85027

Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Систематизировать знания учащихся о взрыво и пожароопасных объектах познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво и пожароопасных объектах а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво и пожароопасных...

Русский

2015-03-23

33.55 KB

0 чел.

Урок  10.   Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области.  Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах

Цель урока. Систематизировать знания учащихся о взрыво- и пожароопасных объектах, познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения, проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями, проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах, а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Обсудить с обучаемыми рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.

Изучаемые вопросы

  1.  Взрыво- и пожароопасные объекты.
  2.  Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
  3.  Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
  4.  Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
  5.  Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов.
  6.  Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.

Изложение учебного материала

  1.  Дать определение понятию «взрыво- и пожароопасные объекты».  Наиболее часто аварии со взрывами и пожарам происходят на предприятиях химической, нефтехимической нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, на предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы также продукцию на их основе. Особую опасность из-за взрывов  метана,  угольной  пыли  и  пожаров  в  настоящее  время представляют угольные шахты.
  2.  Охарактеризовать аварии, возникающие на взрыво- и пожароопасных объектах:

поражающим фактором во время взрыва является воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений; поражающими факторами во время пожара являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлению различной степени.

3. Обратить особое внимание на то, что аварии на взрыво-и пожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.

В заключение урока для наглядной характеристики причин и последствий аварии на взрывопожароопасном объекте можно проанализировать катастрофу двух пассажирских поездов, произошедшую в Башкирии 3 июня 1989 г. в результате взрыва на трубопроводе.

4. Обратить внимание учащихся, что ущерб от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах зависит от количества взрыво- и пожароопасных веществ, находящихся в них. В связи с этим все опасные производственные объекты были разделены на две категории и были определены нормы опасных веществ на объекте (Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят Государственной думой 20 июня 1997 г.).

К первой категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества:

  1.  воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися) ;
  2.  окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение);
  3.  горючие вещества (вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления);
  4.  взрывчатые вещества.

Ко второй категории опасных производственных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115 °С. Такими взрыво- и пожароопасными объектами могут быть не только промышленные предприятия, но также транспортные средства со взрывоопасными грузами.

  1.  Подчеркнуть, что законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрыво- и пожароопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Для повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектах Российской Федерации созданы специальные комиссии по обеспечению безопасности работы объектов экономики, разработаны планы основных мероприятий.
  2.  Обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности в случае возникновения аварии на взрыво- и пожароопасных объектах:
  3.  как действовать при внезапном обрушении здания;
  4.  как действовать в завале.

В заключение урока необходимо объяснить учащимся, что с 1 января 2002 г. в состав МЧС России включена Государственная противопожарная служба, мобильная и эффективно действующая, нацеленная на борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарами, а также ликвидацию их последствий.

Контрольные вопросы

  1.  Какие объекты экономики относятся к взрыво- и пожароопасным?
  2.  Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрыво- и пожароопасном объекте?
  3.  Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрыво- и пожароопасных объектах, представляют Высокую степень опасности для работающего персонала и населения?
  4.  К каким последствиям может привести крупная авария на взрыво- и пожароопасном объекте?
  5.  На какие категории и по каким признакам подразделяются взрыво- и пожароопасные объекты?
  6.  При каких условиях на взрыво- и пожароопасном объекте обязательно разрабатывается декларация промышленной безопасности?
  7.  Что создало условия для появления в стране Государственной пожарно-спасательной службы?

Домашнее задание

  1.  Изучите § 5.6, 5.7  учебника.
  2.  Из различных информационных источников (газеты, журналы, радио, ТВ) подберите несколько характерных примеров возникновения чрезвычайных ситуаций из-за аварии на взрыво- и пожароопасном объекте в регионе вашего проживания. Выпишите причины их возникновения.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43039. Малошумящий РПУ 370.5 KB
  Мы выбираем ВПЧ, т.к. оно обеспечивает оптимальный режим работы смесителя и гетеродина, а также обеспечивает максимальную чувствительность и удовлетворяет требованию сопряжения контуров
43040. Системы автоматического регулирования заданным объектом 315 KB
  Принципиальная схема системы автоматического регулирования напряжения генератора постоянного тока Система работает следующим образом. Для повышения динамической устойчивости системы в ней предусмотрена стабилизирующая местная обратная связь по напряжению ЭМУ осуществляемая при помощи конденсатора C и делителя напряжения Rc. При разделении системы автоматического регулирования на функциональные элементы выделим прежде всего генератор который буду рассматривать как объект регулирования ОР.
43042. Создание базы данных (домашней библиотеки) в среде MySQl 93 KB
  Техническое задание Структура данных Используемые запросы Список использованной литературы Задание Создать базу данных домашнюю библиотеку в среде MySQl.php method=GET p Input hostnme p P input type=text nme=host P p Input User nme p P input type=text nme=nme P p Input DtBse nme p P input type=text nme=dbnme P P input type=hidden nme=ifprn vlue=N P P input type=submit nme=but vlue=Ok P form ; } else { link = mysql_connect host nme or die Couldn't connect: ; print Connection successful n...
43043. Автоматизація обліку та нарахування відсотків по кредитах комерційного банку 407 KB
  Проаналізовано існуючий варіант розв'язку задачі обґрунтована доцільність створення нової інформаційної системи на базі автоматизованої інформації. У роботі освітлені питання інформаційного забезпечення теоретичні та практичні аспекти: описаний склад та організація інформаційного забезпечення структура інформаційного забезпечення призначення усіх баз даних принципи організації інформаційного забезпечення опис прийнятих видів контролю за маршрутами обробки даних при створенні та функціонуванні інформаційної бази; розглянуто організацію...
43045. Топливоподающая система автотракторных дизелей 941 KB
  Параметры и конструкция топливной аппаратуры оказывают существенное влияние на протекание рабочего процесса дизеля. Жесткость процесса, определяемая объемным сгоранием, понижает надежность дизеля, увеличивает его массу...
43046. Бурение геологоразведочных скважин в северо-восточной части Таймырского полуострова в Ленивенско-Челюскинской структурной фациальной зоне 108 KB
  Территория проектируемых работ расположена в северо-восточной части Таймырского полуострова в Ленивенско-Челюскинской структурной фациальной зоне. Рельеф площади характеризуется грядово-увалистыми поверхностями на выходах коренных пород палеозойско-протерозойских пород и прилегающих к ним плоской морской аккумулятивной равнины, изрезанной речной и ложковой сетью.
43047. Теоретические и эмпирические исследования в социологии. Этапы социологического исследования 16.94 KB
  Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.