85007

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Профилактика лесных и торфяных пожаров защита населения Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в том что лучшей профилактикой возникновения лесных пожаров является соблюдение каждым человеком правил пожарной безопасности в лесу. Изучаемые вопросы Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем и нарушают правила пожарной безопасности.

Русский

2015-03-23

33.49 KB

0 чел.

ОБЖ, 7 класс

урок12. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в том, что лучшей профилактикой возникновения лесных пожаров является соблюдение каждым человеком правил пожарной безопасности в лесу. Познакомить их с системой охраны леса, существующей в нашей стране. Обсудить правила безопасного поведения при пожаре в лесу.

Изучаемые вопросы

  1.  Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров.
  2.  Система охраны леса.
  3.  Правила поведения при пожаре в лесу.

Изложение учебного материала

1. Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем и нарушают правила пожарной безопасности. Поэтому профилактические мероприятия должны быть направлены на усвоение правил поведения в лесу.

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

  1.  бросать на землю горящие спички — попав в сухую траву или мох, они вызовут их возгорание;
  2.  оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, которые, фокусируя лучи солнца, как линзы, могут вызвать возгорание сухой травы;
  3.  выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях;
  4.  разводить костры в хвойных молодняках, торфяниках, лесосеках с порубочными остатками, в местах с подсохшей травой.

Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу.

2. Для защиты населения от последствий лесных пожаров и снижения материального ущерба от массовых лесных пожаров в нашей стране функционирует система охраны леса.

Основными элементами этой системы в Российской Федерации являются: специализированная служба авиационной охраны лесов (авиалесоохрана), лесопожарные подразделения, персонал и технические средства лесхозов (наземная лесная охрана); персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемые для борьбы с пожарами в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.

Для защиты населения от последствий лесных пожаров проводятся также заблаговременные мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров. По опушкам лесов и вдоль дорог высаживают лиственные породы деревьев. В лесах прокладывают просеки и грунтовые полосы шириной 5—10 м в смешанных лесах и до 50 м в хвойных лесах. Леса очищают от мусора, сухостойных и поваленных ветром деревьев, проводят санитарные рубки. В населенных пунктах роют пруды и водоемы, емкость которых определяется из расчета не менее 30 м3 на 1 га площади поселка или населенного пункта. На границах леса с сельскохозяйственными угодьями, вдоль железных и автомобильных дорог общего назначения создают противопожарные защитные полосы.

3. Рассматривая содержание третьего вопроса, целесообразно обсудить с обучаемыми правила поведения в лесу при пожаре.

Если возникло возгорание — от костра загорелась сухая трава, и огонь побежал по ней, в самом начале такой пожар можно потушить, не имея для этого специальных средств. Огонь надо захлестывать, сметая его в сторону очага пожара, используя для этого веник из зеленых ветвей, молодое деревце, мешковину или даже одежду. Небольшие очаги пламени можно затаптывать ногами. Можно забрасывать кромку пожара землей, если в вас под рукой оказалась лопата.

Если вы не можете бороться с огнем, от него надо уйти. Скорость распространения низового пожара — 1—3 м/мин. Скорость движения человека:

  1.  при спокойной ходьбе — 4 км/ч, это 66 м/мин;
  2.  при быстром шаге — 6 км/ч, это 100 м/мин;
  3.  при беге — 12 км/ч (1 км за 5 мин), это 200 м/мин.

Идти надо навстречу ветру, перпендикулярно кромке пожара, выбирая для этого лесные просеки, дороги, берега ручьев н рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрывать, используя для этого имеющиеся у вас средства (мокрая ватно-марлевая повязка, мокрое полотенце, носовой платок, головной убор, одежда).

Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или наш кройтесь мокрой одеждой, дышите воздухом возле земли лежа, — там он меньше задымлен.

После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию близлежащего населенного пункта, лесничество или противопожарную службу.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что в последние годы в нашей стране проявилась тенденция роста числа лесных пожаров. Наиболее часто местами возникновения лесных пожаров являются стоянки рыбаков; места, посещаемые охотниками и туристами; места традиционного отдыха населения; обочины дорог общего пользования; места лесозаготовок, включая дороги, по которым ведется вывоз древесины.

Контрольные вопросы

  1.  Назовите основные причины и места возникновения лесных пожаров.
  2.  Какие основные меры пожарной безопасности должен» знать и соблюдать каждый человек при нахождении в лесу?
  3.  Перечислите правила пожарной безопасности при разведении костра в лесу.
  4.  Как осуществляется защита населения от последствий лесных пожаров в нашей стране?
  5.  Какие мероприятия могут проводиться заблаговременно для защиты населения от последствий лесных пожаров?

Домашнее задание

  1.  Изучите § 5.2 учебника.
  2.  Вы собираетесь в лес (в турпоход, для сбора ягод, на отдых). Продумайте и запишите в дневник безопасности: меры пожарной безопасности, которые вам необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели вашего похода в лес.
  3.  



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62318. СВЯЗЬ УРОКОВ ВОСПРИЯТИЯ С УРОКАМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23.71 KB
  Задания развивающие графическую речь школьников имеют целью: Перевести детей в ситуацию привычную данному возрасту а именно: от словесных ответов к рисованию к деятельности; Активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса рисования во время которого дети видят...
62323. Применение технологии «Дебаты» на уроках географии 80.5 KB
  Технология Дебаты создана на базе международной программы Дебаты основанной в 1993 году Институтом Открытое общество. Практически сразу оформилось 2 направления развития технологии Дебаты: в учебном процессе и во внеучебной деятельности.
62324. Технология NURBS-моделирования. Создание моделей с помощью кривых 1.08 MB
  Рассмотрим NURBS-кривые, потом перейдем к NURBS-поверхностям. Далее сделаем с помощью NURBS-кривых модель. В завершающей части наложите на созданные объекты материалы.
62325. Изготовление картины в технике рисование пластилином 33.31 KB
  Цель: изготовить картину в технике рисование пластилином с учетом изменения времен года. План урока: I.Основная часть АОЗ целеполагание вводная беседа сообщение темы урока физкультминутка релаксация III.