85062

Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России Цель урока. Сформировать у учащихся представление о национальных интересах России как совокупности сбалансированных интересов личности общества и государства; убеждение в возрастании в современных условиях роли гражданина России в деле обеспечения национальных интересов России. Дать учащимся общее понятие об угрозе национальным интересам и безопасности России которую несут в себе последствия чрезвычайных ситуаций природного...

Русский

2015-03-23

34.01 KB

11 чел.

Урок2. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

Цель урока. Сформировать у учащихся представление о национальных интересах России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства; убеждение в возрастании в современных условиях роли гражданина России в деле обеспечения национальных интересов России.

Дать учащимся общее понятие об угрозе национальным интересам и безопасности России, которую несут в себе последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, подчеркнуть отрицательное влияние человеческого фактора на национальную безопасность России. Сформировать убеждение, что национальная безопасность России во многом зависит от уровня культуры в области безопасности каждого человека и населения страны в целом.

Изучаемые вопросы

  1.  Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России.
  2.  Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах.
  3.  Национальные интересы России в международной и военной сферах.
  4.  Национальная безопасность России.
  5.  Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
  6.  Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.

Изложение учебного материала

1. Познакомить учащихся с интересами личности, общества и государства в содержании национальных интересов России.

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни. Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, духовным обновлением России. Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием взаимовыгодного международного сотрудничества.

2. Обратить внимание учащихся на основные условия во внутриполитической, экономической и духовной сферах, при званных обеспечить национальные интересы России.

Во внутриполитической сфере эти условия состоят:

  1.  в сохранении стабильности конституционного строя институтов государственной власти;
  2.  в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
  3.  в завершении процесса становления демократического общества;
  4.  в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

В экономической сфере:

  1.  в обеспечении динамично развивающегося производства и рынка;
  2.  в обеспечении высокого уровня жизни народов России.

В духовной сфере:

  1.  в укреплении нравственных ценностей общества;
  2.  в сохранении традиций патриотизма и гуманизма;
  3.  в укреплении культурного и научного потенциала страны.

3. Обозначить основные условия, соответствующие национальным интересам России в международной и военной сферах жизнедеятельности.

В международной сфере:

  1.  в обеспечении суверенитета;
  2.  в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира;
  3.  в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России;
  4.  в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

В военной сфере:

  1.  в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
  2.  в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
  3.  в обеспечении условий для мирного демократического развития государства.

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также усиление роли и ответственности человека за свои дела и поступки при соблюдении мер безопасности во всех сферах жизнедеятельности, повышение общей культуры в области безопасности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

4. Обратить внимание учащихся на то, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Отметить, что в настоящее время уровень осознания каждым человеком, да и обществом в целом, степени опасностей, связанных с возникающими в повседневной жизни различными опасными и чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера, которые непосредственно оказывают влияние на национальную безопасность России, не соответствует их реальной опасности для жизнедеятельности личности, общества и государства.

Такая недооценка обществом существующих и возрастающих опасностей, угрожающих жизнедеятельности человека, все чаще приводит к масштабным трагическим последствиям, связанным с гибелью людей и уничтожением материальных ценностей.

5. Подчеркнуть, что человек в процессе жизнедеятельности постоянно расширяет область своих интересов для удовлетворения жизненных потребностей, но при этом мало заботится о соблюдении мер безопасности и возможных последствиях своей деятельности, что привело к увеличению масштабов различных чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка человека может привести к возникновению чрезвычайной ситуации широкого масштаба (например, чернобыльская катастрофа).

Общегосударственной проблемой в нашей стране стала проблема предупреждения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Устойчивое развитие страны, ее экономики, повышение благосостояния всего многонационального народа, вхождение страны в разряд ведущих мировых держав могут быть достигнуты в том числе путем профилактики причин возникновения чрезвычайных ситуаций.

Высший приоритет в этом отводится человеку, а один из основных путей — повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

6. Заострить внимание учащихся на том, что формирование культуры в области безопасности жизнедеятельности у населения страны на уровне, соответствующем развитию нашей цивилизации, стало приоритетом в деле обеспечения национальной безопасности государства от внешних и внутренних угроз.

Человеческий фактор все большее отрицательное влияние оказывает на безопасность личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности. Получается так, что человек сам себя уничтожает из-за незнания основных опасных и чрезвычайных ситуаций, с которыми он может встретиться в процессе повседневной жизнедеятельности, из-за незнания правил безопасного поведения в реальной окружающей его среде: природной, техногенной, социальной.

Контрольные вопросы

  1.  Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?
  2.  Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
  3.  В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?
  4.  Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
  5.  Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?
  6.  Что понимается под национальной безопасностью России?
  7.  В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на национальную безопасность России?
  8.  Почему в настоящее время остро встал вопрос о формировании общей культуры в области безопасности у населения России?
  9.  Почему принято считать, что высокий уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности может обеспечить человеку благополучную жизнь?
  10.  Почему на национальную безопасность России оказывает определенное влияние поведение каждого человека?

Домашнее задание Изучить § 1.2 , 1.3 учебника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75761. Причины региональной деградации биосферы. Формирование техносферы-нового типа среды обитания 15.71 KB
  Этим изменениям во многом способствовали: высокие темпы роста численности населения на Земле демографический взрыв и его урбанизация; рост потребления и концентрация энергетических ресурсов; интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; массовое использование транспорта; рост затрат на военные цели и ряд других процессов. Достижения в медицине повышение комфортности деятельности и быта интенсификация и рост продуктивности сельского хозяйства во многом способствовали увеличению продолжительности...
75762. Взаимодействие человека и техносферы 12.42 KB
  Взаимодействие человека и техносферы Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях когда потоки энергии вещества и информации находятся в пределах благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями как на человека так и природную среду. и действиями человека. комфортное оптимальное когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха;...
75763. Понятие опасных и вредных производственных факторов 42.64 KB
  Понятие опасных и вредных производственных факторов По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные. К вредным относятся такие факторы которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. Опасными называют такие факторы которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. И опасные и вредные факторы могут быть естественного или природного и антропогенного характера т.
75764. Теоретические основы и практические функции БЖД 21.59 KB
  Иначе говоря традиционно в данном научном направлении рассматривается преимущественно лишь локальная система жизнедеятельности как образующая своего рода фундамент безопасности для системы более высокого уровня так называемой глобальной системы жизнедеятельности. Соответственно можно выделить пространство локальной безопасности жизнедеятельности которое составляет часть более общего пространства глобальной безопасности жизнедеятельности. Кроме того говоря о локальной безопасности жизнедеятельности следует учитывать что в последнее время...
75765. Индивидуальный и социальный риск 15.64 KB
  Индивидуальный и социальный риск Наиболее распространенной оценкой опасности является риск. Риск частота реализации опасностей. Риск расценивается или как опасное условие при котором выполняется деятельность или же как действие совершаемое в условиях неопределенности. Различают индивидуальный и социальный риск.
75766. Основные задачи БЖД 12.77 KB
  Основные задачи БЖД Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи: идентификация распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания; защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; ликвидация отрицательных последствий...
75767. Опасность – центральное понятие БЖД 14.38 KB
  Опасность центральное понятие БЖД Опасность центральное понятие в науке БЖД под которым подразумеваются любые явления процессы объекты свойства предметов способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью и жизни человека. Опасность хранят все системы имеющие энергию химически или биологически активные компоненты а так же свойства несоответствующие условиям жизнедеятельности человека. Потенциальный означает опасность возможная скрытая отложенная на потом. Признаками определяющими опасность являются: ...
75768. Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей 16.99 KB
  Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей. Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасностей.
75769. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО» 179 KB
  Система диагностики результатов освоения младшими школьниками образовательной области Окружающий мир. Оценивание как основой метод диагностики результатов освоения содержательных линий. Оценивание метапредметных результатов освоения содержательных линий образования.