8506

Китайская мифология

Доклад

Религиоведение и мифология

Китайская мифология. Черты: комплекс из древнекитайской, даосской, буддийской и позднее народной мифологии мифология Китая существует в виде отдельных фрагментов в : -Шицзин -Шуцзин -И-цзин -Чжуан-цзы -Критические суждения (автор Вань...

Русский

2013-02-12

45.5 KB

5 чел.

Китайская мифология.

Черты:

  1.  комплекс  из древнекитайской,даосской,буддийской и позднее народной мифологии
  2.  мифология Китая существует в виде отдельных фрагментов в :

-Шицзин

-Шуцзин

-И-цзин

-Чжуан-цзы

-Критические суждения(автор Вань Чунь)

-Ле Цзы

-Хуайнань-цзы

-Шань-Хай-Цзин

-поэзия Цюй Юаня

-Цао Чжи «Фея реки Ло»

3)в древнекитайской мифологии –историзация персонажей(мифич. персонажи начали восприниматься как реальные деятели глубокой древности),

в поздней народной мифологии – обратный процесс( мифологизация реальных исторических деятелей):

-Лю Бэй-основатель царства Шу,полководец 3 в до н.э.-бог плетенщиков,т к в юности плел циновки

-его сподвижник Гуань Юй с 16 века бог войны Гуань-ди

4)важную роль играли тотемистические представления:

-племена И,иньцы-тотем ласточка

-племена Ся-тотем змея(позднее трансформировался в дракона)

5)в эпоху Чжоу  складывается культ Неба(небо- высшее начало, руководит тем,что происходит на земле)

6)некоторые персонажи имеют посвященные им праздники,отмечаемые по лунному каледарю(7 день 7 месяца-сороки образуют мост от луны до земли ,ткачиха ЧанъЭ может встретиться со своим мужем,стрелком И)

7)*фусан-солнечное дерево(Другое представление о космической вертикали воплощено в образе солнечного дерева — фусан (букв. «поддерживающее тутовое дерево»), в основе которого лежит идея древа мирового. На дереве фусан живут солнца — десять золотых воронов. Все они — дети матушки Си-хэ, живущей за Юго-Восточным морем. Согласно «Хуайнань-цзы», солнце сперва купается в заводи, а затем поднимается нафусан и отправляется в путь по небу. По некоторым версиям, солнце везёт по небу в колеснице сама Си-хэ. Постепенно оно приходит на крайний запад, где садится на другое солнечное дерево жо, цветы которого освещают землю (предположительно образ вечерней зари). С представлением о множественности солнц связан миф о нарушении космического равновесия в результате одновременного появления десяти солнц: наступает страшная засуха. Посланный с небес стрелок И поражает из лука лишние девять солнц.)

Персонажи:

  1.  Пань-Гу:

-миф об отделении неба от земли,

-вздох-ветер и дождь,выдох-гром и молния,

-закрывает,открывает глаза-ночь и день соотв.,

-после смерти-волосы на теле-деревья и травы,микробы,паразиты на теле-люди,локти колени,голова-5 священных вершин)

  1.  Нюй-ва:

-созидательница всех вещей

-вылепила людей из глины

-чинит небосвод

-из ног черепахи делает опору небу

-собирает тростниковую золу и преграждает путь разливу вод

3)Фу-Си:

-первопредок племен И

-изобрел рыболовные сети,гадательные триграммы

-научил людей охоте,рыболовству,приготовлению мяса на огне

-он в виде человекоптицы

-к рубежу н.э. стал фигурировать в паре с Нюй-ва

4)Юй:

-усмирил потоп(рытье каналов,землеустройство,избавляет землю от нечисти,создает условия для земледелия)

-передвинул гору(камешек за камешком,вместо того,чтобы передвинуть дом)

5)стрелок И:

-выстрелил в 9 из 10 солнц,устранил засуху

6)его жена Чанъэ:

-похитила у мужа снадобье бессметрия и вознеслась на луну

7)Лэй-гун-бог грома(отец-первопредок Фу Си)

8)духи рек-и мужские,и женские(Хэ Бо-ХуанХэ,богиня реки Ло-Ло Шэнь)

9)Си-Ван-Му

-хозяйка Запада,страны мертвых

-демонический характер

-хвост барса,клыки тигра

-ведает небесными карами

-насылает мор и болезни

10)Гун Гун-дух вод(борется с Чжу-жуном-огнем)

11)Чи Ю –мятежник(борется с Хуан-Ди-олицетворение гармонии и порядка)

Мифология даосизма:

-с рубежа н э-1-ые века н э

Даосы используют в своих целях образы китайской мифологии:

  1.  Хуан-ди(здесь как первый бессмертный,покровитель даосов)
  2.  Си-Ван-Му(уже не грозная хозяйка запада,а всего лишь владелица плодов бессмертия)

Идея продления  жизни и бессмертия очень важна в даосской мифологии.

Тематика,содержание мифов:

-герои даосских мифов-бессмертные гении

-предания о восьми бессмертных(Ба Сянь)

-предания о трех мифических горах(Пэнлай,ФанЧжан,Инчжоу),плавающих в море.Пришли из древнекит мифологии,здесь олицетворяют собой даосский рай.

Мифология китайского буддизма:

-с первых веков нэ

-буддисты стали использовать для своих проповедей китайские сюжеты

-происхождение буддийский персонажей стало связываться с китайскими героями:

Авалокитешвара(бодхисатва)-перерождение принцессы Мяо-Шань-Гуаньинь

-под влиянием буддизма происходит развитие мифологических представлений китайцев о потусороннем мире и преисподней:

  •  Сначала царство мертвых на западе
  •  Затем в начале н э царство мертвых находится в пределах горы Тайшань
  •  С появлением буддизма-появление представлений об аде и адских судилищах

Поздняя народная мифология:

-местные народные культы

-культы конфуцианских мудрецов и различных героев общегосвенного и местного значения

-мифологизация реальных исторических лиц

Влияние кит. мифологии на культуры страны:

Изобразительное искусство(и прикладное):

-рельефы и настенная живопись эпохи Хань

-изображения в буддийских и даосских храмах

-произведения средневековых китайских художников

-росписи дворцовых комплексов

-с позднего средневековья-нардные лубки

2 статья:

  1.  древность:

-мифы об отделении неба от земли

-образ мирового древа

-деление пространства по четырем сторонам света

-двоичное строение души(хунь,по)

-мифы о лунном календаре

-вера в возрождение и воскрешение

-политеизм

-погребальная обрядность

-культ мертвых

-культ плодородия

-тотемизм,анимизм

-сакрализация животных(единорог,феникс,черепаха,дракон)

-обожествление солнца,неба,земли

2)эпоха Инь-Шань-обожествление усопших правителей-первопредков:

Желтый предок(Хуан Ди)-желтый император,первопредок всех китайцев,а также:

-Яо

-Шунь

-Юй

О них:

-в книге историй есть их жизнеописание

-их правления считались идельными,были образцами для других

3)эпоха Чжоу:

-верховная божественная сила-небо

-оно дало начало всему сущему

-создало людей и Поднебесную

-направляет ход истории посредством сыновей неба(добродетельных государей),за чьими действиями оно наблюдает глазами народа

-если власть аморальна,небо сменяет правителя


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59330. Повторення таблиць множення і ділення чисел 2 і 3. Складання задач на дві дії за даним виразом. Знаходження значень буквенних виразів 39 KB
  Мета: Виявити обсяг і якість знань про множенні і ділення таблиць 2 і 3, рівень навичок у лічбі та обчислювальній діяльності; Вдосконалити вміння учнів розв’язувати задачі на 2 дії за даним виразом. Розвивати пам’ять, логічне мислення, зв’язне мовлення, увагу.
59332. Мамо, тобі низенько вклонюсь 36.5 KB
  Син: Чому у тебе у косі ясна Забриніла раптом сивина Мати: Од любові од. Син: А в бабусі голова біліш То ж мене бабуся любить більш Мати: В неї діти доньки і сини Додають сердешній сивини. Син: Чом же тітка біла як зима В неї ж діток не було й нема Мати: Так синочку біла геть вона...
59334. Відкритий урок „Тарас Шевченко” 43 KB
  Портрет Тараса Шевченка рушники серветки. Тарасова доля то правда жива. Тарасе наш Кобзарю всюди Приходиш нині ти як свій Тебе вітають щиро люди На всій Україні моїй.
59335. О слово рідне! України слово! (Сценарій свята мови) 51.5 KB
  О слово рідне України слово Богдана мудрість і Тараса заповіт. О слово рідне Мудру і прадавнє Ти вросло з могутньої землі Тебе валуєви жорстоко розпинали А ти возносилось і не корилось ні 3 учень. О слово рідне Подарунок мами І пісня ніжна і розрада нам Я всім на світі...
59336. Пам’ять про тих, хто відійшов з життя 39.5 KB
  Наша память і вдячність за їх подвиги і жертовність. Та памятай моя дитино добродушко Що мова українська соловїна А найцінніший скарб людина І наймиліша нам родина А най дорожча Україна.
59337. Позакласний захід “Пташок викликаю з теплого краю” 57 KB
  Виходить дівчинка співає пісню: €œЩебетала пташечка€. 1 дівчинка: Благослови Боа Мати Веснукрасну зустрічати 2 дівчинка: Весну красну вітати Та віночки сплітати. 3 дівчинка: А віночки сплетемо Хороводом підемо дівчатка танцюють хоровод...
59338. Українська мова – наш скарб 70 KB
  1й учень. Люблю тебе моя Вітчизно мила Твої поля і небо голубе Бо ти дала мені малому крила Та як же не любить мені тебе 2й учень. Я буду вчитись в школі на відмінно Щоб мною ти пишатися могла 3й учень. Люблю твої ліси струмки джерельця І всеусе що є в моїм краю Тепло долонь і розуму і серця...