85067

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны обратив внимание на источники техногенных опасностей основные причины их возникновения. Сформировать убеждение что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности общества и государства. Изучаемые вопросы Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны....

Русский

2015-03-23

30.7 KB

0 чел.

Урок 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

Цель урока. Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны, обратив внимание на источники техногенных опасностей, основные причины их возникновения. Сформировать убеждение, что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны — это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Изучаемые вопросы

  1.  Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны.
  2.  Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
  3.  Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Изложение учебного материала

1. Напомнить учащимся, что с развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и

коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, взрыво- и пожароопасных производств и технологий.

В мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций: они составляют примерно 75—80% от общего числа чрезвычайных ситуаций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.

  1.  Повторить основные опасные объекты экономики, на которых аварии могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрыво- и пожароопасные объекты, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.
  2.  Подчеркнуть, что анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведенный специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.

Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

  1.  ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, оказывающих воздействие на окружающую природную среду;
  2.  снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;
  3.  человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологии производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.

Вот последствия такой деятельности.

По данным МЧС России, в 2004 г. в стране произошла 951 чрезвычайная ситуация, в том числе 686 техногенного характера. В бедствиях и катастрофах погибли 2077 человек, серьезно пострадали свыше 22 тыс. человек.

Большой ущерб стране наносят пожары. В 2004 г. их произошло около 188 тыс., погибли 13,9 тыс. человек. Причиненный материальный ущерб превышает 84 млрд рублей. Основной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% — неосторожное обращение с огнем, 30% — неисправность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).

В заключение урока необходимо подвести обучаемых к вы воду, что общая культура в области безопасности жизнедея тельности в нашей стране не в полной мере соответствует уров ню высокоцивилизованного государства.

Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности" жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности».

Контрольные вопросы

  1.  Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
  2.  К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
  3.  Каковы основные источники возникновения техноген ных опасностей?
  4.  Каковы основные причины возникновения аварий и ка тастроф в техносфере?
  5.  В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?

 Домашнее задание Изучите § 2.3 учебника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71048. Изучение методов измерения: прямого преобразования и замещения 159 KB
  Целью работы является изучение методов измерения: дифференциального, прямого преобразования, замещения и их экспериментальное сравнение. При выполнении лабораторной работы студент должен: Знать: цель и содержание предстоящей работы, порядок ее выполнения и основные теоретические положения по данной теме.
71049. Изучение методов измерения: компенсационного, прямого преобразования и замещения 471 KB
  На панели лабораторного стенда установлена монтажная плата с сопротивлениями измерительного моста которые намотаны манганиновой проволокой что обеспечивает независимость их значений от влияния окружающей температуры. На лицевой панели стенда также установлен микроамперметр...
71051. Обработка двумерных массивов 323.5 KB
  Задание к лабораторной работе: Дана действительная квадратная матрица А размера n  n. Вычислить суммы элементов двух главных диагоналей матрицы. Схема алгоритма. Программа на языке Basic Расчет сумм элементов двух главных диагоналей матрицы.
71053. Программирование типовых алгоритмов 203.5 KB
  Задание к лабораторной работе Ввести восемь чисел и вычислить наибольшее среди четных чисел и его номер. Схема алгоритма. Программа на языке Basic Типовые алгоритмы CLS PRINT “Вычисление наибольшего четного числа из восьми введенных“ n = 8 max = -100000...
71054. Программирование простых циклических процессов 148.5 KB
  Составить таблицу значений массы жидкого продукта в емкости, имеющей форму параллелепипеда в зависимости от высоты жидкости в емкости. Высота меняется от 0,5 м до 2 м с шагом 0,5 м. Схема алгоритма. Программа на языке Basic...
71056. Исследование LC-автогенератора 272.5 KB
  Исследовать работу генератора в режиме синхронизации колебаний захват частоты. Путём изменения частоты генератора для различных значений фиксированного напряжения внешнего генератора экспериментально определяется область синхронизации автогенератора.