85108

Добровольная подготовка граждан к военной службе

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Добровольная подготовка граждан к военной службе Цели урока. Изучить назначение структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви.

Русский

2015-03-23

41.25 KB

1 чел.

ОБЖ 11 класс

Урок 14. Добровольная подготовка граждан к военной службе

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устроился на должность курьера в коммерческую фирму, где и проработал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар района, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. проходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого гражданин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две — к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

  1.  Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?
  2.  Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?
  3.  Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?
  4.  Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?
  5.  Где граждане России получают начальные знания в области обороны?
  6.  Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граждан?
  7.  Что включает в себя медицинское освидетельствование граждан и для чего оно проводится?
  8.  Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?
  9.  Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока — добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

  1.  Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?
  2.  Что она включает в себя?
  3.  Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?
  4.  Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?
  5.  Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?
  6.  Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. В дополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47—50):

Комментарий к статьям 17—19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе — добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На основании Федерального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной подготовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое решение в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной службе, которыми являются следующие:

  1.  занятие военно-прикладными видами спорта;
  2.  обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  3.  обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добровольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежащими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граждан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляется в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» — 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» — 75 дней, в том числе 30 дней — в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования и 45 дней — после защиты дипломных проектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, которые учитываются наравне с оценками, полученными по другим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подготовки гражданина к военной службе?

  1.  Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?
  2.  Какие преимущества получают граждане, занимающиеся военно-прикладными видами спорта?
  3.  Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?
  4.  Какова цель создания Военно-музыкального училища?
  5.  Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимовского военного училища?
  6.  Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования?
  7.  Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-военных центрах?
  8.  Как исполняют военную обязанность выпускники военных кафедр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к добровольной подготовке граждан к военной службе:

— занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патриотических кружках, клубах, обществах и организациях;

  1.  участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррористической операции на Северном Кавказе;
  2.  занятие военно-прикладными видами спорта;
  3.  занятия боевыми единоборствами;

—участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

—обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

—самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

—обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомобильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количество баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47—50.


 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66116. МЕСТО И РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 105.5 KB
  Одно из наиболее значимых последствий реализации либеральной концепции государства идея гражданского общества основанная на представлениях о естественных неотъемлемых правах человека и ответственности государства за обеспечение этих прав.
66117. ЕЩЕ РАЗ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 101 KB
  Считается что человек это разумное животное. Это означает по мнению Мигеля де Унамуно что суть всякого человека в этом самом усилии продолжать существовать в стремлении не умирать. Более всего от этого пострадали психология и криминология позитивистский анализ заслонил...
66118. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 130.5 KB
  Изучение исторического опыта международного профессионального движения обогащает знания о целях и задачах профсоюзов основных направлениях и методах их деятельности помогает занять правильную позицию во взаимоотношениях с работодателями и государством.
66119. ВЛИЯНИЕ ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ПРАВЛЕНИЯ НА ПОЛОЖЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА В КОНСТИТУЦИОННОМ МЕХАНИЗМЕ ЯПОНИИ И В МИРЕ 95.5 KB
  В то же время сама структура Основного Закона соподчиненность его частей многие закрепленные институты статус Парламента и Правительства весьма похожи на соответствующие элементы европейских актов. Дальнейшее рассмотрение конституционной власти а также конституционно-правового статуса парламента...
66120. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ 81 KB
  В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой взаимно дополняют друг друга но каждый из них имеет свое назначение сущность выполняет определенную функцию. Это на взгляд автора в полной мере относится к гарантиям прав человека и гражданина...
66121. МОЖЕТ ЛИ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ УСТРАНИТЬ ОСНОВУ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ? 64.5 KB
  Известно что на ранней стадии своего развития государства возникшие как образования призванные в частности защищать своих граждан от насилия других народов не стремились к активному взаимодействию друг с другом.
66122. ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ И ЦЕЛЬ ДОКАЗЫВАНИЯ 80 KB
  Частные науки принимают в качестве готового определения истины которое дает философия и на этой основе познают конкретные истины в конкретных областях познавательной деятельности. Понимание истины истинности не как свойства вещей предметов а как свойства мыслей знания восходит к Аристотелю...
66123. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, КУЛЬТУРЫ 147 KB
  В советский период характерна расплывчатость подхода к определению компетенционного статуса местного самоуправления. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации принимался в условиях противостояния Президента России...
66124. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ 64 KB
  Особенность развития России состоит в том что циклы в ее истории сменяют друг друга гораздо быстрее чем в государствах традиционных типов демократии. Однако политическое руководство России в тот момент не было готово...