84836

Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

В рассматриваемой теме рассматриваются понятия, которые описывают механизм функционирования рынков экономических благ: спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем производства, эластичность спроса, эластичность предложения.

Русский

2015-03-22

372.96 KB

4 чел.

Раздел 2. Основы микроэкономики.

Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Вопросы:

  1.  Спрос: понятие, закон и график функции спроса. Неценовые факторы спроса.
  2.  Предложение: понятие, закон и график функции предложения. Неценовые факторы предложения.
  3.  Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
  4.  Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная эластичность.
  5.  Эластичность предложения, факторы.
  6.  Использование законов спроса и предложения для анализа экономических процессов.

Литература: [1] стр. 131-182, [2] стр. 145-206.

Микроэкономика изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов – предприятии, процесс разработки, принятия и реализации ими решений для достижения собственных экономических целей.

В рассматриваемой теме рассматриваются понятия, которые описывают механизм функционирования рынков экономических благ: спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем производства, эластичность спроса, эластичность предложения.

1. Спрос: понятие, закон спроса, график функции.

Неценовые факторы спроса.

Спрос – это количество продукта, которое потребители в данный период времени могут по заданной цене купить на рынке. Он выражает соотношение альтернативных возможностей рынка товаров и покупательной способности населения. Определяющим моментом выступает цена на товары. По цене более низкой покупатель приобретает продукта больше, в случае высокой цены реализация товаров резко уменьшается. Потребность в продукте частично начинает покрываться за счет заменителей (субститов).

Р

Ра

Рв

  Qа          Qв                              QD

D

А

В

Таким образом, на рынке всегда существует объективная зависимость между  спросом на товар, уровнем цен и предложением, которая представляет кривую спроса DD.

Рисунок 1. График функции спроса.

Обратная связь цены товара (Р) и объема спроса (QD) называется законом  спроса:

                                                      (1)

На его основе формируется проведение рациональной политики ценообразования.

Спрос на товар тесно связан с ценообразованием и сопутствующими спросу факторами, увеличивая его или уменьшая. Различают понятия «изменение в спросе» и «изменение величины спроса». Первое выражается сдвигом кривой DD вправо или влево при одинаковой цене Р0  (рисунок 2), а второе – перемещением вдаль кривой спроса, что соответствует новому соотношению «цена – количество продукта» (рис.1). Таким образом, на изменение величины спроса оказывает влияние ценовой фактор, на «изменение в спросе» - неценовые факторы. Существует ряд неценовых факторов влияющих на изменение спроса:

1.1. вкусы и предпочтения потребителей;

1.2. количество потребителей на рынке;

Рисунок 2. Изменение спроса.

А2

А1

А

Р

Ра

      Qа                        QD

D1

0

D

D2

1.3. денежные доходы потребителей;

1.4. цены на сопряженные блага;

1.5. потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

  1.  Предложение: понятие, закон и график функции предложения. Неценовые факторы предложения.

Под предложением понимается количество блага, которое производитель желает и может произвести и поставить на рынок при  данном уровне цен на эту продукцию в течение определенного периода времени.

Предложение показывает, какое количество продукции будет поступать на рынок в случае изменения цены на нее или какими должны быть цены, чтобы производитель был заинтересован производстве необходимого обществу количества продукции. Первый подход с точки зрения производителя, второй – государства.

Закон предложения между ценой на благо и количеством производимой продукции существует прямая зависимость:

                                                   (2)

График функции предложения представляет собой возрастающую кривую SS (рисунок 3). С повышением цены на продукцию (Ра > Рв) ее предложение на рынке увеличивается (Qа > Qв).

В

 Рисунок 3. График функции предложения

А

Р

РА 

РВ

S

    QВ        QА            QS

Различают понятия «изменение в предложении», при котором кривая предложения сдвигается вправо или влево (рисунок 4). При изменении величины предложения происходит перемещение вверх или вниз вдоль кривой предложения под воздействием изменения цены (рисунок 3).

На «изменение в предложении» влияет неценовые факторы:

2.1. цены на ресурсы;

2.2. технология производства;

2.3. налоги и дотации;

2.4. цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага;

2.5. ожидание изменения цен;

2.6. число продавцов на рынке.

Р

Ра

 А2               А               А1

               QА                     QS

S        

S2          

S1

Рисунок 4. Изменение предложения

  1.  Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения. Рынок должен уравновесить интересы обеих сторон, найти точку соприкосновения, которая удовлетворяла бы и покупателей и продавцов.

Рынок равновесия устанавливается тогда, когда количество блага, представленного к продаже (QЕ), совпадает со спросом при данной цене. Равновесной (РЕ) называется цена, при которой уравновешены спрос и предложение Е (QЕ; РЕ). Условие рыночного равновесия графически представлено на рисунке 5.

При цене Р1 ниже равновесной возникает нехватка продукции (дефицит). Это приводит к увеличению цены (Р1РЕ) и предложения (Q1→QЕ) до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие (т.Е).

   Р          D

    S

          Избыток

  Р2

  РЕ

  Р1

         S               Дефицит   

                Q1  Q3      QЕ    Q2     Q4              Q

Рисунок 5. Рыночное равновесие

3

4

1

Е

Избыток продукции (Q4 > Q3) при цене выше равновесной (Р2Е) сдвигает цену вниз и тем самым повышает спрос, сокращая предложения                (Q4→QЕ), пока не будет достигнуто равновесие. Так происходит колебание спроса и предложения вокруг цены равновесия и посредством конкуренции устанавливается рыночное равновесие.

  1.  Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная эластичность.

Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменении другой. Определяется как число (Е), которое показывает процентное изменение одной переменной (ΔA) в результате однопроцентного изменения другой переменной (ΔB):

Различают прямую и перекрестную эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и другим факторам.

4.1. Эластичность спроса по цене  (прямая эластичность) – характеризует степень процентного изменения величины спроса (ΔQа) при изменении цены (ΔР) на 1 %:

                (3)

Величина ЕD выражается отрицательным числом, т.к. в соответствии с законом спроса любое изменение цены вызывает противоположное изменение объема спроса (). В расчетах берется по абсолютной величине. Математически ЕD выражается производной закона (функции) спроса:

Коэффициент эластичности спроса ЕD при увеличении и уменьшении цены имеют различные значения. Поэтому применяют расчет по средней точке интервала

                                (4)

где

тА (QА; РА) – начальная точка интервала на кривой DD (рисунок 1)

тВ (Qв; Рв) – конечная точка интервала.

Если ЕD > 1 – спрос эластичный, величина спроса изменяется в большей степени, чем изменение цены (предметы роскоши, вещи, цена которых ощутима для семейного бюджета и др.) при эластичном спросе доход от продажи растет (рисунок 6 а).

Если ЕD < 1 – неэластичный спрос, величина спроса изменяется в меньшей степени, чем изменение цены (предметы первой необходимости, труднозаменяемые товары: бензин, эл. лампочки и т.д.). Снижение цены снижает общий доход (рисунок 6 б).

Если ЕD = 1 – спрос единичной эластичности изменение цены не вызывает изменение спроса, а величина дохода остается неизменной (рисунок 6в). Неэластичный спрос выгоден для продавца, и он не склонен снижать цену товара. Эластичный спрос является фактором снижения цен, повышения возможности выбора покупки.

Рис. 6. Эластичный (а), неэластичный (б) спрос,

спрос с единичной эластичностью (в)

На коэффициент эластичности влияет три фактора:

  1.  величина предельно возможных затрат покупателя;
  2.  качество, количество и цена товаров заменителей;
  3.  число конкурирующих продавцов данного блага.

4.2. Эластичность спроса по доходу.

На величину спроса оказывает влияние не только цена, но и доход потребителей (Y). Коэффициент эластичности спроса по доходу (ЕY) определяется по формуле

                                           (5)

Спрос на нормальные блага по мере роста доходов потребителей будет возрастать, т.е. ЕY > 0.

Для низших благ ЕY < 0, спрос на них с увеличением дохода уменьшается. Для нейтральных благ ЕY = 0 – объем потребления его не изменяется при изменении дохода.

Практическое значение ЕY состоит в том, что ее состояние и динамика позволяют определять перспективы развития производства, отрасли. Чем выше эластичность спроса по доходу, тем активнее отрасль развивается, отсутствие роста – признак застоя, отрицательный ЕY свидетельствует о спаде производства.

4.3. Перекрестная эластичность спроса.

Характеризует степень чувствительности спроса на одно благо (х) к изменению цены на другое (Z)

    (6)

> 0 – увеличение спроса на благо Х при повышении цены на благо Z. Характерно для взаимозаменяемых товаров, является подтверждением, что товар не монопольный. С ростом положительного значения  взаимозаменяемость двух благ возрастает.

< 0 – уменьшение спроса на товар Х, при повышении цены на благо Z. Характерен для взаимодополняемых благо. Рост отрицательного значения  означает возрастание взаимодополняемости благ.

→ 0 – блага независимы, изменение цены на один из них, не отразится на изменении спроса на другой.

 позволяет установить принадлежность благ к взаимозаменяемому или взаимодополняемому типу.

  1.  Эластичность предложения. Фактора эластичности предложения. 

Эластичность предложения по цене показатель степени реагирования величины предложения на изменение цены. Коэффициент эластичности предложения (ES) определяется по формуле

Коэффициент эластичности предположения по цене (Еs) в отличие от коэффициента спроса по цене (ЕD) всегда имеет положительное значение, поскольку цена и предложение всегда изменяются в одном и том же направлении в соответствии с законом предложения ).

Графики эластичности предложения по цене представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Эластичность предложения относительно цены

Методика расчета эластичности спроса и предложения по цене одинакова.

        (7)

Факторы, определяющие эластичность предложения по цене:

5.1. Временной фактор – приводит к росту эластичности ES (рисунок 8);

Различают три временных периода по состоянию изменения рыночной конъюнктуры:

5.1.1. Мгновенный – реализации подлежит уже произведенный товар, по установившейся рыночной цене. Кривая предложения S1 расположена вертикально, ЕS1 = 0 – предложение не эластично.

5.1.2. Краткосрочный период – производитель имеет возможность изменить объем производства за счет переменных факторов производства (повышение производительности, количества материалов, товарных запасов и др. ЕS2>0.

5.1.3. Долгосрочный период – характеризуется изменением производственных мощностей, структурной перестройкой производства, появлений новых фирм. Эластичность S3 > 0 и возрастает.

Рис.8. Зависимость эластичности от

фактора времени

→S3

S2

 Qs

             

P

S1

5.2. Динамика цен на другие товары (дополнители и заменители).

5.3. Достигнутый уровень использования производственных факторов.

5.4. Технологическая специфика отрасли – с высоким удельным весом основного капитала в структуре всего капитала, время оборота его продолжительно. Изменить предложения оперативно затруднительно в связи со значительными финансовыми затратами.

Контрольные вопросы:

  1.  Спрос: понятие, закон спроса.
  2.  Как графически отображается обратная зависимость между объемом спроса и ценой блага.
  3.  Чем отличаются понятия «изменение величины спроса» и изменение в спросе», от каких факторов зависят.
  4.  Предложение: понятие, закон предложения.
  5.  Как графически отображается зависимость между величиной предложения и ценой блага.
  6.  Чем отличаются понятия «изменение величины предложения» и «изменение предложения», от каких факторов зависят.
  7.  Сформулировать условие рыночного равновесия. Какие ситуации возможны при отклонении от положения рыночного равновесия и реакция на них продавца.
  8.  Эластичность спроса: определение, по цене, по доходу, перекрестная.
  9.  Варианты эластичности спроса по цене, как влияют на доход продавца.
  10.  Что характеризует эластичность спроса по доходу.
  11.  В каких случаях коэффициент эластичности по доходу: а) положителен, б) отрицателен.
  12.  Понятие перекрестной эластичности. Какие значения может принимать коэффициент перекрестной эластичности и что они характеризуют.
  13.  Определение эластичности предложения. Отличие формул для определения ЕS и ЕD.
  14.  Факторы, определяющие эластичность предложения по цене, их содержание.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30263. Понятие об уровнях текста 23.5 KB
  Первый верхний уровень идейнообразный. Второй уровень средний стилистический. Третий уровень нижний фонический звуковой. Нижний звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихотворении хореический ритм или аллитерацию на р нет даже надобности знать язык на котором оно написано это и так слышно.
30264. Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста 26 KB
  Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения Изучение литературы нельзя считать процессом направленным только на получение специфических знаний воспитание души и расширение читательского кругозора это прежде всего проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка âодного из самых великих творений человечестваâ. Лингвистический анализ художественного текста это фундамент его...
30265. Образный уровень текста. Поэтическая лексика, её художественные функции 23 KB
  Поэтическая лексика её художественные функции Слова образность образный используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова как живость наглядность красочность изображения неотъемлемый признак всякого вида искусства форма осознания действительности с позиций какогото эстетического идеала образность речи частное ее проявление. Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы.
30266. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: портретная, речевая характеристика 23.5 KB
  Способы психологической характеристики персонажа: портретная речевая характеристика ПОРТРЕТ в литературе описание внешнего облика персонажа лица фигуры мимики одежды один из способов его характеристики. Место портрета в произведении равно как и способы его создания менялось. В фольклоре в античной и средневековой литературе где индивидуальное начало было выражено довольно слабо портретные характеристики либо вовсе отсутствовали либо сводились к предельно обобщённым описаниям и устойчивым эпитетам которые прямо соответствовали...
30267. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: характеристика через биографию, через художественную деталь, через точку зрения других персонажей и др 23 KB
  Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов это и характер и внешность и профессия и увлечения и круг знакомств и отношение к себе и окружающим. Один из главных речь персонажа в полной мере раскрывающая и внутренний мир и образ жизни.Характеризующая чтобы лучше раскрыть образ героя его индивидуальность подчеркнуть какието черты характера или принадлежность к определенной группе профессиональной этнической социальной особенности воспитания.Выделительная чтобы сделать образ запоминающимся...
30268. Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула 35.5 KB
  Сюжет. Фабула Сюжет то что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов система событий художественного произведения раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий единство развивающееся во времени а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое ретроспективами и экскурсами в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.
30269. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного пространства 24.5 KB
  Понятие о хронотопе М. Виды хронотопов: Пространственновременная организация литературного произведения хронотоп. Под хронотопом М. По Бахтину хронотоп в первую очередь принадлежность романа.
30270. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного времени 37 KB
  В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать что художественное время и пространство это не абстракции и даже не физические категории хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос что же такое время и пространство. Лессинг о чем мы уже говорили во второй главе а теоретики последних двух столетий особенно ХХ века доказали что художественное время и пространство не только значимый но зачастую определяющий компонент литературного произведения. В литературе время и пространство являются...
30271. Идейно-философский уровень текста. Понятия темы и идеи художественного произведения 35 KB
  Идейнотематический анализ выделяет в произведении основную центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия то идейнотематический определяет смысл который наполняет эти действия; отвечает на вопрос почему это происходит. Он занимается поиском мотивов но мотивы если говорить более точно суть абстрактные и универсальные понятия по определению Пави а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы...