85023

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Вулканы извержение вулканов расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Познакомить учащихся с опасными явлениями которые возникают при извержении вулканов. Обсудить меры которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.

Русский

2015-03-23

34.74 KB

13 чел.

ОБЖ, 7 класс

урок 4. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Цель урока. Обобщить знания учащихся о вулканах, причины их извержения, разобрать, какие существуют вулканы и где они находятся на Земле. Познакомить учащихся с опасными явлениями, которые возникают при извержении вулканов. На исторических примерах показать последствия, к которым привело извержение вулкана. Обсудить меры, которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.

Изучаемые вопросы

  1.  Вулканы, извержение вулканов.
  2.  Типы вулканов.
  3.  Где встречаются вулканы на Земле.
  4.  Опасные явления, возникающие во время извержения вулкана.
  5.  Последствия извержения вулканов.
  6.  Защита населения.

Изложение учебного материала

1. Дать определения следующим понятиям: «вулкан», «извержение вулкана», «магма». Рассказать о типах извержений вулканов.

  1.  Если газы выделяются из магмы относительно спокойно, то она изливается на поверхность, образуя лавовые потоки. Такое извержение получило название эффузивное.
  2.  Если газы выделяются быстро, происходит как бы мгновенное вскипание магматического расплава, и он разрывается расширяющимися газовыми пузырьками. Происходит мощное взрывное извержение, которое получило название эксплозивное.
  3.  Если магма очень вязкая и ее температура невелика, то она медленно выдавливается на поверхность. Такое извержение называется экструзивным.

2. Объяснить учащимся особенности вулканов центрального типа, линейных или трещинных.

Вулканы также подразделяются на действующие, дремлющие и потухшие.

К действующим относятся вулканы, которые извергались в историческое время.

К дремлющим относятся вулканы, об извержениях которых нет сведений, но они сохранили свою форму. Под ними происходят локальные землетрясения.

К потухшим вулканам относятся вулканы, не проявляющие вулканической активности.

3.Обобщить изученные ранее вопросы, подчеркнуть,что большинство вулканов находится в зонах интенсивной тектонической деятельности в литосфере Земли. Это окраины «наползающих» на океаны континентов (берега Тихого океана, Средиземноморье, Кавказ), а также места раскола континентов гигантскими трещинами — рифтами (Восточная Африка).

4.Коротко познакомить учащихся с основными продуктами извержения вулканов, которые представляют опасность для человека и окружающей среды. Дать характеристику каждому продукту, раскрывая такие понятия, как «лава», «вулканическая бомба», «вулканический пепел», «вулканические газы», «фумаролы».

5.Рассмотреть примеры, в которых описаны последствия извержения вулканов.

Пример 1

В Колумбийских Андах на севере Южной Америки, в 150 км к северо-западу от столицы Колумбии Боготы, расположен вулкан Арекас. Последний раз он извергался в 1595 г. и считался дремлющим. 13 ноября 1985 г. вулкан внезапно проснулся. Начавшиеся взрывы при его извержении вызвали быстрое таяние снегов и льда в кратере вулкана. Огромные массы воды, грязи, камней и льда ринулись в долину реки Лагунилья, сметая все на своем пути.

Примерно в 40 км от вулкана, в долине реки, находился городок Армеро с населением 21 тыс. человек, а в окрестных деревнях проживало еще 25 тыс. человек. 13 ноября в 23 ч поток грязи накрыл город 5—6-метровым слоем и 20 тыс. человек почти мгновенно погибли в бушующем месиве грязи. Сумели спастись только те, кто, услышав приближающийся грохот, выскочил из дома и добежал до ближайших холмов.

Пример 2

Извержение вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника (Малые Антильские острова) произошло в мае 1902 г. В 7 ч 50 мин утра колоссальной силы взрывы потрясли вулкан и мощные пепловые облака взметнулись на высоту более 10 км. Одновременно с этими взрывами, следовавшими непрерывно один за I другим, из кратера вырвалась черная туча, сверкавшая багровыми сполохами. Со скоростью более 150 км/ч она устремилась вниз по склону вулкана на город Сен-Пьер, находившийся в 10 км от вулкана Мон-Пеле. Эта тяжелая раскаленная туча толкала перед собой плотный сгусток горячего воздуха, который превратился в порыв ураганного ветра и налетел на город через несколько секунд после начала извержения вулкана. А еще через 10 с туча накрыла город. Через несколько минут 30 тыс. жителей города Сен-Пьер были мертвы. Палящая туча вулкана Мон-Пеле в мгновение ока стерла с лица Земли город Сен-Пьер.

6. Рассказать учащимся, что для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления: вулканическими землетрясениями, изменениями наклона земной поверхности вблизи вулканов и т. д.

В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за дремлющими вулканами.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что наиболее надежным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. Поэтому жители городов, расположенных в непосредственной близости от вулканов, должны знать места и порядок эвакуации. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.

Контрольные вопросы

  1.  Что такое вулкан и каковы причины его извержения?
  2.  Что представляет собой извержение вулкана и какие существуют предвестники извержения?
  3.  Какие бывают вулканы?
  4.  Где встречаются вулканы?
  5.  Какие наиболее опасные явления для человека и окружающей среды возникают при извержении вулканов?
  6.  Какие явления в районе вулкана свидетельствуют о возможности его извержения?
  7.  Какие меры принимаются в нашей стране по защите населения от последствий извержения вулканов?

Домашнее задание

Изучите § 2.4, 2.5 учебника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39773. Написание драйверов для Windows NT 4.0 442.5 KB
  Поддерживающие пакетный вводвывод с повторно используемыми I O request pckets IRPs запросы вводавывода. 3 показан стандартный цикл работы драйвера заключающийся в обработке запроса на прерывание IRP. Disptch NTSTTUS PDRIVER_DISPTCH IN PDEVICE_OBJECT DeviceObject IN PIRP Irp ; Каждый драйвер должен иметь по крайней мере одну процедуру Disptch. StrtIo или Queuemngement VOID PDRIVER_STRTIO IN PDEVICE_OBJECT DeviceObject...
39774. Общие сведения о драйверах устройств в системе Windows 925 KB
  Наоборот если в UNIX можно взять исходники ядра и помотреть как там пишутся драйвера то в Windows это вряд ли будет возможным. Несмотря на всю ее просто ту драйвера конечно присутствовали и в ней. Практически все дело ограничивалось накoпителями дисководами CDROM приводами винчестерами да элементарнейшими драйверами клавиатуры и дисплея. В нем рассматриваются вопросы написания простого драйвера PCIустройства под Win 98 ME 2000 с использованием архитектуры драйверов WDM и пакета NuMeg DriverStudio.
39775. Виртуальные драйверы и виртуальные машины Windows 119 KB
  Основное назначение виртуального драйвера виртуализация устройства т. Разработка нового виртуального драйвера может понадобиться при установке на компьютер новой аппаратуры или нового программного обеспечения предназначенного для обслуживания других приложений которая будет использоваться в многозадачном режиме и для которой в системе Windows не предусмотрено средств виртуализации. В первом случае речь идет о приложениях работающих в плоской модели памяти на уровне привилегий 3 это характерно для 32разрядных приложений Windows;...
39776. ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА. УЧЕБНИК 4.49 MB
  Помимо традиционных тем, такие как ресурсы отрасли, себестоимость, прибыль и рентабельность в строительстве, в учебном пособии представлены новые материалы по бизнес-планированию, экономической безопасности предприятий отрасли, SWOT и STEP анализу.
39777. Понятие об уроке технологии. Особенности уроков технологии 107.5 KB
  Перспективный план отражает: Объект труда Практическую работу Домашнюю подготовку учащихся Технические средства обучения Раздаточный материал Учебнонаглядные пособия Лабораторные работы Контрольные работы зачеты защиту проектов Инструктаж по технике безопасности Хороший планконспект урока условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика. Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части изложение и закрепление теоретического материала организация практической работы учащихся и т. Материал подбирается...
39778. Первые преобразования большевиков 53.5 KB
  II съезд Советов в отсутствие правых эсеров меньшевиков представителей других социалистических партий они покинули заседание протестуя против свержения Временного правительства принял Декрет о мире выход России из войны Декрет о земле ликвидация помещичьего землевладения передача земли крестьянам на уравнительных началах Декрет о власти установление власти Советов образование Совета Народных Комиссаров во главе с В. Исполнительным органом власти стал ВЦИК в который были избраны большевики и левые эсеры. Наконец триумфальное...
39779. Гражданская война в России 1918 1922 63 KB
  Гражданская война всегда тяжелейшая социальная катастрофа достаточно напомнить что в годы Гражданской войны в США американцы потеряли убитыми больше чем в годы Второй мировой войны. В полотно Гражданской войны вплетены и различные религиозные национальные культурные противоречия и образы доведенные иногда до кульминации эмоциональным накалом того времени. Гражданская война была и результатом нерешенных проблем ускоренной российской модернизации начала XX века и мирового катаклизма в лице Первой мировой войны и духовного голода...
39780. Индустриализация и коллективизация в СССР 73.5 KB
  Индустриализация и коллективизация в СССР Курс на форсированную индустриализацию В аграрной стране средства можно найти внутри страны перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и сельского хозяйства. на XV съезде ВКПБ возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет пробежать расстояние в 50 100 лет на которые отстал СССР от передовых стран Запада. Ценой неимоверных усилий СССР обогнал некоторые крупнейший государства мира.
39781. СССР и международные отношения накануне Второй мировой войны 45.5 KB
  СССР и международные отношения накануне Второй мировой войны Мировой кризис и угроза фашизма в Европе Мировой экономический кризис 19291933 гг. Внешняя политика СССР в 1933 1939 гг. В то время как Япония и Германия вышли из Лиги Наций СССР в 1934 г.