85092

Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность человека

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Влияние биоритмов на работоспособность человека. Ответьте на вопросы: Что такое здоровый образ жизни Какую роль он играет в жизни человека От каких факторов он зависит Какие составляющие он в себя включает На что он направлен Какую роль играет в здоровом образе жизни здоровое питание В чем заключается здоровое питание Что такое культура питания К соблюдению каких правил она сводится Назовите основные правила здорового питания. Усталость особенно сильно влияет на человека если его повседневный ритм жизни не удобен для его...

Русский

2015-03-23

37.05 KB

1 чел.

Урок 17. Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность человека.

Цели урока. Рассмотреть понятие режима труда и отдыха, формирование индивидуального режима, меры и способы профилактики утомления.

Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

  1.  Что такое здоровый образ жизни?
  2.  Какую роль он играет в жизни человека?
  3.  От каких факторов он зависит?
  4.  Какие составляющие он в себя включает?
  5.  На что он направлен?
  6.  Какую роль играет в здоровом образе жизни здоровое питание?
  7.  В чем заключается здоровое питание?
  8.  Что такое культура питания?
  9.  К соблюдению каких правил она сводится?
  10.  Назовите основные правила здорового питания.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Человек не в силах сопротивляться болезни потому что его организм истощен постоянными усилиями, направленными на поддержание обычного ритма своей повседневной жизни. Усталость особенно сильно влияет на человека, если его повседневный ритм жизни не удобен для его организма. Почему это происходит и как сделать свою повседневную жизнь наиболее комфортной? Это и станет темой сегодняшнего урока.

Вопросы для активизации знаний.

  1.  Легко ли вы встаете утром?
  2.  Во сколько вы ложитесь спать?
  3.  Хватает ли вам времени на все ваши занятия?
  4.  Знаете ли вы свои биологические ритмы?
  5.  Знаете ли вы, что такое биологические ритмы?
  6.  Какие типы людей с точки зрения особенностей их биологических ритмов вы знаете?
  7.  Что такое усталость и в чем она проявляется?
  8.  В какое время у вас наступает период максимальной работоспособности?
  9.  Сколько времени в вашем возрасте нужно отводить на сон?
  10.  Какой вид отдыха позволяет вам быстрее и лучше восстановить свои силы?
  11.  Задумывались ли вы над тем, о чем мы говорили сейчас?

Биологические ритмы, или биоритмы, — это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их проявление можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях. Основной признак ритмических процессов — их повторяемость.

Вея деятельность организма человека подчинена определенным ритмическим колебаниям. Ритмично сокращаются сердце и дыхательная мускулатура, за бодрствованием следует сон, изменяются уровень гормонов и биологически активных веществ в крови, деятельность органов пищеварения и т.д.

Все функции организма связаны с расходованием энергии. И ежедневно в строго определенные часы каждый внутренний орган ее восполняет.

Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 ч., затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 ч. вновь незначительно повышается. При этом максимум отдельных функциональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 ч. у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в толкании ядра, в беге на 100 м.

По мнению ученых — хронобиологов (хронобиология — область биологии, изучающая протекание во времени процессов жизнедеятельности, тесно связана с медицинской астрологией), существует несколько биологических ритмов, которые определяют жизненную активность человека, способность его эффективно заниматься тем или иным видом деятельности.

Первый значимый ритм — трехчасовой ритм управителей часов данного дня недели, так называемые космобиологические циклы.

Суточный ритм — это 24-часовой ритм. Он связан с вращением Земли вокруг своей оси и со сменой дня и ночи. Он дает периоды спада и подъема активности — физической и психической. Что происходит в течение суток, от чего зависят эти перемены? В основном от темперамента человека. «Жаворонки» и «совы» связаны с суточным ритмом — с подъемом и спадом активности.

Месячный ритм — он связан с 4-я фазами Луны: новолуние, восходя Луна, полнолуние, убывающая Луна.

Годовой ритм. Он связан со сменой времен года, с движением Солнца, с движением Земли вокруг Солнца — активность человека меняется со сменой сезона. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, a с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Февраль и декабрь — месяцы наименьшей активности почти для всех.

Биологический год — это год жизни человека от дня рождения до рождения. В эти биологические годы есть периоды спада и активности.

При нарушении основных правил здорового образа жизни и пренебрежении собственным запасом сил системы организма начинают работать беспорядочно, и физиологические ресурсы органов и систем используются неэффективно, не успевая полностью восстановиться. Появляются признаки хронической усталости, отсутствие аппетита, снижается острота зрения, реакция становится замедленной.

Усталость, утомляемость и их профилактика. Повышенная утомляемость и постоянное чувство усталости — распространенные жалобы, предъявляемые пациентами на приемах врачей различных специальностей. Хроническую усталость можно охарактеризовать как состояние потери активности и способности продолжать какую-либо деятельность. Она влияет на физические и интеллектуальные способности, снижая качество жизни.

Физиологическое утомление — это состояние, субъективно ощущаемое как чувство «слабости, вялости», вызываемое тяжелой грузкой и характеризующееся пониженной работоспособностью, может быть физическим (мышечным) и нейропсихическим (центральным). Обе формы утомления проявляются при физической и интеллектуальной деятельности, и нельзя отделить одну от другой. Тяжелая физическая работа приводит в первую очередь к мышечному утомлению, а усиленная или монотонная умственная нагрузка вызывает преимущественно утомление центрального типа.

Мышечная утомляемость — неспособность мышц поддерживать мышечное сокращение заданной интенсивности — связано с присутствием избытка аммиака, усиливающего анаэробный гликолиз, блокируя выход молочной кислоты. Повышение уровня аммиака и ацидоз лежат в основе метаболических нарушений при мышечной утомляемости. Эти процессы играют определяющую роль в формировании усталости, связанной с физиологическим утомлением.

Нейропсихическое утомление ведет к снижению трудоспособности вследствие нарушений центральной нервной регуляции, связанных, в первую очередь, с функциональным состоянием  головного мозга, отвечающим за активное бодрствование. Мозг человека потребляет до 25% всех энергетических ресурсов организма, и его активность постоянно высока как в дневное, так и ночное время (деятельность мозга во сне). При нейропсихическом утомлении происходит замедление процессов передачи информации, ухудшение его функций, потеря интересов к работе, ослабление сенсорного восприятия и моторной функции. Нейропсихическое утомление может сопровождаться депрессивными и тревожными реакциями, раздражительностью, резкой сменой настроения и заторможенностью.

Если не происходит восстановления, то возникает синдром перегрузки. Следом за перегрузкой развивается истощение. Истощение возникает в тех случаях, когда физическая или умственная работа, превышающая предел утомления, не прерывается на срок, достаточный для восстановления. Стресс — особое состояние организма и характеризуется мобилизацией всех неспецифических, защитных и приспособительных сил, приводящих к повышению устойчивости организма. Возникновение развитие стресса не зависит от факторов, приводящих к нему: психических, социальных, болевых.

Труд и отдых — две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых — состояние относительного покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще И.М. Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе в других мышечных группах. Это явление получило название активного отдыха.

Активный отдых — это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстромy и полному восстановлению работоспособности по сравнению с отдыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной деятельности другим ee видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости.

В профилактике развития утомления, снижении его глубины большую роль играет рациональная организация труда и отдыха, учитывающая специфику работы. Так, прекратив физическую работу, человек сразу выключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными могут оказаться приемы пассивного отдыха, особенно при тяжелом физическом труде.

Правильная организация труда включает внутрисменные перерывы на отдых, использование так называемой функциональной музыки. Сменность работы в различное время суток нежелательна, поскольку развивается сбой биоритмов, а это препятствует нормальному функционированию организма.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

  1.  Что такое биоритмы?
  2.  Какую роль играют биоритмы в жизни человека?
  3.   Какие бывают биоритмы, исходя из их периодичности?
  4.  Какие биоритмы особенно важны для человека?
  5.  Как, исходя из особенностей суточных биоритмов, можно классифицировать людей?
  6.  В  чем  особенность  биоритмов   «жаворонков»,   «голубей», «сов»?
  7.  Назовите научно-обоснованные часы активной работы, отдыха и отхода ко сну для своего биоритмического типа.
  8.  Что такое утомление и чем оно отличается от усталости и утомляемости?
  9.  Опишите физиологический механизм утомления.
  10.  Как бороться с утомлением и усталостью?



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48025. ПЕРША МЕДИЧНА ДОПОМОГА В ЗАГРОЗЛИВИХ ДЛЯ ЖИТТЯ СТАНАХ, ЯКІ ВИНИКАЮТЬ ПРИ ЗАХВОРЮВАННЯХ ВНУТРІШНІХ ОРГАНІВ, ІНФЕКЦІЙНИХ ХВОРОБАХ 114 KB
  Причини ознаки попередження цих порушень. Ознаки нормальної постави. Плоскостопість вроджена та набута її перші ознаки. Загальні ознаки для всіх форм неврозів: моторні порушення зайва рухливість тік заїкання розлади вегетативної регуляції.
48026. Методика викладання природознавства 512 KB
  Метод спостереження – цілеспрямоване сприйняття того чи іншого педагогічного явища без втручання в його хід. Ефективність спостереження залежить від чіткості визначення дослідником об’єктів сприймання мети способів фіксації його наслідків ведення протоколу фото і кінозйомка відео та аудіо записи. У процесі констатуючого експерименту проводяться спостереження бесіди анкетування учителів батьків учнів вивчається шкільна документація й письмові роботи дітей та виконуються учнями діагностуючі завдання. Спостереження – це...
48027. Логіка. Конспекти лекцій 846.5 KB
  Поняття і судження Основними формами абстрактного мислення є поняття судження й умовиводи. Судження – форма мислення в якій щонебудь стверджується або заперечується про предмети їхні властивості або відносини. Поняття судження умовивід мають свою специфічну форму структуру.
48028. ЛОГІКА. ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 4.48 MB
  Теоретичні питання для самоконтролю Що означає термін логіка і в чому полягає проблема визначення логіки як науки Назвіть об'єкт предмет вивчення формальної логіки Яку сторону мислення вивчає логіка Що таке пізнання форми мислення Який взаємозв'язок між пізнанням і мисленням Що означає поняття абстрактне мислення Дайте визначення логічної форми істинності та правильності думки Дайте визначення мови та назвіть основні види знаків Що таке процес формалізації в вузькому та широкому значенні Що таке зміст і значення мовних виразів...
48029. Моделі і методи прийняття рішень в економіці 779.5 KB
  Оптимізація календарного плану реалізації запасів сільськогосподарської продукції за умов цінового ризику. У числі найвідоміших задач математичного програмування можна назвати такі: оптимізація виробничої програми фірми оптимізація плану перевезень продукції оптимізація варіанту розподілу завдань між виконавцями оптимізація плану введення в дію нових виробничих потужностей оптимізація портфеля фінансових активів тощо. За умов забезпечення випуску заданих обсягів виробництва продукції й обмежень із кількості основних виробничих ресурсів...
48030. МОДЕЛИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 2.2 MB
  Пудовкина МОДЕЛИРОВАНИЕ АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ Учебное пособие Челябинск Издательство ЮУрГУ 2006 УДК Пудовкина С. Учебное пособие предназначено для студентов изучающих дисциплины Математические методы и модели в экономике Математическая экономика Моделирование экономических систем и процессов Имитационное моделирование Анализ и оптимизация бизнеспроцессов и обучающихся по специальностям Менеджмент организаций Экономика и управление на предприятии Финансы и кредит Прикладная информатика в экономике....
48031. Макроекономіка. Опорний конспект 1.62 MB
  Сукупні видатки і ВВП. Високий і зростаючий рівень національного виробництва тобто рівень реального валового внутрішнього продукту ВВП. Сукупним вимірником національного виробництва виступає валовий внутрішній продукт ВВП що виражає ринкову вартість кінцевих товарів і послуг. Агреговані величини характеризують ринкову кон'юнктуру і її зміну ринкова ставка відсотка ВВП загальний рівень цін рівень інфляції рівень безробіття й ін.
48032. Етика. Курс лекцій 2.21 MB
  СЕНС ЖИТТЯ І СТАВЛЕННЯ ДО СМЕРТІ Звідки постає проблема сенсу життя людини 150 Способи осмислення людського буття 155 Феномен смерті 166 Життя як дарунок і відповідь 176 Лекція 7. МОРАЛЬНА САМОСВІДОМІСТЬ Поняття моральної самосвідомості 221 Честь і гідність людини 223 Совість – центральний чинник моральної самосвідомості людини 229 Розкаяння 238 Поняття сорому 241 Лекція 9. ДІЯ І СВОБОДА ЛЮДИНИ Поняття свободи етичний аспект 259 Свобода дії свобода вибору свобода волі 261 Свобода як моральна цінність людського буття 269 ...