85067

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны обратив внимание на источники техногенных опасностей основные причины их возникновения. Сформировать убеждение что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности общества и государства. Изучаемые вопросы Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны....

Русский

2015-03-23

30.7 KB

0 чел.

Урок 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

Цель урока. Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны, обратив внимание на источники техногенных опасностей, основные причины их возникновения. Сформировать убеждение, что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны — это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Изучаемые вопросы

  1.  Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны.
  2.  Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
  3.  Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Изложение учебного материала

1. Напомнить учащимся, что с развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и

коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, взрыво- и пожароопасных производств и технологий.

В мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций: они составляют примерно 75—80% от общего числа чрезвычайных ситуаций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.

  1.  Повторить основные опасные объекты экономики, на которых аварии могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрыво- и пожароопасные объекты, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.
  2.  Подчеркнуть, что анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведенный специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.

Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

  1.  ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, оказывающих воздействие на окружающую природную среду;
  2.  снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;
  3.  человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологии производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.

Вот последствия такой деятельности.

По данным МЧС России, в 2004 г. в стране произошла 951 чрезвычайная ситуация, в том числе 686 техногенного характера. В бедствиях и катастрофах погибли 2077 человек, серьезно пострадали свыше 22 тыс. человек.

Большой ущерб стране наносят пожары. В 2004 г. их произошло около 188 тыс., погибли 13,9 тыс. человек. Причиненный материальный ущерб превышает 84 млрд рублей. Основной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% — неосторожное обращение с огнем, 30% — неисправность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).

В заключение урока необходимо подвести обучаемых к вы воду, что общая культура в области безопасности жизнедея тельности в нашей стране не в полной мере соответствует уров ню высокоцивилизованного государства.

Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности" жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности».

Контрольные вопросы

  1.  Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
  2.  К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
  3.  Каковы основные источники возникновения техноген ных опасностей?
  4.  Каковы основные причины возникновения аварий и ка тастроф в техносфере?
  5.  В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?

 Домашнее задание Изучите § 2.3 учебника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60094. Запобігання торгівлі людьми 31 KB
  Мета: надати учням інформацію про явища торгівлі людьми (дітьми), зовнішні та внутрішні причини виникнення даної проблеми; про те, які права порушуються в ситуації торгівлі людьми.
60095. Внеклассное мероприятие по химии Что? Где? Когда? 53 KB
  Команды придумывают себе название делают эмблему выбирают капитана капитан координирует и направляет игру команды. Ход проведения мероприятия: Ведущий Приветствует команды зрителей представляет жюри. Приветствие команд представляют эмблему комментируют название команды приветствуют команду соперника Разминка Вопросы к...
60096. НА РУШНИКУ ХАЙ ДОЛЯ КВІТНЕ 51.5 KB
  Мета: розширити знання студентів про різновиди українського рушника та народні традиції пов’язані з ним; розвивати творчі здібності студентів; виховувати любов до традицій свого народу заохочувати студентів до вивчення української народної культури.
60097. Свято останнього дзвоника в школі 56 KB
  До присутніх звертаються учні 10 класу читають вірші. Ведуча: 10 клас Коли весна травневим ранком Бентежить в жилах юну кров На свято школи урочисте Усі збираємося знов. Ведучий: 10 клас Шкільне подвір’я забуяло цвітом.
60098. Усний журнал КИМ БУТИ? 58.5 KB
  Ким же я стану Сьогодні ми проведемо усний журнал ‘’КИМ БУТИ’’ Яку відповідь на це запитання знайшов наш гість ми зараз послухаємо на першій сторінці яка має назву І сторінка – ЦІКАВА ЗУСТРІЧ В гості до нас прийшов щоб розповісти про власний вибір професії Лауреат премії ім. Усі професії потрібні і важливі. Будівельник показую малюнок і слова МАЛЯР МУЛЯР...
60099. Я - українець! 74 KB
  Ведучий: Я українець Над Дніпром Стоїть в саду вишневім хата Криниця журавель з цебром І скибка місяця щербата. Ведуча: Я українка З юних літ Мене пісень навчила мати Які чарують цілий світ Де народився Заповіт...
60100. МАСЛЕНИЦА. СЦЕНАРИЙ 47.5 KB
  Ведущая: А еще для славян масленица долгое время была встречей нового года так как до 16 века он начинался с марта. Дети вместе: У нас горы снежные готовы и блины напечены просим жаловать Мальчик: Масленица объедуха...
60101. Устный журнал: Что в имени тебе моём? 47 KB
  У каждого человека есть имя Нет меж живущих людей да не может и быть безыменных: В первый же миг по рождении каждый убогий и знатный Имя как сладостный дар от родимых своих получает Гомер Прошли тысячелетия а сказанное им и сейчас остается истиной.