84905

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Современным объективным условием для существования, функционирования и развития сферы медицинской деятельности, является здравоохранение, которое можно представить как целую систему. Определяющее влияние социально-экономических факторов на показатели здоровья населения проявилось особенно...

Русский

2015-03-23

643.68 KB

11 чел.

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

  1.  Понятие, цели и задачи системы здравоохранения.

1.2. Правовое регулирование здравоохранения.

1.3 Государственная поддержка здравоохранения.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Министерство здравоохранения Нижегородской области.

2.2. Эффективность их работы.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Для любого государства стабильное положение системы здравоохранения является одной из главных задач. Уровень медицинского обслуживания – показатель благосостояния страны в целом.

Для России период после распада Советского Союза был одним из самых сложных в истории.

В общественно-политической жизни произошли коренные изменения, экономика перешла на рыночные рельсы. Все это не могло не затронуть такую важнейшую для жизни общества сферу как здравоохранение.

Современным объективным условием для существования, функционирования и развития сферы медицинской деятельности, является здравоохранение, которое можно представить как целую систему.

Определяющее влияние социально-экономических факторов на показатели здоровья населения проявилось особенно отчетливо и на общероссийском, и на региональном уровне.

Цель данной работы – на основе анализа нижегородской системы здравоохранения разработать рекомендации по совершенствованию управления объектами здравоохранения.

Эта цель последовательно реализуется в задачах, которые распределены по главам дипломной работы, а именно:

  1.  Исследованы состояние и основные тенденции развития системы здравоохранения России в условиях рыночной экономики.
  2.  На основе анализа системы здравоохранения Нижегородской области выявлены основные тенденции и проблемы регионального уровня здравоохранения.
  3.  Предложены рекомендации по совершенствованию управления объектами здравоохранения.

В данной курсовой работе рассмотрены основные принципы организации управления и работы региональной системы здравоохранения на примере Нижегородской области.

Объект исследования – здравоохранение в Нижегородской области.

Тема моей работы является очень интересной. Ведь здравоохранение – это такая отрасль, без которой невозможно жить. Этим обуславливается актуальность данной работы


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

1.1. Понятие, цели и задачи системы здравоохранения

Система здравоохранения — это совокупность всех организаций, институтов и ресурсов, главной целью которых является улучшение здоровья. Для функционирования системы здравоохранения необходимы кадровые ресурсы, финансовые средства, информация, оборудование и материалы, транспорт, коммуникации, а также всеобщее управление и руководство. В рамках системы здравоохранения должны оказываться услуги, чутко реагирующие на потребности и справедливые с финансовой точки зрения, при уважительном отношении к людям.3

Хорошая система здравоохранения каждый день ощутимо улучшает жизнь людей. Так, система здравоохранения приносит пользу матери, направив ей письмо с напоминанием о том, что ее сыну необходимо сделать прививку от угрожающей его жизни болезни. То же можно сказать и о семье из деревни, наконец-то получившей доступ к чистой воде из колодца, за которым ведется надлежащий уход благодаря финансированию правительством проекта в области санитарии; или о человеке с ВИЧ/СПИДом, получающем антиретровирусные препараты и советы по питанию и проходящем регулярные осмотры в доступной по стоимости клинике.

Окончательная ответственность за общее функционирование системы здравоохранения в стране лежит на правительстве, но разумное руководство в районах, муниципальных округах и отдельных медицинских учреждениях также очень важно.

Усиление систем здравоохранения и их функционирование на более справедливой основе признано основными стратегиями борьбы с нищетой и содействия развитию.

Проблемы, связанные с системами здравоохранения, не ограничиваются бедными странами. В некоторых богатых странах имеются большие группы населения, не имеющие доступа к медицинской помощи из-за несправедливой организации социальной защиты, а в других странах ведется борьба против роста цен из-за неэффективного использования ресурсов.

Цели здравоохранения:4 - сокращение потерь общества, вызываемых блокированием экономического потенциала человека при заболевании и смерти;
-  затраты на восстановление экономического потенциала человека должны быть экономически целесообразны.

Система здравоохранения представляет собой социально-экономический институт государства по оказанию населению медицинской помощи и проведению медико-профилактических мероприятий.
Стратегической целью системы здравоохранения является охрана и улучшения здоровья каждого гражданина Российской Федерации.
Основная задача здравоохранения обеспечить квалифицированную медицинскую помощь доступной всему населению Российской Федерации.
Основные направления деятельности системы здравоохранения РФ:
— увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
— сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения вмедицинскую практику современных методов профилактики и диагностики лечения;

— повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

1.2. Правовое регулирование здравоохранения

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией Российской Федерации (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной политической организации.

Охрана здоровья людей5 — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с внутренним законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Охрана здоровья граждан базируется на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. К ним относятся: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов6. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления закреплена в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан в том широком понимании, как оно раскрыто в Основах, является обязанностью различных государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, включая те, для которых охрана здоровья не является их профильной задачей. Но имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимаются медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии. В этом смысле здравоохранение населения осуществляется относительно самостоятельной системой учреждений и органов здравоохранения, которое является их основным назначением и основной деятельностью. Государственное управление здравоохранением связано именно с руководством этой специализированной деятельностью государства.

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья граждан в Российской Федерации представляет собой неоднородную систему. Выделяются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Каждая из этих систем имеет свою структуру, закрепленную в Основах. Например, к государственной системе относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, органы управления здравоохранением ее субъектов, находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.

 К муниципальной системе относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с действующими правовыми актами.

В Российской Федерации введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Объем медицинских услуг гражданам поставлен в зависимость от вида медицинского страхования. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Оно предполагает формирование средств на его осуществление путем отчисления в фонд обязательного медицинского страхования 3,6 процента фонда оплаты труда каждого работающего.

Каждый гражданин получает страховой полис на бесплатное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Законодательством Российской Федерации гарантируется медицинская помощь гражданам. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь. 7Она состоит в лечении наиболее распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений); в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; проведении мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятиях, связанных с оказанием медико-санитарной помощи по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.

1.3. Государственная поддержка здравоохранения

Реализуется за счет программы развития здравоохранения Российской Федерации.

Государственная программа определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. По прогнозной оценке расходы на реализацию мероприятий Государственной программы из бюджетов всех уровней будут направлены средства в размере более 33 трлн рублей.

Государственная программа разработана Минздравом России в сотрудничестве с научной и медицинской общественностью и прошла общественное обсуждение, в том числе на площадке Открытого правительства.

Основой для формирования мероприятий, направленных на борьбу с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как болезни системы кровообращения, туберкулез, злокачественные новообразования, послужили результаты проведенного анализа реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» и программ модернизации, обобщение положительного опыта, накопленного за время реализации этих крупномасштабных проектов.

Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап - с 2013  по  2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год.

Государственная программа включает подпрограммы: «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико–санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая  высокотехнологичной  медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной  медицинской помощи,  медицинской эвакуации»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;  «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»; «Экспертиза и контрольно–надзорные функции в сфере охраны здоровья»; «Медико–санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»; «Управление реализацией Программы» - всего 11 подпрограмм.

Непосредственными результатами реализации государственной программы будет являться:

  1.  снижение смертности от всех причин (на 1000 населения) до 11,4 в 2020 году,
  2.  снижение материнской смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) до 15,5 в 2020 году,
  3.  снижение младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 7,8 в 2016 году до 6,4 в 2020 году,
  4.  снижение смертности от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) до 622,4 в 2020 году,
  5.  снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) до 10 в 2020 году,
  6.  снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) до 190 в 2020 году,
  7.  снижение смертности от туберкулеза (на 100 тыс. населения) до 11,2 в 2020 году,
  8.  снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) до 10 в 2020 году,
  9.  снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения (процент) до 25 в 2020 году,
  10.  снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков (процент) до 15 в 2020 году,
  11.  снижение заболеваемости туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 51,9 в 2016 году до 35 в 2020 году,
  12.  увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 44,8 в 2020 году,
  13.  достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году,
  14.  увеличение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 200% к 2018 году,
  15.  увеличение средней заработной платы среднего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100% к 2018 году,
  16.  увеличение средней заработной платы младшего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 100% к 2018 году,
  17.  увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет в 2020 году.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально - техническую базу системы здравоохранения. 

Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах: - поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения;

- отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности;

- соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

- ответственности органов государственной власти, юридических лиц и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья населения;

- приоритетности финансирования системы здравоохранения; обеспечения гарантий предоставления гражданам медицинской помощи, соответствующей установленным стандартам качества медицинской помощи;

- обеспечения системы здравоохранения соответствующими финансовыми ресурсами;

- разграничения полномочий и предметов ведения в области здравоохранения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- соблюдения единства интересов граждан и государства в области здравоохранения;

- доступности медицинской помощи гражданам на территории всей Российской Федерации;

- реорганизации государственно - муниципального сектора путем передачи в государственно-муниципальный сектор ведомственных организаций здравоохранения;

- ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за неисполнение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения;

- экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в сохранении и укреплении здоровья населения;

- социальной справедливости при реализации прав граждан в области здравоохранения;

- социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья; координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области здравоохранения;

- приоритетности мер по профилактике заболеваний, обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения, санитарному просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни;

- преемственности действий медицинских работников на всех этапах оказания медицинской помощи; равных условий деятельности организаций здравоохранения, за исключением случаев, установленных законодательством РоссийскойФедерации;

- государственной поддержки научных исследований в области разработки новых методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения;

- участия населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, а также управления здравоохранением;

- развития международного сотрудничества в области здравоохранения.

Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, развитие которых гарантируется Конституцией Российской Федерации, составляют единую систему здравоохранения.

Организацию управления системой здравоохранения осуществляют органы управления здравоохранением. 8

В системе здравоохранения Российской Федерации формируются государственно - муниципальный сектор здравоохранения и частный сектор здравоохранения.

К государственно - муниципальному сектору относятся: органы управления здравоохранением, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и развитию медицинской науки; организации здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности, подчиненные органам управления здравоохранением; медицинские организации, создаваемые органами исполнительной власти Российской Федерации помимо федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, и органов исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации. 

К частному сектору относятся организации здравоохранения частной формы собственности, а также граждане, занимающиеся частной медицинской деятельностью.

Субъекты системы здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Экономической основой государственно - муниципального сектора является имущество, находящееся в государственной собственности (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации) и муниципальной собственности, закрепленное за организациями здравоохранения государственно - муниципального сектора на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 

Приватизация государственного и муниципального имущества, закрепленного за медицинскими организациями государственно - муниципального сектора, не может осуществляться до принятия соответствующего федерального закона.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Министерство здравоохранения Нижегородской области

Министр здравоохранения – Кузнецов Геннадий Николаевич.

Первый заместитель министра - Переслегина Ирина Александровна

Основными задачами Министерства являются:

1. Осуществление в пределах своей компетенции защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья.

2. Координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.

3. Координация деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, субъектов государственной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан.

4. Организация оказания специализированной медицинской помощи населению Нижегородской области и повышение эффективности использования областных ресурсов здравоохранения

5. Осуществление ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных организаций.

6. Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на спасение жизней людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях. Обеспечение функционирования и развития функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - службы медицины катастроф совместно с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и органами исполнительной власти Нижегородской области.

7. Обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения.

8. Осуществление развития организаций здравоохранения области и материально-техническое обеспечение таких организаций.

Рис.1. Структура министерства здравоохранения.9

Также, реализуется программа «Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы».10

Цель программы: Увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых  должны  соответствовать  уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области, передовым достижениям медицинской науки.

Задачи программы: 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

3. Создание условий для развития государственно-частного партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.

4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том числе, детей.

6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе, детей.

7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

8. Повышение эффективности и доступности лекарственного обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях.

9. Развитие региональной информационной системы здравоохранения на основе перехода на новые информационные технологии, автоматизации процесса информационного взаимодействия между медицинскими организациями, министерством здравоохранения Нижегородской области, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.

10. Осуществление территориального планирования здравоохранения Нижегородской области, обеспечивающего доступность медицинской помощи в течение регламентированного времени.

Основной целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Нижегородской области с учетом демографической ситуации. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития декларированы высокие стандарты благосостояния человека, означающие, в частности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, экологическую безопасность.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2013-2020 годов включают распространение здорового образа жизни; внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения. В период 2013-2020 годов должно быть широко внедрено использование биотехнологий в различных областях медицины.11

В среднесрочном периоде актуальными являются: реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти; профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения; профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний; снижение материнской и младенческой смертности, повышение уровня рождаемости.

Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.

С конца 90-х годов в Нижегородской области началось ухудшение демографической ситуации, которое сохранялось до 2005 года.

В 1989 году еще сохранялся небольшой положительный баланс между рождаемостью и смертностью. С 1990 года показатели смертности населения начинают превышать рождаемость и формируется убыль населения.

Показатель смертности населения с 2006 года также стабильно снижается. Исключение составляет 2010 год, когда из-за пожаров и ухудшения экологической обстановки смертность населения увеличилась.

С 2005 года до 2012 года рождаемость увеличилась на 32,6% (с 8,9 до 11,8 промилле), смертность сократилась на 20% (с 20,0 до 16,0 промилле), естественная убыль населения сократилась на 62% (с -11,0 до - 4,2 промилле).

При этом отмечается снижение смертности от основных причин: от болезней органов кровообращения - на 29,3% (с 1274,8 до 901,4 на 100 тыс.), новообразований - на 4,1% (с 229,6 до 220,1 на 100 тыс.), от внешних причин - на 42% (с 227,6 до 132,7 на 100 тыс.), туберкулеза - на 62,3% (с 21,8 до 8,22 на 100 тыс.). Материнская смертность сократилась на 66% (с 30 до 10,3 на 100 тыс. родившихся живыми). Младенческая смертность сократилась с 2005 по 2011 годы на 44,4% (с 12,6 до 7 на 1000 родившихся живыми). В 2012 году показатель младенческой смертности составил 8,8 на 1000 родившихся живыми в связи с изменением системы регистрации.

Рис 2. Динамика рождаемости, смертности и естественной убыли населения Нижегородской области в 1989-2012 гг.12

Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 63,4 до 68,9 лет.

В 2012 году впервые с 2003 года произошло снижение заболеваемости населения: как распространенности заболеваний (на 2,2%), так и первичной заболеваемости (на 1,8%).

Сочетание снижения показателей смертности и заболеваемости населения свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий, проводимых Правительством Нижегородской области.

В структуре заболеваемости на первом месте, по-прежнему, болезни органов дыхания, далее идут болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы, болезни мочеполовой системы, травмы и отравления.

Позитивным изменениям способствовали значительные инвестиции государства в здравоохранение в виде реализации крупномасштабных проектов:

- на федеральном уровне:  

1) приоритетный национальный проект "Здоровье";

2) федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы) ";

3) программа модернизации здравоохранения;

- на региональном уровне:

1) областные целевые программы:  

"Совершенствование службы родовспоможения  в Нижегородской области на 2007-2009 годы";

"Совершенствование кардиохирургической помощи населению Нижегородской области" на 2008 год";

"Предупреждение и борьбы с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011-2013 годы";

"Совершенствование медико-профилактической помощи и формирование здорового образа жизни" на 2011 год";

"Совершенствование онкологической помощи в Нижегородской области на 2011-2014 годы";

"Совершенствование медицинской наркологической помощи в Нижегородской области" на 2012-2015 годы";

"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2009-2012 годы";

"Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023 годы";

"Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области";

2) увеличение стоимости программы государственных гарантий с 9,5 млрд. руб. в 2005 году до 27,3 млрд. руб. в 2012 году;

3) в 2012 году в Нижегородской области продолжено создание сети физкультурно-оздоровительных комплексов, что способствует увеличению числа занимающихся физкультурой и спортом, особенно среди молодежи. Всего в области с 2007 года построено 24 ФОКа (при этом 3 ФОКа в рамках государственно-частного партнерства), в том числе, 3 ФОКа - в 2012 году. Проведены проектно-изыскательские работы по строительству ФОКов в 28 районных центрах. Данная работа будет продолжена. Запланировано построить по 1 ФОКу в каждом районе области и по 2 ФОКа в каждом районе г.Н.Новгорода.

Фондооснащенность лечебных учреждений на 01.01.2013 составила 13,8 тыс. руб. на 1 кв. м площади, фондовооруженность - практически 1,5 млн. руб. на 1 врача.

По состоянию на 01.01.2012 численность населения области составила 3 296 947 человек, в том числе, трудоспособного возраста - 1 975 070, или 59,9% (РФ - 60,9%), старше трудоспособного - 838 072, или 25,4% (РФ - 22,7%).

Доля детей 0-17 лет - 547620, или 16,6% (РФ - 19%).

Доля городского населения - 79%, сельского - 21%. Доля сельского населения в структуре населения Нижегородской области не снижается.

Такие показатели, как заболеваемость и смертность от туберкулеза, смертность от ДТП, материнская смертность в Нижегородской области лучше среднероссийских. Однако такие показатели, как рождаемость, смертность населения, в том числе, от болезней органов кровообращения, новообразований, младенческая смертность, заболеваемость населения, средняя ожидаемая продолжительность жизни хуже средне российских.13

Причинами, формирующими негативную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

1) высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

2) высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

3) низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;

4) несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование; низкое развитие стационарозамещающих технологий, неотложной медицинской помощи;

5) недостаток реабилитационных коек;

6) низкое развитие паллиативной медицинской помощи;

7) дефицит кадров;

8) недостаточное применение современных информационных технологий и телемедицины.

2.2. Эффективность их работы.

Оценивать эффективность работы здравоохранения стоит по ряду показателей: - объемы медицинской помощи;

- показатель младенческой смертности;

- диспансеризация детей и взрослых;

Вид помощи по условиям осуществления

Норматив

Утверждено

Отклонение (%)

Отклонение (коек)

Дневной стационар

0,665

0,665

=

Стационар

Перед планированием на 2014 год имели 0,256

+30%

+4983 коек

0,197

0,218

+11%

+2709

2276

Итак, объем медицинской помощи.

Показатель младенческой смертности.

2009

2010

2011

2012

2013

Нижегородская

Область

8,8

8,0

7,0

8,9

8,4

Диспансеризация детей.

показатель

План

Факт

%

План на 2014 год

Объем диспансеризации в 2013 году

231 870

216 649

93,4

191 971

Диспансеризация взрослого населения.

Показатель

План

Исполнение

План на 2014 год

МЗ НО

ТФ ОМС НО

Объем диспансеризации в 2013 году

336 000

101,06%

92,83%

613 033

Следует отметить, что по таким показателям как диспансеризация детей, результат более чем положительный. Диспансеризация взрослого населения превышает план на 1,06%.14

На конец 2012 года предоставление пожилым гражданам и инвалидам жизненно важных социальных услуг в Нижегородской области осуществляли 133 учреждения социального обслуживания:
- 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 570 мест.
В структуре центров социального обслуживания населения ведут работу более 600 различных подразделений, в том числе 7 специализированных домов, 42 отделения дневного пребывания.
Все учреждения социального обслуживания имеют лицензии на все виды своей деятельности, требующие лицензирования.
Выстроенная система предоставления услуг от специалистов по социальной работе учреждений социального обслуживания, работающих при сельских администрациях, до министерства социальной политики Нижегородской области позволяет оперативно решать проблемы граждан. Ежегодно учреждениями на постоянной основе обслуживается 105-110 тысяч граждан пожилого возраста.

Деятельность системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 5 мая 2005 года № 40-ФЗ "О государственном социальном обслуживании населения"15, нормативных правовых актов Правительства Нижегородской области и локальных актов министерства социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство).
Учреждения располагаются в 237 зданиях (без вспомогательных и хозяйственных сооружений), из них только 9 построены по типовым либо индивидуальным проектам, отвечающим требованиям законодательства социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, остальные здания являются приспособленными к нормативам социального обслуживания. Более половины из них имеют амортизационный износ более 60 процентов.
   В этой связи основной задачей является обеспечение безопасности проживающих в учреждениях граждан, выполнение предписаний надзорных органов.
На реализацию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пожилых граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания (противопожарная безопасность, санитарно-гигиенические работы, мероприятия по личной безопасности), в 2011-2013 годах направлено более 88 млн. руб.
В период с 2006 года по 2013 год обеспеченность граждан пожилого возраста и инвалидов местами для предоставления гарантированных социальных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания возросла с 118,5 до 122,9 мест на 10000 населения. Рост индикатора составил 4,4 места на 10000 населения.
За этот же период существенно возросла доля граждан пожилого возраста, получающих наиболее востребованные социально-медицинские и социально-реабилитационные услуги. К 2013 году доля пенсионеров, получивших данные услуги, возросла с 0,7% до 4,31% от общей численности пенсионеров.

Данные результаты стали следствием проведения Министерством следующих мероприятий:
1) Прием в 2005 году из муниципальной в государственную собственность учреждений социального обслуживания населения.
Это позволило проводить целенаправленную работу по обеспечению доступности социальных услуг во всех городах и районах области и повышению их качества (выравнивание уровня материально-технического обеспечения и организации предоставления услуг до среднеобластных показателей).
      Активизировалась работа по оптимизации размещения учреждений, их структуры, регулированию объемов услуг, предоставляемых различными типами учреждений социального обслуживания.
В результате проведенной работы открыты 3 учреждения социального обслуживания инвалидов на 125 мест, открыт Навашинский психоневрологический интернат на 75 коек, введены 2 новых стационарных корпуса в 2 учреждениях на 99 мест, введено дополнительно 35 мест в Кузьмиярском психоневрологическом интернате, открыты 4 специализированных жилых дома для ветеранов и инвалидов с общим количеством 100 квартир, 3 отделения дневного пребывания на 80 мест, 2 социально-реабилитационных отделения на 50 мест и создано 18 отделений социально-медицинского обслуживания на дому на 1721 место в центрах социального обслуживания населения.
2) Разработка и принятие Схемы развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2011 года № 134 "Об утверждении схемы развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года"утверждена схема развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года (далее - Схема).
Основной целью разработки Схемы является обеспечение потребности населения Нижегородской области в предоставляемых учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов услугах.16
      В первоочередном порядке предполагается создание дополнительных мест стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, а также для немобильных и маломобильных категорий граждан.
Схемой определен с 2016 года переход от реконструкции приспособленных зданий к строительству новых типовых зданий для учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, как наиболее социально-экономический эффективный путь обеспечения соблюдения установленных действующим законодательством требований к размещению и устройству учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Реализация Схемы позволит ликвидировать очередность на стационарное социальное обслуживание, повысить качество предоставляемых услуг и обеспечить комплексную безопасность социальных учреждений. 
В последние 6 лет в Нижегородской области наблюдается рост очередности на зачисление граждан в психоневрологические интернаты и в дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа из немобильных и маломобильных граждан. На 01.01.2014 года очередь в психоневрологические интернаты составляла 411 человек, в дома-интернаты - 72 человека. Общая очередь на помещение в стационарные учреждения для взрослого населения на 01.01.2014 года составила 483 человека. 
      Учитывая ежегодную динамику роста очередности на зачисление в стационарные учреждения, увеличение населения старше трудоспособного возраста, а также увеличение продолжительности жизни, потребность Нижегородской области в стационарном обслуживании позволит обеспечить увеличение коечности в стационарных учреждениях (общего типа и психоневрологического профиля) на 1100 мест. При этом общая коечность будет составлять 8000 мест, что соответствует показателю 24,74 места на 10000 населения. 
      Социальный норматив по обеспеченности местами в стационарных учреждениях для взрослого населения (30 мест на 10 тысяч населения), утвержденный распоряжением  Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р "О социальных нормативах и нормах", считаем чрезмерным и его достижение в Нижегородской области нецелесообразным.
      Социальный норматив по обеспеченности местами в стационарных учреждениях для детей-инвалидов (20 мест на 10 тысяч населения) считаем чрезмерным и его достижение в Нижегородской области нецелесообразным, так как имеющаяся обеспеченность в 1,5 места на 10 тыс. населения полностью удовлетворяет нужды Нижегородской области. В настоящее время в системе социальной защиты населения Нижегородской области функционирует три детских дома-интерната для умственно отсталых детей с общим количеством койко-мест 486. На 1 января  2014 года в детских домах-интернах занято 388 мест, свободно - 98 мест.17
      В последние десять лет в Нижегородской области происходит снижение общего количества детей-инвалидов, что подтверждается данными Социального паспорта Нижегородской области (по данным на январь 2004 года количество детей-инвалидов составляло 13,9 тысяч человек, на январь 2014 года количество детей-инвалидов составляло 9 тыс. человек). Одновременно со снижением общего количества детей-инвалидов происходит снижение количества детей-инвалидов, страдающих выраженной психоневрологической патологией и нуждающихся в стационарном социальном обслуживании. Таким образом, с учетом сложившейся в области демографической ситуации резкого увеличения количества детей-инвалидов не прогнозируется.
     Кроме того, ежегодно в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей 30-40 воспитанников достигают восемнадцатилетнего возраста и освобождают места в учреждениях для размещения несовершеннолетних граждан.
В целях повышения качества обслуживания, создания оптимальных условий для проживания обслуживаемых учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов целенаправленно проводят работу по расширению спектра социальных услуг, не входящих в перечень гарантированных социальных услуг (дополнительные услуги). Учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется более 20 видов дополнительных услуг.
В настоящее время в среднем до 50 процентов компьютерной техники, оргтехники, оборудования, до 30 процентов автотранспорта закупается за счет средств, полученных от платы за предоставление гарантированных и дополнительных социальных услуг.


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Система здравоохранения характеризуется наличием комплекса глубоких экономических проблем, которые воспроизводятся на протяжении последних десяти лет:

– финансовая необеспеченность государственных гарантий медицинской помощи населению;

– незавершенность введения системы обязательного медицинского страхования;

– существенное территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи;

– отсутствие экономических механизмов, побуждающих участников системы здравоохранения к росту эффективности использования общественных ресурсов.18

Размеры государственного финансирования здравоохранения, сократившиеся более чем на треть в 90-е годы, стали увеличиваться с 2000 года, но не достигли уровня пятнадцатилетней давности. Произошел разрыв между декларируемыми и реальными экономическими условиями получения медицинской помощи. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на самих граждан и работодателей. Расходы населения на лекарственные средства и медицинские услуги устойчиво растут высокими темпами. Нарастание платности медицинской помощи усиливается, несмотря на рост государственного финансирования в последние годы. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской помощи. В наибольшей мере от этого страдают малообеспеченные слои населения. Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении качественной медицинской помощи.

Проблема усугубляется тем, что подходы к финансированию государственных гарантий оказания медицинской помощи населению не позволяют четко определить зависимость оплаты и качества помощи, которая должна бесплатно предоставляться гражданам. Ссылки на недостаточность государственного финансирования здравоохранения и на неисполнимость декларативных правил бесплатного медицинского обеспечения используются медицинскими работниками и руководителями здравоохранения в качестве оправдания снижения качества медицинских услуг и предоставления за плату услуг, которые реально должны быть оказаны для граждан бесплатно. Поэтому без конкретизации государственных гарантий медицинской помощи, разграничения медицинской помощи на бесплатные и платные медицинские услуги уже нельзя рассчитывать на то, что проблему разрыва между гарантиями и их финансовым обеспечением можно решить лишь путем увеличения размеров государственного финансирования здравоохранения.19

Существующая система обязательного медицинского страхования (ОМС) имеет целый ряд серьезных изъянов, преодоление которых требует изменений самой модели ее существования.

Главным изъяном является несбалансированность программ ОМС с размерами страховых платежей. Система ОМС аккумулирует лишь 41,9% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения.

Эта проблема порождена прежде всего невыполнением субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме. Правда, в последние годы обозначилась тенденция увеличения размеров взносов за неработающее население, но это кардинально не меняет ситуации.

Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались первоначальные ожидания появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей их активность в защите прав застрахованных и оптимизации размещения заказов среди медицинских организаций.

Таким образом, серьезной проблемой обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи является значительная дифференциация размеров государственного финансирования здравоохранения. Существующие экономические механизмы в системе здравоохранения не создают у ее участников стимулов к повышению эффективности использования общественных ресурсов.

Модернизация системы здравоохранения неизбежна. Главное в модернизации российского здравоохранения – системность преобразований и постепенность их осуществления. Конечной целью является повышение доступности и качества медицинской помощи дляшироких слоев населения.

Реформирование систем здравоохранения и обязательного медицинского страхованиянеосуществимо без прогрессивных экономических методов управления,включая анализ эффективности использования имеющихся ресурсов.

В сложных условиях проведения реформы в здравоохранении первостепенное значение приобретают принципы программно-целевого планирования и финансирования отрасли:

– соответствие выполняемых полномочий (функций) их финансовому наполнению накаждом уровне управления;

– обеспечение непрерывности и преемственности полномочий;

– оптимизация бюджетных расходов;

– бюджетирование, ориентированное на результат;

– реструктуризация подведомственных учреждений в целях эффективного использования имеющихся ресурсов.

Реализация этих принципов возможна лишь при увеличении расходов на здравоохранение.

Увеличение расходов на здравоохранение позволит обеспечить:

– преодоление отставания средней заработной платы работников здравоохранения от средней по области  (необходимо увеличить расходы на оплату труда в 2,4 раза, что позволит повысить реальную заработную плату в 1,6 раза);

– соблюдение государственных гарантий бесплатного лекарственного обеспечения граждан.

В результате можно будет осуществить бесплатное лекарственное обеспечение пациентов в стационарах и значительное улучшение лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях;

– замену изношенного медицинского оборудования, ремонт зданий и сооружений, первостепенное приобретение необходимого оснащения первичного звена оказания медицинской помощи (в первую очередь для общей врачебной практики) за счет увеличенияинвестиционных затрат в реальном исчислении в 2,4 раза;

– увеличение расходов на лечебное питание больных в стационаре в реальном исчислении в 2,9 раза (с 34 рублей в 2004 году до 100 рублей на одного больного в деньв сопоставимых ценах).

Данный вариант оптимизационного прогноза предусматривает увеличение затрат наодин койко-день стационарного лечения одного больного в среднем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из данной курсовой работы ясно, что система здравоохранения представляет собой социально-экономический институт государства по оказанию населению медицинской помощи и проведению медико-профилактических мероприятий.

Стратегической целью системы здравоохранения является охрана и улучшения здоровья каждого гражданина Российской Федерации.
Основная задача здравоохранения обеспечить квалифицированную медицинскую помощь доступной всему населению Российской Федерации.

Отрасль здравоохранения в настоящее время переживает переходный период, начавшийся вместе с коренными изменениями во всех сферах жизни государства более десяти лет назад, что, разумеется, не могло сказаться на качестве функционирования системы здравоохранения как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов. Наряду с этим резко ухудшилась медико-демографическая ситуация в стране, ощутимо снизился жизненный уровень большей части населения.

В системе здравоохранения имеются глубокие экономические проблемы, которые воспроизводятся на протяжении последних десяти лет. Главной из которых является финансовая необеспеченность государственных гарантий медицинской помощи населению. Финансирование государственных гарантии оказаний медицинской помощи населению не позволяет четко определить зависимость оплаты и качество помощи, которая должна бесплатно предоставляться гражданам.

К примеру можно взять то, что с 1 января 2015 года  выезд скорой помощи и вызов лечащего врача будет платным. Этого можно избежать заполнив заявление, взяв его в регистратуре. Отсюда вопрос, зачем нам страховые полюса? Отсюда становится понятным, что финансирование здравоохранения не справляется с поставленным бюджетом, и они хотят его покрыть за счет граждан.

Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались первоначальные ожидания появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей их активность в защите прав застрахованных и оптимизации размещения заказов среди медицинских организаций.

Модернизация системы здравоохранения неизбежна. Главное в модернизации российского здравоохранения – системность преобразований и постепенность их осуществления. Конечной целью является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопян А.С. Институты здравоохранения и проблемы неопределенности// Общественные науки и современность. 2009 №2 – 224 с.

2.  Артюхов И. П.Экономический анализ медицинских учреждений М.,2009. – 395 с.

3.  Баранов А.А. Формирование государственной политики в области здравоохранения в РФ: проблемы и решения 2010 г. – 205 с.

4.  Вишнякова Н. И., Миняев Основы экономики здравоохранения. М.,2009. – 655 с.

5. Гиляревский С.Р. Современные принципы анализа экономической эффективности медицинских вмешательств// Экономика здравоохранения, 2011, №9 – 520 с.

6. Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 года № 40-ФЗ "О государственном социальном обслуживании населения".

7. Ковалевский М.А. Правовой статус территориальных фондов обязательного медицинского страхования и проблемы уплаты страховых взносов (платежей) органами местного самоуправления. М.: Федеральный фонд ОМС. 2008.

8. Козлов А.В., Нестеренко Е.И., Полунина Н.В. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе//Экономика здравоохранения, 2010, №1 – 224 с.

9. Конституция РФ

10. Корчагин Ю.А. Три основные проблемы России, её регионов и механизмы их решения. /Ю.А. Корчагин. Монография. – Воронеж: ЦИРЭ 2007. – 231 с.

11. Кучеренко В.З. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. С.-Птб., 2008.

12. «Организация медицинской помощи в Российской Федерации», изд.: Поликлиника, 2009 г.

13. Постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2011 года № 134 "Об утверждении схемы развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года"

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"

15. Распоряжение  Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р "О социальных нормативах и нормах"

16.  Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2011: Стат. Сб. / Госкомстат России. – М., 2011.

17.  Стародубов В.И. Приоритеты развития здравоохранения 2008. – 156 с.

18. Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др. Экономика и управление здравоохранением. М. 2010.

19. Шевченко Ю.Л. Правовые основы здравоохранения в России. М., 2011.

20. Шиленко Ю.В., Райзберг Б.А., Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. М., 2012. – 198 с.

21. http://government-nnov.ru/

22. http://zdrav-nnov.ru/

3  Вишнякова Н. И., Миняев Основы экономики здравоохранения. М.,2009.

4  Вишнякова Н. И., Миняев Основы экономики здравоохранения. М.,2009.

5 Конституция РФ

6 Конституция РФ (пп.«д», «е», «ж» ст. 72)

7 Баранов А.А. Формирование государственной политики в области здравоохранения в РФ: проблемы и решения 2010 г.

8 Шевченко Ю.Л. Правовые основы здравоохранения в России. М., 2011.

9 http://zdrav-nnov.ru/

10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

13 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

14 http://government-nnov.ru/

15 Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 года № 40-ФЗ "О государственном социальном обслуживании населения".

16 Постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2011 года № 134 "Об утверждении схемы развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года"

17 Распоряжение  Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р "О социальных нормативах и нормах"

18 Шиленко Ю.В., Райзберг Б.А., Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. М., 2012.

19 Корчагин Ю.А. Три основные проблемы России, её регионов и механизмы их решения. /Ю.А.

Корчагин. Монография. – Воронеж: ЦИРЭ 2007.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55349. МОЄ СЕРЦЕ ВІДКРИТЕ ДЛЯ ДОБРА 304.5 KB
  Мета проекту: привернути увагу учнів Манвелівської школи, батьків, вчителів до проблем соціально-незахищених категорій населення сіл Манвелівка, Нововасильківка, Красне, Зоря, Іванівка та поліпшення умов їх життя;
55350. Край, у якому ти живеш. Старожитня Кам’янка 5.42 MB
  Мета: збагачувати знання учнів про рідний край, а також активний словниковий запас учнів; пробудити інтерес до вивчення історії Кам’янки; розширити знання про історичне минуле рідного краю;...
55352. Я ХОЧУ БІЛЬШЕ ЗНАТИ ПРО МОЮ БАТЬКІВЩИНУ - УКРАЇНУ 67 KB
  За кількістю учасників: груповий За характером контактів: зовнішній. привчати дітей самостійно працювати в бібліотеці; Очікувані результати Учні навчаться знаходити необхідну інформацію в бібліотеці та навчаться працювати з каталогами;
55353. Зимующие птицы Донбасса 399 KB
  Проблемные вопросы: Как живут птицы зимой Что мы знаем о зимующих птицах Донбасса Как реально помочь птицам зимой Учебные вопросы: Чем питаются зимующие птицы Почему птицы улетают на зиму в теплые края Какие птицы остаются зимовать в нашем городе Есть ли разница во внешнем виде...
55354. Чарівний світ Наталі Забіли 136 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися –самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної дотримуватися норм мовленнєвої культури зв’язно висловлюватися в контексті змісту вникати в суть прочитаного...
55355. Енергозбереження в школі: крок за кроком 646 KB
  Виключаючи світло там, де воно непотрібне, та використовуючи енергозберігаючі технології, можна економити власні кошти та зменшувати негативний вплив на природу. В побуті енергозберігаючі методи допомагають зберігати до 30% енергії.
55356. МІЙ КРАЙ – МОЯ ІСТОРІЯ ЖИВА 488.5 KB
  Дана робота містить методичні та учнівські матеріали з теми проекту. Цей творчий проект формує навички групової та колективної роботи, виховує в учнях полікультурні, загальнолюдські інності як основи формування громадянина–патріота Батьківщини.
55357. Перлини рідної мови 584 KB
  Мета: формувати соціальну компетентність; зацікавити учнів інформаційно-творчим проектом, навчати дітей збирати фольклорний матеріал, співпрацювати в групі, визначати коло обов’язків, привчати відповідально відноситися до своїх обов’язків...