8499

Древнеиндийская философия

Реферат

Логика и философия

Древнеиндийская философия Индийская культура является одной из самых древних на Земле. Древнейшие письменные источники датируются III тысячелетием до н.э. Чаще всего тексты высекались на камне, металлических пластинах, дереве, а также на керамике. ...

Русский

2013-02-12

134 KB

0 чел.

Древнеиндийская философия

Индийская культура является одной из самых древних на Земле. Древнейшие письменные источники датируются III тысячелетием до н.э. Чаще всего тексты высекались на камне, металлических пластинах, дереве, а также на керамике. Постепенно, по мере развития культуры, мифологические сюжеты в древнейших книгах сменяются рассуждениями, указывающими на попытки выработать последовательный взгляд на мир и его отдельные стороны. С этого времени можно говорить о собственно философских концепциях индийских мыслителей.

Индийская философия в своём историческом развитии подразделяется на 3 периода.

ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (XVIVI ее. до н.э.)

Веды (санскр.- знание) - священные книги брахманов, древнейшие письменные источники по философии Индии. Они состоят из четырёх сборников, в состав которых входят: гимны, жертвенные песни, жертвенные изречения и песни-заклинания. Ведам приписывают божественное происхождение, они написаны на языке санскрит 3 -3.5 тысячи лет назад. Начиная с Х века до н.э. к ведам присоединяются комментарии и дополнения:

• брахманы (букв. " комментарий к веде "), - написанные для жрецов:

• араньяки (букв. " лесные тексты "), - написанные для отшельников, живших в лесах;

• упанишады ( букв. '' окончание вед "), - тайное философское учение, приписываемое легендарным мудрецам.

Всё это вместе взятое и составляет корпус ведической литературы. Уже к ведам восходят такие основные понятия индийской философии, как брахман, атман и другие. Атман (санскр.- дыхание, душа. я сам) - всепроиикающее субъективное, духовное начало, "я". Брахман (санскр. - священная сила) - высшая объективная реальность, безличное духовное начало, из которого создан мир. Эти понятия с одной стороны противопоставляются друг другу, как объект и субъект познания, с другой стороны, поскольку брахман осознаёт себя в процессе познания, он сам в конце концов становится атманом. Всё, что есть в мире, находится в брахмане и разрушается, растворяясь в брахмане. Он может быть познан через высшую интуицию. На высшем уровне его познания, когда субъект сливается с объектом познания, достигается высочайшее блаженство. Брахман двойственен, с одной стороны, это его реальная составляющая (бесконечное сознание самого себя), с другой - это то временное, что создано его магической силою. Брахман определяется обычно через отрицание - "не это. не это и не это". Если мы отождествляем тело человека с атманом, то брахманом является космос в целом, если же под атманом мы подразумеваем духовное начало в человеке (его мысленное "я"), то брахман - это мировая душа. Непреходящее в атмане - чистое сознание и раскрывается оно через самопознание, которое и есть. одновременно, познание бога.

На ведической литературе базируется господствующая в Индии религия брахманизма (учение брахманов), выступающая в настоящее время в форме индуизма. Согласно брахманизму, мир создаётся богом Брахмой из несотворенного первовещества и мир в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Древние мифы рассказывают о возникновении из космического первочеловека (Пуруши) общественных групп (варн), положившим начало кастовому строю в Индии. В легенде говорится о том, что изо рта Пуруши возникли брахманы (жрецы), из рук - кшатрии (воины), из бедер - вайшьи (торговцы), из ступней - шудры (низшее сословие). Брахманизм требует уважать и соблюдать принцип кастовости и уже в VI веке до н.э. в "Законах Ману" закрепляет обязанности и нормы поведения людей разных каст.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V в. до н.э. — V в. н.э. )

Согласно традиционным принципам классификации школ и систем индийской философии, их разделяют на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные. К ортодоксальным системам, которые являются шестью равноправными способами воззрения (даршана), принятыми в брахманизме, относятся школы: ньяя. вайшешика. санкхья. йога. веданта и миманса.

Ньяя

Ньяя (санскр. - правило, метод, логическое заключение) - школа, созданная мудрецом Готамой в III в. до н.э. Эта философская система занималась в основном разработкой теории познания, основывающейся на законах логики. Она выделяет четыре источника познания. Первии - восприятие, которое мы получаем в результате связи объектов с нашими органами чувств, и которое в свою очередь делится на 2 вида: внешнее (через органы чувств) и внутреннее (при помощи ума); второй - вывод или познание через характерные признаки объекта: третий - сравнение или познание при помощи соотнесения одного объекта с другим, похожим на него; четвертый - доказательство или познание, основанное на вере в истинность знания авторитетных лиц.

Объектами познания для человека являются: наше индивидуальное "я", чувства и объекты чувств, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства боли и удовольствия, страдание и свобода от страданий.

Согласно школе ньяя, материальный мир существует объективно и не зависит от источников познания. Он сотворён богом из вечных атомов пространства, времени. душ, умов и эфира.

Наше "я" отлично от тела и ума. Тело состоит из материи, а ум - из более тонкой и вечной субстанции. Наше индивидуальное "я" является особои субстанцией, которая порождает сознание при контактах пяти органов чувств с объектами познания. Сознание не является неотъемлемым свойством нашего "я".

Каждое индивидуальное "я" имеет свободную волю для творчества, но не может занять место творца из-за ограниченных сил и знаний. В качестве главной цели ньяя выдвигает освобождение "я" от индивидуального сознания, которое его ограничивает. и это освобождение должно привести к прекращению всех земных мучений.

Вайшешика

Основателем школы вайшешиков (санскр. - различие, особенность) является Канада (III в. до н.э.). Вайшешика есть идеалистическая и теистическая система, близкая к системе ньяя. Она исходит из признания объективного существования двух миров - сверхчувственного и чувственного. К рассмотрению сверхчувственного мира она подходит с дуалистических позиций, а к рассмотрению чувственного мира - с позиций материалистических. Вайшешика признаёт существование семи видов реальности. Положительные виды: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность: а гакже один отрицательный вид реальности.

Четыре основных вида субстанций (земля, вода, свет и воздух) лежат в основе развития чувственного мира. Атомы этих субстанций неподвижны, инертны и лишены внутреннего движения. Атомов бесчисленное множество и они вечны. Движение атомов вызывается внешней причиной (соединение, разъединение, механическое перемещение). Каждый атом отличается от другого внутренними особенностями. Первопричиной всех атомов является невидимая причина, действующая по закону кармы. Мышление человека - это продукт взаимодействия атомов. Пятая субстанция - эфир - не имеет атомистического строения, он заполняет пустое пространство между атомами. Кроме перечисленных пяти субстанций существует ещё четыре: время, пространство, душа и ум. Субстанциям присущи 24 вида качеств.

Конечной целью этой системы провозглашается освобождение индивидуального "я" от оков материального мира.

Санкхья

Философскую систему санкхья (санскр.- расчет, перечисление) создал философ Капила (VI - V вв. до н.э.). В основании мира, по Капиле, лежат две независимые друг от друга реальности - пуруша и пракрита. Пракрита (санскр. - природа, характер вещи) - это материя в её нерасчленённом состоянии. Вечная и несводимая к конкретным элементам, пракрити включает в себя и грубоматериальные элементы и тонкоматериаль-ные (чувства, субстанцию ума). Пурушей (санскр. - человек) иногда называют внутреннее начало человека, идентичное атману, а иногда так обозначают мифологического первочеловека, из тела которого возникла вселенная. Пуруша - это начало духовное. несводимое к чувствам и уму конкретного человека.

Материя (пракрити) состоит из трёх гун (санскр., - качество) или наиболее существенных характеристик вещи. Гуна "саттва" отвечает за положительные качества вещи, ума и т.д. Гуна "раджас" представляет собой деятельное начало (энергию). Гупа "тамас" обозначает пассивные, отрицательные качества. Любое явление может быть охарактеризовано как преобладание той или иной гуны. Так, преобладание гуны "раджас" (над остальными гунами) ведет к страданию. Гуны есть во всём и они находятся в процессе постоянного изменения. К заключению о сушествовании гун мы приходим тогда, когда испытываем удовольствие, страдание или безразлично относимся к чему-либо. При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается и они. соединяясь в различных комбинациях и пропорциях, образовывают весь мир объектов. Первым продуктом этого соединения является субстанция всех умственных процессов (буддхи), а затем уже из неё возникает второй продукт этой эволюции - "я" (принцип индивидуальности). Особое место в этом процессе занимает так называемое "тонкое тело" - посредник между пурушей и физическим телом, которое чувствует и страдает. Пуруша (индивидуальное ''я") пассивно, по обладает сознанием, составляющим ее сущность. Освобождение означает для Пуруши процесс осознания своего отличия от деятельности гун, что приводит, в свою очередь, к завершению "эволюционной игры" и прекращению рождений и смертей.

Согласно санкхье, материя существует в двух самостоятельных формах: общей и единичной. Материя первой формы (общее) - это субстанция, в которой гуны находятся в состоянии равновесия, а потому она бескачественна, что лишает человека возможности воспринимать её с помощью органов чувств. Следовательно, она непознаваема, но непознаваема из-за тонкости, а не из-за несуществования. Материя второй формы (единичное) - это бесконечное количество движущихся и развивающихся в пространстве и во времени предметов, явлений, событий. Это единичное доступно органам чувств и познаваемо.

В отличие от атмана, говорил Капила, пуруша ничего не создаёт, оно лишь пассивный свидетель, а активна только пракрити. Пракрита, в процессе спонтанного развития, входит в соприкосновение с пурушей, и в конечном счёте познаёт себя. Пуруша полностью лишен  способности самопознания. Санкхья считает причиной этого мира материю. Вселенная есть результат видоизменения материи, и, следовательно, мир не создавался и у него не быдо создателя.

Буддхи (санскр. - бодрствовать, познавать, замечать) субстанция умственных процессов - доставляет пуруше результаты чувственного восприятия и извлекает для неё, из всей сферы опыта, удовольствие. У буддхи, как порождения материи (пракрити), вообще нет сознания. Кроме чувственного познания в санкхье говорится и о познании через логические умозаключения и авторитетные свидетельства.

Согласно санкхье, всякое явление имеет свою причину и её следствие всегда пребывает в причине - у них одна основа. Следствие существует в причине ещё до своего проявления и. следовательно, беспричинных явлений нет. Беспричинна лишь "причина всех причин и следствий" - пракрити.

Йога

Автором первого крупного произведения по йоге (санскр. - соединение, сочетание, стягивание) является Патанджали (II в. до н.э.). По существу йога является не философией, а комплексом приёмов для достижения особого духовного состояния, построенном на методологической основе философии санкхьи. Иногда йогу называют теистической санкхьей, потому что она признаёт бытие бога. Согласно системе йоги, материальные и духовные начала могут входить во взаимосвязи между собой, "проникать" друг в друга, образуя при этом бесконечно разнообразные формы, качества и системы, среди которых одной из сложнейших является человек. Индивидуальная человеческая душа, как частица абсолютного духовного начала (атмана), бессмертна. Рождение и смерть, с этой точки зрения, следует рассматривать как изменения в материи, а не как изменения в нас. Смерти нет, а есть лишь бесконечно большой круг перевоплощений души, который при известных обстоятельствах может прекратиться. Для этого нужно прекратить все проявления ума (читты), т.е. остановить все индивидуальные ментальные процессы, которые представляются в виде волн на поверхности читты. При этом происходит освобождение (мокша) от материи и соединение с абсолютным духовным началом.

В практике йоги выделяют восемь этапов, проходимых последовательно:

• яма - ступень, состоящая из пяти правил (никому не вредить мыслью, словом или действием; не быть корыстолюбивым ни мыслью, ни словом, ни действием: полное целомудрие мысли, слов и действий: не иметь лишних вещей и не принимать даров: полная правдивость);

• нияма - уход за телом (ежедневное купание, питание и т.д.);

• асана - положение тела (прямая спина и др.):

• пранаяма - удерживать дыхание, чтобы управлять жизненной энергией (драной);

• пратьяхара - направлять ум внутрь себя и удерживать от всего внешнего:

• дхарана - сосредоточение на каком-либо предмете;

• дхьяна - созерцание, медитация (иногда её называют буддийской йогой);

• самадхи - озарение (конечная цель йоги).

Бог, как он понимается в йоге, есть абсолютный дух, правящий миром: вечный, всепроникающий, всемогущий и всезнающий. Конечной целью йоги является слияние ума и созерцаемого им объекта, в процессе которого происходит прекращение всех модификаций ума и наступает полное безмыслие и всеведение.

Различают хатха-йогу. т.е. йогу физических и дыхательных упражнений, и более высокую ступень, имеющую дело с установлением контроля над мыслительными процессами - раджа-йогу. В XX веке свою систему йоги разрабатывают индийский философ Ауробиндо Гхош (1872-1950). В его системе интегральной йоги особый упор делается на реализацию божественного начала в человеке в процессе духовной практики.

Веданта

Основные положения веданты (санскр. - окончание вед) изложил Бадараяна (V в. до н.э.). Она является наиболее влиятельной из шести ортодоксальных систем индийской философии и представляет собой систематизированное изложение учения упанишад. В зависимости от решения вопроса об отношении атмана и брахмана веданта разбивается на три главных направления: последовательный монизм, ограниченный монизм и дуализм. Особое влияние на индийскую мысль оказал последовательный монизм (адвайта-веданта) философа Шанкары.

Адвайта (санскр. - недвойсгвенность) утверждает, что все есть единый бог и в нем. как и в материи, нет множественности; множественность иллюзорна и порождена авидьей. Авидья (санскр. - отсутствие знания) - одно из основных понятий индийской философии, означающее исходное внутреннее затемнение сознания, неведение и невежество. Авидья есть субъективный, а майя, соответственно,  объективный аспект незнания. Согласно Шанкаре, существуют как бы два мира: мир брахмана - целостный и бесконечный и мир иллюзорный - раздробленный на части, множественный и конечный. Именно авидья порождает ложное чувство "я", и из-за неё человек стремится не к истинным вечным ценностям, а к ценностям преходящим. Чувство "я" является причиной оторванности индивида от мира и оно порождает кармическую зависимость.

Неминуемое несовершенство конечного сознания исправляется в процессе его расширения. В системе Шанкары истинное знание приобретается не путём изучения отдельных конечных предметов, а путем контроля над чувствами, привязывающими нас к отдельным предметам и через размышления над тем Единым, что стоит за всем конечным, отдельным и временным, а, следовательно, и нереальным.

Согласно адвайта-веданте, порожденный богом мир не есть сущность бога, а лишь майя, т.е. видимость, возникающая под действием магической силы сотворения феноменального мира. В позднейших системах (тантризм и шактизм) майя рассматривается как энергия бога. Майя. в отличие от незнания, вечна и связана с авидьей как брахман связан с атманом. Связь между брахманом и нашим миром в философии Шанкары следует рассматривать не как отношение целого и его частей, а как отношение предмета и его свойств.

В философии Шанкары реальность разделяется на уровни: уровень высшей истины, которому соответствует брахман без определённых качеств и тождественный атману: уровень эмпирического мира. которому соответствуют индивидуальные души (джива) и персонифицированный бог-творец (Ишвара). Дживы второго уровня изначально тождественны высшему брахману, но под влиянием неведения отождествляют себя с физическим телом и "своими"психическими состояниями.

В XIX - XX вв. широкое распространение идей веданты связано с деятельностью индийского мыслителя Рамакришны (1834-1886), объявившего философию Шанкары сверхфилософией, а также с деятельностью его ученика Вивеканавды (1862-1902).

Система миманса

Система миманса (санскр. - размышление, исследование) основана Джаймини (III в. до н.э.). Последователи мимансы избрали в качестве своей главной цели оправдание ведийского ритуализма. Веды, с их точки зрения, полностью свободны от ошибок, так как не являются литературным произведением какого-либо автора. Авторами было создано оригинальное учение о первоначальных, вечно существующих звуках, как особых субстанциях. Речь человека лишь выявляет эти субстанции, а не производит их. Знание, которое несут эти звуки, и запечатленное в ведах, абсолютно истинно и вечно.

Философия мимансы имеет тщательно разработанную теорию познания. Согласно этой системе, душа, находящаяся в теле, получает знания через пять различных источников: восприятие, вывод, сравнение, свидетельство, постулирование. В этой философской школе не отрицается реальность существования материального мира и мир создаётся не богом, а при помощи космического закона кармы, из атомов. Душа здесь понимается как вечная субстанция, не умирающая со смертью физического тела.

В школе миманса утвердилось представление о том, что от исполнения религиозных обрядов в человеке накапливается особая сила, приносящая благие плоды в будущем.

В современной Индии принципы, сформулированные мимансой, используют для обоснования правовых норм и применяют в различных областях юриспруденции.

Буддизм

В неортодоксальные системы индийской философии входят: материалистическая система локаята-чарвака, буддизм и джайнизм. Мы подробнее остановимся на философской системе буддизма, который является одной из трёх мировых религий и насчитывает более 400 миллионов приверженцев.

Основателем буддизма является царевич Гаутама Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.). прозванный Буддой (санскр. - просветлённый). В мире насчитывается пять древних биографий Будды, согласно которым свою религиозную систему он стал создавать после того. как встретил тяжелобольного человека, дряхлого старика, похоронную процессию и монаха. С тех пор Будда хорошо стал понимать всю глубину страданий земной жизни: рождение человека связано со страданием: расстройство здоровья - это страдание: старость и смерть - это страдание: соприкосновение с неприятным - это страдание: разлука с приятным - это страдание; не обладание желанным - страдание. После этого открытия Гаутама покидает свой дворец и становиться отшельником.

В 35-летнем возрасти, во время продолжительной медитации, Гаутама открывает причины земных страданий и путь освобождения от них. Путь, который мог избавить от страданий, есть знание четырёх благородных истин:

•  страдания возникают из постоянно возобновляющихся рождений и смертей:

• причина этих страданий в жажде удовлетворения грубоматериальных. земных желаний, влекущих за собою последующее рождение:

• прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного и расширенного сознания;

• путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование (для уничтожения причин бытия на земле) и в приближении к великой истине.

Путь к этой истине называется в буддизме срединным восьмеричным путем и включает в себя: правильное распознавание (что касается закона причинности); правильное мышление: правильную речь: правильное действие; правильную жизнь: правильный труд: правильное воспоминание и самодисциплину; правильную концентрацию.

Человек, проводящий в жизнь эти положения, освобождается от страданий земного бытия, являющегося следствием невежества, желаний и вожделений. Когда это освобождение осуществлено, достигается нирвана.

Нирвана, как и понятия кармы и дхармы, центральное понятие буддизма. Нирвана (санскр. - затухание) означает высшее состояние, характеризующееся ощущением всей полноты бытия. Это как бы суммирование всех радостей: полное, одномоментное удовлетворение всех мыслимых желаний. Это состояние вечного блаженства, в отличие от счастья, как ощущения, возникающего в процессе постепенного удовлетворения желаний. Состояние нирваны не поддаётся вербальному описанию. В космологии буддизма нирвана соответствует 31-му. высшему уровню существования живых существ. Из них: 11 уровней (включая и 5й - человеческий) относятся к чувственному миру, 16 - к миру форм и 4 уровня - к миру без форм, который ещё называют миром чистого сознания. По мере отрешения от грубоматериальных желаний, человек в очередных перерождениях переходт на всё более высокий уровень, пока не достигнет нирваны, после чего перерождения прекращаются.

Следующим важнейшим понятием буддизма является понятие дхармы, которое имеет два значения: 1) закон; 2) частица. Саму систему Будды иногда называют дхармой, подразумевая, что это действительно система законов бытия. Дхармами также называют физические и психические элементы, из которых состоит любой материальный объект, чувственные и ментальные процессы, протекающие в нем. Любой объект или процесс, протекающий во Вселенной, представляет с точки зрения буддизма комбинацию частиц разной степени "плотности". Внутренняя природа дхарм остаётся загадкой, так как они проявляются не только как частицы, но и как энергии. В каждый момент времени их комбинация, представляющая собой какой-либо объект (например. другого человека), изменяется. После физической смерти сочетание дхарм, его составлявших, не распадается, а из него, по воззрениям буддистов, лишь удаляются грубоматериальные элементы. Оставшаяся комбинация частиц продолжает жизнь уже на другом уровне бытия. Жажда бытия и неудовлетворённые желания, в конце концов, приводят этот комплекс частиц, называвшийся в прошлом человеком, к рождению на земном уровне. Сам Будда вспомнил 550 своих рождений на земном уровне существования. Космический закон, управляющий этим процессом, буддисты называют законом кармы - это третье главнейшее понятие буддизма.

Карму называют нравственным законом потому, что будущая судьба каждой отдельной комбинации дхарм, которую мы называем человеком, напрямую зависит от того, насколько гармонично он включен в окружающий его мир, насколько он сострадает всем существам. Наиболее сильное воздействие на будущую судьбу человека (если выбирать из его мыслей, слов, действий) оказывает качество его мышления. Это качество может даже совершенно освободить людей от пут земного бытия, как это произошло с Буддой.

По мнению некоторых исследователей буддизм есть религия без бога и без веры в бессмертие души. Для прояснения первого положения можно привести следующее высказывание Будды: "мощь бога должна быть основана на законе или же быть подчинена другой причине; в первом случае она является следствием закона, во втором мы должны назвать его рабством, а не владычеством". Из этого можно сделать вывод, что независимо от того, существует или не существует бог, главное, что человек должен делать, это изучать космические законы, так как бог проявляется перед человеком через установленные им космические законы.

Что касается души, то известно, что две доктрины особенно осуждались Гаутамой:

• утверждение вечной и неизменной души;

• уничтожение души после смерти.

В буддизме есть три главных направления: хинаяна, - ставящая своей задачей достижение нирваны этическим путём; махаяна, - верящая в милость божественной субстанции: тантрический буддизм - учение тайной мантры (магической формулы для призывания богов).

Появившись в Индии, буддизм в 1 веке н.э. проникает в Китай, в VI веке в Японию, в VII веке в Тибет. В России буддизм в форме ламаизма распространился в XVII веке в основном в Туве, Калмыкии, Бурятии и в Алтайском крае. Такое широкое его распространение в мире связано с тем, что сам Будда не запрещал своим последователям молится другим богам. В результате влияния других религиозных традиций появляются новые его разновидности, например, чань-буддизм (япон. - дзен), вобравший в себя многие идеи китайского даосизма.

Надежды на воплощение социального идеала на земле буддисты связывают с установлением правления Будды грядущего мирового периода - Майтрейи. Согласно мистическим источникам, сейчас он является правителем полулегендарной страны Шамбала, которую по традиции располагают к северу от Индии.

На Западе многие буддийские идеи распространились благодаря творчеству Е.П. Блаватской (1831-1891) и созданному ею в 1875 году теософскому обществу. Синтез восточных и западных религиозно-философских традиций, в частности буддизма и христианства, осуществлен в книгах Живой Этики К.И. и Н.К. Рерихов.

ИНДУИСТСКИЙ ПЕРИОД (с XI века н.э.)

В средние века господствующей религиозно-философской системой становится индуизм (комплекс религиозных культов Индии, не относящихся к буддизму и джайнизму и развивающий идеи брахманизма). Из появившегося ещё в древнеиндийских мифах образа космического духовного начала, имеющего три ипостаси - Вишну, Шива и Брахма, - индуизм отдает предпочтение двум первым и соответственно делится на два главных направления: вишнуизм и шиваизм. Если в шиваизме наиболее почитаем сам Шива, как разрушитель и создатель миров, то в вишнуизме поклоняются и земным воплощениям хранителя мирового порядка Вишну - Кришне и Раме.

Центральное место в философии индуизма занимает доктрина о переселении и развитии душ в соответствии с их прошлыми мыслями и поступками. Целью последователя индуизма является снятие противопоставления между его индивидуальной и мировой душой.

Индуизм исповедует более 80% населения Индии. Особое место в древнеиндийской философской литературе, и философии индуизма в частности, занимает Бхагаватгита (букв. "Божественная песнь"). Это произведение является частью шестой книги древнеиндийского эпоса Махабхарата. Основные философские идеи излагаются в этой книге в виде наставлений, которые дает бог Кришна главному герою Арджуне, перед тем, как тот вступит в братоубийственное сражение. В Бхагаватгите мы находим много глубоких мыслей о том, что является реальной основой бытия, а также космологических представлений древних индийцев. В ней даются рекомендации по йогической практике и правила поведения для человека, стремящегося к самосовершенствованию. Кришна подробно рассматривает три пути к Высшему: джни-йогу (путь знания); карма-йогу (путь действия); бхакти-йогу (йогу любви). Признавая разные пути достижения Высшего, Кришна решительно ставит на высочайшее. первое место путь любви к Создателю миров.

В Бхагаватгите, как в фокусе, сходятся все линии развития индийской философии. Она во все времена была любима и особо почиталась индийцами.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В глубокой древности в Китае мифологическая форма мышления была господствующей. Древнекитайская философия рождалась в недрах этих мифологических представлений и использовала их. В дальнейшем уже рационализированные мифы становились частью философских учений. Древнекитайская философия охватывает период от появления первых философских идей и до III в. н.э.

Составление первых китайских книг относят к эпохе царства Чжоу (ХП-УШ вв. до н.э.). Эпоха Чжоуских племенных союзов, которые завоевали тогда Китай - это золотой век китайской истории, характеризующийся великой общностью среди людей и изначальным единством в государстве, под девизом "Поднебесная принадлежит всем".

Религия царства Чжоу основывалась на вере в Небо как "Верховного Владыку", повелевающего всем миром. Китайцы верили и в других богов и духов, а так же в магию и гадания. Правитель выступал перед своими постланными, как персонифицированная божественная сила Неба. Культ предков строился на признании влияния их духов, на жизнь и судьбы живущих людей. Практиковались также жертвоприношения предкам и духам природы.

Древнейшие книги китайцев "Ши цзин" и "Шу цзин" содержат много бесценных сведений об этой эпохе. "Ши цзин" (Книга песен) - это самое первое собрание китайских стихов, где воспевается мудрость и добродетель правителей древности, приводятся бытовые и лирические сцены, критикуются современные правители Китая. "Шу цзин" (Книга истории) сборник преданий, указов, древнейших документов. По древним книгам мы можем реконструировать первые философские воззрения китайцев.

Небо для китайцев является первоосновой и первопричиной всего сущего. Страна так и называется - Поднебесная. Реальный мир представляет собой бесконечно сложную игру космических и земных соответствий. Китайцам присуще изначальное стремление к переживанию абсолютной полноты и самодостаточности жизни, неотличимой от необъятности и полноты, порождающего мир начала. Характерной чертой древнекитайской философии также является ее оторванность от конкретных научных знаний.

Начиная с VIII века до н.э., страна распадается на множество княжеств, правители которых почувствовали себя независимыми, что приводит их к распрям. В так называемый период "воюющих царств" философия получает наивысший расцвет. Назовем великих мыслителей того времени: Лао цзы, Конфуций, Мен нзы, Сюнь изы, Чжуан цзы, Ле цзы, Мо цзы, Шан Ян, Хань Фэй. Среди многочисленных направлений и 6 основных школ философии особое место принадлежит двум школам философии, которые впоследствии превратились в религии - конфуцианству и даосизму.

КОНФУЦИАНСТВО

Первоучитель китайской нации Конфуций жил в 551 - 479 гг. до н.э. Род Конфуция был знатен, но беден. Сам он сначала был госслужащим, а затем преподавателем, основав в 30 лег свою школу. Ученики записывали мысли своего учителя, из которых впоследствии было составлено произведение "Лунь юй" (Суждения и беседы). Известно, что у Конфуция было 3000 учеников и что в случае особых успехов в учебе он устанавливал с ними почти родственные отношения.

Главной своей задачей Конфуций считал соединение воли живущих людей с волей Неба как высшей мироуправляющей силой. Он требовал настоящего благоговения перед Небом как универсальным началом, которое объединяет людей между собой и с космосом. Как божественная нравственная стихия. Небо наверху представляет собой видимый нсбесиыи свод, а на земле - нормы поведения и человеческое сердце. Причиной общественной смуты Конфуций считал ослабление связи людей с Небом, что для него даже большее зло. чем невежество.

Если взять занятие философией, то Конфупий любит не мудрость вообще, а древность или мудрость древних, их традиции. Философия прежде всего для него означает истолкование древних традиций. Конфуций говорил: "надо трепетать перед тем, что изрекают люди высшей мудрости" - т.е. древние цари-праведники, или: "передаю, а не создааю. Верю в древность и люблю ее". Через внедрение небесных законов общество. как и в древности, можно привести к гармонии.

Центральной для конфуцианства является этико-политическая проблематика, человек и его место в обществе. Конфуцианцы выделяют в обществе и противопоставляют друг другу две группы людей. Малая группа - это благородные мужи (цзюнь цзы) своим поведением поддерживающие порядок. Вторая группа - это мелкие людишки (сяо жеиь). Их огромное большинство. Конфуций говорит об их отличии: "благородный знает долг, а низкий выгоду". "Цзюнь цзы" - муж, наделенный добродетелями и познавший высшую волю Неба. "Сяо жень" - это тот, кто высокомерен и ставит личные интересы выше общих интересов. Человек, согласно Конфуцию, наделен врожденной добротой и врожденным знанием. Путь от сяо жень к цзюнь цзы пролегает через познание своей доброй природы и самосовершенствование.

Цзюнь цзы наделялся пятью добродетелями или пятью постоянствами: человеколюбием (жень), долгом (и), правилами поведения (ли), знанием (чжи), верностью (синь), а также шестым качеством - сыновней почтительностью (сяо).

Сущность этих качеств состоит в следующем:

1. "Жень" (человеколюбие) - это сумма принципов взаимоотношении между людьми: доброта, сострадание, милосердие, альтруизм, скромность и др. Человеколюбие должно, по Конфуцию, стать основным человеческим качеством. Оно способствует интеграционному соединению отдельной личности со всем сущим. Человеколюбие просто недоступно низкому человеку. Конфуций говорил: "Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет ничтожных людей, которые бы обладали человеколюбием".

2. "И" (долг, справедливость) - это, прежде всего, моральные обязательства, которые добродетельный человек на себя налагает вследствие своей добродетели и совершенства. Человеколюбие и воплощается посредством исполнения долга.

3. "Ли" (нормы поведения, свод правил) - это есть основа основ учения Конфуция. "Ли" включают в себя: благопристойность, обряды и церемонии и те правила поведения, которые заменяли в Китае экономические отношения. Конфуцианцы считают, что человек обязан всегда исполнять предписанные моральные догмы, а не строить свое поведение,исходя из чувств или из имеющихся у него моральных качеств.

4. "Чжи" (ум. знание) - это качество, выделяющее человека из животного мира. Оно приходит через изучение древних книг и в результате заимствования опыта предков. Знание также было необходимо соединить с добродетелью. Все китайцы, прежде всего, должны были усвоить традиционные установления, подражать авторитетным людям, а любое новое явление должно быть оценено с позиции старого опыта и вписано в старую традицию.

5. "Синь" (верность) - это качество подданного, основанное на покорности по отношению к правителю и является важным элементом этико - политического учения Конфуция.

Шестое качество, вменявшееся благородному мужу - это "сяо" (сыновняя почтительность). Сыновнему благочестию конфуцианство отводит важную роль. Если человек не любит родителей, он существо ненормальное. Каждый должен всем сердцем любить родителей, быть им преданным и выполнять волю отца и матери. Это должно быть основным правилом жизни для общества.

Одним из излюбленных занятий Конфуция было определение понятий. Им была выдвинута идея "исправления имен". Она заключается в том, что каждый человек должен занять в обществе определенное ему положение и соизмерять свои поступки, исходя из своею статуса. Это должно было сохранить вековую иерархию в обществе.

Постепенно учение Конфуция, да и он сам, стали возвышаться до религиозного почитания. Оно длительный период доминировало в Китае, являясь государственной идеологией вплоть до 1949 года.

Систематизировал и модернизировал конфуцианское учение, его ученик Мен цзы (372-289 гг. до н.э.). Он считал, что в основе природы человека лежит добро и говорил: "куда бы вода не потекла она потечет вниз, таково же стремление человека к добру". В свою очередь, другой представитель конфуцианства Сюнь цзы (298-23^ гг. до н.э.) не соглашался с этим, считая, что в своей основе человек все же зол и стать добрым может только неустанно трудясь, облагораживая себя музыкой и прилежно выполняя правила "Ли". Сюнь цзы говорил: "если долг побеждает выгоду, то в стране царит порядок. Если же выгода преодолевает долг, то в мире наступает хаос. Если верхи ценят долг. то долг побеждает выгоду. Если верхи ценят выгоду, то выгода преодолевает долг".

ДАОСИЗМ

Его основателем является древнекитайский мудрец Лао пзы (VI в. до н.э.), он оставил после себя трактат "Дао дэ цзин" (Книга о пути и добродетели). В свое время он служил в библиотеке. Своими последователями Лао цзы почитается как высшее даосское божество.

Мы видим, 410 в название главной книги даосизма входят понятия дао и дэ.

Дао (кит. - путь) - одно из главных понятий китайской философии, и если конфуцианцами оно применяется относительно человека и общества, то у даосов - это онтологическая основа бытия, общекосмическая сила или порождающее начало космоса, путь мира в целом.

Дао зависит от себя самого. Дао не рождалось однажды, а делает это постоянно, через вселенскую ритмику положительной силы (ян) И отрицательной силы (инь). Оно само трансформируется, то в "инь", то в "ян". Само дао бестелесно, но весь предметный мир создан именно им. Достигнув своего предела, вещи возвращаются в дао.

Дэ (кит. - добродетель, благодать) - это понятие мы встречаем во многих школах китайской философии. Дэ есть благое действие дао. Дэ-это дао, доступное нравственному восприятию. Дао конкретизируется и материализуется посредством дэ, это оно же, но уже в мире существ и вещей. Накаплива.ется дэ соблюдением этических норм и утрачивается как результат их нарушения. Иерархизированная гармония всех дэ и есть вселенское дао. Дао обретается путем накопления дэ, даосы считают, что добрые дела накапливают дэ и удлиняют жизнь вплоть до достижения бессмертия.

Главное внимание даосы, в отличие от конфуцианцев, уделяют космосу и порождающему его началу. Картина мироздания в "Дао дэ цзин" представляется в таком виде:

• Дао рождает одно (изначальную ни);

• одно рождает два (инь, ян);

•  два рождает три (продукты соединения инь и ян - Небо, землю, человека);

• три рождает все сущее ("десять тысяч вещей");

• все сущее несет на себе "инь" к обнимает "ян".

Эти пневмы (ци) взаимодействуют и образуют гармонию.

"Ци" (эфир, пневма) - есть жизненная энергия, исходная первосубстанция. Сгущаясь и огрубляясь, "ци" становится веществом, утончаясь - духом. Первоначальная "ци" бескачественна, затем она поляризуется и дифференцируется.

В человеческом организме "ци" циркулирует по особым каналам (меридианам). Всего в человеке 12 таких парных каналов и еще имеются точки на теле, для проникновения в него космической "ци" - точки акупунктуры.

Космогонический процесс, с точки зрения даосов, есть плавная трансформация первоначала. Рождение бытия происходит в небытии - пустоте, которая есть просто чувственно невоспринимаемое нечто. Пустота появляется из единого как первый необходимый шаг к раздельности. Чтобы раздельность могла существовать, сначала порождается пустое пространство. Здесь и материальное и идеальное находятся в нераздельном единстве, пребывая в то же время в хаотическом состоянии. Под действием дао это нераздельное единство перестает существовать. Дао поэтому представляет собой нечто промежуточное между бытием и небытием, между формой и не-формой. Оно есть великий образ. Дао имеет две основные функции: оно порождает и упорядочивает, т.е. выступает как бы в роли ума и души космоса.

Небытию, вообще идеальному, в даосизме уделяется основное внимание, как началу начал. Форма и все грубоматериальное есть лишь внешняя оболочка, скрывающая по-настоящему реальное, порождающее начало. Поэтому внешнее недостойно внимания мудреца.

Все сущее настолько прекрасно, насколько в нем проявляются свойства того, что вечно. Вечное имеет не сложное, а простое строение, поэтому простота прекрасна, прекрасно постоянство, прекрасна чистота. Прекрасна древность, потому что она ближе к первичному состоянию единства.

Порожденный мир все же причастен единству, иначе космос разрушился бы. Для даоса все явления сплетены в единую сеть взаимодействующих сил, целостность - есть благо, всякая деятельность ведущая к энтропии - есть зло. У даосов поэтому и появляется желание вернуться к первозданной простоте с ее минимумом дифференциации, учености и целеполагающей активности. Это выражается в символике "возвращения человека к младенческому состоянию" и связана с даа-ской психотехникой - свертывания сущего. Для этого надо ввести свой внутренний космос в такое состояние, которое бы соответствовало началу внешнею космоса, не облеченного еще в грубую телесность. Это состояние характеризуется покоем, недеянием, бесстрастием.


"У вэй" (недеяние) - следующее важнейшее понятие даосизма. Это условие для постижения дао и основная цель, главный метод даоской практики психической саморегуляции. Это есть отказ от целеполагающей и субъективистской деятельности, не совпадающей с естественным миропорядком. Произвольное деяние приводит к нарушению гармонии. Для возврата к гармонии надо обрести покой и постоянство, не смотреть на свое бытие, как на самодовлеющее и тогда приходит чувство единства с миром и дао.

"Я" подхватывается течением вселенского круговорота дао и настраивается на гармоническую ритмику "инь" и "ян". При этом полиостью согласовывается твоя воля с волей Универсума и обретается такое качество, как естественность. Даосы характеризуют это состояние, как "самое прекрасное, высшее наслаждение". Наслаждение высшей гармонией противопоставлено чувственному наслаждению, ибо чувства связаны с нереальным. иллюзорным миром.

При управлении государством идеальный правитель должен вести себя также, т.е. править посредством недеяния, следуя потоку бытия и отказавшись от всех субъективных мотивов. Все должно быть естественным. Лао цзы приводит примеры:

"поднявшийся на цыпочки не может долго стоять, кто делает большие шаги не может долго идти...". Правитель предоставляет все самому себе т.е. естественному ходу вещей, и тем самым становится истинным, хотя и тайным властелином мира, обладающим беспредельной силой воздействия.

Даосизм, может быть единственная из религиозно-философских систем, отрицающая возможность жизни души без телесной оболочки. Душа, согласно даосам, как сгусток тонкой материи для вечной жизни должна себя сформировать ("выплавить в себе бессмертный зародыш"), т.е. приобрести оформленное тонкое тело. Для этого использовались 2 вида алхимической практики:

1) "Внешняя алхимия", связанная с трансмутацией металлов; обретением здоровья и долголетия посредством употребления снадобий и молитв, использования "пилюль бессмертия".

2) "Внутренняя алхимия" - это техники самосовершенствования и обретения бессмертия, посредством дыхательно-медитативных упражнений, соблюдения сексуальной гигиены, режима диеты и т.п.

Центральное место в Китае обрела "внутренняя алхимия". "Ци", локализованная в теле адепта этой системы, должна правильно распределижя по организму, а также постоянно пополняться извне, для чего была создана система цигун.

Даосы также нашли путь для трансмутации сексуальной энергии в энергию психическую. В даосском трактате мы можем прочитать: "ни" рождает семя, семя рождает дух, дух рождает просветленность" или "тот, кто не позволит просветленности духа и осемененной "ни" уйти и покинуть свое тело, не будет знать старости и не будет знать смерти".

Если говорить о возможности достижения бессмертия, то для китайцев это не вымысел. В тысячетомном даосском каноне приводятся имена многих людей, достигших бессмертного состояния. Вообще в даосизме различают три типа бессмертных: бессмертные, живущие на небе и принадлежащие к небесной иерархии: земные бессмертные, живущие на славные горах: бессмертные, освободившиеся от трупа, т.е. воскресшие после смерти тела. В средневековой китайской литературе одним из центральных персонажен также является бессмертный человек.

Жизнь общества для даосов неразрывно связана с жизнью природы и космоса. Совершенный человек не должен стремиться отделиться от природы и противопоставлять ей искусственную среду обитания. Простая общинная жизнь в единении с природой - это социальный идеал даосов.

Кроме Лао цзы, наиболее известными даосскими мыслителями были: Чжуан цзы (369-286 гг. до н. э) и Ле цзы (4 век до н.э.).

ШКОЛЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Рассмотрим основные школы китайской философии.

Моюм

Основателем этой школы был философ Мо цзы (Мо Ди), живший в 475 - 395 гг. до н.э. Этот мыслитель начинал свою деятельность, как последовательный конфуцианец, но затем резко противопоставил свою систему учению Конфуция. Его главные идеи изложены в труде "Мо цзы".

Кризис в китайском государстве, согласно Мо цзы, возник из-за децентрализации страны, которая вызвана излишеством в материальном потреблении. Если унифицировать образ жизни, сократить потребление, создать мощную административно-политическую структуру власти, то из кризиса можно выйти.

Основная идея моистов и задача власти, заключается в воспитании стремления к всеобщей любви, которую можно "внести" в общество через убеждение и через принуждение. Для того, чтобы жить на принципах "всеобщей любви и взаимной выгоды", надо прежде всего обуздать в человеке эгоиста-стяжателя, преодолеть в нем все антисоциальное.

Мудрость древних наконец-то должна стать не просто эталоном, а применяться на практике. Также должна быть введена выборность руководства, где главным критерием для отбора людей станут их способности. Мо цзы был предтечей легизма.

Легизм

Легизм (школа законников - по китайски фа цзя). Основателем легизма был проставленный министр Гуань Чжун. Его девиз: "Богатая страна - сильная армия".

Легисты предложили систему жесткого административного регулирования процессов. происходящих в стране. Для успешного осуществления этого необходимо разрушить в стране традиционные социальные связи и попытаться ослабить семейно-родственные отношения. Высшая администрация вправе делать, что хочет и как хочет. Управление на принципах человеколюбия и соблюдения правил "ли" не годится. Правила "ли" должны быть заменены юридическими законами "фа".

Одним из известнейших легистов был Шан Ян (390 - 338 гг. до н.э.). В своем труде "Книга правителя области Шан" Шан Ян предстает перед нами, как крайне бесчеловечный и циничный политик. Из его книги следует, что человек по своей природе порочен и глуп. Что касается порока, то его надо искоренять наказанием, а вот глупость наоборот - культивировать. Глупым народом легче управлять. Приведем высказывание этого мыслителя: " Народ - вот та сила, которая ослабляет государство". Он считал, что народ надо запугать, разделить и дисциплинировать.

Другим представителем легизма был Хань Фэй (ок. 280-230 гг. до н.э.). Он являлся последователем Шан Яна и его мысли произвели такое впечатление на правителя государства Цинь, что тот заявил о том, что не пожалел бы жизни ради встречи с Хань Фэем. Однако, когда Хань Фэй приехал к нему, то по доносу был заточен в тюрьму, где и погиб. И это скорее становится правилом в судьбе легистов. Все крупные легисты закончили свою жизнь печально, став жертвами насилия, которое сами же и порождали.

Минь цзя

Минь цзя (школа имен или софистов) существовала в Китае в V-Ш вв. до н.э. Основной своей задачей ежи считали нахождение соотношений между объектами и понятиями, их обозначавшими. Для последователей минь цзя единственным источником знания являются слова и понятия. Слова и понятия существуют для них вне предмета и его материальной оболочки, так как свойства вещи не существует      объективно, а привносятся в предмет человеком. Здесь можно увидеть отголоски древних магических представлений о роли слова в порождении предметов реального мира. Минь цзя также изучали формы и способы мышления.

В Китае этой школой заложены основы логики.

Школа "отделения твердого от белого" в системе минь цзя изучала соотношения форм и реалий и признавала с одной стороны наличие связей между ними, с другой стороны подчеркивала автономность сущностного единства и независимость друг от друга различных качеств вещи.

В процессе познания границы, обуславливающие отличия в каком-либо явлении, уменьшаются, а видимые в нем противоречия предстают перед нами в виде абсолютного единства. Это объясняется тем, что все множество вещей образовано из единой исходной реальности и поэтому между ними нет сущностных различий. Так "расцвет различий" (т.е. максимальное выявление разнородностей) можно превратить в "расцвет тождества".

Инь ян цзы

Инь ян цзы (натурфилософы) - шестая основная школа древнекитайской философии. базирующаяся на канонической книге китайской философской традиции - "И цзин" (Книга перемен), которая создавалась в конце II начале I тысячелетия до н.э. "И цзин" - книга гадательных формул и комментариев к ним.

Еше легендарный герои Фуси изобрел две основные линии: непрерывную /__/ "ян" и прерывистую /_ _/ "инь". Эти линии символизируют два начала мироздания, принятые в китайской философии: цельная черта - это положительное начало, оно также понимается как светлое, активное, мужское, духовное и т.д. . прерывистая черта - это отрицательное начало (темное, пассивное, женское, вещественное). Если расположить эти линии одна над другой по три, то всего получается 8 комбинаций линий - "триграмм". Эти триграммы в "И цзине" становятся символами перемен, т.е. процесса бытия, воспринимаемого как действие противоположных сил. Здесь цельная и прерванная черты сочетаются, олицетворяя последовательность и одновременность противоположных жизненных процессов.

Объединив триграммы по две, мы получим шестьдесят четыре сочетания, состоящие из шести линий каждое. Эта фигура из шести линий называется гексаграммой. Каждая гексаграмма в "И цзине" - это выражение определенного состояния действительности, определенной жизненной ситуации, а также переход одной ситуации в другую. который отражает динамику бытия. Эти 64 гексаграммы, или 64 ситуации циклически изменяющегося мира и составляют основу "И цзина".

Кроме этих символов "Книга перемен" содержит и словесные формулы к каждой гексаграмме. толковать которые очень сложно. Еще сам Конфуций говорил: "Если бы мне добавили годов жизни, я еще лет пятьдесят изучал бы "И цзин", и, возможно, у меня уже не было бы больших ошибок". Гадание на "Книге перемен" заменяло китайцам обращение к богам. Здесь в форме советов, предостережений указывается на определенный порядок действий в каждой создавшейся ситуации и все это не в виде ссылок на волк) богов, а как бы от имени Универсума в целом.

Веление Неба есть великая тайна, и "И цзин" приоткрывает ее для каждого.

Процесс миропроявления, согласно школе натурфилософов, происходит следующим образом. Дао в начале находится в состоянии великого предела (тай цзы), который является особым предельным состоянием бытия, характеризующимся великой гармонией. Это начало телесного оформления эфира "ци". Затем в великом пределе первоматерия порождает "инь ян" начала, которые являются жизненной субстанцией Вселенной.

"Инь ян" начала есть оппозиции, организующие жизнь во Вселенной. Каждое из них содержит в себе в потенциальном состоянии противоположное начало - "инь" содержит "ян " и наоборот, что делает возможным их взаимопревращения. Принципы инь ян" могут делиться до бесконечности и при сгущении они превращаются в конкретные объекты. "Инь" и "ян" в свою очередь порождают и проявляются через пять элементов - стихий (у син). Перечислим их: дерево, огонь, земля, вода. металл. "У сик" скорее нс элементы, а символы, которые определяют 5 групп соответствий по всему срезу миров. Затем после появления этих элементов - стихий, уже все мироздание, все его параметры обретают пятичленную структуру, соответствующую символам - дерева, огия, земли, воды, металла. "У син" определяют структурные отношения в мироздании II взаимопереходы. Пять начал могут находиться относительно друг друга в благоприятной позиции взаимопорождепия, или в неблагоприятной - взаимопреодоления. Графически эти пять символов соответствий изображаются в виде пятиугольника со вписанной в него пятиконечной звездой.

Так согласно школе "инь ян" устроен наш мир - мир вечного становления. Дальнейшее развитие китайской философии было связано с проникновением в Китай в 1 веке н.э. буддийской философии. Расцвет китайского варианта буддизма обусловлен внутренней близостью основных положений буддизма и китайских религиоз) - философских традиций, особенно даосизма.

В Китае принимается не только учение Будды, но также практика буддийской медитации и раннебуддийские методики регулирования дыхания при помощи подсчитывания вдохов и выдохов.

Обратное влияние даосизма на буддийское учение приводит к созданию во время династии Сун (420 - 479 гг.) оригинальной китайской системы чань (япон. дзэн). Основатель этой системы монах Бодхидхарма так характеризует эту систему: "особая передача вне учения; не основывается на словах и письменных знаках". Положение, котор занял чань-буддизм в Китае того времени хорошо видно из высказывания просветите Лу Синя. который писал: "При династии Сун конфуцианство и даосизм имели гордый вид, но они похитили его из цитат наставников секты чань"!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16297. Объектно-ориентированное программирование на РНР 44.84 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 Объектноориентированное программирование на РНР PHP и ООП. Хотя РНР обладает общими объектноориентированными возможностями он не является полноценным ООязыком например таким как C или Java. В частности в РНР не поддерживаются следующие объ...
16298. Функции работы со строками 21.04 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 Функции работы со строками Функции отрезания пробелов string trimstring stВозвращает копию st только с удаленными ведущими и концевыми пробельными символами. string ltrimstring stВозвращает копию st только с удаленными пробелами в начале строки. st...
16299. РАБОТА С ФАЙЛАМИ в РНР 41.9 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 РАБОТА С ФАЙЛАМИ В большинстве случаев включая и пример рассмотренный в предыдущей лабораторной работе данные необходимо сохранять и загружать для последующего использования. Рассмотрим как созданную в примере к предыдущей лабораторной р
16300. Многократное использование кода в PHP 85.48 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 Многократное использование кода 1. Использование оператора requireОператор require позволяет нам разбить текст программы на несколько файлов. Его формат такой:require имя_файла;При запуске именно при запуске а не при исполнении программы ин
16301. Институт правоотношений между родителями и детьми по семейному законодательству РФ 434.5 KB
  Рассмотреть понятие и сущность правоотношений как правового института, Проанализировать сущность и значение семьи и семейных правоотношений, Изучить особенности, структуру и содержание правоотношений между родителями и детьми. Выявить основания возникновения и прекращения правоотношений между детьми и родителями...
16302. Административное право. Органы исполнительной власти 31.33 KB
  Понятие «административное право» употребляется для обозначения отрасли права России, имеющей предметом (объектом) регулирования общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности органов исполнительной власти, а также внутриорганизационные отношения, возникающие в других государственных органах
16303. Технико-экономический проект участка первичной сети 352.38 KB
  Курсовая работа По дисциплине: Менеджмент в телекоммуникациях Тема: Техникоэкономический проект участка первичной сети Введение Первичная сеть представляет собой совокупность магистральной первичной сети внутризоновой первичной сети и местной первич...
16304. Світові релігії: буддизм, іслам 55.5 KB
  Іслам одна з світових релігій. Назва «іслам» переводиться з арабського як покірний. Іслам ще називають мусульманством або магометанством. Іслам виник у західній Аравії на початку VІІ ст
16305. Информатика в 9 классе. Все конспекты уроков 1.65 MB
  Кодирование информации. Единицы измерения объёма информации. Структурированный тип данных: массив. Ввод элементов массива. Решение практических задач с использованием массивов. Виды анимации. Назначение и элементы интерфейса редактора Flash. Обобщающее повторение по теме «Основы анимации». Образовательные ресурсы сети Интернет...