85007

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Профилактика лесных и торфяных пожаров защита населения Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в том что лучшей профилактикой возникновения лесных пожаров является соблюдение каждым человеком правил пожарной безопасности в лесу. Изучаемые вопросы Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем и нарушают правила пожарной безопасности.

Русский

2015-03-23

33.49 KB

0 чел.

ОБЖ, 7 класс

урок12. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в том, что лучшей профилактикой возникновения лесных пожаров является соблюдение каждым человеком правил пожарной безопасности в лесу. Познакомить их с системой охраны леса, существующей в нашей стране. Обсудить правила безопасного поведения при пожаре в лесу.

Изучаемые вопросы

  1.  Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров.
  2.  Система охраны леса.
  3.  Правила поведения при пожаре в лесу.

Изложение учебного материала

1. Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем и нарушают правила пожарной безопасности. Поэтому профилактические мероприятия должны быть направлены на усвоение правил поведения в лесу.

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

  1.  бросать на землю горящие спички — попав в сухую траву или мох, они вызовут их возгорание;
  2.  оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, которые, фокусируя лучи солнца, как линзы, могут вызвать возгорание сухой травы;
  3.  выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях;
  4.  разводить костры в хвойных молодняках, торфяниках, лесосеках с порубочными остатками, в местах с подсохшей травой.

Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу.

2. Для защиты населения от последствий лесных пожаров и снижения материального ущерба от массовых лесных пожаров в нашей стране функционирует система охраны леса.

Основными элементами этой системы в Российской Федерации являются: специализированная служба авиационной охраны лесов (авиалесоохрана), лесопожарные подразделения, персонал и технические средства лесхозов (наземная лесная охрана); персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемые для борьбы с пожарами в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.

Для защиты населения от последствий лесных пожаров проводятся также заблаговременные мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров. По опушкам лесов и вдоль дорог высаживают лиственные породы деревьев. В лесах прокладывают просеки и грунтовые полосы шириной 5—10 м в смешанных лесах и до 50 м в хвойных лесах. Леса очищают от мусора, сухостойных и поваленных ветром деревьев, проводят санитарные рубки. В населенных пунктах роют пруды и водоемы, емкость которых определяется из расчета не менее 30 м3 на 1 га площади поселка или населенного пункта. На границах леса с сельскохозяйственными угодьями, вдоль железных и автомобильных дорог общего назначения создают противопожарные защитные полосы.

3. Рассматривая содержание третьего вопроса, целесообразно обсудить с обучаемыми правила поведения в лесу при пожаре.

Если возникло возгорание — от костра загорелась сухая трава, и огонь побежал по ней, в самом начале такой пожар можно потушить, не имея для этого специальных средств. Огонь надо захлестывать, сметая его в сторону очага пожара, используя для этого веник из зеленых ветвей, молодое деревце, мешковину или даже одежду. Небольшие очаги пламени можно затаптывать ногами. Можно забрасывать кромку пожара землей, если в вас под рукой оказалась лопата.

Если вы не можете бороться с огнем, от него надо уйти. Скорость распространения низового пожара — 1—3 м/мин. Скорость движения человека:

  1.  при спокойной ходьбе — 4 км/ч, это 66 м/мин;
  2.  при быстром шаге — 6 км/ч, это 100 м/мин;
  3.  при беге — 12 км/ч (1 км за 5 мин), это 200 м/мин.

Идти надо навстречу ветру, перпендикулярно кромке пожара, выбирая для этого лесные просеки, дороги, берега ручьев н рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрывать, используя для этого имеющиеся у вас средства (мокрая ватно-марлевая повязка, мокрое полотенце, носовой платок, головной убор, одежда).

Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или наш кройтесь мокрой одеждой, дышите воздухом возле земли лежа, — там он меньше задымлен.

После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию близлежащего населенного пункта, лесничество или противопожарную службу.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что в последние годы в нашей стране проявилась тенденция роста числа лесных пожаров. Наиболее часто местами возникновения лесных пожаров являются стоянки рыбаков; места, посещаемые охотниками и туристами; места традиционного отдыха населения; обочины дорог общего пользования; места лесозаготовок, включая дороги, по которым ведется вывоз древесины.

Контрольные вопросы

  1.  Назовите основные причины и места возникновения лесных пожаров.
  2.  Какие основные меры пожарной безопасности должен» знать и соблюдать каждый человек при нахождении в лесу?
  3.  Перечислите правила пожарной безопасности при разведении костра в лесу.
  4.  Как осуществляется защита населения от последствий лесных пожаров в нашей стране?
  5.  Какие мероприятия могут проводиться заблаговременно для защиты населения от последствий лесных пожаров?

Домашнее задание

  1.  Изучите § 5.2 учебника.
  2.  Вы собираетесь в лес (в турпоход, для сбора ягод, на отдых). Продумайте и запишите в дневник безопасности: меры пожарной безопасности, которые вам необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели вашего похода в лес.
  3.  



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63399. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БД: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 683 KB
  Общие сведения о СУБД Место БД при различной архитектуре вычислительной системы Модели данных Язык описания данных Язык манипулирования данными для реляционной модели SQL Общие сведения о СУБД Первыми СУБД в России начали пользоваться в конце семидесятых годов.
63400. Периметровые средства обнаружения 1.66 MB
  Назначение виды и основные характеристики радиоволновых и радиолучевых средств обнаружения Радиоволновые РВСО и радиолучевые РЛСО средства обнаружения получили широкое распространение при защите периметров объектов...
63401. Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития 54.5 KB
  Природоохранные проблемы не знают национальных границ. Через границы государств перебрасываются с воздушными массами десятки тысяч тонн загрязняющих веществ, в частности сернистый ангидрид — источник кислотных дождей.
63402. Мультиплексные технологии цифровых абонентских линий 400.32 KB
  Эти технологии поддерживают передачу голоса высокоскоростную передачу данных и видеосигналов создавая при этом значительные преимущества как для абонентов так и для провайдеров. Многие технологии хDSL позволяют совмещать высокоскоростную передачу данных и передачу голоса по одной и той же медной паре.
63403. Рыночная организация: содержание и структура. Социально-экономические основы рыночного хозяйства 71 KB
  Эта классификация в известной мере условна, В действительности регулирование конкуренции осуществляется с использованием различных методов. При этом, например, командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен...
63405. Обоснование режимов работы добывающих скважин при снижении забойного давления ниже давления насыщения пластовой нефти газом 391.5 KB
  Поэтому имеет место дополнительное снижение проницаемости системы по нефти жидкости которое определяется зависимостью фазовой проницаемости по нефти от газонасыщенности пласта в свою очередь зависящей от давления.
63406. Психологические особенности школьника старшего возраста 208.5 KB
  Они должны владеть своими психическими процессами подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности. Ведущее место занимают мотивы связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни.
63407. Социально-экологические проблемы современности: рост населения, ресурсный кризис, изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействии 211 KB
  Интенсивное и нерациональное развитие орошаемого земледелия в бассейне рек Амурдарья и Сырдарья привело к тому что с 1960 года начал катастрофически понижаться уровень Аральского моря и сейчас он понизился на 18 метров. Состояние каспийского моря сейчас оценивается как предкризисное.