85028

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Дать определение гидродинамической аварии.

Русский

2015-03-23

34.02 KB

3 чел.

Урок 11.  Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий.

Цель урока. Познакомить учащихся с основными гидротехническими сооружениями и их предназначением. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии, возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий гидродинамических аварий профилактического характера, по ликвидации последствий гидродинамических аварий.

Изучаемые вопросы

  1.  Гидротехнические сооружения и их предназначение.
  2.  Гидродинамические аварии и причины их возникновения.
  3.  Возможные последствия гидродинамических аварий.
  4.  Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.
  5.  Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий.
  6.  Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.

Изложение учебного материала

1. Отметить, что гидротехническое сооружение — это инженерное или естественное сооружение для использования водных ресурсов или для борьбы с разрушительным действием воды.

К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения и шлюзы.

  1.  Дать определение гидродинамической аварии. Указать основные причины ее возникновения: действие сил природы (землетрясение, ураган, разлив, разрушение плотины паводковыми водами) или воздействие человека (нанесение ударов современными средствами поражения по гидротехническим сооружениям и совершение диверсионных актов), а также конструктивные дефекты или ошибки в проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений.
  2.  Подчеркнуть, что гидродинамические аварии на гидротехнических сооружениях могут привести к катастрофическим последствиям:
  3.  повреждения и разрушения гидротехнических сооружений, кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;
  4.  поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образовавшейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (в горных районах может доходить до 100 км/ч);

— катастрофическое затопление обширных территорий и значительного количества городов и сел, объектов экономики, длительное прекращение судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Отметить, что крупные гидротехнические аварии случаются не так уж редко. Отмечено, что в мире за последние 180 лет произошло более 300 значительных гидродинамических аварий. Последствия этих, аварий: в зоне катастрофы могут оказаться опасные производственные объекты (химические, взрывопожароопасные); нарушается работа системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций. Все это создает неблагоприятную санитарно-эпидемическую обстановку и способствует появлению массовых инфекционных заболеваний.

4. Прежде чем начать изучение основного материала, отметить, что все мероприятия по защите от гидротехнических аварий делятся на три группы. Профилактические мероприятия относятся к первой группе мероприятий. Проводятся они постоянно и включают в себя меры профилактики возникновения гидродинамической аварии на гидротехническом сооружении: постоянный надзор за безопасностью функционирования таких сооружений и накопителей жидких отходов промышленности; обследование гидротехнических сооружений и проверка организации надзора за ними.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» составляются декларации по безопасности гидротехнических сооружений.

5. Учащиеся должны знать, что полностью исключить возникновение гидродинамических аварий не представляется возможным. Поэтому целью повышения уровня безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении планируются и проводятся мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Это мероприятия второй группы.

Основные мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения можно рассмотреть на конкретном примере — прорыве плотины Киселевского водохранилища в июне 1993 г.

6. К третьей группе относятся мероприятия, связанные с организацией подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении и во время нее.

На этом этапе целесообразно рассмотреть рекомендации МЧС России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях:

  1.  как подготовиться к гидродинамической аварии;
  2.  как действовать при угрозе гидродинамической аварии;
  3.  как действовать в условиях наводнения при гидродинамических авариях;
  4.  как действовать после гидродинамической аварии.

В заключение урока отметить, что комплекс мер, принимаемых государством по защите населения от чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения, значительно повышает устойчивость работы гидродинамических сооружений. Однако при этом не следует забывать о личной готовности каждого человека действовать в условиях чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения спокойно, расчетливо и эффективно. Быть способным найти наиболее безопасный выход в сложной аварийной обстановке — это основная цель обучения правилам безопасного поведения.

Контрольные вопросы

  1.  Какие сооружения относятся к гидродинамическим? Назовите их основное предназначение.
  2.  Какие гидродинамические сооружения относятся к потенциально опасным сооружениям?
  3.  Каковы причины возникновения гидродинамической аварии?
  4.  Какие поражающие факторы возникают при гидродинамической аварии?
  5.  Перечислите основные последствия гидродинамической аварии.
  6.  Какие факторы могут привести к возникновению аварии на гидротехническом сооружении?
  7.  Какие мероприятия проводятся на гидротехнических сооружениях в целях профилактики гидродинамических аварий?
  8.  Какие мероприятия проводятся для защиты населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения?
  9.  Какое значение имеет подготовка населения, проживающего на территории, прилегающей к гидротехническому coopyжению, к чрезвычайным ситуациям гидродинамического происхождения?
  10.  Какую информацию необходимо иметь населению, проживающему вблизи гидротехнического сооружения, для обеспечения безопасности?

Домашнее задание

  1.  Изучите §5.8, 5.9  учебника.
  2.  Подберите в различных источниках (книги, журналы и т. д.) несколько примеров гидродинамических аварий, имевших место в мире. Проанализируйте причины их возникновения и последствия для жизнедеятельности населения в зоне ЧС.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12236. Определить растворимости и произведения растворимости труднорастворимых солей 33.51 KB
  Цель работы: определить растворимости и произведения растворимости труднорастворимых солей. Рабочая формула где: S растворимость. предельные эквивалентные электропроводности ионов удельная электропроводность раствора Таблица 1 Дан...
12237. Определение константы скорости инверсии тростникового сахара 144 KB
  Определение константы скорости инверсии тростникового сахара Цель работы: ознакомиться оптическим методом изучения кинетики реакции; определить порядок реакции по сахару и катализатору; определить среднюю константу скорости рассчитать ошибки в измерениях. Принци
12238. Определение температурного коэффициента электропроводности 30.22 KB
  Измерение электропроводности электролитов различной концентрации и определение температурного коэффициента электропроводности Цель: установить зависимость удельной и эквивалентной электропроводности электролита от концентрации и те
12239. Определить pH и буферную емкость ацетатных буферных растворов 40.44 KB
  Цель работы: определить pH и буферную емкость ацетатных буферных растворов. Исследуемая цепь Pt CHхингидрон KClнасHg2Cl2 Hg Рабочие формулы где: – потенциал хингидронового электрода – потенциал каломельного электрода Таблица 1 Данные из...
12240. Исследование влияния параметров схемы на токовую и тепловую загрузку тиристоров в управляемом выпрямителе 12.43 MB
  Курс Силовые полупроводниковые приборы. Лабораторная работа 2. Тема: исследование влияния параметров схемы на токовую и тепловую загрузку тиристоров в управляемом выпрямителе. Схема: мостовая схема выпрямления однофазного тока при активной и активноиндуктивной н
12241. Вертикально связанные квантовые точки в полупроводниках 334.42 KB
  Квантовые точки, используемые на сегодняшнем рынке – это наноразмерные полупроводники, которые изменяют цвет в зависимости от изменений температуры. Точки имеют два слоя – внутреннее ядро селенида кадмия и внешняя оболочка сульфида цинка. Так как квантовые точки биосовместимы, учёные используют их в качестве альтернативы флоуресцентным красителям, чтобы метить и отслеживать клеточные компоненты
12242. Определение рН раствора с помощью хингидронного электрода 107.5 KB
  Определение рН раствора с помощью хингидронного электрода Цель работы: определение рН и буферной емкости ацетатных буферных растворов. Принцип метода: потенциометрическое определение производят измеряя ЭДС гальванического элемента во втором одни из электродов во
12243. Финансово-хозяйственные операции по отражению объекта учета 99.48 KB
  Я ставлю перед собой цель рассказать, как видеться учет доходов на предприятии. Предприятия отличаются отрасли, производством, численностью, правовой формой и так далее, но я рассмотрю общую систему учета доходов предприятия...
12244. Дизъюнктивные нарушения 659.91 KB
  Вернемся к основной теме. Как уже было сказано дизъюнктивные нарушения — это разрыв пластов, горных пород которые образуются, при воздействии двух разнонаправленных сил на слой горных пород, слой сначала изгибается, а затем – разрывается.