84836

Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

В рассматриваемой теме рассматриваются понятия, которые описывают механизм функционирования рынков экономических благ: спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем производства, эластичность спроса, эластичность предложения.

Русский

2015-03-22

372.96 KB

3 чел.

Раздел 2. Основы микроэкономики.

Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Вопросы:

  1.  Спрос: понятие, закон и график функции спроса. Неценовые факторы спроса.
  2.  Предложение: понятие, закон и график функции предложения. Неценовые факторы предложения.
  3.  Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
  4.  Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная эластичность.
  5.  Эластичность предложения, факторы.
  6.  Использование законов спроса и предложения для анализа экономических процессов.

Литература: [1] стр. 131-182, [2] стр. 145-206.

Микроэкономика изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов – предприятии, процесс разработки, принятия и реализации ими решений для достижения собственных экономических целей.

В рассматриваемой теме рассматриваются понятия, которые описывают механизм функционирования рынков экономических благ: спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем производства, эластичность спроса, эластичность предложения.

1. Спрос: понятие, закон спроса, график функции.

Неценовые факторы спроса.

Спрос – это количество продукта, которое потребители в данный период времени могут по заданной цене купить на рынке. Он выражает соотношение альтернативных возможностей рынка товаров и покупательной способности населения. Определяющим моментом выступает цена на товары. По цене более низкой покупатель приобретает продукта больше, в случае высокой цены реализация товаров резко уменьшается. Потребность в продукте частично начинает покрываться за счет заменителей (субститов).

Р

Ра

Рв

  Qа          Qв                              QD

D

А

В

Таким образом, на рынке всегда существует объективная зависимость между  спросом на товар, уровнем цен и предложением, которая представляет кривую спроса DD.

Рисунок 1. График функции спроса.

Обратная связь цены товара (Р) и объема спроса (QD) называется законом  спроса:

                                                      (1)

На его основе формируется проведение рациональной политики ценообразования.

Спрос на товар тесно связан с ценообразованием и сопутствующими спросу факторами, увеличивая его или уменьшая. Различают понятия «изменение в спросе» и «изменение величины спроса». Первое выражается сдвигом кривой DD вправо или влево при одинаковой цене Р0  (рисунок 2), а второе – перемещением вдаль кривой спроса, что соответствует новому соотношению «цена – количество продукта» (рис.1). Таким образом, на изменение величины спроса оказывает влияние ценовой фактор, на «изменение в спросе» - неценовые факторы. Существует ряд неценовых факторов влияющих на изменение спроса:

1.1. вкусы и предпочтения потребителей;

1.2. количество потребителей на рынке;

Рисунок 2. Изменение спроса.

А2

А1

А

Р

Ра

      Qа                        QD

D1

0

D

D2

1.3. денежные доходы потребителей;

1.4. цены на сопряженные блага;

1.5. потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

  1.  Предложение: понятие, закон и график функции предложения. Неценовые факторы предложения.

Под предложением понимается количество блага, которое производитель желает и может произвести и поставить на рынок при  данном уровне цен на эту продукцию в течение определенного периода времени.

Предложение показывает, какое количество продукции будет поступать на рынок в случае изменения цены на нее или какими должны быть цены, чтобы производитель был заинтересован производстве необходимого обществу количества продукции. Первый подход с точки зрения производителя, второй – государства.

Закон предложения между ценой на благо и количеством производимой продукции существует прямая зависимость:

                                                   (2)

График функции предложения представляет собой возрастающую кривую SS (рисунок 3). С повышением цены на продукцию (Ра > Рв) ее предложение на рынке увеличивается (Qа > Qв).

В

 Рисунок 3. График функции предложения

А

Р

РА 

РВ

S

    QВ        QА            QS

Различают понятия «изменение в предложении», при котором кривая предложения сдвигается вправо или влево (рисунок 4). При изменении величины предложения происходит перемещение вверх или вниз вдоль кривой предложения под воздействием изменения цены (рисунок 3).

На «изменение в предложении» влияет неценовые факторы:

2.1. цены на ресурсы;

2.2. технология производства;

2.3. налоги и дотации;

2.4. цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага;

2.5. ожидание изменения цен;

2.6. число продавцов на рынке.

Р

Ра

 А2               А               А1

               QА                     QS

S        

S2          

S1

Рисунок 4. Изменение предложения

  1.  Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения. Рынок должен уравновесить интересы обеих сторон, найти точку соприкосновения, которая удовлетворяла бы и покупателей и продавцов.

Рынок равновесия устанавливается тогда, когда количество блага, представленного к продаже (QЕ), совпадает со спросом при данной цене. Равновесной (РЕ) называется цена, при которой уравновешены спрос и предложение Е (QЕ; РЕ). Условие рыночного равновесия графически представлено на рисунке 5.

При цене Р1 ниже равновесной возникает нехватка продукции (дефицит). Это приводит к увеличению цены (Р1РЕ) и предложения (Q1→QЕ) до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие (т.Е).

   Р          D

    S

          Избыток

  Р2

  РЕ

  Р1

         S               Дефицит   

                Q1  Q3      QЕ    Q2     Q4              Q

Рисунок 5. Рыночное равновесие

3

4

1

Е

Избыток продукции (Q4 > Q3) при цене выше равновесной (Р2Е) сдвигает цену вниз и тем самым повышает спрос, сокращая предложения                (Q4→QЕ), пока не будет достигнуто равновесие. Так происходит колебание спроса и предложения вокруг цены равновесия и посредством конкуренции устанавливается рыночное равновесие.

  1.  Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная эластичность.

Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменении другой. Определяется как число (Е), которое показывает процентное изменение одной переменной (ΔA) в результате однопроцентного изменения другой переменной (ΔB):

Различают прямую и перекрестную эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и другим факторам.

4.1. Эластичность спроса по цене  (прямая эластичность) – характеризует степень процентного изменения величины спроса (ΔQа) при изменении цены (ΔР) на 1 %:

                (3)

Величина ЕD выражается отрицательным числом, т.к. в соответствии с законом спроса любое изменение цены вызывает противоположное изменение объема спроса (). В расчетах берется по абсолютной величине. Математически ЕD выражается производной закона (функции) спроса:

Коэффициент эластичности спроса ЕD при увеличении и уменьшении цены имеют различные значения. Поэтому применяют расчет по средней точке интервала

                                (4)

где

тА (QА; РА) – начальная точка интервала на кривой DD (рисунок 1)

тВ (Qв; Рв) – конечная точка интервала.

Если ЕD > 1 – спрос эластичный, величина спроса изменяется в большей степени, чем изменение цены (предметы роскоши, вещи, цена которых ощутима для семейного бюджета и др.) при эластичном спросе доход от продажи растет (рисунок 6 а).

Если ЕD < 1 – неэластичный спрос, величина спроса изменяется в меньшей степени, чем изменение цены (предметы первой необходимости, труднозаменяемые товары: бензин, эл. лампочки и т.д.). Снижение цены снижает общий доход (рисунок 6 б).

Если ЕD = 1 – спрос единичной эластичности изменение цены не вызывает изменение спроса, а величина дохода остается неизменной (рисунок 6в). Неэластичный спрос выгоден для продавца, и он не склонен снижать цену товара. Эластичный спрос является фактором снижения цен, повышения возможности выбора покупки.

Рис. 6. Эластичный (а), неэластичный (б) спрос,

спрос с единичной эластичностью (в)

На коэффициент эластичности влияет три фактора:

  1.  величина предельно возможных затрат покупателя;
  2.  качество, количество и цена товаров заменителей;
  3.  число конкурирующих продавцов данного блага.

4.2. Эластичность спроса по доходу.

На величину спроса оказывает влияние не только цена, но и доход потребителей (Y). Коэффициент эластичности спроса по доходу (ЕY) определяется по формуле

                                           (5)

Спрос на нормальные блага по мере роста доходов потребителей будет возрастать, т.е. ЕY > 0.

Для низших благ ЕY < 0, спрос на них с увеличением дохода уменьшается. Для нейтральных благ ЕY = 0 – объем потребления его не изменяется при изменении дохода.

Практическое значение ЕY состоит в том, что ее состояние и динамика позволяют определять перспективы развития производства, отрасли. Чем выше эластичность спроса по доходу, тем активнее отрасль развивается, отсутствие роста – признак застоя, отрицательный ЕY свидетельствует о спаде производства.

4.3. Перекрестная эластичность спроса.

Характеризует степень чувствительности спроса на одно благо (х) к изменению цены на другое (Z)

    (6)

> 0 – увеличение спроса на благо Х при повышении цены на благо Z. Характерно для взаимозаменяемых товаров, является подтверждением, что товар не монопольный. С ростом положительного значения  взаимозаменяемость двух благ возрастает.

< 0 – уменьшение спроса на товар Х, при повышении цены на благо Z. Характерен для взаимодополняемых благо. Рост отрицательного значения  означает возрастание взаимодополняемости благ.

→ 0 – блага независимы, изменение цены на один из них, не отразится на изменении спроса на другой.

 позволяет установить принадлежность благ к взаимозаменяемому или взаимодополняемому типу.

  1.  Эластичность предложения. Фактора эластичности предложения. 

Эластичность предложения по цене показатель степени реагирования величины предложения на изменение цены. Коэффициент эластичности предложения (ES) определяется по формуле

Коэффициент эластичности предположения по цене (Еs) в отличие от коэффициента спроса по цене (ЕD) всегда имеет положительное значение, поскольку цена и предложение всегда изменяются в одном и том же направлении в соответствии с законом предложения ).

Графики эластичности предложения по цене представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Эластичность предложения относительно цены

Методика расчета эластичности спроса и предложения по цене одинакова.

        (7)

Факторы, определяющие эластичность предложения по цене:

5.1. Временной фактор – приводит к росту эластичности ES (рисунок 8);

Различают три временных периода по состоянию изменения рыночной конъюнктуры:

5.1.1. Мгновенный – реализации подлежит уже произведенный товар, по установившейся рыночной цене. Кривая предложения S1 расположена вертикально, ЕS1 = 0 – предложение не эластично.

5.1.2. Краткосрочный период – производитель имеет возможность изменить объем производства за счет переменных факторов производства (повышение производительности, количества материалов, товарных запасов и др. ЕS2>0.

5.1.3. Долгосрочный период – характеризуется изменением производственных мощностей, структурной перестройкой производства, появлений новых фирм. Эластичность S3 > 0 и возрастает.

Рис.8. Зависимость эластичности от

фактора времени

→S3

S2

 Qs

             

P

S1

5.2. Динамика цен на другие товары (дополнители и заменители).

5.3. Достигнутый уровень использования производственных факторов.

5.4. Технологическая специфика отрасли – с высоким удельным весом основного капитала в структуре всего капитала, время оборота его продолжительно. Изменить предложения оперативно затруднительно в связи со значительными финансовыми затратами.

Контрольные вопросы:

  1.  Спрос: понятие, закон спроса.
  2.  Как графически отображается обратная зависимость между объемом спроса и ценой блага.
  3.  Чем отличаются понятия «изменение величины спроса» и изменение в спросе», от каких факторов зависят.
  4.  Предложение: понятие, закон предложения.
  5.  Как графически отображается зависимость между величиной предложения и ценой блага.
  6.  Чем отличаются понятия «изменение величины предложения» и «изменение предложения», от каких факторов зависят.
  7.  Сформулировать условие рыночного равновесия. Какие ситуации возможны при отклонении от положения рыночного равновесия и реакция на них продавца.
  8.  Эластичность спроса: определение, по цене, по доходу, перекрестная.
  9.  Варианты эластичности спроса по цене, как влияют на доход продавца.
  10.  Что характеризует эластичность спроса по доходу.
  11.  В каких случаях коэффициент эластичности по доходу: а) положителен, б) отрицателен.
  12.  Понятие перекрестной эластичности. Какие значения может принимать коэффициент перекрестной эластичности и что они характеризуют.
  13.  Определение эластичности предложения. Отличие формул для определения ЕS и ЕD.
  14.  Факторы, определяющие эластичность предложения по цене, их содержание.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20497. Структурна природна мова 31 KB
  В наукових дослідженнях все більш вагоме місце посідають розробки що орієнтовані на опрацювання природномовної ПМ інформації бо остання визначається як узагальнена схема подання довільної інформації. Проте з іншого боку також відомо наскільки складною постає проблема обробки мовної інформації і прогрес у цій сфері однозначно пов'язується з рівнем формалізації опису природної мови. Здобувачем запропоновано формальну модель мови що визначає її системну організацію і яка закладається в основу сучасних технологій орієнтованих на...
20498. Таблиці та дерева рішень 38.5 KB
  Метод дерева рішень це один з методів автоматичного аналізу величезних масивів даних. Область використання методу дерева рішень можна об'єднати в три класи: опис даних: застосування дерева рішень дозволяє зберігати інформацію про вибірку даних в компактній і зручній для обробки формі що містить в собі точні описи об'єктів; класифікація: застосування дерева рішень дозволяє справитися із завданнями класифікації тобто відношення об'єктів до одного з описаних класів; регресія: якщо змінна має недостовірні значення то застосування дерева...
20499. Теорія реляційних баз даних. Основні терміни і означення. Нормалізація відношень 31 KB
  Реляційна база даних база даних основана на реляційній моделі даних. Інакше кажучи реляційна база даних це база даних яка сприймається користувачем як набір нормалізованих відношень різного ступеню. Метою нормалізації є усунення недоліків структури БД які призводять до шкідливої надмірності в даних яка в свою чергу потенційно призводить до різних аномалій і порушень цілісності даних.
20500. Трикутні матриці (верхня та нижня) і їх розклад на добуток двох трикутних 37 KB
  Трику́тна ма́триця матриця в якій всі елементи нижче або вище за головну діагональ рівні нулю. Верхньотрикутна матриця квадратна матриця в якій всі елементи нижче за головну діагональ дорівнюють нулю. Нижньотрикутна матриця квадратна матриця в якій всі елементи вище за головну діагональ дорівнюють нулю. Унітрикутна матриця верхня або нижня трикутна матриця в якій всі елементи на головній діагоналі дорівнюють одиниці.
20501. Форми, типи форм, обчислення в формах 33 KB
  Робота з формами може відбуватися в трьох режимах: у режимі Форми в режимі Таблиці в режимі констриктор. типи форм В Access можна створити форми наступних видів: форма в стовпець або повноекранна форма; стрічкова форма; таблична форма; форма головна підпорядкована; зведена таблиця; формадіаграма. Форма в стовпець є сукупністю певним чином розташованих полів введення з відповідними їм мітками і елементами управління.
20502. Маніпулювання даними, операції над схемою бази даних за допомогою мови SQL 27.5 KB
  Маніпулювання даними операції над схемою бази даних за допомогою мови SQL Для маніпулювання данними виділяють такі групи команд SQL:Команди мови визначення даних DDL Data Definition Language. DDL Data Definition Language мова визначення даних це підмножина SQL що використовується для визначення та модифікації різних структур даних.До даної групи відносяться команди призначені для створення зміни та видалення різних об'єктів бази даних. Команди CREATE створення ALTER модифікація і DROP видалення мають...
20503. Матриця суміжності та матриця інцидентності 28 KB
  Матриця суміжності графа G зі скінченною кількістю вершин n пронумерованих числами від 1 до n це квадратна матриця A розміру n в якій значення елементу aij рівне числу ребер з iї вершини графа в jу вершину. Матриця суміжності простого графа що не містить петель і кратних ребер є бінарною матрицею і містить нулі на головній діагоналі. Матриця суміжності неорієнтованого графа симетрична а значить володіє дійсними власними значеннями і ортогональним базисом з власних векторів.
20504. Метод ітерації (метод послідовних наближень) 88 KB
   Суть методу полягає у заміні початкового рівняння 4.18 еквівалентним йому рівнянням 4.19 Постановка задачі Нехай задано рівняння де неперервна нелінійна функція. Потрібно визначити корінь цього рівняння який знаходиться на відрізку з заданою похибкою .