85089

Сохранение и укрепление здоровья — важная забота каждого человека и всего человечества

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Что позволит сберечь его здоровье. Многие люди считают что здоровье гражданина дело сугубо личное. Отвечая на вопросы постарайтесь использовать свой жизненный опыт Как вы понимаете термин здоровье человека Есть ли какиелибо объективные показатели здоровья Если есть назовите их. Для чего нужно здоровье человеку с точки зрения личной жизни А с точки зрения общества Из чего складывается здоровье человека Есть ли какието показатели здоровья помимо физических Что такое общественное здоровье Как оно связано с личным здоровьем...

Русский

2015-03-23

41.73 KB

4 чел.

Урок 13. Сохранение и укрепление здоровья — важная забота

каждого человека и всего человечества.

Цели урока. Познакомить учащихся с понятием, функциями и показателями здоровья. Изучить структуру и составляющие индивидуального и общественного здоровья.

Проверка домашнего задания.

  1.  Блиц-опрос.

1.Массовое заболевание людей на территории страны или региона (эпидемия);

2.Мероприятие, предшествующее удару стихии (оповещение);

3.Самое частое ЧС в жилых домах и школах (пожар);

4.Кто в школе главный по ГО? (директор)

5.Оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная — ... ГО; (службы)

6.Какой документ определяет порядок проведения любого мероприятия ГО? (план)

7.Один из поражающих факторов ядерного взрыва; (радиация)

8.Что должно быть под рукой у врача и спасателя для оказания помощи? (медикаменты)

9.Что бывает устойчивым и без чего невозможно оповещение? (связь)

2. Ответьте на вопросы:

  1.  Как проводится эвакуация учащихся из школьного здания?
  2.  В каких случаях она проводится?
  3.  Какой документ устанавливает порядок эвакуации?
  4.  Где собираются учащиеся и персонал школы после завершения эвакуации?
  5.  Где располагается пункт временного размещения учащихся и персонала школы?
  6.  Какими средствами пожаротушения располагает школа?
  7.  Как пользоваться пожарным водопроводом?
  8.  Что запрещается тушить при помощи пожарного водопровода?
  9.  Огнетушителями каких типов располагает школа?
  10.  Когда проводится индивидуальная санитарная обработка?
  11.  Какие средства используются для индивидуальной санитарной обработки?
  12.  Что представляет собой санитарная обработка помещений?

Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

      Безопасность жизнедеятельности помогает человеку создать условия для нормальной, полноценной, интересной и приносящей пользу обществу жизни и деятельности. Всего этого можно достичь только тогда, когда человек внимательно относится к своему здоровью, однако для этого тоже нужны знания, причем знания специальные. Любой культурный человек должен иметь

представление об элементарных медицинских понятиях, правилах безопасного (с медицинской точки зрения) поведения в повседневной жизни, правилах гигиены, рационального питания, да и о многом другом. Что позволит сберечь его здоровье.

Многие люди считают, что здоровье гражданина — дело сугубо личное. Но это не так. В ходе изучения сегодняшнего урока мы с вами убедимся в этом.

Вопросы для активизации знаний.

Отвечая на вопросы, постарайтесь использовать свой жизненный опыт

  1.  Как вы понимаете термин «здоровье человека»?
  2.  Есть ли какие-либо объективные показатели здоровья? Если есть, назовите их.
  3.  Для чего нужно здоровье человеку с точки зрения личной жизни? А с точки зрения общества?
  4.  Из чего складывается здоровье человека?
  5.  Есть ли какие-то показатели здоровья помимо физических?
  6.  Что такое общественное здоровье? Как оно связано с личным здоровьем каждого человека?
  7.  На какие стороны жизни общества влияет общественное здоровье?

В качестве эпиграфа к лекции можно вспомнить слова Конфуция, китайского мудреца, жившего в V веке до нашей эры.

Человек заболевает по многим причинам: некоторые заболевают от простуды,

некоторые от усталости и горя. Если из ста ворот закрыть лишь одни,

то разве можно на этом основании считать, что грабитель не сможет пробраться в дом.

Конфуций

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) написано: «Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

В понятии здоровья имеются три равноценные составляющие:

  1.  Физическое здоровье — здоровье тела. Оно складывается из двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, оптимального сочетания труда и отдыха, отказа от вредных привычек.
  2.  Душевное здоровье — здоровье разума. Оно определяется системой мышления человека, развитием внимания и памяти, волевых качеств, степенью эмоциональной устойчивости, отношением к окружающему миру: к людям, знаниям, вещам и себе.
  3.  Социальное здоровье — определяется моральными принципами: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами мировой культуры, уровня воспитания и образования.

Основные показатели здоровья:

  1.  отсутствие болезни;
  2.  нормальная работа организма;
  3.  равновесие организма в системе «природа — человек» (нормальные показатели работы организма — температура тела, формула крови, кровяное давление, пульс и т.д.);
  4.  полное физическое, умственное, психическое и социальное благополучие;
  5.  способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды;
  6.  способность полноценно участвовать в жизни общества;
  7.  стремление к творчеству.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии душевных (психических) и физических сил организма. Гармония психофизических сил укрепляет здоровье, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Функции здоровья — внешнее проявление свойств организма в системе природы и системе общества. Ученые обычно выделяют четыре основные функции здоровья:

  1.  биологическую, которая проявляется в способности производить на свет полноценное потомство;
  2.  физиологическую, проявляющуюся в нормальном функционировании организма;
  3.  психофизиологическую, проявляющуюся в нормальной работе организма как системы в природной и общественной среде;
  4.  социальную, которая проявляется в способности человека выполнять свои обязанности перед обществом, включиться в общественную жизнь, т.е. социально быть адаптированным.

Человек может быть физически и психически здоров, но он может пренебрегать устоявшимися нормами морали: совесть, сопереживание, честность, порядочность, чувство долга, уважение к окружающим. Всякое проявление неуважения, духовного и физического насилия, экстремизма является нравственным уродством, а следовательно, свидетельствует о нравственном нездоровье человека.

Можно говорить о здоровье индивидуальном и общественном. Индивидуальное здоровье человека зависит от того образа жизни, который он ведет. Общественное здоровье — результат сложения состояния здоровья всех членов общества, оно зависит от политических, социально-экономических, природных и экологических факторов. В настоящее время экологические факторы, по мнению большинства ученых, играют решающую роль в состоянии общественного здоровья.

Человек, загрязняя и изменяя окружающую среду, «рубит сук, на котором сидит». Изменения состава и свойств отдельных компонентов окружающей природной среды (атмосферный воздух, вода, почва, уровень радиации в местах проживания людей, уровень шума и другие) и в конечном счете загрязнению среды и необратимым процессам, автоматически приводят к физиологическим изменениям человека, изменениям демографического и социального поведения.  

Ученые различают следующие виды загрязнения окружающей среды: химическое, физическое, биологическое, информационное.

Химические загрязнители (ксенобиотики), попадая в окружающую среду в больших количествах, могут воздействовать на генетический аппарат живых организмов, вызывать их гибель и тем самым нарушать сложившееся равновесие в природе. Основные, самые массовые химические загрязнители поступают в окружающую среду с отходами промышленности, в результате работы транспорта и бытовыми отходами. Среди них существуют вещества, которые не воспринимаются большинством людей и являются фактором экологического риска. Причиной химического отравления могут стать лекарства (при превышении дозировки или с истекшим сроком хранения), бытовая химия (при неправильном их использовании), пищевые добавки.

К физическим загрязнителям относятся: ионизирующее и электромагнитное излучение, тепловое загрязнение, шум. В природе громкие звуки являются сигналами тревоги. Восприняв их, организм животного и в том числе человека приходит в состояние повышенной возбудимости. (Уровень естественного шумового фона составляет 20—30 децибел.) Любой звук достаточной длительности и интенсивности при водит к снижению слуховой чувствительности. По медицинской статистике у 20% молодежи из-за частого прослушивания громкой музыки слух притуплён (как у престарелых людей). Постоянное шумовое воздействие на организм вызывает расстройство нервной системы, депрессию и другие расстройства организма.

Ионизирующее излучение — той же природы, что и при ядерном взрыве. Источником его может послужить ядерная реакция, в том числе и управляемая, радиоактивные вещества и материалы, в том числе искусственного происхождения, наше светило. В настоящее время активизировались и природные и искусственные источники ионизирующего излучения. Говоря об искусственных источниках, следует упомянуть резкий рост числа государств, обладающих ядерным оружием. Мы с вами об этом говорили при изучении второй темы. Там же мы упоминали и так называемую «грязную бомбу» — контейнер с радиоактивными материалами, например, отработанным ядерным топливом, которое может быть использовано террористами в качестве «начинки» для бомбы. Если применить ее в городских условиях, то последствия могут быть просто катастрофическими.

Растет и ядерная энергетика. Франция, например, 80% своей электроэнергии получает за счет АЭС. Общий мировой процент электроэнергии, выработанной на таких электростанциях, сейчас превысил 30% . Аварии, подобные Чернобыльской, более не случались, но абсолютную гарантию безопасности АЭС никто дать не может.

Электромагнитное излучение (ЭМИ) целиком и полностью имеет искусственную природу, за исключением крохотной части, приходящей из космоса. Космическое электромагнитное излучение очень слабое и для человека не представляет серьезной опасности. Искусственное же — совершенно иное дело. Оно не только опасно, в некоторых случаях оно приводит к очень серьезным патологиям, а иногда — к смерти. В то же время количество приборов, использующих ЭМИ, растет. Это телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны, печи СВЧ — все это облучает нас каждый миг. Ослабить влияние ЭМИ на наш организм может только строгое соблюдение правил пользования приборами, использующими электромагнитное излучение.

Тепловое загрязнение вам знакомо. Оно меняет климат не только в пределах города, но и планеты в целом.

Биологическое загрязнение. Его носители — разнообразные микроорганизмы. Микробы и вирусы — носители чужеродной генетической информации вторгаются во внутреннюю среду организма человека. Чтобы оградить ее, организм должен отражать их атаки. Под такой способностью организма понимают иммунитет.

Виды загрязнителей окружающей среды

Виды загрязнения

Основные «загрязнители»

Химическое

Ксенобиотики — это активные химические вещества, используемые человеком в промышленности, транспорте, в быту

Физическое

Ионизирующее и электромагнитное излучение, тепловое загрязнение, шум.

Биологическое

Микробы и вирусы — носители чужеродной генетической информации

Социальное

Перенаселенность городов, участившийся за последний век в несколько раз ритм жизни, а что самое страшное — растущие преступность, наркомания, алкоголизм и иные пороки

Иммунитет защищает человека не только от инфекций. Иногда организм начинает бороться на первый взгляд с «безобидными» компонентами окружающей среды: ферментами некоторых продуктов питания, мельчайшими клещами, обитающими на коже, слущивающимся эпителием домашних животных, пыльцой растений. Отсутствие защиты вызывают определенную реакцию — аллергию. Иммунитет может воспринимать клетки собственного организма как опасные

злокачественно перерожденные, генетически измененные клетки). До тех пор, пока иммунная система способна распознавать и обезвреживать такие клетки, человек защищен от рака. Кроме перечисленных видов загрязнения, имеющих естественную природу и связанных (прямо или косвенно) с природными процессами, огромное влияние на здоровье человека оказывают различные виды «социального загрязнения» — большое скопление людей — перенаселенность городов, повышенный ритм жизни, постоянные стрессы, наркомания, алкоголизм и т.д. Таким образом, можно сделать следующие выводы.

  1.  Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
  2.  Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
  3.  Здоровье бывает индивидуальное и общественное.
  4.  Состояние здоровья не исключает наличия в организме eщё не проявившейся болезни, т.е. нарушения работы организма как системы.
  5.  Загрязняя окружающую среду, человек ухудшает свое здоровье.
  6.  Невозможность противостояния организма различным видам загрязнения возникает при нарушении механизма защиты организма.
  7.  

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

— Назовите определение здоровья по уставу Всемирной организации здравоохранения. Какие составляющие включает в себя здоровье? Назовите основные функции здоровья.

–– Что такое индивидуальное здоровье и от чего оно зависит? Что такое общественное здоровье и какие факторы на него влияют?

–– Назовите основные виды загрязнения окружающей среды. Кратко охарактеризуйте химическое загрязнение. Кратко охарактеризуйте физическое загрязнение. Кратко охарактеризуйте биологическое загрязнение.

–– Что такое иммунитет? Какие виды «социального загрязнения» общества вам известны? Кратко охарактеризуйте их.

Домашнее задание.

Учебник (с. 122—129)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28237. Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева 46 KB
  Личность в системе отношений и структура отношений личности. Психология отношений специфическая теория личности имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности происхождения болезней и механизмов их развития особенностей клинических проявлений лечения и предупреждения. Одно из фундаментальных положений психологии отношений является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей средой. Эти отношения представляют собой преимущественно сознательную основанную на...
28238. НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА (Б.М.ТЕПЛОВ, В.Д.НЕБЫЛИЦЫН, Е.П.ИЛЬИН) 68 KB
  НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА Б.ИЛЬИН Свойства НС это устойчивые особенности НС влияющие на индивидуальные психологические особенности человека. Свойства НС – природные врожденные особенности НС влияющие на формирование индивидуальных форм поведения у животных и некоторых индивидуальных различий способностей и характера у человека Павлов Теплов. Тип высшей нервной деятельности генотип темперамент следует отличать от характера фенотипа или склада высшей нервной деятельности который есть сплав из черт типа и тех черт...
28239. ТЕМПЕРАМЕНТ: ЕГО СВОЙСТВА И ТИПОЛОГИЯ 31.5 KB
  эмоциональная неустойчивость – врожденная склонность человека входить в состояние эмоционального напряжения тревожность – степень личностного ситуативного эмоционального напряжения в угрожающей ситуации или ситуации повышенной ответственности утомляемость работоспособность врабатываемость импульсивность – быстрота реакции непроизвольных движений приспособление к непосредственно действующим раздражителям быстрота принятия решения и его исполнение ригидность пластичность – степень легкости приспособления к новой ситуации...
28240. Характер: свойства, детерминация, формирование 66.5 KB
  Олпорт: Черты характера это нравственно оцениваемые черты личности следовательно определенной культуре определенная трактовка одного и того же свойства. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их. Мерлин: Черты характера это свойства личности в целом которые проявляются в социальнотипических ситуациях. Функции характера: 1.
28241. Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера 51 KB
  Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера. Классификация черт характера Ананьева: Коммуникативные Возникают первыми в процессе онтогенеза т.
28242. Способности: природа, типология, формирование и развитие 64 KB
  Способности: природа типология формирование и развитие. Способности – индивидуальнопсихологические особенности определяющие успешность выполнения деятельности не сводимые к навыкам и умениям которые уже выработаны человеком. Способности оцениваются через темп и динамику развития человека: проявляются к 1213 годам в науке – до 20 лет.общие – проявляются во всех видах деятельности: интеллект – глубина обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности: вербальные пространственные мнемические арифметические умение...
28243. Направленность личности. Потребности и мотивы, мотивация. Ценностные ориентации 48 KB
  Потребности и мотивы мотивация. Маслоу: Основой мотивов являются потребности которые в процессе развития индивида образуют своего рода пирамиду иерархию. В основании пирамиды лежат физиологические потребности голод жажда секс и т. Аффилиативные потребности потребность в принадлежности к какойлибо группе людей в общении и т.
28244. Когнитивный (Ж. Пиаже и Л.Колберг) СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫй (А.БАНДУРА, Д.РОТТЕР), и когнитивно-бихеворальный ( Б.Ф. Скиннер, А. Бек, А. Эллис) подходы к исследованию формирования личности 44 KB
  Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения который Бандура обозначил как взаимный детерминизм подразумевает что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимосвязанными причинами поведения. внутренние детерминанты поведения такие как вера и ожидание и внешние детерминанты такие как поощрение и наказание являются частью системы взаимодействующих влияний которые действуют не только на...
28245. Номонетический (Кеттел и Айзенк) и идеографический (Олпорт и Келли) подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности 108.5 KB
  Номонетический Кеттел и Айзенк и идеографический Олпорт и Келли подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности. ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Г. В своей первой книге Личность: психологическая интерпретация Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности.