85085

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Современное убежище сложное и дорогое вооружение. Для чего применяются убежища Есть ли убежище в вашем доме дворе Какие бывают убежища Может ли человек построить убежище своими руками Какие условия нужны для того чтобы убежище надежно защищало человека от поражающих факторов ОМП Нужны ли в убежище какието правила поведения Если нужны то назовите основные. Какие условия нужны для того чтобы в убежище нескольких дней находилась группа людей из нескольких десятков человек Перечислите. Обычно убежище состоит из основного...

Русский

2015-03-23

41.35 KB

2 чел.

Урок 9. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

Цели урока. Изучить: понятие, характеристики и устройство убежища. Ознакомиться с назначением и устройством противорадиационных и простейших укрытий.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

1. Учитель выборочно проводит проверку первого задания: «Составьте сигнал оповещения об аварии на химически опасном объекте».

Примерная структура сообщения «Граждане, произошла авария на химическом объекте — заводе «Азот». Наибольшей опасности подвергается северная часть города. Просьба ко всем жителям — не выходить из домов, загерметизировать квартиру, меньше двигаться, не пользоваться водой из открытых источников. Эвакуация жителей северной части города будет проведена в ближайшее время. Обеспечение жителей города противогазами и средствами защиты уже начато. Проявляйте спокойствие. Радиоточки, радиоприемники, настроенные на местные станции, телевизоры, настроенные на городской канал держите постоянно включенными».

2. Ситуационная задача. Вы — глава администрации поселка. Какие технические средства вы выделите для передачи сигналов oповещения?

(Радиосеть; передвижную звуковещательную установку; представителей администрации и добровольцев с переносными мегафонами, Местную телефонную сеть; посыльных (нарочных) для оповещения удаленных организаций, поселений, подчиненных поселку, общественных мест, детских и лечебных учреждений.

3. Вспомните по книгам и фильмам, в какой форме передавался сигнал о воздушном нападении противника. Какие технические средства при этом использовались?

(Сигнал  передавался   путем  многократного  повторения  фразы  «Граждане, воздушная тревога!» и передачи сигнала сиренами и гудками предприятий. При этом использовались городская радиосеть через репродукторы в квартирах и учреждениях, уличные громкоговорители; электросирены (или обычные ручные сирены); Системы подачи  звуковых сигналов предприятий.

4. Ответьте на вопросы:

  1.  Когда и как передаются сигналы оповещения?
  2.  Какие существуют сигналы оповещения?
  3.  Какие технические средства применяются для передачи сигналов оповещения?
  4.  В какой форме передаются сигналы оповещения?
  5.  Каково содержание сигналов оповещения?

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Одной из задач гражданской обороны является «...предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты» (из ст. 2 Закона РФ «О гражданской обороне»). Это направление деятельности в системе гражданской обороны — одно из наиболее трудоемких. Современное убежище — сложное и дорогое вооружение. Его эксплуатация и успешное решение задачи по укрытию населения от поражающих факторов обычного, ядерного, химического, биологического оружия, ЧС природного и техногенного характера требует знаний и навыков не только от обслуживающего Персонала убежища, но и от размещенных в нем граждан. Вопросу устройства и эксплуатации инженерных защитных сооружений гражданской обороны и посвящается сегодняшнее наше занятие.

Вопросы для активизации знаний.

  1.  Для чего применяются убежища?
  2.  Есть ли убежище в вашем доме, дворе?
  3.  Какие бывают убежища?
  4.  Может ли человек построить убежище своими руками?
  5.  Какие условия нужны для того, чтобы убежище надежно защищало человека от поражающих факторов ОМП?
  6.  Нужны ли в убежище какие-то правила поведения? Если нужны, то назовите основные.

— Какие условия нужны для того, чтобы в убежище нескольких дней находилась группа людей из нескольких десятков человек? Перечислите.

Беседа. Укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надежным способом защиты от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника.

Защитные сооружения — это инженерные сооружения, специально предназначенные для защиты населения от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также от возможных вторичных поражающих факторов при ядерных взрывах и применении обычных средств поражения. В зависимости от защитных свойств эти сооружения подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, для защиты людей могут применяться простейшие укрытия. Разумеется, что надежная защита может быть обеспечена лишь в том случае, если имеется достаточное количество этих cooружений, при необходимости они могут быть использованы людьми по соответствующему сигналу в считанные минуты. Убежища и ПРУ обычно строятся заблаговременно, еще в мирное время.

При возникновении непосредственной угрозы нападения противника, а также в военное время при недостатке заблаговременно построенных убежищ и противорадиационных укрытий будут строиться быстровозводимые убежища из готовых строительных элементов и конструкции из кирпича, бетона, пило- и лесоматериалов и приспосабливаться под ПРУ подвальные и другие заглубленные помещения (см. учебник на с. 75, 80, 83).

Устройство убежища. Обычно убежище состоит из основного помещений предназначенного для размещения укрываемых людей, и вспомогательных помещений — входов, фильтровентиляционной камеры, санитарного узла, для отопительного устройства, а в ряде случаев и помещений для защищенной дизельной установки и артезианской скважины. В убежище большой вместимости могут быть выделены помещения под кладовую для продуктов питания и под медицинскую комнату. Помещение, предназначенное для размещения укрываемых, рассчитывается из определенного количества людей: на одного человека предусматривается не менее 0,5 кв. м площади пола и 1,5 куб. м внутреннего объема. Большое по площади помещение разбивается на отсеки вместимостью по 50—75 человек. Для того чтобы в помещения, где располагаются укрываемые, не проникал зараженный радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами воздух, они хорошо герметизируются. Это достигается повышенной плотностью стен и перекрытий таких помещений, заделкой в них всевозможных трещин, отверстий и пр., а также соответствующим оборудованием входов. Убежище обычно имеет не менее двух входов, расположенных в противоположных сторонах. Встроенное убежище должно иметь, кроме того, аварийный выход. Входы в убежище в большинстве случаев оборудуются в виде двух шлюзовых камер (тамбуров), отделенных от основного помещения и перегороженных между собой герметическими дверями. В фильтровентиляционной камере размещается фильтровентиляционный агрегат, обеспечивающий вентиляцию помещений убежища и очистку наружного воздуха от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Оборудуются различные инженерные системы: электроснабжения, водоснабжения, отопления. В нем оборудуется радиотрансляционная точка и устанавливается телефон. В помещениях размещаются комплект средств для ведения разведки (дозиметрические приборы, приборы химической разведки и т.п.), защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструмента, средства аварийного освещения, запас продовольствия и воды. В убежище должны быть также документы, определяющие характеристику и правила содержания его, паспорт, план, правила содержания и табель оснащения убежища, схема внешних и внутренних сетей с указанием отключающих устройств, журнал проверки состояния убежища и др.

Далее учитель предлагает учащимся самостоятельно дать характеристику противорадиационным укрытиям (ПРУ), простейшим укрытиям (щелям). Учащиеся работают с учебником. В конспекте необходимо указать: от какого типа оружия защищают, требования к устройству, правила пользования и правила строительства каждого типа убежища.

Пользование защитными сооружениями. Об угрозе нападения противника население оповещается по месту работы или жительства должностными лицами — представителями администрации или штабов гражданской обороны по радио, телевидению и другим средствам связи. С объявлением угрозы нападения противника в убежища и в противорадиационные укрытия вместимостью более 50 человек прибывают назначенные коменданты и звенья обслуживания убежищ и укрытий. В противорадиационных укрытиях вместимостью меньше 50 человек и в простейших укрытиях назначаются старшие (обычно из числа укрываемых в них людей). На этих лиц возлагается поддержание защитных сооружений в готовности и организация укрытия в них населения. В защитных сооружениях необходимо строго соблюдать режим и порядок. Укрываемым не разрешается без надобности ходить по помещениям убежища или укрытия, курить, самостоятельно включать и выключать электроосвещение, инженерные агрегаты и сети, керосиновые лампы и самодельные светильники, без разрешения брать инструмент, находящийся в сооружении. Выключение и вновь включение фильтровентиляционной системы в убежище производится по мере необходимости. В случае использования ручного привода вентилятора к работе с ним привлекаются укрываемые  в убежище трудоспособные люди.  В  противорадиационных и простейших укрытиях в первые 3—5 ч. после заполнения их людьми естественно при условии нанесения противником ядерного удара и выпадения радиоактивных осадков из облака ядерного взрыва, задвижки в вытяжных коробах не открываются. После этого и через каждые последующих 5—6 ч. укрытия   вентилируются   (задвижки   открываются   на   15—20   мин.).   При вентиляции укрытия люди должны надеть средства защиты органов дыхания. При необходимости выхода из убежища или укрытия на зараженную местность следует обязательно использовать средства индивидуальной защиты. При возвращении надо удалить радиоактивную пыль со средств индивидуальной защиты, верхней одежды и обуви, в тамбуре осторожно снять средства защиты. Средства защиты органов дыхания снимаются после входа в убежище (укрытие).

Время пребывания населения в защитных сооружениях определяют штабы ГО. Они устанавливают порядок действий и правила поведения населения при выходе из убежищ и укрытий. Эти порядок действий и правила поведения передаются в защитные сооружения по телефону или другим возможным способом.

Подведение итогов урока.

Вопросы  для проверки знаний.

  1.  Что понимается под защитными сооружениями?
  2.  Какие типы защитных сооружений вы знаете?
  3.  Что такое убежище?
  4.  Какие помещения обязательно должны быть в убежище?
  5.  Каков режим пребывания укрываемых в убежищах?
  6.  Что такое противорадиационное укрытие (ПРУ)? Какие ПРУ вы знаете? Чем они отличаются от убежищ?
  7.  Что такое простейшие укрытия? Как они оборудуются и для чего применяются?

Домашнее задание.

1. Заполните таблицу «Защитные сооружения» (во всех, столбцов указывать — ДА или НЕТ, в столбце «проникающая радиация» указать коэффициент ослабления):   

  1.  Ситуационная задача. Рассчитайте расстояние запасного выхода из встроенного убежища, если он расположено в подвале отдельно; стоящего 16-этажного одноподъездного дома высотой 68 м.
  2.  Ситуационная задача. Вы заблаговременно оборудуете ПРУ во дворе своего дачного дома. Опишите технологию строительства, используемые материалы и определите коэффициент ослабления для вашего защитного сооружения.

Страницы учебника 73—85.

Тип защитного сооружения

Защита от поражающих факторов ОМП (без средств защиты органов дыхания и кожи)

Ударная волна

Световое излучение

Проникающая радиация

ОВ и БО

Убежища

ДА

ДА

ДА (500 — 1000)

ДА

ПРУ

ДА

ДА

ДА (400— 500)

НЕТ

Простейшие защитные сооружения

ДА

ДА

НЕТ (20 — 40)

НЕТ

2. Рассчитайте расстояние запасного выхода из встроенного убежища, если он расположено в подвале отдельно стоящего 16-этажного одноподъездного дома высотой 68 м.

При расчете расстояния от строения до границы незаваливаемой  территории берется половина высоты строения и к ней добавляется 3 м, т.е. в нашем случае (68 : 2) + 3 = 37 м.

3. Ситуационная задача. Вы заблаговременно оборудуете ПРУ во дворе своего дачного дома. Опишите технологию строительства, используемые материалы и определите коэффициент ослабления для вашего защитного сооружения.

(Необходимо вырыть котлован для укрытия так, чтобы перекрытия были на уровне земли, глубина позволяла человеку стоять в полный рост, у стен необходимо оставить место для скамеек, между ними — проход не уже 50 см, предусмотрев место для хранения продуктов и воды.  Между последней ступенью лестницы и дверью непосредственно в укрытие отводится место для тамбура. Стены укрепляются: закладываются кирпичом, бревнами, блоками, или устанавливаем столбы и зашиваем досками. В этом случае в пространства между землей и досками лучше засыпать песок, гравий, гравийно-песчаную   смесь,   залить   бетонный   раствор.   Устанавливаются втяжной и вытяжной короба. Затем перекрывается укрытие. Лучше перекрытие делать из бетонных плит, но если нет, то можно использовать дерево. Сверху, над перекрытием делают грунтовую обсыпку, толщина — как можно больше, но не менее 1 м. Обсыпку закрывают дёрном. Пол покрываем слоем гидроизоляции — гравий, бетон, керамзит (он служит и для утепления пола), дерево. Устанавливают двери — входную и две тамбурные. В тамбуре ставится деревянная решетка, приподнятая над уровнем пола на 10—15 см. Проводится освещение, в том числе и аварийное (керосиновые лампы, свечи), делаются запасы воды (лучше — в фабричной расфасовке по 5—10 литров) и продовольствия. Такое укрытие при соблюдении всех рекомендаций должно получиться герметичным и будет иметь коэффициент ослабления проникающей радиации около 300 единиц.)

4. Ответьте на вопросы:

  1.  Что понимается под защитными сооружениями?
  2.  Какие типы защитных сооружений вы знаете?
  3.  Что такое убежище?
  4.  Какие помещения обязательно должны быть в убежище?
  5.  Каков режим пребывания укрываемых в убежищах?
  6.  Что такое противорадиационное укрытие (ПРУ)? Какие ПРУ вы знаете? Чем они отличаются от убежищ?
  7.  Что такое простейшие укрытия? Как они оборудуются и для чего применяются?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16038. Криминология 1.65 MB
  Преступность — основной объект криминологического изучения. Одновременно преступность — главный объект воздействия разрабатываемых криминологией мер. Все выводы криминологии, рекомендации и предложения, вырабатываемые в рамках этой науки, направлены на достижение главной цели...
16039. Екологічне право 2.81 MB
  Передмова Забезпечення екологічної безпеки за сучасних умов є важливою проблемою державної екологічної політики та невідємною умовою сталого економічного та соціального розвитку України. Це обумовлено значним антропогенним порушенням та техногенною перевантажен
16040. Екологічне право. Підручник 1.62 MB
  ВСТУП Екологічні відносини одна з найважливіших складових суспільних відносин. Вони виникають між окремими субєктами і з приводу надзвичайно важливих обєктів. Екологічні відносини складаються між суспільством і природою між людиною та навколишнім середов
16041. ПОСОБИЕ по латинскому языку 299.98 KB
  ПОСОБИЕ по латинскому языку для II курса Московской Духовной Семинарии первые 10 уроков Сергиев Посад 2000 ПРЕДИСЛОВИЕ По новым программам Московских духовных школ древним языкам отводится значительно большее количество часов чем ранее. Преподавание латыни н...
16042. Учебник латинского языка из программы Latrus 1.2 199.67 KB
  Учебник латинского языка из программы Latrus 1.2 Содержание: АЛФАВИТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖЕЙ ГЛАГОЛ СИНТАКСИС ГЛАГОЛА НАРЕЧИЯ ПРЕДЛОГИ МЕСТОИМЕНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОНЪЮНКТИВ ВЕКГОДСЕЗОНЫМЕСЯЦЫДНИЧАСЫ СИНТАКС...
16043. Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии (1-4 курсы) 91.83 KB
  Г. Ханзен Д. Моисеев Программа преподавания немецкого языка в Духовной Семинарии 14 курсы Цели и задачи изучения немецкого языка в Духовной школе Изучение иностранного языка вообще и немецкого в частности в Духовной школе определяется спецификой духовног...
16044. Правила русской орфографии и пунктуации 173.28 KB
  Правила русской орфографии и пунктуации М. 1956 ОРФОГРАФИЯ Правописание гласных I. Гласные после шипящих и ц II. Гласные ы и и после приставок III. Буква э IV. Буква ё V. Общие правила правописания неударяемых гласных VI. Неударяемые гласные в корнях слов VII. Н...
16045. Культура русской речи 743.75 KB
  Культура русской речи Ответственные редакторы доктор филологических наук профессор Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. В основе издания лежит принципиаль
16046. Материалы к экзамену по предмету: Церковнославянский язык 326 KB
  Материалы к экзамену по предмету: Церковнославянский язык. Содержание: Глагол его грамматические категории. Глагол часть речи обозначающая действие или состояние предмета. П: Воздремаша вся и спаху. Исходная форм