85005

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнений

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Наводнения. Опасность которую представляют наводнения для жизнедеятельности человека. Общие профилактические мероприятия по защите населения от наводнения. Правила поведения во время наводнения.

Русский

2015-03-23

37.2 KB

3 чел.

ОБЖ, 7 класс

урок9-10. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнений.

Цель урока. Познакомить учащихся с опасным природным явлением гидрологического происхождения — наводнением, с видами наводнений и причинами их возникновения. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений. Познакомить учащихся с основными рекомендациями специалистов МЧС России по безопасному поведению, разработанными для населения, проживающего в опасных зонах.

Изучаемые вопросы

  1.  Наводнение.
  2.  Характеристика наводнений по причинам их возникновения.
  3.  Характеристика наводнений по их масштабам и нанесенному материальному ущербу.
  4.  Опасность, которую представляют наводнения для жизнедеятельности человека.
  5.  Общие профилактические мероприятия по защите населения от наводнения.
  6.  Оперативные мероприятия по проведению спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.
  7.  Правила подготовки к наводнению.
  8.  Правила поведения во время наводнения.
  9.  Правила поведения после наводнения.

Изложение учебного материала

  1.  Дать определение наводнения. Показать отличие наводнения от разлива реки, озера или водохранилища.
  2.  Наводнения могут быть вызваны различными причинами, связанными с особенностями речного стока воды и его изменениями в различное время года. Рассмотреть такие понятия, как «половодье», «паводок», «затор», «зажор».

3. Все наводнения в зависимости от их масштаба и наносимого материального ущерба подразделяются на низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические.

Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5—10 лет. Эти наводнения наносят незначительный материальный ущерб и почти не нарушают жизни населения.

Высокие (большие) наводнения сопровождаются значительным затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают жизнедеятельность населения. В густонаселенных районах наводнения нередко приводят к необходимости частичной эвакуации людей и наносят ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений примерно один раз в 20—25 лет.

Выдающиеся наводнения вызывают затопление обширных территорий, парализуют хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный ущерб. При этом возникает необходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50—100 лет.

Катастрофические наводнения вызывают затопление обширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. В зоне затопления полностью парализуется жизнедеятельность человека. Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и к гибели людей. Отмечаются примерно один раз в 100—200 лет.

В заключение урока подчеркнуть, что, по данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения угрожают почти 40 городам и нескольким тысячам других населенных пунктов. Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5—10 лет до одного раза в 15—20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2—3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).

Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотности проживания населения на затопляемой местности.

В России ежегодно затапливаются обширные территории, площадь которых составляет около 15 млн га. Численности населения, проживающего на этих территориях, около 4,5 млн человек. Затапливаются жилища, промышленные и сельскохозяйственные объекты, разрушаются здания и сооружения.

4.Защита населения от последствий наводнений включает в себя, прежде всего, комплекс профилактических мероприятий: прогнозирование, выявление зон катастрофических затоплений, защиту от затоплений, в том числе и с помощью инженерных сооружений. Примером может служить дамба, соединяющая остров Котлин, на котором расположен город Кронштадт, с берегами Финского залива. Дамба предназначена для защиты города Санкт-Петербурга от нагонных наводнений.

Наряду с долговременными способами защиты населения от последствий наводнений проводятся и сезонные противопаводковые мероприятия.

Ежегодно в конце февраля вопрос организации защиты населения от весеннего половодья рассматривается в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне.

5.Система профилактических мер не всегда гарантирует полное исключение чрезвычайной ситуации. В этом случае вступает в действие система проведения спасательных мер в районе чрезвычайной ситуации. Целесообразно разобрать конкретный пример ликвидации последствий наводнения, имевший место в г. Ленске весной 2001 г. 17 мая в 24.00 Ленк полностью был залит водой, все здания были затоплены в среднем до уровня первого этажа. К утру 18 мая уровень воды в реке Лене поднялся до высоты 20 м 12 см. Саперы и авиаторы постоянно проводили подрыв ледового затора, но только 18 мая им удалось пробить многокилометровую ледовую пробку — вода начала убывать. Была проведена срочная эвакуация жителей, практически все женщины и дети были вывезены из своих домов в безопасные места.

В заключение урока обобщить, что для защиты населения от последствий наводнений в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предусмотрены и осуществляются профилактические и оперативные меры (прогноз возникновения наводнения и его последствий для населения, оповещение населения об угрозе наводнения, эвакуация населения, инженерная защита, проведение спасательных и других неотложных работ в районе наводнения и ряд других мероприятий).

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что каждый человек должен и сам заботиться о своей безопасности при угрозе возникновения и во время наводнения. Для этого необходимо хорошо знать рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения при наводнении.

7. Как подготовиться к наводнению

Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайшие пути к ним. Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления. Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации. Уложите в специальный чемодан или рюкзак необходимые теплые вещи, запас продуктов и медикаментов.

8. Как действовать во время наводнения

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации сразу выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи, двухдневный запас непортящихся продуктов питания. В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь.

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные домашние вещи переместите на верхние этажи или чердак жилого дома. Закройте окна и двери, при необходимости и наличии времени забейте окна и двери первых этажей.

Если эвакуация не была организована, ждите прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах. При этом постоянно подавайте сигнал бедствия: днем вывешивание полотнища или размахивание хорошо видимым полотнищем, прибитым к древку, а в темное время световой сигнал и голос. При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности переходите в их лодку, выполняя требования спасателей и не допуская перегрузки лодки. Во время движения не покидайте своего места, не садитесь на борт, строго выполняйте требования экипажа.

Самостоятельно из затопленного района выбираться можно лишь в безвыходных ситуациях — когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода поднимается и нет никакой надежды на спасателей. Прыгать в воду с подручными средствами можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется.

Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия.

9. Как действовать после наводнения

Будьте осмотрительны перед тем, как войти в здание: вам может угрожать обрушение или падение какого-либо предмета. Проветрите помещение (для удаления накопившихся газов). Дождитесь проверки исправности электропроводки, трубопроводов газоснабжения, водопровода и канализации. Для просушивания помещений откройте все двери и окна, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте в пишу продукты, которые были в контакте с водой. Не пользуйтесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.

В заключение урока необходимо напомнить, что наводнение отличается от других видов стихийных бедствий тем, что его можно предвидеть. Это дает возможность заранее определить время, характер и масштабы наводнения и принять меры по снижению последствий наводнения.

Следует учесть, что на территории России серьезные наводнения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку по величине материального ущерба. Поэтому жители зон, где наводнения регулярно повторяются, должны быть заранее готовы к опасности и уметь действовать при угрозе и во время наводнения.

Контрольные вопросы

  1.  Что такое наводнение?
  2.  Как подразделяются наводнения по причинам, их вызвавшим?
  3.  Как подразделяются наводнения по мощности и нанесенному материальному ущербу?
  4.  Какое место занимают наводнения по опасности для человека среди стихийных бедствий?
  5.  Какие мероприятия по защите населения от последствий наводнений проводятся заблаговременно?
  6.  Какие мероприятия по защите населения проводятся во время наводнений?
  7.  С какой целью и какими средствами осуществляется прогноз возникновения наводнений?
  8.  Что необходимо сделать, чтобы подготовиться к наводнению?
  9.  Как действовать по сигналу оповещения об угрозе наводнения?
  10.  В каких случаях рекомендуется выбираться из затопленного района самостоятельно?
  11.  Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы войти в дом после наводнения?

Домашнее задание

  1.  Изучите § 4.1-4.3 учебника.
  2.  Подберите примеры наводнений, которые имели место на территории России, укажите их последствия.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79443. Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства 30.53 KB
  Можно встретить следующие виды таких программ: Познавательноразвлекательная программа конкурс викторина интеллектуальная игра Праздничная историческая программа литературномузыкальные композиции к памятным датам концертные программы и др. Такие программы требуют от организаторов творчества фантазии и изобретательства а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоупрограммы пышное костюмированное сценическое действие с участием звезд в небольших...
79444. Тенденции развития современного туризма 29.65 KB
  В то же время увеличивается роль стран Нового Света в туристских обменах. В настоящее время наблюдаются такие пропорции: массовые или групповые туристы составляют 2030 от общего числа туристов; остальные 7080 индивидуальные туристы путешествующие в близлежащие страны. Это соотношение в последние годы меняется в пользу массового туризма причины чего следующие: уменьшение числа последовательных дней отпуска и в то же время увеличение частоты отпусков; низкая цена авиаперевозок; увеличение числа чартеров; повышенная заинтересованность...
79445. Ресурсная база социально-культурной деятельности 24.71 KB
  Ресурсы это вспомогательные средства методы и формы СКД Ресурсная база СКД это все те средства возможности которые позволяют осуществлять различные виды деятельности создавать культурные услуги блага. Ресурсная база СКД это совокупность организационных финансовых хозяйственных информационнометодических психологопедагогических кадровых нормативно правовых условий. Ресурсная база СКД это совокупность основных компонентов необходимых для производства конкретного продукта культурных благ и услуг.
79446. Информационная культура личности. Сущность, структура, пути формирования 27.69 KB
  В последние годы возрос интерес к понятию информационная культура. Информационная культура это часть общей культуры общества личности. Понятие информационной культура важно тем что выполняет технологический срез всех информационных процессов в обществе концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.
79447. Методика проведения эмпирического исследования социально-культурной деятельности 32.48 KB
  Это дает дополнительные возможности для углубления в сущность правовой коллизии в мотивационные сферы ее участников. Документы в качестве артефактов то есть искусственных вторичных фактов способны свидетельствовать о действительных некогда существовавших первичных фактах правовой жизни общества и личности. Сведенные воедино оба эти взгляда социологический и правоведческий дают объемное изображение исследуемой социальноправовой реалии позволяют зафиксировать в ней такие свойства и грани мимо которых исследователи действуй они...
79448. Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования 26.54 KB
  Целостность системы непрерывного образования благоприятна для эстетического развития которое осуществляется на всех этапах возрастного развития личности гармонизирует и развивает все духовные способности человека необходимые в различных областях творчества и профессиональной деятельности. Во второй половине XX века концепция непрерывного образования приобретает главенствующую роль в развитии педагогической мысли. Лениграндом в 1965 году на форуме ЮНЕСКО была представлена концепция непрерывного образования в которой основой всех...
79449. Сущность и специфика педагогики сотворчества 27.9 KB
  В современной педагогике такая деятельность обозначается как педагогика сотворчества. Педагогика сотворчества совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника периодически меняющихся ролями и ведущая к их взаимному обогащению и развитию; вопервых возможна лишь на основе знаний объективно существующих законов норм и правил межличностного общения без соблюдения которых вообще невозможна никакая конструктивная совместная деятельность. Вторым условием педагогики сотворчества является индивидуальный...
79450. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере 26.64 KB
  Менеджмент совокупность методов принципов средства и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения эффективности их работы. С точки зрения привлекаемых ресурсов менеджмент делится на: финансовый менеджмент; менеджмент в сфере управления материальнотехническими ресурсами; менеджмент персонала; информационный менеджмент управление в сфере высоких информационных технологий; менеджмент во временной сфере построение сетевых графиков исполнения работ составление расписаний движений ресурсов оптимизационные задачи...
79451. Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал 29.79 KB
  Педагогическая сущность культурнодосуговой деятельности учащихся в процессе социального воспитания определяется тем что досуг это прежде всего необходимый и неотъемлемый элемент их образа жизни и является пространством для удовлетворения учащимися потребностей в творческом самовыражении духовнокультурном росте интеллектуальном и физическом самосовершенствовании выполнении широкого круга социальных ролей тем самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле. В досуговой сфере заключены широкие воспитательные...