85027

Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Систематизировать знания учащихся о взрыво и пожароопасных объектах познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво и пожароопасных объектах а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво и пожароопасных...

Русский

2015-03-23

33.55 KB

0 чел.

Урок  10.   Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области.  Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах

Цель урока. Систематизировать знания учащихся о взрыво- и пожароопасных объектах, познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения, проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями, проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах, а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Обсудить с обучаемыми рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.

Изучаемые вопросы

  1.  Взрыво- и пожароопасные объекты.
  2.  Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
  3.  Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
  4.  Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
  5.  Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов.
  6.  Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.

Изложение учебного материала

  1.  Дать определение понятию «взрыво- и пожароопасные объекты».  Наиболее часто аварии со взрывами и пожарам происходят на предприятиях химической, нефтехимической нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, на предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы также продукцию на их основе. Особую опасность из-за взрывов  метана,  угольной  пыли  и  пожаров  в  настоящее  время представляют угольные шахты.
  2.  Охарактеризовать аварии, возникающие на взрыво- и пожароопасных объектах:

поражающим фактором во время взрыва является воздушная ударная волна с образованием большого количества осколков из летающих обломков зданий и сооружений; поражающими факторами во время пожара являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и наличие в продуктах горения химически опасных веществ, приводящих к отравлению различной степени.

3. Обратить особое внимание на то, что аварии на взрыво-и пожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям.

В заключение урока для наглядной характеристики причин и последствий аварии на взрывопожароопасном объекте можно проанализировать катастрофу двух пассажирских поездов, произошедшую в Башкирии 3 июня 1989 г. в результате взрыва на трубопроводе.

4. Обратить внимание учащихся, что ущерб от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах зависит от количества взрыво- и пожароопасных веществ, находящихся в них. В связи с этим все опасные производственные объекты были разделены на две категории и были определены нормы опасных веществ на объекте (Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят Государственной думой 20 июня 1997 г.).

К первой категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества:

  1.  воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися) ;
  2.  окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение);
  3.  горючие вещества (вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления);
  4.  взрывчатые вещества.

Ко второй категории опасных производственных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115 °С. Такими взрыво- и пожароопасными объектами могут быть не только промышленные предприятия, но также транспортные средства со взрывоопасными грузами.

  1.  Подчеркнуть, что законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрыво- и пожароопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Для повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектах Российской Федерации созданы специальные комиссии по обеспечению безопасности работы объектов экономики, разработаны планы основных мероприятий.
  2.  Обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности в случае возникновения аварии на взрыво- и пожароопасных объектах:
  3.  как действовать при внезапном обрушении здания;
  4.  как действовать в завале.

В заключение урока необходимо объяснить учащимся, что с 1 января 2002 г. в состав МЧС России включена Государственная противопожарная служба, мобильная и эффективно действующая, нацеленная на борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарами, а также ликвидацию их последствий.

Контрольные вопросы

  1.  Какие объекты экономики относятся к взрыво- и пожароопасным?
  2.  Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрыво- и пожароопасном объекте?
  3.  Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрыво- и пожароопасных объектах, представляют Высокую степень опасности для работающего персонала и населения?
  4.  К каким последствиям может привести крупная авария на взрыво- и пожароопасном объекте?
  5.  На какие категории и по каким признакам подразделяются взрыво- и пожароопасные объекты?
  6.  При каких условиях на взрыво- и пожароопасном объекте обязательно разрабатывается декларация промышленной безопасности?
  7.  Что создало условия для появления в стране Государственной пожарно-спасательной службы?

Домашнее задание

  1.  Изучите § 5.6, 5.7  учебника.
  2.  Из различных информационных источников (газеты, журналы, радио, ТВ) подберите несколько характерных примеров возникновения чрезвычайных ситуаций из-за аварии на взрыво- и пожароопасном объекте в регионе вашего проживания. Выпишите причины их возникновения.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58976. Сценарій позакласного заходу. Букварикове свято 55 KB
  Ми всіх гостей вітаємо І дуже вам радіємо. Діліділі діньділінь Всім присутнім добрий день Хлопчик. Хвилюються і радіють їхні батьки вчителі всі хто прийшов до нас на свято. Здоровя і щастя вам В путь щасливу і широку Всіх виводить перший клас.
58977. В. Сухомлинський. Людина. Учитель. Солдат 55 KB
  Мета: показати учням, що В. Сухомлинський - людина, по-справжньому закохана у свою професію, педагог за покликанням, у грізні часи Великої Вітчизняної війни став захисником Батьківщини; виховував повагу до постаті Добротворця...
58978. Від конфлікту до співробітництва 34.5 KB
  Мета: формувати громадянські риси, показати загальний характер прав людини, розвивати навички співробітництва, взаємодопомоги, виховувати товариськість, взаємоповагу...
58980. Від серця до серця. Родинне свято (1-й клас) 31 KB
  Без батьків чого ми в світі варті Без маминої ласки і тепла Без татової строгості і жарту Без свого родинного тепла. А від усмішок ласкавих стане в світі менше зла.
58981. Від сопілки - до слова, від слова - до мови... 40 KB
  Перший ведучий. Із святом рідної мови вас, шановні добродії, із святом, шанувальники рідного слова. Мова - то цілюще джерело, і хто не припаде до нього вустами, той сам усихає від спраги.
58982. В гостях у Сонечка на галявині Здоровя 59 KB
  Мета. Створити умови для закріплення знань учнів з питань здорового способу життя; розширити поняття про те, що від здоровя дітей залежить здоровя нації, а значить благополуччя і добробут всієї України, її майбутнє.
58983. Веселі восьминоги 41 KB
  Самостійне виготовлення з паперу веселого восьминожка. прийомів обробки паперу; стимулювання творчої діяльності учнів. Вони сприймаються ніби вирізаними з паперу чи картону.
58984. Весна в житті тварин 31.5 KB
  Сьогодні на уроці діти ми поговоримо про особливості життя тваринного світу весною. Актуалізація знань Зараз ми відгадаємо загадки про тварин але не просто будемо називати відгадки а і згруповувати тварин за їх зовнішньою будовою.