8485

Ответы по философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке

Шпаргалка

Логика и философия

Сущность и предмет философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке. Философия - это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого быти...

Русский

2013-02-12

198 KB

6 чел.

Сущность и предмет философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке.

Философия – это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Оно основано на знании (не на вере или вымысле), рефлексивно (обращённость мысли на самого себя), логично (внутреннее единство и система), опирается на чёткие понятия и категории. Слово «философия» буквально означает любовь к мудрости. Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Философия как раз даёт систему знания о мире как о целом. Она включает в себя учение об общих принципах бытия, мировоззрения, о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире, теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, теорию культуры. Занимаются этими вопросами такие науки, как: онтология или метафизика, социальная философия и философия истории, философская антропология. Целью философии являются определение точных границ и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, понимание их внутренней связи и единства. Философия – это наука, как определённый вид эмпирического и теоретического познания действительности, имеющий дело с особыми понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Они развиваются, подвергаются критике, отвергаются и т.п. Философия как мировоззрение прошла три стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса (Древняя Индия, Китай, Греция). Теоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (средневековая Европа). Антропоцентризм – философское мировоззрение, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). Общую структуру предмета философии составляют 4 основных раздела: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры. Предметом философского анализа могут выступать конкретные аспекты, например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т.д.

Ортодоксальные и неортодоксальные школы Древней Индии.

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются 3 основных этапа: XV-VI до н.э. – ведический период; VIII – эпический период; II до н.э. – VII н.э.  – эпоха сутр. В эпический период появляются неортодоксальные школы, учения которых отрицали безусловный авторитет вед (веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 в. До н.э. племенами арийцев): буддизм, джайнизм, локаята.

Джайнизм.

6 в. до н.э. Считали, что 2 основные субстанции (первосущность, первопричина): джива (душа, всё живое) и аджива (не душа, неживое). Две формы познания: несовершенное (непосредственное и опосредованное) и совершенное (интуиция, доступная только освобождённому от уз материи). Две формы бытия души: совершенное и несовершенное, связанное с материей (адживой) и кармой.

Буддизм.

6-5 вв. до н.э. Основа мира – пустота. Видимый мир образуется вследствие волнения (зависимого вдохновения) дхарм (мельчайшие психофизические элементы, энергии). Отрицание первопричинности души как вечного и неизменного начала. Рассмотрение внешнего мира как иллюзии и акцент практике созерцательного размышления (медитации). Учение о «четырёх благородных истинах»: о страдании (жизнь в мире полна страданий); о причине страданий (желании); о прекращении страданий (нирване); о пути, ведущем к прекращению страданий.

Локаята.

Мир образуется соединением четырёх элементов: земля, воздух, вода и огонь. Отрицание бессмертия души и кармы. Человек и сознание производны от четырёх элементов. Ощущения как основной источник познания. Смысл жизни – в достижении счастья, понимаемого как наслаждение, удовольствие.

Одновременно возникает ряд философских школ, которые развивают ведическое учение и группирующиеся в дополняющие друг друга пары: вайшешика-ньяя, санкхья-йога, веданта-миманса.

Санкхья-йога.

Санкхья (7 в. до н.э.), йога (2 в. до н.э.). Дуализм духовного начала и природно-материального, образованного соединением трёх гун (психофизических энергий). Сложная иерархическая структура психики, образованная путём последовательного проявления духовного начала в гунной материи. Три источника познания: восприятие, логическое умозаключение, свидетельство авторитетов. Цель познания – очищение и просветление сознания. Три пути к освобождению: йога сердца, йога действия, йога познания.

Вайшешика-ньяя.

Вайшешика-ньяя (3 в. до н.э.). Субстанция как субстрат (первовещество, основа всего существующего) качества и действия. Особый интерес – учение об атомах, определяющих характеристики физических элементов и объектов. Иерархия психики выстраивается «снизу»: от чувственных способностей к интеллектуальным. Сознание, Я зависит от тела. Четыре источника познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство. Развитие логики как условия истинного познания. Освобождение Я от страдания (привязанностей, желаний и волнения).

Веданта-миманса.

Веданта (8 в.), миманса (5 в. до н.э.). Сознание как первопричинность основания космоса. Высшее психическое начало – индивидуальное сознание как абсолютное. Основной источник познания – священные тексты. Соблюдение ритуалов.

3. Философские учения Древнего Китая.

Философия Китая в своём развитии прошла три этапа: 7 в. до н.э. – 3 в. н.э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ; 3-19 в. н.э. – проникновение в Китай из Индии буддизма и его влияние на национальные философские школы: 20 в. н.э. – современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. Древнейшими национальными философскими учениями Китая являлись: даосизм, конфуцианство и легизм. Наименьшее распространение получили: моизм, натурфилософия, номинализм. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно: восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира; понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; осознание своей ответственности перед Небом и Землёй за правильное воплощение на Земле космических циклов; восприятие человека, природы и космоса как единого целого; консерватизм сознания, обращённость в прошлое, боязнь перемен; невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый массовым формам труда; уважение и трепет перед организующей силой – государством; восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения); послушание начальству, восприятие главы государства высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности); восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов. Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая – даосизма, конфуцианство, легизма.

Даосизм.

Древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основоположник – Лао Цзы. Основные понятия: «дао» и «дэ». Дао – путь, по которому в своём развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошёл весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту. Дэ – благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир. Основные идеи: всё в мире взаимосвязано; материя, из которой состоит мир, едина (всё происходит из земли и уйдет в землю); главный принцип жизни человека – покой и недеяние; особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; познать дао и получить дэ можно лишь при полном соблюдении законов даосизма; путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей; необходимо во всём уступать друг другу.

Конфуцианство.

Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположник – Конфуций. Выступают за мягкое управление обществом. Золотое правило Конфуцианства: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит несколько основополагающих принципов: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и званию; подчиняться императору; быть человечным.

Легизм (школа законников).

Важнейшее социальное учение Древнего Китая. Основатели: Шан Ян и Хань Фэй. Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путём государственного насилия, опирающегося на законы. Легизм – философия сильной государственной власти. Основные постулаты легизма: человек обладает изначально злой природой; движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; государство (в лице чиновников, армии) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание применяться и к простолюдинам, и к чиновникам, если они нарушат закон; государственный аппарат должен формироваться из профессионалов; государство – главный регулирующий механизм общества и имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

4. Причины возникновения философии в Древней Греции. Основные проблемы и идеи греческих философов – досократиков. Философия Сократа.

Древнегреческой философией называется философия, выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции. Древнегреческая философия в своём развитии прошла 4 основных этапа: демократический – 7-5 в. до н.э.; классический (сократический) – середина 5–конец 4 в. до н.э.; эллинистический – конец 4-2 в. до н.э.; римский – 1 в. до н.э.-5 в. н. э. Материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, претендующую на духовное и политическое руководство обществом; стержневой идеей философии являлся космоцнтризм, поздние этапы – смешение космоцентризма и антропоцентризма; допускалось существование богов; древнегреческие боги были частью природы и близки людям; человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы. Первые, досократические школы Древней Греции возникли в 7-5 в. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. Характерными чертами школ являлись: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснений явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; одушевление неживой природы; недискуссионный характер философских учений.

Милетская школа.

6 в. до н.э. Фалес: первоначалом всего сущего считал воду; представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу; допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; точно определил продолжительность года 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса). Анаксимандр: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратится; вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещества состоят из микроскопических элементов; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных. Анаксимен: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха; проводил параллели между душой человека и воздухом – душой космоса; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Школа Гераклита Эфесского.

Вторая половина 6-первая половина 5 в. до н.э. Первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики; считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении; был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу.

Пифагорейцы.

Вторая половина 6-начало 5 в. до н.э. Сторонники Пифагора: первопричиной всего сущего считали число; выступали за познание мира через число; считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (чётное-нечетное, темное-светлое).

Элеаты.

6-5 в. до н.э. Парменид, Зенон Элейский. Изучали проблемы познания; жёстко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое; были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты.

Первоначалом считали «атомы». Демокрит: весь материальный мир состоит из атомов; атом неделим; атомы имеют разную величину, различную форму; между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов; атомы невозможно увидеть путём чувственного познания.

Софисты.

Философская школа (5-первая половина 4 в. до н.э.). Представители этой школы выступали не только как философы-теоретики, но и как философы-педагоги, обучавшие ораторскому искусству. Характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, правил, основанных на недоказанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; вне человеческого сознания ничего не существует; что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; существует только мир мнения.

Сократ.

Мудрец, философ-педагог. Майевтика – метод, применяемый Сократом – подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Способствовал распространению знаний, просвещению граждан; ввёл диалогический метод нахождения истины – путём её доказательства в свободном споре.

5. Онтологические, гносеологические и социально-политические идеи Платона.

Гносеология: поскольку материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»; «чистые идеи» невозможно понять с помощью чувственного познания; «идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности; высшей духовной деятельностью могут заниматься только подготовленные люди-образованные интеллектуалы, философы.

Онтология: всё сущее состоит из трёх субстанций – единого, ума, души. Единое: основа всякого бытия; не имеет никаких признаков; есть ничто; выше всякого бытия, мышления, ощущения; первоначало всего – идей, вещей, явлений. Ум: происходит, разделён, противоположен единому; сущность всех вещей; обобщение всего живого на Земле. Душа: подвижная субстанция, которая объединяет и связывает единое и ум, все вещи и явления; душа может быть мировой и душой отдельного человека; душа человека (вещи) есть часть мировой души; бессмертна; при смерти человека умирает только тело, а душа обретает новую телесную оболочку; постоянство души и смена телесных форм – естественный закон Космоса.

Социально-политические: 7 типов государства – «идеального» пока не существует и 6 существующих типов государств – монархия (справедливая власть одного), тирания (неспр власть одного), аристократия (справ власть меньшинства), олигархия (неспр власть меньшинства), демократия (справ власть большинства), тимократия (несправ власть большинства, власть военных). Стабильные и оптимальные: аристократия и монархия. Всё население делится на 3 сословия: философы, воины и работники; работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, могут владеть частной собственностью в ограниченных размерах; воины поддерживают в государстве порядок, участвуют в военных действиях; философы познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не могут владеть частной собственностью; жители государства вместе едят, отдыхают, проводят свободное время; не существует брака, все дети и жены общие; допускается и приветствуется труд рабов (варваров, захваченных в плен). В дальнейшем Платон допустил владение частной собственностью для всех сословий.

6. Философия Аристотеля.

Философию делил на три вида: теоретическую (изучение проблем бытия, происхождения всего сущего, причин различных явлений); практическую (деятельность человека, устройство государства); поэтическую. Критикует философию Платона: не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, которая имеет свои характеристики – протяженность, покой и движение; существуют только единичные и конкретные вещи – индивидуумы; индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов – вторичной. Выделяет 10 категорий (высказываний) на вопрос что такое бытие? Одна категория – это само определение бытия, остальные 9 – это характеристики бытия: сущность (субстанция), качество, количество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Материя – потенция, ограниченная формой. Всё сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; изменение хотя бы одного из качеств приводит к изменению сущности; реальность – последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Душа-носитель сознания; три уровня души (растительная, животная, разумная). Человек: один из видов высоорганизованных животных; наличие мышления и разума; склонность жить в коллективе. Выделил 6 типов государств: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия), полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Наилучшая форма – полития, государство среднего класса (идеал).

7. Основные направления средневековой философии. Проблема универсалий. Философия эпохи Возрождения.

Принципы средневекового философского мышления: монотеизм – бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен; теоцентризм – бог является высшей сущностью всего бытия; креационизм – идея об акте свободного творения мира богом из ничего; символизм – существование любой вещи определено свыше; провиденциализм – история человечества понимается как осуществление божественного замысла; эсхатологизм – учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде. В развитии можно выделить этапы: апологетика – защищается христианство, раскрываются познавательные возможности веры, которая способна охватить любые проблемы; патристика – разрабатываются основы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл библии, проблема философии была связана с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущности бога как высшего бытия; схоластика – сохраняются приоритеты веры над разумом, так как главным предметом остаются философско-теологические проблемы. Схоластика включала в себя два противоположных направления — номинализм и реализм, в зависимости от решения философами спора о природе предельно общих понятий (универсалий). Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) считали, что общие понятия существуют подобно вещам в окружающем мире. Номиналисты (Оккам) утверждали, что понятия  существуют реально, независимо от единичных вещей. Философия эпохи Возрождения включала в себя антицерковную и антисхоластическую направленность, устремленность к человеку, веру в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Основные направления: гуманистическое – в центре внимания человек, воспевание его достоинства, величия и могущества; неоплатоническое – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское – попытка развенчать ряд положений Церкви о боге, вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на научные и астрономические открытия; реформационное – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между верующими и церковью; политическое – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Характерные черты: антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к церкви и церковной идеологии (отрицание организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, отрицание схоластики); перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира; большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма; широкое распространение идей социального равенства.

8. Философия Нового Времени. Эмпиризм Ф. Бэкона.

Для эпохи нового времени характерен наукоцентризм – задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки. В эту эпоху сформировались 4 исследовательские программы: 2 философско-методологические и 2 научные. Механистическая программа Ньютона и атомистическая программа – научные. Философско-методологическая программа рационализма Декарта. Философско-методологическая программа эмпиризма Бэкона. Эмпиризм – направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт, «знание-сила». Эмпиристы были оппонентами рационалистов. Представители: Бэкон, Гоббс, Локк и др. Основатель – Ф. Бэкон. Он считал, что нужно задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом, чтобы построить в «человеческом понимании истинный образ мира». В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном (от частного к общему) методе исследования. Чем больше опыта, тем ближе к знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. Плюс индуктивного метода – расширение возможностей, минус – недостоверность, вероятность. Бэкон выделил пути, по которым может проходить познавательная деятельность: путь паука, путь муравья, путь пчелы. Путь паука: получение знания из «чистого разума», т.е. рационалистическим путём. Этот путь принижает или вовсе игнорирует роль конкретных фактов, практического опыта. Путь муравья: получение знаний исключительно с помощью опыта. Эмпирики получают «внешнюю картину» знания, видят проблему снаружи, но не могут понять внутреннюю сущность. Путь пчелы: по Бэкону, идеальный путь. Здесь и достоинства пути паука и пути муравья.

9. Философия Нового Времени. Эмпиризм Р. Декарта.

Философско-методологическая программа рационализма Декарта. Рационализм – направление в философии, согласно которому основой бытия и познания является разум. Цель философствования Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «я», т.е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может сомневаться в существование всего сущего – других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки – важные составляющие дедуктивно-рациональной методологии Декарта. Чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками – «врождёнными идеями», новое знание выводится дедуктивным путём. Последователи: Паскаль, Спиноза, Лейбниц

10. Сенсуализм Дж. Локка. Субъективный идеализм Беркли.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Локк доказывал, что источником знаний человека, источником всех его идей является чувственный опыт. Люди, учил Локк, рождаются с одинаковыми способностями к духовному развитию. Все знания, представления, понятия имеют опытное происхождение. Люди не рождаются с готовыми идеями, они приобретают их, взаимодействуя с окружающим миром. Локк подразделял опыт на внешний и внутренний. Внешний является источником ощущений и соответствующих понятий об объективном мире. Внутренний является источником ощущений и соответствующих понятий о внутреннем духовном мире самого человека.

Сторонники субъективного идеализма были убеждены, что единственной реальностью является идея, идея существует только в сознании человека, т.е. сознание человека является существенной реальностью, вне которой ничего не существует. Беркли: само понятие материи ложно; существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет; материализм – тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей по отношению к идее; первичность идеи легко доказуема – перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании бога-творца; единственная очевидная реальность есть сознание человека; со смертью человека и его сознания все исчезает; идеи – это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи; высшим доказательством первичности идеи является существование бога.

11. Рационализм Спинозы и монадология Лейбница.

Он доказывал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую природу в двух формах: материальной и идеальной. В учении о познании Спиноза продолжает линию рационализма. Познание он подразделял на два основных вида: чувственное и рациональное. Он возвысил знание интеллектуальное, основанное на разуме, над чувствами как низшим видом знания и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он считал непосредственное усмотрение истины, или интуицию ума. Критерием истины он объявил – вслед за Декартом – ясность и отчётливость. Он выступал против религии и суеверия во всех их формах, но критиков религию с идеалистических позиций.

Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В противовес теории Декарта и Спинозы он выдвинул теорию о монадах или о множестве субстанций: весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не двойственную, а единую природу; данные субстанции называются монадами (единица); монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; монада обладает качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; по своей сути, монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; монады замкнуты и независимы друг от друга. Все монады Лейбниц делит на 4 класса: «голые монады» - лежат в основе неорганической природы; монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить; высшая монада – бог. Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы.  

12. Скептицизм в философии Д. Юма.

Проблема отношения бытия и духа неразрешима; человеческое сознание склонно к идеям; сам человек концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы – опыта, знаний, чувств); без своей идеальной сущности (н-р, без воспитания, опыта) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир; человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» - приобретенные знания и опыт»; «впечатления внутреннего опыта» - аффекты, страсти; аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории. Скептицизм Д. Юма направлен против притязаний познать природу таковой, каковой она является сама по себе. Но познание ограничено рамками опыта и только в этих пределах оно обладает действенностью и ценностью. Пафос философии Д. Юма заключается в признании опытного знания - основы ньютоновской физики и математического естествознания, отрицании сверхчувственного знания о мире. Методологически Юм примыкает к традиции эмпиризма: источник познания -чувственный опыт; нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Однако, в отличие от своего непосредственного предшественника в развитии эмпирической гносеологии Дж. Беркли, который довел эмпиризм до его логического конца - субъективного идеализма, Юм перешагивает за логическую грань, редуцируя познание к внелогическим основаниям. Философию Юма нельзя назвать субъективным идеализмом, поскольку в ней исчезает не только материальная субстанция, но и духовная, познающий субъект - человеческий индивид.

13. Отличительные черты философии Просвещения.

На примере французского просвещения. Ее представители разрушали устоявшиеся представления о боге, окружающем мире и человеке, пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 г. В философии можно выделить три основных направления: деистическое, атеистическо-материалистическое, утопическо-социалистическое (коммунистическое). Деизм (деистическое) – направление в философии, сторонники которого отвергали идею личного Бога; не соглашались с отождествлением бога и природы; видели в боге первоначало, причину всего сущего; отвергали возможность вмешательства бога в процессы природы и дела людей, его влияния на ход истории. Не путать с дуализмом Декарта – взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма. Атеистическо-материалистическое (материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного духовного начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир с точки зрения естественных наук): атеисты отвергали мысль существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Утопическо-социалистическое: представители направления сосредоточили основное внимание на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Вольтер (деизм): выступал против религии, особенно католицизма; считал бога основателем окружающего мира; видел необходимость в признании существования бога, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности; в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому; выступал за гуманное отношение к народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем. Дидро (атеист): признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных  частей материи приводит к движению); отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи; в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля; идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом большинства частную собственность.

14. Немецкая классическая философия. И.Кант.

Конец 18 – первая половина 19 в. Представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Кант – основоположник немецкого классического идеализма. Всё творчество можно разделить на 2 периода: докритический и критический. Докритический – интерес направлен на проблемы естествознания и природы. Критический – вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Этот период был назван в связи с выходом работ: Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способности суждения. Выводы в докритический период: природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; природа находится в постоянном изменении и развитии; все живое на земле  - результат естественной биологической эволюции; механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину – Бог. Критический период: отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окружающей действительности; выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъектом познавательной деятельности – человек, точнее его разум и познавательная деятельность ограничена. Классификация знания: апостериорное (знание получает в опыте), априорное (доопытное, существует в разуме изначально и не требует опытного доказательства), «вещь в себе» (внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом). Выдвинул учение о категориях (высказываниях) – предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Кант выделяет 12 категорий, делит их на 4 класса по 3 категории в каждом. Классы и категории: качество – реальность, отрицание, ограничение; количество – единство, множество, цельность; отношения – субстанциальность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие, взаимодействие; модальность – возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность. С помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по полочкам хаос ощущений, благодаря чему может быть возможной упорядоченная мыслительная деятельность. Кант; считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральным законам; был сторонником распространения демократии и правового порядка в каждом отдельном обществе, в отношениях между государствами и народами; осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества; считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо экономически невыгодными.

15. Немецкая классическая философия. Г.Гегель.

Представитель немецкого классического идеализма. Им впервые было четко сформулировано понятие диалектики – основополагающий закон развития и существования мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики: всё содержит в себе противоположные начала; данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире. Развитие имеет следующий механизм: существует определенный тезис (утверждение); данному тезису всегда находится антитезис; в результате взаимодействия тезиса и антитезиса происходит синтез – новое утверждение, которое становится тезисом на более высоком уровне; данный процесс происходит снова и снова, образуя тезис все более высокого уровня. Считал: государство – форма существования бога в мире; право – наличное воплощение свободы; общие интересы выше частных; богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно смириться; противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса; противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны очищают дух нации. Главная идея онтологии Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате отождествления Гегель выводит понятие – абсолютная идея. Абсолютная идея – единственно существующая реальность, первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений, Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Человек в онтологии Гегеля – носитель абсолютной идеи. Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется – действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. Важнейший вывод: противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, идея, сознание обладает бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

16. Марксизм. Позитивизм. Философия жизни.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. Исторический материализм: на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в производственные отношения (обмен, производство, распределение, продажа); производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества; институты выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, коммунистическое общество); уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории. В основу диалектического материализма была положена диалектика Гегеля, но на материалистических принципах. Положения диалектического материализма: основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии; бога нет, он является плодом человеческой фантазии и идеальным образом для объяснения явлений, непонятных человечеству; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности; развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество.

Позитивизм – направление в философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Основатель – Огюст Конт. Философия должна основываться на позитивном (научном) знании: философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным; для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук; основной путь для получения знания – эмпирическое наблюдение; философия должна исследовать только факты, а не их причины и другие далекие от науки проблемы; философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании.

Неклассическая идеалистическая философия критиковала немецкую классическую философию. Двумя основными направлениями философии являлись иррационализм и «философия жизни». Иррационализм – отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля. Основоположником «философии жизни» является Ницше. Стержневым понятием философии является понятие жизни – единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше – помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе жизни и окружающего мира лежит воля. Виды воли: «воля к жизни», воля внутри самого себя (внутренний стержень), неуправляемая бессознательная воля – страсти, влечения, аффекты; «воля к власти» (присуща каждому человеку, близка к инстинкту самосохранения, внешнее выражение стремления человека к безопасности).

17. Специфические черты русской философии.

Феномен мировой философской мировой мысли. Её феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для запада. Черты: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство; целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основы предмета русской философии составляли: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); философия космизма; естественно-научная философия. Основными направлениями философии 19 в. были: декабристская философия; философия западников и славянофилов; философия Чаадаева; консервативная религиозная и монархическая философия; философия системы писателей Достоевского и Толстого; революционно-демократическая; либеральная. Основные направления 20 в.: философия «золотого века» (религиозная философия, космизм); естественно-научная; советская; философия русского зарубежья (философское направление, возникшее в иностранных государствах; эмиграция философов после установления советской власти).

18. Феноменология. Экзистенциализм. Постмодернизм.

Экзистенциально-феноменологическая стратегия включает в себя ряд тенденций, центрированных вокруг идеи человека как основной философской проблемы и акцентирующих принципиальную уникальность и творческую активность человеческого опыта.

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Проблемы, которым уделяли внимание философы: уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его Я); проблема одиночества, заброшенности человека; проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего внутреннего Я и места в жизни. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а, следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Экзистенциалисты, подробно разобравшись в нем, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно глубже, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть источник боязни всегда определён. Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.

Феномен — то, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменология — это учение о сознании, о феноменах и их смыслах. Основателем феноменологии считается Эдмунд Гуссерль. Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализации, оказывается чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, безжизненным. Утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Забвение жизненного мира — это результат плохого философствования. Основные положения феноменологии:

начиная философствование, на время анализа самого сознания абстрагируйтесь от внешнего мира, «заключите его в скобки»; обогатите материал созерцания своим  воображением (представьте себе то, что вы анализируете так и эдак); воображение приводит к эйдосу (вид, облик, образ, «видимое», «то что видно»), который обозначьте высказыванием; на основе полученных эйдосов и высказываний интерпретируйте содержание предмета анализа; избегайте всякого обеднения жизненного мира человека. Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъекта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объекта (что приводит к натурализму). Феноменолог стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов (эйдосов), высказываний.

Постмодерн определяют как особое состояние в культуре 20-начала 21 в., связанное с разочарованием в ценностях Просвещения. «Конец реальности (как то, что существует объективно и воздействует на органы чувств)», ее виртуализация.  Постмодернистская философия отказывается от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано. Постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины, пересматривает прежнее понимание знания и познания. Он решительно отвергает сциентизм (это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире) и перекликается с агностицизмом (направление в философии, отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности посредством собственного опыта). Не менее скептически смотрит он на человека как субъекта деятельности и познания, отрицает прежний антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) и гуманизм. Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях. Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой. В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принцип плюрализма, согласно которому в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии.

19. Аналитическая философия и логический позитивизм. Философия Витгенштейна. Структурализм.

Аналити́ческая филосо́фия — англо-американская версия неопозитивизма, получившая широкое распространение в середине XX века. Термин аналитический указывает на идеалы ясности, точности и логической (Аристотель называл логику аналитикой) строгости мышления, которые стремятся осуществить представители данного направления философии. Логический позитивизм (неопозитивизм). Главная идея – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий. Основной принцип – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем философии (бытие, сознание, идея, бог) не подлежат верификации, а следовательно, являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии. Другой основной целью неопозитивизма является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Философия Витгенштейна. Структурно «Логико-философский трактат» представляет собой семь афоризмов, сопровождаемых разветвлённой системой поясняющих предложений. Содержательно он предлагает теорию, решающую основные философские проблемы через призму отношения языка и мира.

Язык и мир — центральные понятия всей философии Витгенштейна. В «Трактате» они предстают как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира. Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными. Объекты суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения. В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения. Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Язык допускает также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения этики, эстетики и метафизики. Важно понимать, что Витгенштейн отнюдь не намеревался тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но утверждал бесполезность в них языка. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» — таков последний афоризм «Трактата».

Структурализм - научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирическому к абстрактно-теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Самыми главными для структурализма являются утверждения о том, что социальные и культурные явления не имеют субстанциальной природы, а определяются своей внутренней структурой (отношениями между их частями) и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах. Структурализм выступил под лозунгом объективности и научной строгости в гуманитарных науках и был воспринят как философский подход, соответствующий эпохе научно-технической революции. Структурный анализ предполагает отвлечение от развития системы, ее взаимодействий и изменений в разные моменты времени (диахрония), он сосредоточивается на изучении внутренних механизмов статичной системы, внутренних взаимодействиях элементов, сосуществующих в один и тот же момент времени (синхрония). 

20. Онтология как учение о бытии. Достоинства и недостатки основных онтологических позиций.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию, логику иные философские проблемы. Бытие – реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее. Специфика онтологии в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В античности онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал, из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает сверхсущее бытие, т.е. бог как единственно подлинная реальность. В новое время приобретает приоритет гносеология (теория познания) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения. С 19-20 в. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека в универсуме (совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы, т.е. объективная реальность во времени и пространстве).

21. Развитие представлений о материи, пространстве и времени.

Материя – философская категория, которая обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Существует несколько подходов к понятию материя: материалистический, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; объективно-идеалистический – материя объективно существует как порождение независимо от всего сущего первичного идеального духа; субъективно-идеалистический – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажущееся явление) субъективного (существующего только в сознании человека) духа; позитивистский – понятие материя ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. Характерными чертами материи являются: наличие движения; самоорганизация; размещенность в пространстве и времени; способность к отражению. Материя имеет расположение во времени и пространстве. Выдвигалось два подхода: субстанциональный и реляционный. Сторонники субстанционального подхода считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Сторонники реляционного подхода воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Более достоверной считается реляционная теория, согласно которой: время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе из развития; пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

22. Проблема познания в философии. Уровни и методы познания. Теории истины.

Познание – процесс активного целенаправленного отображения действительности в сознании человека. Гносеология – теория познания – философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможности и условия достоверности. В процессе познания человек выполняет два действия: познает окружающий мир непосредственно (открывает нечто новое для себя, либо для человечества); познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (книги, фильмы, учится). Существует две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм, агностицизм. Сторонники гностицизма оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. Мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики не верят либо в возможность человека познать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. По направленности познавательного интереса познание может быть ориентировано на: решение конкретных жизненных ситуаций, собственный духовный опыт (самопознание). В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня: чувственный и рациональный. Чувственное характеризуется: непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на органы чувств; индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью от внешних обстоятельств и от состояния организма; фиксацией внешних, поверхностных характеристик объекта в форме чувственных образов. Рациональное отличается: постижением сущностных свойств и законов действительности; универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне общественного сознания; опосредованностью языком и культурной традицией. Важную роль играет интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Методы познания: анализ – расчленение целого на части; синтез – восстановление целого; индукция – от частного к общему; дедукция – от общего к частному; наблюдение – восприятие явлений; измерение – сопоставление измеряемой величины с эталоном; абстрагирование – отвлечение от других свойств с одновременным выделением нужных свойств.

Классическая теория истины – истина это адекватное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании, соответствие мысли действительности. Когерентная концепция – истина как соответствие одних знаний другим, устанавливающееся через самосогласованность в качестве критерия истины. Прагматическая концепция – истина это то, что полезно для человека. Конвенциальная концепция – истина это то, что большинством считается правильным. Экзистенциальная концепция – истина как процесс, в котором открывает мир человеку, и как свобода, в рамках которой человек сам выбирает каким способом и чем познать мир. Неотомистская концепция – истина как божественное откровение.

23. Виды знания. Научное и ненаучное знание. Проблема демаркации научного знания.

Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Виды: житейское – строится на здравом смысле (носит эмпирический характер, базируется на здравом смысле и обыденном сознании, является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой, сводится к констатации фактов и их описанию); практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира; художественное – строится на образе (целостное отображение мира и человека в нем, строится на образе, а не на понятии); научное – строится на понятиях (понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов, осуществляет предвидение различных явлений, реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы); рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении; иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки; личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Формы: научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание; ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами; донаучное – прототип, предпосылки научного знания; паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием; лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки; антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Отличительный признак научного знания по сравнению с другим, вненаучным - это его теоретический характер и непосредственная связь с опытом, посредством которого оно проверяется на истинность или ложность. Эстетические знания отличаются от научных отсутствием аргументированности и доказательности. Религиозные, мистические, эзотерические знания также не являются научными, поскольку не имеют однозначного эмпирического подтверждения. Проблема демаркации  — проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия). Критерии научности позволяют отделить научные знания от вненаучных. К их числу относят: систематичность, теоретическую полноту, логическую правильность, подтверждение опытом, использование научных методов.

24. Философские и научные теории сознания. Психофизиологическая проблема.

Сознание – сущностная характеристика человека, связанная с его способностью к осмыслению внешней действительности и своего внутреннего опыта. Субстанциальная концепция – индивидуальное человеческое сознание как отдельное проявление мирового разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи определяют его содержание. Функциональная концепция – сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, выступает субъективным отражением реально существующих объектов. Экзистенциально-фенеменологическая концепция – сознание не столько отражение, сколько осмысление действительности, а смысл связан не столько со знанием, сколько с индивидуальным пониманием человека, сознание как целостность чувств, ассоциаций. Социокультурная концепция – сознание как производное социальных коммуникаций и взаимодействий, сознание обусловлено коллективным опытом. Подходы к проблеме сознания: физикализм – сознания как самостоятельной субстанции не существует, но есть порождение материи; биологическая точка зрения  -сознание это порождение живой природы и присуще всем живым организмам; человеческая точка зрения – сознание это продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают инстинктами; космическая (божественная) точка зрения – сознание существует само по себе, независимо от человека, животных; солипсизм – сознание индивида это единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение; объективный идеализм – наличие сознания и материи, но сознание несет первичную роль и рассматривается отдельно от личности; умеренный материализм – сознание особое проявление материи.

25. Диалектическое развитие. Категории и законы диалектики.

Диалектика – теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания через законы диалектики, категории и принципы. Главная проблема диалектики – что такое развитие? Развитие – общее свойство и главный признак материи: изменение материальных и идеальных объектов как саморазвитие, результат которого переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. Движение – основа развития. Законы диалектики – способ понимания диалектики развития. Они отличаются от других законов своей всеобщностью и универсальностью, т.к. охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают основы движения и развития. Выделяют: закон единства и борьбы противоположностей – все сущее состоит из противоположных начал, которые противоречат друг другу и находятся в борьбе, единство и борьба – внутренний источник движения и развития всего сущего; закон перехода количественных изменений в качественные: качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик предмета, количество – исчисляемые параметры предмета или явления, мера – единство качества и количества, при определенных количественных изменениях меняется качество; закон отрицания отрицания – новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно само превращается из нового в старое и отрицается более новым. Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем: сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие, единичное особенное всеобщее, возможность и действительность, необходимость и случайность.

26. Природа социальных явлений. Герменевтика, функционализм, структурализм, натурализм, теория рационального выбора.

27. Социальная структура общества. Социальное неравенство: причины, виды, последствия.

Социальная структура понимается как система основных сфер общественной жизни, обозначает совокупность различных социальных групп, существующих в обществе, и отношений между ними (классы, страты, этносы). Структуры и их признаки: этническая – род, племя, народность, нация, кровнородственные отношения, общность происхождения, поселения, языка, обычаев и традиций; демографическая – народонаселение, обладающее способностью к воспроизводству; поселенческая – пространственная форма организации общества, объединение людей по принадлежности к типу поселения (сельские, городские); социально-классовая – совокупность классов, слоев и групп, различающихся своим социально-экономическим положением; профессионально-образовательная – выделение различных групп, опираясь на образование и профессию; стратификационная - расслоение, иерархическая организация различных слоёв общества, отличающихся своим социальным статусом, т.е. положением в обществе. Неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к дефицитным ресурсам: деньги, власть, образование, престиж. Неравенство может восприниматься как проявление несправедливости. Выделяют два основных вида неравенства: естественное (пол, возраст, физические данные); социальное (уровень образования, власть, уровень дохода). Питирим Сорокин выделил три вида социального неравенства: экономическое (богатство); политическое (власть); профессиональное (престиж профессии). Энтони Гидденс выделил исторические формы социального неравенства: рабство – экономическая, социальная зависимость одного человека от другого; касты – по рождению человек относится к той или иной касте; сословия – слои, обладающие правами и обязанностями, передаваемыми по наследству; классы – большая группа людей, владеющих или невладеющих средствами производства, характеризующаяся специфическим способом получения дохода. Гендерное неравенство (половые различия). Основная мысль этого неравенства заключается в том, что мужчины находятся в преимущественном положении, чем женщины. Большинство женщин экономически зависят от мужчин. «Сфера» женщин – это дом, семья и дети. Неравенство в сфере образования. При этом неравенстве решающее значение может иметь происхождение учащихся. «Неравенство, в которое дети поставлены своим домом, своим кварталом, своим окружением, сопровождает их и в дальнейшем, в их взрослой жизни после окончания школы». Также имеет место материальная сторона. Дети из «богатых домов» посещают частные школы, где качество образования довольно высокое. Ни один преподаватель не будет работать спустя рукава за высокую плату. Больше знаний – больше вероятность получить высококвалифицированного специалиста. Дети из бедных семей, которые не имеют возможность оплачивать частные школы, вынуждены прикладывать ещё больше усилий для получения образования такого же, как и у детей из богатых семей, и учиться в обычных школах. Причины неравенства: выделение и поощрение самых лучших; выполнение главных функций в обществе приравнивается к престижу, высокому материальному обеспечению; престижные профессии только для особо талантливых и выдающихся людей; высокая ценность и престиж какого-либо вида деятельности или профессии; кто контролирует общество и власть, тот в выигрыше, тот имеет возможность извлекать выгоду для себя; неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности; угнетение тех, кто не обладает собственностью. Последствия неравенства: создание слоёв, находящихся за чертой бедности; моральное расслоение общества на «своих» и «чужих»; потеря общих интересов, целей; деление общества, населения регионов на богатых и бедных приводит к межрегиональным и межнациональным конфликтам; социальное неравенство разрушает нравственные основы, накапливается комплекс униженности у бедных и комплекс вседозволенности у богатых; рост социального неравенства усиливает властные позиции немногих и ставит барьеры участию большинства в политической жизни страны.

28. Виды общественно-политического устройства. Исторические проекты идеального государства.

Платон: 7 типов государства – «идеального» пока не существует и 6 существующих типов государств – монархия (справедливая власть одного), тирания (неспр власть одного), аристократия (справ власть меньшинства), олигархия (неспр власть меньшинства), демократия (справ власть большинства), тимократия (несправ власть большинства, власть военных). Стабильные и оптимальные: аристократия и монархия. Всё население делится на 3 сословия: философы, воины и работники; работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, могут владеть частной собственностью в ограниченных размерах; воины поддерживают в государстве порядок, участвуют в военных действиях; философы познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не могут владеть частной собственностью; жители государства вместе едят, отдыхают, проводят свободное время; не существует брака, все дети и жены общие; допускается и приветствуется труд рабов (варваров, захваченных в плен). В дальнейшем Платон допустил владение частной собственностью для всех сословий. Аристотель: 6 типов государств: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия), полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Наилучшая форма – полития, государство среднего класса (идеал).

29. Социальное развитие и социальный прогресс. Факторы социального развития. Критерии и показатели общественного прогресса.

Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты - необратимость, направленность и закономерность. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность - те линии, по которым совершается это накопление, закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликтологического направления исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества. Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию общества и ведет к его обновлению. К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса. Сторонники структурного функционализма считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках <социального равновесия> не исключает изменений в обществе. С понятием <социальное развитие> тесно связано понятие <социальный прогресс>. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества, улучшение условий жизни человека. Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия: 1) уровень производительности труда и благосостояние населения; 2) степень свободы личности.

В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий социального прогресса - уровень нравственности в обществе. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие, как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития: производства, распределения и услуг; науки и информатизации; жизненного стандарта; средней продолжительности жизни; социальных и политических прав и свобод личности и т.д.

30. Современные теории общественного прогресса.

31. Роль НТП в общественном развитии.

Под научно-техническим прогрессом (НТП) следует понимать непрерывный процесс количественного роста и качественного совершенствования всех элементов общественного производства – как вещественно-материальных, объективных (средств труда и предметов труда), так и субъективных (работников производства), а также совершенствование методов их соединения в процессе производства на базе новейших достижений науки и техники. Этот процесс находит свое выражение в создании новой и совершенствовании действующей техники и технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; научной организации труда и управления производством; росте квалификационного и образовательного уровня занятых в народном хозяйстве, изменении квалификационной и отраслевой структуры производства и занятости и т. д. Она стала вторгаться в сферу умственной деятельности человека. Символом НТР стали кибернетические электронные машины, освобождающие производство от ограничений, порождаемых идеологическими и физиологическими способностями человека. Они позволяют ряд мыслительно-логических функций переложить на машину. Прогресс науки и техники обеспечивает решение такой важнейшей социально-экономической задачи, как облегчение труда, облегчение его творческим содержанием.

32. Человек как проблема философской антропологии. Природа человека и современная НТР. Проблема свободы воли.

Человек – особое существо, явление природы, обладающее биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), духовным началом – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости. С появлением человека и общества природа стала испытывать на себе антропогенное влияние. Сперва отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга – человек самостоятельно извлекал пользу из природы, а природа воздействовала на человека, причём человек был не защищен от природы, сильно зависел от нее. По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу усилилось. Начиная с 16-19 в., когда было сделано большое число полезных открытий для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека. В 20 столетии, когда НТП ускорился в несколько раз и перерос в НТР, антропогенное воздействие приблизилось к катастрофическому. В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация), а природа полностью подчинена человеку. Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.  Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4326. Модификация персонального сайта студента с использованием CSS 96.5 KB
  Цель работы: изучение и применение каскадных таблиц стилей (CSS) при оформлении (разметке) Web-страниц, формирование умений разметки страниц с помощью блоков (DIV) и CSS Порядок выполнения работы: Ознакомиться с заданием на выполнение лабораторной р...
4327. Язык Javascript и его модификации 147.97 KB
  Язык Javascript и его модификации. HTML+JavaScript Начиная изучать web-технологии, Вы узнали, что все web-документы создаются с помощью языка HTML, который не является языком программирования, а лишь языком разметки гипертекстовых документов. Тепер...
4328. Модификация персонального сайта студента с использованием Javascript 113.5 KB
  Цель работы: Получить практические навыки работы в виртуальной среде. Изучить основы языка JScript. Программное обеспечение Для выполнения лабораторной работы необходимо следующее ПО: Редактор HTML документов (желательно HomeSite 4.5 и выше)...
4329. Основы JavaScript. Результаты работы скриптов. 339 KB
  Введение Основное преимущество языка разметки документов - HTML состоит в его простоте. Каждый, после недолгих экспериментов может научиться создавать достаточно красивые и информационно наполненные документы для своего сайта. Основным недостатком...
4330. Инструментальные средства для создания собственной системы управления контентом сайта 1.11 MB
  Инструментальные средства для создания собственной системы управления контентом сайта. Цели лабораторного практикума: получение навыков и изучение основных приемов создания персонального Web-сервера. знакомство с программными продуктами:...
4331. Системы управления контентом сайта CMS Mambo 2.41 MB
  Системы управления контентом сайта (ContentManagementSystems) CMSMambo Цели лабораторного практикума: получение навыков создания персонального Web-сайта с помощью системы управления контентом сайта Mambo. Скачать более поздню...
4332. Разработка персонального сайта студента. Структура и интерфейс сайта 91.5 KB
  Разработка персонального сайта студента. Структура и интерфейс сайта Необходимое программное обеспечение: Для выполнения лабораторной работы необходимо следующее ПО: Редактор HTML документов (HomeSite, AditorPro Блокнот...
4333. Работа с базами данных с помощью PHP. СУБД MySQL 47 KB
  Работа с базами данных с помощью PHP. СУБД MySQL. Цель работы: формирование умений применение PHP для доступа к базам данных, и формирование умений работы с MySQL. Теоретическая информация СУБД MySQL и программа phpMyAdmin MySQL - это реляцион...
4334. Модификация персонального сайта студента с использованием PHP и MySQL 81.5 KB
  Модификация персонального сайта студента с использованием PHP и MySQL Необходимое программное обеспечение: Для выполнения лабораторной работы необходимо следующее ПО: Редактор HTML документов (HomeSite 4.5 и выше, AditorPro 3.05, Блокно...