85087

Организация и проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

После применения противником ОМП или крупной техногенной аварии с выбросом в окружающую среду радиоактивных ядовитых опасных биологических веществ образуется очаг поражения. В первый момент после аварии обычно непонятно каков масштаб ЧС какое вещество особенно опасно и что конкретно угрожает людям оказавшимся в очаге поражения. Поэтому все спасательные и иные мероприятия в районе ЧС начинаются с разведки очага поражения. Для чего нужна разведка вообще в том числе в войсках ГО Какую информацию можно получить при проведении разведки...

Русский

2015-03-23

38.11 KB

0 чел.

Урок 11. Организация и проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС

Цели урока. Познакомить учащихся с организацией и порядком проведения разведки в зоне ЧС, организацией спасательных работ, организацией и ведением санитарной обработки.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

После применения противником ОМП или крупной техногенной аварии с выбросом в окружающую среду радиоактивных, ядовитых, опасных биологических веществ образуется очаг поражения. В первый момент после аварии обычно непонятно, каков масштаб ЧС, какое вещество особенно опасно и что конкретно угрожает людям, оказавшимся в очаге поражения. Поэтому все спасательные и иные мероприятия в районе ЧС начинаются с разведки очага поражения. Исходя из ее результатов, организуются остальные мероприятия — аварийно-спасательные работы, санитарная обработка и эвакуация.

Вопросы для активизации знаний.

  1.  Для чего нужна разведка вообще, в том числе в войсках ГО?
  2.  Какую информацию можно получить при проведении разведки очага поражения?
  3.  Что нужно разведчикам для проведения разведки очага поражения?
  4.  Какое мероприятие проводится сразу после проведения разведки?
  5.  Кто осуществляет аварийно-восстановительные мероприятия?
  6.  В чем, на ваш взгляд, они должны заключаться?
  7.  Какова основная задача аварийно-восстановительных мероприятий?
  8.  Как устранить воздействие радиоактивных, ядовитых и иных опасных веществ на людей после их спасения?
  9.  Что вы понимаете под санитарной обработкой?
  10.  Кто и каким образом должен ее проводить?

Информация о произошедшем ЧС — важнейшее условие эффективного проведения всех аварийно-спасательных и иных необходимых мероприятий в очаге поражения. Поэтому разведка организуется сразу после получения информации об аварии (катастрофе), а уже исходя из данных, полученных разведчиками, происходит и классификация события — является оно ЧС или нет. Рассмотрим условия и  алгоритм организации разведки в очагах поражения.

Разведка. Для правильной оценки обстановки, определения характера и объема работ организуется разведка района поражения, которая предшествует остальным видам работ, связанных с ликвидацией последствий нападения. Разведка организуется соответствующими Штабами и осуществляется главным образом силами и средствами гражданской обороны. В задачу разведки входит:

  1.  Определение границ очага поражения;
  2.  Обнаружение людей, оказавшихся в завалах, убежищах и укрытиях;
  3.  Установление объема первоочередных работ;
  4.  Характера разрушений;
  5.  Путей и маршрутов эвакуации из очага населения;
  6.  Выявление очагов пожаров;

•  Предупреждение об опасности возможного поражения и т.д.
По мере получения этих данных в очаг вводятся соответствующие  формирования гражданской обороны, которым ставятся определенные и четкие задачи. Должны быть также созданы подвижные группы, которые используются по специальному назначению и распоряжению руководства гражданской обороны.

Аварийно-спасательные работы в очаге поражения. Масштабы и характер очага поражения будут зависеть от вида применяемых средств поражения, а также объекта поражения. Наиболее сложную обстановку следует ожидать при нанесении поражения ядерным оружием взрывного действия. Ядерный взрыв сопровождается одновременным действием ударной волны, проникающей радиацией и радиоактивным заражением, поэтому может вызвать разрушения зданий и сооружений, а также пожары и заражение радиоактивными продуктами взрыва местности, притом на довольно значительной территории.  Очаг поражения принято условно делить на зоны, каждая из которых имеет в известной степени свои особенности.

Проведение спасательных работ. Перед началом спасательным работ необходимо внимательно осмотреть поврежденное здание и прилегающую к нему территорию и выявить места, где могут находиться пострадавшие. Места расположения убежищ и укрытий можно установить по специальным указателям. При осмотре участка работ необходимо выяснить, нет ли опасности дальнейшего обрушения уцелевший части здания и возникновения новых завалов на открытой территории где должны работать аварийно-спасательные службы. Одновременно отключают коммунальные сети, идущие к разрушенному зданию.

Спасательные работы начинаются с осмотра здания или участка, выделяемого для проведения работ. После детального осмотра coставляется не менее детальный план проведения спасательных paбот. Во время проведения спасательных работ на зараженных отравляющими или радиоактивными веществами участках личный состав должен принимать соответствующие меры защиты.

Санитарная обработка населения. Это мероприятие по удалению с человека РВ, ОВ, ВС (бактериальных средств) и других ядовитых веществ. Различают частичную и полную санитарную обработку.

Частичная санитарная обработка осуществляется самим человеком или с помощью. Проводится в очаге заражения немедленно. Обрабатывают открытые участки тела, противогаз и прилегающую к ним одежду. Используют ИПП и подручные средства.

Своевременно проведенные частичные дезактивация и санитарная обработка могут полностью предотвратить или значительно снизить степень поражения людей радиоактивными веществами. Полная санитарная обработка населения раненых и больных заключается в обмывании всего тела водой с мылом с обязательной сменой белья, а при необходимости и одежды и обуви.

Частичная санитарная обработка, как правило, проводится непосредственно в очаге (зоне) заражения или сразу после выхода оттуда. В этом случае каждый самостоятельно удаляет радиоактивные вещества, обезвреживает СДЯВ, ОВ и бактериальные средства, попавшие на открытые участки кожи, одежду, обувь и средства защиты.

При полной санитарной обработке все тело обмывается теплой водой с мылом и мочалкой, обязательно меняются белье и одежда. Проводится на стационарных обмывочных пунктах, в банях, душевых павильонах или на специально развертываемых обмывочных площадках  и пунктах специальной обработки (ПуСО). Летом полную санитарную обработку можно осуществлять в незараженных проточных водоемах. Санитарной обработке предшествуют обычно дезактивация, дегазация и дезинфекция. Если заражение в очаге поражения радиационное — проводится дезактивация, химическое — дегазация, биологическое — дезинфекция. Могут возникнуть и очаги с комплексным поражением, тогда проводятся те виды обработки, которые соответствуют видам заражения. Кратко охарактеризуем их.

Дезинфекция. Это уничтожение во внешней среде возбудителей заразных  болезней. Существует три вида дезинфекции: профилактическая, текущая и заключительная.

 Профилактическая проводится постоянно до возникновения заболевания среди населения и подразумевает выполнение обычных гигиенических норм (мытье рук, посуды, стирка белья, влажная уборка помещений и т.д.). Текущая дезинфекция предусматривает реализацию комплекса противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях и заключается в выполнении санитарно-гигиенических правил. Заключительная осуществляется после госпитализации больного или его смерти.

Дегазация — это уничтожение (нейтрализация) сильнодействующих  ядовитых и отравляющих веществ или их удаление с поверхности таким образом, чтобы зараженность снизилась до допустимой нормы или исчезла полностью. Известно немало способов дегазации, но чаще всего прибегают к  механическому, физическому или химическому.

Механический — удаление отравляющего или сильнодействующего ядовитого вещества с какой-то поверхности, территории, техники, транспорта и других отдельных предметов. Обычно зараженный слой грунта срезают и вывозят в специально отведенные места для захоронения или засыпают песком, землей, гравием, щебнем.

При физическом способе верхний слой прожигают паяльной лампой или специальными огне образующими приспособлениями. Из растворителей используют дихлорэтан, четыреххлористый углерод, бензин, керосин, спирт.

Наибольшее распространение нашел химический способ дегазации, основанный на применении веществ окисляющего и хлорирующего действия.

Дезактивация — это такое удаление радиоактивных веществ с зараженных объектов, которое исключает поражение людей и обеспечивает их безопасность. Объектами дезактивации могут быть жилые и производственные здания, участки территории, оборудование, транспорт и техника, одежда, предметы домашнего обихода, продукты питания и вода. Конечная цель дезактивации - обеспечить безопасность людей, исключить или уменьшить вредное воздействие ионизирующего излучения на организм человека.

Разведка очага поражения

Неотложные спасательные работы

Последующие  спасательные работы

определение границ очага поражения, обнаружение людей, оказавшихся в завалах, убежищах и укрытиях, установление объема первоочередных работ, характера разрушений, путей и маршрутов эвакуации из очага населения, выявление очагов пожаров,

предупреждение об опасности возможного поражения и т. д.

розыск и извлечение пострадавших из завалов, оказание им медицинской помощи, эвакуация из очагов поражения, ликвидация невзорвавшихся бомб, тушение пожаров, обеззараживание проходов, проездов, локализация аварий на сетях и сооружениях коммунального хозяйства, санитарная обработка населения

Содержание эвакуация и
размещение лиц, оставшихся без крова, обеспечение пострадавшего населения продуктами питания и предметами первой необходимости, захоронение трупов, спасение животных и оказание им необходимой ветеринарной помощи, восстановление тех объектов коммунального хозяйства, которые  могут быть приведены и в пригодность к эксплуатации в короткий срок

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

  1.  Что такое разведка очагов поражения?
  2.  Какие цели ставятся при проведении разведки очагов поражения?

––Какими силами проводится такая разведка?

––Какие мероприятия относятся к аварийно-спасательным работам в очаге  поражения?

––Какие цели ставятся перед аварийно-спасательными и другими неотложными работами в очаге поражения?

––Какие из них проводятся в первую очередь, а какие во вторую?

––Когда прекращаются работы по поиску и спасению людей?

––Что такое санитарная обработка?

––Какие виды санитарной обработки вы знаете?

––Каков порядок проведения частичной санитарной обработки? Полной санитарной обработки?

––Что такое дезинфекция?

––Что такое дегазация?

––Что такое дезактивация?



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63252. Римська імперія в І—II ст. нашої ери 29.75 KB
  Ознайомитися із системою державного управління що склалася за часів правління Августа; удосконалити вміння давати характеристику історичної особистості. Очікувані Після цього уроку учні зможуть: називати час правління Октавіана Августа органи влади імперії...
63253. Римська культура 27.61 KB
  Мета: ознайомитися з основними досягненнями культури Давнього Риму, простежити звязок між грецькою та римською культурами; удосконалити навички складання плану параграфа; визначити роль римської культури в розвитку світової культури.
63254. Місто Рим і життя його мешканців 20.61 KB
  Мета: дати уявлення про життя столиці Римської імперії та побут римських громадян; знайомити школярів із визначними памятками Риму підвищити рівень загальної культури учнів.
63255. Виникнення християнства 25.65 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією виникнення і перших етапів існування християнства; схарактеризувати діяльність перших християнських громад та їхнє становище в римській державі; зясувати причини швидкого поширення вчення Ісуса Христа.
63256. Урок узагальнення з теми «Падіння республіки та рання імперія» 22.26 KB
  Які події періоду що розглядається вам найбільше запамяталися Яка подія відбулася 15 березня 44 р. Скільки років минуло від убивства Цезаря до проголошення Октавіана принцепсом Скільки років тривало одноосібне правління Октавіана Які династії правили...
63258. Римська імперія в III ст. нашої ери 26.11 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями господарського розвитку і політичного життя Римської імперії в III ст. Після цього уроку учні зможуть: називати час вторгнення варварів; показувати на карті територію Римської імперії в III ст. територію розселення варварських племен...
63259. Пізня Римська імперія IV—V ст. нашої ери 26.17 KB
  Мета: розглянути основні положення реформ Діоклетіана і Константина простежити процес поділу Римської імперії на Західну і Східну; удосконалити навички встановлення причиннонаслідкових звязків порівняння однотипних історичних явищ.
63260. Християнська церква 27.44 KB
  Що спільного було в політиці Діоклетіана і Константина У яких сферах суспільного життя Константин проводив політику що відрізнялася від політики Діоклетіана Порівняйте системи управління що існували в Римській імперії принципат і домінат.