадим определение понятиям, которые используются в данной работе. Определим следующие понятия: модуль, функция.

В данном случае для удобства вычислений будет использоваться тип данных REAL(число с плавающей точкой - форма представления вещественных (действительных) чисел, в которой число хранится в форме мантиссы и показателя степени).

Под модулем будет пониматься ряд стандартных модулей представленных в Free Pascal.

Функция - это правило, по которому каждому элементу одного множества (называемого областью определения) ставится в соответствие некоторый элемент другого множества (называемого областью значений).

Поскольку данные программы являются приложениями Windows, то для их реализации будем использовать стандартный подход при написании программ под Windows.

Разработку всех программ можно разбить на 3 этапа.:

  1.  Составление алгоритма, перевод формул в формат понятный Free Pascal и определение всех возможных значений, которые могут принять переменные.
  2.  Разработка структуры программ с улучшением удобности принятия данных и их выводом.
  3.  Подготовка тестовых исходных данных и отладка программы.

На первом этапе необходимо продумать все варианты хода решения программ, путем составления подробных алгоритмов и последующего создания блок-схем. Также необходимо преимущественно оценить значения которые могут принять переменные и в зависимости от этого продумать структуру программы.

При выполнении второго этапа следует учитывать необходимость пояснения пользователю производимых операций, а также упрощения понимания выводимых данных. Для этого необходимо в коде программы предусмотреть строки, выводимы пользователю при запуске программы и произведения тех или иных действий. Дополнительно при выводе переменных поставить ограничение на длину выводимого числа.

На третьем этапе при отладке приложений обязательно должна анализироваться правильность работы. На этом этапе нужно проверить соответствие разработанных программ исходным заданиям, а также проверить их на отсутствие ошибок.

Подытожив все вышесказанное, можно сформулировать требования к разрабатываемым программам и выполнить постановку задания на проектирование.

Программы должны быть реализована в среде Free Pascal и должны выполнять следующие функции:

– запрашивать начальные значения переменных;

– проверять начальные данные;

– выполнять вычисления по заданным формулам;

– выводить конечные значения;

Последующие разделы будут посвящены решению поставленных задач и разработке приложений с вышеперечисленными функциями.


2. Разработка алгоритма программы

В предыдущем разделе было сказано, что процесс решения поставленной задачи разбивается на 3 этапа, первый из которых заключается в составлении алгоритма.

В связи с требованиями, приведенными выше можно составить словестный алгоритм программы:

  1.  Запустить скомпилированный *.exe файл программы
  2.  Запросить начальные данные у пользователя:
    1.  Проверить возможность данных;
    2.  Провести вычисления;
  3.  Вывести полученное значение:
  4.  При нажатии «Enter» закрыть программу.

3. Описание программ

В программах могут использоваться переменные типа integer или real. Так как при подсчете формул значения чаще всего получаются нецелыми, проще использовать переменные типа real.

В первой программе необходимо запросить у пользователя значения двух переменных: x и a. Затем с помощью введенной формулы произвести подсчет y. В конце программы необходимо в удобной для пользователя форме вывести значение, полученное в формуле.

Во второй программе необходимо запросить у пользователя значения переменных: a,b,x. Затем с помощью формулы определенного интеграла подсчитать S. В конце программы необходимо в удобной для пользователя форме вывести значение, полученное в формуле.

В третьей программе необходимо запросить у пользователя значение переменной x, а также начало и конец интервала на котором находится Max и Min. Затем с помощью введенной формулы произвести подсчет y, Max и Min. В конце программы необходимо в удобной для пользователя форме вывести значения Max и Min.

4. Инструкция оператору

При запуске программы оператор видит следующее окно:

В данном окне пользователь вводит значения всех переменных. После заполнения всех полей и нажатия клавиши Enter программа выдает значения:

Для завершения данной программы необходимо нажать клавишу Enter


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный курсовой проект был выполнен в полном соответствии поставленному заданию и отлажен в среде Free Pascal. В ходе выполнения курсовой работы были разработаны программы для того, чтобы решать математическую формулу с использованием нестандартных функций, находить значение определенного интеграла и находить максимум и минимум функции. Данные программы могут использоваться для автоматизации математических расчетов.

В качестве дальнейшего развития возможна доработка программ с целью создания удобного графического интерфейса.


Приложение А

Блок-схема программы №1:

Блок-схема программы № 2

Блок-схема программы № 2


Приложение Б

Код программы №1

uses math;

label ext;

var

       a,x,y:real;

begin

       writeln('Vvedite x');

       readln(x);

       writeln('Vvedite a');

       readln(a);

       if x<0 then

       goto ext

       else

       y:=sqrt(sqrt(x-a))*sinh(x)+cosh(x);

       writeln(y:2:2);

       ext: writeln('x need be more 0');

       readln;

end.

Код программы №2

label 1,2,3,4;

var

       a,b:integer;

       s,fa,fb,f:real;

begin

       write('ot:');

       read(a);

       writeln();

       write('do:');

       read(b);

       fb:=(exp(ln(2)*b)/ln(2))+(exp(ln(3)*b)/ln(3));

       fa:=(exp(ln(2)*a)/ln(2))+(exp(ln(3)*a)/ln(3));

       if a<0 then

       if b>0 then

       goto 1

       else

       goto 2

       else

       if b>0 then

       goto 3

       else

       goto 4;

       1: f:=fb+fa;

       writeln(f:1:1);

       2: f:=fa-fb;

       writeln(f:1:1);

       3: f:=fb-fa;

       writeln(f:1:1);

       4: f:=fb+fa;

       writeln('-',f:1:1);

       readln;

       readln;

end.

Код программы №3

function f(x:real):real;

begin

       f:=x*sqrt(exp(ln(x-1)*3))-2;

end;

label ex,ext;

var

       x,y,a,b,max,min:real;

begin

       write('Start:');

       readln(a);

       write('End:');

       readln(b);

       if a=1 then

               goto ex

       else

       max:=f(a);

       min:=max;

       x:=a+1;

       while x<=b do

       begin

               x:=x+1;

               y:=f(x);

               if y>max then max:=y;

               if y<min then min:=y;

       end;

       writeln('Min=',min:3:3);

       writeln('Max=',max:3:3);

       goto ext;

       ex: writeln('a can not be 1');

       readln;

       ext: readln;

end.
Приложение
 В

Скриншот работы программы №1

Скриншот работы программы №2

Скриншот работы программы №3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71985. Одиниці вимірювання маси. Перетворення одиниць вимірювання маси. Задачі,що розв’язуються за допомогою відношення 44.5 KB
  Мета: систематизувати знання учнів про одиниці вимірювання маси, формувати уміння замінювати одиниці вимірювання маси іншими, вправляти у розв’язуванні задач способом відношення, повторити одиниці вимірювання довжини, дроби.
71986. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Задачі, що містять відношення «на… більше» («на… менше») 43 KB
  Мета: учити учнів додавати двоцифрові числа без переходу через десяток творчо працювати із задачами що містять відношення на більше на менше; розвивати логічне мислення уміння працювати в парах; виховувати любов до природи інтерес до математики.
71989. Число й цифра 7. Утворення числа способом прилічення 1. Порівняння чисел у межах 7. Попереднє і наступне число. Написання цифри 7 88.5 KB
  Тож гаразд часу не гаєм І урок вже починаєм А урок сьогоднішній нехай всім принесе задоволення від дуже потрібної роботи. Сьогодні ми вивчимо цифру 7 яка позначає число сім. Цифра сім як кочерга це її стирчить нога. Сім яскравих кожен знає Кольорів веселка має.
71990. Знаходження невідомого дільника. Розв’язання задачі на три дії виразом 1.57 MB
  Обладнання: зошит з друкованою основою картка з буквеним виразом з домашнього завдання; відповіді математичного диктанту для перевірки зі словом спасибі; картки з виразами на предметних малюнках; таблиця для розв’язування рівняння в підручнику;...
71991. Число 8. Цифра 8. Склад числа 8. Розробка інтегрованого уроку математики (з елементами ознайомлення з навколишнім світом) 216 KB
  Мета. Познайомити учнів з числом і цифрою 8. Повторити і закріпити навички рахунку в межах 7. Розвивати логічне мислення, мову, творчі здібності. Збагачувати знання про навколишній світ. Виховувати пізнавальний інтерес до предмету математики.
71993. Образование и название чисел второго десятка 34.5 KB
  Цель – ознакомить с образованием и названием, последовательностью чисел от 11 до 20; упражнять в табличном сложении и вычитании в пределах 10; упражнять в решении задач; развивать внимание, память; воспитывать желание учиться.