85023

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Вулканы извержение вулканов расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Познакомить учащихся с опасными явлениями которые возникают при извержении вулканов. Обсудить меры которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.

Русский

2015-03-23

34.74 KB

11 чел.

ОБЖ, 7 класс

урок 4. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Цель урока. Обобщить знания учащихся о вулканах, причины их извержения, разобрать, какие существуют вулканы и где они находятся на Земле. Познакомить учащихся с опасными явлениями, которые возникают при извержении вулканов. На исторических примерах показать последствия, к которым привело извержение вулкана. Обсудить меры, которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.

Изучаемые вопросы

  1.  Вулканы, извержение вулканов.
  2.  Типы вулканов.
  3.  Где встречаются вулканы на Земле.
  4.  Опасные явления, возникающие во время извержения вулкана.
  5.  Последствия извержения вулканов.
  6.  Защита населения.

Изложение учебного материала

1. Дать определения следующим понятиям: «вулкан», «извержение вулкана», «магма». Рассказать о типах извержений вулканов.

  1.  Если газы выделяются из магмы относительно спокойно, то она изливается на поверхность, образуя лавовые потоки. Такое извержение получило название эффузивное.
  2.  Если газы выделяются быстро, происходит как бы мгновенное вскипание магматического расплава, и он разрывается расширяющимися газовыми пузырьками. Происходит мощное взрывное извержение, которое получило название эксплозивное.
  3.  Если магма очень вязкая и ее температура невелика, то она медленно выдавливается на поверхность. Такое извержение называется экструзивным.

2. Объяснить учащимся особенности вулканов центрального типа, линейных или трещинных.

Вулканы также подразделяются на действующие, дремлющие и потухшие.

К действующим относятся вулканы, которые извергались в историческое время.

К дремлющим относятся вулканы, об извержениях которых нет сведений, но они сохранили свою форму. Под ними происходят локальные землетрясения.

К потухшим вулканам относятся вулканы, не проявляющие вулканической активности.

3.Обобщить изученные ранее вопросы, подчеркнуть,что большинство вулканов находится в зонах интенсивной тектонической деятельности в литосфере Земли. Это окраины «наползающих» на океаны континентов (берега Тихого океана, Средиземноморье, Кавказ), а также места раскола континентов гигантскими трещинами — рифтами (Восточная Африка).

4.Коротко познакомить учащихся с основными продуктами извержения вулканов, которые представляют опасность для человека и окружающей среды. Дать характеристику каждому продукту, раскрывая такие понятия, как «лава», «вулканическая бомба», «вулканический пепел», «вулканические газы», «фумаролы».

5.Рассмотреть примеры, в которых описаны последствия извержения вулканов.

Пример 1

В Колумбийских Андах на севере Южной Америки, в 150 км к северо-западу от столицы Колумбии Боготы, расположен вулкан Арекас. Последний раз он извергался в 1595 г. и считался дремлющим. 13 ноября 1985 г. вулкан внезапно проснулся. Начавшиеся взрывы при его извержении вызвали быстрое таяние снегов и льда в кратере вулкана. Огромные массы воды, грязи, камней и льда ринулись в долину реки Лагунилья, сметая все на своем пути.

Примерно в 40 км от вулкана, в долине реки, находился городок Армеро с населением 21 тыс. человек, а в окрестных деревнях проживало еще 25 тыс. человек. 13 ноября в 23 ч поток грязи накрыл город 5—6-метровым слоем и 20 тыс. человек почти мгновенно погибли в бушующем месиве грязи. Сумели спастись только те, кто, услышав приближающийся грохот, выскочил из дома и добежал до ближайших холмов.

Пример 2

Извержение вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника (Малые Антильские острова) произошло в мае 1902 г. В 7 ч 50 мин утра колоссальной силы взрывы потрясли вулкан и мощные пепловые облака взметнулись на высоту более 10 км. Одновременно с этими взрывами, следовавшими непрерывно один за I другим, из кратера вырвалась черная туча, сверкавшая багровыми сполохами. Со скоростью более 150 км/ч она устремилась вниз по склону вулкана на город Сен-Пьер, находившийся в 10 км от вулкана Мон-Пеле. Эта тяжелая раскаленная туча толкала перед собой плотный сгусток горячего воздуха, который превратился в порыв ураганного ветра и налетел на город через несколько секунд после начала извержения вулкана. А еще через 10 с туча накрыла город. Через несколько минут 30 тыс. жителей города Сен-Пьер были мертвы. Палящая туча вулкана Мон-Пеле в мгновение ока стерла с лица Земли город Сен-Пьер.

6. Рассказать учащимся, что для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления: вулканическими землетрясениями, изменениями наклона земной поверхности вблизи вулканов и т. д.

В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за дремлющими вулканами.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что наиболее надежным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. Поэтому жители городов, расположенных в непосредственной близости от вулканов, должны знать места и порядок эвакуации. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.

Контрольные вопросы

  1.  Что такое вулкан и каковы причины его извержения?
  2.  Что представляет собой извержение вулкана и какие существуют предвестники извержения?
  3.  Какие бывают вулканы?
  4.  Где встречаются вулканы?
  5.  Какие наиболее опасные явления для человека и окружающей среды возникают при извержении вулканов?
  6.  Какие явления в районе вулкана свидетельствуют о возможности его извержения?
  7.  Какие меры принимаются в нашей стране по защите населения от последствий извержения вулканов?

Домашнее задание

Изучите § 2.4, 2.5 учебника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20151. Оптико-механические однокоординатные приборы работающие по принципу сравнения с концевой мерой 73 KB
  Методы исследовательских испытаний на надёжность. для исследования надёжности приборов значение имеют неразрушающие методы испыт: метод акустической эмиссии кот. методы базир. методы базир.
20152. Оптические однокоординатные приборы, работающие по принципу сравнения с концевой мерой 123.5 KB
  Последний может поворачиваться на оси 9 обеспечивая возможность наблюдения необходимого участка шкалы через середину окуляра при минимальных оптических искажениях. При освещении белым светом на фоне шкалы видна одна черная ахроматическая полоса и по обе стороны от нее несколько окрашенных полос убывающей интенсивности. Интерференционные полосы при освещении монохроматическим светом используются для определения цены деления шкалы прибора и для его поверки. Для получения необходимой цены деления с задаются к интерференционных полос и...
20153. Нормативно-правовые акты об охране труда 95.5 KB
  Основные законодательные акты об охране труда. Конституция Украины как основной источник охраны труда. Кодекс законов о труде Украины. Основные положения Закона Украины Об охране труда. Подзаконные нормативно- правовые акты, регулирующие вопросы охраны труда. Локальные нормативно- правовые акты в сфере охраны труда.
20154. Проекторы 61 KB
  Применение совмещенного изображения . проектор оптикомеханический или оптикоцифровой прибор позволяющий при помощи источника света проецировать изображения объектов на поверхность расположенную вне прибора на экран. Для поддержания картинки не требуется постоянного питания – энергия расходуется только в момент изменения изображения. Оптикомеханическая система развёртки изображения и система фокусировки расположены в проекционной головке которая соединяется с источником лазерного излучения при помощи гибкого оптоволоконного кабеля.
20155. Микроскопы 111 KB
  1 освещается источником света 1 через конденсор 2 и преломившись в объективе световой поток дает нам изображение которое будет увеличенным действительным но перевернутое. Если в плоскости изображения предмета поместить экран в виде стеклянной пластины то оператор увидит через окуляр в плоскости этой пластины обратное изображение предмета которое по сравнению с изображением будет еще увеличенным но уже мнимым.ИЗО2 ОГУ22 эта головка двойного изображения которая используется для измерений расстояния между осями отверстий. Если...
20156. Классификация КИМ и область применения 74 KB
  1 Ручной трехкоординатный прибор ОУ отсчетное устройство; ЦПМ принтер Все операции связанные с измерением детали на ручном типе КИМ выполняются оператором вручную. Типичными операциями для такого типа машин являются: измерение межцентровых расстояний; определение расстояний между плоскостями; определение координат точек плавных криволинейных поверхностей и др. В настоящее время такой тип машин практически не выпускается. КИМ данного типа обеспечивают высокую точность измерения но обладают низкой производительностью поэтому не нашли...
20157. Узлы координатных перемещений и измерительные преобразователи КИМ 33.5 KB
  Трехкоординатные измерительные приборы предназначены для измерения и контроля размеров корпусных деталей блоки цилиндров корпуса насосов для контроля штампов прессформ для подготовки программ к станкам с ЧПУ. Измерительные системы координатных перемещений предназначены для отсчета перемещения подвижных узлов ТИП при измерении координат точек. Подавляющее большинство ТИП до 80 оснащено фотоэлектрическими измерительными системами имеющими растровые измерительные линейки штриховые меры.
20158. Устройства взаимодействия с измеряемой деталью КИМ 221.5 KB
  Три группы устройств: жесткие щупы; щуповые головки; оптические и проекционнооптические устройства. Щуповые головки являются одним из основных узлов и они в равной степени с измерительным преобразователем и узлами координатных перемещений участвуют в измерении координат точек и определяют точность универсальность и производительность КИМ. Щуповые головки дают возможность автоматизировать процесс измерения на КИМах. Все щуповые головки по принципу функционирования подразделяются на 2е большие группы: щуповые головки нулевыеголовки...
20159. Приборы для измерения угловых величин. Автоколлиматоры. Гоннометры. ОДГ 308 KB
  Изображение секундной и минутной шкал наблюдается с помощью окуляра 6 через полупентопризму 13 которая из мнимого изображения делает действительное. Неподвижный узел – сетка с минутной шкалой и указателем секундной шкалы. Изображение марки отразившись от зеркала 1 попадает между штрихами минутной шкалы и в процессе измерения его совмещают с ближайшим штрихом минутной шкалы. Смещение Δ измеряется по секундной шкале жестко связанной с линзой относительно указателя на минутной шкале и т.