85028

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Дать определение гидродинамической аварии.

Русский

2015-03-23

34.02 KB

4 чел.

Урок 11.  Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий.

Цель урока. Познакомить учащихся с основными гидротехническими сооружениями и их предназначением. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии, возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий гидродинамических аварий профилактического характера, по ликвидации последствий гидродинамических аварий.

Изучаемые вопросы

  1.  Гидротехнические сооружения и их предназначение.
  2.  Гидродинамические аварии и причины их возникновения.
  3.  Возможные последствия гидродинамических аварий.
  4.  Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.
  5.  Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий.
  6.  Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.

Изложение учебного материала

1. Отметить, что гидротехническое сооружение — это инженерное или естественное сооружение для использования водных ресурсов или для борьбы с разрушительным действием воды.

К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения и шлюзы.

  1.  Дать определение гидродинамической аварии. Указать основные причины ее возникновения: действие сил природы (землетрясение, ураган, разлив, разрушение плотины паводковыми водами) или воздействие человека (нанесение ударов современными средствами поражения по гидротехническим сооружениям и совершение диверсионных актов), а также конструктивные дефекты или ошибки в проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений.
  2.  Подчеркнуть, что гидродинамические аварии на гидротехнических сооружениях могут привести к катастрофическим последствиям:
  3.  повреждения и разрушения гидротехнических сооружений, кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;
  4.  поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образовавшейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (в горных районах может доходить до 100 км/ч);

— катастрофическое затопление обширных территорий и значительного количества городов и сел, объектов экономики, длительное прекращение судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Отметить, что крупные гидротехнические аварии случаются не так уж редко. Отмечено, что в мире за последние 180 лет произошло более 300 значительных гидродинамических аварий. Последствия этих, аварий: в зоне катастрофы могут оказаться опасные производственные объекты (химические, взрывопожароопасные); нарушается работа системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций. Все это создает неблагоприятную санитарно-эпидемическую обстановку и способствует появлению массовых инфекционных заболеваний.

4. Прежде чем начать изучение основного материала, отметить, что все мероприятия по защите от гидротехнических аварий делятся на три группы. Профилактические мероприятия относятся к первой группе мероприятий. Проводятся они постоянно и включают в себя меры профилактики возникновения гидродинамической аварии на гидротехническом сооружении: постоянный надзор за безопасностью функционирования таких сооружений и накопителей жидких отходов промышленности; обследование гидротехнических сооружений и проверка организации надзора за ними.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» составляются декларации по безопасности гидротехнических сооружений.

5. Учащиеся должны знать, что полностью исключить возникновение гидродинамических аварий не представляется возможным. Поэтому целью повышения уровня безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении планируются и проводятся мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Это мероприятия второй группы.

Основные мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения можно рассмотреть на конкретном примере — прорыве плотины Киселевского водохранилища в июне 1993 г.

6. К третьей группе относятся мероприятия, связанные с организацией подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении и во время нее.

На этом этапе целесообразно рассмотреть рекомендации МЧС России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях:

  1.  как подготовиться к гидродинамической аварии;
  2.  как действовать при угрозе гидродинамической аварии;
  3.  как действовать в условиях наводнения при гидродинамических авариях;
  4.  как действовать после гидродинамической аварии.

В заключение урока отметить, что комплекс мер, принимаемых государством по защите населения от чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения, значительно повышает устойчивость работы гидродинамических сооружений. Однако при этом не следует забывать о личной готовности каждого человека действовать в условиях чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения спокойно, расчетливо и эффективно. Быть способным найти наиболее безопасный выход в сложной аварийной обстановке — это основная цель обучения правилам безопасного поведения.

Контрольные вопросы

  1.  Какие сооружения относятся к гидродинамическим? Назовите их основное предназначение.
  2.  Какие гидродинамические сооружения относятся к потенциально опасным сооружениям?
  3.  Каковы причины возникновения гидродинамической аварии?
  4.  Какие поражающие факторы возникают при гидродинамической аварии?
  5.  Перечислите основные последствия гидродинамической аварии.
  6.  Какие факторы могут привести к возникновению аварии на гидротехническом сооружении?
  7.  Какие мероприятия проводятся на гидротехнических сооружениях в целях профилактики гидродинамических аварий?
  8.  Какие мероприятия проводятся для защиты населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения?
  9.  Какое значение имеет подготовка населения, проживающего на территории, прилегающей к гидротехническому coopyжению, к чрезвычайным ситуациям гидродинамического происхождения?
  10.  Какую информацию необходимо иметь населению, проживающему вблизи гидротехнического сооружения, для обеспечения безопасности?

Домашнее задание

  1.  Изучите §5.8, 5.9  учебника.
  2.  Подберите в различных источниках (книги, журналы и т. д.) несколько примеров гидродинамических аварий, имевших место в мире. Проанализируйте причины их возникновения и последствия для жизнедеятельности населения в зоне ЧС.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57457. «Своя игра». Урок обобщения по азбуке с использованием игровой технологии 7.46 MB
  Отвечаете на заданный вопрос только после того как подумаете все вместе и придёте к общему решению. Мы будем останавливаться на каждой но заработает большее количество баллов та группа которая ответит на более дорогие вопросы.
57458. Компьютер - помощник человека 52.5 KB
  Цели урока: Обобщение сведений о составе персонального компьютера и о назначении его основных устройств. Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с составом персонального компьютера на примере учебного рабочего места..
57461. Математика в профессиях 71.5 KB
  Воспитательные - формирование логического абстрактного мышления; овладение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: воспитание организованности дисциплинированности умения работать в коллективе; ориентация учащихся на выбор профессии...
57464. Животные паразиты и животные - хозяева 40 KB
  Правила личной гигиены карточки с изображением животных паразитов и хозяев для закрепления материала магнитная доска вопросы для фронтального опроса по домашнему заданию.
57465. Урок-викторина «Мифы древней Греции» 91.5 KB
  Цель: повторение и закрепление материала по теме; развитие творческих способностей учащихся, воспитывать интерес к литературе, культуру коллективного ответа.