8509

История философии. Особенности становления философии в Китае, Индии, Греции

Реферат

Логика и философия

История философии Раздел история философии в значительной степени перекликается с философией истории. История философии - это попытка осмысления объективного процесса развития философии от ее рождения до наших дней. Философия - важная составная част...

Русский

2013-02-12

84.5 KB

30 чел.

История философии

Раздел история философии в значительной степени перекликается с философией истории. История философии - это попытка осмысления объективного процесса развития философии от ее рождения до наших дней.

Философия - важная составная часть цивилизационного, духовного, культурного развития человечества. Изучение истории философской мысли предполагает включение ее в исторический контекст развития человечества, становления и совершенствования духа, культуры, норм и ценностей человеческой жизни.

История философии отражает противоречия, возникавшие в развитии философской мысли, в конкретно-исторических, региональных, национальных условиях, личностно-индивидуальных творческих формах ее выражения. Историко- философское исследование предполагает поиск преемственности в процессе взаимодействия культурных, мыслительных традиций, формирующей единство мировой философии.

Трудность историко-философского анализа (исследования) в том, что многообразие форм творческого осмысления действительности разными мыслителями может осложняться и многообразием способов их интерпретации, и интерпретации историко-философского процесса в целом, которые могут не всегда совпадать. Это элемент специфики философского мировосприятия, философской рефлексии. Истинность или ошибочность философских суждений может быть определена лишь через века. Но умалять их или отказываться от них было бы не разумным, ибо на их основе идет оттачивание, совершенствование человеческой мыслительной способности.

Особенности становления философии в Китае, Индии, Греции

Середина 1 тыс. до н.э. – это рубеж в истории развития человечества, на котором в разных очагах культуры древней цивилизации – в Индии, Китае, Греции практически одновременно возникает философия.

Историкам, исследователям еще предстоит ответить на вопрос, почему именно 6 в. до н.э. выделяется как время взрыва интеллектуальной энергии. Но уже сегодня можно говорить, что философия стала формироваться, когда традиционно- мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы.

Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место обычая пришло образование. Место отца занимал учитель. Функции отца (родовых отношений) ставятся под сомнение, отсюда вражда между родом и философом.

Эта схватка зафиксирована в греческой трагедии. Нравственность родовая вступает в конфликты: семья - индивид, род - государство и т.д.

Подобное столкновение мы видим в трагедиях Эсхила: Микенский царь Агамемнон приносит в жертву богам свою дочь Ифигению ради успеха греческого войска в походе против троянцев, тем самым, подчиняя всеобщим интересам жизнь собственного рода. Жена Агамемнона Клитемнестра защищает родовую нравственность и убивает мужа, возвратившегося из похода победителем. Сын Агамемнона и Клитемнестры Орест чтит свою мать, но по закону он должен защищать права отца – он совершает убийство матери.

Таким образом, скачок в развитии производительных сил, появление товаро- денежных отношений, ослабление родо- племенной структуры, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

Общность генезиса не исключала своеобразия путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах цивилизации.

Философия Древнего Востока.

Древнеиндийские религиозно философские учения.

Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и Новейшего времени: Вольтер, Руссо, Шопенгауэр, Ницше, Л. Толстой, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др. Духовное наследие Индии служило источником вдохновения для философов и для выдающихся общественных деятелей: М.Ганди, Дж. Неру. Философские учения Индии играют важную роль в судьбах мировой цивилизации и культуры.

В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской  философской культуры) во 2 - нач. 1 тыс. до н.э., когда вторжение Ариев (скотоводческих племен) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытно-общинного строя привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть земледельческой аристократии и родовой жреческой власти (брахманы). Древнеиндийское общество делилось на варны – группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Варн было четыре:

1. Жреческая варна (брахманы);

2. Варна военной аристократии (кшатрии);

3. Варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи);

4. Низшая варна (шудры).

Шудры находились в подчинении у брахманов, кшатриев, вайшьев. Они не имели права на общинную собственность, их не принимали в члены общины, они не участвовали в решении ее дел. На их долю оставались самые неприятные виды труда. Деление на Варны освещалось религией. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религиозной идеологии.

В Индии формирование систематизированного философского знания шло через оппозицию брахманизму, основанному на ведическом ритуале. Веды (санскр. - знание) – сборник гимнов в честь богов – может быть охарактеризовано как первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни, - их было 4.

Каждая Веда позднее обросла брахманами, т.е. описаниями обрядов и истолкованиями обрядовых текстов, а также араньяками («лесные книги») предназначенными для отшельников и упанишадами (от словосочетания «сидеть около ног учителя») – текстами эзотерического, преимущественно космогонического знания.

Все собрание ведических текстов считалось шрути, т.е. священным откровением. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты – брахманы. Однако, ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность предписанного им ритуала. Первыми «еретиками», осмелившимися поставить под сомнение всевластие брахманов и обрядовую рутину, стали аскеты, проповедники. Их называли шраманами, т.е. «подвижниками».

6-5 века до н.э. были отмечены распространением множества критических в отношении брахманизма течений. Главными из них были адживика (натуралистическо- фаталистическое учение), джайнизм и буддизм. На базе шраманских школ выросли и развились позже основные философские системы Индии.

Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIIIXX в.

В рамках классического периода выделяется три этапа развития индийской философии, соответствующие трем основным этапам исторического социально- экономического развития древней и средневековой Индии:

- ведический этап - первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновение первого, раннего рабовладельческого общества);

- эпический этап – вторая пол. I тыс. до н.э. (закрепление системы хозяйственных, политических, нравственных, связей и отношений в форме варно-кастового деления общества);

- классический этап – с 1 тыс. н.э. до 17 – 18 в, начался процесс возникновения и развития феодальных отношений на основе социально классической структуры.

1. Ведический этап. Первые философы размышляли над вопросами, которые остаются вечными: Что есть этот мир? Каков смысл существования человека в нем? Мифологическая картина мироздания не различала реальное и иллюзорное, не выделяла человека из окружающего мира, а напротив, одушевляла, очеловечивала его. Зло, с которым человек сталкивался в жизни, он относил на счет сверхъестественных сил. Но когда носителями зла все чаще становились сами люди, это заставляло усомниться в привычных представлениях. Человеческое страдание в различных его проявлениях было стимулом к раздумьям, поиску глубинных смыслов.

Неудовлетворенные мифологическим описанием мира, древние мыслители, подобно мудрецу Упанишад Удалаке, начали задаваться космогоническими вопросами: «как же, дорогой мой, могло это быть? Как из не сущего родилось сущее?» и отвечали: «Напротив, дорогой, вначале это было сущим, одним без второго… И где еще мог быть его (тела) корень… - ищи корень в Сущем, прибежище в Сущем, опору в Сущем». Таким образом, философы, отказываясь от мифологического объяснения «порождения» утверждали «причинность» возникновения мира.

От того как понимается «Начало», зависит в конечном счете представление о производственном из него космосе, мире, порядке вещей. В индийской философской традиции «Начало» чаще всего трактовалось как Абсолют, Высший принцип, не подлежащий какому-либо определению или описанию. В древнейшей упанишаде – Брихадараньяка- читаем: «Он не велик, ни мал, ни короток, ни длинен, ни пылающее красен, ни «применчив». (Он) не тень, не свет, не воздух, не пространство, без привязанностей, без вкуса, без запаха, без глаз, без ушей, без голоса, без ума, без блеска, без дыхания, без рта, без меры, не имеющий ничего не внутри, ни снаружи».

Таким образом, в Упанишадах мы находим учения о Брахмане как субстанциональном начале всего сущего. Все природные вещи и стихии, все многообразие мира есть Брахман. Из него все вещи происходят, им поддерживаются и в нем рассматриваются. Т.е. здесь уже идет речь об отвлеченном философском понятии, выражающем некий мыслимый духовный и телесный предел.

В Упанишадах развивается учение об Атмане как индивидуальном и универсально-космическом психическом бытии. По-Упанишадам, Атман есть универсальная основа, заключенная во всех индивидах, всех вещах и творениях. Это некое универсальное, неизменное, сохраняющееся при любых обстоятельствах (в бодрствующем состоянии, сне, смерти) «Я», в то же время - универсальный субъект и универсальный объект, который одновременно воспринимает и не воспринимает себя. Это целое бесконечное универсальное «Я» не может быть воспринято по своей природе, т.к. это не предмет для восприятия, но и не принцип всякого восприятия.

Брахман и Атман как объективное и субъективное, космическое и психическое начала отождествляются, в том числе и с человеческим «Я». Тем самым, согласно Упанишадам человек в своих высших духовных проявлениях (т.е. тождестве «Я» с Атманом и Брахманом) становится и богом и космосом: «Кто знает: «Я есмь Брахман», тот становится всем. И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он становится их Атманом» (Брихадараньяка - Упанишада).

Но вырабатывая определенные философские понятия, мировоззрение Упанишад не является личностным философским творчеством, а остается предфилософским.

2. Эпический этап развития философской мысли в Индии. В это время философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания. Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделяют:

  1.  Эпическая поэма Махабхарата (начала создаваться ок. 10 в. до н.э. и окончательное оформление получила в V в н.э.) состоит из 13 книг, содержит около 100000 стихов, написанных Вьясой. Это попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев (греков, парфян, скифов) с брахманистской догматикой Вед.
  2.  Поэма Рамаяна, состоящая из 7 книг, написана Вальмики. В них – и ведические боги во главе с Индрой, новые боги, отождествляемые с различными первопредками, политеистические культы и т.п. Со временем поэма из литературного произведения превращается в трактат по идеологии индуизма.
  3.  Свод законов Ману (1250 г. до н.э.) – этический кодекс, дающий разъяснение по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев для различных поступков и т.д.

Выдающимся литературно-философским памятником Индии является шестая книга Махабхараты - Бхагавадгита. С нравственно-философской точки зрения Бхагавадгита есть йога-шастра - этический трактат практического жизненного значения. Йога понимается как волевое усилие, противостоящее любому соблазну. Также это метод психического воспитания, очищение интеллекта от эмоциональных заблуждений, позволяющий непосредственно и истинно воспринимать реальность.

Йога основана на познании духа, а оно – на метафизике Бхагавадгиты. Согласно которой, все чувственные вещи постоянно находятся в процессе становления. Первичное, устойчивое бытие есть Брахман – вечный дух, имеющий отношение к бесконечности, который одухотворяет все вещи, находит свое специфическое прояв-ление в сознании человека, что делает его причастным к вечному духу, вечности и бесконечности. На этой основе строится система этических идей «Гиты», что свидетельствует о более высокой ступени развития философского мировоззрения (нравственного порядка, основанного на внутреннем, духовном самопожертвовании).

Культура есть творческое самопожертвование человеческого духа, развивающего горизонты обыденного человеческого существования до восприятия таких таинственных феноменов бытия, как красота, истина, добро, свобода и т.п.

Классический период развития индийской философии.

Эпоха перехода от родового общества к классовому растянулась на многие века. Изменения, происходящие в хозяйственной, экономической, технической, интеллектуальной, социальной сферах деятельности индийского общества предполагали изменения в культурно-философской традиции, требовали более систематической духовной деятельности, что вело к появлению собственно философских традиций.

Исходный материал для этой интеллектуальной работы - наследие Вед. Формирование соответствующих школ, направлений древнеиндийской философии зависело от отношения к различным элементам ведических традиций, характера их переосмысления. Окончательное закрепление философских школ как целостных мировоззренческих систем, имеющих собственную историю произошло в первые века н.э.

Школы древнеиндийской философии условно разделены на две большие группы в зависимости от их отношения к вековым догмам ведической литературы. Но все они в большей или меньшей степени использовали мировоззренческий опыт Вед.

1 неортодоксальные, отвергающие авторитет вед: буддизм, джайнизм, чарвака.

2 ортодоксальные, признающие авторитет Вед, из них: признающие только Веды (миманса, веданта); признающие кроме Вед и другие источники (санкхья, йога, ньяя, вайшешика).

Философия санхья – основатель Капила – развивает учение о Пуруше (подлинном «Я», вечном, бесконечном, неизменном духе) и Пракрити (материальной субстанции, природе, жизненной энергии); учение о свойствах. Пракрити – гуны, проявление и взаимодействие которых образуют видимый мир. В рамках философии санкхья развивается мокша (содержащая рекомендации по освобождению от страданий с помощью техники йоги) – первоначально складывалась в таких Упанишадах, как Чхандогья, Шветашватара, Майтри и др.

Классическая йога имеет очень древние ведические корни. Основателем является Патанджали (2 в. до н.э.). Йога является путем достижения сверхъестественного состояния через аскетическую практику. Философия классической йоги содержит 8 ступеней ее освоения: 1) яма - воздержание, 2) нияма – самодисциплина, 3) асана – сидение в позе, 4) пранаяма – регулирование дыхания, 5) пратьяхара – прекращение деятельности чувств, 6) дхарна – сосредоточенность, 7) дхаяна – размышление и 8) самадхи – прекращение деятельности (земного) сознания. Корни этого философского направления и практики находятся в таких Упанишадах: Катха, Шветашватара, Брихадараньяка, Мандукья и др.

Философские школы ньяя и вайшшика, основанные Гаутамой в III в. до н.э. и Улукой в IV в до н.э. соответственно учат о пяти элементах бытия, среди которых земля, вода, воздух, огонь и эфир, учат об индивидуальной духовной субстанции (Атмане), о пространстве. Истоки умозрения этих школ в ранних Упанишадах – Брихадараньяке и Чхандогье.

Философия мимансы, основанная Джаймини (IIIII в до н.э.), трактуют вопросы ритуала, опираясь на традиции ранних Вед (самхит).

В соответствии с доминирующей традицией Вед, все учения ведического канона принимали положение о жизни после смерти, хотя многие из них отвергали идею божественного творения мира (миманса, йога, санкхья, ньяя, вайшешика).

Для так называемых неортодоксальных школ индийской философии, т.е. отрицательных авторитет Вед или проявляющих нейтральное отношение к ним, свойственна идейная преемственная связь с Упанишадами.

Например, в наибольшей степени она характерна для буддизма – выдающейся религиозно-философской традиции древней Индии. Ее основатель – Сиддхартха Гаутама, Будда – «просветленный» в VI в до н.э. основные идеи буддизма в неразвернутом и несистематизированном виде в Чхандогье, Катхе – упанишадах. Среди них идеи о первенстве небытия (не-сущего) над бытием, об иллюзорности, неистинности индивидуального человеческого существования, о возможности достижения состояния блаженства путем отказа от желаний и чувственных притязаний и др. В буддизме заметное место занимают нравственные идеи. Для него характерно сдержанно-критическое отношение к кастовым предрассудкам (например, согласно буддизму, принадлежность к той или иной варне не играет существенной роли для личного спасения, главное – нравственные заслуги человека) и др.

Джайнизм – еще одна значительная религиозно-философская школа Индии, основанная Махавирой в VI в. до н.э. Она тоже имеет определенную связь с Упанишадами, хотя и более опосредованную. Для джайнизма характерно отрицание роли традиционных (ранних ведических) богов и резкое осуждение ритуала (в особенности – связанных с жертвоприношением людей и животных). Также для джайнизма характерно более «либеральное» отношение к женщине (в отличие от брахманизма, где женщина низводилась до уровня варны шудр. Джайны в религиозной жизни практически дали ей права, равные с мужчинами – от допуска к священным книгам и до возможности стать монахиней. Учение джайнов является дуалистическим (т.е. допускающем одновременного существования материальной и духовной субстанции), а следовательно, согласно ему, весь мир является одушевленным.

Джайнизм, вытекая в определенных своих аспектах из Каушитаки – упанишады, где речь идет о непосредственно познающем Атмане, свободно перемещающемся от одного тела к другому (слово «атман» означает «бегающий»), учит, что единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки и, подобно «атомам» могут переходить из тела в тело. Благодаря этому непосредственному «смыканию» души с любым, сколь угодно удаленным, телом, становится возможным духовное видение, т.е. непосредственное (минуя чувства и разум) познание прошлого, настоящего и будущего.

Веданта - философия, пытавшаяся представить несистематизированные идеи Упанишад в виде теоретической системы. Представители этого направления занимались комментированием текстов Упанишад – Гаудапада, Шанкара, Рамануджа и др.

В заключении подчеркнем некоторые особенности древнеиндийской философской мысли – древнеиндийская философия всегда носила непрерывный характер, опиралась на предшествующую традицию и часто – становилась комментарием, разъяснением к существующему культурному наследию.

- самостоятельность индийской философской культуры;

- огромное число источников и текстов по древнеиндийской философии и совершенно неопределенная их датировка или полное ее отсутствие.

- неперсонифицированный характер, а порой отсутствие конкретного автора многих текстов. Невозможно порой точно судить об авторстве.

Древнекитайская философия.

Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. Здесь также ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний и успехами медицины – создали благоприятную почву для духовных перемен.

Примечательно, что в Китае подготовили эпоху «Чжань го» («борющихся царств», наступление «золотого века» китайской философии – аскетствовавшие бродячие мудрецы. Хотя отдельные философские идеи могли быть обнаружены в еще более древних памятниках культуры Китая, каковыми были «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»).

Философия в древней Индии и Китае до 6 в. до н.э. развивалась анонимно (авторы не известны). Отныне она становится авторской. В Индии, связанной с именами Гаутамы Шакьямуни – Буддой, основателем джайнизма – Махавиры (Вардхаманы). В Китае первыми философами становятся Конфуций, даосский мудрец Лао-цзы.

Если в Индии многочисленные философские школы соотносились с брахманизмом, буддизмом, то в Китае - преимущественно с конфуцианской ортодоксией (при-верженность основам). Но в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, а в Китае – конфуцианство во 2 в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до нач. 20 в. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными (в соперничестве ста школ) были даосизм и легизм.

Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIIIV вв. до н.э.) – Чжаню (VIII вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (XIIII вв. до н.э.). Она ведет начало от первых философов даосизма, конфуцианства, «Книги Перемен».

В историко-философской науке нет общепринятого критерия периодизации китайской философии. Периодизация осуществляется по различным основаниям, например, 1) связывается с правящей династией: «философия периода Чюнцю - Чжанью», «философия периода двух династий Хань», «философия периода Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий», «философия в период династий Суй и Тан». 2) в основу периодизации кладется европейская хронологизация; выделяется 4 периода: древний (XIIII вв. до н.э.), средневековый (III в. до н.э. – XIX в. н.э.), новый (середина XIX – 4 мая 1919г.), новейший (с 1919 по настоящее время). 3) по основным направлениям китайской философии их стадиям развития: например, древнее (или раннее) конфуцианство, сунское неоконфуцианство, ранний философский даосизм, религиозный даосизм; древняя ицзинистистика, сунская ицзинистика.

Древний период китайской философии устанавливается в рамках VII-III в.до н.э

Школы и течения китайской философии объединяет общее происхождение. Их единый корень – культура Дао. Религия между ними заключается в мировоззренческой ориентации и методах объяснения Дао. «Великое Дао, согласно «Дао-де-цзыну» - растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает своего роста… все сущее возвращается к нему…»

Наиболее древними памятниками культуры в Китае считаются такие книги как «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»).

В развитии философии древнего Китая большое значение имел даосизм – учение Лао-цзы о Дао - пути вещей.

Лао-цзы (VIV вв. до н.э.) – основатель философской школы. Главная идея философии состоит в том, что жизнь природы и людей протекает по определенному пути – дао, который есть естественный закон самих вещей и вместе с субстанцией ци (воздух, эфир) составляет основу мира. В мире все находится в движении и изменении, но как бы ни шло это развитие – справедливость торжествует, - таков закон.

Согласно даосизма, соблюдение «меры вещей» является для человека главной жизненной задачей. Дело в том, что по учению человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная, порождаемая и детерминируемая Дао – Единый (а потому истинная), другая искусственная, порождаемая и определяемая страстями, свойственными человеческому эго (и от того - ложная). Исходя из этого идеальным человеком является тот, в котором истинная натура возобладает над ложной.

Другим важным философским учением Китая является конфуцианство. Основатель – Конфуций (551 - 473 до н.э.). Важным элементом конфуцианства является сосредоточенность на этических правилах, социальных нормах и регулировании государственного управления, которое является теорией организации общества.

Что касается моизма – основатель Мо Ди (473 – 391 до н.э.), то его (учения) смысл заключался в идеях всеобщей любви (цзянь ай), преуспеваемости, взаимной пользы. Мо Ди в своем учении признавал небесную волю, которая должна была повлиять на утверждения моистских принципов.

Легизм – основоположником считается Шэнь Бухай (400 – 337 до н.э.) – формируется почти исключительно как ученые, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений в эпоху «воюющих государств». Его представители занимались проблемами социальной теории и государственного управления того периода.

PAGE  14


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20502. Маніпулювання даними, операції над схемою бази даних за допомогою мови SQL 27.5 KB
  Маніпулювання даними операції над схемою бази даних за допомогою мови SQL Для маніпулювання данними виділяють такі групи команд SQL:Команди мови визначення даних DDL Data Definition Language. DDL Data Definition Language мова визначення даних це підмножина SQL що використовується для визначення та модифікації різних структур даних.До даної групи відносяться команди призначені для створення зміни та видалення різних об'єктів бази даних. Команди CREATE створення ALTER модифікація і DROP видалення мають...
20503. Матриця суміжності та матриця інцидентності 28 KB
  Матриця суміжності графа G зі скінченною кількістю вершин n пронумерованих числами від 1 до n це квадратна матриця A розміру n в якій значення елементу aij рівне числу ребер з iї вершини графа в jу вершину. Матриця суміжності простого графа що не містить петель і кратних ребер є бінарною матрицею і містить нулі на головній діагоналі. Матриця суміжності неорієнтованого графа симетрична а значить володіє дійсними власними значеннями і ортогональним базисом з власних векторів.
20504. Метод ітерації (метод послідовних наближень) 88 KB
   Суть методу полягає у заміні початкового рівняння 4.18 еквівалентним йому рівнянням 4.19 Постановка задачі Нехай задано рівняння де – неперервна нелінійна функція. Потрібно визначити корінь цього рівняння який знаходиться на відрізку з заданою похибкою .
20505. Метод послідовних наближень (метод ітерацій) для розв’язку системи лінійних рівнянь 91 KB
  11 пошуку розв’язку системи с заданою похибкою відповідно теоремі про збіжність.11 виконується то ітераційний процес пошуку розв’язку системи с заданою похибкою збігається і метод послідовних наближень можна використовувати.13 що легко розв’язується для знаходження вектора розв’язку першого наближення тому що в правої частині містить всі визначені елементи.
20506. Мова запитів SQL. Огляд її можливостей 27 KB
  Він по суті містив тільки пропозиція SELECT яке дозволяло формулювати запити для вибірки даних з бази. Потім мова була доповнено двома іншими компонентами необхідними для роботи з базами даних. Перший з них – компонент для визначення структури бази даних які в термінології теорії баз даних називаються мовою визначення даних МВД. Другий засоби що дозволяють заповнювати базу даних змінювати їх і видаляти.
20507. Моделі подання знань.Вимоги до моделей подання знань 26.5 KB
  Моделі подання знань.Вимоги до моделей подання знань Подання знань це множина синтаксичних і семантичних угод що роблять можливим формальне вираження знань про предметну галузь у комп’ютерноінтерпретованій формі. Найрозповсюдженішими є такі моделі представлення знань: логічні моделі продукційні моделі фреймові моделі семантичні мережі. До основних вимог подання знань належать: Лаконічність зміст друкованих знаків.
20508. Неорієнтовані та орієнтовані графи 27 KB
  Граф це сукупність об'єктів із зв'язками між ними. Об'єкти розглядаються як вершини або вузли графу а зв'язки як дуги або ребра. Для різних областей використання види графів можуть відрізнятися орієнтовністю обмеженнями на кількість зв'язків і додатковими даними про вершини або ребра.
20509. Нотація Баркера 38 KB
  Связи обозначаются линиями с именами место соединения связи и сущности определяет кардинальность связи: Обозначение Кардинальность 01 11 0N 1N Пример: Для обозначения отношения категоризации вводится элемент дуга :.
20510. Орієнтовані і бінарні дерева 50.5 KB
  Бінарне дерево. В програмуванні бінарне дерево – дерево структура даних в якому кожна вершина має не більше двох дітей. Різновиди бінарних дерев Бінарне дерево – таке кореневе дерево в якому кожна вершина має не більше двох дітей. Повне закінчене бінарне дерево – таке бінарне дерево в якому кожна вершина має нуль або двох дітей.