85024

Оползни, их последствия, защита населения. Обвалы и снежные лавины

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения; познакомить с последствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней. Познакомить учащихся с обвалами и снежными лавинами причинами их возникновения; разобрать основные мероприятия проводимые по защите населения от последствий обвалов и снежных лавин. Изучаемые вопросы Оползни и причины их возникновения. Обвалы причины их возникновения возможные последствия.

Русский

2015-03-23

34.3 KB

2 чел.

ОБЖ, 7 класс

урок 5. Оползни, их последствия, защита населения. Обвалы и снежные лавины.

Цель урока. Дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения; познакомить с последствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней. Познакомить учащихся с обвалами и снежными лавинами, причинами их возникновения; разобрать основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий обвалов и снежных лавин.

Изучаемые вопросы

  1.  Оползни и причины их возникновения.
  2.  Возможные последствия оползня.
  3.  Защита населения от последствий оползней.
  4.  Обвалы, причины их возникновения, возможные последствия.
  5.  Снежные лавины, причины их возникновения, возможные последствия.
  6.  Защита населения от последствий обвалов и снежных лавин.

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Дать определение оползня и раскрыть причины его возникновения (естественные и искусственные).

Известно, что большая часть поверхности Земли — это склоны.

К склонам относят участки поверхности с углами наклона, превышающими 1°. Склоны занимают не меньше 3/4 площади суши.

К естественным причинам относятся: величина крутизны склонов; залегание на склоне глинистых пород, особенно если они сильно увлажнены; подмывание основания склонов морскими и речными водами, а также сейсмические толчки (землетрясения).

К искусственным причинам относятся: разрушение склонов, при строительстве дорог; чрезмерная выноска грунта; вырубка лесов; неразумное ведение сельского хозяйства на склонах.

Сходят оползни в любое время года, но особенно энергично весной или во время летних дождей. На берегах морей оползни развиваются после сильных штормов.

В России оползни довольно часто происходят в Поволжье — в Саратовской области, в районе Волгограда; на берегах Дона, Цимлянского водохранилища, в долине Кубани, во многих районах Сибири и Северного Кавказа.

2. Обратить внимание учащихся, что при перемещении значительной массы породы, вызванном оползнями, могут создаваться чрезвычайные ситуации. Оползни могут разрушать отдельные объекты и подвергать опасности целые населенные пункты, губить сельскохозяйственные угодья, создавать oпacность при эксплуатации карьеров, повреждать коммуникации, тоннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети приводить к гибели людей.

Сказанное можно подкрепить примерами.

23 января 1984 г. в результате землетрясения в Гиссарском районе Таджикистана произошел оползень шириной 400 м и длиной 4,5 км. Огромные массы земли накрыли поселок Шарора. Погребенными оказались 50 домов, погибли 207 человек!

В 1989 г. оползни в Ингушетии привели к разрушениям в 32 населенных пунктах, поврежденными оказались 2518 домов.

Весной 1994 г. в Киргизии после необычно снежной зимы во многих районах произошли огромные оползни, разрушившие сотни домов и повлекшие за собой человеческие жертвы.

3. Познакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми в стране по защите населения от последствий оползней: контроль над оползнями и их прогноз; проведение противооползневых мероприятий.

Если оползень нельзя предотвратить, то население оповещают об угрозе, организуется эвакуация.

В заключение урока целесообразно обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по действиям при угрозе возникновения оползня: знать сигналы оповещения об угрозе возникновения оползня, а также порядок действий при получении этого сигнала (отключить электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовиться к немедленной эвакуации).

Различают следующие скорости оползней:

  1.  исключительно быстрая — до 3 м/с;
  2.  очень быстрая — 0,3 м/мин;
  3.  быстрая — 1,5 м/сут;
  4.  умеренная — 1,5 м/мес;
  5.  очень медленная — 1,5 м/г.;
  6.  исключительно медленная — 0,06 м/г.

После смещения оползня в уцелевших строениях и сооружениях проверьте состояние стен, перекрытий, выявите повреждения линий электро-, газо- и водоснабжения. Если вы не пострадали, то вместе со спасателями извлекайте из завала пострадавших и оказывайте им помощь.

4. Дать определение понятию «обвал», показать основные причины возникновения и возможные последствия обвала.

Обвалы наблюдаются в горах, на морских берегах и на обрывах речных долин.

В горах обвалы чаще образуются в районах с сильно расчлененным рельефом, с крутыми, обрывистыми склонами гор.

Обвалы на морских берегах и на обрывах речных долин происходят из-за подмыва и растворения пород берегов морей и рек.

Обвалы могут разрушать и повреждать опоры мостов, линии электропередачи, угрожать безопасности движения железнодорожных поездов и другого наземного транспорта. Так, например, железная дорога Туапсе — Сухуми идет по самой береговой кромке Черного моря. С одной стороны ей угрожает возникновение обвала пород, размываемых водами моря, с другой стороны над железнодорожной колеей нависают обрывы гор.

5. Дать определение понятию «снежная лавина», проанализировать причины возникновения снежных лавин и их возможные последствия, привести примеры имевших место трагических последствий снежных лавин для туристов.

Возникновение лавин возможно во всех горных районах, где устанавливается снежный покров. Лавиноопасными районами в России являются Кольский полуостров, Урал, Северный Кавказ, Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток.

Сила удара сходящей снежной лавины может достигать от 5 до 50 тонн на квадратный метр. Сходящие лавины снега могут вызвать разрушение зданий, инженерных сооружений, засыпать снегом дороги и горные тропы. Жители горных селений, туристы, альпинисты, геологоразведчики и другие люди, оказавшиеся в горах и захваченные лавиной, могут получить травмы и оказаться под толщей снега.

6. Большое значение для защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин имеет их прогнозирование (специальная система наблюдения). На основании полученных прогнозов планируются и осуществляются профилактические мероприятия.

В условиях угрозы схода снежных лавин организуют контроль за накоплением снега на лавиноопасных направлениях, вызывается искусственный сход формирующихся лавин в период их наименьшей опасности. Строятся защитные сооружения на лавиноопасных направлениях, подготавливаются спасательные средства и планируются спасательные работы. Проводится оповещение населения об опасности схода лавин.

В заключение урока следует обсудить рекомендации специалистов МЧС России населению, проживающему в лавиноопасных зонах.

Контрольные вопросы

  1.  Какие природные явления называются оползнем и каковы причины его возникновения?
  2.  К каким последствиям могут привести оползни?
  3.  Какие мероприятия проводятся по защите населения от последствий оползней?
  4.  Что такое обвал и каковы причины его возникновения?
  5.  Что такое снежная лавина и каковы причины ее возникновения?
  6.  Какие меры принимаются по защите населения от обвалов и снежных лавин?
  7.  Почему необходимо соблюдать правила безопасного поведения в районах схода снежных лавин?

Домашнее задание

  1.  Изучите § 2.6, 2.7 учебника.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49370. Расчет шума при зондовой микроскопии 698.72 KB
  Некоторые виды шума неустранимы принципиальнонапример флуктуации измеряемой величины и с ними надо бороться только методами усреднения сигнала и сужения полосы. Другие виды шума например помехи на радиочастоте и “петли заземления†можно уменьшить или исключить с помощью разных приемов включая фильтрацию а также тщательное продумывание расположения проводов и элементов схем или другими методами. Джонсон впервые экспериментально установил закономерности этого вида шума в Bell Lbs. Реактивные цепи не имеют теплового шума.
49372. Амортизатор роликовый 3.07 MB
  Поэтому такой способ был выбран для изготовления корпуса которое происходит в следующей последовательности: Вначале строятся пять параллелепипедов со следующим взаимным расположением рис. 1 затем четыре из них расположенные по бокам вычитаются из самого большого получается такая фигура рис. 2 Далее следует наклонить две боковые грани фигуры для чего из неё вычитаются два клина расположенные как показано на рис. Этого можно добиться вычтя из детали фигуру сложной формы рис.
49373. Проектирование усилителя мощности звуковой частоты 208 KB
  Содержание Техническое задание Расчет структурной схемы: выбор транзистора для оконечного каскада. выбор транзистора для предоконечного каскада. расчет входных и выходных электрических показателей предоконечного каскада выбор транзистора для первого входного каскада расчет входных параметров первого каскада распределение частотных и нелинейных искажений в цепях усилителя структурная схема...
49374. Анализ линейной динамической цепи 2.77 MB
  В данной работе я провожу исследование и анализ линейной динамической цепи. По имеющимся данным, составляется схема линейной реактивной цепи, нагруженной на резистор и питаемой от источника ЭДС.