85067

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны обратив внимание на источники техногенных опасностей основные причины их возникновения. Сформировать убеждение что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности общества и государства. Изучаемые вопросы Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны....

Русский

2015-03-23

30.7 KB

0 чел.

Урок 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия

Цель урока. Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны, обратив внимание на источники техногенных опасностей, основные причины их возникновения. Сформировать убеждение, что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны — это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Изучаемые вопросы

  1.  Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны.
  2.  Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
  3.  Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Изложение учебного материала

1. Напомнить учащимся, что с развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и

коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, взрыво- и пожароопасных производств и технологий.

В мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций: они составляют примерно 75—80% от общего числа чрезвычайных ситуаций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.

  1.  Повторить основные опасные объекты экономики, на которых аварии могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрыво- и пожароопасные объекты, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.
  2.  Подчеркнуть, что анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведенный специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.

Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

  1.  ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, оказывающих воздействие на окружающую природную среду;
  2.  снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;
  3.  человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологии производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.

Вот последствия такой деятельности.

По данным МЧС России, в 2004 г. в стране произошла 951 чрезвычайная ситуация, в том числе 686 техногенного характера. В бедствиях и катастрофах погибли 2077 человек, серьезно пострадали свыше 22 тыс. человек.

Большой ущерб стране наносят пожары. В 2004 г. их произошло около 188 тыс., погибли 13,9 тыс. человек. Причиненный материальный ущерб превышает 84 млрд рублей. Основной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% — неосторожное обращение с огнем, 30% — неисправность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).

В заключение урока необходимо подвести обучаемых к вы воду, что общая культура в области безопасности жизнедея тельности в нашей стране не в полной мере соответствует уров ню высокоцивилизованного государства.

Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности" жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности».

Контрольные вопросы

  1.  Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
  2.  К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
  3.  Каковы основные источники возникновения техноген ных опасностей?
  4.  Каковы основные причины возникновения аварий и ка тастроф в техносфере?
  5.  В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?

 Домашнее задание Изучите § 2.3 учебника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41490. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БОТАНИКИ 337.5 KB
  Курс ботаники располагает определенными возможностями тдля развития природоохранительных знаний на основе опорных понятии_о растительном организме особенностях его жизни о многообразии видов растений и их видовых сообществах. На уроках ботаники школьники изучают значение растений в жизни человека разнообразие влияний человеческой деятедьности на отдельные виды и целые растительные сообщества. Это способствует пониманию необходимости бережного отношения каждого человека к многообразию окружающих его растений охраны и рационального...
41491. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения курса «Человек и его здоровье» 151 KB
  Трудовая деятельность человека и ее оптимизация. В курсе анатомии физиологии и гигиены человека VIII класса важно предусмотреть развитие основных понятий по охане природы закладываемых в предшествующих классах. Здесь полнее чем в других биологических предметах можно раскрыть гигиени ноский аспект взаимодействия природы и человека. Однако для понимания жизнедеятельности человека как биосоциального существа анализа только фнзикохимических условий жизни далеко не достаточно.
41492. Системы управления движением поездов 205.5 KB
  ДЦ способствует повышению безопасности движения позволяет обеспечить максимальное использование пропускной способности участков дает возможность четко организовать движение поездов по графику. Создаются системы слежения за движением поездов с контролем и отображением их номеров. При этом решаются и другие задачи: регистрация графика исполненного движения автоматическая установка поездных маршрутов оповещение пассажиров о подходе поездов контроль выполнения графика движения на более высоких уровнях управления автоматическое задание...
41493. ТЕХНОЛОГИЯ И НОРМИРОВАНИЕ МАНЕВРОВОЙ РАБОТЫ 293 KB
  Маневрами называются все передвижения подвижного состава групп или отдельных вагонов а также одиночных локомотивов по станционным путям для выполнения различных видов обработки поездов и вагонов обеспечиние погрузки выгрузки и др. Рациональная организация маневров во многом определяет успешную работу станций уровень их перерабатывающей способности и выполнение основного качественного показателя затраты времени на обработку вагонов. Маневры классифицируются по следующим признакам: 1 по характеру; 2 по назначению; 3 по способу...
41494. Технология работы промежуточных станций 180 KB
  Опорные промежуточные станции их эффективность. Для четкой организации работы на промежуточных станциях составляются технологические карты операций которые включают: нормы времени на приготовление поездных маршрутов и станционные интервалы; графики работы со сборными поездами и нормы времени на операции со сборнораздаточными вагонами; нормы времени на маневровые передвижения в пределах станции с пути на путь с разным количеством вагонов и одного локомотива; нормы простоя вагонов под грузовыми операциями и графики обработки вагонов на...
41495. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНОЙ ГОРКИ 215.5 KB
  Перерабатывающая способность горки и пути её повышения. Технология совмещения роспуска составов и формирования поездов с горки. Сортировочная горка состоит из трех основных элементов: надвижной части вершины горки и спускной части.
41496. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ 123.5 KB
  Оперативное управление работой станции 1. Назначение размещение и техническая оснащенность Сортировочные станции предназначаются для массовой переработки вагонов расформирования и формирования поездов причем в первую очередь сквозных т. Кроме того сортировочные станции могут пропускать транзитные поезда с которыми выполняются следующие операции: смена локомотивных бригад; смена локомотивов; технический и коммерческий осмотр составов; ремонт и экипировка локомотивов вагонов; снабжение водой поездов с живностью экипировка...
41497. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ УЧАСТКОВОЙ СТАНЦИИ 248.5 KB
  Основная работа участковых станций заключается в обработке транзитных поездов кроме того на этих станциях выполняются еще следующие основные операции: смена локомотивов и локомотивных бригад; расформированиеформирование составов участковых и сборных поездов иногда сквозных; маневры по отцепке и прицепке групп вагонов к транзитным поездам с частичной переработкой грузовые и пассажирские операции. Число сортировочных путей определяется числом назначений сортировки суточным количеством перерабатываемых вагонов технологическим процессом...
41498. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ СТАНЦИИ 232 KB
  Оперативное планирование работы станции. Автоматизация текущего планирования работы станции АСТП. Оперативное руководство работой станции 1. План работы смены вступающий на дежурного во второй половине суток, оставляют с учетом итогов работы первой смены и обеспечения выполнения всего суточного плана.