85023

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Вулканы извержение вулканов расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Познакомить учащихся с опасными явлениями которые возникают при извержении вулканов. Обсудить меры которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.

Русский

2015-03-23

34.74 KB

13 чел.

ОБЖ, 7 класс

урок 4. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Цель урока. Обобщить знания учащихся о вулканах, причины их извержения, разобрать, какие существуют вулканы и где они находятся на Земле. Познакомить учащихся с опасными явлениями, которые возникают при извержении вулканов. На исторических примерах показать последствия, к которым привело извержение вулкана. Обсудить меры, которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.

Изучаемые вопросы

  1.  Вулканы, извержение вулканов.
  2.  Типы вулканов.
  3.  Где встречаются вулканы на Земле.
  4.  Опасные явления, возникающие во время извержения вулкана.
  5.  Последствия извержения вулканов.
  6.  Защита населения.

Изложение учебного материала

1. Дать определения следующим понятиям: «вулкан», «извержение вулкана», «магма». Рассказать о типах извержений вулканов.

  1.  Если газы выделяются из магмы относительно спокойно, то она изливается на поверхность, образуя лавовые потоки. Такое извержение получило название эффузивное.
  2.  Если газы выделяются быстро, происходит как бы мгновенное вскипание магматического расплава, и он разрывается расширяющимися газовыми пузырьками. Происходит мощное взрывное извержение, которое получило название эксплозивное.
  3.  Если магма очень вязкая и ее температура невелика, то она медленно выдавливается на поверхность. Такое извержение называется экструзивным.

2. Объяснить учащимся особенности вулканов центрального типа, линейных или трещинных.

Вулканы также подразделяются на действующие, дремлющие и потухшие.

К действующим относятся вулканы, которые извергались в историческое время.

К дремлющим относятся вулканы, об извержениях которых нет сведений, но они сохранили свою форму. Под ними происходят локальные землетрясения.

К потухшим вулканам относятся вулканы, не проявляющие вулканической активности.

3.Обобщить изученные ранее вопросы, подчеркнуть,что большинство вулканов находится в зонах интенсивной тектонической деятельности в литосфере Земли. Это окраины «наползающих» на океаны континентов (берега Тихого океана, Средиземноморье, Кавказ), а также места раскола континентов гигантскими трещинами — рифтами (Восточная Африка).

4.Коротко познакомить учащихся с основными продуктами извержения вулканов, которые представляют опасность для человека и окружающей среды. Дать характеристику каждому продукту, раскрывая такие понятия, как «лава», «вулканическая бомба», «вулканический пепел», «вулканические газы», «фумаролы».

5.Рассмотреть примеры, в которых описаны последствия извержения вулканов.

Пример 1

В Колумбийских Андах на севере Южной Америки, в 150 км к северо-западу от столицы Колумбии Боготы, расположен вулкан Арекас. Последний раз он извергался в 1595 г. и считался дремлющим. 13 ноября 1985 г. вулкан внезапно проснулся. Начавшиеся взрывы при его извержении вызвали быстрое таяние снегов и льда в кратере вулкана. Огромные массы воды, грязи, камней и льда ринулись в долину реки Лагунилья, сметая все на своем пути.

Примерно в 40 км от вулкана, в долине реки, находился городок Армеро с населением 21 тыс. человек, а в окрестных деревнях проживало еще 25 тыс. человек. 13 ноября в 23 ч поток грязи накрыл город 5—6-метровым слоем и 20 тыс. человек почти мгновенно погибли в бушующем месиве грязи. Сумели спастись только те, кто, услышав приближающийся грохот, выскочил из дома и добежал до ближайших холмов.

Пример 2

Извержение вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника (Малые Антильские острова) произошло в мае 1902 г. В 7 ч 50 мин утра колоссальной силы взрывы потрясли вулкан и мощные пепловые облака взметнулись на высоту более 10 км. Одновременно с этими взрывами, следовавшими непрерывно один за I другим, из кратера вырвалась черная туча, сверкавшая багровыми сполохами. Со скоростью более 150 км/ч она устремилась вниз по склону вулкана на город Сен-Пьер, находившийся в 10 км от вулкана Мон-Пеле. Эта тяжелая раскаленная туча толкала перед собой плотный сгусток горячего воздуха, который превратился в порыв ураганного ветра и налетел на город через несколько секунд после начала извержения вулкана. А еще через 10 с туча накрыла город. Через несколько минут 30 тыс. жителей города Сен-Пьер были мертвы. Палящая туча вулкана Мон-Пеле в мгновение ока стерла с лица Земли город Сен-Пьер.

6. Рассказать учащимся, что для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления: вулканическими землетрясениями, изменениями наклона земной поверхности вблизи вулканов и т. д.

В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за дремлющими вулканами.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что наиболее надежным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. Поэтому жители городов, расположенных в непосредственной близости от вулканов, должны знать места и порядок эвакуации. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.

Контрольные вопросы

  1.  Что такое вулкан и каковы причины его извержения?
  2.  Что представляет собой извержение вулкана и какие существуют предвестники извержения?
  3.  Какие бывают вулканы?
  4.  Где встречаются вулканы?
  5.  Какие наиболее опасные явления для человека и окружающей среды возникают при извержении вулканов?
  6.  Какие явления в районе вулкана свидетельствуют о возможности его извержения?
  7.  Какие меры принимаются в нашей стране по защите населения от последствий извержения вулканов?

Домашнее задание

Изучите § 2.4, 2.5 учебника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

691. Государственные и муниципальные организации. Формы государственного регулирования экономической жизни 115.5 KB
  Конкурсная организация государственной поддержки приоритетных направлений промышленной сферы. Формы государственного регулирования экономической жизни. Государство и рыночная инфраструктура. Два вида муниципальных организаций и их социальных функций.
692. Профілактика наркотичної залежності серед учнів, молоді у роботі соціального педагога 275 KB
  Наркотична залежність – як проблема соціальної педагогіки. Профілактика наркотизму як соціальна технологія. Робота соцального педагога з профілактики наркотичної залежності. Особливості і тенденції підліткової і юнацької наркоманії.
693. Отставание в психическом развитии 126.5 KB
  Оособенности мышления, речевого развития, игровой и учебной деятельности. Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР. Олигофрения. Причины умственной отсталости. Обучение детей с умственной отсталостью.
694. Решение задачи коммивояжера 163.5 KB
  Описание реализация метода ветвей и границ и метода Монте-Карло при помощи средств объектно-ориентированного языка Java. Задача поиска кратчайшего гамильтонова цикла в полном графе. Процесс разбиения множеств на подмножества.
695. Кавказская война 1817-1864 годов 102.5 KB
  Деятельность А.П. Ермолова на Кавказе и формирование идеологии мюридизма. Основные этапы войны, имамат: военно-теократическое государство Шамиля. Завершающий этап Кавказской войны.
696. Заселение Северного Кавказа и политика Российской колонизации 103 KB
  Заселение земель Северного Кавказа калмыками и туркменами в 16-18 веках. Состояние горских обществ накануне российской колонизации: особенности феодальных отношений. Взаимоотношения народов Северного Кавказа с Россией в 16-17 веках, первые русские поселения. Политика России на Северном Кавказе в 18-первой половине 19 веков, возведение оборонительных линий и заселение казачеством северокавказских земель. Становление российской администрации на Северном Кавказе и добровольное присоединение северокавказских народов к России.
697. Использование графики в приложениях Windows Forms 108 KB
  Разработать приложение с графическим интерфейсом пользователя, которое позволяет рисовать заданную геометрическую фигуру в клиентской области главного окна, строит и отображает график заданной функции
698. Международная экономическая интеграция 66.5 KB
  Предпосылки и цели международной интеграции. Этапы международной интеграции. Типы интеграционных объединений. Результаты интеграции. Процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений.
699. Получение запросов и отчетов в базе данных MS Access 52 KB
  освоение приемов работы с готовой базой данных по созданию простых и сложных запросов и отчетов. Использование связей между таблицами для получения информации из двух и более таблиц.