85034

Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями чтобы не доводить эти ситуации до критических. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества.

Русский

2015-03-23

32.05 KB

1 чел.

Урок28.  Формирование личности подростка в процессе

взаимоотношений со взрослыми

Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в большом значении для личного развития доброжелательных, уважительных отношений со взрослыми. Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями, чтобы не доводить эти ситуации до критических.

Изучаемые вопросы

  1.  Подростковый период — период возрастного кризиса.
  2.  Роль семьи и родителей в социальном развитии подростка.
  3.  Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями.

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса).

Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за независимость от опеки взрослых человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Психологи считают, что главным личностным изменением подросткового возраста является «чувство взрослости». Подросток желает быть взрослым и в то же время знает, что уровень его социальной готовности далеко не отвечает требованиям, предъявляемым к взрослому человеку. Отсюда и возникает противоречивость подросткового «чувства взрослости».

В подростковом возрасте происходят процессы биологического созревания организма и социального взросления.

2.  В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. В этот период неизбежны конфликтные ситуации на почве взаимных претензий и упреков, часто необоснованных.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: приспособление; компромисс; сотрудничество; уклонение от конфликта; соперничество.

3.  Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества. Не следует доводить ситуацию до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого нужно воспитывать в себе умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать.

Правила слушания:

  1.  старайтесь не прерывать собеседника;
  2.  дайте собеседнику время высказаться;
  3.  избегайте поспешных выводов;
  4.  спокойнее реагируйте на высказывания;
  5.  не отвлекайтесь;
  6.  ищите истинный смысл сказанных слов;
  7.  следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
  8.  старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что взаимоотношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у подростков желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).

Контрольные вопросы

  1.  Почему подростковый возраст считается критическим периодом жизни человека?
  2.  Какими критериями определяется социальная зрелость человека?
  3.  Какую роль играют семья и родители в социальном развитии подростка?
  4.  Какие взаимоотношения с родителями наиболее эффективно способствуют социальному развитию подростка?

Домашнее задание

  1.  Изучите § 6.4 учебника.
  2.  Определите основные направления работы над собой, чтобы избегать ненужных конфликтов с родителями и другими взрослыми.